Дополнительная общеразвивающая программа для детей 2-3 лет «Умные пальчики»
методическая разработка по развитию речи
Дополнительная общеразвивающая программа для детей 2-3 лет «Умные пальчики» направлена на развитие и укрепление мелкой моторики рук у детей 2-3 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dop._programma_petrishcheva_na_sayt.docx | 106.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное казенное учреждение здравоохранения
Полысаевкий Дом ребенка «Родничок»
Дополнительная общеразвивающая программа для детей 2-3 лет «Умные пальчики»
Полысаево, 2022
Содержание
1. Пояснительная записка………………………………………………………4
2. Учебно-тематический план…………………………………………………..6
3. Содержание программы………………………………………………………7
4. Критерии, показатели результативности освоения программы и уровни освоения программы…………………………………………………………….22
5. Информационно-методическое обеспечение программы…………………23
6. Приложение 1………………………………………………………………….24
7. Приложение 2…………………………………………………………………26
Пояснительная записка
Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка, так как развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Мелкая моторика рук также взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка требует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий. В доречевом периоде ребенку не помешают гимнастика рук, а пальчиковые игры в сопровождении стихов разовьют речь и умение слушать. Дошкольник научится понимать смысл услышанного и улавливать ритм речи.
Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка. Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строками, то есть его речь станет более четкой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями. Развивается память ребенка, так как он учится запоминать определенные положения рук и последовательность движений. У ребенка развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями, он может «рассказывать пальцами» целые истории.
Данную работу следует начинать с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно делать пальчиковую гимнастику – массировать пальчики.
Занятия включают в себя разнообразные игровые упражнения, проводимые на материале различных лексических тем.
Цель программы: Развитие мелкой моторики посредством разных видов деятельности.
Задачи:
Обучающие:
- формировать координированные движения пальцев рук, гибкость;
- развивать осязательное восприятие;
- формировать практические умения и навыки;
- обучать различным навыкам работы с бумагой, пластилином.
Развивающие:
- развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук;
- совершенствовать движение рук;
- развивать познавательные психические процессы.
- развивать речь детей.
Воспитательные:
- воспитывать нравственные качества по отношению к окружающим;
- воспитывать и развивать художественный вкус;
- воспитывать усидчивость, целенаправленность.
При разработке программы мы руководствовались следующими принципами:
• принцип системности (от простого к сложному, от частного к общему);
• принцип насыщенной предметно-игровой среды по сенсорному воспитанию малышей;
• принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и физического развития;
• принцип интеграции воспитательных, образовательных и развивающих задач;
• принцип обеспечения активной познавательно-сенсорной практики.
Методы реализации программы
Наглядные методы – наблюдение, показ, действие по образцу. Словесные методы – беседа, объяснение, художественное слово, пояснение, поощрение. Практические методы – показ способов изображения и способов действия.
Формы работы
Пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры. Игры, игры-экспериментирования с предметами и материалами. Самомассаж кистей рук. Упражнения для развития тактильной чувствительности пальцев и кистей рук.
Ожидаемые результаты обучения
Развитие мелкой моторики и координации пальцев рук до уровня, соответствующего данному возрасту. Овладение приемами работы с разными предметами.
дети знают:
- приемы самомассажа рук;
- названия 5-6 предметов из изучаемых обобщающих групп.
- разные приемы сцепления пальцев («замок», «мост», «корзиночка» и др.).
дети умеют:
- выполнять различные движения кистями и пальцами рук («дождик идет», «пианино» и т.п.).
- застегивать, расстегивать пуговицы, кнопки, крючки;
- завязывать и развязывать ленты, шнурки, узелки.
- применять приемы лепки: раскатывание, скатывание, расплющивание, сгибание, присоединение;
- разжимать и сжимать прищепку;
- соотносить цвет прищепки с цветом объекта.
Условия реализации программы
- Программа предназначена для работы с детьми 2-3 лет.
- Продолжительность освоения программы – 1 год.
- Программа включает в себя 36 занятий в год, которые проводятся один раз в неделю по 10-15 минут.
- Форма организации образовательной деятельности – групповая, индивидуальная.
- Образовательная область – «Познавательное развитие».
- Форма проведения образовательной деятельности – игровая.
Материалы и оборудование
Резиновые игрушки, мячики; Конструктор, шнуровки, мозаика, прищепки, счетные палочки, крупы, мелкие игрушки, пуговицы, бусины; Пальчиковый театр; Картотеки пальчиковых игр и художественного слова (стихи, загадки).
Учебно–тематический план с детьми 2 - 3 лет
№ п\п | Тема | Количество занятий |
1 | Массаж ладошек; самомассаж (ребристые карандаши, сосновые шишки, бусины, теннисные шарики, катушки) | 31 |
2 | Игры «Чудесный мешочек» (с прищепками, нарядим елочку) | 8 |
3 | Пальчиковые игры; пальчиковая гимнастика | 33 |
4 | Упражнения с предметами. | 17 |
5 | Рисование пальцами, карандашами | 10 |
6 | Лепка, аппликация | 2 |
7 | Конструирование (конструктор, мозаика) | 2 |
Содержание программы
Месяц | Тема занятия | Содержание |
Октябрь 1 неделя | Массаж ладошек «Орех» | Цель: учить катать орех между ладоней, круговыми движениями. Я катаю мой орех, Чтобы стал круглее всех. |
Игра «Чудесный мешочек» | Цель: учить детей на ощупь определять овощи. | |
Пальчиковая игра «Деревья осенью». | Цель: учить детей выполнять движения в соответствии с текстом. Листопад, листопад! Листья по ветру летят: Руки поднять вверх. Покачивая кистями из стороны в сторону, медленно опускать руки (листья опадают). С клёна лист – кленовый, (Пальцы выпрямить и максимально развести в стороны.) С дуба лист – дубовый, (Пальцы выпрямить и плотно прижать друг к другу.) С осины лист – осиновый, (Указательный и большой соединить в виде колечка.) С рябины лист - рябиновый. (Пальцы выпрямить и слегка развести в стороны.) Полон листьев лес и сад. То-то радость для ребят | |
Октябрь 2 неделя | Самомассаж ладоней и пальцев рук с использованием нетрадиционного оборудования (сосновой шишки). | Цель: учить детей катать сосновую шишку между ладоней. Сосновую шишку возьму я в ладошку, |
Игра «Чудесный мешочек» | Цель: учить детей на ощупь определять овощи. | |
Пальчиковая игра «Капуста» | Цель: учить детей выполнять движения в соответствии с текстом. Что за скрип? Что за хруст? В огороде вырос куст. Как же быть без хруста? Если я капуста! Мы капусту рубим — рубим, Мы морковку трем, трем. Мы капусту солим — солим. Мы капусту жмем — жмем. | |
Октябрь 3 неделя | Самомассаж ладоней и пальцев рук «Покатай, покатай» | Цель: учить детей катанию гладкого и ребристого карандаша между ладошками. Карандаш в руках катаю, Между пальчиков верчу. Непрерывно каждый пальчик, Быть послушным научу. |
Пальчиковая игра «Смешные человечки» | Цель: учить детей выполнять движения в соответствии с текстом. Бежали мимо речки Смешные человечки. Прыгали, скакали, Солнышко встречали. Залезли на мостик, Забили там гвоздик. А потом - бултых в речку. Где же наши человечки? | |
Игра «Человечки» | Цель: учить детей из счетных палочек, выкладывать руки, ноги нарисованному человечку. | |
Октябрь 4 неделя | Самомассаж ладоней и пальцев рук «Колечко». | Цель: учить детей надевать и снимать колечко на пальцы рук. |
Упражнение «Очки» | Цель: развивать и тренировать координацию движений пальцев, кончиков пальцев рук. Развивать внимание. Бабушка очки надела, И внучонка разглядела. | |
Пальчиковая игра «Дружная семья» | Цель: Научить детей выполнять движения в соответствии с текстом. Знаю я, что у меня Дома дружная семья: Это – мама, (Загибать пальцы, начиная с безымянного пальца.) Это – я, (Затем мизинец.) Это - Бабушка моя, (Указательный палец). Это – папа (Средний палец). Это – дед (Большой палец). И у нас разлада нет. | |
