Дополнительная общеразвивающая программа для детей 4-5 лет по ручному труду «Умелые пальчики»
рабочая программа (средняя группа)
Чем более ловки и умелы пальчики ребенка, тем успешнее будет формироваться не только устная речь, но и письменная, так как качество письма напрямую зависит от развития тонких движений пальцев рук, приобретенных еще в дошкольном детстве.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dop_programma.docx | 98.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Детский сад «Чебурашка», филиал Автономного учреждения дошкольного образования муниципального образования Заводоуковский городской округ
«Центр развития ребенка – детский сад «Светлячок»
Согласованно: Педагогический совет Протокол №3 От 28.08.2020 г. | Утверждаю: Директор Детского сада «Чебурашка», филиала Детского сада «Светлячок» ___________ А.В. Сухинина «28» августа 2020 г. |
Дополнительная общеразвивающая программа
для детей 4-5 лет по ручному труду
«Умелые пальчики»
Составила: Гилева Л.В.,
воспитатель
г. Заводоуковск
2020
ОГЛАВЛЕНИЕ
1.Пояснительная записка……………………………………………………………………......
2.Цели и задачи…………………………………………………………………………………..
3.Учебно-тематическое планирование ……………………………………………………….
4.Содержание программы…………………………………………………..............................
5.Годовой календарный план…………………………………………....................................
6.Органнизациооно-педагогические условия реализации программы…………………...
7.Планируемые результаты..………………………………………………………………….
8.Оценочные и методические материалы………..………………………………………….
9.Работа с родителями…………………………………………………………………………
10.Материалы и оборудование………………………………………….................................
11.Список литературы………………………………………………………………………...
12.Приложение №1 Картотека пальчиковой гимнастики для детей 4-5 лет
13 Приложение №2 Картотека физминуток для детей 4-5 лет
Пояснительная записка
Актуальность.
Формирование творческой, целостной личности – одна из важнейших задач педагогической теории и практики на современном этапе. Эффективнее начинается ее развитие с дошкольного возраста. Как утверждают многие педагоги – все дети талантливы. Поэтому необходимо вовремя заметить, почувствовать эти таланты и постараться, как можно раньше дать возможность проявить их на практике, реальной жизни. Развивая с помощью взрослых художественно-творческие способности, ребенок создает новые работы (поделка, аппликация). Придумывая что-то неповторимое, он каждый раз экспериментирует со способами создания объекта. Дошкольник в своем эстетическом развитии проходит путь от элементарного наглядного чувственного впечатления до создания оригинального образа (композиции) адекватными изобразительно-выразительными средствами. Таким образом, необходимо создавать базу для его творчества. Чем больше ребенок видит, слышит, переживает, тем значительнее и продуктивнее, станет деятельность его воображения.
Чем более ловки и умелы пальчики ребенка, тем успешнее будет формироваться не только устная речь, но и письменная, так как качество письма напрямую зависит от развития тонких движений пальцев рук, приобретенных еще в дошкольном детстве.
Концептуальное обоснование.
Проблема развития творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных проблем, ведь речь идет о важнейшем условии формировании индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах ее становления. Конструирование и ручной труд, так же игра и рисование, особые формы собственно детской деятельности. Интерес к ним у детей существенно зависит от того, настолько условия и организация труда позволяют удовлетворить основные потребности ребенка данного возраста, а именно:
желание практически действовать с предметами, которое уже не удовлетворяется простым манипулированием с ними, как это было раньше, а предполагает получение определенного осмысленного результата;
желание чувствовать себя способным сделать нечто такое, что можно использовать и что способно вызвать одобрение окружающих.
Развивать творчество детей можно по-разному, в том числе работа с подручным материалами, которая включает в себя различные виды создания образов предметов из природного и бросового материалов. В процессе работы с этими материалами дети познают свойства, возможности их преобразования и использование их в различных композициях. В процессе создания поделок у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах и явлениях окружающей среды. Эти знания и представления прочны потому, что, как писал Н. Д.Бартрам: «Вещь, сделанная самим ребенком, соединена с ним живым нервом, и все, что передается его психике по этому пути, будет неизмеримо живее, интенсивнее, глубже и прочнее того, что пойдет по чужому, фабричному и часто очень бездарному измышлению, каким является большинство наглядных учебных пособий».
Дети учатся сравнивать различные материалы между собой, находить общее и различия, создавать поделки одних и тех же предметов из бумаги, ткани, листьев, коробок, бутылок и т. д. Создание поделок доставляет детям огромное наслаждение, когда они удаются и великое огорчение, если образ не получился. В то же время воспитывается у ребенка стремление добиваться положительного результата. Необходимо заметить тот факт, что дети бережно обращаются с игрушками, выполненными своими руками, не ломают их, не позволяют другим испортить поделку.
Цель и задачи программы
Развивать познавательные, конструктивные, творческие и художественные способности , используя нетрадиционные материалы и техники.
При этом предлагается решение следующих задач:
1. Развить воображение, умение видеть необычное в обычных предметах, стимулировать развитие художественно-творческих и конструкторских навыков и умений детей посредством нетрадиционных техник;
2. Дать детям умения владения нетрадиционными приемами и привить навыки их использования в преобразовании бумаги, природного и бросового материала;
3. Совершенствовать мелкую моторику рук при работе с различными материалами с помощью нетрадиционных способов;
4. Воспитывать аккуратность, самостоятельность, стремление добиваться положительного результата и бережного обращения с игрушками, выполненными своими руками.
Учебно-тематический план
Тематический план занятий для средней группы
Неделя | Тема | Количество часов | Задачи |
Сентябрь 1 | Знакомство с мастерской «Умелые пальчики» | 1 | - сформировать представления об организации работы; - ознакомить с материалами и инструментами, основными правилами поведения и работы на занятиях; - учить организовывать рабочее место; разрабатывать виды изделий с использованием бросового материала; - воспитывать уважение к труду других людей, желание мастерить, делать работу своими руками; |
2 | Поспели яблоки в саду | 1 | - закреплять умения выполнять аппликацию в технике обрывания; - формировать умение распределять обрывные кусочки по контуру; - воспитывать умение доводить начатое до конца |
3 | Деревья в сентябре (пластилинография) | 1 | -закрепить умения детей работать с пластилином, -развивать мелкую моторику рук, творческое мышление, - воспитывать чувство любви к природе. |
4 | Хлебное дерево (Аппликация с элементами пластилинографии) | 1 | - расширять знания о хлебобулочных изделиях, закреплять умение работать с пластилином. |
5 | Хлебобулочные изделия (тесто) | 1 | - способствовать развитию интереса детей к предметной лепке из теста; - развивать навык лепить хлебные изделия различной формы, украшать изделия; - воспитывать желание радоваться результатам своего труда, делать приятное другим; - учить детей бережливости («Каждую крошку в ладошку»). |
6 | Грузовик (бросовый материал) | 1 | - учить детей последовательно воспроизводить все части постройки на основе анализа образца. - развивать мелкую моторику рук, фантазию, умение видеть задуманный объект. - воспитывать усидчивость, самостоятельность, умение доводить работу до конца и желание откликнуться на просьбу. |
7 | Трактор (Аппликация из коктельных трубочек) | 1 | - развивать навыки работы с ножницами и клеем - развивать мелкую моторику рук, глазомер; - развивать внимание, творческое воображение, эстетический вкус; - воспитывать усидчивость, аккуратность, любовь к творчеству; |
8 | Фрукты (аппликация из крупы : (пшено) | 1 | -продолжить расширять знания о фруктах, работать с нетрадиционным материалом крупой, ориентироваться на плоскости. |
Октябрь 1 | Грибная поляна (из бросового материала: дно пластиковой бутылки, цилиндр из кортона) | 1 | - развивать навыки работы с ножницами - развивать мелкую моторику рук; - развивать внимание, творческое воображение, аккуратность, |
2 | Грибная поляна (аппликация с осенними листьями) | 1 | - развивать навыки работы с ножницами - развивать мелкую моторику рук; - развивать внимание, аккуратность, творческое воображение, |
3 | Веселый паучок (конструирование из картона) | 1 | - формировать навыки вырезания, приклеивания деталей и материала; - воспитывать усидчивость; -развивать мелкую моторику, внимательность. |
4 | Зайка- попрыгайка (конструирование из картона) | 1 | - формировать навыки вырезания, приклеивания деталей и материала; - воспитывать усидчивость; - развивать мелкую моторику, внимательность. |
