Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе на тему: «ЗАУЧИВАНИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ И. СУРИКОВА «ДЕТСТВО»
план-конспект занятия по развитию речи

Рогощенкова Наталья Геннадьевна

Цель: познакомить детей с новым поэтическим произведением и разучить стихотворение.

Задачи:

Образовательные: Учить детей выразительно читать наизусть стихотворение И. Сурикова «Детство» с опорой на картинки. Активизировать словарный запас детей о зиме.

Развивающие: Развивать у детей поэтический слух, умение понимать и воспроизводить образный язык, интонационную выразительность речи. Закрепить знания о зиме, зимних явлениях, зимних забавах

Развивать умение слышать и слушать вопрос, запоминать стихотворный текст. Развивать память. внимание. 

Развивать речь и словарный запас детей. Развивать игровую двигательную активность.

Воспитательные: Воспитывать эмоциональную отзывчивость на картины зимней природы и взаимоотношения детей, воспитывать любовь к поэзии, к родной природе.

Формировать взаимопонимание и доброжелательность.

Воспитывать эмоционально-радостное отношение к зимней природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rogoshchenkova_n.g._tema_16.docx24.08 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Смоленский государственный университет»

Психолого-педагогический факультет

Кафедра педагогики

Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе

на тему:

 «ЗАУЧИВАНИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ

И. СУРИКОВА «ДЕТСТВО»

 Выполнила:

студентка группы № 41

очного отделения

направления подготовки 44.03.02.

Психолого-педагогическое образование,

профиль: «Дошкольное образование»

РОГОЩЕНКОВА Наталья Геннадьевна

Смоленск

2021

Цель: познакомить детей с новым поэтическим произведением и разучить стихотворение.

Задачи:

Образовательные: Учить детей выразительно читать наизусть стихотворение И. Сурикова «Детство» с опорой на картинки. Активизировать словарный запас детей о зиме.

Развивающие: Развивать у детей поэтический слух, умение понимать и воспроизводить образный язык, интонационную выразительность речи. Закрепить знания о зиме, зимних явлениях, зимних забавах

 Развивать умение слышать и слушать вопрос, запоминать стихотворный текст. Развивать память. внимание.

Развивать речь и словарный запас детей. Развивать игровую двигательную активность.

Воспитательные: Воспитывать эмоциональную отзывчивость на картины зимней природы и взаимоотношения детей, воспитывать любовь к поэзии, к родной природе.

Формировать взаимопонимание и доброжелательность.

Воспитывать эмоционально-радостное отношение к зимней природе.

Предварительная работа:  наблюдение за явлениями природы зимой, коллективные беседы о зиме, беседа о деревне, деревенских жителях, рассмотрение иллюстраций, чтение художественной литературы, разучивание стихотворений А. Блока «Ветхая избушка», С. Есенина «Берёза». 

Словарная работа: декабрь, январь, февраль, сугроб, залепил, зимние развлечения, поэт, кубарем.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие.

Материалы и оборудование: экран, проектор, флэшка с презентацией, мнемотаблица.

Методические приемы: беседа-диалог, игровая ситуация, рассматривание картин, загадки, чтение стихотворения с использованием мнемотаблицы.

Ход занятия:

1.Организационный момент (5 минуты)

Воспитатель: - Ребята, чтобы вы сами догадались, о чем пойдет речь сегодня, я хочу загадать вам загадку. Слушайте внимательно: слайд № 1

«Тройка,  тройка прилетела!

Скакуны в той тройке белы

А в санях сидит царица-

Белолоба, белолица.

Как махнула рукавом

Все покрыла серебром».

- Как вы думаете, что это за царица?

- А кто догадался, что за тройка белых скакунов? (ответы детей) слайд № 2

2. Основная часть (12 минут)

Воспитатель: - Правильно. Догадались, о чем мы с вами сегодня поговорим? (о зиме, зимних забавах и т. д.)

- Ребята, как называется человек, который сочиняет и пишет стихи? (ответы детей).

Слайд № 3

 - Много русских поэтов воспевали красоту зимней природы.  Послушайте отрывок из стихотворения А.Блока «Ветхая избушка».

Ветхая избушка                                  Внукам-шалунишкам

Вся в снегу стоит.                               По колено снег.                                      Бабушка-старушка                              Весел ребятишкам

Из окна глядит.                                    Быстрых санок бег…      

Слайд № 4

 Воспитатель:- Ребята, вы знаете, что деревья зимой выглядят очень красиво. Послушайте стихотворение С.Есенина «Берёза» (рассказывает ребёнок).

Белая берёза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
И стоит берёза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.

Воспитатель:- Зима - это неутомимый праздник и веселье! Только зимой можно слепить самую лучшую в своей жизни снежную бабу или снеговика, попробовать снег на вкус или поиграть в снежки с друзьями.  

Слайд № 5

- Сейчас мы с вами немного поиграем в игру, будем лепить снеговика (физ.минутка).

Раз — рука, два — рука

- Лепим мы снеговика!    

Три — четыре, три — четыре,

Нарисуем рот по шире!  

Пять — найдём морковь для носа,

Угольки найдём для глаз.

