Тема: «Игры для ребятишек, девчонок и мальчишек». Знакомство со звуками В и Вь, буквой В.
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)
Задачи:
"Речевая деятельность" - Актуализировать знания о звуках В и Вь и букве В; познакомить с характеристикой звука В; научить различать на слух звуки В (Вь) по мягкости произнесения; упражнять в чтении слогов, договаривании их до целого слова; осуществлять деление слов на слоги; развивать фонематический слух, слоговой и звукобуквенный анализ и синтез.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
znakomstvo_so_zvukami_v_i_v_bukvoy_v.docx | 36.27 КБ |
Предварительный просмотр:
План – конспект
Тема: «Игры для ребятишек, девчонок и мальчишек». Знакомство со звуками В и Вь, буквой В.
Интеграция образовательных областей: «Речевая деятельность», «Познавательно-исследовательская деятельность», «Социально-коммуникативное развитие»
Задачи:
«Речевая деятельность» - Актуализировать знания о звуках В и Вь и букве В; познакомить с характеристикой звука В; научить различать на слух звуки В (Вь) по мягкости произнесения; упражнять в чтении слогов, договаривании их до целого слова; осуществлять деление слов на слоги; развивать фонематический слух, слоговой и звукобуквенный анализ и синтез.
«Познавательно-исследовательская деятельность» - развивать умение планировать предстоящую деятельность, умение воссоздавать букву из бросового материала.
«Социально-коммуникативное развитие» - воспитывать умение договариваться и решать поставленную проблему в паре (группе); совершенствовать умение аргументировать свои высказывания, делать выводы.
Методы и приемы:
Практические: выкладывание буквы из бросового материала; чтение слогов, слов.
Словесные: интерактивные технологии «Дерево знаний», «Работа парами», «Цепочка»
Наглядные: набор картинок.
Материалы и оборудования: Стилизованная и напечатанная буква В; предметные картинки, в названии которых есть звуки В и Вь; слоги: ВА, ВО, ВУ, ВИ, АВ; звуковая лесенка, слова: вол, воз, сова, ваза, корова, красиво; материал для выкладывания букв: семечки, бусинки, веревочки, палочки, пуговицы, ракушки; микрофон.
Детская деятельность | Формы и методы организации совместной деятельности |
Двигательная | динамическая пауза |
Игровая | игровые технологии |
Познавательно-исследовательская | моделирование |
Коммуникативная | беседа, ответы, вопросы |
Логика образовательной деятельности
Этапы занятия | Задачи (с обозначением обр.области) | Деятельность воспитателя | Деятельность воспитанников | Ожидаемые результаты |
Мотивационно-организационный | Организационный момент | |||
Ребята, послушайте стихотворение: «Ветер выл и вьюга выла, Всем в деревне грустно было: Вовочке и Свете, Ванечке и Владику, И овечкам, и коровкам, И отважному щенку». При чтении стихотворения звук В произносится утрированно. | Дети стоят вокруг воспитателя. Слушают стихотворение. | |||
Познакомить с характеристикой звука В. | Акустический и артикуляционный анализ звука. | Ознакомлены с характеристикой звука В. | ||
- Какой звук чаще других вы слышали в этом стихотворении? Как вы считаете, звук В гласный или согласный? Докажите. Этот звук звонкий или глухой? Может ли он быть твердым, мягким? Назовите слова, в которых звук В – твердый согласный. Назовите слова, в которых звук Вь – мягкий согласный. Расскажите все, что вы узнали про звук В. | Стоят вокруг воспитателя, отвечают на вопросы. Звук В. Согласный. Его нельзя пропеть, он встречает преграду. Звонкий, так как горлышко дрожит, голосовые связки вибрируют. Да. Вода, ворота, ватрушка. Вишня, веник. Звук В – согласный, звонкий, бывает мягкий и твердый. | |||
Деятельностный | Представление буквы В | Подбирают слова на заданный звук Г. | ||
«Вот буква В Вдали видна – Красивая, витая. Как будто крендель Испекли, Приезжих поджидая» (С. Маршак) О какой букве идет речь в стихотворении? С чем автор сравнивает букву В? А что такое крендель? | Дети, слушают стихотворение, отвечают на вопросы: О букве В. С кренделем. Булочка. | |||
Интерактивная технология «Работа в парах» | Умеют выкладывать букву В из различных материалов (семечек, веревочек, бусинок и др.) | |||
Договоритесь, с кем в паре вы бы хотели сегодня поработать и выложить букву В. Решите, из какого материала вы будете выкладывать букву В (семечки, нитки, палочки, ракушки, пуговицы), и приступайте к работе. Выполнив задание, договоритесь в паре, кто будет отвечать. Необходимо рассказать, какую букву вы выложили и из какого материала, на что может быть похожа буква В. | На столах лежит разный материал для выкладывания – семечки, бусинки, веревочки и др. Дети в парах выполняют задание. | |||
