Конспект занятия по развитию речи и мелкой моторики детей через продуктивно-исследовательскую деятельность "Такая разная бумага".
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Конспект занятия в старшей группе по развитию речи и мелкой моторики детей через продуктивно-исследовательскую деятельность "Такая разная бумага".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 21.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект
открытого занятия в старшей группе
Тема:
«Развитие речи
и мелкой моторики детей
через продуктивно-исследовательскую деятельность
«Такая разная бумага»
Учитель-логопед
МБДОУ д/с № 2 «Сказка»
Сергеева Людмила Павловна
П. Некрасовское
Конспект занятия.
Тема: «Развитие речи и мелкой моторики детей через продуктивно-исследовательскую деятельность «Такая разная бумага».
Цель: развивать речь и мелкую моторику детей.
Задачи:
- Дать детям знания о свойствах и качестве бумаги, производя опыты с бумагой.
- Уточнить и расширить знания детей о бумаге.
- Способствовать развитию мелкой мускулатуры пальцев рук.
- Учить детей согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже; образовывать сравнительную степень прилагательных (толще, легче), подбирать слова противоположного значения (легко – трудно).
- Обогащать словарь.
- Учить выделять первый звук в слове.
- Упражнять детей в делении слов на слоги (части).
- Развивать коммуникативные качества.
- Развивать внимание, мышление, память, интерес
- Учить детей наблюдательности.
Оборудование:
- У каждого из детей на столе:
- индивидуальные тарелочки с образцами разных видов бумаги, прикрытая сверху салфеткой:
- картон (3 шт.),
- фантики от конфет, полоски фольги,
- цветная бумага,
- альбомная (6 шт.)
2) Стаканчики с водой.
3) Растительное масло.
4) Ватные палочки.
5) Бумажные салфетки.
6) тарелка для использованной бумаги.
2. Коробка картонная (посылка) с предметами:
- газета,
- журнал,
- шоколад в фольге,
- поделка из цветной бумаги,
- тетрадь,
- рисунок на альбомном листе,
- поделка и гафрированной бумаги,
- обои,
- лист бархатной бумаги,
3. Для сопровождения вступительного стихотворения:
- документ,
- плакат, фантик, конверт,
- альбом, книга, упаковочная бумага,
- письмо, газета, листовка,
- салфетка, веер, талон,
- пион из бумаги,
- деньги.
4. Тарелка для сжигания бумаги.
5. Спички.
6. Ножницы.
Ход занятия.
- Организационный момент.
Дети сидят за столами.
Л-д: - Здравствуйте, ребята. Я рада видеть всех вас в хорошем, весеннем настроении. Сегодня у нас с вами будет много интересного, а начнем с необычной загадки, слушайте внимательно, чтобы отгадать, про что эта загадка:
Она бывает документом, (все показываю)
Плакатом, фантиком, конвертом,
Альбомом, книгой, упаковкой,
Письмом, газетой и листовкой,
Салфеткой, веером, талоном, неувядающим пионом.
Она бывает и деньгами.
А что же это?
Догадайтесь сами! (бумага)
Л-д: - Правильно, это бумага.
- Все, что я вам сейчас показала, сделано из бумаги. А скажите, пожалуйста, все это предметы сделаны из одинаковой бумаги или из разной, как вы думаете? (ответы детей)
- Назовите первый звук в этом слове. (ответы детей)
- Какие еще слова-предметы вы знаете, название которых начинается на букву Б?
- Разделим это слово хлопками на части: бу-ма-га. Сколько частей получилось? (ответы детей)
Л-д: - Совершенно верно. И сегодня я предлагаю вам стать исследователями, экспериментаторами (дети объясняют значение этих слов), чтобы выяснить не только, какая бывает бумага, но и какими свойствами она обладает.
Раздается стук в дверь и в группу передают посылку.
- Основная часть
- сюрпризный момент
Л-д: - Ребята, что это нам передали? (ответы детей). Интересно, кто это нам прислал и что же в этой коробке находится?
Читаем обратный адрес: бумажный комбинат, детям группы «Непоседы».
- Ребята, а что такое бумажный комбинат?(ответы детей)
Откроем.
Дети по очереди достают из посылки предметы, знакомясь с разными видами бумаги.
Л-д: - Ребята, все эти предметы сделаны тоже из бумаги:
- журнальная бумага,
- газетная,
- гафрированная,
- альбомная,
- фольга,
- оберточная,
- цветная.
Л-д показывает на схеме некоторые виды бумаги.
- А как вы думаете, бумага обладает какими-нибудь свойствами или нет? Что с ней можно делать и чего она боится? (ответы детей)
- Хотите сами выяснить это? Тогда приступаем к нашим экспериментам.
- Экспериментальная часть.
Опыты с бумагой
Педагог показывает детям схематичные знаки (мятая бумага, ноты, рваная бумага, ножницы, картинка с изображением бутылки растительного масла, картинка с птичкой, голубая капелька воды, коробок со спичками), спрашивая, что этот знак обозначает.
Отталкиваясь от схематических знаков, дети проводят эксперименты с бумагой разных видов, чтобы сравнить и убедиться, что бумага может мяться, рваться и т.д. Они сами приходят к выводу, какая бумага легче рвется, легче режется ножницами и почему и т.д.
- «Бумага мнется».
Дети сминают сначала бумагу, потом картон.
Вывод: чем толще бумага, тем она труднее мнется.
Отмечаем на схеме: смятая бумага.
- «Бумага издает звук».
Дети берут разноцветную бумагу и выполняют движение «Стирка белья». Бумага шуршит, скрипит.
Вывод: при смятии, трении бумага издает звук.
Отмечаем на схеме: ноты.
- «Бумага рвется».
Дети пытаются разорвать бумагу и картон.
Вывод: картон толще, чем бумага. Бумага рвется легко или трудно в зависимости от толщины.
Отмечаем на схеме: рваная бумага.
- «Бумага режется».
Детям предлагается узнать, режется бумага или нет. Они берут два вида бумаги: картон и альбомную, поочередно ее разрезая ножницами.
Вывод: картон толще, чем бумага. Бумага режется легко или трудно в зависимости от толщины.
Отмечаем на схеме: ножницы.
- «Бумага намокает».
Дети опускают в воду сначала салфетку, затем альбомный листок. Сравнивают.
Вывод: тонкая бумага намокла быстрее и распалась. Бумага потолще тоже намокает, но ей требуется для этого больше времени. Бумага боится воды, бумага – материал непрочный.
Отмечаем на схеме: капелька воды.
- «Бумага впитывает масло».
Дети окунают ватную палочку в растительное масло и оставляют ею след на бумаге. Что произошло?
Вывод: бумага впитывает в себя масло.
Отмечаем на схеме: бутылка масла.
- «Бумага летает».
Может ли бумага летать? Дети берут конфетные обертки, полоски фольги и дуют на них, создавая ветерок (дыхательная гимнастика).
Вывод: полоски фольги очень легкие, поэтому, когда дует ветер, они разлетаются.
Отмечаем на схеме: птичка.
- «Бумага горит».
Педагог поджигает разные виды бумаги.
Вывод: бумага горит.
Отмечаем на схеме: спички.
- Ребята, огонь – это очень опасно, поэтому без взрослых вам нельзя это делать и спички брать тоже нельзя.
Пальчиковая гимнастика:
Мы бумагу мяли, показываем
Мы бумагу рвали,
Ножницами стригли, имитация
Пальчики устали. Пальцы одной руки упираются в пальцы другой
руки, пружиня
Л-д: - Ребята, вы, наверное, проголодались, устали. Согласны немного подкрепиться?
Физкультминутка «Овощи-фрукты»:
Л-д произносит названия овощей и фруктов, а дети, в зависимости от того, что это, либо наклоняются к грядке, либо поднимаются на носочках, пытаясь сорвать фрукт с дерева.
- Заключительная часть:
1)Итог занятия.
Л-д: - Ребята, какие же виды бумаги вы запомнили? Бумага бывает какая? Перечислите (ответы детей).
2)Выводы исследований (опираясь на схемы):
- бумага бывает по своему строению толстая и тонкая,
- бумага бывает прочной и непрочной,
- бумага боится воды,
- бумага может резаться ножницами или разрываться руками,
- из бумаги можно сделать поделки,
- при смятии бумага издает звук,
- бумага разлетается при ветре,
- бумага впитывает масло,
- бумага горит.
Педагог как-бы хочет убрать с дороги посылку, но, заглянув туда еще раз, обнаруживает там …. бумажные кораблики.
Л-д: - Ребята, это вам подарок с бумажной фабрики. Но посмотрите, в них что-то лежит (в каждом кораблике лежат кусочки разных видов бумаги для дальнейшей творческой работы детей).
Логопед обращается к воспитателю с вопросом, не знает ли тот, зачем в корабликах эти кусочки бумаги. Воспитатель говорит, что из этой бумаги они с ребятами сейчас сделают что-нибудь интересное.
Все дети встают в круг и, передавая клубок ниток, проговаривают, что им понравилось и запомнилось, и что они узнали нового.
- Упражнение «Лучики».
Дети протягивают в центр круга руки, касаясь друг друга, логопед благодарит их за интересное общение и желает им творческого и радостного продолжения дня.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речи и мелкой моторики "В гости к бабушке"
Комплексное, сюжетно-игровое занятие "В гости к бабушке" позволит воспитателю закрепить у детей умение различать домашних животных по внешнему виду, учить произносить звукосочетания: мяу-мяу, гав-гав,...

