Консультация для воспитателей: -«Звучащие картинки» - новый взгляд на развитие активной речи малыша». -Чтение художественной литературы дошкольниками. (29.02.12)
материал по теме
«Звучащие картинки» - новый взгляд на развитие активной речи малыша».
Практика работы с детьми подтверждает теорию психологов о главенствующей роли деятельности, позволяющей ребенку, если он включается в нее, активно развиваться.
Методика развития речи располагает множеством приемов, один из них – это метод «Звучащих картинок».
Для малышей самые привычные речевые образы – это малые фольклорные жанры.
«Звучащая картинка» - это иллюстрация к произведению малого фольклорного жанра (песенка, потешка) или небольшому стихотворению, доступному и понятному ребенку. Образ, заложенный в таком стихотворении, максимально прост и ясен и в то же время урок, укрупнен, выведен на передний план. Основная идея данного метода – активизация речевой активности малышей во время изготовления картинки вместе с воспитателем.
Картинка состоит из двух частей: основной (заголовка воспитателя) и съемной (продукт детской деятельности). Дети дополняют картинку новыми элементами. Это дает эффект высокой концентрации внимания и мыслительной активности, решает целый комплекс задач (развитие элементарных математических представлений, изобразительная деятельность, нравственное и трудовое воспитание), дети также могут повторять песенки, потешки, стихи, в результате чего развивается звуковая культура речи, пополняется словарь. Показывая изготовленную ранее картинку, которая начинает «звучать», дети вспоминают знакомый текст, обыгранный в пальчиковой и подвижной играх, почувствованный пальцами и ладонями в лепке и рисовании, озвученный воспитателем с напевной интонацией.
Картинка служит мощным стимулом для активного проговаривания. Ребенок, добавляя к ней ту или иную деталь, испытывает чувство удовлетворения от того, что видит результат своей деятельности, чувствует себя творцом, а это позитивно влияет на его личностное развитие.
Преимущества картинок очевидны. Они могут многократно использоваться благодаря применению съемных материалов, позволяют работать как с подгруппой детей, так и индивидуально.
Последовательность работы
-Введение в тему той песенки (потешки), с которой педагог будет знакомить детей.
-Проговаривание потешки педагогом.
-Пальчиковая игра по теме потешки с проговариванием.
-Рассматривание основной части «звучащей картинки».
-Физкультминутка в соответствии с сюжетом потешки.
-Продуктивная деятельность детей (добавление съемной части).
-Проговаривание потешки по изготовленной картинке.
Немаловажно, что таким образом происходит приобщение детей к устному народному творчеству.
"Чтение художественной литературы дошкольниками: подходы к пониманию и формы реализации".
Содержание этой области должно быть направлено на достижение такой цели, как формирование интереса к чтению книг и потребности в них через решение следующих задач:
-Формирование целостной картины мира, в том числе первичных целостных представлений;
-развитие литературной речи;
-приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.
Чтение традиционно понимается как воспроизведение ребенком вслух печатного слова (текста), и именно по поводу того, в каком возрасте можно начинать обучение этому, как правило, и ведутся споры.
Вид речевой деятельности, когда текст воспринимается на слух и при этом обеспечивается включение эмоций, воображения и реакции на содержание прочитанного, мы называем чтением-слушанием.
Формирование навыка чтения - задача начального образования.
Идет приобщение детей к культуре чтения художественной литературы через прослушивание художественных произведений, обсуждение их содержания. Благодаря этому у ребенка развивается способность к активному слушанию, пониманию и пересказу текстов.
Еще один подход это совместное медленное чтение (с остановками для комментариев, включения воображения, усиления и уточнения эмоций).
Последовательность такого чтения включает в себя четыре обязательных этапа.
-Первый этап. Рассматривание книги с ребенком. Обсуждение названия текста, иллюстраций. Беседа о том, какие вопросы возникли. Главный результат этапа – возникновение желания прочитать книгу.
