Тема: «В гостях у Белки». Знакомство со звуками Б и Бь, буквой Б.
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Деревянкина Анна Викторовна

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие»,  «Социально-коммуникативное развитие» 

 

Задачи:                      

«Речевое развитие» -  актуализировать знания детей о звуках Б и Бь, букве Б; упражнять в умении самостоятельно проводить анализ звука, читать звуковую схему слова; совершенствовать навык слияния слогов в слова; упражнять в умении получать новые слова путем перестановки букв; способствовать развитию навыков чтения; развивать фонематическое восприятие.

«Познавательное развитие» - уточнить знания о диких животных; развивать умение планировать предстоящую деятельность, умение воссоздавать букву из частей, выделять сходство между знакомыми предметами. 

«Социально-коммуникативное развитие» - развивать умения договариваться, работать в паре (группе), выполнять общее дело; способствовать свободному общению со сверстниками; обогащать опыт сотрудничества.  

Методы и приемы:

Практические: выкладывание буквы из различного материала.

Словесные: акустический и артикуляционный анализ звука; игровые упражнения.

Наглядные: наглядный материал.

 

Материалы и оборудования: игрушка – белка, стилизованная и печатная буква Б; материал для выкладывания букв: семечки, бусинки, веревочки, палочки, пуговки, ракушки; карточки со словами: брак (рак), бусы (усы), добро (бро); знаковые схемы слов: волк, лиса; слоги и набор картинок: ба – бабочка, бант; бо – бочка, бобер; бу – буква, бусы; бы – бык; микрофон.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znakomstvo_so_zvukami_b_i_b_bukvoy_b.docx33.63 КБ

Предварительный просмотр:

План – конспект

Тема: «В гостях у Белки».

Знакомство со звуками Б и Бь, буквой Б.

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие»,  «Социально-коммуникативное развитие»  

Задачи:                  

«Речевое развитие» -  актуализировать знания детей о звуках Б и Бь, букве Б; упражнять в умении самостоятельно проводить анализ звука, читать звуковую схему слова; совершенствовать навык слияния слогов в слова; упражнять в умении получать новые слова путем перестановки букв; способствовать развитию навыков чтения; развивать фонематическое восприятие.

«Познавательное развитие» - уточнить знания о диких животных; развивать умение планировать предстоящую деятельность, умение воссоздавать букву из частей, выделять сходство между знакомыми предметами.  

«Социально-коммуникативное развитие» - развивать умения договариваться, работать в паре (группе), выполнять общее дело; способствовать свободному общению со сверстниками; обогащать опыт сотрудничества.  

Методы и приемы:

Практические: выкладывание буквы из различного материала.

Словесные: акустический и артикуляционный анализ звука; игровые упражнения.

Наглядные: наглядный материал.

Материалы и оборудования: игрушка – белка, стилизованная и печатная буква Б; материал для выкладывания букв: семечки, бусинки, веревочки, палочки, пуговки, ракушки; карточки со словами: брак (рак), бусы (усы), добро (бро); знаковые схемы слов: волк, лиса; слоги и набор картинок: ба – бабочка, бант; бо – бочка, бобер; бу – буква, бусы; бы – бык; микрофон.

Детская деятельность

Формы и методы организации совместной деятельности

Игровая

игровые технологии

Познавательно-исследовательская

моделирование

Коммуникативная

упражнения «Расшифруй»; «Прочитай слог, назови слово»; Упражнение «Скажи какая», «Слово в слово», беседа, ответы

Логика образовательной деятельности

Этапы занятия

Задачи (с обозначением обр.области)

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Ожидаемые результаты

Мотивационно-организационный

Организационный момент

«В лес прекрасный мы на цыпочках вошли,

Мы зверей не напугаем.

Лес! С добром к тебе пришли.

Птички говорливые

С куста на куст порхают.

Белки хлопотливые нас в лесу встречают».

Белка хочет рассказать вам об одном интересном звуке, он есть во всех словах: грибы, Борис, кобра, будка.

- Что же это за звук, вы догадались?

Деятельностный

Знания детей о звуках Б и Бь.

Акустический и артикуляционный анализ звука

Имеют представления о звука Б и Бь.

Произнесите звук Б. Этот звук произносится отрывисто, можно ли его протянуть, пропеть? Значит, какой это звук – гласный или согласный? Проверьте звук Б – звонкий или глухой? Почему вы так думаете? Можно ли звук Б произнести твердо? А мягко? Расскажите все, что узнали про звук Б.

Дети стоят полукругом, отвечают на вопросы:

- Нет, звук произносится отрывисто.

- Да.

- Согласный.

Проверяют ладошкой вибрацию голосовых связок.

- Да.

- Звонкий согласный.

- Звук Б – звонкий согласный, может быть твердым и мягким.

Упражнять в умении самостоятельно читать звуковую схему слова.

Упражнение «Расшифруй»

Самостоятельно читают звуковую схему слова.

У белочки много друзей в лесу, а кто они, вы узнаете, если выполните задание в «Аквариуме». Договоритесь, кто с кем будет работать в группе. Договоритесь, какая группа будет выполнять задание первой, а какая будет находится в роли наблюдателя. Затем группы меняются местами. Здесь зашифровано животное. Разобрав звуковую схему, вы узнаете, с кем дружит белочка. После того, как задание будет выполнено, договоритесь в группе, кто будет отвечать. Молодцы, благодаря тому, что вы работали дружно, вы узнали друзей белочки.

