Методические рекомендации для педагогов «Звучащие картинки» - новый взгляд на развитие активной речи малышей»
методическая разработка по развитию речи

Рекомендации адресованы педагогам ДОУ и содержат основные аспекы работы с детьми младшего дошкольного возраста с использованием метода "звучащих картинок".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл met.rekomendatsii.docx16.28 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации

«Звучащие картинки» - новый взгляд на развитие активной речи малышей»

Для малышей самые привычные речевые образцы – это малые фольклорные жанры, которыми мы наполняем повседневную жизнь ребенка. Поэтому они стали базой для метода «звучащих картинок».  Но в процессе работы можно дополнить произведения народного творчества небольшими стихами, которые легко воспринимаются малышами.

Использование метода «звучащих картинок» способствует активизации речи детей раннего возраста и пополнению их активного словаря.

«Звучащие картинки» - это иллюстрация к произведению малого фольклорного жанра (песенка, потешка) или небольшому стихотворению, доступному и понятному ребенку. Образ, заложенный в таком стихотворении, прост, ясен и в то же время ярок, укрупнен, выведен на передний план.

Основная идея данного метода – активизация речевой активности малышей во время изготовления картинки вместе с воспитателем.

Картинка состоит из двух частей: основной (заготовка воспитателя) и съемной (продукт детской деятельности). Дети дополняют картинку новыми элементами. Это дает эффект высокой концентрации внимания и мыслительной активности; дети так же могут повторять песенки, потешки, стихи, в результате чего развивается звуковая культура речи, пополняется словарь. Показывая изготовленную ранее картинку, которая начинает звучать, дети вспоминают знакомый текст, обыгранный в пальчиковой и подвижной играх, прочувствованный пальцами и ладонями в лепке и рисовании, озвученный воспитателем с напевной интонацией.

Картинка служит мощным стимулом для активного проговаривания. Сравнить это можно со знакомой ребенку иллюстрацией из книжки, глядя на которую он озвучивает (или пытается озвучить) ее содержание. Но в этом случае визуальное воздействие дополняется тактильными и двигательными действиями. Таким образом, оказываются задействованными все три репрезентативные системы: аудиальная, визуальная, кинестетическая.

Нельзя не отметить и эмоционально - творческий компонент изготовления «звучащей картинки». Ребенок добавляя к нему ту или иную деталь, испытывает чувство удовлетворения от того, что видит результат своей деятельности, чувствует себя творцом, а это позитивно влияет на его личностное развитие.

Преимущества картинок очевидны. Они могут многократно использоваться благодаря применению съемных материалов, позволяют работать как с подгруппой детей, так и индивидуально. 

Картинки полифункциональны: они позволяют решать целый комплекс задач (развитие элементарных математических представлений, речи, изобразительная деятельность, нравственное и трудовое воспитание). Благодаря максимальной включенности ребенка в работу по созданию «звучащей картинки» показ картинки на последующих этапах деятельности производит эффект загоревшейся лампочки: зрительный образ - сигнал, на который дети отвечают воспроизведением текста.

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ РАБОТЫ

  • Введение в тему той песенки или потешки, с которой педагог будет знакомить детей.
  • Проговаривание потешки педагогом.
  • Пальчиковая игра по теме потешки с проговариванием.
  • Рассматривание основной части «звучащей картинки» (заготовки).
  • Физкультминутка в соответствии с сюжетом потешки.
  • Продуктивная деятельность детей (добавление съемной части).
  • Проговаривание потешки по изготовленной картинке.

Работа со «звучащими картинками» ведется мною не так давно, но опыт показывает, что активность детей возрастает многократно, мотивация сохраняется на высоком уровне, включенность в работу снимает дисциплинированные проблемы, речь ребенка развивается, растет багаж его изобразительных умений. Немаловажно, что таким образом происходит приобщение детей к устному народному творчеству.

Уважаемые коллеги, делайте с малышами «звучащие картинки», и вы не пожалеете!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей: -«Звучащие картинки» - новый взгляд на развитие активной речи малыша». -Чтение художественной литературы дошкольниками. (29.02.12)

«Звучащие картинки» - новый взгляд на развитие активной речи малыша».     Практика работы с детьми подтверждает теорию психологов о главенствующей роли деятельности, позволяющей ре...

"Звучащие картинки" - новый взгляд на развитие активной речи малышей.

Уважаемые педагоги! Этот материал поможет вам по - новому взглянуть на развитие речи детей раннего и младшего дошкольного возраста. Вы узнаете, как добиться результата, опираясь на наглядно - действен...

Конспект занятия на тему: «Звучащие картинки» - новый взгляд на развитие активной речи малышей

На данном занятии дети продолжают осваивать грамматическую структуру простого предложения, учатся формировать навыки свободной и грамотной речи, проговаривая четверостишие «Блиночки», закр...

Конспект занятия по развитию речи в первой младшей группе Тема: «Развитие активной речи малышей через дидактические игры и упражнения»

Цель: развитие речевой активности детей.Задачи: 1) учить отчётливо и по возможности произносить звук у; 2) обогащать словарь детей прилагательными, обозначающими цвет (красный, жёлтый, зелёный); 3) об...

Конспект занятия по развитию речи в первой младшей группе Тема: «Развитие активной речи малышей через дидактические игры и упражнения»

Конспект занятия по развитию речи в первой младшей группе Тема: «Развитие активной речи малышей через дидактические игры и упражнения»...

Конспект занятия во второй младшей группе. Развитие активной речи малышей через дидактические игры и упражнения.

Конспект занятия во второй младшей группе. Развитие активной речи малышей через дидактические игры и упражнения....