5 | «Ёжик» (семечки) | 1 | - продолжать работу с природным материалом, - воспитывать аккуратность, умение доводить начатое до конца. |
6 | Совушка –сова (аппликация из бросового мотериала) | 1 | - совершенствовать умения детей создавать композицию из отдельных деталей; - развивать мелкую моторику, согласованность в движениях обеих рук. - развивать умение и навыки работы с ножницами; - расширять интерес к познанию природы и прививать любовь к птицам. |
7 | «Живые яблочки на ветках». Снегири | 1 | - расширять представление детей о зимующих птицах, об условиях их обитания. - закрепить приемы скатывания, расплющивания. - развивать композиционные навыки |
8 | Ласточка | 1 | - учить создавать изображение с помощью различных материалов: заварка, мелких кусочков бумаги; -побуждать использовать нетрадиционные техники для развития детского творчества; -способствовать развитию интереса к художественно- эстетической деятельности |
9 | Смешные человечки | 1 | - дать представление о функциональном назначении частей головы (глаза - помогают видеть окружающую среду; уши – слышат; нос – дышит, чувствует запахи; зубы- откусывают, помогают пережевывать пищу; язык – помогает говорить, передает пищу дальше); -помогать детям выражать свою точку зрения при обсуждении; - развивать интерес к аппликации, во время приклеивания частей лица и головы; -закреплять навыки аккуратного наклеивания; - поощрять проявление творчества. |
Ноябрь 1 | Мой город (конструирование из картона) | 1 | - закреплять знания детей о городе; - учить детей создавать дом по образцу воспитателя. -развивать образное мышление, воображение; - развивать творческие способности; - воспитывать самостоятельность, аккуратность в работе. |
2 | «Барашек» | 1 | - продолжать закреплять умения работать с бумагой. - воспитывать интерес к игровой деятельности посредством обыгрывания барашков. |
3 | 14 ноября-рукомесленники (народный праздник). Откуда хлеб пришел? (макароны, вермишель) | 1 | - расширять представления детей о народных праздниках; - развивать творческое воображение; - воспитывать самостоятельность, усидчивость ,аккуратность в работе. |
4 | Откуда хлеб пришел? (пластилинография) | 1 | - расширять представления детей о народных праздниках; - развивать творческое воображение; - воспитывать самостоятельность, усидчивость ,аккуратность в работе. |
5 | Рубашка (оригами) | 1 | - вызвать интерес у детей к процессу создания одежды. - воспитать в детях эстетический вкус и умение самим моделировать одежду. |
6 | Пальто (оригами) | 1 | - вызвать интерес у детей к процессу создания одежды. - воспитать в детях эстетический вкус и умение самим моделировать одежду. |
7 | Милиционер (обрывная аппликация) | 1 | - обогащать активный словарь детей; показать значимость каждой профессии; - развивать память, внимание, любознательность, речь детей. -воспитывать уважительное отношение к людям разных специальностей. |
8 | Корова Зорька (конструирование из бумаги) | 1 | - обогащать активный словарь детей; показать значимость каждой профессии; - развивать память, внимание, любознательность, речь детей. - воспитывать уважительное отношение к людям разных специальностей. |
9 | Подарок маме (бросовый материал: пластиковая бутылка) | 1 | - обучать приёмам изготовления простейших поделок из бросового материала, - воспитывать чувство красоты, воспитывать радость от полученного результата. |
Декабрь 1 | Снежинка (пластилин, крупа) | 1 | - продолжать закреплять умение работать с пластилином. - развивать эстетический вкус. воспитывать любовь к природе. |
2 | Снежное покрывало (краски, вата) | 1 | - учить детей создавать зимний пейзаж посредством рисования красками, дополняя подручными материалами; -развивать творческое воображение, эстетический вкус; - воспитывать чувство красоты |
3 | «Снеговик» (аппликация из ватных дисков) | 1 | -продолжать учить детей передавать в работе форму, строение, известных им форм. -учить использовать в работе дополнительные предметы для передачи характерных признаков объекта. закреплять знания о цвете, - развивать чувство ритма. |
4 | Снежная горка для ребят (аппликация из ватных дисков) | 1 | -развивать художественно-эстетические навыки, способности. |
5 | Елочка зимой (аппликация из ватных дисков | 1 | - развивать воображение умение видеть результат деятельности; - прививать желание доводить начатое до конца; - воспитывать усидчивость |
6 | Елочка- зеленая иголочка (тыквенные семечки) | 1 | - учить создавать образ хвойного дерева, делать листья из зеленых тыквенных семечек; - развивать мелкую моторику рук; чувство цвета и формы; - закреплять навыки работы с клеем; - воспитывать умение видеть красоту природы; - воспитывать усидчивость и аккуратность в работе. |
7 | Дед Мороз и Снегурочка из конусов | 1 | -систематизировать и углубить знания о работе с шаблонами, и декоративными материалами. |
8 | Новогодняя елочка из конусов | 1 | - развивать чувства цвета и гармонии, фантазию и зрительное воображение; - формировать художественное видение; -развивать мелкую моторику пальцев и рук. |
Январь 1 | Матрешка (обрывная аппликация) | 1 | - закреплять навыки работы с различными материалами; - развивать мелкую моторику рук; - активизировать и обогащать словарный запас; - учить придавать поделкам выразительность в сочетании с задуманной композицией |
2 | Девица- красавица (оригами) | 1 | - продолжать учить складывать бумагу гармошкой; -вырезать детали по шаблону; - умение создавать поделку по образцу |
3 | Русская изба (тесто) | 2 | - познакомить с порядком лепки избушки с печкой. - создать условия для получения практических навыков в лепке и передачи пластики разнообразных форм. - формирование умения самостоятельно сопоставлять отдельные части в объемной композиции. - воспитывать интерес и уважение к народным традициям, истокам русской культуры |
4 | Русская печь ( тесто ) | 1 | - познакомить детей с русской печью. Обогатить словарь детей народными пословицами, поговорками, новыми словами (ухват, чугун, кочерга и т.д.). - развивать мелкую моторику - вызвать у детей интерес к русской старине и положительно воздействовать на их эмоции, развивать их фантазию, любознательность и творчество |
5 | Дымковская игрушка . Лошадка(тесто) | 1 | - учить детей лепить из теста лошадку; - создать условия для получения практических навыков в лепке; - воспитывать интерес к народно-прикладному искусству |
6 | Дымковская игрушка . Лошадка(тесто) | 1 | - продолжать знакомить с дымковской росписью; - развивать внимание, усидчивость; - вызвать интерес к выполнению дымковской росписи |
Февраль 1 | Самолеты летят | 1 | - закрепить технику создания изображения на плоскости в полу-объеме при помощи пластилина. - учить создавать целостность объекта из отдельных деталей к основе. - доставить детям радость от выполненной игрушки. |
2 | Танк (губка) | 1 | - закреплять умение присоединять плотно детали поделки. - развивать у детей творческое воображение, художественный вкус, фантазию, творческую инициативу. - совершенствовать мелкую моторику. - воспитывать интерес к художественному творчеству. |
3 | Моряк | 1 | - продолжать расширять знания и представления детей о военных профессиях; - воспитывать интерес к Российской Армии, патриотизм; - упражнять детей в вырезывании частей костюма матроса, рук, ног, головы; - закреплять умение вырезывать симметричные части из бумаги, сложенной вдвое (брюки, кофта); - развивать умения красиво, аккуратно располагать изображение на листе бумаги. |
4 | Солдат (конструирование из бумаги) | 1 | - продолжать расширять знания и представления детей о военных профессиях; - воспитывать интерес к Российской Армии, патриотизм; - закреплять умение вырезывать части из бумаги |
5 | Медсестра поделка из конусов | 1 | - продолжать расширять знания и представления детей о военных профессиях; - воспитывать интерес к Российской Армии, патриотизм; - продолжать учить сворачивать конус; - воспитывать аккуратность при работе с клеем |
6 | Парашютист (конструирование из бумаги и ваты) | 1 | -воспитывать трудолюбие, самостоятельность; -продолжать знакомить детей с разными способами конструирования; создавать композицию путем соединения разных материалов. - развивать умения создания парашюта из предложенного материала; |
7 | Будка для собаки | 1 | - научить анализировать бумажную поделку, выделять части, их пространственное расположение относительно друг друга, расположение деталей на плоскости - развивать умение закруглять у квадрата два угла, таким образом, чтобы получился полуовал закрепить складывать лист бумаги пополам ( вдоль и поперёк ) - развивать мелкую моторику рук и глазомер - оспитывать интерес к конструированию из бумаги, учить аккуратно работать с клеем , салфеткой. |
8 | Кормушки для птиц (из бросового материала) | 1 | - уточнить и расширить знание детей о зимующих птицах; - познакомить с различными способами изготовления кормушек из подручного материала (коробки из-под сока, молока, пластиковые бутылки) - воспитывать доброжелательное отношение к птицам, - вызывать стремление беречь их, помогать нашим маленьким друзьям; |
