Методическая разработка по реализации образовательной области речевое развитие в подготовительной группе "Составление описательного рассказа по теме "Грибы,ягоды"
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа)
Методическая разработка предназначена для детей подготовительного дошкольного возраста (6-7 лет) общеразвивающей направленности.Активизируем и обогащаем словарь детей по лексической теме "Грибы, ягоды".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа) | 34.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Цель: активизировать и обогащать словарь детей по лексической теме «Грибы, ягоды».
Задачи:
Научить различать грибы по внешним признакам, и по тем, которые приводятся в загадках и объяснениях воспитателя.
Расширить и активизировать словарный запас по теме.
Развивать слуховое внимание, слуховую память.
Продолжать учить составлять описательный рассказ по предметной картинке.
Учить координировать речь с движением, развивать творческое воображение, закреплять в речи существительные - названия грибов, развивать мелкую моторику.
Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Ход
1. Организационный момент
- Здравствуйте ребята. Сегодня мы с вами отправимся на экскурсию. А вот куда именно, вы узнаете, разгадав загадку.
Он зелёный и густой,
Он высокий и большой:
То-еловый, то-дубовый,
То-осиново-сосновый.
У него полно плодов,
Ягод, шишек и грибов,
И протоптанной тропинкой,
По нему идут с корзинкой… (лес)
- Правильно, мы с вами пойдем сегодня в лес. Но не просто будем в нем гулять, а загадки там искать.
2. Беседа
- Ребята, а кто был в лесу? (ответы детей)
- Что там можно собирать? (грибы, ягоды)
- Правильно. А вы все грибы знаете? (ответы детей)
- Грибы - это необычные растения, у них нет ни ветвей, ни листьев, ни цветов. (рассматривание грибов).
- Что есть у грибов? (У гриба есть ножка, шляпка, корни-грибница). Грибы размножаются спорами. Споры - это маленькие частицы, которые прячутся в шляпках грибов. Когда грибы созревают, споры падают на землю. Из спор вырастают молодые грибочки. Через корни - ниточки грибы получают из земли воду и полезные вещества.
- А как называют людей, которые идут в лес за грибами? (Людей называют грибниками).
- Ребята, какие бывают грибы? (Грибы бывают съедобные и ядовитые).
- Какие грибы относятся к съедобным? (К съедобным относятся грибы, которые можно есть). Съедобные грибы очень вкусные и полезные.
- А что можно с грибами делать? (Грибы можно варить, жарить, мариновать, сушить).
- Поднимите руки, кто из вас ездил с родителями в лес за грибами? Как вы думаете, трудно собирать грибы, если ты их не знаешь? (Трудно).
- Правильно, трудно и опасно. Ведь грибы очень разнообразные, но среди них есть похожие друг на друга. И частенько трудно бывает определить, какой же гриб ты нашёл. Но перед тем как собирать грибы, человек должен знать правила сбора грибов. А вы знаете? (ответы детей). Но сначала сделаем гимнастику, пусть глаза наши отдохнут.
3. Гимнастика для глаз «Глазам нужно отдохнуть»
Дети присаживаются на стулья возле стола с ноутбуком (дети с ролями грибов проходят на поляну занимая свое место).
4. Закрепление правил сбора грибов
Не срывать, не топтать ядовитые грибы – они нужны многим жителям леса;
Срезать грибы аккуратно ножом, а не срывать их - можно повредить грибницу;
Не раскапывать палкой грибницу - она может высохнуть, не прикрытая листвой;
Не собирать грибы у проезжей части;
Собирать только известные грибы;
Не срывать старые и очень маленькие грибы.
5. Координация речи с движением «Мы идём в осенний лес»
Мы идём в осенний лес.
А в лесу полно чудес! (Маршируют на месте)
Дождь вчера в лесу прошёл (Разводят руки в стороны, «удивляются»)
Это очень хорошо. (Потряхивают ладонями обеих рук)
Будем мы грибы искать (Хлопают в ладони)
И в корзинку собирать. (Сводят руки перед собой - «корзина»)
Вот сидят маслята, (Приставляют ладонь ко лбу, смотрят то в одну, то в другую сторону)
На пеньке — опята, (Загибают по одному пальцу на обеих руках)
А во мху — лисички,
Дружные сестрички.
«Подосиновик, груздок, (Делают манящие движения руками)
Полезайте в кузовок!
Ну, а ты, мухомор, (Грозят указательным пальцем правой руки)
Украшай осенний бор».
