Методическая разработка по реализации образовательной области речевое развитие в старшей группе "Купили щенка"
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)
Методическая разработка предназначена для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) общеразвивающей направленности. Упражняем детей в умении составлять описательный рассказ по картине, формируем умение слушать, закрепляем в игре умение строить предложение из заданных слов, менять порядок слов в предложении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
методическая разработка по развитию речи (старшая группа) | 46.91 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБДОУ детский сад №83 Красносельского района
г.Санкт-Петербурга
Методическая разработка по реализации образовательной области речевое развитие в старшей группе «Купили щенка»
Воспитатель: Черных Е.В.
Санкт-Петербург
2022-2023 г.
Тема: «Составление сюжетного рассказа по картинкам «Купили щенка».
Цель: учить составлять описательный рассказ по картине.
Задачи:
-упражнять в разгадывание загадок;
- формировать умение составлять описательный рассказ по картине, рассуждать с помощью вопросов воспитателя;
- формировать умение слушать, не перебивая друг друга;
- закреплять в игре умение строить предложение из заданных слов, менять порядок слов в предложении;
- воспитывать дружелюбие.
Планируемый результат я предполагаю такой:
• Дети проявляют желание играть в дидактическую игру;
• Принимают участие в рассматривании картины и составлении по ней рассказа.
• Умеют сформировать развернутый рассказ с детьми по картине.
Ход занятия:
Здравствуйте, мои хорошие! Сегодня на улице пасмурно и сыро, а в нашей группе светло и весело! А весело от наших светлых улыбок, ведь каждая улыбка - это маленькое солнышко, от которой становится тепло и хорошо. Поэтому я предлагаю вам чаще улыбаться друг другу и дарить окружающим хорошее настроение!
- Ребята, давайте поздороваемся нашими гостями! Улыбнемся друг другу и нашим гостям! И пусть хорошее настроение не покидает нас целый день!
Собрались все дети в круг,
Я – твой друг и ты – мой друг.
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
(Взяться за руки и посмотреть друг на друга с улыбкой).
1. Организационный момент.
2. Воспитатель: Ребята, к нам в группу сегодня пришел гость, чтобы узнать кто, вы должны отгадать загадку:
Он забавный, неуклюжий,
Прямо в нос меня лизнул,
Напустил в прихожей лужу
И хвостом слегка вильнул.
Я чесал его за ухом,
Щекотал ему живот,
Стал он самым лучшим другом
И теперь у нас живет.
II. Сюрпризный момент: дети достают щенка
Аудио запись щенка
Дружок: Привет ребята я щенок и меня зовут Дружок!
Достаем щенка предлагает детям потрогать и описать какой он.
Лексическая игра «Подбери признак» Щенок (какой) – пушистый, мокрый, гладкошерстный, умный, ласковый, маленький, толстый, рыжий, серый, веселый, забавный, промокший.
Дружок: Я спешил к вам в детский сад и замерз.
Воспитатель: Давайте с ним поиграем и согреем его.
Пальчиковая гимнастика «Щенята»
(Ладошки складываем, пальцы прижимаем друг к другу)
У нашей собачке есть десять щенят. (Покачиваем ладошками, не разъединяя их)
Сейчас все щенята по парам стоят:
Два толстых, два ловких,
Два длинных, два хитрых,
Два маленьких самых
И самых красивых.
(Постукиваем соответствующими пальцами друг о друга, от большого к мизинцу)
I. Создание проблемной ситуации
Дружок: Дети, я хотел вам рассказать интересную историю, которая со мной произошла, но все в моей голове перепуталось.
Воспитатель: Ой, ребята, Поможем Дружку составить рассказ с помощью картинок.
(Дети садятся на стулья).
Сообщение темы.
Воспитатель: Ребята, сейчас мы будем составлять интересный рассказ по картинкам «Купили щенка». Но для этого нужно правильно расставить картинки, чтобы было начало рассказа, середина, конец рассказа.
Но прежде чем начать рассказ предлагаю сделать зарядку для языка.
Артикуляционная гимнастика +зеркальце
«Лопатка»
Цель: научить ребенка удерживать широкий спокойный язык.
Выполнение: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу, удерживать под счет.
«Вкусное варенье».
Слегка приоткрыть рот, и широким переднем краем языка облизать верхнюю губу, делая движения языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.
Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть была неподвижна. Язык должен быть широким в форме "чашечки". Широкий передний край языка полностью должен покрывать верхнюю губу.
II. Составление рассказов.
1) Рассматривание первой картины
- Жил-был мальчик. Было у него много разных игрушек. Но он мечтал только об одном, чтобы ему купили настоящего живого щенка. Он постоянно просил об этом маму.
- Как вы думаете, что он говорил при этом?
- Покажите выражение его лица.
Пиктограмма
- Наконец мама согласилась, и они отправились по одному адресу, где у собаки недавно родились щенки.
(Открываю 1-ю картину).
- Скажите кого мы видим на первой картине?
- Скажите, как себя чувствуют щенки около собаки? (Спокойно и уютно).
- Что они делают? (Занимаются своим делом)
- Расскажите, что каждый из них делает?
- Что желают женщина и мальчик? (Наблюдают за собакой и щенками)
- Какое название вы предлагаете к этой картине?
- Почему? (Мама с сыном выбирают щенка. Купили щенка).
- Что же могло произойти после этого? (Мама с сыном купили щенка и принесли его домой)
Воспитатель: Молодцы!
2) Рассматривание второй картины
- Сейчас посмотрим, что же произошло дальше.
