Справка по итогам тематической проверки на тему:«Развитие речи и речевого общения дошкольников посредством театрализованной деятельности»
материал по развитию речи

Назырова Гузяль Анвяровна

Автором представлен материал по итогам тематической проверки развития речи дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл spravka_po_tematich_proverke_rech_03.2023.docx30.51 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное   учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа №1 «Образовательный центр» имени 21 армии Вооруженных сил СССР п.г.т. Стройкерамика   муниципального района Волжский Самарской области

структурное подразделение Детский сад «Солнышко»

Справка по итогам тематической проверки на тему:

«Развитие речи  и речевого общения дошкольников

посредством театрализованной деятельности»

Согласно годовому плану структурного подразделения «Детского сада «Солнышко» на 2022-2023 учебный год, проведена тематическая проверка с 20.03.2023 года по 31.03.2023 года на тему: «Развитие речи и речевого общения дошкольников посредством театрализованной деятельности». Проверку проводили старшие воспитатели Еськова С.Г. и Назырова Г.А.

Структура тематического контроля:

-педагогическая диагностика по развитию речи и речевого общения дошкольников;

-обследование профессионального мастерства воспитателей по развитию речи и речевого общения дошкольников;

-обследование предметно-развивающей среды в группах по развитию речи дошкольников;

- планирование и проведение работы с детьми по развитию речи;

-информированность родителей по данному вопросу, взаимодействие детского сада и семьи по проблеме.

1. Педагогическая диагностика по развитию речи и речевого общения дошкольников.

В течение тематической проверки проводилось наблюдение за детьми с целью изучения уровня развития их речи: владение словарем, фонетика, грамматический строй речи, связная речь (в соответствии с возрастными особенностями).

В целом по детскому саду развитие речи дошкольников на конец марта 2023 года составляет в младшем дошкольном возрасте: высокий уровень - 5%, оптимальный уровень развития – 39%, средний уровень – 44%, уровень ниже среднего – 12%; старший дошкольный возраст: высокий уровень - 7%, оптимальный уровень развития – 46%, средний уровень – 35%, уровень ниже среднего – 12%.

Наблюдение за детьми в процессе организованной и самостоятельной деятельности, изучение их речевых умений во время театрализованной деятельности показало, что дошкольники всех возрастных групп в соответствии с возрастными особенностями свободно пользуются лексикой и грамматикой при выражении своих мыслей, умеют вступать в контакт со взрослыми и сверстниками (выслушивать, отвечать, спрашивать, объяснять, владеют элементарными литературными нормами и правилами родного языка, соблюдают правила речевого этикета). Однако недостаточно развита звуковая сторона речи  и невысок уровень связной речи, признаками которой являются содержательность, логичность, последовательность (при пересказе художественного произведения).

В своей речи старшие дошкольники редко используют изобразительно -выразительные средства (сравнения, эпитеты, синонимы, антонимы, метафоры и др., что важно для развития художественно-речевой деятельности. В целом речевое развитие детей старших и подготовительных к школе групп соответствует оптимальному уровню программных требований. Основные направления развития речи младших и средних дошкольников формируются в соответствии с программными задачами и также соответствуют оптимальному уровню.

Всем воспитателям были даны рекомендации планировать и проводить на занятиях с детьми всех возрастных групп упражнения на развитие грамматического строя речи (на согласование существительных и прилагательных, согласование существительных с предлогами,  образование сложных форм существительных, использовать в речи сравнения, синонимы, антонимы и т.д.); планировать и проводить упражнения на развитие связной  речи (умение вести диалог, пересказ художественных произведений, драматизация сказок и т.д.)

2. Обследование профессионального мастерства воспитателей по развитию речи воспитанников.

Наблюдая за воспитателями в ходе занятий, тематических мероприятиях, на прогулках, в процессе режимных моментов,  было отмечено, что большинство педагогов имеют высокий уровень профессионального мастерства по развитию речи дошкольников:

- знают цели и задачи по образовательной области «Развитие речи» в соответствии с ФГОС  ДО  в своей возрастной группе,  

- знают методы и приемы развития речи дошкольников;

- умеют осуществлять развитие речи детей через разные виды детской деятельности (НОД, прогулки, режимные моменты);

- грамотно организовывают предметно-развивающую среду по образовательной области «Речевое развитие»;

- знакомы с технологиями речевого развития детей дошкольного возраста;

- используют в работе различные виды театральной деятельности;

- грамотно планируют и проводят работу с родителями и т.д.

