"Звучащие картинки" - новый взгляд на развитие активной речи малышей.
статья по развитию речи (младшая группа) на тему

Барагина Ольга Николаевна

Уважаемые педагоги! Этот материал поможет вам по - новому взглянуть на развитие речи детей раннего и младшего дошкольного возраста. Вы узнаете, как добиться результата, опираясь на наглядно - действенное мышление малыша и его стремление активно участвовать во всем происходящем. Данная методика адаптирована и ее результативность подтверждена многократно. Она поможет вам решить разноплановые задачи в рамках одного занятия, даст возможность добиться большего за меньшее время

Методика "Звучащие картинки " очень современна. Все занятия по развитию связной речи рассчитаны на подгрупповую работу и выстроены с опорой на изодеятельность. Они позволяют воспитывать активную жизненную позицию, поддерживать детскую инициативу, дают возможнось развивать в ребенке творческое начало. Основная идея метода в том, чтобы разучивать связные тексты в игре, помогая ребенку их усваивать при помощи пальчиковой гимнастики, динамической разминки или хороводной игры.

Фрагмент лепки, рисования или аппликации включен в каждое занятие. С помощью продуктивной деятельности дети дополняют картинку, которя и является основной наглядностью на занятие, недостающими элементами. Занятия по "Картинкам" очень цельные, слитные, органичные, они плавно ведут малыша к итогу, включая его в игровые ситуации. Таким образом, в конце занятия получается целых три продукта, три итога: смысловой, речевой и продуктивный.

Очень рекомендую методику  "Звучащие картинки" своим коллегам, которые работают на первой младшей и второй младшей группах!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuchashchie_kartinki_vstuplenie_k_knige.docx23.37 КБ

Предварительный просмотр:

«Звучащие картинки» - новый взгляд на  развитие активной речи малышей.

Уважаемые читатели!

Этой книга представляет собой практическое пособие для организации образовательной деятельности с детьми раннего и младшего дошкольного возраста в рамках метода «Звучащие картинки». Основная идея данного метода – развитие речи маленьких детей в процессе изготовления картинки.

Эти занятия помогут вам……. систематично дать познавательный материал во всех содержательных аспектах, соответствующих младшему дошкольному возрасту.

Обогатят речевым материалом вашу повседневную работу: представленные стихи можно использовать в режимных моментах….

Помогут создать условия для становления и развития активной речи.

Позволяют давать детям  целостную картину мира путём интеграции разных видов деятельности и образовательных областей.

Каждое занятие – это  не просто передача детям знаний, но и пережитая ребёнком жизненная история, в которой ребёнок принимает непосредственное участие, проявляя тем самым активную жизненную позицию.

В наше время любому педагогу  известны  исследования отечественных психологов о роли деятельности в психическом развитии ребенка. По мнению А.Н. Леонтьева "формирование и развитие отдельных психических процессов происходит не в порядке созревания, но в ходе развития конкретной деятельности».  

В психологии выделяют существенное различие между понятием «обучение» и понятием «деятельность». В  термине «обучение» приставка «об» несет смысл внешнего принуждения, как бы минующего самого ребенка. Понятие «деятельность» подчеркивает связь самого субъекта с предметами окружающей его действительности. Невозможна прямая «пересадка» знания прямо в голову субъекта, минуя его собственную деятельность. Как подчеркивал Д.Б.Эльконин,  «никакое воздействие взрослого на процессы психического развития не может быть осуществлено без реальной деятельности самого субъекта. И от того, как эта деятельность будет осуществлена, зависит процесс самого развития».

Исследуя вопросы развивающего обучения, В.В. Репкин  писал: «Именно участие ребенка в учебном процессе в качестве активного субъекта учения отграничивает развивающее обучение от всех других его видов и форм, в которых ученик является объектом педагогических (обучающих) воздействий учителя "

Практика  работы с детьми постоянно подтверждает теорию выдающихся психологов  о  главенствующей роли деятельности, позволяющей ребёнку,  включаясь в её процесс, активно развиваться. В дошкольном образовании  практически всё обучение построено на  деятельностной  основе, причём в последнее  время всё больше делается упор на интеграцию разных видов деятельности.  