6. «Загадки-отгадки»
- Ну что ребята теперь можно отправляться в лес на экскурсию.
Дети переходят в центр группы на импровизированную поляну.
- Ребята, вот мы и пришли в лес, смотрите сколько здесь грибов, они будут загадывать вам загадки, а вы должны будете угадать какой это гриб, если угадаете, то я вам расскажу про этот гриб.
Лера: Ходят в рыженьких беретах,
Осень в лес приносят летом.
Очень дружные сестрички – золотистые. (лисички)
- Ну что гриб лисичка ребята тебя узнали. Лисички – желто-оранжевого цвета. Ножка у гриба тонкая, шляпка выпуклая, края волнистые. Лисички небольшого размера, с приятным запахом. Растут лисички большими семьями, очень вкусные лисички жареные и маринованные.
Вадим: Коричневой шляпкой приветствует нас.
Он скромный грибок безо всяких прикрас.
Под белой берёзкой нашёл он приют.
Скажите-ка, дети, как его зовут? (Подберёзовик)
- Ну что подберезовик узнали ребята тебя. Свое название получил подберезовик потому, что можно найти под деревом береза. Ножка у него белого цвета, а шляпка светло-коричневая. Ножка длинная, толстенькая, шляпка сильно выгнутая, похожа на подушечку. На ножке есть темные чешуйки. Очень вкусный подберезовик соленый и маринованный.
Денис: Я в красной шапочке
расту среди корней осиновых.
Меня увидишь за версту - зовусь я –. (подосиновик)
- И тебя подосиновик ребята узнали. Называется подосиновиком, потому что прячется возле дерева осина. Высокая ножка, с темными чешуйками. Шляпка молодого красного гриба похожа на наперсток, одетый на палец. По мере роста подосиновика шляпка приобретает выпуклую форму. Вкусный подосиновик маринованный, жаренный, а еще можно засушить на зиму для варки супа.
Леша: Возле леса на опушке,
Украшая тёмный бор,
Вырос пёстрый,
Как Петрушка, ядовитый. (мухомор)
- Ну что мухомор тебя дети тоже узнали. Очень красивый гриб, шляпка ярко-красная с белыми пятнышками. Ножка тонкая, белого цвета, шляпка плоская, выпуклая, края ровные, гладкие. На ножке есть кольцо с зубчатыми краями. Мухомор большой, без вкуса и запаха. Растет на сырой почве. Сильно ядовит, употреблять в пищу нельзя. Но мухомор любят олени, зайцы, поэтому срывать понапрасну меня нельзя.
Юля: Скромный, тоненький и бледный.
Этот гриб, представьте, вредный.
Попадёт грибочек в суп –
Вас в больницу увезут. (бледная поганка)
- И конечно белую поганку ребята тоже узнали. Шляпка бледно-зеленая, даже бывает белая по краям, ножка прямая, кверху сужается. Шляпка плоская, края ровные, гладкая, на ножке есть кольцо. По вкусу бледная поганка сладковатая. Растёт на разных почвах, на опушках леса. Очень ядовита, употреблять в пищу нельзя, но своими корнями рыхлит землю, поэтому деревьям приносит пользу.
- Все грибы мы отгадали, но не все грибы возьмем с собой. Какие оставим? (Бледную поганку, мухомор)
7. Игра «Писатель»
- А теперь поиграем в игру «Писатель». Будем составлять рассказы – описания по картинкам. Показывает схему для составления рассказа.
А поможет нам схема:
1. Что это?
2. Название ягоды или гриба?
3. Где растет?
4. Какого цвета?
5. Какой формы?
6. Съедобное или несъедобное?
7. Что можно из него приготовить?
Дети по желанию выходят и составляют рассказы – описания, остальные после рассказа - аплодируют. (2 -3 рассказа). Если много желающих, можно применить считалочку. Так же описываем по схеме ягоды.
8. Игра «Четвертый лишний»
- А сейчас поиграем в игру «Четвертый лишний». Будьте внимательны! (на слух) :
1. Подосиновик, лисичка, мухомор, опенок;
2. Черника, сыроежка, малина, земляника;
3. Боровик, волнушка, клюква, подберезовик;
4. Поганка, мухомор, белый гриб, ложный опенок.
Дети отвечают, дают объяснения почему лишнее.
. Дидактическая игра «Что в лукошко мы берём?»