Роль пальчиковых игр в развитии речи и мелкой моторики детей.
Почему пальцы помогают говорить.Когда начинать заниматься.Как играть в пальчиковые игры.Группы пальчиковых игр....

Роль пальчиковых игр в развитии речи и мелкой моторики детей 1 младшей группы с тяжёлыми нарушениями речи.
Учёные, изучая деятельность детского мозга, отмечают большое стимулирующее значение двигательной функции руки. Сотрудники Института физиологии детей и под ростков АПН установили, что уровень развития ...

Конспект занятия по развитию речи и мелкой моторики "Мы - строители"
Чтобы построить дом, нужно приложить немало усилий различных специалистов строительных профессий.Роли: строитель, каменщик, шофер, грузчик, крановщик.Игровые действия:1) Выбор объекта строительства2) ...

Конспект НОД по развитию речи и мелкой моторики рук во 2 младшей группе «Дикие животные наших лесов»
Конспект НОД по развитию речи и мелкой моторики рук во 2 младшей группе "Дикие животные"...

презентация "Развитие речи и мелкой моторики детей младшей группы с использованием игровых упражнений"
Учёные пришли к выводу, что формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Другими словами, формирование речи совершается под влиянием им...

Конспект НОД по развитию речи и мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста «Пошли пальчики гулять»
Конспект НОД по развитию речи и мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста «Пошли пальчики гулять»...