Конспект открытого показа ООД по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе на тему: «Знакомство со звуками З-Зь и буквой З».
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)
В материале представлен конспект открытого показа организованной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе. Тема: «Знакомство со звуками З-Зь и буквой З». "Путешествие в королевство Грамоты". Данное мероприятие было показано для учителей и воспитателей МБОУ "Излучинская ОНШ".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект ООД по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе. | 33.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект организованной
образовательной деятельности
по подготовке к обучению грамоте
в подготовительной группе
Тема: «Знакомство со звуками З-Зь и буквой З».
«Путешествие в королевство Грамоты»
(открытый показ для учителей и воспитателей МБОУ «Излучинская ОНШ»)
Составитель: Николашина Оксана Анатольевна, воспитатель МБОУ «Излучинская ОНШ» (дошкольная ступень № 2).
Цель: Знакомство со звуками З-Зь и буквой З.
Задачи:
Образовательные:
- уточнить правильное произношение звука [з];
- упражнять в звуковом анализе слов;
- дифференцировать звуки [с] - [з], [з] - [зь] слогах, в словах, предложениях;
- упражнять в делении слов на слоги;
- определять позицию звука в слове (в начале, в середине, в конце);
- упражнять в употреблении предлогов за, из-за;
- упражнять в умении составлять предложение по схеме;
- закреплять умение делить предложение на слова, определять и называть каждое слово.
Развивающие:
- развивать логическое мышление, память, речь;
- развивать фонематический слух.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к занятиям,
- воспитывать чувство коллективизма;
- умение уступать друг другу в процессе деятельности;
- умение доводить начатое дело до конца.
Оборудование: предметные картинки на изучаемые звуки; схемы для определения позиции звуков в словах; модели для звукового анализа слов; фишки; сигнальные карточки, символизирующие звуки (синяя - твердый согласный звук, зеленая – мягкий согласный звук); символы (жёлтые прямоугольники) для составления предложений.
ХОД организованной образовательной деятельности
Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько к нам пришло гостей. Давайте все вместе поздороваемся с ними.
Организационный момент.
Воспитатель: Собрались все дети в круг.
Я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмёмся и друг другу улыбнёмся.
Давайте подарим друг другу улыбки и хорошее настроение на весь день.
Я предлагаю вам отгадать загадку.
Отгадывание загадки.
Маленький, серенький,
По дорожке прыг, прыг,
А носиком тык. тык. – ЗАЙКА.
А как можно по-другому назвать ЗАЙКУ? – ЗАЯЦ.
А если их много? – ЗАЙЦЫ.
А детеныша зайца? – ЗАЙЧОНОК.
А если их много? – ЗАЙЧАТА.
А маму зайца? – ЗАЙЧИХА.
ЗЗЗайка, ЗЗЗаяц, ЗЗЗайчонок – какой первый звук в этих словах? – З.
Воспитатель: правильно, сегодня мы с вами познакомимся со звуками З и Зь.
Чистоговорки со звуками З и ЗЬ
Воспитатель: давайте разомнём сначала наши язычки. Повторяем за мной чистоговорку.
Зы-зы-зы, давно не было грозы.
За-за-за, надвигается гроза.
Зы-зы-зы, не боимся мы грозы.
Зу-зу-зу, ручеек течет внизу.
Зы-зы-зы, а мы вымыли тазы.
За-за-за, у Нины карие глаза.
Зу-зу-зу, а я кубики везу.
Зи-зи-зи, обезьянку привези.
Зе-зе-зе, несём сено мы козе.
Зя-зя-зя, нам шалить никак нельзя.
(Стук в дверь).
Воспитатель: Пойду посмотрю…Ребята, нам письмо. Интересно откуда оно? Подписано - Королевство Грамоты. Как вы думаете, кто там живёт?
Воспитатель: А там, оказывается, живет королева Грамоты. Она узнала, что мы с вами узнали и изучили много нового и что скоро вы пойдете в школу. И поэтому она пригласила к себе в страну. А, как вы думаете, на чем туда можно добраться? (ответы детей).
Воспитатель: Дети королева Грамоты предлагает нам отправиться туда на поезде. Она прислала нам билеты. Здесь написано, что в вагоны надо сесть строго по ним.