 Шесть — наденем шляпу косо,

Пусть смеётся он у нас.                          

Семь и восемь, семь и восемь.

Мы сплясать его попросим.  

Девять — десять — снеговик.

Через голову — кувырк!!! Ну и цирк!

Слайд № 6

- Ребята, а вы любите кататься на санках с горы? Я вас познакомлю с творчеством поэта Ивана Сурикова. Когда он был маленький тоже любил кататься с горы на санках, а когда вырос даже написал об этом стихотворение. (чтение стихотворения без установки на запоминание).

Слайд № 7

Вот моя деревня, вот мой дом родной!

Вот качусь я в санках по горе крутой.

Вот свернули санки, и я на бок_- хлоп!

Кубарем качусь я под гору в сугроб.

И друзья  мальчишки,  стоя надо мной,

Весело хохочут над моей бедой.

- Всё лицо и руки залепил мне снег,

- Мне в сугробе горе, а ребятам смех.

Воспитатель:- О каком времени года пишет поэт?

- Что вспоминает поэт?

- Как пишет поэт про гору?

- Какая она?

- Как вы понимаете слова «кубарем качусь я под гору в сугроб»

- Как вы думаете, с каким настроением написал Суриков стихотворение?

- Почему «над   бедой» весело хохочут друзья пострадавшего?

- С какой интонацией лучше рассказывать это стихотворение?

- Послушайте внимательно ещё раз стихотворение, мне очень хочется, чтобы вы его выучили и рассказали всем - мамам, бабушкам и т. д. (повторное чтение стихотворения, с установкой на запоминание, с показом  мнемотаблицы). Потом педагог читает вместе с детьми. Предлагает детям попробовать рассказать  (один начинает, потом продолжает другой).

3. Рефлексия (7 минут).

Воспитатель:- Как называется стихотворение, которое мы с вами учили?

- Кто его написал?

- О чём это стихотворение?

На это наше занятие подошло к концу! Всем спасибо за внимание!

Список литературы:

  1. Алексеева М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. 3-е изд., стереотип. М.: Издательский центр «Академия», 2000. -400 с.
  2. Бородич А.М. Методика развития речи детей / А.М. Бородович. – Учеб. Пособие для студентов пед. инст. – М.: Просвещение, 2011. – 255 с.
  3. Гербова В. В. Развитие речи в детском саду. Старшая группа / В.В. Гербова. - М.: Мозаика-Синтез, 2005. – 78 с.
  4. Смирнова Е.В. Дошкольный возраст: формирование доброжелательных отношений / Е.В. Смирнова, А.В.  Холмогорова // Дошкольное воспитание. – 2003. -  № 9. - С. 68−76.
  5.  Сохина Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста / Под ред. Ф.А. Сохина. – М., 1984. – С. 163.
  6. 12. Ушакова О. С. Методика развития речи детей дошкольного возраста: метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений/ О. С. Ушакова, А. М. Струнина. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. –

288 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по речевому развитию в средней группе. Тема: "Заучивание стихотворения Е.Трутневой "Ёлка".

Предлагаю интересную методику заучивания стихотворения. Эта методика была апробирована в 2013 году при подготовке детей к Новогодним праздникам и дала положительные результаты, дети с желанием и лёгко...

Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе. «Заучивание наизусть стихотворения В. Орлова «Ты скажи мне, реченька лесная…»».

Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе. «Заучивание наизусть стихотворения В. Орлова «Ты скажи мне, реченька лесная…»».Цель. Помочь детям вспомнить ранее изученные стихотворения и зап...

Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе на тему: заучивание стихотворения С. Маршака «Тает месяц молодой»” .

Программные образовательные задачи1. Формировать умение внимательно слушать и запоминать стихотворение; выразительно читать его с естественными интонациями;2. Учить вслушиваться в ритм и мелодику поэт...

Конспект ООД по речевому развитию в подготовительной группе. Тема: Заучивание стихотворения А.С.Пушкина «Уж небо осенью дышало» с использованием мнемотаблицы

Цель: Учить детей пользоваться мнемотаблицей при заучивании стихотворений.Задачи: 1. ОбразовательныеПродолжать учить детей внимательно слушать художественное произведение;Отвечать на вопросы взро...

Конспект занятия по области речевое развитие в старшей группе Тема: Заучивание отрывка стихотворения И. Бунин. «Первый снег»

Цель: научить детей рассказывать стихотворение «Первый снег» И. Бунина  выразительно.Программные задачи:Обучающие:- Познакомить детей с новым стихотворением о зиме...

Конспект ОД по области «Речевое развитие» в старшей группе. Тема: «Заучивание стихотворение кубанского автора В. Нестеренко « Осенние листья»»

Цель: формирование интереса и потребности к заучиванию поэтических произведений.Программные задачи:Образовательные: продолжать формировать у детей умение слушать, запоминать стихотворения, рассказыват...

Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе. Тема; «Заучивание наизусть стихотворения В. Орлова «Ты скажи мне, реченька лесная…».

Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе.Тема; «Заучивание наизусть стихотворения В. Орлова«Ты скажи мне, реченька лесная…»....