Роль пальчиковых игр в развитии речи и мелкой моторики детей 1 младшей группы с тяжёлыми нарушениями речи.
статья по развитию речи (младшая группа) на тему
Учёные, изучая деятельность детского мозга, отмечают большое стимулирующее значение двигательной функции руки. Сотрудники Института физиологии детей и под ростков АПН установили, что уровень развития речи детей находится в прямой взаимосвязи с уровнем развития общей и точной моторики. Чем выше двигательная активность, тем лучше развита речь.
М.М. Кольцова пришла к заключению, что формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук, а точнее от пальцев. Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук, которая ведёт к улучшению взаимосвязи между полушариями головного мозга и синхронизации их работы. Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируем и соединение зоны, отвечающие за речь.
У самых разных народов пальчиковые игры были распространены издавна. Предлагаем педагогам и родителям пальчиковые игры и упражнения для использования с детьми раннего возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
«Движения руки тесно связаны с речью и способствуют её развитию». В. М. Бехтерев | 28.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль пальчиковых игр в развитии речи и мелкой моторики
детей 1 младшей группы с тяжёлыми нарушениями речи.
«Движения руки тесно связаны с речью и способствуют её развитию».
Известный педагог В. А.Сухомлинский сказал: «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев». «Рука – это инструмент всех инструментов», заключал Аристотель. «Рука – это внешний мозг» - писал Кант.
Учёные, изучая деятельность детского мозга, отмечают большое стимулирующее значение двигательной функции руки. Сотрудники Института физиологии детей и под ростков АПН установили, что уровень развития речи детей находится в прямой взаимосвязи с уровнем развития общей и точной моторики. Чем выше двигательная активность, тем лучше развита речь.
М.М. Кольцова пришла к заключению, что формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук, а точнее от пальцев. Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук, которая ведёт к улучшению взаимосвязи между полушариями головного мозга и синхронизации их работы. Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируем и соединение зоны, отвечающие за речь.
У самых разных народов пальчиковые игры были распространены издавна. В Китае распространены упражнения с каменными и металлическими шарами. Регулярные занятия с ними улучшают память, деятельность сердечнососудистой и пищеварительной систем, устраняет эмоциональное напряжение, развивают координацию движений силу и ловкость рук, поддерживают жизненный тонус. А в Японии широко используются упражнения для ладоней и пальцев с грецкими орехами. Замечательное воздействие оказывает перекатывание между ладонями шестигранного карандаша. И у нас с малолетства учили играть в «Ладушки», «Чей нос?», «Сорока – белобока», «Коза рогатая». Сегодня специалисты возрождают старые игры, придумывают новые. И так, наибольшее воздействие импульсации от мышц рук на развитие коры головного мозга происходит только в детском возрасте, пока идёт формирование моторной области. Поэтому работа по развитию мелкой моторики пальцев рук в дошкольном возрасте имеет особое значение.
Развивая мелкую моторику рук ребёнка, решается сразу несколько задач:
-стимуляция развития речи у детей раннего возраста;
-помощь детям с задержкой в развитии речи;
-тренировка внимания, пространственного мышления;
-воспитание эмоциональной выразительности;
-подготовка руки к письму у старших дошкольников.
Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Они очень эмоциональны, увлекательны, захватывают ребёнка своей импровизацией, непосредственностью, театрализацией, элементами сюрпризности, способствуют развитию речи, творческой мыслительной деятельности. Благодаря пальчиковым играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые отношения между взрослым и ребёнком.
При первых играх ребёнок, если не имеет опыта, может отбиваться и пытаться уйти. Держать силой не надо, исключите причину отказа: поменяйте игру, подождите, когда ребёнок будет более расслаблен, например, после купания или кормления. Лучше всего выбрать определённо время для пальчиковых игр, в результате чего такие игры станут для ребёнка привычной процедурой.
Приступая к этим занятиям следует помнить о принципах проведения: перед игрой с ребёнком немножко разотрите и погладьте его ручки, чтобы создать необходимый эмоциональный настрой.
Выбрав одно или два упражнения, постепенно заменяйте их новыми. Наиболее понравившиеся игры можно оставить в репертуаре и по желанию малыша возвращаться к ним.
После многочисленных проведений игры дети нередко начинают произносить частично текст (начало фраз, либо договаривание окончаний). Постепенно текст разучивается наизусть, соотнося слова с движением. Стимулируйте подпевание детей, «не замечайте», если они поначалу делают что –то неправильно, поощряйте успехи. Если ребёнок настаивает на повторении какой-то игры уступайте ему. Детям свойственно повторять одно и то же действие для его закрепления.
Игры – подготовки
(на каждый ударный слог первой фразы трогаем – покачиваем пальчики от большого к мизинцу и обратно).
