Методическая разработка по реализации образовательной области речевое развитие в средней группе " Звуковая культура речи: звук ж"
методическая разработка по развитию речи (средняя группа)

Черных Елена Васильевна

Методическая разработка предназначена для детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет) общеразвивающей направленности.Упражняем детей в правильном и четком произнесении звука ж (изолированного, в звукоподражательных словах); в умении определять слова со звуком ж. Показываем детям артикуляцию звука «Ж», воспитываем звуковую и интонационную выразительность речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка по реализации образовательной области речевое развитие в средней группе

Тема: «Звуковая культура речи: звук ж»

Цель: Упражнять детей в правильном и четком произнесении звука ж (изолированного, в звукоподражательных словах); в умении определять слова со звуком ж. Показать детям артикуляцию звука «Ж», воспитывать звуковую и интонационную выразительность речи.

Задачи:

Обучающая: закреплять правильное произношение звука ж; отрабатывать произношение свистящих, шипящих звуков, умение определять слова со звуком «ж».

Развивающая: развивать артикуляционный аппарат; фонематический слух: определять на слух присутствие в слове звука ж; упражнять детей в умении пересказывать.

Воспитательная: воспитывать партнерские отношения во время игр

Словарная работа: жу-жу-жу, жа-жа-жа, же-же-же, жи-жи-жи;

Интеграция областей: познание, коммуникация, социализация, здоровье, музыка.

Демонстрационный материал: игрушка жука, картинки на заданные звуки «Ж», аудиозапись «звуки природы», игра пальчиковая «Волшебная дорожка», мультимедийный проектор, картина луга с насекомыми.

Раздаточный материал: картинки на столах, с изображением предметов, носящих звук ж; фишки, жук на ниточке

Предварительная работа: беседа о насекомых, рассматривание картинок, изготовление жуков на ниточке.

                                            Ход занятия

Вводная часть

Воспитатель: Дети, сегодня я вам расскажу одну историю, которая произошла с Язычком: Сидел Язычок в домике. Слышит: кто-то песенку поет: «Ж-ж-ж-ж». – Я не умею так петь, - огорчился Язычок. – Я знаю песню листьев, гуся, змеи. Но эта новая песня совсем другая. Она звонкая: «Ж-ж-ж-ж».

Воспитатель: Ребята, а кто знает, кто поет такую песню?

Дети: Ж-ж-ж-ж - это песня жука.Не знаете песню,тогда загадаю вам загадку:

У него серьёзный вид,

Он усат и деловит:

Вместе с солнышком встаёт,

Из цветка росинки пьёт,

Дом и деток защищает,

А когда куда летает —

Издаёт жужжащий звук

Луговой крылатый…( Жук )

Воспитатель: Правильно. Ж-ж-ж-ж- это песня жука. (показывает иллюстрации с изображением жука и цветов). – Она поется так же, как песня гуся (ш-ш-ш), но только звонко, с голосом. Песню жука поет даже горлышко. Приложите ладонь к горлу и спойте: «Ж-ж-ж-ж». Что вы слышите? (Горлышко поет эту песню.) А теперь приложите ладонь к горлу и спойте песню гуся. Поет горло? (Да!) Давайте поучимся петь песенку жука?

Дети: Да!

Основная часть

Воспитатель: Откройте рот. Положите язычок на нижнюю губу. А теперь тихонько поднимите его кверху и спрячьте за верхние зубы, чтобы кончик не выглядывал. Закройте рот. Отдохните немного. Давайте повторим. Как только спрячете язычок далеко, за верхние зубы, сразу начните петь: «Ж-ж-ж-ж».

Дети поют песенку маленького жучка и песню большого толстого жука.

Воспитатель:  А сейчас я прочитаю вам стихотворение, которое называется «Почему букет поет?» Вы внимательно слушайте, я вам задам вопросы.

Жук в рубашке полосатой

Прилетел играть к ребятам,

На цветок лиловый сел –

Песню звонкую запел,

Сока сладкого хлебнул,

В колокольчике заснул,

Да попал в букет к Маринке

И жужжит, жужжит в корзинке!

А Маринка не поймет:

Почему букет поет? (Н. Головина)

Воспитатель: Кто мне ответит, почему же букет пел?

(Ответы детей)

А теперь превратимся все в жуков:

Покружились, покружились

И в жучков превратились.

Физминутка

На лужайке, по ромашкам           Бегают по свободному пространству группы.

Жук летал в цветной рубашке.

-Жу-жу-жу,жу-жу-жу                  Останавливаются, встают прямо.

Я с ромашками дружу.

Тихо на ветру качаюсь,                Выполняют наклоны туловища вправо-влево

Низко, низко наклоняюсь.                Выполняют наклоны вперед-вниз

На цветке я посидел,                Приседают

Отдохнул и полетел.                        Бегают и затем садятся на свои места.

/Пока дети рассаживаются включается аудиозапись «Звуки природы»/

Ребята вы слышите звуки? Как вы думаете что это за звуки?

