Конспект НОД по обучению грамоте с детьми старшей группы Тема: «Знакомство со звуком [н], [нь] и буквой Н» Экскурсия в лесную школу
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа) на тему
- развивать связную речь, артикуляционный аппарат;
- знакомить детей со звуками [н], [нь], с их характеристикой;
- упражнять в умении выделять звуки [н], [нь] из слов;
- учить различать звуки [н] и [нь];
- развивать умение проводить звуковой анализ слова;
- знакомить детей с буквой Н;
- развивать фонематическое восприятие, мелкую моторику, внимание, мышление, память;
- воспитывать интерес к изучению букв и звуков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_nod_po_zvuku_n.doc | 49 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по обучению грамоте
с детьми старшей группы
Тема: «Знакомство со звуком [н], [нь] и буквой Н»
Экскурсия в лесную школу
Воспитатель старшей группы №7
Абрамова Н.М.
Димитровград, 2017
Цель: познакомить детей со звуками [н], [нь] и буквой Н.
Задачи:
- развивать связную речь, артикуляционный аппарат;
- знакомить детей со звуками [н], [нь], с их характеристикой;
- упражнять в умении выделять звуки [н], [нь] из слов;
- учить различать звуки [н] и [нь];
- развивать умение проводить звуковой анализ слова;
- знакомить детей с буквой Н;
- развивать фонематическое восприятие, мелкую моторику, внимание, мышление, память;
- воспитывать интерес к изучению букв и звуков.
Оборудование:
- костюмы трёх поросят;
- CD-диск с записями песен;
- магнитофон;
- доска, магнитные фишки (красные, синие, зелёные);
- макет Солнца;
- карточки с буквами А, О, У, И, Н;
- магнитные доски;
- цветные камушки Марблс;
- игрушечные животные;
- флажки;
- карточки синего и зеленого цвета;
- коробочка с карточками;
- доска-мостик.
Предварительная работа: чтение и драматизация сказки «Три поросенка».
Ход занятия:
Вос-ль: Дети, сегодня мы отправимся на экскурсию в лесную школу и будем изучать новые звуки. Дорогу в лесную школу нам подскажут сказочные герои.
Отгадайте загадку: Впереди пятачок, сзади крючок, посредине спинка, а на ней щетинка.
Дети: Поросёнок.
Вос-ль: Давайте встретим поросят аплодисментами.
Первый поросёнок: Здравствуйте, гости дорогие! Здравствуйте, дети! Вы узнали нас? Из какой сказки мы пришли?
Дети: Из сказки «Три поросёнка».
Вос-ль: Ребята, вспомните, как звали поросят?
Дети: Ниф-Ниф, Нуф-Нуф, Наф-Наф.
Психогимнастика.
Вос-ль: Давайте покажем, какой сердитый волк был в сказке.
Изобразите, как страшно было поросятам.
А теперь покажите смелых и весёлых поросят.
Вос-ль: Поросята пришли к нам не с пустыми руками, а с музыкальными инструментами.
Поросята, вы устали с дороги, положите свои музыкальные инструменты на стол и присядьте на полянку, отдохните.
Ребята, в названии этих музыкальных инструментов есть звук, который мы будем сегодня изучать. Я буду выделять его голосом, а вы попробуйте угадать, что это за звук.
Барабан, бубен, металлофон.
Догадались, с каким звуком мы сегодня познакомимся?
Дети: Со звуком Н.
Вос-ль: При произнесении звука Н кончик языка упирается в верхние зубы. Давайте вместе произнесём звук Н.
Ребята, какие бывают звуки?
Дети: Гласные, согласные.
Вос-ль: Чем отличаются гласные звуки от согласных?
Дети: Гласные звуки тянутся и поются, а согласные произносятся при помощи языка, зубов и губ.
Вос-ль: А как вы думаете, звук Н – гласный или согласный?
Дети: Согласный.
Вос-ль: Почему вы так думаете?
Дети: Потому что он не тянется, а произносится с помощью языка и зубов.
Вос-ль: Ребята, Наф-Наф предлагает нам поиграть в игру с флажками «Найди звук Н в слове».
Вы должны поднять флажок, если услышите в слове звук Н и опустить флажок, если такого звука в слове нет. Барабан, часы, ворона, лиса, цветы, Луна, радуга, санки, лыжи, слон, флажок, машина, кукла и т.д.
Вос-ль: Ребята, я знаю, что Ниф-Ниф хочет пригласить вас в гости. Ниф-Ниф, куда ты хочешь пригласить детей?
Ниф-Ниф: я хочу всех пригласить в лесную школу. Но чтобы попасть туда, надо пройти через мостик.
Дети проходят через мостик и оказываются в лесной школе.
Вос-ль: Посмотрите, нас встречают животные. Давайте поиграем с ними в следующую игру «Назови детёныша животного»: надо назвать детёныша животного так, чтобы в его названии был звук Н. Примеры: волк-волчонок, лиса-лисёнок, слон-слонёнок, собака-щенок и т.д.
А теперь поставьте животных на полочку, пусть они вместе с нами изучают звуки.
Ребята, послушайте, как по-разному может звучать звук Н.
Воспитатель несколько раз произносит твёрдый звук Н.
Вос-ль: как звучит такой звук Н?
Дети: Твёрдо.
Вос-ль: Значит звук Н какой?
Дети: Твёрдый.
Вос-ль: А ещё он звучит звонко. Значит звук какой?
Дети: Звонкий.
Вос-ль: А теперь послушайте, как звучит следующий звук.
Воспитатель несколько раз произносит мягкий звук Нь.
Вос-ль: как звучит такой звук Нь?
