Тема: «Игры для ребятишек, девчонок и мальчишек». Знакомство со звуками В и Вь, буквой В.
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Деревянкина Анна Викторовна

Задачи:

"Речевая деятельность" - Актуализировать знания о звуках В и Вь и букве В; познакомить с характеристикой звука В; научить различать на слух звуки В (Вь) по мягкости произнесения; упражнять в чтении слогов, договаривании их до целого слова; осуществлять деление слов на слоги; развивать фонематический слух, слоговой и звукобуквенный анализ и синтез.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znakomstvo_so_zvukami_v_i_v_bukvoy_v.docx36.27 КБ

Предварительный просмотр:

План – конспект

Тема: «Игры для ребятишек, девчонок и мальчишек». Знакомство со звуками В и Вь, буквой В.

Интеграция образовательных областей: «Речевая деятельность», «Познавательно-исследовательская деятельность»,  «Социально-коммуникативное развитие»  

Задачи:                  

 «Речевая деятельность» -  Актуализировать знания о звуках В и Вь и букве В; познакомить с характеристикой звука В; научить различать на слух звуки В (Вь) по мягкости произнесения; упражнять в чтении слогов, договаривании их до целого слова; осуществлять деление слов на слоги; развивать фонематический слух, слоговой и звукобуквенный анализ и синтез.

«Познавательно-исследовательская деятельность» - развивать умение планировать предстоящую деятельность, умение воссоздавать букву из бросового материала.

«Социально-коммуникативное развитие» - воспитывать умение договариваться и решать поставленную проблему в паре (группе); совершенствовать умение аргументировать свои высказывания, делать выводы.

Методы и приемы:

Практические: выкладывание буквы из бросового материала; чтение слогов, слов.

Словесные: интерактивные технологии «Дерево знаний», «Работа парами», «Цепочка»

Наглядные: набор картинок.

Материалы и оборудования: Стилизованная и напечатанная буква В; предметные картинки, в названии которых есть звуки В и Вь; слоги: ВА, ВО, ВУ, ВИ, АВ; звуковая лесенка, слова: вол, воз, сова, ваза, корова, красиво; материал для выкладывания букв: семечки, бусинки, веревочки, палочки, пуговицы, ракушки; микрофон.

Детская деятельность

Формы и методы организации совместной деятельности

Двигательная

динамическая пауза

Игровая

игровые технологии

Познавательно-исследовательская

моделирование

Коммуникативная

беседа, ответы, вопросы

Логика образовательной деятельности

Этапы занятия

Задачи (с обозначением обр.области)

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Ожидаемые результаты

Мотивационно-организационный

Организационный момент

Ребята, послушайте стихотворение:

«Ветер выл и вьюга выла,

Всем в деревне грустно было:

Вовочке и Свете, Ванечке и Владику,

И овечкам, и коровкам,

И отважному щенку».

При чтении стихотворения звук В произносится утрированно.

Дети стоят вокруг воспитателя.

Слушают стихотворение.

Познакомить с характеристикой звука В.

Акустический и артикуляционный анализ звука.

Ознакомлены с характеристикой звука В.

- Какой звук чаще других вы слышали в этом стихотворении?

Как вы считаете, звук В гласный или согласный? Докажите.

Этот звук звонкий или глухой?

Может ли он быть твердым, мягким?

Назовите слова, в которых звук В – твердый согласный.

Назовите слова, в которых звук Вь – мягкий согласный.

Расскажите все, что вы узнали про звук В.

Стоят вокруг воспитателя, отвечают на вопросы.

Звук В.

Согласный. Его нельзя пропеть, он встречает преграду.

Звонкий, так как горлышко дрожит, голосовые связки вибрируют.

Да.

Вода, ворота, ватрушка.

Вишня, веник.

Звук В – согласный, звонкий, бывает мягкий и твердый.

Деятельностный

Представление буквы В

Подбирают слова на заданный звук Г.

«Вот буква В

Вдали видна –

Красивая, витая.

Как будто крендель

Испекли,

Приезжих поджидая» (С. Маршак)

О какой букве идет речь в стихотворении?

С чем автор сравнивает букву В?

А что такое крендель?

Дети, слушают стихотворение, отвечают на вопросы:

О букве В.

С кренделем.

Булочка.

Интерактивная технология «Работа в парах»

Умеют выкладывать букву В из различных материалов (семечек, веревочек, бусинок и др.)