- Предлагаю вам поиграть еще в одну игру «Что в лукошко мы берём», ваша задача положить в корзину только съедобные грибы. Ребята садитесь пожалуйста за столы, помните о том, что надо за столом сидеть прямо, ноги должны ровно стоять под стулом. Приступайте к своей работе (выполнение задания).
8. Проверка задания (на телевизоре показать картинку с правильным выполнением задания).
- Я очень рада, что вы знаете все грибы и отличаете ядовитые. В ваших лукошках не должно быть места ядовитым грибам. Их мы оставим в лесу. Нам они навредят, а деревьям и животным принесут пользу. Но я ещё хочу у вас спросить, только ли мухомор и поганка ядовитые грибы?
Дети: Нет! Сатанинский гриб очень похож на белый; ложные опята – на настоящие опята, а вот подберёзовик схож с желчным грибом, который своим горьким вкусом испортит любое грибное блюдо.
9. Рефлексия
Ребята, вам понравилась наша прогулка по лесу?
- Что мы сегодня делали?
- Какие грибы растут в лесу?
- Какие грибы съедобные, а какие несъедобные?
- Почему нельзя есть несъедобные грибы?
«Корзина с грибами»
Занятие рассчитано на детей 6 –7 лет (подготовительная группа)
Тема: Грибы в корзинке.
Цель: Расширить знания о грибах;
упражнять детей в передаче формы разных грибов с использованием приёмов лепки пальцами; закреплять умение лепить корзину;
уточнить знание форм;
воспитывать стремление добиваться хорошего результата;
учиться оценивать свою работу и радоваться полученному результату.
Задачи:
Образовательная: Продолжать учить работать с пластилином;
побуждать детей лепить корзину с грибами; закреплять умение классифицировать грибы (съедобные - несъедобные).
Развивающая: развивать умение передавать некоторые характерные признаки грибов (углубление, загнутые края, утолщающиеся ножки); развивать умение применять знакомые приёмы лепки (лепка предмета из отдельных частей, скатывание шарика, раскатывание столбиков движениями ладоней вперед-назад, соединение деталей в единое целое и сглаживание мест соединения); развивать наглядно-образное мышление, произвольное внимание, память, творчество, мелкую моторику.
Воспитательная: воспитывать аккуратность в работе с пластилином; воспитывать интерес к изобразительному искусству; воспитывать умение радоваться сделанной поделке.
Демонстрационный материал:
• Карточки с изображением грибов на доске.
• Муляжи грибов.
Оборудование:
• Доска для лепки.
• Пластилин, стека.
• Влажные салфетки.
Структура занятия:
• Организационный момент, беседа – 7 минута
• Показ приемов работы - 2 минута
• Практическая работа - 15 минуты
• Физкультминутка – 8 минут
• Итог занятия. Выставка своих работ – 3 минуты
• Уборка рабочего места –1 минуты
Организационный момент
Воспитатель: Ребята, а какое сейчас время года? (осень). Правильно. А осенью мы ходим в лес и собираем с вами что? (грибы, ягоды). Правильно. Вот и мы сегодня будем лепить грибы? А во что собирают грибы? (корзинку). И корзинку мы с вами тоже слепим, ведь надо куда- то положить наши с вами грибы. А какие бывают грибы мы сейчас с вами узнаем из загадок, послушайте:
Ножка толстая как пень,
Шапка лихо набекрень,
Он не мал и не велик,
Гриб прекрасный (боровик)
Догадайтесь-ка, ребята:
Шляпка у него мохната.
Гриб, как розовое ушко.
Как зовут его? (Волнушка)
Если их найдут в лесу,
Сразу вспомнят про лису.
Рыжеватые сестрички
Называются… (лисички)
Словно в масле их головки
И укрыться могут ловко.
Очень славные ребята —
Золотистые … (Маслята).
На пеньке сидят братишки.
Все в веснушках как мальчишки.
Эти дружные ребята
Называются… (опята)
Не спорю — не белый,
Я, братцы, попроще.
Расту я обычно
В берёзовой роще. (Подберезовик)
Мы набрали шесть охапок
Ярких разноцветных шляпок.
И теперь без спешки
Жарим… (сыроежки)
Я в красной шапочке расту
Среди корней осиновых.
Меня увидишь за версту —
Зовусь я — … (подосиновик).
Гриб не варят, не едят.
В крапинку его наряд.
Снизу — кружево-узор.
Это — красный… (мухомор)
Молодцы, ребята. Вот сколько много грибов знаете. Давайте мы немножко отдохнем, вместе все встанем и в лес пойдем.