Включаются в деятельность, предложенную педагогом.

Дети договариваются и делятся на две группы. Договариваются, кто будет выполнять задание, а кто будет в роли наблюдателя, уточняют правила сотрудничества.

Дети, активно взаимодействуя, определяют первый звук в слове, читают имя, проводят полный звуковой анализ. Договариваются, кто будет отвечать. Группы меняются местами.

«Речевое развитие» - актуализация знаний о букве Б; развитие зрительного внимания.

Представление буквы

Имеют представления о букве Б.

Белка-мать своим бельчатам

Алфавит весь объясняла:

Головку в лево повернула

И хвостик кверху подняла,

По шишке лапкой постучала –

На букву Б похожа стала.

- На какую букву похожа белка?

На что еще может быть похожа буква Б? С какой буквой вас познакомила белочка? Она гласная или согласная? Докажите.

Дети рассматривают печатную букву Б, отвечают на вопросы:

- Белка похожа на букву Б.

- Бублик.

- Б.

- Согласная; звук, который она обозначает, встречает преграду.

Интерактивная технология «Работа в парах»

Имеют представления о написании  буквы Б.

Договоритесь, с кем в паре вы хотели бы сегодня поработать и выложить букву Б. решите в паре, из какого материала вы будете выкладывать букву Б (семечки, нитки, палочки, ракушки, пуговки), и приступайте к работе. Выполнив задание, договоритесь, кто будет отвечать. Необходимо рассказать, какую букву вы выложили, из какого материала.

Выбирают материал (семечки, нитки, палочки), выкладывают букву Б.

Совершенствовать навык слияния слогов в слова.

Упражнение «Прочитай слог, назови слово»

Совершенствованы навыки чтения и слияния слогов в слова.

«Белочка – запасливая,

Шишки собрала,

Да на зиму их припасла.

А на шишках слоги,

Ты их прочитай,

Да скорей картинку подходящую выбирай».

А это задание мы будем выполнять в «Цепочке».

На доске выставлены слоги, на столе лежат картинки, прочитав слог, ребенок выбирает подходящую картинку и договаривает слово (БА – прикрепляется карточка бабочки; БО – картинка бочки и т.д.

Упражнять в умении получать новые слова путем перестановки букв; способствовать развитию навыков чтения.

Упражнение «Слово в слово»

Получают новые слова путем перестановки букв; развивают навыки чтения.

Волк-разбойник спрятал слово в слове на Дереве знаний. Поможем белочке отыскать слово? Договоритесь, с кем вы будете работать в паре, и вспомните правила сотрудничества. Договоритесь в паре, какую картинку вы выберите. Прочитайте слово и составьте из букв вашего слова другое слово. После выполнения задания договоритесь в паре, кто будет отвечать: брак (рак), бусы (усы), добро (бор). Молодцы, вы сегодня дружно работали и помогли белочке отыскать все слова.

Дети, договариваются, делятся на пары, уточняют правила сотрудничества. Каждая пара выбирает схему и подбирает соответствующие картинки. Обсуждают выбор картинок. Договариваются, кто из пары будет отвечать. Оценивают свои знания и знания своих товарищей, делают вывод.

Упражнение «Скажи какая»

Активированы в речи детей прилательные.

Вставайте в хоровод и скажите, какая бывает белочка.

Дети, передавая белочку, называют прилагательные: пушистая, заботливая, красивая, умная, хлопотливая и т.д.

Заключительный

Интерактивная технология «Интервью»

Молодцы, вам понравилось в гостях у белочки? А что вам понравилось, что вы нового узнали, что услышали? Расскажите нашему корреспонденту. Кто хочет быть корреспондентом и взять интервью у детей?

Ребенок-корреспондент с помощью микрофона задает детям вопросы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ подгруппового коррекционного занятия с детьми подготовительной к школе группы на тему: «В гостях у лесных зверей» (автоматизация звука «Л»)

Коррекционные задачи:1.1.Автоматизировать звук «Л» в словах, слогах, предложения посредством использования  педагогической технологии «Семантическое поле».1.2.Развивать фонематический слух и восп...

Конспект занятия по воспитанию звуковой культуры речи в старшей группе на тему: "В гостях у Песочной феи. Дифференциация звуков [с] и [ш]".

Конспет направлен на реализацию следующих задач:1.Закреплять правильное произношение звуков [с] и [ш].( умение произносить их протяжно, на одном выдохе)Научить детей различать эти звуки на слух и в пр...

Конспект открытого логопедического занятия на тему: «В гостях у Красной Шапочки. Автоматизация звука [р] в слогах и словах».

Конспект открытого логопедического занятия по автоматизации звука [р] с ребенком старшего дошкольного возраста....

Тема: «Кто как голос подает». Знакомство со звуками Р и Рь, буквой Р.

План – конспект Тема: «Кто как голос подает»  Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммун...

Тема: «Тома и Тёма в гостях у ребят». Знакомство со звуками Т, Ть и буквой Т.

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие»,  «Социально-коммуникативное развитие»  Задачи:...

Тема: «Птицы в гостях у ребят». Знакомство со звуками К и Кь, буквой К.

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие» Задачи: «Речевое развитие» - актуализировать знания о звуках К и Кь и...

План – конспект Тема: «Насекомые в гостях у ребят» Знакомство со звуками З и Зь, буквой З

Интеграция образовательных областей: «Речевая деятельность», «Познавательно-исследовательская деятельность»,  «Социально-коммуникативное развитие»...