Март 1 | Солнышко, лучистое (подарок для мам) | 1 | - учить создавать образ в нетрадиционной технике, используя имеющиеся навыки и умения работы с бумагой. - развивать композиционные навыки. - вызвать желание сделать поделку своими руками в подарок |
2 | Сердечко (тесто) | 1 | - продолжать учить лепить из теста. на готовые формы нанести гуашь. - развивать эстетический вкус; - воспитывать аккуратность |
3 | Ландыши | 1 | - закреплять навыки работы с различными материалами; - развивать мелкую моторику рук; - активизировать и обогащать словарный запас; - учить придавать поделкам выразительность в сочетании с задуманной композицией; - формировать бережное отношение к природе. |
4 | Подснежники | 1 | - развивать конструировать подснежник из бросового материала, отображая характерные особенности этого цветка. - способствовать развитию творчества, воображения, фантазии детей. - развивать общую моторику и мелкую моторику пальцев рук. - уточнить и активизировать словарь по теме: «Первоцветы». - прививать желание стать другом природы, беречь и защищать её. |
5 | Колобок (крупа с элементами рисования) | 1 | -продолжить работать с нетрадиционным материалом крупой, ориентироваться на плоскости. - способствовать исследованию детьми свойств материалов (гречка, пшено), тактильные ощущения. |
6 | Петушок- золотой гребешок | 1 | - продолжать учить из полос бумаги делать объемную игрушку. - способствовать развитию творческой инициативы самостоятельности. - учить реализовывать свой замысел. |
7 | Золотая рыбка | 1 | -продолжать закреплять навыки работы с пластилином на плоскости, создавая изображение в полу-объеме. - добиваться выразительности и необычности исполнения сказочного образа посредством включения в его оформление элементов бросового материала. - развивать аккуратность в работе с пластилином. |
8 | Веселые лягушата | 1 | - учить детей превращать квадрат в треугольник, сгибать и отгибать стороны от середины, совмещать. - воспитывать желание делать поделку для игры. |
Апрель 1 | Книжки-малышки | 2 | - расширять знания детей о книгах; - способствовать формированию навыка высказывания своей точки зрения, беседы; - формировать навык изготовления «книжек-малышек» посредством творческой активности детей |
2 | Космическая ракета летит (крупа с элементами рисования) | 1 | - продолжить работать с нетрадиционным материалом крупой, ориентироваться на плоскости. - способствовать исследованию детьми свойств материалов (манка), тактильные ощущения. |
3 | Космическая ракета (конструирование из бумаги) | 1 | - продолжать учить наклеивать готовые детали - продолжать закреплять умение пользоваться клеем и кистью. - развивать аккуратность и самостоятельность при выполнении работы. - расширять представления детей о космосе. - формировать умение вырезать круги из квадратов. - воспитывать интерес к космосу и уважение к людям профессии, которых связаны с космосом. |
4 | Уголок планеты где мы живем .Пейзаж | 1 | - продолжить обучение технике – объемная аппликация - развивать внимание, память, глазомер, логическое и образное мышление; |
5 | Цветущая ветка яблони | 1 | - закрепить навыки детей по работе с бросовым материалом. -упражнять детей в анализе образца, планировании, контроле при выполнении своей работы - воспитание воли, усидчивости, точности, обязательности, бережного отношения к материалам и инструментам, воспитание трудолюбия, добросовестности, старательности, эстетического вкуса, чувства уважения к труду, умение работать в коллективе и для коллектива. - совершенствование сенсорной сферы, развитие образного логического мышления, развитие его пространственных представлений, развитие конструкторских и творческих способностей, развитие памяти, воображения, внимания и речи. |
6 | Птицы прилетели | 1 | -закрепить представление детей о разнообразии птиц, особенностях их строения, отличительных чертах; закрепить умение аккуратно пользоваться клеем; - развивать мелкую моторику пальцев; развивать внимание, наблюдательность, усидчивость; - воспитывать доброжелательные отношения к природе и ее обитателям. |
7 | Лебеди | 1 | - закрепить знания о лебеде как о перелётной птице; совершенствовать навыки работы с ножницами (резать по прямой линии); создавать образ лебедя с помощью петель из бумаги, и укладывать их рядами, используя уже имеющиеся умения и навыки работы с бумагой. - развивать речь, память, внимание, воображение. - воспитывать заботливое отношение к птицам; умение работать вместе, дружно и согласованно. - развивать мелкую моторику пальцев, двигательную активность. |
9 | Комод | 1 | - формировать представления о предметах мебели и их назначении; - привлекать детей к созданию объёмных предметов мебели из спичечных коробков, развивать умение конструировать -учить детей использовать свойства строительного материала (пропорции размеров, формы) для создания конструкций. |
Май 1 | Открытка к 9 мая из палочек для мороженного | 1 | - создавать из фигур изображение танка; - закреплять умение наносить клей на всю деталь равномерно, аккуратно наклеивать детали, пользоваться салфеткой; - побуждать дополнять композицию деталями, обогащающими изображение; - формировать аккуратное и бережное отношение к материалам. - воспитывать в детях чувство гордости за свою родину, за свой народ, уважение к ветеранам Великой Отечественной войны, желание помогать и заботиться о них. |
2 | 9 мая – День Победы | 1 | -побуждать уважительно, относиться к подвигу наших соотечественников. - закрепить навыки речевой, музыкальной и продуктивной деятельности на патриотическом материале; активно участвовать в диалоге с воспитателем. - продолжать развивать умение создавать коллективную композицию, воспитывая навыки сотворчества (согласовывать свои действия с действиями других детей). -закреплять умения детей складывать круги пополам, совмещая стороны, проглаживая линию сгиба. - воспитывать уважение к памяти воинов-победителей, любовь к Родине; традиции преемственности поколений. Воспитывать творческий подход к выполнению работы, аккуратность. |
3 | Пчела (шишки,пластилин) | 1 | - формировать навыки работы по ручному труду с использованием природного материала. - формировать умение комбинировать поделки в единую сюжетную композицию. - совершенствовать мелкую моторику рук, развивать зрительную- двигательную координацию, глазомер. - воспитывать навыки работать аккуратно, готовить рабочее место, приводить его в порядок после завершения работы. - воспитывать у детей элементы самооценки. |
4 | Подсолнухи (аппликация с семечками) | 1 | - учить детей создавать красивый образ подсолнуха из разных материалов. - продолжать формировать аппликативные умения в приложении к творческой задаче. - развивать чувство ритма и композиции. - воспитывать художественный вкус. |
5 | Сумка врача скорой помощи (конструирование из бумаги) | 1 | - обучать различным приемам работы с бумагой (складывание бумаги "гармошкой", вырезание по трафарету и т. д.); - развивать мелкую моторику рук и глазомер; - развивать пространственное воображение; - развитие фантазии и творческих способностей детей; - воспитывать интерес к конструированию из бумаги; - формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки; - учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место; |
6 | Пожарная машина | 1 | -совершенствовать умение детей в аппликации крупой. - закрепить навык выполнения изображения на всей поверхности листа. - развивать эстетические чувства и творческую инициативу. |
7 | Синий кит(обрывная аппликация) | 1 | - воспитывать желание познавать окружающий мир; - формировать коммуникативные отношения между детьми; - воспитывать доброжелательность. - развивать мелкую моторику. |
8 | Аквариум (коробка из под конфет) | 2 | - учить создавать композицию в аппликации, располагая предметы по всему листу, учить аккуратно, пользоваться клеем; - развивать творческие способности, аккуратность, внимательность, развивать чувство ритма, двигательную активность; - способствовать возникновению чувства радости от полученного результата. |
Июнь 1 | Черепашка | 1 | - учить равномерно, распределять различные виды крупы по форме черепашки, - развивать аккуратность, четкость. - воспитывать у детей умение работать индивидуально. |
2 | Улитка | 1 | - познакомить с техникой сочетания акварели и восковых мелков. - учить детей рисовать восковым мелком по контуру, учить раскрашивать по частям, аккуратно работать с солью. - воспитывать у детей умение работать индивидуально. |
3 | Кап-кап дождик | 1 | - учить детей отрывать небольшие кусочки бумаги от большого, аккуратно приклеивать на картон. - развивать творческое воображение, фантазию. - воспитывать у детей умение работать индивидуально. |
4 | Неваляшка | 1 | - продолжать формировать умение примазывать пластилин на бумагу по нарисованному контуру. - совершенствовать точность в выполнении работы. - развивать творческое воображение, фантазию, воспитывать художественный вкус. |
5 | Бабочки-ладошки | 1 | - учить детей создавать образы из необычных деталей; продолжаем -формировать аппликативные умения в приложении к творческой задаче - способствовать воспитанию аккуратности, культуры труда. |