Физминутка:
Дети утром рано встали, За грибами в лес пошли. (Ходьба на месте.)
Приседали, приседали, Белый гриб в траве нашли. (Приседания.)
На пеньке растут опята, Наклонитесь к ним, ребята,
Наклоняйся, раз-два-три, И в лукошко набери! (Наклоны.)
Вон на дереве орех. Кто подпрыгнет выше всех? (Прыжки.)
Если хочешь дотянуться, Надо сильно потянуться. (Потягивания — руки вверх.)
Три часа в лесу бродили, Все тропинки исходили. (Ходьба на месте.)
Воспитатель:
Для начала нам нужно взять кусок черного или коричневого пластилина и поделить его на две неравные части: меньшая часть пойдет на донце, а из большей части лепятся жгутики для стенок и ручки корзинки. Для изготовления донышка нам необходимо, скатать шарик. Затем сплющиваем его и получаем донышко. Для стенок корзины готовим 5 жгутиков. Изготовив укладываем их на донышко, накладывается первый слой колбаски, затем она накручивается по спирали слой за слоем. Сверху прикрепляется ручка. Для ручки корзиныизготавливается один длинный жгутик и переплетается).
Воспитатель: «А теперь ребята посмотрите ещё раз на грибы. Давайте повторим, из каких частей они состоят. Чем они похожи?»
Дети: предполагаемые ответы (состоят из двух частей, шляпка, ножка).
Воспитатель: «Правильно. А чем они отличаются?»
Дети: предполагаемые ответы (размером, цвет шляпки).
Воспитатель: «Правильно ребята. Теперь давайте слепим грибочки и положим их в корзину.»
Воспитатель поясняет как сделать грибы и помогает, корректирует действия детей, у которых что-то не получается (первым делом мы слепим ножку. Для этого нам надо скатать в столбик пластилин выбранного вами цвета, получится ножка у грибочка. Затем взять пластилин нужного вам цвета для шляпки. Скатать в шар и сплющить его между ладонями - получится шляпка для гриба. Теперь соединяем ножку с шляпкой, сглаживаем их между собой.)
Пальчиковая гимнастика «Грибы»
Этот пальчик в лес пошел,
Этот пальчик гриб нашел,
Этот пальчик чистить стал,
Этот пальчик жарить стал,
Этот пальчик сел и съел,
Оттого и потолстел.
Итог занятия
Воспитатель предлагает детям вспомнить, чем они занимались.
Предлагает перечислить название грибов.
Воспитатель спрашивает, что им было интересно делать.
Затем все вместе оценивают работу детей.
Уборка рабочего места
План-конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Ягоды и грибы. Лес осенью»
Образовательные цели.
Активизация и актуализация словаря по теме «Лес осенью. Грибы и ягоды». Обогащение экспрессивной речи приставочными глаголами. Совершенствование грамматического строя речи. Совершенствование звукобуквенного анализа слов. Автоматизация произношения и дифференциация сонорных звуков в предложении.
Развивающие цели.
Развитие диалогической речи, общих речевых навыков, мышления, общей, тонкой и артикуляционной моторики.
Воспитательные цели.
Воспитание доброжелательности, взаимопонимания, навыков сотрудничества, самостоятельности, инициативности, любви и бережного отношения к природе.
Оборудование.
Плоскостные изображения корзинок и лесных ягод, резиновый мяч среднего размера, контейнер с карандашами, плоскостное изображение черники и ягод.
Ход занятия.
1. Организационный момент. Игра «Разноцветные корзинки».
(прикрепить изображения ягод : морошка, брусника, черника, малина, земляника, клюква, рябина, черемуха и трех корзинок).
Мы продолжаем разговор об осеннем лесе, о грибах и лесных ягодах. Рассмотрите изображения ягод и разложите их по корзинам. В красную положите ягоды со звуком «р» в названиях, в коричневую корзину – со звуком «р*», в зеленую – со звуком «л».
2. Упражнение «Расскажи, что в корзинках».
А теперь расскажите, какие ягоды лежат в каждой корзинке.
(В красной корзинке лежат морошка, брусника, черника).
(В коричневой корзинке лежат рябина и черемуха).
(А в зеленой корзинке лежат малина, земляника и клюква).
Какие ягоды лежат в разноцветных корзинках?
(В разноцветных корзинках лежат лесные ягоды).
Конечно, увидеть сразу все лесные ягоды можно только в игре. Поздней осенью в лесу можно собирать только клюкву, бруснику и рябину. Остальные ягоды в это время уже не встретишь.