-Второй этап. Чтение текста взрослым в режиме медленного чтения. Задача остановок – помочь маленькому читателю «войти» в текст.
-Третий этап. Обсуждение прочитанного. Предлагается рассказать, в чем суть текста.
-Четвертый этап. Воспроизведение и осмысление прочитанного с помощью специальных заданий (можно разыграть рассказ в лицах, разыгрывание пантомимы, можно нарисовать, а потом озвучить, пересказать с использованием иллюстраций). Главное на этом этапе – взрослый должен понять, на какие сферы читательской деятельности в первую очередь воздействует художественное произведение.
В использовании данной технологии работы с текстом обеспечивает развитие: эмоциональной отзывчивости; активности и объективности читательского воссоздающего и творческого воображения; постижение содержания произведения на репродуктивном, аналитическом и синтезирующем уровнях; осмысление художественной формы на уровне детали и композиции.
Важно чтобы специфические задачи ставились и эффективно решались, в том числе и на этапе дошкольного образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad3.doc | 32.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Звучащие картинки» - новый взгляд на развитие активной речи малыша».
Практика работы с детьми подтверждает теорию психологов о главенствующей роли деятельности, позволяющей ребенку, если он включается в нее, активно развиваться.
Методика развития речи располагает множеством приемов, один из них – это метод «Звучащих картинок».
Для малышей самые привычные речевые образы – это малые фольклорные жанры.
«Звучащая картинка» - это иллюстрация к произведению малого фольклорного жанра (песенка, потешка) или небольшому стихотворению, доступному и понятному ребенку. Образ, заложенный в таком стихотворении, максимально прост и ясен и в то же время урок, укрупнен, выведен на передний план. Основная идея данного метода – активизация речевой активности малышей во время изготовления картинки вместе с воспитателем.
Картинка состоит из двух частей: основной (заголовка воспитателя) и съемной (продукт детской деятельности). Дети дополняют картинку новыми элементами. Это дает эффект высокой концентрации внимания и мыслительной активности, решает целый комплекс задач (развитие элементарных математических представлений, изобразительная деятельность, нравственное и трудовое воспитание), дети также могут повторять песенки, потешки, стихи, в результате чего развивается звуковая культура речи, пополняется словарь. Показывая изготовленную ранее картинку, которая начинает «звучать», дети вспоминают знакомый текст, обыгранный в пальчиковой и подвижной играх, почувствованный пальцами и ладонями в лепке и рисовании, озвученный воспитателем с напевной интонацией.
Картинка служит мощным стимулом для активного проговаривания. Ребенок, добавляя к ней ту или иную деталь, испытывает чувство удовлетворения от того, что видит результат своей деятельности, чувствует себя творцом, а это позитивно влияет на его личностное развитие.
Преимущества картинок очевидны. Они могут многократно использоваться благодаря применению съемных материалов, позволяют работать как с подгруппой детей, так и индивидуально.
Последовательность работы
-Введение в тему той песенки (потешки), с которой педагог будет знакомить детей.
-Проговаривание потешки педагогом.
-Пальчиковая игра по теме потешки с проговариванием.
-Рассматривание основной части «звучащей картинки».
-Физкультминутка в соответствии с сюжетом потешки.
-Продуктивная деятельность детей (добавление съемной части).
-Проговаривание потешки по изготовленной картинке.
Немаловажно, что таким образом происходит приобщение детей к устному народному творчеству.
Чтение художественной литературы дошкольниками: подходы к пониманию и формы реализации.
Содержание этой области должно быть направлено на достижение такой цели, как формирование интереса к чтению книг и потребности в них через решение следующих задач:
-Формирование целостной картины мира, в том числе первичных целостных представлений;
-развитие литературной речи;
-приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.
Чтение традиционно понимается как воспроизведение ребенком вслух печатного слова (текста), и именно по поводу того, в каком возрасте можно начинать обучение этому, как правило, и ведутся споры.