На реке камыши, расплескались там ерши,
Круг постарше, (рисуем большой круг по часовой стрелке на руке),
Круг помладше, (рисуем маленький круг по часовой стрелке на руке),
Круг совсем малыши (ставим – щекочем точечкой в серединке).
Первичные игры или игры – манипуляции.
Эти игры ориентированы на простое соприкосновение пальцев, поглаживание взрослым пальцев и рук, простые круговые движения внутри ладони по часовой и против часовой стрелки. Таким образом мы активизируем точки, связанные с речевыми зонами мозга. Всё выполняет мама, управляя руками ребёнка. Постепенно чуть усложняем игры - не просто дотрагиваясь и оперируя с пальцами ребёнка, а быстрыми движениями массажируя палец от основания пальца до подушечки.
Шалун (аналог сороки – вороны: на первые две строчки чертить круговые линии на ладошки малыша).
Наша Маша варила кашу,
Кашу сварила, деток кормила.
(на следующие две строчки загибать пальцы с проговариванием соответствующих слов)
Этому дала, этому дала, этому дала, этому дала,
А этому не дала! Ты, очень шалил! Свою тарелку разбил! Нет тебе ничего!
Сюда можно отнести: «Пальчик, мальчик…?», «Этот пальчик хочет спать», «Этот пальчик – дедушка…», «Пальчики пошли гулять…», «Раз, два, три, четыре, кто живёт в моей квартире?» - ребёнок поочерёдно загибает пальчик. Он может выполнять эти упражнения с помощью взрослого. Они развивают воображение: в каждом пальчике ребёнок видит тот или иной образ.
Сюжетные пальчиковые упражнения
«Пальчики здороваются» - подушечки пальцев соприкасаются с большим пальцем (правой, левой руки одновременно).
«Распускается цветок» - из сжатого кулака «появляются» пальцы
«Грабли» -ладони на себя, пальцы переплетаются между собой.
«Ёлка» - ладони на себя, пальцы в «замок» (ладони под углом друг к другу).
Пальцы выставляются вперёд, локти к корпусу не прижимаются.
К этой группе относятся также упражнения, которые позволяют детям изображать предметы транспорта, мебели, домашних и диких животных, деревьев, птиц, насекомых.
Пальчиковые упражнения в сочетании со звуковой гимнастикой.
Ребёнок может поочерёдно соединять пальцы каждой руки друг с другом, или выпрямлять по очереди каждый палец, или сжимать пальцы в кулак и разжимать, и в это время произносить звуки: б- п, к – г, д – т.
Пальчиковые кинезеологические упражнения («гимнастика для мозга»).
«Колечко» - поочерёдно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с каждым пальцем последовательно – указательный, средний и т.д.
«Кулак – ребро – ладонь» _ последовательно менять три положения: сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола (сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками вместе).
«Ухо – нос» - левой рукой взяться за кончик носа, правой – за противоположное ухо, затем одновременно опустить руки и поменять их положение.
«Симметричные рисунки» - нарисовать в воздухе обеими руками зеркально симметричные рисунки (лучше начинать с круглого предмета: яблоко, арбуз и т.д. Важно, чтобы ребёнок смотрел во время рисования на свою руку).
Пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук.
В данных упражнениях используются традиционные для массажа движения - разминание, растирание, надавливание, пощипывание (от периферии к центру). «Помоем руки горячей водой» - движения, как при мытье рук.
«Надеваем перчатки» - большим и указательными пальцами правой и левой руки растираем каждый палец левой руки, начиная с мизинца, сверху вниз. В конце растираем ладонь.
«Засолка капусты» - движения ребром ладони правой руки о ладонь левой руки: постукивание, пиление. Движения обеих кистей: имитация посыпания солью, сжимание пальцев в кулак.
«Согреем руки» - движения, как при растирании рук.
«Молоточек» - фалангами сжатых в кулак пальцев правой руки «забивать гвозди».
«Гуси щиплют травку» - пальцы правой руки пощипывают кисть левой. Для более эффективного самомассажа кистей рук используется грецкий орех, каштан, шестигранный карандаш, массажный мячик.
Театр в руке.
Позволяет повысить общий тонус, развивает внимание и память, снимает психоэмоциональное напряжение. «Бабочка» - сжать пальцы в кулак и поочерёдно выпрямлять мизинец, безымянный и средний пальцы, а большой и указательный соединить в кольцо. Выпрямленными пальцами делать быстрые движения («трепетание пальцев»). «Сказка» - детям предлагается разыграть сказку, в которой каждый палец – какой – либо персонаж.
«Осьминожка» - правая рука, осторожно и по очереди передвигая свои щупальцы - пальцы, путешествуют по морскому дну. Навстречу движется осьминог - левая рука. Увидели друг друга - замерли, а потом стали обследовать морское дно вместе. И так, подводя итоги, можно констатировать следующее: пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, мышления произвольного и непроизвольного внимания, слухового и зрительного восприятия, быстроту реакции и эмоциональную выразительность, способность сосредотачиваются. Помимо этого, пальчиковые игры расширяют кругозор и словарный запас детей, дают первоначальные математические представления и экологические знания, обогащают знания детей о собственном теле, создают положительное эмоциональное состояние, воспитывают уверенность в себе.