6 | Пингвины | 1 | - учить детей изготавливать пингвина из елочной шишки, желудей. - развивать в детях бережное и ответственное отношение к живой природе и её обитателям. - проявлять фантазию, смекалку, вылеплять из пластилина мелкие детали изделия. - формировать умение доводить начатое дело до конца, работать в едином темпе. |
7 | Мышка | 1 | - познакомить детей с техникой выполнения аппликации из ниток. - учить равномерно, намазывать небольшие участки изображения и посыпать их мелко нарезанными педагогом нитками, соответствующим участку изображения цветом - развивать мелкую моторику рук. |
Июль 1 | Яблоко | 1 | - научить детей находить противоположные углы и загибать их в одном направлении, закрепить выполнение базовой формы треугольник, нахождение и проглаживание линии сгиба, активизировать словарь, вспомнить понятия о геометрических формах, вкусовых свойствах яблок. |
2 | Валентинки | 1 | - учиться создавать полу-объемные изображения средствами бумажной пластики – лепки из бумаги, формированию ровных округлых комочков из бумаги, наклеиванию с помощью клея-карандаша. - учить чувствовать специфику материала. |
3 | Плыви, кораблик | 1 | - обучать передаче пропорциональных элементарных соотношений между частями; учить создавать кораблики из бруска пластилина, отрезая лишнее стекой и «достраивая» недостающее. |
4 | Звезда (патриотическое воспитание) | 1 | - учить формировать красные комочки из салфеток, раскатывать, обмакивать в клей и прикладывать по контуру. - упражняя в плотном присоединении одного элемента к другому. - формировать способность сочувственного восприятия и понимания исторического прошлого. |
5 | Веселые портреты | 1 | - учить составлять портрет из отдельных частей (овал – лицо, полоски или вата - причёска), развивать мелкую моторику, внимание; воспитывать самостоятельность при выборе материала, аккуратность при работе с клеем; воспитывать умение взаимодействовать с коллективом. |
6 | Корзина с цветами (коллективная работа) | 1 | - учить детей скручивать бумагу в жгутики по спирали; закреплять навыки приклеивания жгутика по кругу; развивать мелкую моторику, глазомер; воспитывать эстетический вкус. - воспитывать доброжелательность, уважение к интересам товарищей. |
7 | Мороженое | 1 | - продолжать упражнять в умении вырезать полукруг, закругляя углы прямоугольника. - учить вырезать круг из квадрата. |
8 | Солнышко | 1 | - развивать чувство формы; упражнять в разнообразных, индивидуальных умениях детей; воспитывать аккуратность, самостоятельность, интерес к совместной продуктивной деятельности. |
Август 1 | По собственному замыслу | 1 | - упражнять в умении самостоятельно создавать знакомые образы с помощью природного материала и пластилина; развивать фантазию |
2 | Веточки мимозы | 1 | - упражнять в создании образа мимозы, используя кусочки салфетки. -закрепить знания детей о частях цветка – ветка, лист, цветок, закрепить знания и представления о цвете, форме предмета, величине предмета, количестве. - воспитывать аккуратность, самостоятельность. |
3 | Дельфин | 1 | - познакомить детей с техникой выполнения аппликации из ниток. - учить равномерно, намазывать небольшие участки изображения и посыпать их мелко нарезанными педагогом нитками, соответствующим участку изображения цветом. |
4 | Вазочка | 1 | - продолжать знакомить детей с новым видом ручного труда. - учить отрывать маленькие кусочки бумаги, обмакивая их в воду, приклеивать на форму (баночка). |
5 | Вазочка | 1 | - продолжение. Разукрашивание готового изделия. - учить аккуратно, раскрашивать подсохшее изделие гуашью. |
6 | Вазочка | 1 | - продолжение. Поделка из косточек. - учить составлять композицию из арбузных косточек, аккуратно приклеивать на работу. - раскрасить косточки гуашевой краской. |
7 | Как я люблю одуванчики | 1 | - совершенствовать эстетическое восприятие природных явлений и техник их изображения - обрывания; развивать чувство композиции и колорита в процессе использования разных материалов для создания выразительного образа одуванчика в пейзаже. - воспитать у ребенка художественный вкус. |
8 | Божья коровка | 1 | - учить детей моделировать образ божьей коровки. Учить наблюдать за творческой работой воспитателя и действовать по подражанию. |
Итого | 96 |
Содержание образовательной программы
Возраст детей, участвующих в реализации программы –4-5лет
Объем и сроки реализации программы – 1 год, 2 раза в неделю.
Всего 96 занятий.
В начале занятий рекомендуется проводить пальчиковую гимнастику. В ходе занятия, для расслабления мышц, снятия напряжения – физминутки.
Материалы для работы:
Пластилин
Пластиковые бутылочки
Сухие листья
Семена растений
Цветная бумага, картон
Ватные диски
Шерстяные нитки
Трубочки для коктейля, салфетки и губки для мытья посуды
Ватные палочки
Макароны
Вермишель
Инструменты и приспособления:
Ножницы,
Карандаш
Клеенка для аппликации
Клейкая лента
Кисточки для клея и красок
Стаканчики-непроливайки
Виды деятельности
I. Работа с бумагой и картоном
1. Работа в технике «Оригами». Традиционная техника складывания бумажных фигурок, популярная в Японии, в наше время вызывает большой интерес у педагогов и родителей. Это связано с уникальными возможностями влияния «оригами» на развитие детей. Складывание фигурок благотворно действует на развитие движений пальцев и кистей рук, внимания, памяти, логического мышления, творческих способностей. Занятия «оригами» способствуют воспитанию усидчивости, аккуратности, самостоятельности, целеустремленности.
2. Работа с мятой бумагой. Технология изготовления игрушек из бумаги, помогающая педагогу показать детям один путь самореализации в творческой деятельности, формирования познавательной и коммуникативной активности. Кроме того, изготовление игрушек из мятой бумаги – прекрасное упражнение для развития мелкой моторики пальцев.
3. Изготовление объемных картинок. Изготовление аппликации – достаточно легкое и очень интересное занятие для детей. Здесь открывается широкий простор для креативной деятельности детей. Технология изготовления объемной аппликации отличается степенью сложности. На занятиях предлагается получить объемность предмета на аппликации из геометрических фигур за счет приклеивания деталей к основному листу.
4. Работа с бумагой в нетрадиционной технике. Используя бумагу разной фактуры и разные способы работы с ней, дети учатся создавать сюжетные и декоративные композиции, делать подарки из бумаги в нетрадиционной форме.
II. Работа с бросовым материалом
Практическая работа с разнообразным бросовым материалом побуждает детей к творчеству, предусматривает развитие навыков ручного труда, конструирования, знакомит с приемами работы различными инструментами, учит осторожному обращению с ними, способствует развитию координации движений пальцев, развивает мелкую моторику пальцев, воспитывает усидчивость и самостоятельность. Многие из предложенных поделок предполагают использование их в быту, и важным моментом при их изготовлении является прочность конструкции. Работая с разными материалами, дети знакомятся с их свойствами, разнообразной структурой, приобретают трудовые навыки и умения, учатся мыслить. Некоторые операции требуют приложения усилий, использования наиболее опасных инструментов, особенно в подготовительной стадии, и этот этап работы педагог берет на себя.
Поделки могут иметь разное назначение:
для игр детей;
для украшения интерьера группы, детского учреждения, дома;
их можно использовать в качестве подарка.
Так как материал для работы относится к категории бросового, при его подборе предъявляются определенные требования:
должен быть безопасным для детей (не токсичным, не вызывать аллергию);
тщательно промытым и высушенным;
доступным в обработке (вырезаться, протыкаться, склеиваться и т. д.).
При работе с бросовым материалом учитываются возрастные особенности детей. Если работа требует сложных манипуляций в подготовительной стадии, например, проколоть отверстия нагретым шилом, необходимо, чтобы эту предварительную работу выполнял педагог.
III. Работа с нитками
IV. Работа с природным материалом
Конструирование из природного материала по своему характеру ближе к художественным видам деятельности. Создавая образы, дети не только их структурно отображают, сколько выражают свое отношение к ним, передают их характер, что позволяет говорить о художественной природе этих образов. Задача педагога – научить детей чувствовать специфику природного материала, видеть богатую палитру его красок, форм, фактуры и на основе этого создавать разнообразные художественные образы. Это способствует развитию у детей воображения и творчества, в основе которых лежит овладение детьми обобщенными способами построения образа с опорой на наглядность (природный материал) и имеющиеся у них многоаспектные представления из собственной жизни, сказок, фильмов и т. п.
V. Работа с пластилином
Учить выполнять поделки, используя способ «пластилинография».
VI. Работа с соленым тестом
Познакомить детей с тестом, с его свойствами. Учить делать красивые поделки.
