Конспект ОД по развитию речи с детьми среднего дошкольного возраста с использованием ментальных карт на тему: «Весна»
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Бачаева Лилия Александровна

Цель: Формировать умение составлять связный рассказ о весне с помощью интеллект -карт. Научить детей составлять интеллект –карты.

Задачи:

1. Образовательные: формировать представления детей о весне и типичных весенних явлениях в природе; формировать умение устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, упражнять в подборе эпитетов к словам; формировать умение составлять связный рассказ по опорным схемам; расширять, уточнять и обогащать словарь детей, используя знаково-символическую систему.

2. Развивающие: развивать связную речь, умение подбирать действия и признаки, словесно-логическое мышление, зрительное внимание, наблюдательность, мелкую и общую моторику, инициативность, координацию движений, самостоятельность.

3. Воспитательные: воспитывать отзывчивость, доброжелательность, желание общаться и играть со взрослым и сверстниками, заботливое отношение и любовь к природе; формировать умение работать в коллективе; создать радостную и теплую атмосферу в группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vesna_.docx20.38 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №30»

Конспект ОД по развитию речи с детьми среднего дошкольного возраста с использованием ментальных карт на тему: «Весна»

Подготовила: воспитатель

средней группы Бачаева Л.А.

Элиста, 2023г


Цель: Формировать умение составлять связный рассказ о весне с помощью интеллект -карт. Научить детей составлять интеллект –карты.

Задачи:

1. Образовательные: формировать представления детей о весне и типичных весенних явлениях в природе; формировать умение устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, упражнять в подборе эпитетов к словам; формировать умение составлять связный рассказ по опорным схемам; расширять, уточнять и обогащать словарь детей, используя знаково-символическую систему.

2. Развивающие: развивать связную речь, умение подбирать действия и признаки, словесно-логическое мышление, зрительное внимание, наблюдательность, мелкую и общую моторику, инициативность, координацию движений, самостоятельность.

3. Воспитательные: воспитывать отзывчивость, доброжелательность, желание общаться и играть со взрослым и сверстниками, заботливое отношение и любовь к природе; формировать умение работать в коллективе; создать радостную и теплую атмосферу в группе.

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная, продуктивная.

Активизация словаря:

• Весна,

• весенние месяцы: март, апрель, май;

• приметы весны : становится тепло, тает снег, деревья просыпаются, появляются цветы;

• солнце, ручеек, сосулька, птицы.

Техническое обеспечение занятия

Оборудование: магнитофон, ноутбук, аудиозапись «Времена года. Весна» П. И. Чайковский, мяч, указка-сосулька.

Демонстрационный материал: интеллект-карта.

Раздаточный материал: детали-заготовки для составления картинки-пейзажа на каждого ребенка, для составления интеллект- карты.

Предварительная работа: беседы, рассматривание иллюстраций по теме «Весна», наблюдение во время прогулок, экскурсий; чтение произведений художественной литературы о весне.

Планируемые результаты:

-воспитанники имеют расширенное преставление о весне как времени года;

-у них сформирован навык употребления имени прилагательного с именем существительным в мужском, женском, среднем родах и подбора определений;

-дети умеют составлять рассказ по заданной теме с использованием интеллект –карт.

-расширены представления воспитанников об окружающем мире.

Ход НОД

I. Организационный момент. Эмоциональный настрой.

Дети входят в группу под негромкую музыку.

Воспитатель: Здравствуйте ребята, я очень рада видеть вас и ваши добрые лица! Меня зовут Марина Александровна, япришла к вам поиграть с вами в игры. Сегодня у нас на игровом занятии присутствуют гости. Давайте их поприветствуем: А давайте поприветствуем нашу природу.

Здрaвствуй, небо голубое!

Здрaвствуй, солнце золотое!

Здрaвствуй, вольный ветерок!

Здрaвствуй, солнечный денек!

Я живу в родном крaю.

Всех я Вaс, приветствую (Дети встают в круг).