Правильно, это звуки природы, звуки луга. И посмотрите мы с вами оказались на лугу где много насекомых.

Наш жук приглашает нас в школу для жуков, так вы превратились в маленьких жучков.

Жук решил научить вас правильно произносить его любимый звук. Для этого он приготовил немало заданий. Первое из них упражнение «Волшебная дорожка». Помогите жуку долететь до флажка. Проведите пальчиком по дорожке от жука до флажка, произнося при этом отчётливо звук: жжж. (Дети выполняют упражнение «Волшебная дорожка»).

Молодцы ребята! Вы все справились этим заданием.

В этой необычной школе малыши-жуки исполняют сложные песенки. Внимательно их послушайте, а потом повторите.

Чистоговорка

Жа-жа-жа-жа – мы нашли в лесу ежа

Жу-жу-жу-жу – дали яблоко ежу

Же-же-же-же – ёжик съел его уже

Жи-жи-жи-жи – нам животик покажи (Дети вместе с воспитателем проговаривают эти чистоговорки: хоровые и индивидуальные ответы)

Дыхательное упражнение: «Жук на ниточке»

В школе малыши – жуки еще и учатся летать. Давайте подуем на жуков и они полетят.

В группу к нам жук влетел

Зажужжал и запел: ж-ж-ж-ж

Жук на нос хочет сесть

Не дадим ему присесть. (Дети выполняют дыхательное упражнение: «Жук на ниточке»)

Следующее задание Жука «Доскажи словечко». Я буду читать стихотворения, а вы будете угадывать последнее слово. Слова, которые вы будете угадывать должны начинаться со звука «ж».

Отвечаем хором:

Лежебока рыжий кот

Отлежал себе (живот)

Вяжет мама длинный шарф

Потому что сын (жираф).

И бежит Айболит к бегемотикам

И хлопает их по… (животикам).

Солнце светит очень ярко

Бегемотам стало… (жарко).

       Игра "Хлопни в ладоши"

      - Хлопните в ладоши, если услышите в слове  звук  Ж:

      Жираф, зверек, зима, пирожок, зонт, книга, желтый, звезда, рыжий, журавль, зуб, зерно, весна и т. д. (Похвалить детей, которые первыми обнаружили лишние слова).

      - А теперь выполняют задание только девочки (мальчики проверяют):

      Журнал, заяц, зимовье, животное, кружка, знак, ваза, флажок и т. д.

      - Сейчас выполняют задание мальчики (девочки проверяют):

      Ложказубы, жук, озорник, ужалить, пружина,  зубр, сапожок  и т. д.

  Заключительная часть. Подведение итогов.

Молодцы, ребята! Жук рад, что вы со всеми заданиями справились. С каким звуком мы сегодня познакомились?

Что вам больше понравилось: искать этот звук в словах, проговаривать чистоговорки или что-то ещё?

Нашему Жуку пора улетать, потому что насекомые зимой что делают?

Давайте скажем ему спасибо, попрощаемся с жуком и его школой.

Сейчас я произнесу волшебные слова и вы из жучков превратитесь в ребят.

«Раз, два, три, повернитесь, и в ребяток превратитесь».

Мы с вами снова в нашей группе.

Давайте вспомним, чем мы сегодня занимались?

С каким звуком мы с вами сегодня познакомились? Правильно, со звуком Давайте её ещё раз повторим: « Ж-ж-ж». А вам понравилось занятие?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ООД Конспект по речевому развитию в средней группе «Звуковая культура речи — звук [ж]»

Цель: формирование у детей необходимых речевых умений.Задачи:Обучающая: показать детям артикуляцию звука ж; закрепить произношение звука в слоге, разных словах, фразах; учить узнавать...

Конспект ОД (занятия) по речевому развитию в средней группе «Звуковая культура речи — звук [ж]»

Конспект ОД (занятия) по речевому развитию в средней группе «Звуковая культура речи — звук [ж]»Тема: «Звуковая культура речи – звук Ж».Цель: формирование ...

ННОД по речевому развитию в средней группе "Звуковая культура речи. Звуки [л]-[л’]"

Цель данного ННОД - создать условия для развития фонематического слуха,связанной речи, эстетических чувств, проявления эмоций....

Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию в средней группе «Звуковая культура речи: звук «Ц»

Конспекторганизованной образовательной деятельностипо речевому развитию в средней группе «Звуковая культура речи: звук «Ц»...

Конспект организации и проведения ОД: ОО «Речевое развитие» в средней группе «Звуковая культура речи: звуки л, ль»

Цель: Упражнять детей в чётком произнесении звука л (в звукосочетаниях, словах, фразовой речи). Совершенствовать фонематическое восприятие, способствовать умению определять слова со звуками л, ль.Зада...

Методическая разработка по реализации образовательной области речевое развитие в старшей группе " Чтение стихов об осени"

Методическая разработка предназначена для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) общеразвивающей направленности. Приобщаем детей к поэзии, развиваем поэтический слух. Расширяем представлен...