Конспект занятия по развитию речи "Дифференциация звуков С-Ш" с помощью песочного столика
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Рябова Елена Сергеевна

Конспект по развитию речи для старшей группы "Диференциация звуков С-Ш". С помощью песочного столика, аудио и визуальных  и тактильных упражнений помочь детям научиться различать звуки С-Ш на слух.

Песочный столик развивает мелкую моторику, работа с ним содержит элементы нейрогимнастики. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi_pesochnyy_stolik_st.gr_.odt20.85 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по  развитию речи и обучению грамоте

с использованием песочного столика.

старшая группа

                                                                        Подготовила Рябова Е.С.

Тема: «Звуковая культура речи. Дифференциация звуков с-ш»

Цель: Совершенствовать слуховое восприятие детей с помощью упражнений на различение звуков с-ш, на определение положения звука в слове.

Задачи:

Образовательная:

1. Учить удерживать в памяти зрительный образ букв.

2. Учить определению места звука в слове.

3. Учить различать звуки с-ш.

Развивающие:

1. Развивать слуховое восприятие букв (фонематический слуху).

2. Развивать логическое мышление.

3. Развивать мелкую моторику, тактильные ощущения.

4. Развивать психические процессы (внимание, память).

5. Развивать фантазию и творчество ребенка.

6. Развивать умение действовать по инструкции.

Воспитательные:

1. Воспитывать интерес к чтению, познавательный интерес.

2. Воспитывать активность, инициативность, навыки сотрудничества.

Оборудование:

Песочный столик, карточки с буквами, конверт с письмом, листы с картинками на каждого ребенка, влажные салфетки.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Воспитатель:

- Сегодня к нам пришло письмо из необычного города Звукограда. Прочитаем, что там написано? (Ответы детей). Воспитатель зачитывает письмо. «Дорогие ребята. Пишут вам звуки из города «Звукоград». Мы очень просим вас помирить звуки С и Ш. Они ссорятся и прячутся в словах. От этого дети их путают и говорят неправильно..

- Ребята, поможем жителям Звукограда? Какие звуки мы постараемся помирить? А поможет нам в этом волшебный песок.

Основная часть.

Воспитатель: Какие правила игры с песком надо знать? (Ответы детей)

- Песок нельзя брать в рот.

- Нельзя разрушать постройки товарища,

- Нельзя бросать песок в глаза,

- Нельзя вдыхать песок- это очень опасно!

- Нельзя высыпать песок из песочницы. Его будет мало в песочнице и нечем будет играть.

- После игры с песком нужно обязательно помыть руки.

Воспитатель:

- Ребята, предлагаю вам поздороваться с  песком. Его можно потрогать, погладить, пересыпать. Воспитатель показывает различные варианты, как можно «поздороваться с песком».

Игровое упражнение «Здравствуй песок!»

Цель: Расслабление мышц рук, развитие восприятия через тактильные ощущения. Формирование положительного эмоционального настроя при работе с песком.

-дотронуться до песка поочередно пальцами одной руки, потом второй, потом всеми пальцами одновременно

-легко, затем с напряжением сжать кулачки с песком, затем медленно высыпать его на планшет

-дотронуться до песка всей ладошкой- внутренней затем тыльной стороной,

-потереть песок между пальцами, ладонями.

Игровое упражнение «Что ты чувствуешь?»

Попросить детей описать, что они чувствуют при взаимодействии с песком.

Цель: установление положительного психо-эмоционального фона,  научить выражать свои эмоции и чувства.

Воспитатель: прикрепляет к магнитной доске карточки с буквами С и Ш.

- Ребята, Сможете ли вы прочитать эти буквы? (Ответы детей)

- Подойдите ко мне и прочитайте буквы, которые я буду писать пальцем на песке.

Воспитатель: -А теперь я буду говорить  звук, а вы напишите пальчиками соответствующую букву.

Воспитатель: Прекрасно! Вы все хорошо помните звуки и буквы С и Ш.

Воспитатель: Чтобы никогда не путать звуки наш язык должен нас слушать. А что для этого нужно сделать? Тренироваться!

Воспитатель: Поиграем в веселую игру эхо!  Вы знаете, что такое эхо? Послушайте стихотворение. C. Лексяк

Эхо.

        У меня в горах соседних
        
Объявился собеседник.
        
Нет беседы интересней:
        
"Эй, приятель, как дела?"
        