В нашей первой игре вы узнаете на какую тему мы будем играть

1. Игра «Запоминай-ка» (введение в тему)

Ребята вы знаете,что в каждой игре есть правило и вот правило первое

Воспитатель. Вы должны быть очень внимательными и запомнить как можно больше слов: ручеек, подснежник, проталинка, сосулька, лужи, птицы капель.

• Какие слова запомнил ты?

• Вы запомнили все названные слова, потому что были внимательными. Молодцы! Скажите мне пожалуйста а

• К какому времени года мы можем отнести перечисленные слова? (Весна).а может кто то на коми языке скажет (Отлично)

• А какие же

• весенние месяцы вы знаете? (Март, Апрель, Май).(МОЛОДЦЫ)

• А вы знаете?

• Какое время года было до весны? (Зима)

• А какое время года наступит после весны?

• А вот скажите мне пожалуйста Какое время года будет между зимой и летом? (Весна).

Да мы сегодня будем играть на тему ВЕСНА

Воспитатель:

А Весна приготовила для вас сюрприз. Отгадайте, что это (КОРОБКА)

Висит за окошком

Кулек ледяной.

Он полон капели

И пахнет весной. (Сосулька).

Воспитатель: Молодцы, ребята, правильно. Вот она волшебная сосулька, и я хочу с вами поиграть. (пригласить детей на коврик)-приглашаю вас присесть на коврике и поиграть)

2. Игра «Волшебная сосулька».

Педагог объясняет: тот, до кого дотронется волшебная сосулька, тот и отвечает. Дети садятся вокруг воспитателя на коврике).

Воспитатель: Весна (какая) :может кто скажет на родном языке? теплая, нежная, веселая, долгожданная, солнечная, дождливая, ранняя, поздняя, долгая, радостная, ветреная. Весной люди какую обувь носят? Весной мы что сажаем?Весной мы что слышим на улице (пение птиц)

Воспитатель: Молодцы. Как много вы знаете о весне! Ребята, а вы зиму с весной не перепутаете? (Дети встают полукругом). Давайте проверим! Вот в следующей игре мы и проверим.

3. Игра «Скажи наоборот».

Воспитатель: Ребята, сейчас я вам буду говорить словосочетания о зиме, а вы мне будете называть словосочетания о весне с противоположным значением, а чтобы нам легче было выполнить задание, весна отправила нам свой солнечный мячик:(использовать жёлтый мяч)

• Зима ушла, а весна – … (пришла).

• Зима холодная, а весна – … (тёплая).

• Зимой солнце морозит (не греет, а весной – … (греет).

• Зимой сугробы высокие, а весной – … (низкие).

• Зимой лед толстый, а весной – … (тонкий).

• Зимой день короткий, а весной – … (длинный).

• Зимой воздух холодный, а весной – … (теплый).

• Зимой птицы поют тихо, а весной – … (громко).

Воспитатель: Все правильно ответили, молодцы!

(Дети садятся на стульчики).

4. Игра «Писатели, рассказчики» (Составление рассказа о весне с помощью карты).

Воспитатель: Ребята, а вы любите придумывать рассказы (ДА, а вот следующая игра называется «Писатели, рассказчики» (Составление рассказа о весне с помощью карты).

теперь давайте побудем писателями и составим интересный рассказ о весне, а помогут нам в этом схемы-картинки. Вы должны будете выбрать которой соотвествует времени года весна. Выбрав рисунки мы с вами начнём оформлять нашу - карту. В центре карты мы должны написать или собрать слово Весна, кто желает? А другие картинки мы оформим вокруг этого слова и от центра ярким фломастером проведём стрелочку к маленьким картинкам, что именно весной это происходит

Цель: упражнять детей в умении составлять рассказ-описание о весне с использованием мнемосхем; развивать высшие психические функции: память, внимание, образное мышление.

