Конспект открытого показа ООД по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе на тему: «Знакомство со звуками З-Зь и буквой З».
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Николашина Оксана Анатольевна

В материале представлен конспект открытого показа организованной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе. Тема: «Знакомство со звуками З-Зь и буквой З». "Путешествие в королевство Грамоты". Данное мероприятие было показано для учителей и воспитателей МБОУ "Излучинская ОНШ".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект организованной

образовательной деятельности

по подготовке к обучению грамоте

в подготовительной группе

Тема: «Знакомство со звуками З-Зь и буквой З».

«Путешествие в королевство Грамоты»

(открытый показ для учителей и воспитателей МБОУ «Излучинская ОНШ»)

Составитель: Николашина Оксана Анатольевна, воспитатель МБОУ «Излучинская ОНШ» (дошкольная ступень № 2).

Цель: Знакомство со звуками З-Зь и буквой З.

Задачи:

Образовательные:

- уточнить правильное произношение звука [з];

- упражнять в звуковом анализе слов;

- дифференцировать звуки [с] - [з], [з] - [зь] слогах, в словах, предложениях;

- упражнять в делении слов на слоги;

- определять позицию звука в слове (в начале, в середине, в конце);

- упражнять в употреблении предлогов за, из-за;

- упражнять в умении составлять предложение по схеме;

- закреплять умение делить предложение на слова, определять и называть каждое слово.

Развивающие:

- развивать логическое мышление, память, речь;

- развивать фонематический слух.

Воспитательные:

- воспитывать интерес к занятиям,  

- воспитывать чувство коллективизма;

- умение уступать друг другу в процессе деятельности;

- умение доводить начатое дело до конца.

Оборудование: предметные картинки на изучаемые звуки; схемы для определения позиции звуков в словах; модели для звукового анализа слов; фишки; сигнальные карточки, символизирующие звуки (синяя - твердый согласный звук, зеленая – мягкий согласный звук); символы (жёлтые прямоугольники) для составления предложений.

ХОД организованной образовательной деятельности

Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько к нам пришло гостей. Давайте все вместе поздороваемся с ними.

Организационный момент.

Воспитатель: Собрались все дети в круг.

Я твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмёмся и друг другу улыбнёмся.

Давайте подарим друг другу улыбки и хорошее настроение на весь день.

Я предлагаю вам отгадать загадку.

Отгадывание загадки.

Маленький, серенький,

По дорожке прыг, прыг,

А носиком тык. тык.  – ЗАЙКА.

А как можно по-другому назвать ЗАЙКУ? – ЗАЯЦ.

А если их много? – ЗАЙЦЫ.

А детеныша зайца? – ЗАЙЧОНОК.

А если их много? – ЗАЙЧАТА.

А маму зайца? – ЗАЙЧИХА.

ЗЗЗайка, ЗЗЗаяц, ЗЗЗайчонок  – какой первый звук в этих словах? – З.

Воспитатель: правильно, сегодня мы с вами познакомимся со звуками З и Зь.

Чистоговорки со звуками З и ЗЬ

Воспитатель: давайте разомнём сначала наши язычки. Повторяем за мной чистоговорку.

Зы-зы-зы, давно не было грозы.

За-за-за, надвигается гроза.

Зы-зы-зы, не боимся мы грозы.

Зу-зу-зу, ручеек течет внизу.

Зы-зы-зы, а мы вымыли тазы.

За-за-за, у Нины карие глаза.

Зу-зу-зу, а я кубики везу.

Зи-зи-зи, обезьянку привези.

Зе-зе-зе, несём сено мы козе.

Зя-зя-зя, нам шалить никак нельзя.

(Стук в дверь).

Воспитатель: Пойду посмотрю…Ребята, нам письмо. Интересно откуда оно? Подписано -  Королевство Грамоты. Как вы думаете, кто там живёт?

Воспитатель: А там, оказывается, живет королева Грамоты. Она узнала, что мы с вами узнали и изучили много нового и что скоро вы пойдете в школу. И поэтому она пригласила к себе в страну. А, как вы думаете, на чем туда можно добраться? (ответы детей).

Воспитатель: Дети королева Грамоты предлагает нам отправиться туда на поезде. Она прислала нам билеты. Здесь написано, что в вагоны надо сесть строго по ним.

