Открытое занятие по речевому развитию на тему: «Я и моя семья»
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Никитина Мария Олеговна

Цели:

1.     Закрепить и расширить представления детей о своих родственниках;

2.     Закреплять умение согласовывать имена прилагательные с именами существительными в роде и числе;

3.     Упражнять в подборе антонимов, в составлении сложносочиненных предложений;

4.     Учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами;

5.     Формировать умение говорить связно, логически высказывать свои мысли;

6.     Воспитывать положительные родственные взаимоотношения, любовь и уважение ко всем членам семьи, развивать чувство гордости за свою семью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie_po_kommunikatsii_nikitina_m.o.docx26.17 КБ

Предварительный просмотр:

Открытое занятие по коммуникации на тему:

 «Я и моя семья»

Разновозрастная группа №1 «Ласточка»

       

 Выполнила воспитатель:    

Никитина М.О.

21.05.2014 г. 

Цели:

  1. Закрепить и расширить представления детей о своих родственниках;
  2. Закреплять умение согласовывать имена прилагательные с именами существительными в роде и числе;
  3. Упражнять в подборе антонимов, в составлении сложносочиненных предложений;
  4. Учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
  5. Формировать умение говорить связно, логически высказывать свои мысли;
  6. Воспитывать положительные родственные взаимоотношения, любовь и уважение ко всем членам семьи, развивать чувство гордости за свою семью.

Оборудование:

Микрофон, конверт с письмом, цветок с отрывными лепестками.

Ход занятия:

 

Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько у нас гостей. Давайте с ними поздороваемся и  улыбнёмся.

Воспитатель: А теперь давайте представим, что всех нас пригласили в телестудию на детскую передачу «Я и моя семья». Вы согласны быть участниками этой передачи? А я буду кем?

Дети: Телеведущей!

Воспитатель: А все, кто в зале?

Дети: Телезрители.

Воспитатель: Участники передачи, занимайте, пожалуйста, свои места. Приготовились? Начали! Добрый день, уважаемые телезрители! Сегодня в нашей студии ребята д/с №2643 города Москвы. Они пришли на нашу передачу для того, чтобы рассказать о себе, о своих дорогих и близких людях. В начале передачи я предлагаю нашим участникам представиться и рассказать немного о себе.

Рассказы детей

Воспитатель: Благодарю участников передачи.

А сейчас скажите, кто для вас самый родной человек на свете?

 Дети: Никого роднее кроме мамы в целом мире нет.

 Воспитатель: Я предлагаю вам сказать в микрофон красивые слова своей маме.

 Дети: Милая, любимая, красивая, нежная, ласковая, добрая, ненаглядная, симпатичная, очаровательная, внимательная, приветливая, прекрасная, чудесная и замечательная.

 Воспитатель: А сейчас телезрители ждут рассказов о ваших родителях.

Рассказы детей, стихи (раздала заранее)

Мама.

Много мам на белом свете, Всей душой их любят дети.
Только мама есть одна, 
Всех дороже мне она,
Кто она?
Отвечу я: это мамочка моя.
(В. Руссу)

Папа.

Мой папа красивый
И сильный, как слон.
Любимый, внимательный, ласковый он.
Я жду с нетерпением папу с работы.
Всегда мне в портфеле приносит он что-то.
Мой папа находчивый, умный и смелый
Ему по плечу даже сложное дело.
Его обниму я и тихо шепну:
- Мой папочка, я тебя крепко люблю!
Ты самый заботливый, самый родной,
Ты добрый, ты лучший
И ты только мой!

Воспитатель: Да, ребята, «мамы разные нужны, мамы всякие важны». Каждому нужна его мама: и ребёнку, и котёнку, и птенцу. Давайте с вами поиграем в игру «Детёныши и его мама».  Я буду называть детеныша, а вы мне будете отвечать, кто его мама.

 «У ягнёнка — овца,

 У козлёнка — коза.

 У жеребёнка — лошадь.

 У цыплёнка — курица.

 У телёнка — корова.

 У тигрёнка — тигрица.

У оленёнка — олениха.

 У гусенка — гусыня.

 У поросенка — свинья.

 У лисенка — лисица.

 У львенка — львица».

 Воспитатель: Ребята, к нам на передачу пришло письмо от одной девочки, в котором она пишет, что ей уже 6 лет и скоро она пойдет в школу. Она научилась прекрасно составлять предложения, а для вас она прислала игру «Добавлялки». Я начну зачитывать предложение, а вы должные будете его продолжить в рифму.

 «Ра-ра-ра — начинается игра, Шу-шу-шу — я письмо пишу. Ло-ло-ло — на улице тепло, Ры-ры-ры — у мальчиков шары. Ре-ре-ре — стоит домик на горе. Ар-ар-ар — закипел наш самовар. Жу-жу-жу — молока дадим ежу. Жа-жа-жа — есть иголки у ежа. Са-са-са — в лесу бегает лиса.

 Воспитатель: А сейчас, ребята, мы ждем ваших рассказов о бабушках и дедушках.

Рассказы детей, стихи (раздала заранее)

Бабушка.

Мы с моею бабушкой старые друзья.
До чего хорошая бабушка моя!
Сказок знает столько, что не перечесть,
И всегда в запасе новенькое есть.
А вот руки бабушки - это просто клад!
Быть без дела бабушке руки не велят.
Золотые, ловкие. Как люблю я их!
Нет, других, наверное, не найти таких!
(Л. Квитко)

Дедушка.

Мой дедуля дорогой,
Мы гордимся все тобой!
И скажу я по секрету:
Лучше нет на свете деда!
Буду я всегда стараться
На тебя во всём равняться!
(А. Чурбанова)

 Воспитатель: Ребята, а сейчас я предлагаю вам игру «Подарки слов». Я будут говорить слова о том, какой бывает дедушка, а вы будите отвечать словом, противоположенным по смыслу, какая бывает бабушка.

