Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи с детьми среднего дошкольного возраста с использованием приёмов мнемотехники по теме: Пересказ «Лиса» (по Е. Чарушину)
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Фёдорова Елена А

Цель: Формирование навыков пересказа короткого текста с использованием  графических схем.

Задачи:

  • Формирование умения целостно и эмоционально воспринимать произведение с природоведческим содержанием.
  • Обогащение представления детей об образе диких животных (лисицы).
  • Развитие умения отвечать на вопросы предложениями из 2-3 слов.
  • Активизация и обогащение словарного запаса.

 

Методические приемы:

  • Словесные — Чтение произведения, беседа, пересказ;
  • Наглядные — рассматривание сюжетных картинок, графических схем;
  • Практические — дидактическая игра "Угадай, кто позвал?", подвижная игра "Лиса и мыши", сюрпризный момент;

Предварительная работа:

  • Рассматривание иллюстраций с изображением диких животных.
  • Знакомство с графическими схемами.
  • Продуктивные виды деятельности по теме: "Лиса".

 

Оборудование:

Предметные картинки диких и домашних животных (волк, лиса, свинья, корова, заяц, медведь); серия сюжетных картин, схемы для графического плана, костюм лисички, угощение детям.

Ход занятия

1.Организационный момент. Развитие зрительного внимания памяти, мышления.

В: Ребята, я приглашаю вас в путешествие, закройте глазки и послушайте.

(звучат звуки леса)

Как вы думаете, куда мы с вами попали?

Д: В лес!

В: Правильно, мы попали в лес. А каким может быть лес?

Д: Густой, темный, сосновый, загадочный.

В: Ой, смотрите, что это тут лежит? Это же сундучок, да не простой, а волшебный, в этом сундучке находятся картинки. Давайте посмотрим, какие картинки он нам приготовил.

(воспитатель достает картинки с изображением животных)

На доске предметные картинки диких домашних животных: волк, лиса, свинья, корова, заяц, медведь

Педагог: Посмотрите на доску и назовите, каких диких животных вы видите.

-Как вы считаете, а какие из них лишние и почему? (свинья- это домашнее животное.)

 

2. Подготовка к восприятию текста. Создание фона восприятия рассказа.

-Ой, ребята, к нам кто-то спешит!

Сюрпризный момент- в гости приходит ребенок из старшей группы, переодетый в лисицу.

- Кто это? (Лисица)

Лисица: Здравствуйте, ребята! Посмотрите, какая я красивая, какой у меня хвостик пушистый, у меня ушки на макушке! Я лиса- краса. В сказках меня называют лисой Патрикеевной. А еще я бываю лисичка-охотница. Как вы думаете, за кем я охочусь? (за птичками, за мышками)

-Правильно. Зимой я мышкую- ловлю мышей.

 

3. Чтение рассказа. Развитие произвольного внимания, памяти.

- Послушайте рассказ "Лиса", который написал Евгений Чарушин.

По ходу чтения педагог выставляет картинки.

Лисичка зимой мышкует- мышей ловит. Она встала на пенек, чтобы подальше было видно, и слушает, и смотрит: где под снегом мышь пискнет, где чуть-чуть шевельнется. Услышит, заметит - кинется. Готово: попалась мышь в зубы рыжей, пушистой охотнице.

 

4.Словарная работа.

- Ребята, вы догадались, что означает "мышкует"?

Если дети затрудняются педагог объясняет, что "мышкует" означает ловить мышей.

-А что значит "кинется"? (Быстро побежит)

В случае затруднения педагог объясняет детям семантику слов.

 

5. Беседа по содержанию. Развитие диалогической речи.

Дети отвечают полным предложением.

-Что делает лисичка зимой? (Лисичка зимой ловит мышей.)

-Куда встает она? (Лисичка встает на пенек.)

-Зачем она встает? (Чтобы подальше было видно.)

-Что она слушает и смотрит? (Она смотрит и слушает, где пискнет, где шевельнется мышь.)

-Что лиса делает, когда услышит и заметит мышку? (Услышит, заметит и кинется.)

-Чем лиса ловит мышей? (Лиса ловит мышей зубами.)

 

6. Подвижная игра "Лиса и мыши". Развитие общих речевых навыков, общей моторики, ловкости.