(Воспитатель раздаёт билеты). У вас билеты, на которых изображены картинки. В синие вагоны сядут те дети, в названии которых спрятался твердый согласный звук З, а в зеленые вагоны – мягкий согласный звук Зь.

Дети рассаживаются по местам. Звучит гудок паровоза и песня «Голубой вагон».

Воспитатель: «Уважаемые пассажиры! Соблюдайте правила пользования нашего поезда: «Говорить так правильно и внятно, что б было все понятно!»

Воспитатель:  «Сейчас давайте закроем глаза, подумаем о том, как хорошо, что мы вместе, мы добры, приветливы, ласковы, здоровы. Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя свежесть, доброту, красоту. А выдохните через нос все обиды, злобу и огорчения. (3 раза) (В это время выставляется ширма с изображением королевства Грамоты).

«Поезд прибыл на конечную станцию. Просьба покинуть вагоны.»

Воспитатель: Ни высоко, ни низко! Ни далеко, ни близко, а прямо перед нами растелилось королевство Грамоты. Все знания свои мы покажем, и расстраивать не станем королеву Грамоты. Согласны?

И так, приехать, приехали, только вот никто нас не встречает. Здесь какая-то записка. Прочтём?

Королева Грамоты: Здравствуйте, девчонки и мальчишки! Я очень рада, что вы приехали ко мне в королевство «Грамоты». Вас ждут интересные, познавательные задания, которые от вас потребуют быть внимательными, слушать и слышать, работать дружно и аккуратно. Я думаю, что вы обязательно справитесь с такими заданиями, ведь вы много умеете и знаете по обучению грамоте. Выполнив все задания, вы соберёте мой волшебный цветок. На каждой станции – лепесток, а сердцевина цветка у меня. Желаю удачи! Ваша королева Грамоты.

Воспитатель: Если мы выполним с вами правильно все задания, тогда мы соберём волшебный цветок и королева Грамоты узнает, как мы с вами приготовились к школе. Вы готовы? (ответы детей). Тогда ищем первый лепесток.

1 лепесток (задание. Поиграйте в игру «Где спрятался звук?»).

«Где спрятался звук?».

Воспитатель: Сейчас мы поиграем в игру «Где спрятался звук?». Мы будем определять местоположение звука в словах. Я буду произносить слова, а вы должны определить место звука З или Зь в слове: в начале в середине или в конце слова и отметить фишкой тот квадратик на карточке, где находится данный звук.

У вас на столах лежат карточки -схемы с тремя пустыми окошками и круглые фишки коричневого цвета. Приготовьте пожалуйста их.

Звук З в начале слова: забор, замок, завод, зайка, зубы, зонт, здание, заколка, звезда, звонок

Звук З в середине слова: коза, роза, глаза, ваза, мозаика, незабудка, сазан, газон, кузов, гнездо.

Звук ЗЬ в начале слова: зеркало, зима, гвоздика, зелень, земля, земляника, звено, змея, зебра, зефир.

Звук ЗЬ в середине слова: корзина, обезьяна, резина, гвозди, вазелин, бензин, газета, лезвие, магазин, корзина, гвоздика, тазик.

Звук З в конце слова не встречается, т.к. он произносится в конце слова глухо как звук С.

2 лепесток (задание. Поиграйте в игру «Поймай звук»).

Игра «Поймай звук».

Воспитатель: Я называю слова. Девочки должны хлопнуть в ладоши, если в названных словах услышат звук «С», а мальчики – звук «З».

Суп, зуб, весы, зал, забота, сова, зонт, лиса, коса, коза, слон, самолёт, звездочёт, нос, забор.

Воспитатель: Молодцы, все успешно справились с заданием. А теперь давайте дадим характеристику этим звукам.

Звук [з] - он согласный или гласный? (согласный).

Как вы это определили? (звучит отрывисто, коротко).

Он твёрдый или мягкий? (твёрдый).

Он звонкий или глухой?

Давайте проверим. (Дети проверяют, произнося звук [з], приложив ладонь к горлу).

Что происходит, когда мы произносим этот звук? (горло вибрирует ).