Упражнение «Клубочки для бабушки» | Цель: учить детей сматывать нитки в клубочки. | |
Ноябрь 1 неделя | Самомассаж ладоней и пальцев рук катушкой «Дровишки» | Цель: учить детей катать катушки между ладошками по всей длине пальчиков. |
Пальчиковая игра «Дом» | Цель: учить детей выполнять движения в соответствии с текстом. Молоточком я стучу, (Постукивать кулачками друг о друга) Дом построить я хочу. (Соединить кончики пальцев обеих рук) Строю я высокий дом, (Поднять выпрямленные ладони вверх) Буду жить я в доме том. (Похлопать в ладоши) | |
«Домик для мишутки» - строим из конструктора. | Цель: учить детей строить дом для мишутки. | |
Ноябрь 2неделя | Самомассаж карандашами. | Цель: учить детей катанию гладкого и ребристого карандаша между ладошками. |
Пальчиковая гимнастика «Посуда». | Цель: учить детей выполнять движения в соответствии с текстом. Посуду моет наш Антошка, Моет вилку, чашку, ложку, Потирать ладошки друг об друга («мыть посуду»). Вымыл блюдце и стакан. И закрыл покрепче кран. Разгибать пальцы из кулачка, начиная с мизинца. Выполнять имитирующие движения. | |
Упражнение «Конфеты к чаю». | Цель: учить детей сминать бумагу в комочки. И складывать в вазочку. | |
Ноябрь 3 неделя | Самомассаж ладоней и пальцев рук. | Цель: учить детей катанию гладкого и ребристого карандаша между ладошками. |
Упражнение «Котенок» | Цель: учить детей выполнять движения в соответствии с текстом. У нашего котенка мягкие лапки, (Делаем поглаживающие движения ладонями) Но на каждой лапке коготки-царапки! (Сгибаем пальчики и показываем, как котенок выпускает коготки, то немного сжимая, то разжимая кулачок). | |
Пальчиковая игра «Котята» | Цель: учить детей выполнять движения в соответствии с текстом. Все котята мыли лапки: (Трем ладошкой о ладошку, показываем, как моют руки). Вот так! Вот так! Мыли ушки, мыли брюшки: (Трем ушки и животик). Вот так! Вот так! А потом они устали: Вот так! Вот так! Сладко-сладко засыпали: (Сложить ладошки, поднести к уху и наклонить голову). Вот так! Вот так! | |
Ноябрь 4 неделя | Самомассаж мячиками («ежиками») | Цель: учить катать мячик между ладоней, круговыми движениями. |
Пальчиковая гимнастика «На лужок». | Цель: учить детей выполнять движения в соответствии с текстом. На лужок пришли зайчата, Медвежата, барсучата, (Сгибание пальцев в кулачок) Лягушата и енот. Приходи и ты, дружок! (Сгибать пальцы поочередно на обеих руках.) | |
Упражнение «Нарви травки». | Цель: учить детей рвать бумагу на мелкие кусочки. | |
Упражнение «Животные хотят пить». | Цель: учить детей набирать в ложку воду. Наливаем воду ложкой из стакана в тарелочку. | |
Декабрь 1 неделя | Самомассаж ладоней и пальцев рук теннисным шариком. | Цель: учить катать мячик между ладоней, круговыми движениями. |
Упражнение «Снежинки» | Цель: учить детей выполнять движения в соответствии с текстом. Падают снежинки, белые пушинки. Падают на плечи, падают на ножки, Падают на щечки, даже на ладошки. Падают на грудку, падают на нос. С Северного полюса ветер их принес. | |
Пальчиковая игра «Снежок» | Цель: учить детей выполнять движения в соответствии с текстом. Раз, два, три, четыре, (Загибать пальцы, начиная с большого пальца.) Мы с тобой снежок слепили (Лепить, меняя положение ладоней.) Круглый, крепкий, очень гладкий (Показать круг, сжать ладони вместе.) И совсем-совсем не сладкий. (Грозить пальчиком.) Раз – подбросим. Два – поймаем. (Подбрасывать и ловить «снежок».) Три – уроним (Ронять воображаемый снежок.) И… сломаем. (Хлопнуть в ладоши.) | |
«Снежинки». Игра с прищепками. | Цель: развивать движения пальцев рук. | |
Декабрь 2 неделя | Самомассаж ладоней и пальцев рук. Игра «Колючий ежик». | Цель: учить катать мячик между ладоней, круговыми движениями. |
Пальчиковая игра «Зимой в лесу» | Цель: учить детей выполнять движения в соответствии с текстом. Медведь в берлоге крепко спит, (Руки сложены лодочкой под щечкой) Всю зиму до весны сопит. Спит зимою бурундук, (Загибаем поочередно пальцы) Колючий ежик и барсук Только заиньке не спится, (Приставить кисти рук к голове) Убегает от лисицы. (Кисть руки переворачиваем вниз и «убегаем») Мелькает он среди кустов, Запетлял — и был таков (Разводим руки в стороны) | |
«Заячьи следы» - рисуем на манке пальчиками. | Цель: учить детей рисовать пальцами по манной крупе. | |
Декабрь 3 неделя | Самомассаж ладоней и пальцев рук теннисным шариком. | Цель: учить детей катать мячик между ладоней, круговыми движениями. |
Пальчиковая игра «Птичья столовая» | Цель: учить детей выполнять движения в соответствии с текстом. Сколько птиц к кормушке нашей. Прилетело? Мы расскажем. Две синицы, воробей, Дятел в пестрых перышках. Всем хватило зернышек. Ритмично сжимают и разжимают кулачки. Загибание пальчиков, начиная с большего. Прилетайте, птички! Сала дам синичке. Приготовлю крошки Хлебушка немножко. Эти крошки – голубям, Эти крошки – воробьям. Галки да вороны, Ешьте макароны. | |
«Птичьи следы на снегу» - рисуем на манке пальчиками. | Цель: учить детей рисовать пальцами по манной крупе. | |
Декабрь 4 неделя | Самомассаж ладоней и пальцев рук шишкой. | Цель: учить катать сосновую шишку между ладоней. |
Пальчиковая игра «Ёлочка» | Цель: учить детей выполнять движения в соответствии с текстом. Праздник приближается, Елка наряжается. (поднимаем руки, опускаем их вниз) Мы повесили игрушки: Бусы, шарики, хлопушки. (имитируем вешанье игрушек) А здесь фонарики висят (крутим «фонарики») Блеском радуют ребят. | |
Игра «Чудесный мешочек. | Цель: учить детей на ощупь определять игрушки. | |
«Наряжаем ёлку». | Цель: учить детей вешать елочные игрушки на елку. | |
Январь 1 неделя | Самомассаж ладоней и пальцев рук. Игра с резинкой для волос. | Цель: развивать мелкую моторику рук, усидчивость, внимательность. |
Пальчиковая игра «Игрушки». | Цель: учить детей выполнять движения в соответствии с текстом. На большом диване в ряд, (Попеременно хлопают в ладоши и стучат кулаками). Куклы Танины сидят: Два медведя, Буратино, (Загибают поочередно все пальцы). И веселый Чиполино, И котенок, и слоненок. Раз, два, три, четыре, пять. (Разгибают поочередно все пальцы). Помогаем нашей Тане. (Попеременно хлопают в ладоши и стучат кулаками). Мы игрушки сосчитать. | |
Упражнение «Что спряталось в комочке» разглаживание трафаретов игрушек из бумаги, смятой в комочки. | Цель: учить детей разглаживать смятую бумагу. | |
«Рисуем мячи» - на манке большие и маленькие предметы (Мяч, шар, кирпич, кубик). | Цель: учить детей рисовать пальцами по манной крупе. | |
Январь 2 неделя | Самомассаж ладоней и пальцев рук «Покатай, покатай» теннисные шарики по столу. | Цель: учить детей катать мячик между ладоней, круговыми движениями. |
Пальчиковая гимнастика «Мы во двор пошли гулять» | Цель: учить детей выполнять движения в соответствии с текстом. Раз, два, три, четыре, пять. Мы во двор пришли гулять. Бабу снежную лепили. Птичек крошками кормили, С горки мы потом катались. А ещё в снегу валялись И снежками мы кидались Все в снегу домой пришли. Съели суп, и спать легли | |
«Кормушка» - выложить из фасоли дорожку к кормушке. | Цель: учить детей выкладывать из фасоли дорожку. | |
Январь 3 неделя | Самомассаж ладоней и пальцев рук карандашом «Скольжение», «Горка» | Цель: развивать и совершенствовать мелкую моторику и координацию движений руки с помощью массажа. |
Пальчиковая игра «Зимние забавы» | Цель: учить детей выполнять движения в соответствии с текстом. Что зимой мы любим делать? (Хлопки в ладоши) В снежки играть, на лыжах бегать, (Поочередно соединяют большой палец с остальными) На коньках по льду кататься, Вниз с горы на санках мчаться. | |
«Лыжник» - рисуем на манке пальчиками. | Цель: учить детей рисовать пальцами по манной крупе. | |
Январь 4 неделя | Самомассаж ладоней и пальцев рук шишкой. | Цель: учить катать сосновую шишку между ладоней. |
Пальчиковая игра «Игрушки». | Цель: учить детей выполнять движения в соответствии с текстом. На большом диване в ряд, (Попеременно хлопают в ладоши и стучат кулаками). Куклы Танины сидят: Два медведя, Буратино, (Загибают поочередно все пальцы). И веселый Чиполино, И котенок, и слоненок. Раз, два, три, четыре, пять. (Разгибают поочередно все пальцы). Помогаем нашей Тане. (Попеременно хлопают в ладоши и стучат кулаками). Мы игрушки сосчитать. | |
«Кормушка» - выложить из фасоли дорожку к кормушке. | Цель: учить детей выкладывать из фасоли дорожку. | |