Лисичка (переодетый ребенок) встает и слушает. Дети- мышки садятся на корточки и потихоньку "пищат". По сигналу бубна дети бегут к стульчикам, а лисичка их пытается поймать.

 

7. Дидактическая игра "Угадай, кто позвал". Различие по тембру максимально сокращенных звукокомплексов.

Водящий поворачивается спиной к детям и по звукокомплексу "пи-пи" определяет, кто его позвал. Зовет водящего тот ребенок, на которого указывает педагог.

 

8. Повторное чтение рассказа. Развитие долговременной слухоречевой памяти.

- Ребята, я вам сейчас еще раз прочитаю рассказ, а помогут мне схемы.

В процессе чтения взрослый заменяет сюжетные картинки схемами.

 

9. Пересказ по плану с наглядной опорой в виде графических схем.

Развитие связной речи. Формирование навыка работы по алгоритму.

-Давайте нашей лисичке расскажем про нее рассказ.

10. Итог.

Сюрпризный момент.

- Ребята, вы все были молодцы, хорошо занимались, и лисичка приготовила вам угощение.

Лисичка угощает детей конфетами.

 

Закрепление изученного материала вне занятия:

*Упражнять детей в выстраивании графической мнемодорожки - плана рассказа.

*Повторить рассказ с опорой на графический план (выборочно).

* Повторить подвижную игру "Лиса и мыши".

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx31.84 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной

деятельности по развитию речи с детьми среднего дошкольного возраста с использованием приёмов мнемотехники

по теме: Пересказ «Лиса» (по Е. Чарушину)

Цель: Формирование навыков пересказа короткого текста с использованием графических схем.

Задачи:

  • Формирование умения целостно и эмоционально воспринимать произведение с природоведческим содержанием.
  • Обогащение представления детей об образе диких животных (лисицы).
  • Развитие умения отвечать на вопросы предложениями из 2-3 слов.
  • Активизация и обогащение словарного запаса.

Методические приемы:

  • Словесные — Чтение произведения, беседа, пересказ;
  • Наглядные — рассматривание сюжетных картинок, графических схем;
  • Практические — дидактическая игра "Угадай, кто позвал?", подвижная игра "Лиса и мыши", сюрпризный момент;

Предварительная работа:

  • Рассматривание иллюстраций с изображением диких животных.
  • Знакомство с графическими схемами.
  • Продуктивные виды деятельности по теме: "Лиса".

Оборудование:

Предметные картинки диких и домашних животных (волк, лиса, свинья, корова, заяц, медведь); серия сюжетных картин, схемы для графического плана, костюм лисички, угощение детям.

Ход занятия

#1054;рганизационный момент. Развитие зрительного внимания памяти, мышления.

В: Ребята, я приглашаю вас в путешествие, закройте глазки и послушайте.

(звучат звуки леса)

Как вы думаете, куда мы с вами попали?

Д: В лес!

В: Правильно, мы попали в лес. А каким может быть лес?

Д: Густой, темный, сосновый, загадочный.

В: Ой, смотрите, что это тут лежит? Это же сундучок, да не простой, а волшебный, в этом сундучке находятся картинки. Давайте посмотрим, какие картинки он нам приготовил.

(воспитатель достает картинки с изображением животных)

На доске предметные картинки диких домашних животных: волк, лиса, свинья, корова, заяц, медведь

Педагог: Посмотрите на доску и назовите, каких диких животных вы видите.

-Как вы считаете, а какие из них лишние и почему? (свинья- это домашнее животное.)

2. Подготовка к восприятию текста. Создание фона восприятия рассказа.

-Ой, ребята, к нам кто-то спешит!

Сюрпризный момент- в гости приходит ребенок из старшей группы, переодетый в лисицу.

- Кто это? (Лисица)

Лисица: Здравствуйте, ребята! Посмотрите, какая я красивая, какой у меня хвостик пушистый, у меня ушки на макушке! Я лиса- краса. В сказках меня называют лисой Патрикеевной. А еще я бываю лисичка-охотница. Как вы думаете, за кем я охочусь? (за птичками, за мышками)

-Правильно. Зимой я мышкую- ловлю мышей.

3. Чтение рассказа. Развитие произвольного внимания, памяти.

- Послушайте рассказ "Лиса", который написал Евгений Чарушин.

По ходу чтения педагог выставляет картинки.