Воспитатель: правильно, ребята, при произнесении этого звука горлышко дрожит, вибрирует, значит произносимый звук – звонкий.

(Звук [з] - согласный, твердый, звонкий).

Звук [с] - согласный, твердый, глухой.

Воспитатель: Чем похожи эти звуки?

Они оба согласные, твёрдые.

Чем эти звуки отличаются друг от друга?

Звук [з] – звонкий, звук [с] – глухой.

3 лепесток (задание. Помогите Незнайке).

Игра «ПОМОГИ НЕЗНАЙКЕ»

Упражнение в употреблении предлогов за, из-за.

Воспитатель: Ребята, займите свои места за столами. Наша речь состоит из предложений. Чтобы правильно и красиво говорить, мы подбираем слова по смыслу друг к другу и у нас получаются предложения. Сейчас вам необходимо составить из слов, которые я произнесу – предложение. (Преобразование деформированной  фразы):

Коза куст, стоять, за –

Коза, куст, выглядывать, из-за –

Зоя, сосна, за, стоять –

Зоя, сосна, выходить, из-за -

Столик, дети, сидеть, за –

Дети, столик, из-за, вставать –

Зайка, лист, капуста, сидеть, за –

Зайка, выглядывать, лист, капуста, из-за.

Зина, беседка, цветы, посадить, за –

Зина, беседка, из-за, выходить –

Воспитатель: Сейчас, я буду произносить предложения. Вам необходимо будет определить, сколько слов в этом предложении. Приготовьте пожалуйста прямоугольники (полоски) жёлтого цвета.

Ребята, вы знаете, что предложение состоит из слов. Каждый прямоугольник обозначает одно слово. Слушаем внимательно.

  1. Мама мыла Зину.

Давайте посчитаем, сколько слов в этом предложении. Какое первое слово? Какое второе, какое третье?  

  1. Соня проснулась сегодня рано.

Давайте посчитаем, сколько слов в этом предложении. Какое второе слово? Какое четвёртое слово? Какое первое? Какое третье слово?

Воспитатель: Молодцы, вы все справились и с этим заданием. Пойдёмте искать четвёртый лепесток.

4 лепесток (задание. Поиграйте с зайкой).

Физкультминутка.

Зайчик серенький

Зайчик серенький сидит

И ушами шевелит,

Вот так, вот так!

Зайке холодно сидеть,

Надо лапочки погреть,

Хлоп-хлоп, хлоп-хлоп.

Зайке холодно стоять,

Надо зайке поскакать.

Скок-скок, скок-скок.

 5 лепесток (задание. Подари картинку кукле).

Игра «Подари картинку кукле»

Перед вами куклы Соня и Захар. Соня очень любит звук С, ведь на этот звук начинается её имя. А Захар любит звук З, ведь на этот звук начинается его имя. Давайте Соне подарим картинки со звуком С, а Захару со звуком З.

Предметные картинки, в словах которых есть звуки З и С, лежат перевернутые на столе.

Ребёнок берёт картинку, показывает всем и называет что изображено на картинке, а потом дарит картинку Соне или Захару.

Воспитатель: Молодцы, ребята, справились с заданием. Соня и Захар остались довольны вашими картинками. Пойдёмте искать пятый лепесток.

6 лепесток. (задание. Поиграйте в игру «Найди свой вагончик»).

Игра «Найди свой вагончик»

Воспитатель: (читает задание от Королевы Грамоты). Королева Грамоты предлагает поиграть в игру «Найди свой вагончик». У каждого вагона определённое количество окошек (одно окно, два окна, три окна, четыре окна).

Я показываю вам предметные картинки, вы называете слово, делите его на слоги, и находите свой вагончик. (на мольберте прикрепить вагончики и к ним прикреплять картинки) Сколько в слове слогов, столько в вагончике окошек.    

Воспитатель: Как мы делим слова на слоги? (при помощи хлопков).

7 лепесток. (задание. Поиграйте в игру «Определи звук»).

Игра «Определи звук»

Воспитатель: Я буду произносить слоги и слова, а вы, когда услышите в слоге или слове твёрдый звук З, то поднимите сигнальную карточку синего цвета, а когда мягкий, значит Зь, поднимите карточку зелёного цвета. (Дети должны определить, какой слышится звук - твердый или мягкий и показать соответствующую карточку).

