Открытое занятие по речевому развитию "Весна"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Цель: закрепление знания детей о характерных признаках весны, обучение связному последовательному пересказу с помощью опорных картинок.
Задачи:
1. Обучающие: расширять представления детей о весне и типичных весенних явлениях в природе; развивать умение устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями; упражнять в подборе прилагательных и глаголов к существительному; формировать навыки связного последовательного пересказа текста с опорой на картинки; расширять, уточнять и обогащать словарь детей по теме «весна».
2. Развивающие: развивать связную речь (диалогическую и монологическую); развивать словесно-логическое мышление, зрительное внимание, творческое воображение; координацию речи с движением.
3. Воспитательные: воспитывать отзывчивость, доброжелательность, желание общаться и играть с взрослым и сверстниками, заботливое отношение и любовь к природе; формировать умение работать в коллективе; создать радостную и теплую атмосферу в группе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispravlennyy_baliahmetova_2.doc | 65.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект ООД по речевому развитию
по теме «Весна»
Цель: закрепление знания детей о характерных признаках весны, обучение связному последовательному пересказу с помощью опорных картинок.
Задачи:
1. Обучающие: расширять представления детей о весне и типичных весенних явлениях в природе; развивать умение устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями; упражнять в подборе эпитетов к словам; формировать навыки связного последовательного пересказа текста с опорой на картинки; расширять, уточнять и обогащать словарь детей по теме «весна».
2. Развивающие: развивать связную речь (диалогическую и монологическую); упражнять в умении подбирать действия и признаки; развивать словесно-логическое мышление, зрительное внимание, творческое воображение; развивать мелкую и общую моторику, координацию движений.
3. Воспитательные: воспитывать отзывчивость, доброжелательность, желание общаться и играть с взрослым и сверстниками, заботливое отношение и любовь к природе; формировать умение работать в коллективе; создать радостную и теплую атмосферу в группе.
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная, продуктивная.
Активизация словаря: весна; весенние месяцы: март, апрель, май; приметы весны: становится тепло, тает снег, деревья просыпаются, появляются цветы; солнце, ручеек, сосулька, птицы.
Оборудование: ноутбук, аудиозапись «Времена года. Весна» П.И. Чайковский, проектор, экран, игрушка «Солнышко», мяч, кубик Блума «Весна».
Демонстрационный материал: предметные картинки
Раздаточный материал: Медальки «Солнышко» на каждого ребенка, цветочек на каждого ребенка.
Предварительная работа: беседы, рассматривание иллюстраций по теме «Весна», наблюдение во время прогулок, экскурсий; чтение произведений художественной литературы о весне;
Планируемые результаты:
• воспитанники имеют расширенное преставление о весне как времени года;
• у них сформирован навык употребления имени прилагательного с именем существительным в мужском, женском, среднем родах и подбора определений;
• расширены представления воспитанников об окружающем мире.
Ход деятельности:
I. Вводная часть. Организационный момент. Звучит мелодия со звуком капели.
Воспитатель: Здравствуйте ребята, я очень рада видеть вас и ваши добрые лица! Давайте посмотрим друг на друга и улыбнемся! Сегодня у нас необычное занятие, на нем присутствуют гости. Давайте их поприветствуем: (Дети встают полукругом). Здравствуйте!
Воспитатель: Дети, а какое у вас сейчас настроение? (дети отвечают). А давайте это хорошее настроение подарим гостям (дети дуют на ладошку)
II. Основная часть
Воспитатель: Ребята, что вы услышали, когда заходили в группу? (звон капели).
Как вы думаете, когда звенит капель? (Капель звенит весной). Ребята, а вы не перепутаете весну с другим временем года? Давайте проверим и поиграем в игру «Наоборот». Я буду кидать вам мяч, а вы отвечать.
Игра «Наоборот»
Зима ушла, а весна… (пришла).
Зима холодная, а весна…(теплая).
Зимой природа засыпает, а весной… (просыпается).
Зимой день короче, а весной… (длиннее).
Зимой вода в реках замерзает, а весной … (оттаивает). Осенью птицы улетают на юг, а весной… (прилетают с юга).
Осенью с каждым днем становиться холоднее, а весной… (теплее).
Осенью солнце греет меньше, а весной… (больше).
Осенью листики с деревьев опадают, а весной… (вырастают).
Осенью листики на деревьях желтые, а весной… (зеленые).
Воспитатель: Все правильно ответили, молодцы!
Весна приготовила для вас сюрприз. Отгадайте, что это?
Над рекой остановился
Шар воздушный, золотой.
А потом за лесом скрылся,
Покачавшись над водой (солнце).
(на экране появляется картинка Солнышко)
Воспитатель: Молодцы, ребята, правильно. (Из коробки достаю игрушку-солнышко) Вот оно, солнышко! Сегодня оно с нами будет играть и заниматься. Расскажем солнышку о весне?