 «Сильный — слабая. Грустный — весёлая. Быстрый — медлительная. Вспыльчивый — спокойная.

 Хмурый — улыбчивая.

 Внимательный — рассеянная.

 Молчаливый — говорливая.

Пальчиковая гимнастика

Воспитатель: Теперь давайте немного передохнем, у нашей передачи рекламная пауза. А мы в это время расскажем, кто живет у нас в квартире.

Раз, два, три, четыре,
/хлопки в ладоши/

Кто живет в моей квартире?
/пожимают плечами/

Раз, два, три, четыре, пять,
/хлопки в ладоши/

Всех могу пересчитать.
/руки в стороны/

Папа, мама, брат, сестренка,
/загибают по одному пальцу на обеих руках/

Мой щегол, сверчок и я:
Вот и вся моя семья.
/сжимают и разжимают кулачки/

Воспитатель: Молодцы! Ребята, посмотрите, мы с вами не заметили, какой красивый цветок распустился у нас в группе. На каждом его лепестке записано, как мы называем своих родственников.

Игра «Назови ласково» 

Воспитатель:  Мы будем отрывать по одному лепесточку и называть наших родственников еще более ласково. Например: Аня, Анютка, Анечка…

 «Бабушка — бабуля — бабулечка — бабуся. Папа — папуля — папуленька. Сын — сынок — сынулечка — сыночек. Мама — мамочка — матушка — маменька. Дочь — доченька — дочурка. Дедушка— дедуляуля — дедуленька —деда».

Развитие лексико-грамматических категорий.

Воспитатель:  Ребята, а знаете ли вы, кем члены семьи приходятся друг другу? Давайте проверим и расскажем нашим телезрителям.

Мальчик для папы и мамы кто?

Мальчик для дедушки и бабушки?

Девочка для папы и мамы?

Девочка для дедушки и бабушки?

Папа для дедушки и бабушки?

Мама для дедушки и бабушки?

Мальчик для девочки в семье кто?

Девочка для мальчика в семье кто?

(Ответы детей)

Физминутка «Семейная зарядка»

Осенью, весною
Летом и зимою
Мы во двор выходим 
Дружною семьёй.
Встанем в круг и по порядку
Каждый делает зарядку.
Мама руки поднимает,
Папа бодро приседает
Повороты вправо - влево
Делает мой братик Сева.
Я сама бегу трусцой
И качаю головой.

 Дидактическая игра «Скажи наоборот»

Воспитатель: Я буду называть слово, а вы должны ответить словом наоборот, например: я скажу «быстрый», а вы «медленный».

Дедушка старый, а внук …/молодой/;
Папа высокий, а сын …/низкий/;
Брат трудолюбивый, а сестра …/ленивая/;
Футболки чистая, а штанишки… /грязные/;
Белый хлеб мягкий, а черный хлеб…/черствый/;
Мама спускается по лестнице, а дочь …/поднимается/;
Сережа веселый, а Никита…(грустный).

  - Сахар сладкий, а лимон .....(кислый). Луна видна ночью, а солнце ....(днем). Огонь горячий, а лед .....(холодный). Тополь высокий, а шиповник ..... (низкий). Река широкая, а ручей ....(узкий). Камень тяжелый, а пух ..... (легкий). Редька горькая, а груша ..... (сладкая).

- Если суп не горячий, то, значит, какой? (Холодный.) Если в комнате не светло, то в ней ...(темно). Если сумка не тяжелая, то она .... (легкая).

Дидактическая игра «Сравни - кто старше? Кто младше?»

Воспитатель: А сейчас давайте расскажем нашим телезрителям, кто из членов вашей семьи старше, а кто младше.

Папа - дедушка: /Дедушка старше, а папа младше/;
Мама - бабушка: /Бабушка старше, а мама младше/;
Дедушка - внук; /Дедушка старше, а внук младше/;
Бабушка - внучка; /Бабушка старше, а внучка младше/;

 Воспитатель: Время нашей передачи подошло к концу. Я благодарю всех ребят за участие в телепередаче «Я и моя семья». До новых встреч.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности открытого занятия по «Речевому развитию» на тему: « В мире сказок».

Конспект открытого занятия по речевому развитию в подготовительной группе на тему: "В мире сказок"....

Конспект открытого занятия ОО «Речевое развитие» по развитию речи на тему: «В гости к бабушке Матрене» «В гости к бабушке Матрене»

Тема НОД: «В гости к бабушке Матрене»Цель: Обучающие задачи:Закреплять знания о домашних животных, повадках, условиях обитания;Формировать умение отвечать на вопросы воспитателя.Развивающи...

Конспект открытого занятия по речевому развитию (развитие речи) по теме: «Веселое путешествие в страну Речи»

Конспект открытого  занятия по речевому развитию (развитие речи)  по теме: «Веселое путешествие в страну Речи»...

Открытое занятие по речевому развитию на тему: чтение сказки «Снегурочка» для воспитанников старшей разновозрастной группы.

Открытое занятие по речевому развитиюна тему:  чтение сказки «Снегурочка»для воспитанников старшей разновозрастной группы. Выполнила: Шевцова Наталья ПетровнаДлительность: 30 мин...

Конспект открытого занятия по речевому развитию на тему « Родина моя — Россия» в подготовительной к школе группе.

Конспект открытого занятия по речевому развитию на тему « Родина  моя — Россия»  в подготовительной к школе группе....

Открытое занятие по речевому развитию на тему: "Волшебница зима"

Проведение данного занятия рекомендуется для детей 3-4 лет....