Конспект занятия "На помощь к Незнайке" (дифференциация звуков Ш-Ж)
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Харсекина Екатерина Викторовна

Речевой материал на дифференциацию звуков Ш-Ж

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия «На помощь к Незнайке»

(Дифференциация звуков Ш – Ж)

(подготовительная группа)

Цель:

1. Учить дифференцировать звуки Ш – Ж на слух в словах, предложениях.

2. Закрепить умение преобразовывать слова. Игра «Наоборот».

3. Закрепить умение в звуковом анализе слов.

4. Упражнение в образовании уменьшительно – ласкательных суффиксов –ушк, -юшк, -ышк. Игра «Назови ласково».

5. Обучение составлению рассказа по опорным словам.

6. Развитие умения в подборе родственных слов, в подборе признаков и действий к предмету.

7. Упражнение в образовании слов с противоположным значением.

8. Развитие памяти и внимания.

Орг. момент.

- Ребята, нам пришло письмо от Незнайки. Давайте его прочитаем.

«Я нашел огромный сундук, он не простой, он волшебный, и чтобы его открыть и узнать, что там лежит, мне нужно выполнить несколько заданий. Я боюсь, что один не справлюсь, т.к. не хожу в детский сад и много не знаю. Прошу вас мне помочь.

                                           С уважением Незнайка»

- Ну, что поможем Незнайки?

2. В конверте лежат картинки, их нужно назвать и выделить звуки «Ш- Ж».

- Скажите, звуки Ш – Ж, это какие звуки? Чем они похожи? Чем отличаются?

- Назовите картинку, определите позицию звука в слове. Посчитайте сколько согласных звуков в слове, гласных звуков.

 

3. «Отгадайте слово» Вставить буквы Ш-Ж вместо точек. (Письменно)

.апка, ду., ё., .ипы, .утки, .ина, но., у..

 

4. Заменить звук Ш на Ж. (устно)

На десятом этаже жили буквы Ш и Ж. То грустили, то смеялись и квартирами менялись каждый час, и вот что, кстати, получилось в результате.

Шар – жар, шить – жить, шила – жила, шаль – жаль, шест – жест,

Луша – лужа, Саша – сажа, широк – жирок, шутка – жутко, машет - …,

скошу - …, смешу - …, нашивка - ….

 

5. Выделить слова со звуками Ш – Ж в стихотворении.

Ужат обливают ежата

Прохладной водой из ушата.

Жарко ужатам,

Их жалко ежатам.

Ежик в бане вымыл ушки, шею, кожицу на брюшке.

 

6. Хлопнуть в ладоши, если услышите звук Ж, поднять руку на звук Ш.

Шланг, шлагбаум, пирожное, дирижабль, мороженое, штукатур, уши, ёж, морж, шелест, путешествие.

 

7. Физ. минутка

«Две мартышки».

 

8. Отгадайте ребус, в словах выделить 1 звук и соединить их в слово.

Верблюд, ель, слон, носок, арбуз. (Весна)

 

9. Посмотрите на картинку. Какое время года нарисовано? Давайте придумаем предложения с соединим их в рассказ.

- Наступила весна.

- Подул теплый ветер, стало теплее.

- Солнце не только светит, но и пригревает.

- Снег потемнел, осел, стал таять.

- Появились черные проталины.

- На крышах заплакали сосульки.

- Зажурчали, зазвенели весенние ручейки.

- День стал длиннее, а ночь короче.

- Люди сняли с себя теплую одежду.

- На деревьях уже набухли почки. Скоро покажутся листочки.

- Звонко чирикают воробьи, они весело приветствуют весну.

- Из теплых стран прилетели грачи.

- Зазеленела трава, появились первые весенние цветы: подснежники, одуванчики, мать – мачеха.

- Из земли выползают насекомые.

- Люди на дачах, и огородах сажают семена овощей.

 

10. Придумать родственные слова:

Весна – весной, весенний, веснушки, веснянка.

Солнце – солнышко, солнечный, солнцепек, подсолнух, подсолнечный, солнцезащитные.

Вода – водичка, водица, водный, водяной, водянистый, подводник, водолаз, водопровод, водопроводчик, водоросли, водопад, водохранилище.

Трава – травка, травушка, травинка, травяной, травянистый, травник, травоядные.

 

11. Подобрать слова с противоположным значением. Игра «Слова – наоборот».

Зима – лето, день -…, весна - …, холод -…,

Солнечная погода – пасмурная, ветреный день – тихий, радостное настроение – грустное.

 

12. Подбор признаков и действий к слову ВЕСНА

                                 ВЕСНА

Какая?                                                   Что делает?

Красивая                                               наступает

Веселая                                                 приходит

Звонкая                                                 борется

Радостная                                              побеждает

Долгожданная                                        радует

Цветущая                                              цветет

 

13. Составить предложения из слов. (Деформированный текст)

- жаба, болота, выскочила, из.

- джин, бутылки, появился, из.

- Жени, у, футболка, новая.

- котенка, у, хвостик, пушистый.

- принцесса, замке, живет, в.

- пришли, музея, дети, из.

- прыгнул, сундук, мышонок, в.

- кот, крышу, залез, на.

- пришла, театра, бабушка, из.

- принес, леса, из, грибы, дедушка.

- медвежонок, траве, лежит, на.

- дети, лес, пришли, в.

- Хрюша, цирк, уехал, в.

 

14. Назвать ласково. Употребление существительных с суффиксами –ушк, -юшк, - ышк.

Зима – зимушка, кума - …, голубка - …, стекло - …, камень - …, бревно - …,

Горе - …, медведь - …, трава - …, голова - …, крвло - …, кол - …, хлеб - ….

 

15. Итог занятия.

- Ребята, вы помогли Незнайке выполнить очень сложные задания. И он сможет открыть волшебный сундук.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по логоритмике «Знакомство со звуком Мь. Дифференциация звуков М-Мь» (4-6 лет)

Конспект является продолжение программы по знакомству детей с согласными звуками. в него включены игры, задания, упражнения, подобран песенный материал для знакомства с согласными звуками М, Мь, и их ...

Конспект занятия по логоритмике «Знакомство со звуком Сь. Дифференциация звуков С-Сь» (4-6 лет)

Конспект разработан как продолжение программы по логоритмике, которую можно использовать как отдельно так и в структуре логопедических занятий с детми с ОВЗ с ТНР. Подобранные игры, упражнения, задани...

Конспект занятия по логоритмике «Знакомство со звуком Дь. Дифференциация звуков Д-Дь»

Конспект разработан для знакомства детей с мягким звуком Дь и для дифференециации звуков Д-Дь для детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ с ТНР. Предложенные игры, задания и упражнения можно ислольз...

Конспект занятия по логоритмике "Знакомство со звуком В, Дифференциация звуков В-Вь"

Конспект является продолжнением программы по логоритмике для детей с ОВЗ  с ТНР. Занятие можно проводить как фронтально для всей группы, так для подгруппы детей. Некоторые игры, задания, упражнен...

Конспект занятия по развитию речи "Дифференциация звуков С-Ш" с помощью песочного столика

Конспект по развитию речи для старшей группы "Диференциация звуков С-Ш". С помощью песочного столика, аудио и визуальных  и тактильных упражнений помочь детям научиться различать звуки ...

Конспект занятия в старшей группе Тема «Звук и буква К. Твердые и мягкие согласные звуки».

Коррекционно-образовательные задачи: Закреплять правильное произношение звуков к, къ; умение условно обозначать согласные звуки; последовательно выделять звуки в односложных словах по готовой условно-...