Занятие-досуг по развитию речи с элементами логоритмики "В поисках подснежника"
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)
Данный конспект предназначен для детей средней группы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v_poiskah_podsnezhnika.doc | 70 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: занятие-досуг по развитию речи с элементами логоритмики
«В поисках подснежника» для детей среднего дошкольного возраста
Цель: Закрепить знания детей о характерных признаках весны.
Коррекционно-образовательные задачи:
- Уточнить и расширить словарь по теме «Весна».
- Продолжать формировать умение образовать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами и существительные в форме единственного числа родительного падежа.
- Формировать навыки употребления в речи детей сравнительных оборотов.
- Закрепить умение составлять фразу из четырёх слов.
Коррекционно-развивающие задачи:
Продолжать работу по развитию чувства ритма, координации речи с движением, речевого дыхания, памяти, мышления, воображения, мелкой и общей моторики.
Коррекционно-воспитательные задачи:
Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности.
Оборудование:
- мольберты;
- пианино.
Технические средства обучения:
- магнитофон;
- фонограмма звуков весеннего леса;
- музыкальный файл с музыкой П.И.Чайковского «Подснежник».
Наглядные материалы:
- карта России (пособие);
- предметные и сюжетные картинки с изображением признаков зимы и весны;
- демонстрационная картина «Весна»;
- разрезная картинка «Солнышко»;
- куклы Би-ба-бо.
Дополнительный материал:
- белая вуаль;
- шапочка-подснежник для ребёнка;
- корзинка с конфетами-подснежниками (сюрпризный момент).
Предварительная работа:
Выучить с детьми:
- речедвигательное упражнение «Наш автобус голубой»;
- пальчиковую гимнастику «Весна»;
- стихотворение П. Воронько «Подснежник»;
- речёвка-связка «Идём по лесу».
План занятия
I. Организационный момент (игра-приветствие)
II. Основная часть
1. Закрепление основных признаков весны
2. Пальчиковая игра «Весна» по Е.С. Железновой
3. Речедвигательная игра «Наш автобус голубой»
4. Упражнение на развитие речевого дыхания «Весенний аромат»
5. Лексико-грамматические игры по теме
а) Игра «Назови ласково»
б) Игра «Без чего не бывает весны?»
в) Игра «Сравни и назови»
6. Игра «Подснежник»
III. Итог занятия
Ход занятия-досуга
Под тихую музыку педагог и дети заходят в зал, становятся полукругом в центре зала.
I. Организационный момент
- Ребята. Давайте все вместе поздороваемся и вспомним наше волшебное стихотворения.
Дети произносят слова и выполняют движения по тексту стихотворения.
- Собрались все дети в круг. - Я - твой друг и ты мой друг - Крепко за руки возьмемся
- И друг другу улыбнёмся | Дети берутся за руки Показывают сначала на себя, потом друг на друга Дети поворачиваются лицом друг к другу берутся за руки и улыбаются |
Дети садятся на стульчики.
II. Основная часть
1. Закрепление основных признаков весны
Под музыку входит грустная Весна.
- Здравствуйте, ребята! Я рада встрече с вами. Только совсем невесело мне, не могу я улыбаться и радоваться, как вы.
- Здравствуй, девица-краса! Что случилось у тебя? Как зовут тебя, скажи, слез причину укажи?
- Я – ясна, я – красна,
А зовут меня Весна.
В гости к вам сюда спешу,
Просить помощи хочу.
Ребята, вы, конечно, знаете, что пришло моё время править на земле, да только моя сестрица Зима никак не хочет уступать своё место. Не могу я одна справиться с её чарами, помогите мне прогнать Зиму.
Педагог подводят детей к стене, на которой висит карта России.
- Ребята, посмотрите, у нас с вами есть карта нашей страны. Какая большая наша страна. А кто знает, как она называется? Правильно, Россия. В каждом городе люди ждут прихода весны. На нашей карте всё перепутано. Давайте поможем Весне и уберём лишние картинки.
На карте заранее приклеены картинки с изображением признаков весны и зимы. Дети по очереди снимают с карты картинки с изображением признаков зимы, объясняя свой выбор. При затруднении педагог даёт образец ответа.
- Весна, мы с ребятами тебе помогли. Посмотри, теперь на карте России остались только твои «весенние» картинки.
Дети садятся на свои места.
2. Пальчиковая игра «Весна» по Е.С. Железновой
- Ребята, а теперь давайте с помощью наших пальчиков покажем, что бывает весной.