Упражнение «Составь слово из слогов» интерактивная технология «Карусель» | ||||
Я приглашаю вас «прокатиться на карусели». Договоритесь, с кем в паре вы будете «кататься», кто будет стоять во внешнем круге, а кто во внутреннем, вспомните правила сотрудничества. Дети, которые заняли место во внутреннем круге, возьмите карточку, на которой написан слог; прочитайте его. Займите свои места. Те дети, у кого в руках карточка, будут говорить: «Назови слово со слогом…», а те, у кого карточки нет, называют слово с предложенным слогом. Катаясь на карусели вы назвали много слов с разными слогами. | Договариваются, кто будет во внешнем круге, а кто во внутреннем, вспоминают правила сотрудничества: дослушать ответы, в случае необходимости исправлять ошибки, осуществлять переход по хлопку. Дети активно взаимодействуют друг с другом. Дети, стоящие во внутреннем круге, предлагают назвать слово с данным слогом. Дети, стоящие во внешнем круге, называют слово. | |||
Игровое упражнение «Уберите звук» | ||||
Звук В «убежал» из начала слов. Что же получилось? Кто знает, пусть продолжает. Воспитатель называет слова: вокруг, вдруг, Ваня, вместо, воля. | Дети, «убирают» звук В словах, которые говорит воспитатель и называют новое слово.. | |||
Упражнение «Слоговая лесенка» Интерактивная технология «Аквариум» | ||||
Я предлагаю вам поиграть в игру «Слоговая лесенка». А играть будем в «Аквариуме». Договоритесь, кто с кем будет работать в группе. Договоритесь, какая группа будет выполнять задание первой, а какая будет находиться в роли наблюдателя. Затем группы меняются местами. Вам необходимо прочитать слова, определить сколько слогов в слове. Если в слове один слог – поставьте слово на первую ступеньку, если два – на вторую, если три – на третью. Выполнив задание, договоритесь в группе, кто будет отвечать. Молодцы! | Включаются в деятельность, предложенную педагогом. Дети, договариваются, делятся на две группы. Договариваются, кто будет выполнять задание, а кто будет в роли наблюдателя, уточняют правила сотрудничества. Дети, читают слова, определяют количество слогов в слове. Договариваются, кто будет отвечать. Группы меняются местами. | |||
Заключительный | Вот и закончились наши веселые игры и задания. А о том, что вам понравилось больше всего, расскажите корреспонденту. Кто хочет быть корреспондентом и взять интервью у детей? | Ребенок-корреспондент с помощью микрофона задает детям вопросы. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия по обучению грамоте с детьми подготовительной к школе группе с ЗПР по теме: «Путешествие паровозиков Томаса и Тишки» (Знакомство со звуками [T]-[T\'] и буквой Т).
Логопедическое занятие по обучению грамоте с детьми подготовительной к школе группе с ЗПР . На данном занятии дети знакомяться со звуками [T]-[T'] и буквой Т, помогая ...
Конспект открытого показа ООД по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе на тему: «Знакомство со звуками З-Зь и буквой З».
В материале представлен конспект открытого показа организованной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе. Тема: «Знакомство со звуками З-Зь и...
Конспект НОД по обучению грамоте с детьми старшей группы Тема: «Знакомство со звуком [н], [нь] и буквой Н» Экскурсия в лесную школу
развивать связную речь, артикуляционный аппарат;знакомить детей со звуками [н], [нь], с их характеристикой;упражнять в умении выделять звуки [н], [нь] из слов;учить различать звуки [н] и [нь];развиват...
Конспект НОД по речевоему развитию. Тема: «Остров Робинзона». Знакомство со звуками Х и Хь, буквой Х.
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие». Задачи:...
Тема: «Кто как голос подает». Знакомство со звуками Р и Рь, буквой Р.
План – конспект Тема: «Кто как голос подает» Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммун...
Тема: «Тома и Тёма в гостях у ребят». Знакомство со звуками Т, Ть и буквой Т.
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие» Задачи:...
Тема: «Птицы в гостях у ребят». Знакомство со звуками К и Кь, буквой К.
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие» Задачи: «Речевое развитие» - актуализировать знания о звуках К и Кь и...