Договоритесь, с кем в паре вы бы хотели сегодня поработать и выложить букву В. Решите, из какого материала вы будете выкладывать букву В (семечки, нитки, палочки, ракушки, пуговицы), и приступайте к работе.  Выполнив задание, договоритесь в паре, кто будет отвечать. Необходимо рассказать, какую букву вы выложили и из какого материала, на что может быть похожа буква В.

На столах лежит разный материал для выкладывания – семечки, бусинки, веревочки и др. Дети в парах выполняют задание.

Упражнение «Составь слово из слогов»

интерактивная технология «Карусель»

Я приглашаю вас «прокатиться на карусели». Договоритесь, с кем в паре вы будете «кататься», кто будет стоять во внешнем круге, а кто во внутреннем, вспомните правила сотрудничества.

Дети, которые заняли место во внутреннем круге, возьмите карточку, на которой написан слог; прочитайте его. Займите свои места.

Те дети, у кого в руках карточка, будут говорить: «Назови слово со слогом…», а те, у кого карточки нет, называют слово с предложенным слогом.

Катаясь на карусели вы назвали много слов с разными слогами.

Договариваются, кто будет во внешнем круге, а кто во внутреннем, вспоминают правила сотрудничества: дослушать ответы, в случае необходимости исправлять ошибки, осуществлять переход по хлопку.

Дети активно взаимодействуют друг с другом.

Дети, стоящие во внутреннем круге, предлагают назвать слово с данным слогом.

Дети, стоящие во внешнем круге, называют слово.

Игровое упражнение «Уберите звук»

Звук В «убежал» из начала слов. Что же получилось? Кто знает, пусть продолжает.

Воспитатель называет слова: вокруг, вдруг, Ваня, вместо, воля.

Дети, «убирают» звук В словах, которые говорит воспитатель и называют новое слово..

Упражнение «Слоговая лесенка»

Интерактивная технология «Аквариум»

Я предлагаю вам поиграть в игру «Слоговая лесенка». А играть будем в «Аквариуме». Договоритесь, кто с кем будет работать в группе. Договоритесь, какая группа будет выполнять задание первой, а какая будет находиться в роли наблюдателя. Затем группы меняются местами. Вам необходимо прочитать слова, определить сколько слогов в слове. Если в слове один слог – поставьте слово на первую ступеньку, если два – на вторую, если три – на третью. Выполнив задание, договоритесь в группе, кто будет отвечать.

Молодцы!

Включаются в деятельность, предложенную педагогом. Дети, договариваются, делятся на две группы. Договариваются, кто будет выполнять задание, а кто будет в роли наблюдателя, уточняют правила сотрудничества.

Дети, читают слова, определяют количество слогов в слове.

Договариваются, кто будет отвечать. Группы меняются местами.

Заключительный

 Вот и закончились наши веселые игры и задания. А о том, что вам понравилось больше всего, расскажите корреспонденту. Кто хочет быть корреспондентом и взять интервью у детей?

Ребенок-корреспондент с помощью микрофона задает детям вопросы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия по обучению грамоте с детьми подготовительной к школе группе с ЗПР по теме: «Путешествие паровозиков Томаса и Тишки» (Знакомство со звуками [T]-[T\'] и буквой Т).

Логопедическое занятие по обучению грамоте с детьми подготовительной к школе группе с  ЗПР . На данном занятии дети  знакомяться со звуками  [T]-[T']  и буквой Т, помогая ...

Конспект открытого показа ООД по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе на тему: «Знакомство со звуками З-Зь и буквой З».

В материале представлен конспект открытого показа организованной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе. Тема: «Знакомство со звуками З-Зь и...

Конспект НОД по обучению грамоте с детьми старшей группы Тема: «Знакомство со звуком [н], [нь] и буквой Н» Экскурсия в лесную школу

развивать связную речь, артикуляционный аппарат;знакомить детей со звуками [н], [нь], с их характеристикой;упражнять в умении выделять звуки [н], [нь] из слов;учить различать звуки [н] и [нь];развиват...

Конспект НОД по речевоему развитию. Тема: «Остров Робинзона». Знакомство со звуками Х и Хь, буквой Х.

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие». Задачи:...

Тема: «Кто как голос подает». Знакомство со звуками Р и Рь, буквой Р.

План – конспект Тема: «Кто как голос подает»  Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммун...

Тема: «Тома и Тёма в гостях у ребят». Знакомство со звуками Т, Ть и буквой Т.

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие»,  «Социально-коммуникативное развитие»  Задачи:...

Тема: «Птицы в гостях у ребят». Знакомство со звуками К и Кь, буквой К.

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие» Задачи: «Речевое развитие» - актуализировать знания о звуках К и Кь и...