3. Игра «Перебираем ягоды».
Когда ягоды приносят из леса, их обычно перебирают, очищают от листочков, незрелых ягод, разного лесного мусора, который мог попасть в корзинку. Мы сейчас тоже переберем ягоды. Выберете ягоды, в названиях которых два слога.
(Клюк-ва).
Теперь в названиях которых по три слога.
(Мо-рош-ка, брус-ни-ка, чер-ни-ка, ма-ли-на).
Выберете ягоды в названиях которых четыре слога.
(Зем-ля-ни-ка).
Молодцы. Вы перебрали ягоды.
4. Игра с мячом «Что делают?»
Давайте поиграем в мяч. Встаньте в круг. Я буду начинать предложение, а вы – заканчивать его словом, которое отвечает на вопрос «Что делают?» Это слово должно быть образовано от слова брать. Ягоды в лесу…
…собирают).
Придя из леса, ягоды…
…перебирают).
Для компота самые красивые ягоды…
… выбирают.)
Банки с компотом в холодильник…
…убирают).
Замечательно! Это было сложное задание.
5. Пальчиковая гимнастика «Грибы».
То-топ – пять шагов, Дети «шагают» пальчиками по столу.
В туесочке пять грибов. Переплели пальцы обеих рук – туесочек, большие пальцы –ручка; показали 5 пальцев правой руки.
Мухомор красный – На каждое название гриба дети загибают по одному пальчику,
Гриб опасный. начиная с мизинца, на одной или обеих руках.
А второй – лисичка,
Рыжая косичка.
Третий гриб – волнушка,
Розовое ушко.
А четвертый гриб – сморчок,
Бородатый старичок.
Пятый гриб – белый,
Ешь его смело!
6. Подвижная игра «Где вы были?»
- Ножки, ножки, где вы были? Ходьба на месте.
- За грибами в лес ходили.
- Что вы, ручки, работали? Присели, «собирают» грибы.
- Мы грибочки собирали.
- А вы, глазки, помогали?
- Мы искали да смотрели, Смотрят из-под руки, поворот влево, вправо.
Все пенечки оглядели.
7. Упражнение «Составь слова».
Сегодня у нас на занятии вырос волшебный кустик черники. Соберите ягодки и составьте слова из слогов.
(По-до-си-но-вик, мо-хо-вик, по-ган-ка, о-пя-та).
8. Упражнение «Повтори за мной».
Давайте проведем соревнование, проверим, кто наиболее быстро и четко сможет повторить скороговорку про опят три раза.
Опять пять ребят нашли у пенька пять опят
9. Окончание занятия. Оценка работы детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по реализации образовательной области "Речевое развитие" по теме "Составление описательного рассказа "Мои игрушки"
Конспект НОД по реализации образовательной области "Речевое развитие" по теме "Составление описательного рассказа "Мои игрушки" для средней группы...
Конспект непрерывной образовательной деятельности по реализации образовательной области «Речевое развитие» в подготовительной к школе группе. Составление рассказа из личного опыта «Мой город».
НОД по развитию речи "Составление рассказа из личного опыта. Мой город"....
Методическая разработка по реализации образовательной области речевое развитие «Путешествие в сказку» (с использованием мнемонических технологий)
Методическая разработка предназначена для детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет) общеразвивающей направленности. Упражняем детей в умение составлять рассказы о животных, называть и переска...
Методическая разработка по реализации образовательной области речевое развитие в средней группе " Звуковая культура речи: звук ж"
Методическая разработка предназначена для детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет) общеразвивающей направленности.Упражняем детей в правильном и четком произнесении звука ж (изолированного, в зву...
Методическая разработка по реализации образовательной области речевое развитие в старшей группе " Чтение стихов об осени"
Методическая разработка предназначена для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) общеразвивающей направленности. Приобщаем детей к поэзии, развиваем поэтический слух. Расширяем представлен...
Методическая разработка по реализации образовательной области познавательное развитие в старшей группе «ПДД в зимний период»
Методическая разработка предназначена для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) общеразвивающей направленности.Прививаем навыки безопасного поведения на дороге в зимнее время года, закрепляем ...
Методическая разработка по реализации образовательной области речевое развитие в старшей группе "Купили щенка"
Методическая разработка предназначена для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) общеразвивающей направленности. Упражняем детей в умении составлять описательный рассказ по картине, формир...