Февраль 1 неделя | Самомассаж ладоней и пальцев рук «Сухой бассейн». | Цель: способствовать нормализации мышечного тонуса, стимуляции тактильных ощущений. |
Пальчиковая игра «Гуси» | Цель: учить детей выполнять движения в соответствии с текстом. Гуси песню распевали — га-га-га, га-га-га. (Смыкаем большой с остальными пальцами на руке — изображаем клюв гуся) Посидели (Кулачки сжали и положили на коленки) Поклевали (Пальцы собираем в щепотку и стучим (тыкаем) ими по коленкам) Маму с Димой пощипали — га-га-га, га-га-га (Щипаем ножки) Но от них мы убежали. (Пальчики бегут по ножкам) | |
Упражнение «Накорми гусей». | Цель: учить отрывать кусочки бумаги, комкать бумагу в маленькие крошки. | |
Обыгрывание песни «Жили у бабуси два весёлых гуся» | Цель: развивать у детей мелкую моторику. | |
Февраль 2 неделя | Самомассаж. Упражнение «Пуговицы». | Цель: способствовать улучшению координации произвольных движений, восстановлению ослабленных мышц, снятие излишнего напряжения. |
Пальчиковая гимнастика «Мы платочки постираем» | Цель: учить детей выполнять движения в соответствии с текстом. Мы платочки постираем (Пальцы сжать в кулачки, тереть кулачком по кулачку.) Крепко, крепко их потрём, А потом мы выжимаем, (Выполнять движение «выжимаем бельё».) Мы платочки отожмём. А теперь мы все платочки (Пальцы свободные, выполнять лёгкие движения кистями вверх-вниз) Так встряхнём, так встряхнём. А теперь платки погладим, (Выполнять движение «гладим бельё» кулачком одной руки по ладони другой.) Мы погладим утюгом. А теперь платочки сложим (Хлопки одной ладошкой по другой.) И все дружно в шкаф положим. (Положить руки на колени.) | |
Упражнение «Помогаем маме». Развесить белье на веревку и закрепить его прищепками. | Цель: учить детей расстегивать и застегивать прищепки. | |
«Укрась платье Машеньки». Раскрасить платье карандашами, вырисовывание узора. | Цель: развивать мелкую моторику рук, закрепление сенсорных навыков и пространственных представлений. Развивать воображение, речь. | |
Февраль 3 неделя | Самомассаж ладоней и пальцев рук «Сильные пальчики». | Цель: учить катать мячик между ладоней, круговыми движениями. |
Пальчиковая игра «Гвозди» | Цель: учить детей выполнять движения в соответствии с текстом. Бом, бом, бом, бом, По гвоздям бьём молотком. Гвозди не вбиваются. Только загибаются. (Пальцы другой руки – клещи. Смыкаются в кольцо и "вырывают гвозди" - поочерёдно тянем пальцы другой руки, выпрямляя их) Значит, клещи надо взять, Будем гвозди вырывать. Я тянул, тянул, тянул, Все я гвозди разогнул. | |
«Салют» - рисуем пальчиками. | Цель: формировать умение рисовать в новой нетрадиционной технике рисования пальчиками. | |
Февраль 4 неделя | Самомассаж «Покатай, покатай». (Катание крупных бусин по столу). | Цель: научить детей переключать внимание, улучшать координацию мелкой моторики, воздействуя на умственное развитие ребенка. |
Пальчиковая гимнастика «Снеговик». | Цель: учить детей выполнять движения в соответствии с текстом. Давай, дружок! Смелей, дружок! (Лепят снежок) Кати по снегу свой снежок (Катят). Он превратится в толстый ком, (Показывают шар руками) И станет ком снеговиком (Рисуют руками снеговика) Его улыбка так светла! (Показывают улыбку.) Два глаза, шляпа, нос, метла (Показывают). На солнце припечет слегка – (Рука у лба, смотрят солнце) Увы – и нет снеговика. (Пожимают плечами, руки в сторону. | |
«Веселый снеговик». Рисуем на манке круги разного размера. | Цель: учить детей рисовать пальцами по манной крупе. | |
Март 1 неделя | Самомассаж ладоней и пальцев рук «Колечко». | Цель: учить детей надевать и снимать колечко на пальцы рук. |
Пальчиковая игра «Цветочек для мамочки» | Цель: учить детей выполнять движения в соответствии с текстом. Ой, в нашем цветнике Большой цветок на стебельке. Раскрывать и закрывать кулачок, пальчики, будто лепестки. От ветерка качается, Движения руками вправо-влево. И мне улыбается! Я мамочку поцелую, И цветочек подарю ей! | |
«Платочек для мамы» - украшаем платочек, рисуем пальчиками. | Цель: учить детей рисовать пальцами. | |
Март 2 неделя | Самомассаж ладоней и пальцев рук крупными бусинами. | Цель: научить детей переключать внимание, улучшать координацию мелкой моторики, воздействуя на умственное развитие ребенка. |
Пальчиковая игра «Мамина помощница» | Цель: учить детей выполнять движения в соответствии с текстом. Дружно маме помогаем – Пыль повсюду вытираем. Мы белье теперь стираем. Полощем, отжимаем. Подметаем все кругом – И бегом за молоком. Маму вечером встречаем, Двери настежь открываем. Маму крепко обнимаем. | |
Март 3 неделя | Самомассаж ладоней и пальцев рук игра с резинкой для волос. | Цель: развивать мелкую моторику рук, усидчивость, внимательность. |
Пальчиковая игра «Солнышко» | Цель: учить детей выполнять движения в соответствии с текстом. Утром солнышко встаёт выше, выше, (Руки высоко вверх). Ночью солнышко зайдет ниже, ниже. (Руки вниз). Хорошо-хорошо солнышку живётся, (Делаем ручками фонарики) И нам вместе с солнышком весело живётся (Хлопаем в ладоши) | |
Упражнение «Солнышко лучистое» | Цель: учить детей выкладывать из счетных палочек солнечные лучи вокруг желтого круга. | |
Март 4 неделя | Самомассаж ладоней и пальцев рук карандашами. | Цель: развивать мелкую моторику рук, усидчивость, внимательность. |
Пальчиковая игра «Транспорт» | Цель: учить детей выполнять движения в соответствии с текстом. Один-два-три-четыре-пять, Буду транспорт я считать: Автобус, лодка и мопед, Мотоцикл, велосипед, Автомобиль и самолёт, Корабль, поезд, вертолёт (Загибают пальчики) | |
Упражнение «Железная дорога» - выложить из счетных палочек. | Цель: развивать мелкую моторику рук, усидчивость, внимательность. | |
Апрель 1 неделя | Самомассаж ладоней и пальцев рук карандашом «Сосульки». | Цель: развивать мелкую моторику рук, усидчивость, внимательность. |
Пальчиковая игра «Капельки» | Цель: учить детей выполнять движения в соответствии с текстом. Руки вытянуты вверх, ладонями вперед. Капля – раз, капля – два, Капли капают едва – Кап, кап, кап, кап. Стали капельки бежать, Капля каплю догонять – Кап, кап, кап, кап. | |
«Следы от капели» - на манке пальчиками ставим точки. | Цель: Развивать мелкую моторику пальцев и ритмично ставить точки указательным пальцем. | |
Апрель 2 неделя | Самомассаж ладоней и пальцев. Катание карандаша между ладошками. | Цель: развивать мелкую моторику рук, усидчивость, внимательность. |
Упражнение «Пришла весна» | Цель: учить детей выполнять движения в соответствии с текстом. Птичка, птичка, прилетай! Весну красную зазывай! Птичка крылышками машет, Веселит детишек наших! | |
Пальчиковая игра «Весенний дождик». | Цель: учить детей выполнять движения в соответствии с текстом. Дождик песенку поет, (Сжимаем кулачки) Только кто ее поймет? (Пожимаем плечами) Не поймем ни я, ни ты, (На обеих руках разгибаем указательные пальцы) Но зато поймут цветы, (Разгибаем средние пальцы) И зеленая трава, (Разгибаем безымянные пальцы) И весенняя листва. (Разгибаем мизинцы) Лучше всех поймет зерно — Прорастать начнет оно. (Разгибаем большие пальцы) | |
Игра с мозаикой «Весенняя полянка»- выкладываем солнышко, цветы. | Цель: развивать мелкую моторику, внимание и пространственную ориентацию, активизация словаря. | |
Апрель 3 неделя | 1. Самомассаж ладоней и пальцев рук. Катание карандаша между ладошками | Цель: развивать мелкую моторику рук, усидчивость, внимательность.: |
Пальчиковая игра «Рыбка» | Цель: учить детей выполнять движения в соответствии с текстом. Рыбка плавает в водице. Рыбке весело играть. (Плавные движения кистями рук) Рыбка, рыбка, озорница, (Погрозить пальчиком) Мы хотим тебя поймать. (Хлопок "круглыми" ладошками) Рыбка спинку изогнула, (Выгнуть кисти, пальчики вниз) Крошку хлебную взяла, (Имитировать движение пальчиками) Рыбка хвостиком махнула, (Сложить ладошки вместе, поворачивать их вправо, влево) Рыбка быстро уплыла. (Спрятать ручки) | |
«Рыбки» - раскраски. | Цель: развивать мелкую моторику рук, усидчивость, внимательность. | |
Апрель 4 неделя | Самомассаж ладоней и пальцев рук грецким орехом. | Цель: развивать мелкую моторику рук, усидчивость, внимательность. |
Упражнение «Птенчики в гнезде» | Цель: учить детей выполнять движения в соответствии с текстом. Улетела птица-мать Малышам жучков искать. Ждут малютки-птицы Мамины гостинцы. Все пальцы правой руки обхватить левой ладонью. Получается «гнездо». Шевеление пальцами правой руки создает впечатление живых птенцов в гнезде. | |
