Методическая разработка по реализации образовательной области речевое развитие в старшей группе " Чтение стихов об осени"
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)
Методическая разработка предназначена для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) общеразвивающей направленности. Приобщаем детей к поэзии, развиваем поэтический слух. Расширяем представления детей о многообразии природных явлений. Упражняемся в составлении сложноподчиненных предложений. Воспитываем у детей интерес к литературе и любовь к природе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
методическая разработка по развитию речи (старшая группа) | 20.91 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБДОУ детский сад №83 Красносельского района
г.Санкт-Петербурга
Методическая разработка по реализации образовательной области речевое развитие в старшей группе «Чтение стихов об осени»
Воспитатель: Черных Е.В.
Санкт-Петербург
2022-2023 г.
Цель: Приобщать детей к поэзии, развивать поэтический слух. Расширять представления детей о многообразии природных явлений. Упражнять в составлении сложноподчиненных предложений.
Задачи:
Развивающие: совершенствовать монологическую и диалогическую речь, учить активно участвовать в беседе; развивать память, образное мышление, внимание; умение наблюдать, анализировать, делать выводы.
Образовательные: Упражнять в составлении сложноподчиненных предложений. Активизировать словарь детей антонимами, прилагательными, количественными числительными.
Воспитательные: воспитывать интерес к литературе и любовь природе, воспитывать выдержку, умение слушать и слышать друг друга, не перебивать товарища.
Материалы: портреты поэтов, картины о поздней и ранней осени, сборник стихотворений.
I. Вводная часть
Организационный момент:
Звук ветра. Ребята, слышите какой сегодня сильный ветер. Ой, у нас окно открылось. Посмотрите, на окне кто - то сидит. Кто же это? (синичка с листочком в клюве)
Голос синички
Ребята, синичка говорит, что она родилась летом, когда было вокруг всё зелёное, цвели цветы, было жарко, светило яркое солнце. А что происходит сейчас в природе, почему все изменилось вокруг. Листья на деревьях стали разноцветные, трава засыхает. Она ничего не поймет, и не знает, кто же ей сможет помочь рассказать об изменениях.
Воспитатель: Ребята, как же быть?
Ответы детей: надо рассказать синичке об изменениях в природе.
Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку:
Листья с веток облетают.
Птицы к югу улетают.
"Что за время года"? – спросим.
Нам ответят: "Это... (осень).
Ответы детей: Осень.
Воспитатель: Правильно, молодцы!
Сейчас осень шагает по земле. Она все готовит к приходу зимы. Ребята, что мы с вами знаем об осени. Какие перемены она принесла в жизнь природы?
- Какая сегодня погода, ясная или пасмурная?
- Какое сегодня небо?
- Как изменились осенние краски по сравнению с летними? (летом листья зеленые, а осенью разноцветные).
- Ребята, скажите, почему осень называют "золотой"? (На земле много желтых листьев.)
-А как называется природное явление, когда падают листья? (Листопад).
- В какую погоду листочков облетает больше? (в ветреную)
- Какой первый месяц осени? (сентябрь)
- Какой второй месяц осени? (октябрь)
- А как называется третий месяц осени? (ноябрь)
- Сколько всего осенних месяцев? (три)
II. Основная часть . Игровое упражнение «Закончи предложение»
Воспитатель: А еще, ребята осенью чаще дует ветер.
Дыхательная гимнастика: “Ветер”
Дует легкий ветерок — ф-ф-ф...
И качает так листок — ф-ф-ф... Выдох спокойный, ненапряженный.
Дует сильный ветерок — ф-ф-ф... И качает так листок — ф-ф-ф...
Активный выдох.
Вот и сегодня ветер дует с самого утра. Я его встретила по дороге в детский сад, и он мне подарил волшебный мяч. «Мяч осенний и волшебный будет в руки к вам скакать и вопросы задавать» Давайте встанем в круг. Кому я брошу мяч, тот должен ответить на мой вопрос. (Добиваться полного ответа)
- Листья осенью (что делают?) – листья осенью желтеют и опадают.
- Дождь осенью (что делает?) – дождь осенью моросит, идет.
- Урожай осенью (что делают?) – урожай осенью убирают.
- Птицы осенью (что делают?) — Птицы осенью улетают в теплые края.
- Деревья осенью (что делают?) — Деревья осенью роняют листья.
- Звери осенью (что делают?)— Звери осенью готовятся к зиме, меняют шубки.
- Когда на улице дождь и ветер (что мы делаем?) - мы сидим дома.
- В яркий солнечный день хочется на улицу (что делать?) - чтобы поиграть с друзьями.
- "На улице пасмурно и дождливо, поэтому (я что сделал?) - я взял с собой зонтик.
- Когда на улице дождь и ветер (мы что делаем?) – мы не выходим на прогулку.