(Воспитатель раздаёт билеты). У вас билеты, на которых изображены картинки. В синие вагоны сядут те дети, в названии которых спрятался твердый согласный звук З, а в зеленые вагоны – мягкий согласный звук Зь.
Дети рассаживаются по местам. Звучит гудок паровоза и песня «Голубой вагон».
Воспитатель: «Уважаемые пассажиры! Соблюдайте правила пользования нашего поезда: «Говорить так правильно и внятно, что б было все понятно!»
Воспитатель: «Сейчас давайте закроем глаза, подумаем о том, как хорошо, что мы вместе, мы добры, приветливы, ласковы, здоровы. Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя свежесть, доброту, красоту. А выдохните через нос все обиды, злобу и огорчения. (3 раза) (В это время выставляется ширма с изображением королевства Грамоты).
«Поезд прибыл на конечную станцию. Просьба покинуть вагоны.»
Воспитатель: Ни высоко, ни низко! Ни далеко, ни близко, а прямо перед нами растелилось королевство Грамоты. Все знания свои мы покажем, и расстраивать не станем королеву Грамоты. Согласны?
И так, приехать, приехали, только вот никто нас не встречает. Здесь какая-то записка. Прочтём?
Королева Грамоты: Здравствуйте, девчонки и мальчишки! Я очень рада, что вы приехали ко мне в королевство «Грамоты». Вас ждут интересные, познавательные задания, которые от вас потребуют быть внимательными, слушать и слышать, работать дружно и аккуратно. Я думаю, что вы обязательно справитесь с такими заданиями, ведь вы много умеете и знаете по обучению грамоте. Выполнив все задания, вы соберёте мой волшебный цветок. На каждой станции – лепесток, а сердцевина цветка у меня. Желаю удачи! Ваша королева Грамоты.
Воспитатель: Если мы выполним с вами правильно все задания, тогда мы соберём волшебный цветок и королева Грамоты узнает, как мы с вами приготовились к школе. Вы готовы? (ответы детей). Тогда ищем первый лепесток.
1 лепесток (задание. Поиграйте в игру «Где спрятался звук?»).
«Где спрятался звук?».
Воспитатель: Сейчас мы поиграем в игру «Где спрятался звук?». Мы будем определять местоположение звука в словах. Я буду произносить слова, а вы должны определить место звука З или Зь в слове: в начале в середине или в конце слова и отметить фишкой тот квадратик на карточке, где находится данный звук.
У вас на столах лежат карточки -схемы с тремя пустыми окошками и круглые фишки коричневого цвета. Приготовьте пожалуйста их.
Звук З в начале слова: забор, замок, завод, зайка, зубы, зонт, здание, заколка, звезда, звонок
Звук З в середине слова: коза, роза, глаза, ваза, мозаика, незабудка, сазан, газон, кузов, гнездо.
Звук ЗЬ в начале слова: зеркало, зима, гвоздика, зелень, земля, земляника, звено, змея, зебра, зефир.
Звук ЗЬ в середине слова: корзина, обезьяна, резина, гвозди, вазелин, бензин, газета, лезвие, магазин, корзина, гвоздика, тазик.
Звук З в конце слова не встречается, т.к. он произносится в конце слова глухо как звук С.
2 лепесток (задание. Поиграйте в игру «Поймай звук»).
Игра «Поймай звук».
Воспитатель: Я называю слова. Девочки должны хлопнуть в ладоши, если в названных словах услышат звук «С», а мальчики – звук «З».
Суп, зуб, весы, зал, забота, сова, зонт, лиса, коса, коза, слон, самолёт, звездочёт, нос, забор.
Воспитатель: Молодцы, все успешно справились с заданием. А теперь давайте дадим характеристику этим звукам.
Звук [з] - он согласный или гласный? (согласный).
Как вы это определили? (звучит отрывисто, коротко).
Он твёрдый или мягкий? (твёрдый).
Он звонкий или глухой?
Давайте проверим. (Дети проверяют, произнося звук [з], приложив ладонь к горлу).
Что происходит, когда мы произносим этот звук? (горло вибрирует ).
Воспитатель: правильно, ребята, при произнесении этого звука горлышко дрожит, вибрирует, значит произносимый звук – звонкий.