Лепка «Червячки для птенцов» | Цель: развивать мелкую моторику рук, усидчивость, внимательность. | |
Май 1 неделя | Самомассаж ладоней и пальцев рук. Катание карандаша между ладошками. | Цель: развивать мелкую моторику рук, усидчивость, внимательность. |
Пальчиковая игра «Дружба» | Цель: учить детей выполнять движения в соответствии с текстом. Дружат в нашей группе девочки и мальчики. (Соединять пальцы в «замок») С вами мы подружим маленькие пальчики. (Касание кончиков пальцев обеих рук) Раз, два, три, четыре, пять - начинай считать опять. (Парное касание пальцев от мизинцев) Раз, два, три, четыре, пять - мы закончили считать. (Руки вниз, встряхнуть кистями) | |
Упражнение «Прятки» - найди игрушки в сухом бассейне. | Цель: развивать мелкую моторику рук, усидчивость, внимательность. | |
Май 2 неделя | Самомассаж ладоней и пальцев. Катание карандаша между ладошками. | Цель: развивать мелкую моторику рук, усидчивость, внимательность. |
Пальчиковая игра «Бутончики» | Цель: учить детей выполнять движения в соответствии с текстом. Каждый бутончик (Пальцы рук собраны в щепоть) Склониться бы рад, Влево и вправо, (Раскачивать «бутончики») Вперед и назад. От ветра и зноя (Соединить вместе локти и ладони рук) Бутончики эти (Показать один большой «букет») Спрятались быстро, В цветочном букете. | |
Упражнение «Цветочный лужок». С помощью мозаики сделать цветы. | Цель: развивать мелкую моторику рук, усидчивость, внимательность. | |
Май 3 неделя | Самомассаж. Катание карандаша между ладошками. | Цель: развивать мелкую моторику рук, усидчивость, внимательность. |
Пальчиковая игра «Насекомые» | Цель: развивать мелкую моторику рук, усидчивость, внимательность. Дружно пальчики считаем - Насекомых называем: Сжимать и разжимать кулачки. Бабочка, кузнечик, муха, Это жук с зелёным брюхом. (Поочерёдно сгибать пальцы в кулачок, начиная с большого пальца.) Это кто же тут звенит? Ой, сюда комар летит! (Вращать мизинцем.) Прячьтесь! (Спрятать руки за спину.) | |
Пальчиковая игра «Паучок» | Цель: развивать мелкую моторику рук, усидчивость, внимательность. Паучок, паучок, Паучок всё вверх ползёт, Паутинку он плетёт. Паутинка хоть тонка – Крепко держит мотылька. Образовать пальцами рамку. Затем соединить пальцы обеих рук в замок. Не разжимая замка, поднять пальцы и помахать ими как крылышками | |
«Вот такие ножки у сороконожки» - игра с прищепками. | Цель: развивать мелкую моторику рук, усидчивость, внимательность. | |
Май 4 неделя | Самомассаж ладоней и пальцев рук «Покатай, покатай» теннисные шарики. | Цель: развивать мелкую моторику рук, усидчивость, внимательность. |
Пальчиковая игра «Лето» | Цель: развивать мелкую моторику рук, усидчивость, внимательность. Вот и лето наступает (Последовательно соединять пальцы обеих рук, начиная с мизинцев.) Всех на отдых приглашает (Соединять одноименные пальцы рук, начиная с больших) Будем плавать, загорать (Круговые движения кистями, «солнце») И на даче отдыхать | |
Пальчиковая игра «Радуга» | Цель: развивать мелкую моторику рук, усидчивость, внимательность. Гляньте радуга над нами, (Нарисовать рукой над головой полукруг маховым движением) Над деревьями (Руки поднять вверх, пальцы разомкнуты) Домами (Руки сложены над головой крышей) И (Нарисовать волну рукой) И немножко надо мной. (Дотронуться до головы) над морем, над волной | |
«Украсим бабочке крылышки» - аппликация. | Цель: учить детей выполнять движения в соответствии с текстом. |
Критерии, показатели результативности освоения программы и уровни освоения программы
При реализации программы осуществляется оценка развития детей в рамках мониторинга. Мониторинг проводиться 2 раза в год. Сроки проведения мониторинга: сентябрь, май. (Приложение 1).
Диагностика по пальчиковым играм.
Воспитатель предлагает детям представить, что они в лесу: поднялся сильный ветер, сорвал листья с деревьев, закружил их, и они медленно падают на землю. Дети вместе читают знакомый стишок и изображают обеими руками плавные движения падающих листьев.
Падают, падают, листья, В нашем саду листопад, Желтые, красные листья. По ветру вьются, летят.
Листья многие облетели, и все увидели зайчика – дети руками изображают его (подняты два пальца: указательный и средний, остальные соединены). Воспитатель: “Зайчик скачет по дорожке – прыг-скок, прыг-скок, ушками – хлоп-хлоп. Прислушался (пальцы напряжены), где-то лиса рядом, испугался и спрятался, ушки опали (пальцы вяло сложились)”. Затем дети вспоминают всю свою “Храбрую семейку”. У детей пальцы сжаты в кулачки, и они постепенно разжимают их, начиная с большого пальца, приговаривая:
Пошел в лес дедушка (большой палец), Пошла в лес бабушка (указательный), Пошел папа (средний), Мама (безымянный палец), И я (мизинец).
Потом семейка собирается дома: пришел я, мама, папа … пальчики поочередно складываются в кулачки.
Информационно-методическое обеспечение программы
1.«Играем пальчиками и развиваем речь» В. В. Цвынтарный Санкт – Петербург 1997г.
2. «Игры с пальчиками» Т. Н. Щербакова журнал «Карапуз» 02.1998г.
3. «Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики» Н. В. Нищева Санкт – Петербург 2008г.
4. «Игры и стихи для развития эмоциональной сферы младших дошкольников» Т. Б. Полянская Санкт – Петербург ДЕТСТВО – ПРЕСС 2011г.
Приложение 1.
Группа ___________________________Дата обследования начало года ______________ конец года________________
№ п/п | Фамилия, имя ребенка | Применять приемы самомассажа | Владеть разными приемами сцепленияпальцев («замок», «мост», «корзиночка») | Выполнять различные движения кистями и пальцами рук («дождик идет», «пианино» | Застегивать, расстегивать пуговицы, кнопки крючки. | Завязывать и развязывать ленты, шнурки, узелки. | Применять приемы лепки: раскатывание, скатывание расплющивание, сгибание, присоединение | Выполнять шнуровку | Разжимать и сжимать прищепку | ||||||||
нг. | кг. | нг. | кг. | нг. | кг. | нг. | кг. | нг. | кг. | нг. | кг. | нг. | кг. | нг. | кг. | ||
1 | |||||||||||||||||
2 | |||||||||||||||||
3 | |||||||||||||||||
4 | |||||||||||||||||
5 | |||||||||||||||||
6 | |||||||||||||||||
7 | |||||||||||||||||
8 | |||||||||||||||||
9 | |||||||||||||||||
10 | |||||||||||||||||
11 | |||||||||||||||||
12 |
Приложение № 1
Уровни овладения детей раннего дошкольного возраста в развитии мелкой моторике
Для выявления степени овладения ребенком навыков предлагается следующая диагностика. Данная диагностика осуществляется педагогом методом наблюдения за работой детей на занятиях и в игре. С этой целью разработаны диагностические карты, в которых определены соответствующие критерии и показатели. Оценки по каждому критерию даются по трехбалльной системе: 3 балла соответствуют сформированному уровню усвоения программы, 2 балла – на стадии формирования; и 1балл – не сформировано.
20 - 24 - Уровень знаний сформирован – дети правильно выполняют все задания, не испытывают, затруднений.
12 - 18 - Уровень знаний на стадии формирования – дети испытывают незначительные затруднения при выполнении заданий, иногда прибегают к помощи взрослого.
8 - 10 - Уровень знаний не сформирован – при выполнении заданий дети прибегают к помощи взрослого
Приложение № 2
Игры на развитие мелкой моторики
Игра «Елочка»
Возраст: 2-3года
Цель: развитие мелкой моторики рук, закрепление сенсорных навыков и пространственных представлений, развитие воображения, речи.
Оборудование: зеленые треугольники или прямоугольники, зеленые прищепки.
Ход игры: Даем ребенку вырезанные из зеленого картона треугольники или прямоугольники. Ребенок берет зеленые прищепки, и прикрепляет к елке ее иголочки.
Игра «Ёжик»
Возраст: 2-3года
Цель: развитие мелкой моторики рук, закрепление сенсорных навыков и пространственных представлений, развитие воображения, речи.
Оборудование: шаблон ежика, прищепки.
Ход игры: Даем ребенку вырезанную из цветного картона заготовку ёжика, на которой нарисованы глаза, уши, нос, но нет иголок. Ребенок прикрепляет к спинке ежика прищепки.
Ёжик, ёжик, где гулял?
Где колючки потерял?
Ты беги скорее к нам, ёжик.
Мы сейчас тебе поможем.
Игра «Цветок»
Возраст: 2-3года
Цель: развитие мелкой моторики рук, закрепление сенсорных навыков и пространственных представлений, развитие воображения, речи.
Оборудование: шаблон цветка, прищепки.
Ход игры:
Даем ребенку вырезанные из цветного картона кружки. Ребенок выбирает из коробки прищепки такого же цвета, какой круг и прикрепляет их по кругу.