Игры с пальчиками - это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения с близкими людьми. Когда мама для пальчиковой игры берет малыша на руки, сажает на колени, обнимая, придерживает, когда она трогает его ладошку, поглаживает или щекочет, похлопывает или раскачивает, а ребёнок получает массу необходимых для его эмоционального и интеллектуального развития впечатлений.
Технологическая карта
«Пальчиковые игры»
Задачи:
Возбуждение речевых центров головного мозга и усиление согласованной деятельности
речевых зон:
Создание благоприятного эмоционального фона и условий для развития у детей умения
подражать взрослым, слушать и понимать смысл речи для повышения речевой
активности;
Развитие памяти, воображения, гибкости и подвижности кистей рук.
Методы и приёмы:
Игровой характер;
Непринуждённость обстановки;
Использование атрибутов (образные перчатки, ёжик…).
- Массаж кистей рук и пальцев (поглаживать и растирать ладошки вверх – вниз); Разминать и растирать каждый пальчик.
2. Пальчиковая гимнастика
Противопоставление пальцев;
Сгибание и разгибание кисти в кулак поочерёдно и одновременно.
Супинация и пронация кисти, движения вверх и вниз, (смена быстро и медленно);
Отведение и приведение пальцев
Круговые движения кистями при свободно согнутых пальцах;
Свободные постукивания пальцами по столу одновременно и поочерёдно;
Свободное похлопывание кистью по столу;
Отведение и приведение кисти;
Надавливание подушечками пальцев одной руки на пальцы другой.
Щелчки;
Крючки;
Движения карандашами.
3.Игры с пальчиками.
4.Расскажи стихи руками.
5.Расскажи сказку руками.
Отражение в предметно – развивающей среде.
Картотека;
Пластмассовые мячи;
Перчатки;
Ёжик – колющий мячик;
Карандаши, палочки;
Пальчиковый театр;
Колпачки фломастеров;
Жёлуди, плоды каштанов;
Контурные изображения героев;
Камешки, верёвочки, фантики, резиночки.
Список литературы:
И.В. Ганичева «Телесно – ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми» - М. Книголюб, 2008.
Т.В, Александрова «Сказки на кончиках пальцев. Пальчиковые игры по мотивам народных песен и сказок» \\ Дошкольная педагогика. – 2008.№7.
Т.П, Буцыкина, Г.М. Вартапетова «Развитие общей и мелкой моторики, как основа формирования графомоторных навыков у младших школьников».\\ Логопед. 2005.№3.
О.И. Крупенчук «Пальчиковые игры». – СПб. Издательский дом «Литера», 2007.
Г.Г.Аганян «Мы топали, мы топали». Учеб. Пособие для родителей и воспитателей\ Г.Г Аганян - Дмитров: Карапуз, 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого подгруппового логопедического занятия по развитию речи в подготовительной группе с детьми имеющих тяжёлые нарушения речи с использованием современных образовательных технологий.
закреплять умение составлять описательный рассказ по предложенной схемепродолжать учить детей употреблять слова сложной слоговой структуры (экс-кур-со-вод, дос-то-при-ме-ча-тель-нос-ти);закрепля...
Роль пальчиковых игр в развитии речи и мелкой моторики детей.
Почему пальцы помогают говорить.Когда начинать заниматься.Как играть в пальчиковые игры.Группы пальчиковых игр....
Конспект НОД «Поможем весне» по развитию речи в группе компенсирующей направленности для детей тяжёлыми нарушениями речи старшего возраста
Конспект НОД «Поможем весне» по развитию речи в группе компенсирующей направленности для детей тяжёлыми нарушениями речи старшего возраста...
Консультация для родителей «Проектная деятельность с детьми второй младшей группы, имеющих тяжёлые нарушения речи»
Метод проекта подходит для развития связной речи у детей с ТНР. Он позволяет раскрыть и проявить себя детям, имеющим речевые проблемы, повысить самооценку, преодолеть робость и застенчивость, пр...
Интегрированное подгрупповое занятие по развитию познавательной сферы для детей подготовительной группы с тяжёлыми нарушениями речи (ТНР)
Интегрированное подгрупповое занятие по развитию познавательной сферы для детей подготовительной группы с тяжёлыми нарушениями речи (ТНР)...
Статья "Роль пальчиковых игр в развитии речи и мелкой моторики детей"
Игры с пальчиками развивают мозг ребёнка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию. Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего те...
РОЛЬ ПАЛЬЧИКОВЫХ ИГР В РАЗВИТИИ РЕЧИ И МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ДЕТЕЙ
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что общему развитию моторики уделяют внимание многие детские психологи, физиологи, логопеды....