Ребята, мы поиграем с вами в игру «Подскажи слово». Тот, до кого дотронется волшебное солнышко, должен подсказать весеннее слово и вспомнить, что бывает весной.
Весной солнце… (греет, припекает, ласкает).
Весной сосульки под солнцем… (тают, капают).
Весной сугробы от солнечного тепла… (оседают, тают).
Весной на деревьях почки… (набухают, лопаются).
Весной ручьи… (бегут, журчат, звенят).
Весной птицы… (возвращаются, прилетают).
Весной птицы гнезда… (вьют, строят, делают).
Весной лед на реке… (тает, трещит, ломается, плывет).
Весной на проталинах первые цветы… (появляются, расцветают).
Весной травка… (пробивается, растет, зеленеет).
Воспитатель: Молодцы. Как много вы знаете о весне!
Дети присаживаются на стульчики.
Воспитатель: Но еще не всё мы рассказали, а поможет нам этот куб, в который не раз мы играли. Ребята, посмотрите, какой есть у меня интересный кубик с заданиями (Кубик Блума). Вам нужно прокатить кубик и выполнить задание, которое выпадет. (Выпавшая грань укажет, какого типа вопрос следует задать). Отвечайте, пожалуйста, полным предложением.
Поделись – ты любишь весну? Почему? (весной чаще светит солнце, птички поют, капельки капают, просыпается природа, оживает всё вокруг);
Придумай – из каких цветов можно собрать весенний букет? (одуванчики, тюльпаны, подснежники, ландыши);
Назови 3 весенних месяца (март, апрель, май);
Почему весной прилетают птицы? (свить гнезда, вывести птенцов);
Предложи весенние игры и забавы (пускать кораблики, пускать мыльные пузыри, гулять под весенним дождем, рисовать палочками на песке или на грязи, играть в мяч, игры подвижные, отправиться на пикник);
Объясни, какие изменения в природе происходят весной у растений и животных (прилетают птицы, бегут ручьи, идут дожди, появляются насекомые, начинается половодье, расцветают первые цветы и т.д.).
Воспитатель: Молодцы, ребята. Вы все справились с заданиями, а сейчас Солнышко приглашает вас поиграть.
Физминутка «Весна»
Ручейки текут с горы, (бег на месте)
Это признаки весны.
Снимем жаркое пальто (руки на поясе, повороты туловища)
И пойдем мы без него.
Будем птицам мы махать, (махи руками над головой)
И домой их зазывать.
Распускаются листочки, (встать на носочки, пошевелить кистями рук)
Появляются цветочки,
Дует легкий ветерок (наклоны туловища в стороны)
И колышет лепесток
Просыпается медведь, (ходьба по-медвежьи)
Начинает он реветь.
Мы медведя не боимся (покружиться)
Очень весело кружимся.
Воспитатель: Молодцы, вы все так дружно выполняли задания. Вы настоящие друзья! А хотите, я расскажу вам сказку про двух лесных друзей? Тогда присаживайтесь поудобнее на стульчики и слушайте внимательно (Дети проходят на стульчики).
Воспитатель: Я сейчас расскажу вам сказку, которая называется «Два друга».
Наступила долгожданная весна, пригрело тёплое весеннее солнышко. С пригорок по ложбинкам побежал веселый звонкий ручеек. Выбрались из пней сонные жуки и букашки. В берлоге проснулся косолапый медвежонок от долгой зимней спячки. Он вспомнил, что сегодня день рождения у его друга ежика. Медвежонок вышел на солнечную полянку и увидел первые подснежники. Он нарвал букет красивых цветов и пошел в гости к ежику. Ежик встретил медвежонка с большим тортом. Они сели пить чай, смеялись, шутили, им было весело, потому что наконец - то закончилась холодная зима, и друзья снова встретились.
Воспитатель: Дети, вам понравилась сказка? Давайте вспомним, о чем эта сказка.
Вопросы по тексту
1. Какое время года наступило? (Наступила настоящая весна)
2. Какой ручеек побежал? (По ложбинкам побежал веселый звонкий ручеек)
3. Кто выбрались из пней? (Из пней выбрались сонные жуки и букашки)
4. Кто проснулся в берлоге? (В берлоге проснулся косолапый медвежонок)
5. Что вспомнил медвежонок? (Медвежонок вспомнил, что сегодня день рождения у его друга ежика)
6. Куда вышел медвежонок и что он там увидел? (Медвежонок вышел на солнечную полянку и увидел первые подснежники)
7. Что сделал медвежонок? (Медвежонок нарвал букет красивых цветов и пошел в гости к ежику)
8. С чем встретил ежика медвежонок? (Медвежонок встретил ежика с большим тортом)
9. Почему им было весело? (Им было весело потому, что наконец - то закончилась зима)
Воспитатель: Давайте попробуем ее пересказать. А чтобы вам было легко пересказывать, я предлагаю вам в помощь опорные картинки, которые появятся на экране.