Вид речевой деятельности, когда текст воспринимается на слух и при этом обеспечивается включение эмоций, воображения и реакции на содержание прочитанного, мы называем чтением-слушанием.
Формирование навыка чтения - задача начального образования.
Идет приобщение детей к культуре чтения художественной литературы через прослушивание художественных произведений, обсуждение их содержания. Благодаря этому у ребенка развивается способность к активному слушанию, пониманию и пересказу текстов.
Еще один подход это совместное медленное чтение (с остановками для комментариев, включения воображения, усиления и уточнения эмоций).
Последовательность такого чтения включает в себя четыре обязательных этапа.
-Первый этап. Рассматривание книги с ребенком. Обсуждение названия текста, иллюстраций. Беседа о том, какие вопросы возникли. Главный результат этапа – возникновение желания прочитать книгу.
-Второй этап. Чтение текста взрослым в режиме медленного чтения. Задача остановок – помочь маленькому читателю «войти» в текст.
-Третий этап. Обсуждение прочитанного. Предлагается рассказать, в чем суть текста.
-Четвертый этап. Воспроизведение и осмысление прочитанного с помощью специальных заданий (можно разыграть рассказ в лицах, разыгрывание пантомимы, можно нарисовать, а потом озвучить, пересказать с использованием иллюстраций). Главное на этом этапе – взрослый должен понять, на какие сферы читательской деятельности в первую очередь воздействует художественное произведение.
В использовании данной технологии работы с текстом обеспечивает развитие: эмоциональной отзывчивости; активности и объективности читательского воссоздающего и творческого воображения; постижение содержания произведения на репродуктивном, аналитическом и синтезирующем уровнях; осмысление художественной формы на уровне детали и композиции.
Важно чтобы специфические задачи ставились и эффективно решались, в том числе и на этапе дошкольного образования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Звучащие картинки" - новый взгляд на развитие активной речи малышей.
Уважаемые педагоги! Этот материал поможет вам по - новому взглянуть на развитие речи детей раннего и младшего дошкольного возраста. Вы узнаете, как добиться результата, опираясь на наглядно - действен...
Конспект занятия на тему: «Звучащие картинки» - новый взгляд на развитие активной речи малышей
На данном занятии дети продолжают осваивать грамматическую структуру простого предложения, учатся формировать навыки свободной и грамотной речи, проговаривая четверостишие «Блиночки», закр...
Конспект непрерывной образовательной деятельности по речевому развитию (развитие речи и чтение художественной литературы) в младшей группе Тема: Рассматривание иллюстраций к сказке «Гуси-лебеди»
конспект НОД по речевому развитию в младшей группе...
Тематическое планирование непосредственно образовательной деятельности образовательной области «Речевое развитие», разделы Развитие речи и Чтение художественной литературы
Тематическое планирование непосредственно образовательной деятельности образовательной области «Речевое развитие», разделы Развитие речи и Чтение художественной литературы...
Конспект НОД по развитию речи и чтению художественной литературы в подготовительной к школе группе № 4 на тему: «Путешествие по миру литературы»
Данный конспект поможет педагогам выявить уровень усвоения программного материала по образовательной области "Речевому развитию" (Чтение художественной литературы) на конец учебного года.Так...
Методические рекомендации для педагогов «Звучащие картинки» - новый взгляд на развитие активной речи малышей»
Рекомендации адресованы педагогам ДОУ и содержат основные аспекы работы с детьми младшего дошкольного возраста с использованием метода "звучащих картинок"....
Использование инновационных технологий в речевом развитии дошкольников. Занятие по развитию речи и чтению художественной литературы. Чтение Сказка В. Г. Сутеева «Палочка-выручалочка»
Конспект открытого просмотра к педсовету № 2Тема: «Использование инновационных технологийв речевом развитии дошкольников»...