- Спасибо вам, ребята. Но у меня еще одна просьба. В далеком, далеком лесу под снежным покровом Зима спрятала самый первый весенний цветок. Как только вы его отыщите, наступит долгожданная весна. Но будьте осторожны, на вашем пути Зима расставила много ловушек. А мне пора, до скорой встречи.
Весна уходит.
3. Речедвигательная игра «Наш автобус голубой» (музыка Филиппенко А., слова Волгиной Т.)
- Ребята, а вы знаете, как называется первый весенний цветок? Правильно, подснежник. Ну что, отправимся в путь и освободим подснежник от чар Зимы.
Дети встают друг за другом и под песню «Наш голубой автобус» едут в лес.
4. Упражнение на развитие речевого дыхания
- Ну, вот мы и в лесу. (Звучит фонограмма звуков весеннего леса: птичьего пения, капели, журчания ручейков) Вы чувствуйте, как в лесу свежо пахнет? Давайте, сделаем глубокий вдох носом и длинный плавный выдох ртом. Почувствуйте, как ваше тело наполняется весенними лесными ароматами: "А-а-ах, какая весна!". Ещё раз спокойный вдох носом, медленно выдыхаем. Игра проводится два раза.
5. Лексико-грамматические игры по теме
а) Игра «Назови ласково»
- Ребята посмотрите, а вот и первая ловушка Зимы.
Дети подходят к мольберту, накрытому тканью.
Интересно, а что мы должны сделать, чтобы пройти дальше. Кто нам подскажет?
Появляется сорока (игрушка Би-ба-бо).
Сорока. Здравствуйте ребята, я слышала вы идете выручать подснежник. Какие вы смелые ребята, а я вам помогу. Чтобы преодолеть ловушку, вы должны вспомнить и назвать ласково «весенние слова».
- Давайте, вспомним, какие «весенние слова» мы знаем.
Дети перечисляют слова, после чего педагог открывает мольберт, на котором картинки с изображением солнца, тучи, сосульки, ручья, проталины, подснежника, почки, листа, льдины, льда.
- А теперь назовём эти слова ласково, как просила нас сорока.
Сорока. Молодцы! Теперь следуйте дальше, но будьте осторожнее.
б) Игра «Без чего не бывает весны?»
- Продолжаем наш путь. Повторяйте за мной:
В лес отправимся гулять,
Будем весело шагать.
По тропиночке пойдём
Друг за дружкою гуськом.
Дети идут дальше, повторяя речёвку-связку за педагогом, подходят ко второму мольберту, также накрытому тканью.
- Ребята, смотрите здесь вторая ловушка. Кто же нам теперь поможет?
Появляется заяц - игрушка Би-ба-бо.
Заяц. Здравствуйте ребята, я слышал от сороки, что вы Весне помогаете, я тоже хочу помочь. Чтобы преодолеть эту ловушку, вы должны вспомнить и сказать, без чего не может быть весны.
- Ну что, давайте посмотрим.
Педагог открывает мольберт, на котором находится сюжетная картина «Весна».
- Ребята, а как вы думаете, какое время года изображено на этой картинке. Конечно, весна. А теперь попробуйте сказать, без чего не бывает весны. Для этого используйте картинку, которая перед вами. Например, весны не бывает без яркого тёплого солнца.
Дети составляют предложения, педагог показывает это на сюжетной картинке.
Заяц. Молодцы ребята, счастливого вам пути.
в) Игра «Сравни и назови»
- А нам пора дальше идти. Повторяйте за мной:
В лес отправимся гулять,
Будем весело шагать.
По тропиночке пойдём
Друг за дружкою гуськом.
Дети идут дальше, повторяя речёвку-связку за педагогом, подходят к третьему мольберту, на котором находится солнышко, но без лучей.
- Ребята, следующая ловушка Зимы. Преодолеть её нам поможет серый, зубастый ... (волк).
Дети садятся на стульчики. Появляется волк - игрушка Би-ба-бо.
Волк. Здравствуйте, ребята. Я знаю, что вы выполняете просьбу Весны, ищите подснежник, а звери и птицы помогают вам в этом. Я тоже хочу быть полезным и помочь Весне. Расскажу вам, какую третью ловушку приготовила Зима. Вы должны рассказать, какое весной солнышко и на что оно может быть похожим.
- Ребята, посмотрите, солнышко грустит. А почему, как вы думаете? Правильно, у него нет лучей. Каждое ваше слово о солнышке станет его лучиком, и тогда солнышко улыбнётся.
- И так, ребята, какое бывает солнце весной? (Круглое солнце, жёлтое солнце, тёплое солнце, ласковое солнце)
- Солнце круглое, как ... мяч, апельсин, колобок.