(Звук [з] - согласный, твердый, звонкий).
Звук [с] - согласный, твердый, глухой.
Воспитатель: Чем похожи эти звуки?
Они оба согласные, твёрдые.
Чем эти звуки отличаются друг от друга?
Звук [з] – звонкий, звук [с] – глухой.
3 лепесток (задание. Помогите Незнайке).
Игра «ПОМОГИ НЕЗНАЙКЕ»
Упражнение в употреблении предлогов за, из-за.
Воспитатель: Ребята, займите свои места за столами. Наша речь состоит из предложений. Чтобы правильно и красиво говорить, мы подбираем слова по смыслу друг к другу и у нас получаются предложения. Сейчас вам необходимо составить из слов, которые я произнесу – предложение. (Преобразование деформированной фразы):
Коза куст, стоять, за –
Коза, куст, выглядывать, из-за –
Зоя, сосна, за, стоять –
Зоя, сосна, выходить, из-за -
Столик, дети, сидеть, за –
Дети, столик, из-за, вставать –
Зайка, лист, капуста, сидеть, за –
Зайка, выглядывать, лист, капуста, из-за.
Зина, беседка, цветы, посадить, за –
Зина, беседка, из-за, выходить –
Воспитатель: Сейчас, я буду произносить предложения. Вам необходимо будет определить, сколько слов в этом предложении. Приготовьте пожалуйста прямоугольники (полоски) жёлтого цвета.
Ребята, вы знаете, что предложение состоит из слов. Каждый прямоугольник обозначает одно слово. Слушаем внимательно.
- Мама мыла Зину.
Давайте посчитаем, сколько слов в этом предложении. Какое первое слово? Какое второе, какое третье?
- Соня проснулась сегодня рано.
Давайте посчитаем, сколько слов в этом предложении. Какое второе слово? Какое четвёртое слово? Какое первое? Какое третье слово?
Воспитатель: Молодцы, вы все справились и с этим заданием. Пойдёмте искать четвёртый лепесток.
4 лепесток (задание. Поиграйте с зайкой).
Физкультминутка.
Зайчик серенький
Зайчик серенький сидит
И ушами шевелит,
Вот так, вот так!
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть,
Хлоп-хлоп, хлоп-хлоп.
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать.
Скок-скок, скок-скок.
5 лепесток (задание. Подари картинку кукле).
Игра «Подари картинку кукле»
Перед вами куклы Соня и Захар. Соня очень любит звук С, ведь на этот звук начинается её имя. А Захар любит звук З, ведь на этот звук начинается его имя. Давайте Соне подарим картинки со звуком С, а Захару со звуком З.
Предметные картинки, в словах которых есть звуки З и С, лежат перевернутые на столе.
Ребёнок берёт картинку, показывает всем и называет что изображено на картинке, а потом дарит картинку Соне или Захару.
Воспитатель: Молодцы, ребята, справились с заданием. Соня и Захар остались довольны вашими картинками. Пойдёмте искать пятый лепесток.
6 лепесток. (задание. Поиграйте в игру «Найди свой вагончик»).
Игра «Найди свой вагончик»
Воспитатель: (читает задание от Королевы Грамоты). Королева Грамоты предлагает поиграть в игру «Найди свой вагончик». У каждого вагона определённое количество окошек (одно окно, два окна, три окна, четыре окна).
Я показываю вам предметные картинки, вы называете слово, делите его на слоги, и находите свой вагончик. (на мольберте прикрепить вагончики и к ним прикреплять картинки) Сколько в слове слогов, столько в вагончике окошек.
Воспитатель: Как мы делим слова на слоги? (при помощи хлопков).
7 лепесток. (задание. Поиграйте в игру «Определи звук»).
Игра «Определи звук»
Воспитатель: Я буду произносить слоги и слова, а вы, когда услышите в слоге или слове твёрдый звук З, то поднимите сигнальную карточку синего цвета, а когда мягкий, значит Зь, поднимите карточку зелёного цвета. (Дети должны определить, какой слышится звук - твердый или мягкий и показать соответствующую карточку).
Слоги и слова: зо, зи, за, зу, зе, забор, резина, замок, магазин, коза, зеркало, завод, зебра, корзина, зима, заяц, зубы, изюм, занавес, земляника, зонт, зефир, здание, заколка, газета, звезда.