В рамках годового плана работы по данному направлению были проведены консультации для педагогов: «Влияние театрализованной игры на развитие речи дошкольника» (ст. воспитатель Назырова Г.А.), «Логопедический словарь» (учитель-логопед Жижина О.В.), мастер-класс для педагогов «Театральная деятельность в ДОО» (ст. воспитатели Еськова С.Г., Назырова Г.А.).

В целом все педагоги имеют оптимальный уровень профессионального мастерства по  развитию речи дошкольников.

Воспитателям всех групп было рекомендовано изучить опыт коллег по использованию в работе с детьми эффективных технологий развития речи.

3. Обследование предметно-развивающей среды в группах по развитию речи и речевого общения.

В марте 2023 года был проведен смотр-конкурс уголков по развитию речи и театрализованной деятельности. По результатам конкурса можно сделать следующий вывод:  оформление групп с точки зрения эффективности работы по речевому развитию и речевого общения дошкольников посредством театрализованной деятельности в целом соответствует требованиям к условиям ФГОС ДО.

Изучение предметно-развивающей среды по развитию речи детей показало,  что во всех группах имеются уголки по развитию речи и театральные уголки. Условно сам речевой уголок во всех группах ДОО разделен на речевой уголок, дидактический уголок по развитию речи, мини-библиотеку и театральный уголок.

Для смотра-конкурса педагоги обновили уголки разнообразными пособиями и картотеками:

- театральные уголки были пополнены разными видами театра, в том числе пальчиковым и теневым театром, театром ложек, театром гонзиков,  театр-чемодан, планшет для драматизации сказки «Колобок» т.д.;

- мини-библиотеки пополнились фольклорной литературой;

- в речевых и дидактических уголках было изготовлено и представлено множество нестандартного оборудования: круги Луллия «Собери сказку», «Гусеничка», «Вертолина», сортеры, лэпбуки, «Волшебный сундучок», игры с фонариком, «Слоговаренье» «Чемоданчик словесных игр и упражнений», «Фразеологический зоопарк» и т.д.

Все уголки по развитию речи наполнены картотеками комплексов упражнений для развития фонематического слуха, звукопроизношения, артикуляционного аппарата, мелкой моторики,  развития лексико-грамматических категорий  и связной речи. Содержание всех уголков соответствует возрасту детей. 

Таким образом, необходимая база для развития речи дошкольников в группах создана. Материально-технические условия пребывания детей в этом направлении в ДОО обеспечивают удовлетворительный уровень развития каждого ребёнка в данном направлении в соответствии с возрастными особенностями.

Предметно-пространственная организация групповых помещений педагогически целесообразна. Работа по наполнению и обогащению специальных зон для  развития речи детей  ведется всеми педагогами.

Таким образом, в ДОО созданы необходимые условия для развития речи и речевого общения дошкольников посредством театрализованной деятельности.

Рекомендовано всем педагогам продолжать работу по насыщению, обновлению и дополнению уголков по развитию речи и театрализованной деятельности.

4. Планирование и проведение работы по развитию речи с детьми.

Анализ календарных планов показал, что планирование воспитательно-образовательной работы по развитию речи дошкольников носит удовлетворительный характер.

В календарных планах воспитателей работа по развитию речи воспитанников планируется в режимных моментах, в совместной деятельности и индивидуальной работе: игры и упражнения на развитие мелкой моторики, на развитие лексико-грамматических категорий, на обогащение словарного запаса, упражнения на развитие связной речи, планируется работа с художественными и фольклорными произведениями, в том числе с пословицами и поговорками, еженедельно проводится работа по театрализованной деятельности с детьми и т.д.

Планируется оснащение педагогического процесса для самостоятельной деятельности.