Лепесточки и листок –
Распустился наш цветок.
Игра «Солнышко»
Возраст: 2-3года
Цель: развитие мелкой моторики рук, закрепление сенсорных навыков и пространственных представлений, развитие воображения, речи.
Оборудование: шаблон солнышка, прищепки.
Ход игры: Даем ребенку, вырезанные из желтого картона заготовки солнца. Малыш выбирает из коробки желтые прищепки и прикрепляет к солнцу лучи.
Солнышко, скорей взойди,
И лучи свои пришли.
Чтоб они землю обогрели,
Нас теплом своим согрели.
Игра «Сказочный домик»
Возраст: 3-4 года
Цель: развитие мелкой моторики рук, закрепление сенсорных навыков и пространственных представлений.
Оборудование: обычная коробка, обклеенная с каждой стороны цветной бумагой.
Ход игры: Расскажите ребенку о том, что это не коробочка – а сказочный домик, где каждая комната окрашена в свой цвет. А прищепки – это наши человечки, которые живут в домике. Они вышли погулять на улицу и забыли, где живут. Помогите им найти свои комнаты. Можно нарисовать цифры на каждой стороне коробочки, и попросить ребенка прикрепить такое количество прищепок, которое соответствует нарисованной вами цифре. А когда ребенок устанет играть, пусть побросает прищепки внутрь коробки-домика. Человечки пошли спать. Закройте его и потрясите. Послушайте, как гремят прищепки.
Игра «Сними украшения»
Возраст: 2-3года
Цель: развитие мелкой моторики рук, закрепление сенсорных навыков и пространственных представлений, развитие воображения, речи.
Оборудование: прищепки.
Ход игры: Прицепите прищепки к одежде ребенка, попросите его снять их.
Игра «Большая стирка»
Возраст: 2-3года
Цель: развитие мелкой моторики рук, закрепление сенсорных навыков и пространственных представлений, развитие воображения, речи, обучение бытовым навыкам.
Оборудование: прищепки, веревка, кукольная одежда, платочки.
Ход игры: Натяните веревку, повесьте кукольную одежду, платочки, закрепите их прищепками.
Игра «Овощи»
Возраст: 2-3года
Цель: развитие мелкой моторики рук, закрепление сенсорных навыков и пространственных представлений, развитие воображения, мышления, речи.
Оборудование: прищепки, шаблоны овощей.
Ход игры:
Урожай мы собирали
И ботву всю ободрали.
Мы листочки прикрепляем –
овощи узнаем.
Игра «Рыбка»
Возраст: 2-3года
Цель: развитие мелкой моторики рук, закрепление сенсорных навыков и пространственных представлений, развитие воображения, мышления, речи.
Оборудование: прищепки, шаблон рыбки.
Ход игры:
Рыбка, рыбка, что грустишь?
Не видать улыбки?
Без хвоста и плавников
Не бывает рыбки.
Игра «Самолет»
Возраст: 2-3года
Цель: развитие мелкой моторики рук, закрепление сенсорных навыков и пространственных представлений, развитие воображения, мышления, речи.
Оборудование: прищепки, шаблон самолета.
Ход игры:
Самолет, самолет,
Отправляемся в полет.
Но без крыльев и хвоста
Не взлетит он никогда.
Игра «Стрекоза»
Возраст: 2-3года
Цель: развитие мелкой моторики рук, закрепление сенсорных навыков и пространственных представлений, развитие воображения, мышления, речи.
Оборудование: прищепки, шаблон стрекозы.
Ход игры:
На ромашку у ворот
Опустился вертолет-
Золотистые глаза,
Вот она и СТРЕКОЗА
Игра «Зайчик»
Возраст: 2-3года
Цель: развитие мелкой моторики рук, закрепление сенсорных навыков и пространственных представлений, развитие воображения, мышления, речи.
Оборудование: прищепки.
Ход игры:
Мерзнет зайка на опушке,
Спрятал лапки, спрятал ушки.
Зайка, зайка, не дрожи,
Лапки, ушки покажи.
Игра «Осминожка»
Возраст: 2-3года
Цель: развитие мелкой моторики рук, закрепление сенсорных навыков и пространственных представлений, развитие воображения, речи.
Оборудование: прищепки, шаблон осьминожки.
Ход игры:
Вот у нас и осминожка,
Зашагала по дорожкам,
По дорожкам в океане
Поспешила она к маме!
Игра «Жучок»
Возраст: 2-3года
Цель: развитие мелкой моторики рук, закрепление сенсорных навыков и пространственных представлений, развитие воображения, речи.
Оборудование: прищепки, шаблон божьей коровки.
Ход игры:
Очень наш жучок устал-
Бегал по дорожке.
Ночью спал, а утром встал,
Показал нам ножки.
Игра «Дом»
Возраст: 2-3года
Цель: развитие мелкой моторики рук, закрепление сенсорных навыков и пространственных представлений, развитие воображения, речи, мышления
Оборудование: прищепки, шаблон домика.
Ход игры:
Дом сломался – вот беда.
Где крылечко? Где труба?
Мы умеем мастерить,
Можем домик починить.
Игра «Цветы»
Возраст: 2-3года
Цель: развитие мелкой моторики рук, закрепление сенсорных навыков и пространственных представлений, развитие воображения, речи, мышления
Оборудование: прищепки, шаблоны цветов.
Ход игры:
Во дворе растут цветы,
Небывалой красоты.
Желтый, красный, голубой,
Полюбуйтесь со мной!
ИГРА «Птичка - невеличка»
Возраст: 2-3года
Цель: развитие мелкой моторики рук, закрепление сенсорных навыков и пространственных представлений, развитие воображения, речи, мышления
Оборудование: прищепки, шаблон птички
Ход игры:
Птица хочет пробудиться,
Запевает песню птица,
Потому что птице с песней
Пробуждаться интересней.
ИГРА «Радуга»
Возраст: 2-3года
Цель: развитие мелкой моторики рук, закрепление сенсорных навыков и пространственных представлений, развитие воображения, речи, мышления
Оборудование: прищепки, шаблон тучки
Ход игры: выложить на тучке прищепки по цветам радуги
ИГРА «Ежата»
Возраст: 2-3года
Цель: развитие мелкой моторики рук, закрепление сенсорных навыков и пространственных представлений, развитие воображения, речи, мышления
Оборудование: прищепки, шаблоны ежиков 4 основных цветов
Ход игры:
Жу-жу-жу, жу-жу-жу-- я ежа Вам покажу.
Жа-жа-жа-, жа-жа-жа-- вот и несколько ежат.
ИГРА «Цветик –семицветик»
Возраст: 2-3года
Цель: развитие мелкой моторики рук, закрепление сенсорных навыков и пространственных представлений, развитие воображения, речи, мышления
Оборудование: прищепки, шаблон цветка
Ход игры:
Прикрепить прищепки согласно цвету на цветке
Игра «Кактус»
Возраст: 2-3года
Цель: развитие мелкой моторики рук, закрепление сенсорных навыков и пространственных представлений, развитие воображения, речи, мышления
Оборудование: прищепки, шаблон кактуса
Ход игры:
Прикрепить прищепки на шаблон кактуса
Игра «Перчатки»
Возраст: 2-3года
Цель: развитие мелкой моторики рук, закрепление сенсорных навыков и пространственных представлений, развитие воображения, речи, мышления
Оборудование: прищепки, шаблон перчаток
Ход игры:
Прикрепить прищепки согласно цвету пальцев на перчатке.
Игра «Тучка»
Возраст: 2-3года
Цель: развитие мелкой моторики рук, закрепление сенсорных навыков и пространственных представлений, развитие воображения, речи, мышления
Оборудование: прищепки, шаблон тучки.
Ход игры:
Прикрепить прищепки на тучку
Игра «Звезда»
Возраст: 2-3года
Цель: развитие мелкой моторики рук, закрепление сенсорных навыков и пространственных представлений, развитие воображения, речи, мышления
Оборудование: прищепки, шаблон морской звезды
Ход игры:
Прикрепить прищепки на морскую звезду
Игра «Медуза»
Возраст: 2-3года
Цель: развитие мелкой моторики рук, закрепление сенсорных навыков и пространственных представлений, развитие воображения, речи, мышления
Оборудование: прищепки, шаблон медузы
Ход игры:
Прикрепить прищепки на медузу
Игра «Львенок»
Возраст: 2-3года
Цель: развитие мелкой моторики рук, закрепление сенсорных навыков и пространственных представлений, развитие воображения, речи, мышления
Оборудование: прищепки, шаблон львенка
Ход игры:
Прикрепить прищепки к шаблону
Игра «Динозаврик»
Возраст: 2-3года
Цель: развитие мелкой моторики рук, закрепление сенсорных навыков и пространственных представлений, развитие воображения, речи, мышления
Оборудование: прищепки, шаблон динозаврика
Ход игры:
Прикрепить прищепки к динозаврику
Игра «Цвет»
Возраст: 2-3года
Цель: развитие мелкой моторики рук, закрепление сенсорных навыков и пространственных представлений, развитие воображения, речи.
Оборудование: прищепки, шаблон машинки, цыпленка
Ход игры: Предложите ребенку соотнести цвет прищепки с картинкой. Например, к красной машинке прикрепить красную прищепку, к желтому цыпленку – желтую.
