Справка по итогам тематической проверки на тему:«Развитие речи и речевого общения дошкольников посредством театрализованной деятельности»
материал по развитию речи
Автором представлен материал по итогам тематической проверки развития речи дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 30.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа №1 «Образовательный центр» имени 21 армии Вооруженных сил СССР п.г.т. Стройкерамика муниципального района Волжский Самарской области
структурное подразделение Детский сад «Солнышко»
Справка по итогам тематической проверки на тему:
«Развитие речи и речевого общения дошкольников
посредством театрализованной деятельности»
Согласно годовому плану структурного подразделения «Детского сада «Солнышко» на 2022-2023 учебный год, проведена тематическая проверка с 20.03.2023 года по 31.03.2023 года на тему: «Развитие речи и речевого общения дошкольников посредством театрализованной деятельности». Проверку проводили старшие воспитатели Еськова С.Г. и Назырова Г.А.
Структура тематического контроля:
-педагогическая диагностика по развитию речи и речевого общения дошкольников;
-обследование профессионального мастерства воспитателей по развитию речи и речевого общения дошкольников;
-обследование предметно-развивающей среды в группах по развитию речи дошкольников;
- планирование и проведение работы с детьми по развитию речи;
-информированность родителей по данному вопросу, взаимодействие детского сада и семьи по проблеме.
1. Педагогическая диагностика по развитию речи и речевого общения дошкольников.
В течение тематической проверки проводилось наблюдение за детьми с целью изучения уровня развития их речи: владение словарем, фонетика, грамматический строй речи, связная речь (в соответствии с возрастными особенностями).
В целом по детскому саду развитие речи дошкольников на конец марта 2023 года составляет в младшем дошкольном возрасте: высокий уровень - 5%, оптимальный уровень развития – 39%, средний уровень – 44%, уровень ниже среднего – 12%; старший дошкольный возраст: высокий уровень - 7%, оптимальный уровень развития – 46%, средний уровень – 35%, уровень ниже среднего – 12%.
Наблюдение за детьми в процессе организованной и самостоятельной деятельности, изучение их речевых умений во время театрализованной деятельности показало, что дошкольники всех возрастных групп в соответствии с возрастными особенностями свободно пользуются лексикой и грамматикой при выражении своих мыслей, умеют вступать в контакт со взрослыми и сверстниками (выслушивать, отвечать, спрашивать, объяснять, владеют элементарными литературными нормами и правилами родного языка, соблюдают правила речевого этикета). Однако недостаточно развита звуковая сторона речи и невысок уровень связной речи, признаками которой являются содержательность, логичность, последовательность (при пересказе художественного произведения).
В своей речи старшие дошкольники редко используют изобразительно -выразительные средства (сравнения, эпитеты, синонимы, антонимы, метафоры и др., что важно для развития художественно-речевой деятельности. В целом речевое развитие детей старших и подготовительных к школе групп соответствует оптимальному уровню программных требований. Основные направления развития речи младших и средних дошкольников формируются в соответствии с программными задачами и также соответствуют оптимальному уровню.
Всем воспитателям были даны рекомендации планировать и проводить на занятиях с детьми всех возрастных групп упражнения на развитие грамматического строя речи (на согласование существительных и прилагательных, согласование существительных с предлогами, образование сложных форм существительных, использовать в речи сравнения, синонимы, антонимы и т.д.); планировать и проводить упражнения на развитие связной речи (умение вести диалог, пересказ художественных произведений, драматизация сказок и т.д.)
2. Обследование профессионального мастерства воспитателей по развитию речи воспитанников.
Наблюдая за воспитателями в ходе занятий, тематических мероприятиях, на прогулках, в процессе режимных моментов, было отмечено, что большинство педагогов имеют высокий уровень профессионального мастерства по развитию речи дошкольников:
- знают цели и задачи по образовательной области «Развитие речи» в соответствии с ФГОС ДО в своей возрастной группе,
- знают методы и приемы развития речи дошкольников;
- умеют осуществлять развитие речи детей через разные виды детской деятельности (НОД, прогулки, режимные моменты);
- грамотно организовывают предметно-развивающую среду по образовательной области «Речевое развитие»;
- знакомы с технологиями речевого развития детей дошкольного возраста;
- используют в работе различные виды театральной деятельности;
- грамотно планируют и проводят работу с родителями и т.д.