Все педагоги планируют работу с родителями. Старшим воспитателем Еськовой С.Г. проведены консультацию для родителей «Волшебный мир театра». На апрель запланирована старшим воспитателем Назыровой Г.А. консультация для родителей «В театр играем речь развиваем». Учителем-логопедом проведена консультация «Пальчиковые игры на кухне».

Педагогам всех возрастных групп была дана рекомендация планировать и проводить индивидуальную и подгрупповую работу с детьми на развитие фонематического слуха и правильного  звукопроизношения, упражнения и игры на развитие речевого дыхания и артикуляционного аппарата.

5. Информированность родителей, взаимодействие детского сада и семьи по проблеме.

Родительские уголки в группах оформлены в соответствии с заявленной тематикой: имеется наглядная информация, выставлены консультации и папки-раскладушки для родителей по развитию речи детей.

Во всех группах имеются планы работы с родителями на 2022 – 2023 учебный год, в которых запланированы различные мероприятия по развитию речи дошкольников: родительские собрания, консультации, индивидуальные беседы и т.д. Периодически организуются выставки творческих работ детей и родителей на различную тематику.  

Воспитатели всех возрастных групп планируют индивидуальную работу с родителями по развитию речи дошкольников, стараются привлекать родителей к участию в различных мероприятиях, смотрах и конкурсах.

Во всех группах проведены тематические родительские собрания по данной тематике в нетрадиционной форме, оформлены протоколы родительских собраний.

Были проведены открытые мероприятия педагогами: воспитатель Сырескина Т.В. – «Репка», драматизация русской народной сказки в первой младшей группе «Непоседы», январь 2023г.; учитель-логопед Жижина О.В. – «В гостях у загадок и сказок», открытое интегрированное мероприятие по развитию речи в компенсирующей группе «Кораблик», февраль 2023г. В апреле 2023 года планируются открытые мероприятия по развитию речи в группах: средние «Сказка», «Одуванчик», «Ягодка», вторые младшие, «Солнышко», «Умняшки», «Бабочка», компенсирующие  «Улыбка» «Карамельки», «Кораблик».

Педагогам групп была дана рекомендация своевременно провести все запланированные открытые мероприятия по развитию речи.

Вывод: Состояние работы в ДОО по развитию речи и речевого общения дошкольников посредством театрализованной деятельности можно считать удовлетворительной.

Рекомендации:

а) планировать и проводить всем воспитателям упражнения, направленные на развитие грамматического строя речи  и на развитие связной  речи;

б) изучить всем педагогам опыт педагогического коллектива по использованию в работе с детьми эффективных технологий развития речи;

в) продолжать работу по насыщению, обновлению и дополнению уголков по развитию речи и театрализованной деятельности воспитателям всех возрастных групп;

г) планировать и проводить всем педагогам индивидуальную и подгрупповую работу с детьми на развитие фонематического слуха и правильного  звукопроизношения, упражнения и игры на развитие речевого дыхания и артикуляционного аппарата;

д) педагогам групп была дана рекомендация своевременно провести все запланированные открытые мероприятия по развитию речи.

Справку составил: ст. воспитатель Назырова Г.А.                         31.03.2023г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Справка по итогам тематической проверки "Выполнение требований СанПиН"

Проблемно-ориентированный анализ выполнения требований СанПиН по физкультурно-оздоровительной работе в ДОУ. Имеет практическую ценность для административных работников ДОУ при проведении контроля....

Справка об итогах тематической проверки по равзитию речи

Справка об итогах тематической проверки по развитию речи...

Аналитическая справка по итогам тематической проверки "Речевое развитие детей".

Цель: Определить уровень речевого развития дошкольников, оценить и выявить положительные и отрицательные тенденции в работе по речевому развитию детей.Задачи:1. Оценить знания педагогов по методи...

СПРАВКА по итогам тематической проверки «Организация проектной деятельности в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО».

Цель проверки: определить, насколько эффективна образовательная работа в ДОУ по реализации проектной  деятельности, путем всестороннего обследования образовательного процесса и последующего педаг...

Программа саморазвития педагога по теме"Развитие диалогической речи старших дошкольников посредством театрализованной деятельности"

Повышение уровня знаний  по теме: «Развитие диалогической речи старших дошкольников посредством театрализованной деятельности»...