Лисичка зимой мышкует- мышей ловит. Она встала на пенек, чтобы подальше было видно, и слушает, и смотрит: где под снегом мышь пискнет, где чуть-чуть шевельнется. Услышит, заметит - кинется. Готово: попалась мышь в зубы рыжей, пушистой охотнице.

#1057;ловарная работа.

- Ребята, вы догадались, что означает "мышкует"?

Если дети затрудняются педагог объясняет, что "мышкует" означает ловить мышей.

-А что значит "кинется"? (Быстро побежит)

В случае затруднения педагог объясняет детям семантику слов.

5. Беседа по содержанию. Развитие диалогической речи.

Дети отвечают полным предложением.

-Что делает лисичка зимой? (Лисичка зимой ловит мышей.)

-Куда встает она? (Лисичка встает на пенек.)

-Зачем она встает? (Чтобы подальше было видно.)

-Что она слушает и смотрит? (Она смотрит и слушает, где пискнет, где шевельнется мышь.)

-Что лиса делает, когда услышит и заметит мышку? (Услышит, заметит и кинется.)

-Чем лиса ловит мышей? (Лиса ловит мышей зубами.)

6. Подвижная игра "Лиса и мыши". Развитие общих речевых навыков, общей моторики, ловкости.

Лисичка (переодетый ребенок) встает и слушает. Дети- мышки садятся на корточки и потихоньку "пищат". По сигналу бубна дети бегут к стульчикам, а лисичка их пытается поймать.

7. Дидактическая игра "Угадай, кто позвал". Различие по тембру максимально сокращенных звукокомплексов.

Водящий поворачивается спиной к детям и по звукокомплексу "пи-пи" определяет, кто его позвал. Зовет водящего тот ребенок, на которого указывает педагог.

8. Повторное чтение рассказа. Развитие долговременной слухоречевой памяти.

- Ребята, я вам сейчас еще раз прочитаю рассказ, а помогут мне схемы.

В процессе чтения взрослый заменяет сюжетные картинки схемами.

9. Пересказ по плану с наглядной опорой в виде графических схем.

Развитие связной речи. Формирование навыка работы по алгоритму.

-Давайте нашей лисичке расскажем про нее рассказ.

10. Итог.

Сюрпризный момент.

- Ребята, вы все были молодцы, хорошо занимались, и лисичка приготовила вам угощение.

Лисичка угощает детей конфетами.

Закрепление изученного материала вне занятия:

*Упражнять детей в выстраивании графической мнемодорожки - плана рассказа.

*Повторить рассказ с опорой на графический план (выборочно).

* Повторить подвижную игру "Лиса и мыши".


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно – образовательной деятельности по развитию речи с детьми среднего дошкольного возраста с использованием приемов мнемотехники и схем моделей. Рассказывание сказки « Теремок».

Конспект непосредственно – образовательной деятельности по развитию речи с детьми среднего дошкольного возраста с использованием приемов мнемотехники и схем моделей. Тема: «Р...

Конспект непосредственно – образовательной деятельности по развитию речи с детьми среднего дошкольного возраста с использованием информационно - компьютерных технологий "Путешествие в зимний лес".

Конспект непосредственно – образовательной деятельности по развитию речи с детьми среднего дошкольного возраста с использованием информационно - компьютерных технологий....

Конспект непосредственно – образовательной деятельности по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста с использованием здоровьесберегающих технологий. «ЧТО МЫ ЗНАЕМ О ЗИМЕ?»

Цели:Закрепить знания детей о характерных признаках зимы: холодно, мороз, солнце не греет, везде лежит снег, вьюга, метель, снегопад, лед, гололёд, северное сияние, полярная ночь.Задачи:1. Развивать с...

Конспект ОД по развитию речи с детьми среднего дошкольного возраста с использованием ментальных карт на тему: «Сказки»

Время информационных технологий, в котором мы живем, заставляет педагогов задумываться о том, как помочь нашим детям запомнить огромный объем информации, который обрушивается на них.  Высокие тем...

Конспект непосредственно – образовательной деятельности по развитию речи с детьми среднего дошкольного возраста с использованием здоровьесберегающих технологий "Что мы мы знаем про осень?"

Конспект непосредственно – образовательной деятельности по развитию речи с детьми среднего дошкольного возраста с использованием здоровьесберегающих технологий "Что мы знаем про осень?"...