(Открываю 2-ю картину)
- Что вы видите на этой картинке? (Мама купает щенка в тазике).
- Что изменилось в маминой одежде? (Она надела красный фартук с оборкой)
- Для чего она его надела? (Чтобы не замочить одежду).
- Что можно сказать о щенке? (Он доволен, не барахтается, высунул язычок).
- Что ещё мы видим на картинке? (Рядом с табуретом, на котором купают щенка, стоит большой синий кувшин).
- Что в нём и зачем он маме? (В кувшине чистая вода для того, чтобы ополоснуть вымытого щенка)
- Расскажите о мальчике, который стоит рядом. (Он держит в руках большое полосатое полотенце и готовится принять и завернуть в него мокрого щенка. Ждёт, пока мама закончит купание).
- Как назовем эту картину?
Рассказ ребёнка по двум картинкам.
Физкультминутка с мячом.
Образование уменьшительно-ласкательной формы
У мамы лапы – щенка лапки
У мамы глаза – у щенка глазки
У мамы морда – у щенка мордочка
У мамы хвост – у щенка хвостик
У мамы когти – у щенка коготки
У мамы зубы (клыки) – у щенка зубки (клычки)
У мамы уши – у щенка ушки
У мамы нос – у щенка носик
У мамы спина – у щенка спинка
Молодцы! дети рассаживаются на места.
4) Рассматривание третьей картины
- Сейчас мы узнает, что произошло дальше.
- Что сейчас делает щенок? (Проголодался и изо всех сил тянет бутылку с молоком, которую держит мама.
- Кто стоит рядом? (Мальчик и девочка).
- Кем может быть эта девочка? (Соседка, подружка, сестра).
- Что делают дети? (Наблюдают, как щенок ест и о чём-то переговариваются).
- Как бы вы назвали эту картину? («Щенок проголодался»).
- Как вы думаете, что произойдёт дальше?
5)Рассматривание четвёртой картин
- Что за собака стоит рядом с коробкой, в которой крепко спит щенок? (игрушечная).
- Откуда она взялась? (Дети привели её посмотреть на щенка)
- Молодцы, ребята.
- Как вы думаете, какую собаку интереснее иметь дома? Почему?
- А с какой собакой ответственнее, труднее? Почему?
- О чём беседуют дети, наблюдая за спящим щенком? (О том, какой он красивый, забавный. О том, как они будут с ним гулять).
- Как бы вы назвали эту картину? «Щенок спит»).
Рассказ ребёнка по третьей и четвёртой картинкам.
Воспитатель: Я хочу, чтобы ваши глазки немного отдохнули. Посмотрите на меня. Пусть ваши глаза на несколько секунд станут бабочками.
• «Бабочки летят»- поморгайте глазами сначала медленно, потом быстро
• Закройте глаза, откройте.
• «Бабочки» медленно полетели вверх, вниз.
• Закройте глаза, откройте.
Воспитатель: Спасибо! Молодцы!
- А теперь давайте составим рассказ по всем картинкам.
Ребёнок рассказывает по всем картикам.
III. Продуктивная деятельность
Упражнение «Дорисуй по точкам.
Воспитатель: Ребят, Дружок дарит вам на память свой незаконченный портрет, который вы дорисуете по точкам с цифрами и раскрасите вечером.
- А теперь пройдём на пресс-конференцию.
IV. Рефлексия «Микрофон» (сидя на ковриках)
Ребёнок – корреспондент берёт интервью у детей после образовательной деятельности.
- Что вам запомнилось?
- Что понравилось?
- Что было самым интересным?
- Где эти знания пригодятся в жизни?
- Ваше настроение?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка НОД по образовательной области « Речевое развитие» для детей младшего дошкольного возраста по теме: «Сердитая Тучка»
Интерактивное чтение сказки Елены Серебрянной "Сердитая Тучка" для детей 3-4 лет Во время чтения сказки дети играют в игры для развития речи, дых...
Методическая разработка по реализации образовательной области речевое развитие «Путешествие в сказку» (с использованием мнемонических технологий)
Методическая разработка предназначена для детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет) общеразвивающей направленности. Упражняем детей в умение составлять рассказы о животных, называть и переска...
Методическая разработка по реализации образовательной области речевое развитие в средней группе " Звуковая культура речи: звук ж"
Методическая разработка предназначена для детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет) общеразвивающей направленности.Упражняем детей в правильном и четком произнесении звука ж (изолированного, в зву...
Методическая разработка по реализации образовательной области речевое развитие в старшей группе " Чтение стихов об осени"
Методическая разработка предназначена для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) общеразвивающей направленности. Приобщаем детей к поэзии, развиваем поэтический слух. Расширяем представлен...
Методическая разработка по реализации образовательной области познавательное развитие в старшей группе «ПДД в зимний период»
Методическая разработка предназначена для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) общеразвивающей направленности.Прививаем навыки безопасного поведения на дороге в зимнее время года, закрепляем ...
Методическая разработка по реализации образовательной области познавательное развитие в старшей группе Путешествие в страну математика
Методическая разработка предназначена для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) общеразвивающей направленности. Прививаем навыки комплексного применения математических представлений, знан...
Методическая разработка по реализации образовательной области речевое развитие в подготовительной группе "Составление описательного рассказа по теме "Грибы,ягоды"
Методическая разработка предназначена для детей подготовительного дошкольного возраста (6-7 лет) общеразвивающей направленности.Активизируем и обогащаем словарь детей по лексической теме "Грибы, ...