Годовой календарный учебный график
Продолжительность учебного года | 01.09.2020-31.08.2021 |
Продолжительность учебного процесса | 48 недель |
Режим работы | 2 раза в неделю, во второй половине дня |
Выходные | Суббота, воскресенье, праздничные дни |
Каникулы | 30.12.2020-08.01.2021 |
Количество занятий | 2 раза в неделю,8- в месяц,96 занятий в год |
График проведения занятий по платной услуге
День недели | Время проведения |
Вторник | 15.40-16.00 |
Пятница | 15.40-16.00 |
Организационно- педагогические условия реализации программы
Планируемые результаты
Овладеть элементарными трудовыми умениями при работе с бумагой, картоном, самоклеящейся бумагой, нитками, использовать по образцу крупы, семена растений, бисером, ткани и простейшими инструментами (ножницами);
выполнять правила безопасного пользования ножницами и клеем;
планировать работу, понятно рассказывать об основных этапах воплощения замысла;
разрезать бумагу по нанесенным метка;
изготовлять поделки из природного материала;
переводить рисунок на бумагу, картон;
участвовать в оформлении поделок на выставку (располагать поделки на демонстрационном стенде, сочетая размеры изделия, цветовую гамму);
использовать пооперационные карты;
эпизодически включать ручной художественный труд в игровой сюжет;
использовать ручные умения в повседневной жизни детского сада и семьи (изготовление подарков, сувениров, проявляя при этом творчество);
реализовать творческий замысел, воплощая то, что запланировали.
Владеют умениями, обеспечивающими культуру труда на всех этапах трудового процесса: экономное расходование материала, бережное обращение с инструментами, поддержание порядка на рабочем месте.
Оценочные и методические материалы
В результате обучения будет отмечено:
Активность и самостоятельность детей в изобразительной деятельности;
Владение отдельными приемами, техниками и технологиями изготовления продуктов детского творчества из различных материалов;
Умение находить детьми новые способы для художественного изображения, самостоятельно выбирать художественный образ, сюжетную композицию, материалы, инструменты.
Содержательный контроль и оценка результатов предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения программы ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми.
Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:
степень помощи, которую оказывает воспитатель детям при выполнении заданий и упражнений: чем помощь воспитателя меньше, тем выше самостоятельность у воспитанников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий;
поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность, проявления творчества обеспечивают положительные результаты занятий.
Формы взаимодействия с родителями
1 Организация выставок детских работ для родителей.
2 Творческий отчет педагога – руководителя дополнительной платной услуги.
Перечень основных средств обучения
1. Материалы и оборудование:
Картон, бумага;
Пластилин;
Тематические фигурки;
Образцы поделок;
Подборка тематических картинок в соответствии с темой
2. Инструктаж по технике безопасности.
3. Специальная литература.
Воспитательная работа
- Учить способам создания самостоятельных предметов и поделок, поощрять вариативность и нестандартное решение отдельных задач.
- Развивать у детей чувство пропорции, гармонии цвета, чувство композиции и ритма.
- Развивать воображения, мелкой моторики, речи.
- Формировать художественный вкус.
- Воспитывать у детей интерес к художественному ручному труду, формируя образное представление у детей, воспитывая и развивая их творческие способности.
- Осуществлять индивидуальный подход к детям, как на занятиях, так и в свободной самостоятельной деятельности.
Литература
- Е. Румянцева «Аппликация «Простые поделки».
- Джун Джексон «Поделки из бумаги».
- М.А. Гусакова «Аппликация»
- А.С. Галанов «Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству».
- И.М. Петрова «Объемная аппликация».
- Т.И. Тарабарина «Оригами и развитие ребёнка».
- Баранова Е.В. и др. «От навыков к творчеству: обучение техники рисования, аппликации». М.: Мозаика-Синтез, 2010.
- Комарова Т.С. «Детское художественное творчество». М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.
- Куцакова Л.В. «Творим и мастерим. Ручной труд в детском саду и дома». М.: Мозаика-Синтез, 2007-2010.
- Соломенникова О.А. «Ознакомление детей с народным искусством». Мозаика-Синтез, 2012.
- Серия наглядно-дидактических пособий «Мир в картинках». М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.
- «Рисование с детьми дошкольного возраста» под редакцией Р.Г. Казаковой.
Методики диагностики универсальных творческих способностей для детей
(авторы: В. Синельников, В. Кудрявцев)
1. Методика "Солнце в комнате"
Основание. Реализация воображения.
Цель. Выявление способностей ребенка к преобразованию "нереального" в "реальное" в контексте заданной ситуации путем устранения несоответствия.
Материал. Картинка с изображением комнаты, в которой находится человечек и солнце; карандаш.
Инструкция к проведению.
Показываем ребенку картинку: "Я даю тебе эту картинку.
Посмотри внимательно и скажи, что на ней нарисовано". По перечислении деталей изображения (стол, стул, человечек, лампа, солнышко и т. д.) психолог дает следующее задание: "Правильно. Однако, как видишь, здесь солнышко нарисовано в комнате. Скажи, пожалуйста, так может быть или художник здесь что-то напутал? Попробуй исправить картинку так, чтобы она были правильной". Пользоваться карандашом ребенку не обязательно, он может просто объяснить, что нужно сделать для "исправления" картинки.
Обработка данных.
В ходе обследовании оцениваются попытки ребенка исправить рисунок. Обработка данных осуществляется по пятибалльной системе:
1. Отсутствие ответа, непринятие задания ("Не знаю, как исправить", "Картинку исправлять не нужно") - 1 балл.
2. "Формальное устранение несоответствия (стереть, закрасить солнышко) -2 балла.
3. Содержательное устранение несоответствия: а) простой ответ (Нарисовать в другом месте - "Солнышко на улице") -3 балла. б) сложный ответ (переделать рисунок - "Сделать из солнышка лампу") - 4 балла.
4. Конструктивный ответ (отделить несоответствующий элемент от других, сохранив его в контексте заданной ситуации ("Картинку сделать", "Нарисовать окно", "Посадить солнышко в рамку" и т.д.) -5 баллов.
2. Методика "Складная картинка"
Основание. Умение видеть целое раньше частей.
Цель. Определение умения сохранить целостный контекст изображения в ситуации его разрушения.
Материал. Складывающаяся картонная картинка с изображением утки, имеющая четыре сгиба (размер 10 * 15 см)
Инструкция к проведению.
Предъявляем ребенку картинку: "Сейчас я тебе дам эту картинку. Посмотри, пожалуйста, внимательно и скажи, что на ней нарисовано?" Выслушав ответ, складываем картинку и спрашиваем: "Что станет с уткой, если мы сложим картинку вот так?" После ответа ребенка картинка расправляется, снова складывается, а ребенку задается вновь тот же вопрос. Всего применяется пять вариантов складывания - "угол", "мостик", "домик", "труба", "гармошка".
Обработка данных.
В ходе обследования ребенка педагог фиксирует общий смысл ответов при выполнении задания. Обработка данных осуществляется по трехбалльной системе. Каждому заданию соответствует одна позиция при сгибании рисунка Максимальная оценка за каждое задание - 3 балла. Всего -15 баллов. Выделяются следующие уровни ответов:
1. Отсутствие ответа, непринятие задания ("Не знаю", " Ничего не станет", "Так не бывает") - 1 балл.
2. Ответ описательного типа, перечисление деталей рисунка, находящихся в поле зрения или вне его, т.е. утеря контекста изображения ("У утки нет головы", "Утка сломалась", "Утка разделилась на части" и т. д.) - 2 балла
3. Ответы комбинирующего типа: сохранение целостности изображения при сгибании рисунка, включение нарисованного персонажа в новую ситуацию ("Утка нырнула", "Утка заплыла за лодку"), построение новых композиций ("Как будто сделали трубу и на ней нарисовали утку") и т. д. - 3 балла Некоторые дети дают ответы, в которых сохранение целостного контекста изображения "привязано" не к какой-либо ситуации, а к конкретной форме, которую принимает картинка при складывании ("Утка стала домиком", "Стала похожа на мостик" и т. д.). Подобные ответы относятся к комбинирующему типу и также оцениваются в 3 балла
3. Методика "Как спасти зайку"
Основание. Надситуативно- преобразовательный характер творческих решений.
Цель. Оценка способности и превращение задачи на выбор в задачу на преобразование в условиях переноса свойств знакомого предмета в новую ситуацию.
Материал. Фигурка зайчика, блюдце, ведерко, деревянная палочка сдутый воздушный шарик, лист бумаги.
Инструкция к проведению.
Перед ребенком на столе располагают фигурку зайчика, блюдце, ведерко, палочку, сдутый шарик и лист бумаги. Педагог, беря в руки зайчика: "Познакомься с этим зайчиком. Однажды с ним приключилась такая история. Решил зайчик поплавать на кораблике по морю и уплыл далеко-далеко от берега. А тут начался шторм, появились огромные волны, и стал зайка тонуть. Помочь зайке можем только мы с тобой. У нас для этого есть несколько предметов (психолог обращает внимание ребенка на предметы, разложенные на столе). Что бы ты выбрал, чтобы спасти зайчика?"