Вот карта наша готова

Воспитатель: Ребята, а сейчас вы разделитесь на две группы,а делиться мы будем так … каждая группа составит свой рассказ по схеме,но есть одно правило рассказ будет начинаться со слова ВЕСНА если есть желание можно одной группе составить коротенький рассказ на коми языке. Выберите одного рассказчика из группы (как будете готовы поднимите руки) Вы желаете немножко отдохнуть?

. Физкульминутка «Подснежники».

Вот подснежники проснулись (встают, протирают глаза,

Улыбнулись (улыбаются,

Потянулись (тянутся,

Раз – росой умылись (умываются,

Два – изящно покружились (кружатся,

Три – нагнулись и присели (наклоняются и приседают,

А четыре – полетели (бегают,

Пять – они остановились (останавливаются)

И тихонько опустились (приседают).

(Дети проходят на стульчики.

на доске карта для составления полного рассказа о весне).

«Весной ярко светит солнце». И так дети по всеми схемами составляют отдельные предложения).

Примеры составления предложений по интеллект- карте : Весной…

• Ярко светит солнце.

• Тает снег.

• Бегут ручьи, дети пускают кораблики.

• На деревьях набухают почки, появляется трава.

• Просыпаются медведь и ежик.

• Из теплых краев возвращаются перелетные птицы.

• Просыпаются насекомые.

• Весной появляются первые цветы – подснежники.

Воспитатель: Молодцы, ребята, какие интересные получились у вас рассказы! За вашу хорошую работу весна вам дарит подарки, весенние медальёнчики яркие.

III. Заключительная часть. Подведение итогов. Рефлексия.

Установка на дальнейшую деятельность.

Рефлексия:.

Ребята о каком времени года мы сегодня с вами говорили? А что вам больше всего понравилось? А что вам больше всего запомнилось? Ваша карта получилась интересной, содержательной. Спасибо вам за активное участие в игре и ваш труд.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно – образовательной деятельности по развитию речи с детьми среднего дошкольного возраста с использованием приемов мнемотехники и схем моделей. Рассказывание сказки « Теремок».

Конспект непосредственно – образовательной деятельности по развитию речи с детьми среднего дошкольного возраста с использованием приемов мнемотехники и схем моделей. Тема: «Р...

Конспект непосредственно – образовательной деятельности по развитию речи с детьми среднего дошкольного возраста с использованием информационно - компьютерных технологий "Путешествие в зимний лес".

Конспект непосредственно – образовательной деятельности по развитию речи с детьми среднего дошкольного возраста с использованием информационно - компьютерных технологий....

Конспект занятия по развитию речи с детьми среднего дошкольного возраста по теме «Толерантность» «Дружба — это...»

P { margin-bottom: 0.21cm; } Конспект занятия по развитию речи с детьми среднего дошкольного возраста по теме «Толерантность» «Дружба — это...»...

Конспект ОД по развитию речи с детьми среднего дошкольного возраста с использованием ментальных карт на тему: «Сказки»

Время информационных технологий, в котором мы живем, заставляет педагогов задумываться о том, как помочь нашим детям запомнить огромный объем информации, который обрушивается на них.  Высокие тем...

Конспект ОД по развитию речи с детьми среднего дошкольного возраста с использованием ментальных карт на тему: «Домашние животные»

Тема: Домашние животные и их детенышиОбразовательные задачи:Закрепить знания детей о «Домашних животных».Сформировать представления о детенышах домашних животных.Вызвать интерес и желание ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи с детьми среднего дошкольного возраста с использованием приёмов мнемотехники по теме: Пересказ «Лиса» (по Е. Чарушину)

Цель: Формирование навыков пересказа короткого текста с использованием  графических схем.Задачи:Формирование умения целостно и эмоционально воспринимать произведение с природоведческим содержание...

Конспект непосредственно – образовательной деятельности по развитию речи с детьми среднего дошкольного возраста с использованием здоровьесберегающих технологий "Что мы мы знаем про осень?"

Конспект непосредственно – образовательной деятельности по развитию речи с детьми среднего дошкольного возраста с использованием здоровьесберегающих технологий "Что мы знаем про осень?"...