В нашем детском саду  приоритетным является  речевое развитие дошкольников. Учитывая всё возрастающее число детей  с  проблемами звукопроизношения, задержкой развития речи, мы осуществляем поиск путей профилактики   возникающих трудностей. Одной из наших находок стал метод «звучащих картинок». Под методом педагогической деятельности понимают способы решения какой-либо педагогической задачи. Мы поставили перед собой задачу активизировать речь детей раннего и младшего возраста,  пополнять их активный словарь. Методика развития речи располагает  для этого множеством приёмов и наши педагоги успешно их используют. Вместе с тем,  как на карте существуют  «белые пятна», так  и в практике работы с малышами существуют,  на наш взгляд, такие проблемы, пути решения которых, увы, в методиках не найти или то, что предлагается, не приносит нужного эффекта. Так, например, часто дети раннего возраста на речевых занятиях  не проявляют активности, в лучшем случае повторяя

небольшие речевые конструкции за воспитателем.  Даже это, как правило, делают далеко не все, так как в первой младшей группе   всегда есть несколько не говорящих детей. Таким образом, воспитателю приходится потратить немало энергии ( эмоциональная выразительность, использование инсценировок, сюрпризные моменты), чтобы добиться  от малышей  предложения из 2-3 слов, в то время как программа  (мы работаем по программе «Детство») предполагает овладение  ребёнком третьего года жизни высказываниями  из 2-3х предложений .  

  Самые привычные речевые образцы для  малышей – это малые фольклорные  жанры, воспитатель наполняет ими повседневную жизнь ребёнка, поэтому они и стали базой для нашего метода. В процессе работы мы решили дополнить произведения народного творчества небольшими стихами, которые легко воспринимаются маленькими детьми и, что самое важное, могут воплотиться в «звучащей картинке».

«Звучащая картинка» - это иллюстрация к произведению малых фольклорных жанров ( песенке, потешке) или маленькому стихотворению, доступному и понятному детям. Образ, заложенный в малой стихотворной форме  максимально прост, ясен,  четок. И в то же время – ярок, укрупнен, выведен на передний план. Основная идея данного метода – активизация речевой активности малышей в процессе совместной с воспитателем деятельности по изготовлению картинки.

Картинка состоит из двух частей: основной и съёмной. Основная – заготовка воспитателя, а съёмная – продукт детской деятельности, в который ребёнок может внести творческое начало. Картинка создается воспитателем  и дополняется новыми элементами непосредственно детьми. Это дает эффект высокой концентрации внимания и мыслительной активности, решает целый комплекс задач (РМП, изобразительная деятельность, нравственное и трудовое воспитание и др.), а главное в итоге  дети могут неоднократно повторять песенки, потешки, стихи,  в результате чего развивается звуковая  культура  речи, пополняется  словарь. При последующем  предъявлении уже знакомой, изготовленной ранее на занятии  картинки, она начинает «звучать»: дети вспоминают знакомый текст, обыгранный в пальчиковой и подвижной игре, прочувствованный пальцами и ладонями в лепке и рисовании, озвученный воспитателем с напевной интонацией.

Такая картинка, которая  прошла через несколько анализаторов  во время её изготовления служит мощным стимулом для активного проговаривания. Это можно сравнить с знакомой ребёнку иллюстрацией  книжки, глядя на которую  он озвучивает (или пытается озвучить) её содержание. Но в нашем случае    визуальное воздействие дополняется ещё тактильным и двигательным. Таким образом, при восприятии ребёнком текста оказываются задействованными все три  репрезентативные системы: аудиальная, визуальная и кинестетическая.  

    Нельзя не отметить и эмоционально-творческий компонент процесса изготовления «звучащей картинки». Маленький ребёнок, добавляя к ней ту

или иную деталь, испытывает чувство удовлетворения от того, что видит результат своей продуктивной деятельности, у него появляется  интерес. Малыш чувствует себя творцом, и это, в свою очередь, позитивно влияет на его личностное развитие.

Преимущества таких картинок в том, что они:

- годны для многократного использования, благодаря ламинированной поверхности и и применению съёмных материалов;

- позволяют работать как с подгруппой детей, так и индивидуально;

- полифункциональны (позволяют решить целый комплекс задач (РМП, речь, изобразительная деятельность, трудовое и нравственное воспитание и. т. д.)