- Солнце жёлтое, как... одуванчик, цыплёнок, лимон.
- Солнце ласковое, как... мама, бабушка, ветерок, тёплое море.
- Солнце тёплое, как ... рукавички, свитер, печка.
После каждого ответа детей, педагог прикрепляет лучик к солнышку, а с последним лучом ещё и улыбку.
Волк. Молодцы ребята. Вы всё правильно сделали, у солнышка появилось много лучей, и теперь оно не грустит, а улыбается. До свидания!
6. Игра «Подснежник»
Пока дети играют, педагог надевает одному ребёнку на голову «шапочку-подснежника» и прячет его под белой вуалью.
- Ребята, а мы-то с вами уже и пришли. Посмотрите, что это за сугроб.
Дети подходят к педагогу и встают вокруг «сугроба».
- Здесь-то, наверно, Зима и спрятала наш подснежник. Давайте скорей освободим его из-под снежного покрова. Я буду медленно поднимать снежный покров, а вы должны спрятаться под ним и помочь нашему маленькому цветочку подрасти.
Дети прячутся под вуалью, сидя на корточках.
Под музыку П.И. Чайковского П.И. «Подснежник» педагог медленно приподнимают вуаль вверх, а дети вместе с ребёнком-подснежником поднимаются сначала с корточек, затем всё выше и выше, в конце поднимают руки вверх, стоя на носочках. Педагог убирает вуаль. Ребенок-подснежник выходит вперёд и зачитает стихотворение П.Воронько «Подснежник».
Ребенок-подснежник. Спасибо ребята, что освободили меня.
III. Итог занятия
Ребенок-подснежник. Теперь придёт долгожданная весна. А за то, что вы были такими смелыми, дружными и сообразительными Весна дарит вам по волшебному цветочку.
Ребёнок-подснежник отдаёт корзинку с конфетами-подснежниками педагогу.
- А нам пора возвращаться в детский сад.
Повторяется речедвигательная игра «Наш автобус голубой».
Дети и педагог под музыку уходят из зала.
Список литературы
- Алябьева Е.А. Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения. - М.: ТЦ Сфера, 2008.
- Бабушкина Р Л., Кислякова О.М. Логопедическая ритмика: Методика работы с дошкольниками, страдающими общим недоразвитием речи /Под ред. Г.А. Волковой.- СПб.: КАРО, 2005.
- Волкова Л.С., Лалаева Р.И., Мастюкова Е.М. Логопедическая ритмика.- М.: Просвещение, 2002.
- Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 2-3 лет (3-4 лет, 4-5 лет, 5-6 лет). - М.: ТЦ Сфера, 2008.
- Новиковская О.А. Логоритмика для дошкольников в играх и упражнениях. – СПб.,2008.
- Фирилёва Ж.Е., Сайкина Е.Г. Танцевально-игровая гимнастика “СА – ФИ – ДАНС”.- СПб.: Детство – пресс, 2003.
Аудиоматериал Е.С. Железновой:
- Аудиодиск «Десять мышек» (пальчиковые и жестовые игры для детей от 1,5 до 5 лет).
- Аудиодиск «Пять поросят» (пальчиковые и жестовые игры для детей от 2 до 5 лет).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речи с элементами логоритмики по теме "Зимовье зверей" для детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития и общим недоразвитием речи
Данное занятие направлено на развитие речевой активности с помощью приемов логоритмики у детей 5 лет с общим недоразвитием речи (III уровень речевого развития). В ходе занятия у детей актуализир...
Конспект занятия по развитию речи (с элементами логоритмики.) Тема " В гости сказка к нам пришла "
Тема: «В гости сказка к нам пришла ».Цели и задачи: 1.- создание эмоционального фона занятия; 2.- развитие координации речи с движением и моторных функций, мелкой и артикуляционной моторики...
Конспект НОД по развитию речи с элементами логоритмики. «Мишутка и друзья»
Для использования в младших группах. Занятие было показано на районном методическом объединении....
Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи с элементами логоритмики «Мишутка в гостях у ребят»
Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи с элементами логоритмики «Мишутка в гостях у ребят»...
Конспект занятия по развитию речи с элементами логоритмики в старшей разновозрастной группе «Цветик-семицветик» В. Катаев
занятие совместно с родителями по обучению рассказыванию сказки с опорой на картинку...
Конспект НОД по развитию речи с элементами логоритмики «Путешествие по сказкам» для детей 2 мл.гр.
Конспект НОД по развитию речи с элементами логоритмики «Путешествие по сказкам» для детей 2 мл.гр....