8 лепесток. (задание. Поиграйте в игру «Четвёртый лишний»).
Игра «Четвёртый лишний»
Воспитатель: Посмотрите пожалуйста на картинки, расположенные на доске, здесь 4 картинки. Вам надо определить, какая из них лишняя. (на доске 4 картинки: слон, лиса, сом, заяц).
Дети. Заяц, так как в этом слове нет звука [с].
9 лепесток. (задание. Поиграйте в игру «Выложи слова»).
Звуковой анализ: зима, ваза.
Воспитатель: Посмотрите на картинку и назовите какое время года изображено на ней? (зима).
Воспитатель: Вам необходимо выложить на карточке-схеме слово зима.
Проводится звуковой анализ слова.
Воспитатель: Что изображено на этой картинке? (ваза).
Сейчас вам необходимо выложить слово ваза.
Проводится звуковой анализ слова.
Воспитатель: Ребята, а какой буквой мы обозначим звуки З и Зь? (Буквой З).
Посмотрите на неё. На что она похожа? (Ответы детей).
Воспитатель: Молодцы! Мы с вами выполнили все задания королевы. Собрали все лепестки.
Звучит музыка. Выходит королева Грамоты.
Королева Грамоты: Здравствуйте, девочки и мальчики! Я рада вас видеть в своём Королевстве. Всё это время я наблюдала за вами. Вы мне очень понравились. Вы все сегодня старались, выполнили все мои задания и собрали волшебный цветок, от которого разлетелись лепестки. Давайте прикрепим лепестки к сердцевине. Вы были очень внимательными, дисциплинированными. Я думаю, что вы так же хорошо будете учиться в школе!
За ваши старания я вам дарю вот такую замечательную игру.
Воспитатель: Спасибо большое, Королева Грамоты. А нам пора возвращаться. Занимаем места в своих вагонах.
Звучит гудок паровоза и песня «Голубой вагон».
Подведение итогов.
Какие новые звуки мы узнали? (Звуки З, Зь.)
Какой буквой мы обозначаем звуки З и Зь? (Буквой З).
Какое задание вам сегодня понравилось больше всего?
А какое задание у вас вызвало трудности?
Ребята, как вы считаете, со всеми вы заданиями справились успешно?
Воспитатель: Ребята, надеюсь, вы поняли, как важно говорить правильно и понятно. Нужно бережно обращаться со словами, не искажать их. Слушайте красивую речь и сами говорите только хорошие и понятные слова.
Наше путешествие завершилось. Пришла пора расставаться.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого показа непосредственно образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе для детей с ФФНР "В поисках клада"
Показ непосредственно образовательной деятельности по обучению грамоте проводился для родителей в рамках "Недели открытых дверей"....
Конспект открытого просмотра НОД по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе «Письмо от инопланетян»
Цели занятия:Закрепить усвоенные представления детей о единицах речи русского языка (предложение, слово, слог, звук);Совершенствовать действия звукового анализа слов и схематичного составления предлож...
КОНСПЕКТ СОД ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ И ПОДГОТОВКЕ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ "ЖИВОТНЫЕ ЖАРКИХ СТРАН. ЗВУК И БУКВА Ы"
КОНСПЕКТ СОД ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ И ПОДГОТОВКЕ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ТЕМА "ЖИВОТНЫЕ ЖАРКИХ СТРАН. ЗВУК И БУКВА Ы"...
Занятие по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе на тему: "Знакомство со звуком и буквой [o]"
Цель. Развитие фонемных умений...
Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе на тему «Знакомство со звуком «ж» и буквой «Ж»
знакомство детей со звуком «Ж» и буквой «Ж»...
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе на тему: «Звук и буква М»
Программное содержание:- Познакомить детей с буквой М и тем, что она обозначает звуки «м» и «мь»; - закреплять умение проводить звуковой анализ слова «мышка» с...
Конспект открытого занятия по развитию речи и обучению грамоте в подготовительной группе на тему: «Осеннее путешествие»
Конспект открытого занятия по развитию речи и обучению грамоте в подготовительной группе на тему: "Осеннее путешествие"...