Обработка данных.
В ходе обследования фиксируются характер ответов ребенка и их обоснование. Данные оцениваются по трехбалльной системе.
Первый уровень. Ребенок выбирает блюдце или ведерко, а также палочку при помощи которой можно зайку поднять со дна, не выходя за рамки простого выбора; ребенок пытается использовать предметы в готовом виде, механически перенести их свойства в новую ситуацию. Оценка — 1 балл.
Второй уровень. Решение с элементом простейшего символизма, когда ребенок предлагает использовать палочку в качестве бревна, на котором зайка сможет доплыть до берега. В этом случае ребенок вновь не выходит за пределы ситуации выбора. Оценка - 2 балла.
Третий уровень. Для спасения зайки предлагается использовать сдутый воздушный шарик или лист бумаги. Для этой цели нужно надуть шарик ("Зайка на шарике может улететь") или сделать из листа кораблик. У детей находящихся на этом уровне, имеет место установка на преобразование наличного предметного материала. Исходная задача на выбор самостоятельно превращается ими в задачу на преобразование, что свидетельствует о надситуативном подходе к ней ребенка. Оценка - 3 балла.
4. Методика "Дощечка"
Основание. Детское экспериментирование.
Цель. Оценка способности к экспериментированию с преобразующимися объектами.
Материал. Деревянная дощечка, представляющая собой соединение на петлях четырех более мелких квадратных звеньев (размер каждого звена 15*15 см)
Инструкция к проведению.
Дощечка в развернутом виде лежит перед ребенком на столе. Педагог: "Давай теперь поиграем вот с такой доской. Это не простая доска, а волшебная: ее можно сгибать и раскладывать, тогда она становится на что-нибудь похожа. Попробуй это сделать".
Как только ребенок сложил доску в первый раз, педагог останавливает его и спрашивает: "Что у тебя получилось? На что теперь похожа эта доска?"
Услышав ответ ребенка, педагог вновь обращается к нему: "Как еще можно сложить? На что она стала похожа? Попробуй еще раз". И так до тех пор, пока ребенок не остановится сам.
Обработка данных.
При обработке данных оценивается количество неповторяющихся ответов ребенка (называние формы получившегося предмета в результате складывания доски ("гараж", "лодочка" и т.д.), по одному баллу за каждое название. Максимальное количество баллов изначально не ограничивается.
Изучение оригинальности решения задач на воображение на основе упражнения «Дорисуй».
Подготовка исследования. Подобрать альбомные листы на каждого ребенка с нарисованными на них фигурами: контурное изображение частей предметов, например, ствол с одной веткой, кружок - голова с двумя ушами и т. д., и простые геометрические фигуры ( круг, квадрат, треугольник и т. д.) Подготовить цветные карандаши, фломастеры, мелки. Проведение исследования. Ребенка 5-8 лет просят дорисовать каждую из фигур так, чтобы получилась какая-нибудь картинка Предварительно можно провести вступительную беседу об умении фантазировать (вспомнить на что бывают похожи облака на небе и т. д.).
Обработка данных. Выявляют степень оригинальности, необычности изображения. Устанавливают тип решения задач на воображение.
1. Нулевой тип. Характеризуется тем, что ребенок еще не принимает задачу на построение образа воображения с использованием данного элемента Он не дорисовывает его, а рисует рядом что-то свое (свободное фантазирование).
2. Первый тип. Ребенок дорисовывает фигуру на карточке так, что
получается изображение отдельного объекта ( дерево ), но изображение контурное, схематичное, лишенное деталей.
3. Второй тип. Также изображается отдельный объект, но с разнообразными деталями.
4. Третий тип. Изображая отдельный объект, ребенок уже включает его в какой-нибудь воображаемый сюжет ( не просто девочка, а девочка, делающая зарядку).
5. Четвертый тип. Ребенок изображает несколько объектов по воображаемому сюжету (девочка гуляет с собакой).
6. Пятый тип. Заданная фигура используется качественно по новому. Если в 1-4 типах она выступает как основная часть картинки, которую рисовал ребенок ( кружок - голова и т. д. ), то теперь фигура включается как один из второстепенных элементов для создания образа воображения (треугольник уже не крыша дома, а грифель карандаша, которым мальчик рисует картину ).
Далее высчитывается коэффициент оригинальности: сумма типов решения задач на воображение/количество детей.
Приложение 1
Картотека пальчиковой гимнастики в стихах для детей 4–5 лет
«Дружба»
Дружат в нашей группе (Хлопают в ладоши.)
Девочки и мальчики.
Мы с тобой подружим (Стучат кулачками друг об друга.)
Маленькие пальчики.
Раз, два, три, четыре, пять (Загибают пальчики поочередно, начиная с мизинца.)
Будем снова мы считать.
Раз, два, три, четыре, пять (Загибают пальчики поочередно, начиная с мизинца на др. руке.)
Мы закончили считать.
«Овощи - фрукты»
В огороде много гряд, (Сжимают и разжимают пальцы.)
Тут и репа, и салат, (Загибают пальцы поочерёдно.)
Тут и свёкла, и горох,
А картофель разве плох?
Наш зелёный огород (Хлопают в ладоши.)
Нас прокормит целый год.
«Хлеб»
Муку в тесто замесили,
(Сжимают и разжимают кулачки)
А из теста мы слепили: (Прихлопывают ладошками, «лепят»)
Пирожки и
(Поочерёдно разгибают пальчики обеих рук, начиная с мизинца)
Сдобные ватрушки,
Булочки и калачи – Всё мы испечём в печи. (Обе ладошки разворачивают вверх)
Очень вкусно! (Гладят живот)
«Откуда хлеб пришел»
Бублик
Баранку,
Батон
И буханку
Пекарь из теста
Испёк спозаранку. .(Большой и указательный пальцы
образуют круг Большой и средний пальцы
образуют круг. Большой и безымянный пальцы
образуют круг. Большой и мизинец образуют круг.
Имитация лепки хлеба.)
«Собираем листики»
Раз, два, три, четыре, пять –
Будем листья собирать.
Листья березы, листья рябины,
Листики тополя, листья осины.
Листики дуба мы соберем,
Маме осенний букет принесем. (
Отгибать пальчики.
Кулачки сжимать и разжимать.
Загибать пальчики.
Изобразить фонарики.)
«Грибы»
Этот пальчик в лес пошел,
Этот пальчик гриб нашел,
Этот пальчик чистить стал,
Этот пальчик жарить стал,
Этот пальчик все съел,
Оттого и потолстел.
(массируют поочередно пальчики, начиная с мизинца)
«Осенью»
Ветры яблони качают. (Руки стоят на столе, опираясь на локти (стволы, пальцы разведены в стороны (кроны яблонь). Покачивать руками.
Листья с веток облетают.
(Кисти рук расслабленны, расположены параллельно столу. Плавными движениями из стороны в сторону медленно опускать кисти рук на поверхность стола (листья опадают).
Листья падают в саду,
Их граблями я гребу.
(Пальцы обеих рук подушечками опираются о поверхность стола (грабли). Приподнимая руки, поскрести пальцами по поверхности стола, изображая работу граблями)
«Домашние животные»
Довольна корова своими телятами (показывают поочерёдно пальцы сначала на одной, затем на другой руке, начиная с больших)
Овечка довольна своими ягнятами,
Кошка довольна своими котятами,
Кем же довольна свинья? Поросятами!
Довольна коза своими козлятами,
А я довольна своими ребятами! (показывают на себя и разводят ладони в стороны)
«Дружат добрые зверята»
Дружат добрые зверята (соединяем одинаковые пальчики рук).
Дружат малые зайчата (ритмичное касание мизинцев обеих рук).
Дружат в озере бобры, (ритмичное касание безымянных пальцев обеих рук).
Дружат в небе комары, (ритмичное касание средних пальцев обеих рук).
Дружат милые ежата, (ритмичное касание указательных пальцев обеих рук).
Дружат даже медвежата (ритмичное касание больших пальцев обеих рук).
Вот как разыгрались, по лесу разбежались! (руки опустить, потрясти кистями)
«Домашние птицы»
Есть у курицы цыплёнок,
(Большие пальцы поочерёдно касаются остальных, начиная с мизинца)
У гусыни есть гусёнок,
У индюшки – индюшонок,
А у утки есть утёнок,
У каждой мамы малыши
(Показывают пальчики, играя ими) Все красивы, хороши!)
«Бытовые электроприборы»
Пылесос, пылесос,
Ты куда суёшь свой нос?
Я жужжу, я жужжу,
Я порядок навожу. Ритмичное сгибание пальцев
обеих рук (ладони смотрят вперёд) то же, но ладони обращены друг
к другу. Соприкосновение кончиков пальцев.
«Дом»
Этот дом- одноэтажный.