Игра «Поймай жучка»
Возраст: 2-3года
Цель: развитие мелкой моторики рук, закрепление сенсорных навыков и пространственных представлений, развитие воображения, речи.
Оборудование: прищепки
Ход игры: Возьмите разноцветные прищепки и прикрепите их в различных местах комнаты – на скатерки, на диване, на шторах и т.д. Скажите ребенку, что к нам прилетели жучки. Но они решили поиграть с нами в прятки. Давай вместе найдем их и соберем в коробочку. Если малыш не видел, куда они сели, подсказывайте ему словами «горячо – холодно».
Игра «Бусы»
Возраст: 2-3года
Цель: развитие мелкой моторики рук, закрепление сенсорных навыков и пространственных представлений, развитие воображения, речи.
Оборудование: прищепки, шнурок
Ход игры: Прищепки можно нанизывать на шнурок. Получатся красивые бусы. Усложняя задание, предложите ребенку чередовать прищепки по цвету.
Консультация
«Развития мелкой моторики у детей 2-3 лет».
Развитие мелкой моторики играет важную роль для общего развития ребенка дошкольного возраста.
Мелкая моторика – это умение выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате целенаправленных действий важнейших систем: нервной, мышечной и костной. По отношению к моторике кистей и пальцев рук часто применяют термин ловкость. Область мелкой моторики включает большое количество разнообразных движений: от простых жестов таких как захват игрушки, до очень сложных движений - писать и рисовать.
Мелкая моторика, как утверждают ученые, развивается уже в новорожденный период. Первоначально малыш разглядывает свои руки, потом учится ими управлять; берет предметы всей ладонью, потом только двумя пальчиками; учится правильно держать ложку, карандаш, кисть.
Ученые доказали, что развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны. Так как в головном мозге речевой и моторный центры расположены очень близко друг к другу. Поэтому, при стимуляции моторных навыков пальцев рук, речевой центр начинает активизироваться. Таким образом, для своевременного развития речи ребенка необходимо большое внимание уделить развитию мелкой моторики.
Так же, развивая мелкую моторику рук , идет формирование таких особенностей, как:
Воображение. Учеными доказано, что просмотр картинок не отличается от работы с придуманными образами с точки зрения работы головного мозга. Воображение способствует развитию пространственного мышления и креативности.
Планирование. Ребенок при взаимодействии с предметами учится оценивать вероятные последствия того, что он делает. У детей формируется понимание того, что им нужно сделать для достижения нужного им результата.
Усидчивость. Игры и упражнения делают детей более усидчивыми и терпеливыми. Они учатся концентрироваться на определенной задаче для достижения цели.
Память. После занятий лучше запоминаются зрительные образы.
Мелкая моторика развивается постепенно, это индивидуальный процесс и у каждого ребенка он проходит особенно, все зависит от психо-физиологических особенностей. Чтобы помочь малышу совершенствовать мелкую моторику, нужно играть с ним в развивающие игры.
Существует множество занятий, игр и упражнений для развития мелкой моторики. Можно классифицировать на следующие группы:
- пальчиковые игры,
- игры с мелкими предметами,
- лепка и рисование,
- массаж пальчиков.
Предлагаю рассмотреть наиболее простые и эффективные игры:
1. Массаж ладошек
2. Ладушки
3. Бусы
4. Игры с прищепками.
5. Рисование ватными палочками.
6. Вкладыши-мисочки
7. Крупы
8. Баночки с крупами
9. Рисование на песке
10. Горошина
11. Завинчивание крышек
12. Застегивание, расстегивание и шнуровка
13. Лепка
14. Рисование и раскрашивание
15. Собирание мозаик и паззлов
16. Вырезание
Игры для развития мелкой моторики должны проводиться под наблюдением взрослых. Иначе ребенок может проглотить какую-нибудь мелкую деталь или подавиться ей. Играть в игры и выполнять упражнения, развивающие мелкую моторику, нужно систематически. Занимайтесь с ребенком каждый день и скоро заметите, что движения вашего малыша с каждым разом становятся все более плавными, четкими и скоординированными.
Работа может проводиться как индивидуально, так и с 2-3 детьми.
Советы воспитателю.
Чтобы упражнения и игры давали свой результат, важно помнить о нескольких правилах:
Занятия должны вызывать интерес у ребенка. В противном случае он просто не будет выполнять то, что вы ему говорите. Нагрузка должна быть адекватной его возрасту, а упражнения нужно проводить в игровой форме.
Принимайте активное участие. Совместные занятия мотивируют его, помогают укреплять взаимоотношения.
Почаще хвалите ребенка. Для детей крайне важно получить одобрение того, что они делают. Даже если занятия будут очень увлекательными, но ребенок не будет чувствовать, что вы цените его усилия, то он быстро потеряет к ним интерес.
Не делайте упражнения слишком длительными. Не нужно доводить до переутомления малыша, иначе ваши с ним занятия будут у него ассоциироваться не с совсем приятными впечатлениями.
Используйте специальные игрушки для развития мелкой моторики. Это могут быть сенсорные коврики, музыкальные игрушки с клавишами, деревянные или пластиковые погремушки и т.д.
Занятия должны быть ежедневными. Не нужно думать, что вы проведете одно очень длинное занятие и это будет полноценной заменой нескольким коротким упражнениям.
Постепенно переходите от простого к сложному. На первых этапах можно выполнять все самостоятельно, демонстрируя малышу, как правильно он должен делать. В дальнейшем нужно добиваться от него, чтобы он делал все сам.
В ходе простой, постепенно усложняющейся игры в детском мозге закладывается фундамент умственного развития, что впоследствии окажет влияние на память и внимание малыша, его способность логически мыслить. Ребенок с недостаточно развитой моторикой пальцев не только имеет проблемы с речью — он может отставать и в психомоторном развитии.
Консультация
«Значение и роль развития мелкой моторики у детей раннего возраста».
В последнее время для многих родителей становится актуальной проблема «слабых пальцев» у малышей. Задержка моторного развития перестала быть редкостью. Современные дети с трудом овладевают навыками расстегивания пуговиц, завязывания шнурков и т. д., вследствие чего в дошкольных учреждениях усугубляются адаптационные проблемы. Уровень развития движений ребенка определяет уровень его физического и психического развития: чем выше его двигательная активность, тем он лучше развивается. Поэтому, начиная с самого раннего возраста, развитию общей и мелкой моторики ребенка необходимо уделять особое внимание. Мелкая моторика – это способность манипулировать мелкими предметами и выполнять более точные действия. При мелкой моторике работают мелкие мышцы. Застегивание пуговиц, завязывание узелков, игра на музыкальных инструментах, рисование, вырезание – это все мелкая моторика. Насколько же важно развитие мелкой моторики? Мелкая моторика имеет тесную связь с нервной системой, с памятью ребенка, его вниманием и зрением, восприятием. Развивая мелкую моторику, мы развиваем не только его пальцы. Стимуляция мелкой моторики активизирует речевой и моторный центры, которые расположены весьма близко. Формируя навыки мелкой моторики, мы влияем на почерк ребенка, его речь, скорость реакции. По уровню развития мелкой моторики с уверенностью можно говорить о психическом развитии ребенка, о его готовности к обучению в школе. Развитие мелкой моторики способствует интенсивному развитию ребенка в творческом плане. Многими учеными, педагогами, психологами доказано, что двигательные импульсы пальцев рук влияют на формирование «речевых» зон и положительно действуют на кору головного мозга ребенка. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка. В раннем дошкольном возрасте развитие мелкой моторики имеет свои особенности. Ранний дошкольный возраст характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития. Повышается активность ребенка, усиливается ее целенаправленность; более разнообразными и координированными становятся движения, в том числе и мелкая моторика руки. Данный возраст характеризуется рядом новообразований, учет которых важен для дальнейшего развития ребенка. Так, с 1,5–3 лет происходят существенные изменения в характере и содержании деятельности ребенка, в отношениях с окружающими: взрослыми и сверстниками. Ведущий вид деятельности в этом возрасте – предметно-действенное сотрудничество. Наиболее важное достижение раннего дошкольного возраста состоит в том, что действия ребенка приобретают целенаправленный характер. Резко возрастает любознательность малышей, происходят существенные изменения в развитии речи: значительно увеличивается запас слов, появляются элементарные виды суждений об окружающем, которые выражаются в достаточно развернутых высказываниях. Наглядно-образное мышление становится преобладающей формой. Ребенок оказывается способным не только объединять предметы по внешнему сходству (форма, цвет, величина), но и усваивать общепринятые представления о группах предметов (одежда, посуда, мебель). В этом же возрасте происходит дальнейшее совершенствование мелко моторных функций рук ребенка, с которыми тесно взаимосвязаны процессы мышления. Достаточный уровень развития мелкой моторики является особо важным показателем готовности ребенка к школьному обучению. Умение производить точные движения кистью и пальцами рук просто необходимо для овладения письмом. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начинаться с самого раннего возраста. Уже с младенческого возраста можно выполнять массаж пальчиков, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. Степень развития мелкой моторики у ребенка с раннего дошкольного возраста определяет самые важные для его будущего качества: речевые способности, внимание, координацию в пространстве, концентрацию и воображение. Центры головного мозга, отвечающие за эти способности, непосредственно связаны с пальцами и их нервными окончаниями. Поэтому упражнения и занятия, в которых участвуют маленькие пальчики ребенка, исключительно важны для его умственного и психического развития. Мелкая моторика, сенсорика, координация движений – ключевые понятия для периода раннего дошкольного возраста. Нормальное развитие речи ребенка самым тесным образом связано с развитием движений пальцев рук. Учеными доказано, что с анатомической точки зрения, около одной трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Именно величина проекции кисти руки и ее близость к моторной зоне дают основание рассматривать кисть руки как «орган речи», такой же, как артикуляционный аппарат. В связи с этим, было выдвинуто предположение о существенном влиянии тонких движений пальцев на формирование и развитие речевой функции ребенка. Именно поэтому, для того чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать движения пальцев рук. Начинать активную тренировку пальцев ребенка педагоги и психологи рекомендуют уже с десятимесячного возраста. Систематические упражнения по тренировке пальцев рук являются и средством повышения работоспособности коры головного мозга. Какова же роль мелкой моторики в развитии ребенка раннего дошкольного возраста? Педагоги и психологи, занимающиеся проблемами развития детей раннего дошкольного возраста, единодушно сходятся во мнении о том, что мелкая моторика очень важна, поскольку через нее развиваются такие высшие свойства сознания, как внимание, мышление, координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие мелкой моторики важно еще и по причине, что в жизни, когда ребёнок вырастет, ему понадобятся точные координированные движения, чтобы выполнять элементарные действия самообслуживания, действия бытового характера и другие не менее важные. Еще в середине XX века было установлено, что уровень развития речи детей напрямую зависит от сформированности движений мелкой моторики рук. Если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может превышать норму. Многочисленными исследованиями педагогов и психологов доказано, что движения пальцев рук стимулируют развитие центральной нервной системы и ускоряют развитие речи ребенка. А значит, развивая мелкую моторику у ребенка, и тем самым стимулируя соответствующие отделы мозга, а точнее его центры, отвечающие за движения пальцев рук и речь, которые расположены очень близко друг к другу, мы активизируем и соседние отделы, отвечающие за речь. Таким образом, выстраивается следующая цепочку развития: мелкая моторика – речь – восприятие. Об удивительных свойствах мелкой моторики знали еще наши предки. Из поколения в поколение передаются всем известные народные потешки: «Ладушки-ладушки», «Сорока – белобока» и другие пальчиковые игры. Советский педагог, писатель, публицист, создатель народной педагогики В. Сухомлинский писал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев», а известный немецкий ученый Эммануил Кант называл руки видимой частью полушарий головного мозга. Ручные навыки успешно использовала в работе с детьми итальянский гуманист и педагог, автор всемирно известной методики Мария Монтессори, по мнению которой, в раннем дошкольном возрасте большое значение имеет сенсорное развитие. Познание окружающего мира малышами начинается с «живого созерцания», с таких сенсорных процессов как ощущение, восприятие, представление, развитие которых создаёт у детей необходимые предпосылки для возникновения более сложных познавательных процессов (памяти, воображения, мышления). Формирование многих способностей, например, музыкальных, изобразительных также связано с развитием ощущений, восприятий. А сенсорное развитие напрямую связано с мелкой моторикой руки, потому что осязание – одно из пяти чувств человека, при помощи которого дети в раннем возрасте получают огромное количество информации об окружающем мире. Правильное формирование мелко моторных функций имеет огромное значение еще и потому, что в раннем дошкольном детстве сенсорные процессы развиваются особенно активно. Монтессори подчёркивала, что каждое движение ребёнка – это ещё одна складочка в коре больших полушарий. Упражнения в повседневной жизни очень важны для детей раннего возраста, т. к. тренировка пальцев рук является мощным тонизирующим фактором для коры головного мозга. Правильное развитие мелкой моторики определяет также формирование у малышей сенсомоторной координации, т. е. согласованного действия рук и глаз. С помощью зрения ребенок изучает окружающую действительность, контролирует свои движения, благодаря чему они становятся более совершенными и точными. Глаза как бы «обучает» руки, а с помощью ручных движений в предметах, которыми манипулирует ребенок, открывается больше новой информации. Зрение и движения рук становятся основным источником познания ребенком окружающей действительности. Изучая всевозможные предметы, трогая и ощупывая их руками, ребенок приходит к пониманию причинных связей. Чем старше становится ребенок, тем активнее он использует руки и пальцы, чтобы повторить увиденное или осуществить задуманное. Он строит дома, башни и мосты, рисует животных и людей, буквы и числа, и в конечном итоге учится писать. При выполнении всех этих действий глаза помогают рукам. По мнению Монтессори с помощью упражнений, которые развивают мелкую моторику, малыш учится ухаживать за собой и своими вещами, правильно застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. То есть мелкая моторика рук связана еще и с формированием самостоятельности ребенка, а, следовательно, и с развитием мелко моторных функций, координацией движений, концентрацией внимания, умением довести выбранную работу до конца, ведь получить удовольствие от сделанного имеет достаточно важное значение и для формирования личности человека в целом. Подводя итог вышесказанному, мы можем сказать, что значение развития мелкой моторики в раннем дошкольном возрасте достаточно велико. В развитии каждого ребенка существуют периоды, когда его организм особенно чувствителен к определенного рода воздействиям окружающей среды, периоды, когда он особенно восприимчив к усвоению какой-либо информации. Для развития речи этот период – возраст от полутора до трех лет. Именно тогда ребенок овладевает основными средствами языка, на котором осуществляется общение, у него закладываются основы речевого поведения, формируется особое чувство языка. Закономерно, что лишь к трем годам жизни движения пальцев ребенка становятся похожи на движения пальцев рук взрослого человека. В первые годы жизни ребенок осваивает множество движений. Сначала его действия неловки, неумелы, негармоничны. Моторные навыки развиваются постепенно, и у каждого ребенка их формирование идёт своим темпом. Чтобы помочь малышу лучше овладеть своими движениями, нам необходимо создать активную подготовительную среду, предложить разнообразные игры и упражнения, способствующие развитию координации и совершенствованию двигательных навыков. От рождения до двух лет ребенок постепенно учится сидеть, вставать, делать первые шаги, начинает активно исследовать окружающий мир, брать в руки различные предметы, совершать простые действия. Например, в этот период малыш учится брать небольшие легкие предметы и класть их в коробку, рисовать каракули, брать руками твердую пищу и класть ее в рот, стягивать с себя носки или шапку. В рассматриваемый нами ранний дошкольный возраст от двух до трёх лет, навыки, приобретенные ребенком на более ранней стадии, постепенно совершенствуются. Дети в этом возрасте постепенно учатся класть предмет в определенное место. Если на предыдущем этапе ребенок преимущественно захватывал и держал предмет ладонью, то теперь он начинает активнее использовать пальцы. В это время он учится рисовать линии, круги, снимать и надевать свободную одежду. Таким образом, развитие мелкой моторики или умения рук у малышей раннего дошкольного возраста происходит постепенно и последовательно: сначала он учится дотягиваться до предмета и хватать его, а потом манипулировать им. Важную роль в этом процессе играет координация движений глаз и рук. Овладение относительно тонкими действиями рук происходит в процессе развития кинестетического чувства, т. е. положения и перемещения тела в пространстве или иначе в процессе формирования зрительно-тактильнокинестетических связей. После сформированности этих связей движения рук начинают в большей степени выполняться под контролем зрения, когда уже вид предмета является стимулом движений рук по направлению к нему. Среди других двигательных функций движения пальцев рук имеют особое значение, так как оказывают огромное влияние на развитие высшей нервной деятельности ребенка. Однако необходимо отметить что, прежде чем рука ребенка начинает в своих действиях походить на руку взрослого человека, проходит довольно значительное время. Проблема развития мелкой моторики в раннем возрасте актуальна всегда, так как именно она способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития мелкой моторики детей раннего возраста показывает, что развитие и совершенствование мелкой моторики кисти и пальцев рук является главным стимулом развития центральной нервной системы, всех психических процессов, речи. Развитие мелкой моторики является не стихийным, самостоятельно протекающим процессом, а специально созданными условиями воспитания и целенаправленного обучения, способствующими развитию движений рук. Подводя итог, скажем, что развитие мелкой моторики это неотъемлемая часть развития ребенка раннего дошкольного возраста, которая начинается с первых дней жизни и позволяет ребенку изучать окружающий мир, подкрепляя другие немаловажные процессы в жизни.
Возрастная группа: 1 младшая группа
Область: Познание
Тема: «Колобок»
Интеграция образовательных областей: здоровье, художественное творчество,
коммуникация, безопасность.
Вид деятельности: познавательно-поисковый.
Литература: И. А. Ермакова «Развиваем мелкую моторику у малышей», Е. А. Янушко
«Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста», Е. Н. Шарикова «Пальчиковые
игры», Г. И, Петрова «Игры и занятия по развитию речи».
Структура НОД:
1. Вводная часть.
2. Основная часть.
3. Заключительная часть.
Материал: мелкие игрушки, пластилин, салфетки, фасоль, пластмассовая миска.
Цель: создать условия для развития мелкой моторики рук детей
Задачи:
1. формировать умение вести диалог с педагогом, слушать и понимать заданный вопрос,
понятно отвечать на него, говорить в нормальном темпе:
2. развивать мелкую моторику, согласовывать движения пальцев рук, тренировать силу
мышечных усилий.