В рамках годового плана работы по данному направлению были проведены консультации для педагогов: «Влияние театрализованной игры на развитие речи дошкольника» (ст. воспитатель Назырова Г.А.), «Логопедический словарь» (учитель-логопед Жижина О.В.), мастер-класс для педагогов «Театральная деятельность в ДОО» (ст. воспитатели Еськова С.Г., Назырова Г.А.).
В целом все педагоги имеют оптимальный уровень профессионального мастерства по развитию речи дошкольников.
Воспитателям всех групп было рекомендовано изучить опыт коллег по использованию в работе с детьми эффективных технологий развития речи.
3. Обследование предметно-развивающей среды в группах по развитию речи и речевого общения.
В марте 2023 года был проведен смотр-конкурс уголков по развитию речи и театрализованной деятельности. По результатам конкурса можно сделать следующий вывод: оформление групп с точки зрения эффективности работы по речевому развитию и речевого общения дошкольников посредством театрализованной деятельности в целом соответствует требованиям к условиям ФГОС ДО.
Изучение предметно-развивающей среды по развитию речи детей показало, что во всех группах имеются уголки по развитию речи и театральные уголки. Условно сам речевой уголок во всех группах ДОО разделен на речевой уголок, дидактический уголок по развитию речи, мини-библиотеку и театральный уголок.
Для смотра-конкурса педагоги обновили уголки разнообразными пособиями и картотеками:
- театральные уголки были пополнены разными видами театра, в том числе пальчиковым и теневым театром, театром ложек, театром гонзиков, театр-чемодан, планшет для драматизации сказки «Колобок» т.д.;
- мини-библиотеки пополнились фольклорной литературой;
- в речевых и дидактических уголках было изготовлено и представлено множество нестандартного оборудования: круги Луллия «Собери сказку», «Гусеничка», «Вертолина», сортеры, лэпбуки, «Волшебный сундучок», игры с фонариком, «Слоговаренье» «Чемоданчик словесных игр и упражнений», «Фразеологический зоопарк» и т.д.
Все уголки по развитию речи наполнены картотеками комплексов упражнений для развития фонематического слуха, звукопроизношения, артикуляционного аппарата, мелкой моторики, развития лексико-грамматических категорий и связной речи. Содержание всех уголков соответствует возрасту детей.
Таким образом, необходимая база для развития речи дошкольников в группах создана. Материально-технические условия пребывания детей в этом направлении в ДОО обеспечивают удовлетворительный уровень развития каждого ребёнка в данном направлении в соответствии с возрастными особенностями.
Предметно-пространственная организация групповых помещений педагогически целесообразна. Работа по наполнению и обогащению специальных зон для развития речи детей ведется всеми педагогами.
Таким образом, в ДОО созданы необходимые условия для развития речи и речевого общения дошкольников посредством театрализованной деятельности.
Рекомендовано всем педагогам продолжать работу по насыщению, обновлению и дополнению уголков по развитию речи и театрализованной деятельности.
4. Планирование и проведение работы по развитию речи с детьми.
Анализ календарных планов показал, что планирование воспитательно-образовательной работы по развитию речи дошкольников носит удовлетворительный характер.
В календарных планах воспитателей работа по развитию речи воспитанников планируется в режимных моментах, в совместной деятельности и индивидуальной работе: игры и упражнения на развитие мелкой моторики, на развитие лексико-грамматических категорий, на обогащение словарного запаса, упражнения на развитие связной речи, планируется работа с художественными и фольклорными произведениями, в том числе с пословицами и поговорками, еженедельно проводится работа по театрализованной деятельности с детьми и т.д.
Планируется оснащение педагогического процесса для самостоятельной деятельности.
Все педагоги планируют работу с родителями. Старшим воспитателем Еськовой С.Г. проведены консультацию для родителей «Волшебный мир театра». На апрель запланирована старшим воспитателем Назыровой Г.А. консультация для родителей «В театр играем речь развиваем». Учителем-логопедом проведена консультация «Пальчиковые игры на кухне».
Педагогам всех возрастных групп была дана рекомендация планировать и проводить индивидуальную и подгрупповую работу с детьми на развитие фонематического слуха и правильного звукопроизношения, упражнения и игры на развитие речевого дыхания и артикуляционного аппарата.