Этот дом – он двухэтажный.
А вот этот – трёхэтажный.
Этот дом –он самый важный:
Он у нас пятиэтажный!
(Разгибают пальцы из кулачка,
начиная с мизинца.)
«Дом и ворота»
На поляне дом стоит,
(«Дом» изобразить двумя руками, крышу дома — пальцы левой и правой рук соприкасаются друг с другом.)
Ну а к дому путь закрыт.
(Правая и левая руки повернуты ладонями к себе,
Соприкасаются друг с другом, большие пальцы — вверх(«ворота»).
Мы ворота открываем,
(Ладони разворачиваются параллельно друг другу).
В этот домик приглашаем.
«Мебель»
Мебель я начну считать:
(показывают ладошки обеих рук)
Кресло, стол, диван, кровать, (пальцы обеих рук поочерёдно сжимают в кулачки)
Полка, тумбочка, буфет,
Шкаф, комод и табурет
. Много мебели назвали, (разжимают кулачки и показывают ладошки)
Десять пальчиков зажали! (сжимают кулачки и поднимают их вверх)
«Это я»
Это глазки. Вот, вот.
Это ушки. Вот, вот.
Это нос, это рот.
Там спинка. Тут живот.
Это ручки. Хлоп-хлоп.
Это ножки. Топ- топ.
Ох устали вытрем лоб!
(Дети показывают части тела и выполняют движения в соответствии с текстом.)
«Одежда и обувь»
Я надену сапоги, (Показываем на ноги, туловище, голову.)
Курточку и шапку.
И на руку каждую (Одна рука выпрямленными пальцами вверх, другая – проводит по мизинцу и ребру ладони, показывая направление надевания перчаток.)
Натяну перчатку. (Смена рук.)
«Зима»
Снег ложится на дома, (Руки разводим в стороны, ладонями вниз.)
Улицы и крыши. (Руки «домиком».)
Тихо к нам идёт зима, (Палец к губам. «Идём» указательным и средним пальцами одной руки.)
Мы её не слышим… (Рука за ухом.)
«Новогодний праздник»
Ждали праздника мы долго. Трём ладошку о ладошку.
Наконец пришла зима. Сжать кулаки, прижать их друг к другу.
Наконец пришла зима Пальцы «идут» по столу, по коленкам.
В гости ёлку привела. Пальцы показывают Ёлочку, указательные пальцы сцепляются
К ёлке все мы подошли,
Хороводы завели. Круговые движения кистями рук.
Покружились, поплясали, Кисти рук опустить, расслабить.
Даже чуточку устали.
Дед Мороз скорей приди, Ладони прижать друг к другу, потом протянуть вперёд.
Нам подарки принеси.
«Зимние каникулы»
Что зимой мы любим делать? (Поочерёдно соединяют большой палец с остальными.)
В снежки играть,
На лыжах бегать,
На коньках по льду кататься,
Вниз с горы на санках мчаться.
«Зимние забавы»
Лепим мы из снега ком, (Дети сжимают и разжимают кисти рук)
Из комочков слепим дом. (Соединяют кончики пальцев рук, слегка разводят ладони в стороны)
Звери будут в доме жить, (Хлопают в ладоши)
Веселиться и дружить,
Вместе домик сторожить (Соединяют руки в «замок»)
«Кормушка»
Сколько птиц к кормушке нашей (Ритмично сжимают и разжимают кулачки.)
Прилетело? Мы расскажем.
Две синицы, воробей, (На каждое название птицы загибают по одному пальчику.)
Шесть щеглов и голубей,
Дятел в пестрых перышках.
Всем хватило зернышек. (Опять сжимают и разжимают кулачки.)
«Дикие животные зимой»
Ёж, медведь, барсук, енот
Спят зимою каждый год (смена рук).
Волка, зайца, рысь, лису
И зимой найдёшь в лесу.
«Мы веселые матрешки»
Мы веселые матрешки, (Хлопают в ладоши)
На ногах у нас сапожки, (Указательным и средним пальцами идут по полу)
В сарафанах наших пестрых (Соединяют ладошки вместе)
Мы похожи словно сестры. (Руки в замок)
«Защитники Отечества»
Илья Муромец – (Приосаниться.)
Добрый молодец. (Показать бицепсы.)
Зорко в даль глядит (Рука козырьком.)
Да врагов разит. («Бросить копьё».)
«Строители».
Мы строители, мы строим, Ребенок стучит кулачком о кулачок.
Много мы домов построим, Загибает по очереди пальцы на обеих руках.
Много крыш и потолков,
Много окон, стен, полов,
Много комнат и дверей,
Лифтов, лестниц, этажей.
Будет у жильцов веселье – Произносит слова веселым голосом.
В новом доме новоселье! Произносит громко
«8 марта»
Мамочка хорошая, (Воздушный поцелуй над ладонью.)
Мамочка любимая! (Поцелуй над другой ладонью.)
Очень я её люблю, (Сдуваем с ладони поцелуй.)
Поцелуи ей дарю! (Сдуваем поцелуй с другой ладони.)
«Этот пальчик…»
Этот пальчик - дедушка, Загните большой палец.
Этот пальчик – бабушка, Загните указательный палец.
Этот пальчик – папочка, Загните средний палец.
Этот пальчик – мамочка, Загните безымянный палец.
Этот пальчик – я, Загните мизинец.
Вот и вся моя семья! Вращайте кисть, разведя пальцы в стороны…
«Весна»
Вот уж две недели (Опускаем по очереди руки вниз, пальцы вместе.)
Капают капели.
Снег на солнце тает (Руки ладонями вниз разведены в стороны.)
И ручьём стекает. (Обе руки ладонями вниз двигаются в одну сторону.)
«Птички»
Птички полетели,
Крыльями махали,
На деревья сели,
Вместе отдыхали.
Большой палец отгибают в
горизонтальное положение,
сверху присоединяют сомкнутые
прямые остальные пальцы.
Машут ладонями с широко
раскрытыми пальцами.
Руки вверх, все пальцы широко
расставлены.
Большие пальцы отгибают
(как движения в первой строчке)
«Рыбки»
Рыбки весело плескались Ладошки как бы ударяют по воде.
В чистой светленькой реке
То сожмутся, разожмутся, Пальчики сжимаются в кулачок, разжимаются.
То закружатся в воде. Винтообразные движения кистью.
«Книги»
Много книжек есть на свете, Дети ладошки соединяют вместе
«книжкой».
Читать их очень любят дети. Раскрывают и закрывают
«книжку».
Если книги мы прочтем,
То узнаем обо всем:
Про моря и океаны, Поочередно соединяют одно
Удивительные страны. именные пальцы,
Про животных прочитаем начиная с мизинца.
«Транспорт»
Раз, два, три, четыре, пять –
Буду транспорт я считать. (Сжимают и разжимают пальчики.)
Автобус, лодка, и мопед,
Мотоцикл, велосипед,
Автомобиль и самолет,
Корабль, поезд, вертолет. (Поочередно сжимают пальчики обеих рук в кулачки, начиная с мизинца левой руки)
«Дорожная грамота»
Дорожных правил очень много
Раз - Внимание дорога!
Два - сигналы светофора,
Три – смотри дорожный знак,
А четыре – «переход».
Правила все надо знать
И всегда их выполнять.
«Цветы»
(Выполнять движения в соответствии с содержанием стихотворения.)
Наши алые цветки
Раскрывают лепестки.
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет.
Наши алые цветки
Закрывают лепестки,
Тихо засыпают,
Головками качают.
«Насекомые»
Прилетела к нам вчера Взмахи перекрещенных кистями рук.
Полосатая пчела.
А за нею шмель – шмелек На каждое название насекомого соединяют
пальцы, начиная с мизинца.
И веселый мотылек,
Жук – жучок и стрекоза,
Как фонарики, глаза. «Колечки» - указательные и большие
пальцы соединены.
Пожужжали, полетали, Взмахи перекрещенными кистями рук.
От усталости упали. Тихо кладут руки на стол.
«Что такое лето?»
Что такое лето? Дети произносят вопросительно,
поднимают плечи.
Это много света, Поднимают руки вверх.
Это поле, это лес, «Рисуют» круги, делают упражнение
«Деревья».
Это тысячи чудес, Хлопают.
Это в небе облака, Поднимают руки вверх, рисуем круги.
Это быстрая река, Соединяют ладони вместе, делают ими
«змейку».
Это яркие цветы, Кисти рук ставят вертикально и соединяют.
Округленные ладони с раздвинутыми пальцами
отводят в стороны.
Это синь высоты, Поднимают руки вверх.
Это в мире сто дорог «Ходят» пальцами.
Для ребячьих ног. Хлопают.
Приложение 2
Физминутки для детей 4-5 лет.
Отдых наш -физкультминутка.