Конспект занятия «Ежик»
Цель: создать условия для развития мелкой моторики рук детей
Задачи:
1. формировать умение вести диалог с педагогом, слушать и понимать заданный вопрос,
понятно отвечать на него, говорить в нормальном темпе:
2. развивать мелкую моторику, согласовывать движения пальцев рук, тренировать силу
мышечных усилий.
Цель: развитие мелкой моторики рук у детей раннего дошкольного возраста через игровой вид деятельности.
Задачи:
1. Познакомить с жителями наших лесов - ежами, отметить характерные черты их внешнего вида.
2. Закреплять понятия: «колючий – гладкий», «большой-маленький».
3. Формировать мелкую моторику пальцев рук, двигательные навыки и умение работать с массажными шариками;
4. Развивать тактильную чувствительность, зрительно-двигательную координацию движений;
5. Воспитывать аккуратность в работе, усидчивость.
Материал к занятию: норка, ежик, спички, ежики из пластилина без иголок, емкость с разными крупами, фольга, су-джок, массажные мячики, маска лисы, пинцет, бомбошки (красные, зеленые, желтые, ежики с отверстием для кормления.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, тихо, вы слышите, кто-то шуршит. Кажется, кто-то к нам идет.
Весной многие животные просыпаются после зимней спячки. Вот и ежик проснулся, сладко потянулся и вышел из своей норы погреться на весеннем солнышке.
- Что надо сказать ежику? Поздороваться?
Ежик: Здравствуйте. Давайте с вами познакомимся. Меня зовут Колючка. А как зовут вас? (Ответы детей).
Воспитатель: Ежик, а почему ты такой грустный, может с тобой что-то случилось?
Ежик: Я грустный оттого, что у моих друзей – ежиков случилось несчастье. Они потеряли свои иголки и теперь не могут выйти на улицу погулять. Я остался совсем один.
Воспитатель:Да ты не переживай ежик. Мы поможем твоим друзьям. Правда, ребята?
(Воспитатель достает емкость с разными крупами, где спрятаны спички (иголки).
Воспитатель: Дети, в этих коробках спрятаны иголки (спички). Надо их все достать. Дети достают спички.
Воспитатель: Теперь нам надо вставить спички к ежам, чтобы у них появились иголки.
Воспитатель: Молодцы! Какие замечательные ежики у вас получились. Ежик говорит вам спасибо за помощь.
Воспитатель: Дети, ежик пришел не с пустыми руками, он принес с собой сюрприз,
(В фольгу спрятаны су - джок, массажные мячики).
- Давайте развернем и посмотрим что же там внутри.
- Да это же волшебные мячики. А какие они? Гладкие или колючие? Большие и маленькие.
-Давайте с ними поиграем.
Звучит песенка «Колючий ежик» Е. Железновой, дети вместе с воспитателем делают движения под музыку.
Воспитатель: Дети, а зачем ежу нужны иголки? Чтобы защищаться от врагов. А кто у ёжика враги? (Лисы, волки, медведи)
- А вы знаете, как ежик защищается от врагов? Он сворачивается клубочком, прячет нос, наверху остаются иголки, которые защищают его. Я предлагаю вам поиграть в игру «Ёжики и лиса»: сейчас превратитесь в ежей. Под музыку будете бегать по группе, а когда появится лиса, вы должны будете остановиться и быстро свернуться в клубочек (группируются и сидят неподвижно). Лиса ушла, ежики снова гуляют.
Воспитатель: Молодцы, ежики, хорошо поиграли. Вы так тихо сидели, что вас не заметила лиса. А сейчас давайте превратимся в детей.
Воспитатель: Ежик, наверное, голодный, давайте его накормим.
Самое любимое лакомство ежа – яблоки. Расскажите, какого цвета бывают яблоки?
-Давайте угостим ёжиков яблоками.
С помощью пинцета покормим бомбошками (красными, желтыми, зелеными) ежиков.
Ежику надо уходить в свой сказочный лес. Давайте вспомним, что мы сегодня делали, мы помогли ежикам найти их иголки, прятались от лисы и накормили ежиков. Вы все молодцы.
Скажем Ежику Колючке: - До свидания! Ждем тебе снова в гости.
Дети прощаются с ежиком.
Практическое занятие в младшей группе
«Путешествие в волшебный лес»
Цель: развивать мелкую моторику пальцев рук, попеременно соединять пальчики правой и левой руки; умение воспроизводить движение в соответствии с текстом. Продолжать учить детей узнавать и называть основные цвета (красный, синий, желтый, зеленый). Учить детей ориентировки в пространстве; познакомить с предлогами «за», «под», «около».
Воспитывать бережное отношение к животным.
Оборудование: игрушка ежик; Д/И «Разноцветные ежики»; прищепки; фонограмма.
Предварительная подготовка: рассматривание иллюстраций; картины «Времена года»; предметных картин о еже и ежатах.
Ход.
Мы с вами не одни, посмотрите, сколько у нас гостей. Давайте поздороваемся с гостями. Сегодня мы с вами пойдем в волшебный лес, там нас ждет много интересного. Как красиво в лесу. Тепло светит солнышко – лучистое, небо голубое. Сейчас какое время года? Весна. Дети давай – те поздороваемся с солнышком.
П/И
Здравствуй, солнце золотое! (Поочередное соединение пальцев
Здравствуй, небо голубое! обеих рук)
Здравствуй, вольный ветерок! Здравствуй, ты и здравствуй я! Здравствуй вся моя семья.
Послушайте, как поют птички в лесу (играет фонограмма). Послушали птичек, красиво они поют? А теперь отправляемся по тропинке дальше в лес. (приостановить детей). Дети слышите, что – то шуршит. Давайте мы с вами посмотрим что – это. Ой, кто это? (показывает детям игрушку ежа, дети его трогают, рассматривают, какие у ежика колкие иголки). Ребята, мы забыли поздороваться с ежиком. Давайте вместе, скажем, здравствуй ежик, (поощрение индивидуальных ответов детей)
П/И
Повстречал ежонка еж. Здравствуй братец, как живешь? Ежик, а почему ты такой грустный?
Еж – Я шел к вам в гости со своими друзьями, а они по дороге потерялись.
Воспитатель - Не переживай ежик, мы поможем тебе найти твоих друзей. В лес волшебный мы зайдем и друзей себе найдем. Дети ищут по залу ежей. Ежик за елочкой, под деревом, около куста и т. д.
Воспитатель – Ребята, а ежата потеряли свои иголочки. Поможем ежатам вернуть иголочки на спину? Но для этого надо найти домик того же цвета, что и ежик. Посмотрите на столе лежат картонные домики разного цвета это домики наших ежат. Снежана, у тебя ежик какого цвета? Иди к столу и найди желтый домик для своего ежика. Посмотрите, в каждом домике лежат потерянные иголочки, давайте их прикрепим к каждому из ежат.
Дети выполняют задание по показу логопеда, кто затрудняется, логопед помогает.
Воспитатель – Молодцы, ребята! Ежик посмотри, какие умелые ручки у наших детей. А еще наши ребята умеют танцевать.
Дети берите каждый своего ежика и станцуем вместе с ежиками.
После танца. Дети вам понравилось в лесу. Давайте возвращаться домой.
Ежей оставим в лесу, Снежана положи ежика «под» елку. Алина положи ежика «за» дерево. Артем положи своего ежика «около» куста и т. д.
Благодарю детей за активное участие в занятии. Возвращаемся домой той же дорогой, что и пришли.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеразвивающая программа для детей старшего дошкольного возраста «Ручной труд»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение № 190 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития воспитанников...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ 1,5 – 3 ЛЕТ К УСЛОВИЯМ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ « МАЛЫШОК»
Пояснительная запискаВ настоящее время признан приоритет семейного воспитания детей раннего возраста, однако современные социальные условия вынуждают родителей прибегать к общественным формам воспитан...
Дополнительная общеразвивающая программа для детей дошкольного возраста «Почемучки» (возраст детей 4-5 года)
Цель: расширить знания детей об окружающем мире, посредством экспериментальной деятельности; способствоватьразвитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятель...
Дополнительная общеразвивающая программа для детей 4-5 лет по ручному труду «Умелые пальчики»
Чем более ловки и умелы пальчики ребенка, тем успешнее будет формироваться не только устная речь, но и письменная, так как качество письма напрямую зависит от развития тонких движений пальцев рук, при...
Дополнительная общеразвивающая программа для детей по кружковой деятельности «Волшебные ладошки» для детей младшего дошкольного возраста
Дошкольный возраст характеризуется возрастающей познавательной активностью, интересом к окружающему миру, стремлением к наблюдению, сравнению, способностью детей осознавать поставленные перед ними цел...
Дополнительная общеразвивающая программа для детей «Фитнес для детей»
Программа «Фитнес для детей» направлена на укрепление здоровья дошкольников, обеспечение оптимальной двигательной активности детей, повышение уровня привлекательности занятий физической ку...
Дополнительная общеобразовательная программа - дополнительная общеразвивающая программа для детей дошкольного возраста (5-6 лет) с ТНР художественной направленности «Необычное в обычном» (32 часов)
Пояснительная записка Программа «Необычное в обычном» разработана согласно федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного о...