5. Информированность родителей, взаимодействие детского сада и семьи по проблеме.
Родительские уголки в группах оформлены в соответствии с заявленной тематикой: имеется наглядная информация, выставлены консультации и папки-раскладушки для родителей по развитию речи детей.
Во всех группах имеются планы работы с родителями на 2022 – 2023 учебный год, в которых запланированы различные мероприятия по развитию речи дошкольников: родительские собрания, консультации, индивидуальные беседы и т.д. Периодически организуются выставки творческих работ детей и родителей на различную тематику.
Воспитатели всех возрастных групп планируют индивидуальную работу с родителями по развитию речи дошкольников, стараются привлекать родителей к участию в различных мероприятиях, смотрах и конкурсах.
Во всех группах проведены тематические родительские собрания по данной тематике в нетрадиционной форме, оформлены протоколы родительских собраний.
Были проведены открытые мероприятия педагогами: воспитатель Сырескина Т.В. – «Репка», драматизация русской народной сказки в первой младшей группе «Непоседы», январь 2023г.; учитель-логопед Жижина О.В. – «В гостях у загадок и сказок», открытое интегрированное мероприятие по развитию речи в компенсирующей группе «Кораблик», февраль 2023г. В апреле 2023 года планируются открытые мероприятия по развитию речи в группах: средние «Сказка», «Одуванчик», «Ягодка», вторые младшие, «Солнышко», «Умняшки», «Бабочка», компенсирующие «Улыбка» «Карамельки», «Кораблик».
Педагогам групп была дана рекомендация своевременно провести все запланированные открытые мероприятия по развитию речи.
Вывод: Состояние работы в ДОО по развитию речи и речевого общения дошкольников посредством театрализованной деятельности можно считать удовлетворительной.
Рекомендации:
а) планировать и проводить всем воспитателям упражнения, направленные на развитие грамматического строя речи и на развитие связной речи;
б) изучить всем педагогам опыт педагогического коллектива по использованию в работе с детьми эффективных технологий развития речи;
в) продолжать работу по насыщению, обновлению и дополнению уголков по развитию речи и театрализованной деятельности воспитателям всех возрастных групп;
г) планировать и проводить всем педагогам индивидуальную и подгрупповую работу с детьми на развитие фонематического слуха и правильного звукопроизношения, упражнения и игры на развитие речевого дыхания и артикуляционного аппарата;
д) педагогам групп была дана рекомендация своевременно провести все запланированные открытые мероприятия по развитию речи.
Справку составил: ст. воспитатель Назырова Г.А. 31.03.2023г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/09/16/picture-297534-1379349023.jpg)
Справка по итогам тематической проверки "Выполнение требований СанПиН"
Проблемно-ориентированный анализ выполнения требований СанПиН по физкультурно-оздоровительной работе в ДОУ. Имеет практическую ценность для административных работников ДОУ при проведении контроля....
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/21/picture-139427-1353519597.jpg)
Справка об итогах тематической проверки по равзитию речи
Справка об итогах тематической проверки по развитию речи...
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/05/picture-825862-1475679251.jpg)
Аналитическая справка по итогам тематической проверки "Речевое развитие детей".
Цель: Определить уровень речевого развития дошкольников, оценить и выявить положительные и отрицательные тенденции в работе по речевому развитию детей.Задачи:1. Оценить знания педагогов по методи...
![](/sites/default/files/pictures/2021/03/24/picture-1324292-1616585937.jpg)
Аналитическая справка по итогам тематической проверки "Организация игровой деятельности"
quot;Организация игровой деятельности"...
![](/sites/default/files/pictures/2018/09/04/picture-1053372-1536043280.jpg)
СПРАВКА по итогам тематической проверки «Организация проектной деятельности в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО».
Цель проверки: определить, насколько эффективна образовательная работа в ДОУ по реализации проектной деятельности, путем всестороннего обследования образовательного процесса и последующего педаг...
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/26/picture-315087-1637937551.jpg)
Программа саморазвития педагога по теме"Развитие диалогической речи старших дошкольников посредством театрализованной деятельности"
Повышение уровня знаний по теме: «Развитие диалогической речи старших дошкольников посредством театрализованной деятельности»...