- В яркий солнечный день хочется на улицу (чтобы что делать?) - чтобы погулять на улице.
Воспитатель: Молодцы ребята!
Физкультминутка «Мы листики осенние»
Мы листики осенние, (Плавное покачивание руками вверху над головой.)
На ветках мы сидим. (Присели)
Дунул ветер — полетели. (Встали. Руки в стороны.)
Мы летели, мы летели (Изображаем полет.)
И на землю тихо сели. (Присели.)
Ветер снова набежал (Поднять руки.)
И листочки все поднял. (Встать. Плавное покачивание руками вверху над головой.)
Закружились, полетели .(Изображаем полет.)
И на землю снова сели. (Присели.)
Чтение стихотворений
- Про яркую, броскую красоту осени написано много прекрасных стихотворений.
-Прекрасные – это, какие стихи?
- Правильно!
- Одно из них я особенно люблю, не раз читала его вам и сегодня прочитаю, порадую себя и вас!
- Называется стихотворение «Листопад»
-Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Воздушной паутины ткани блестят, как сеть из серебра.
Сегодня целый день играет в дворе последний мотылек
И, точно белый лепесток, на паутине замирает…
- Это стихотворение написал замечательный поэт И. Бунин (показываю портрет поэта)
-Как, Вы думаете, почему поэт пишет «Лес, точно терем расписной»?
- Ребята, вслушайтесь в строки это стихотворения
- Как вы думаете, о ком идет речь в последнем предложении
Ответы детей.
- Да. Ребята, речь идет о мотыльке.
- Замечательные русские поэты рассказали в стихах об осени так, как увидели и почувствовали ее".
- Например, стихотворение А. К. Толстого «Осень»(показываю портрет поэта)
Осень. Обсыпается весь наш бедный сад,
Листья пожелтелые по ветру летят;
Лишь вдали красуются, там на дне долин,
Кисти ярко-красные вянущих рябин.
Весело и горестно сердцу моему,
Молча твои рученьки грею я и жму,
В очи тебе глядючи, молча слезы лью,
Не умею высказать, как тебя люблю.
Как вы думаете, ребята, какие чувства у поэта вызывает осень?
- Ребята, какое стихотворение вам понравилось больше?
Игра «Листочки»
- Сейчас мы с вами поиграем
- Разделимся на две команды
-В одной команде водящий играет роль берёзы, в другой - роль дуба.
Команды собирают с пола листья, только те которые относятся к вашему дереву и отдаете их своему водящему.
- А в конце игры, мы узнаем, какая команда справилась быстрее
III. Заключительная часть
Рефлексия
-Ребята, о каком времени года мы сегодня говорили?
- Каким красивым словом называют осень?
-Ребята, что мы с вами сегодня делали?
- Составляли предложения.
- Играли.
- Слушали стихотворения об осени разных поэтов.
-Рассказали синичке об изменениях в природе.
- Молодцы ребята, вы все правильно справились с заданиями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по реализации образовательной области речевое развитие «Путешествие в сказку» (с использованием мнемонических технологий)
Методическая разработка предназначена для детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет) общеразвивающей направленности. Упражняем детей в умение составлять рассказы о животных, называть и переска...
Методическая разработка по реализации образовательной области речевое развитие в средней группе " Звуковая культура речи: звук ж"
Методическая разработка предназначена для детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет) общеразвивающей направленности.Упражняем детей в правильном и четком произнесении звука ж (изолированного, в зву...
"Чтение сказки К Паустовского "Теплый хлеб" (конспект по реализации образовательной области "Речевое развитие" в старшей группе)"
Познакомить детей с новой сказкой К. Паустовского, научить придумывать окончание сказки в соответствии с логикой построения повествования...
Методическая разработка по реализации образовательной области познавательное развитие в старшей группе «ПДД в зимний период»
Методическая разработка предназначена для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) общеразвивающей направленности.Прививаем навыки безопасного поведения на дороге в зимнее время года, закрепляем ...
Методическая разработка по реализации образовательной области речевое развитие в старшей группе "Купили щенка"
Методическая разработка предназначена для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) общеразвивающей направленности. Упражняем детей в умении составлять описательный рассказ по картине, формир...
Методическая разработка по реализации образовательной области познавательное развитие в старшей группе Путешествие в страну математика
Методическая разработка предназначена для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) общеразвивающей направленности. Прививаем навыки комплексного применения математических представлений, знан...
Методическая разработка по реализации образовательной области речевое развитие в подготовительной группе "Составление описательного рассказа по теме "Грибы,ягоды"
Методическая разработка предназначена для детей подготовительного дошкольного возраста (6-7 лет) общеразвивающей направленности.Активизируем и обогащаем словарь детей по лексической теме "Грибы, ...