Он в ответ слагает песню:
        
"ЛА…        ЛА…         ла…           ла…"
        
"В прятки кто со мной играет,
        
Напевая с высоты?"
        
Незнакомец отвечает:
        
"ТЫ…         ТЫ…         ты…          ты…"
        
"Кто мне вторит?
        
Вот потеха!"
        
"ЭХО…         ЭХО…         эхо…         эхо…" 

Воспитатель: Вот какое озорное эхо! И мы с вами поиграем в эхо. Я называю слово, а вы называете только последний слог.

Камыши. Лиса Каша. Малыши. Часы. Весы. Коса. Роса. Бусы. Крысы. Мыши. Горбуша. Копуша. Крыша. Лапша.

Воспитатель: Какое замечательное у нас эхо! Как вы внимательно слушаете, и правильно повторяете слоги!

А теперь мы немного поиграем.

Физкультминутка.

«По ровненькой дорожке»

По ровненькой дорожке,(Дети идут шагом),

По ровненькой дорожке

Шагают наши ножки,

Раз-два, раз-два,

По камешкам, по камешкам, (прыгают на двух ногах),

По камешкам, по камешкам.

В яму — бух! (приседают на корточки)

(Повторить 2-3 раза)

Воспитатель: А мы продолжаем учится не путать звуки С и Ш. Эти звуки хитрые, и могут встретится в одном слове! Но мы еще хитрее! Покажем, как хорошо умеет говорить даже самые трудные слова! Повторяйте за мной. Слушать! Спешить! Смешить! Сушить!

Воспитатель: Ребята, в названии одних предметов есть буква С, а в названии других есть буква Ш. Предлагаю поискать разные предметы и определить, какой звук слышится  в названии. Присаживайтесь за столы. Вот вам каждому листок. Красным карандашом мы закрасим кружок, если в названии предмета есть буква С, а синим, если в названии предмета есть буква Ш.

Воспитатель: Ура, мы справились! Мы помирили буквы С и Ш!! Мы большие молодцы! Вот так, весело и дружно живут буквы в своем городе Звукограде! Играют друг с другом, и ходят в гости.

Воспитатель:  Ребята, в нашем волшебном городе Звукограде наступает ночь, и буквам пора ложиться спать. Давайте попрощаемся с ними.

Чтение стихотворение «Прощание с песком»

Мы с песочком поиграли, Аккуратно все собрали.

Руки смело отряхнем, А потом опять придем.

Цель: Формировать бережное отношение к окружающему миру, формировать положительные эмоции. Способствовать активизации речи.

Рефлексия: Ребята, вам понравилось наше приключение? Чем мы сегодня занимались на занятии? Получилось у нас помирить буквы? Где мы были  сегодня? У кого в гостях? Как мы помогли буквам?

Что понравилось больше всего? Какое задание оказалось самым трудным?

В конце занятия воспитатель предлагает детям забрать себе, для дальнейшего раскрашивания карточки с буквами и картинками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи "Звук и буква С"

Цель:1) Знакомство со звуками (С) и (С*);2) Различение звуков (С) и (С*);3) Знакомство с буквой С;4) Закрепление понятия «родственные слова»....

Конспект занятие по развитию речи детей с ОНР, средствами песочной техники

Цель:  Развитие речи стимуляция детей с помощью песочной  техники.Задачи: Реабилитационные задачи:стабилизация эмоционального фона воспитанников с помощью песочной техники.развитие поз...

Конспект занятия по развитию речи Звуки «З» и «С» Средняя группа

Цель: Показать и объяснить детям артикуляцию звуков «З» и «С».Задачи: 1. Способствовать развитию речевого дыхания и чистотыпроизношения звуков. Закрепить умение внятн...

ПЛАН – КОНСПЕКТ занятия по развитию речи "Звук "К"и "КЬ"в подготовительной группе

ПЛАН – КОНСПЕКТ занятия по развитию речи "Звук "К"и "КЬ"в подготовительной группе...

Конспект занятия по развитию речи звук з

Конспект занятия по развитию речи в средней группе Тема: «Звуковая культура речи: звук з-зь »Цель: Познакомить со звуком з-зь, научить его произносить,находить слова, в...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе»Помощь Дружку» с использованием метода синквейн с опорой на алгоритм –модель.

: развитие связной речи дошкольников  посредством составления синквейна с помощью моделей....