Слоги и слова: зо, зи, за, зу, зе, забор, резина, замок, магазин, коза, зеркало, завод, зебра, корзина, зима, заяц, зубы, изюм, занавес, земляника, зонт, зефир, здание, заколка, газета, звезда.

8 лепесток. (задание. Поиграйте в игру «Четвёртый лишний»).

Игра «Четвёртый лишний»

Воспитатель: Посмотрите пожалуйста на картинки, расположенные на доске, здесь 4 картинки. Вам надо определить, какая из них лишняя. (на доске 4 картинки: слон, лиса, сом, заяц).

Дети. Заяц, так как в этом слове нет звука [с].

9 лепесток. (задание. Поиграйте в игру «Выложи слова»).

Звуковой анализ: зима, ваза.

Воспитатель: Посмотрите на картинку и назовите какое время года изображено на ней? (зима).

Воспитатель: Вам необходимо выложить на карточке-схеме слово зима.

Проводится звуковой анализ слова.

Воспитатель: Что изображено на этой картинке? (ваза).

Сейчас вам необходимо выложить слово ваза.

Проводится звуковой анализ слова.

Воспитатель: Ребята, а какой буквой мы обозначим звуки З и Зь? (Буквой З).

Посмотрите на неё. На что она похожа? (Ответы детей).

Воспитатель: Молодцы! Мы с вами выполнили все задания королевы. Собрали все лепестки.

Звучит музыка. Выходит королева Грамоты.

Королева Грамоты: Здравствуйте, девочки и мальчики! Я рада вас видеть в своём Королевстве. Всё это время я наблюдала за вами. Вы мне очень понравились. Вы все сегодня старались, выполнили все мои задания и собрали волшебный цветок, от которого разлетелись лепестки. Давайте прикрепим лепестки к сердцевине. Вы были очень внимательными, дисциплинированными. Я думаю, что вы так же хорошо будете учиться в школе!

За ваши старания я вам дарю вот такую замечательную игру.  

Воспитатель: Спасибо большое, Королева Грамоты. А нам пора возвращаться. Занимаем места в своих вагонах.

Звучит гудок паровоза и песня «Голубой вагон».

Подведение итогов.

Какие новые звуки мы узнали? (Звуки З, Зь.)

Какой буквой мы обозначаем звуки З и Зь? (Буквой З).

Какое задание вам сегодня понравилось больше всего?

А какое задание у вас вызвало трудности?

Ребята, как вы считаете, со всеми вы заданиями справились успешно?

Воспитатель: Ребята, надеюсь, вы поняли, как важно говорить правильно и понятно. Нужно бережно обращаться со словами, не искажать их. Слушайте красивую речь и сами говорите только хорошие и понятные слова.

Наше путешествие завершилось. Пришла пора расставаться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого показа непосредственно образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе для детей с ФФНР "В поисках клада"

Показ непосредственно образовательной деятельности по обучению грамоте проводился для родителей в рамках "Недели открытых дверей"....

Конспект открытого просмотра НОД по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе «Письмо от инопланетян»

Цели занятия:Закрепить усвоенные представления детей о единицах речи русского языка (предложение, слово, слог, звук);Совершенствовать действия звукового анализа слов и схематичного составления предлож...

КОНСПЕКТ СОД ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ И ПОДГОТОВКЕ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ "ЖИВОТНЫЕ ЖАРКИХ СТРАН. ЗВУК И БУКВА Ы"

КОНСПЕКТ СОД ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ И ПОДГОТОВКЕ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ТЕМА "ЖИВОТНЫЕ ЖАРКИХ СТРАН. ЗВУК И БУКВА Ы"...

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе на тему: «Звук и буква М»

Программное содержание:- Познакомить детей с буквой М и тем, что она обозначает звуки «м» и «мь»; - закреплять умение проводить звуковой анализ слова «мышка» с...

Конспект открытого занятия по развитию речи и обучению грамоте в подготовительной группе на тему: «Осеннее путешествие»

Конспект открытого занятия по развитию речи и обучению грамоте в подготовительной группе на тему: "Осеннее путешествие"...