Повторное рассказывание сказки воспитателем. В процессе рассказывания на экране появляются опорные картинки
Воспитатель: Ребята, а давайте вместе перескажем сказку. Катя, ты расскажи начало сказки. Дима, ты продолжишь сказку. А Альберт расскажет нам конец сказки.
Пересказ рассказа цепочкой по опорным картинкам
Воспитатель: Молодцы ребята, очень точно пересказали сказку, ничего не пропустили. А кто хочет сам пересказать всю сказку целиком?
Пересказ рассказа полностью по опорным картинкам (2 – 3 ребенка)
Воспитатель: Молодцы, ребята! Хорошие у вас пересказы получились!
Звучит музыка. Входит Весна с корзинкой, наполненной весенними цветами.
Весна: Здравствуйте, ребята! Услышала так много хорошего о себе и решила заглянуть к вам в гости. Я принесла целую корзину весенних цветов. Я подарю цветок тому, кто скажет: «Без чего не бывает весны?». Отвечать нужно только полными ответами. (Не бывает весны без: (сосулек, без ручейков, без теплого ветерка, без насекомых, без одуванчиков, без луж и т.д.)).
Весна: Молодцы! Вы так много обо мне знаете!
Воспитатель: А как вы думаете, у весны есть звуки? Какие?
Дети: Птицы поют. Ручьи журчат. Когда дует ветерок, листья на деревьях шелестят.
Воспитатель: А как шелестят листья? Закройте глаза, представьте себе березки, которые ласкает ветер.
Дети: Ш-Ш-Ш-Ш.
Воспитатель: Если ветерок дует слабый, как шелестят листья: громко или тихо? Давайте произнесем этот звук тихо.
Воспитатель: А если ветер усиливается, то как шелестят листья? Давайте произнесем этот звук громко.
Воспитатель: А сейчас вы будете шелестеть, как листики, а я буду говорить вам, какой подул ветер. Подул слабый ветерок! Подул сильный ветер! Снова подул слабый ветерок! Ветер стал сильным!
Дети произносят звук, меняя силу голоса.
Весна: Молодцы ребята! Я как будто в своем весеннем лесу побывала!
III. Заключительная часть. Рефлексия.
Воспитатель: Ребята, о каком времени года мы сегодня с вами говорили? А что вам больше всего понравилось? А что вам больше всего запомнилось? Какие чудеса мы видели весной? (Светит солнышко, прилёт птиц из тёплых стран, распустились подснежники, бегут ручьи и т. д.).
Весна: Молодцы, ребята! А вы меня - весну долго ждали? А какое у вас сейчас настроение? (радостное хорошее, весеннее, …)
Весна: За вашу хорошую работу я хочу вам подарить подарки, яркие медальки «Солнышко». Если вы считаете, что задания были легкие для вас, то возьмите медальку с «веселым» солнышко, если задания были трудными, то медальку с «грустным» солнышко.
Весна: Мне пора возвращаться в свой весенний лес. Еще нужно много весенних дел выполнить. А солнышко пусть остается с вами, согревает вас и радует. До свидания, ребята!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытое занятие по речевому общению во второй младшей группе(для педагогов) «Как коза избушку построила»
Цель: побуждать детей к элементарному словесному творчеству совместно с воспитателем, учить отгадывать загадки, развивать фонематический слух, речевое внимание, артикуляционный аппарат детей; учить эм...
Открытое занятие по речевому развитию на тему: «Я и моя семья»
Цели:1. Закрепить и расширить представления детей о своих родственниках;2. Закреплять умение согласовывать имена прилагательные с именами существительны...
ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ.
ТЕМА: Звуковая культура речи: звуки З и ЗЬ.ЦЕЛЬ: Упражнять детей в произношении изолированного звука з; учить произносить звук з твёрдо и мягко; различать слова со звуками з и зь.ЗАДАЧИ: Формировать у...
Конспект открытого занятия по речевому развитию в средней группе «Лесная прогулка»
Программное содержание: 1. Учить детей различать на слух слова с определенным звуком. 2. Упражнять в изменении слов при помощи суффиксов.3. Закреплять умение детей использовать в реч...
Открытое занятие по речевому развитию во второй младшей группе №11б «Музей «Игрушки» Агнии Барто»
Описание хода ведения открытого занятия...
Открытое занятие по речевому развитию «Путешествие по сказкам»
Совершенствовать использования в речи слов с суффиксами уменьшительно-ласкательного значения.- Побуждать детей договаривать и повторять вслед за воспитателем отдельных слов и фраз.-Закрепить знание ск...