- сигнальны  (благодаря максимальной включенности ребенка в процесс работы по созданию звучащей картинки, на последующих этапах показ этой картинки производит эффект загоревшейся лампочки: Зрительный образ – сигнал, на который дети отвечают воспроизведением текста)

- насыщенны с точки зрения наглядности, то есть картинка представляет собой основной наглядный материал

Картинки имеют формат А3.Их поверхность, как правило, ламинирована для того, чтобы детали,которыми её дополняют дети, могли сниматься и вновь прикрепляться. Это даёт возможность использовать картинки в самостоятельной деятельности детей как закрепление пройденного материала.

Алгоритм проведения занятия по «звучащей картинке» следующий:

  1. Введение детей в тему того стихотворения (потешки), с которой педагог будет знакомить их на занятии.
  2. Рассматривание основной части «звучащей картинки». Проговаривание воспитателем потешки. Сопутствующие развивающие игры. Мотивационная задача для детей (совместный поиск решения проблемной ситуации).
  3. Физминутка (динамическое упражнение) в соответствии с сюжетом потешки ( с проговариванием).
  4. Пальчиковая игра по теме потешки ( с проговариванием).
  5. Продуктивная деятельность детей ( добавление съёмной части).
  6. Дополнение  основной части картинки-заготовки съёмными деталями.
  7. Проговаривание потешки по изготовленной картинке.
  8. Итог образовательной деятельности.

Работа со звучащими картинками  ведётся у нас шесть лет.  Полученный опыт показывает, что процент активности и обратной связи возрастает многократно, мотивация детей сохраняется на высоком уровне, их включенность в работу снимает дисциплинарные проблемы на занятии, речь ребенка развивается, растет багаж его изобразительных умений.

 Безусловно, возникают проблемы на пути освоения метода, и в процессе их решения мы выходим на новые уровни его применения. Так, у нас возник вопрос как же привести в соответствие с образовательной программой ту работу, которую мы проводим с детьми в рамках данного метода? И тут возникла идея написать небольшие стихотворения на темы недели и сделать к ним картинки. Так появился цикл занятий для детей первой младшей группы, рассчитанный на второе полугодие учебного года и цикл занятий для детей второй  младшей группы, рассчитанный на весь учебный год.

Мы предлагаем методическое пособие для развития активной речи маленьких детей по методу «Звучащие картинки».

В пособии представлены конспекты занятий в соответствии с тематическим планированием  для работы с детьми первой и второй младшей группы. К пособию прилагается комплект картинок ( коллажей).

 Немаловажно и то, что  таким образом происходит приобщение детей к устному народному творчеству, ребёнок делает первые  шаги  на пути  национального самосознания.

Мы  не приводим  количественные  данные диагностики детей, ведь они достаточно  условны  в таком возрасте , а просто предлагаем вам, уважаемые коллеги:  делайте с  малышами «звучащие  картинки» и вы не пожалеете об этом!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей: -«Звучащие картинки» - новый взгляд на развитие активной речи малыша». -Чтение художественной литературы дошкольниками. (29.02.12)

«Звучащие картинки» - новый взгляд на развитие активной речи малыша».     Практика работы с детьми подтверждает теорию психологов о главенствующей роли деятельности, позволяющей ре...

Конспект занятия на тему: «Звучащие картинки» - новый взгляд на развитие активной речи малышей

На данном занятии дети продолжают осваивать грамматическую структуру простого предложения, учатся формировать навыки свободной и грамотной речи, проговаривая четверостишие «Блиночки», закр...

Конспект занятия по развитию речи в первой младшей группе Тема: «Развитие активной речи малышей через дидактические игры и упражнения»

Цель: развитие речевой активности детей.Задачи: 1) учить отчётливо и по возможности произносить звук у; 2) обогащать словарь детей прилагательными, обозначающими цвет (красный, жёлтый, зелёный); 3) об...

Конспект занятия по развитию речи в первой младшей группе Тема: «Развитие активной речи малышей через дидактические игры и упражнения»

Конспект занятия по развитию речи в первой младшей группе Тема: «Развитие активной речи малышей через дидактические игры и упражнения»...

Методические рекомендации для педагогов «Звучащие картинки» - новый взгляд на развитие активной речи малышей»

Рекомендации адресованы педагогам ДОУ и содержат основные аспекы работы с детьми младшего дошкольного возраста с использованием метода "звучащих картинок"....

Конспект занятия во второй младшей группе. Развитие активной речи малышей через дидактические игры и упражнения.

Конспект занятия во второй младшей группе. Развитие активной речи малышей через дидактические игры и упражнения....