Дети: Мягко.
Вос-ль: Значит звук Нь какой?
Дети: Мягкий.
Вос-ль: Значит звук Н может быть твёрдым и мягким.
Давайте вместе произнесём твёрдый звук Н, а теперь мягкий звук Нь.
Теперь скажите, в каком имени поросёнка звук Н твёрдый?
Дети: Наф-Наф, Нуф-Нуф.
Вос-ль: В каком имени поросёнка звук Н мягкий?
Дети: Ниф-Ниф.
Вос-ль: Поросёнок Нуф-Нуф предлагает нам поиграть в игру «Синий – зелёный».
Надо поднять синий кружок, если звук Н твёрдый, а если звук Н мягкий, то надо поднять зелёный кружок.
Физминутка.
Танец поросят.
Вос-ль: Обратите внимание, какие у наших поросят симпатичные пятачки. А как по-другому можно назвать пятачок.
Дети: Нос, носик.
Вос-ль: Давайте из звуков составим слово «Нос».
Сколько слогов в слове «Нос». Прохлопаем в ладоши.
Дети: Один слог.
Вос-ль: Сейчас узнаем, сколько звуков в слове «Нос». Какой первый звук в слове «Нос»?
Дети: Первый звук Н.
Вос-ль: Какой это звук? Гласный или согласный?
Дети: Согласный.
Вос-ль: Как он звучит?
Дети: Твёрдо, звонко.
Вос-ль: Значит какой звук Н?
Дети: Согласный, твёрдый, звонкий.
Вос-ль: Каким цветом обозначаем?
Дети: Синим. (Дети выкладывают на доске синий кружок).
Вос-ль: Какой следующий звук слышится в слове «Нос»?
Дети: Звук О.
Вос-ль: Какой это звук?
Дети: Это гласный звук.
Вос-ль: Каким цветом обозначаем гласный звук?
Дети: Красным. (Дети выкладывают на доске красный кружок).
Вос-ль: Какой последний звук слышится в слове «Нос»?
Дети: Звук С.
Вос-ль: Какой это звук, гласный или согласный? Как он звучит.
Дети: Согласный, звучит твёрдо и глухо.
Вос-ль: Значит, какой это звук?
Дети: Согласный, твёрдый, глухой.
Вос-ль: Каким цветом обозначаем звук С?
Дети: Синим. (Дети выкладывают на доске синий кружок).
Вос-ль: Сосчитайте, сколько всего звуков в слове «Нос»?
Дети: Три звука.
Вос-ль: сколько гласных звуков?
Дети: Один гласный звук О.
Вос-ль: Сколько согласных звуков?
Дети: Два согласных звука: Н и С.
Вос-ль: Поросёнок Ниф-Ниф предлагает нам поиграть в игру «Чудесный мешочек».
(Необходимо найти местоположение звука Н в названии предмета: в начале, середине, конце).
Вос-ль: Ребята, к нам в лесную школу заглянуло весеннее Солнышко.
Посмотрите, в середине Солнышка спряталась буква. Давайте с ней познакомимся.
Столбик справа, столбик слева, посредине поясок. Похожа эта буква на мостик и называется она буква Н. Повторите, как она называется.
Дети: Н.
Вос-ль: Давайте нарисуем её в воздухе.
Дети рисуют.
Вос-ль: Теперь давайте прочитаем слоги от центра Солнышка к лучикам.
На, но, ну, ни. И наоборот: ан, он, ун, ин.
Пальчиковая гимнастика.
«Раз, два, три, четыре, пять. Вышли пальчики гулять.
Раз, два, три, четыре, пять. В домик спрятались опять».
Вос-ль: Ребята, давайте пройдём за стол и выложим букву Н из камешков Марблс.
Теперь соберите слово «Нос» на магнитной доске.
Итог:
Вос-ль: С каким звуком и какой буквой мы сегодня познакомились?
Дети: Со звуками [н], [нь] и буквой Н.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по грамоте в старшей группе Тема:"Знакомство со звуком(и) буквами И,и. Грибы. Съедобные и несъедобные грибы.
Конспект занятия по грамоте в старшей группе Тема:"Знакомство со звуком(и) буквами И,и. Грибы. Съедобные и несъедобные грибы. Лепка буквы"И "из пластилина,штриховка буквы "И".Мир природы.Цель: Закрепл...
Конспект НОД по обучению грамоте в старшей группе.Тема: Звук [А]. Буква А.
Дети в игровой форме знакомятся с буквой и звуком А....
Конспект занятия по обучению грамоте для старшей группы, тема: «Согласный звук "Р" (Р’). Буква "Р"»
Познакомить со звуком Р. Закреплять умения детей на слух определять место звука в словах. Расширять словарный запас детей, составление предложений. Развивать фонематический слух детей....
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе. Тема: Знакомство с гласным звуком [у] буквой У
Цель: Познакомить с гласным звуком «У», гласной буквой «У»;Задачи: Учить детей определять место звука в словах «утка», «арбуз»...
Конспект НОД по обучению грамоте в старшей группе. Тема: «Звуки [с], [с’]. Буква «С»
Цель: Познакомить со звуками [с], [с’] и буквой «С».Образовательные задачи:· закрепить понятия «согласный звук», «г...
Конспект ООД по обучению грамоте в старшей группе. Тема: «Звуки [Б ], [Бь], буква Б».
Конспект ООД по обучению грамоте в старшей группе. Тема: «Звуки [Б ], [Бь], буква Б»....
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей группе Тема: Путешествие к звуку [ы] и буква ы
описание занятия по знакомству со звуком "Ы"...