Отдых наш – физкультминутка.
Занимай свои места:
Шаг на месте левой, правой, Шагаем на месте.
Раз и два, раз и два!
Прямо спину все держите,
Раз и два, раз и два!
И под ноги не смотрите, Движения руками: в стороны,
Раз и два, раз и два! вверх, в стороны, вниз.
Листопад.
Падают, падают листья, Взмахи руками.
В нашем саду листопад
Желтые, красные листья Повороты вокруг себя.
По ветру вьются, летят.
Детский сад.
Детский сад, детский сад, Хлопки на каждое слово
Он всегда детям рад. Развороты кистей в
Буду в садике играть разные стороны,
И конструктор собирать, пальцы кистей соприкасаются.
И игрушки за собой убирать. Рука двигается вправо-влево.
Буду бойко танцевать Приседание. Танцевальные движения.
И лепить, и рисовать, Имитировать лепку и рисование.
Буду песни каждый день напевать. Руки «замком» перед собой.
Фрукты.
Будем мы варить компот. Маршировать на месте
Фруктов нужно много. Вот. Показать руками «Много».
Будем яблоки крошить, Имитировать, как крошат,
Грушу будем мы рубить, рубят, отжимают,
Отожмем лимонный сок,
Слив положим и песок. Кладут, насыпают песок.
Варим, варим мы компот, Повернуться вокруг себя.
Угостим честной народ. Хлопать в ладоши.
Часы.
Тик-так, тик-так,
В доме кто умеет так?
Это маятник в часах
Отбивает каждый такт, Наклоны вправо- влево.
А в часах сидит кукушка,
У неё своя избушка. Дети садятся в глубокий присед.
Прокукует птичка время,
Снова спрячется за дверью. Приседания.
Стрелки движутся по кругу,
Не касаются друг друга. Вращение туловищем вправо
Повернемся мы с тобой
Против стрелки часовой. Вращение туловищем влево.
А часы идут, идут, Ходьба на месте
Иногда вдруг отстают. Замедление темпа ходьбы.
А бывает, что спешат,
Словно убежать хотят! Бег на месте.
Если их не заведут,
То они совсем встают. Дети останавливаются.
Ягоды.
А в лесу растет черника, Поднимаясь на носочках, руки
Земляника, голубика. Тянуть вверх, затем плавно опустить,
Чтобы ягоду сорвать, встать на всю ступню.
Надо глубже приседать. Приседания.
Нагулялся я в лесу,
Корзинку с ягодой несу. Ходьба на месте.
Дни недели.
В понедельник я купался, изображаем плавание.
А во вторник - рисовал. Изображаем рисование.
В среду долго умывался, Умываемся.
А в четверг в футбол играл. Бег на месте.
В пятницу я прыгал, бегал, Прыгаем. Кружимся на месте.
Очень долго танцевал. Хлопки в ладоши. А в субботу, воскресенье Дети садятся на корточки, руки
Целый день я отдыхал. Под щеку - засыпают.
Самолет.
Мы летим под облаками,
А земля плывет под нами:
Роща, поле, сад и речка, Махать руками, словно крыльями.
И дома, и человечки.
Мы летать устали что-то,
Приземлились на болото. Несколько глубоких приседаний.
Богатыри
Дружно встали.
Раз! Два! Три!
Мы теперь богатыри! Руки в стороны.
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим.
Поворачиваясь вправо, Поворот вправо.
Оглядимся величаво,
И налево надо тоже Поворот влево.
Поглядеть из-под ладошек.
И направо, и еще Поворот вправо.
Через левое плечо. Поворот влево.
Мишка.
Мишка вылез из берлоги,
Огляделся на пороге. Повороты влево и вправо.
Потянулся он со сна: Потягивания, руки вверх.
К нам опять пришла весна.
Чтоб скорей набраться сил,
Головой медведь крутил. Вращения головой.
Наклонился взад-вперед, Наклоны вперед- назад.
Вот он по лесу идет.
Ищет мишка корешки Наклоны: правой рукой коснуться
И трухлявые пеньки. Левой ступни, потом наоборот.
В них съедобные личинки-
Для медведя витаминной.
Наконец медведь наелся
И на бревнышке уселся. Дети садятся.
Цветки
Мы к плечам прижали руки, Руки к плечам, вращение вперед и
Начинаем их вращать. назад.
Прочь усталость, лень и сука,
Будем мышцы разминать!
А теперь покрутим шеей, Приседания.
Это мы легко сумеем.
Как упрямые все дети,
Скажем «Нет!» на всё на свете.
А теперь мы приседаем
И колени разминаем.
Ноги до конца сгибать!
Раз, два, три, четыре, пять!
Напоследок пошагаем, Ходьба на месте.
Выше ноги поднимаем!
На лугу.
Мы по лугу прогулялись
И немножко запыхались. Шагаем на месте.
Встанем, глубоко вздохнем,
Упражнения начнем.
Руки в стороны, вперед, Развели руки в стороны, вперед.
А потом наоборот.
Чудеса у нас на свете:
Стали карликами дети, Присели.
А потом все дружно встали,
Великанами мы стали.
Вот как дружно хлопаем. Хлопаем в ладоши.
И ногами топаем! Топаем ногами.
Хорошо мы погуляли
И нисколько не устали! Шагаем на месте.
Киска
То прогнет,
То выгнет спинку,
Ножку вытянет вперед -
Это делает зарядку
Наш Маркиз -
Пушистый кот.
Чешет он себя за ушком,
Жмурит глазки и урчит.
У Маркиза все в порядке:
Когти, шерсть и аппетит.
Котята
Пушистые комочки
Умыли лапкой щечки,
Умыли лапкой носик,
Умыли лапкой глазки –
Правый глазик, левый глазик.
Умыли лапкой ушки –
Правое ушко, левое ушко.
А ушки у котят, как домики стоят.
Мишки
Мишки по лесу гуляли,
(идем вперевалочку)
Мишки ягоды искали.
Вот так, вот так
(ставим одну руку на бочок – это «корзинка»)
Мишки ягодки искали.
Сладкую ягодку малинку
Положили всю в корзинку
Вот так, вот так.
(собираем ягоды и складываем в «корзинку»)
Положили всю в корзинку.
Как малинкой угостились,
Все на травке развалились.
Вот так, вот так
(гладим себя по животику)
Все на травке развалились.
А потом Мишки плясали
Лапки кверху поднимали
Вот так, вот так.
Звериная зарядка.
Раз — присядка, два — прыжок.
Это заячья зарядка.
А лисята как проснуться (кулачками потереть глаза)
Любят долго потянуться (потянуться)
Обязательно зевнуть (зевнуть, прикрывая рот ладошкой)
Ну и хвостиком вильнуть (движение бедрами в стороны)
А волчата спинку выгнуть (прогнуться в спине вперед)
И легонечко подпрыгнуть (легкий прыжок вверх)
Ну, а мишка косолапый (руки полусогнуты в локтях, ладошки соединены ниже пояса)
Широко расставив лапы (ноги на ширине плеч)
То одну, то две вместе (переступание с ноги на ногу)
Долго топчется на месте (раскачивание туловища в стороны)
А кому зарядки мало — начинает все сначала.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеразвивающая программа для детей старшего дошкольного возраста «Ручной труд»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение № 190 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития воспитанников...
Дополнительная общеразвивающая программа для детей дошкольного возраста «Почемучки» (возраст детей 4-5 года)
Цель: расширить знания детей об окружающем мире, посредством экспериментальной деятельности; способствоватьразвитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятель...
Дополнительная общеразвивающая программа Для детей 5-7 лет «Оч.умелые ручки» Срок реализации 2 года
laquo;Оч.умелые ручки» - программа художественной направленности для детей старшего дошкольного возраста по обучению детей нетрадиционным способам рисования разными материалами. Изоб...
Дополнительная образовательная программа кружка по конструированию и ручному труду "Умелые пальчики"
Программа предполагает органическую взаимосвязь и постоянное взаимодействие трех видов художественной деятельности :изобразительной,декоративной и конструктивной....
Дополнительная общеразвивающая программа для детей старшего дошкольного возраста «Умелые ручки»
Направленность программы «Умелые ручки» по содержанию является художественно-эстетической направленности, реализуется в течение 2 учебных лет. Данная программа ориентирована на старший дош...
Дополнительная общеразвивающая программа для детей 2-3 лет «Умные пальчики»
Дополнительная общеразвивающая программа для детей 2-3 лет «Умные пальчики» направлена на развитие и укрепление мелкой моторики рук у детей 2-3 лет....
Дополнительная общеобразовательная программа - дополнительная общеразвивающая программа для детей дошкольного возраста (5-6 лет) с ТНР художественной направленности «Необычное в обычном» (32 часов)
Пояснительная записка Программа «Необычное в обычном» разработана согласно федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного о...