Занятие по формированию фонетико-фонематической системы языка и звукового анализа в старшей группе комбинированной направленности для детей с ТНР. Звуки [М, М']. Семья.
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Занятие по формированию фонетико-фонематической системы языка и звукового анализа
в старшей группе комбинированной направленности
для детей с ТНР .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zvuki_m_m._semya.doc | 260.5 КБ |
Звуки [М, М']. Семья. | 260.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие по формированию фонетико-фонематической системы языка и звукового анализа
в старшей группе комбинированной направленности
для детей с тяжёлыми нарушениями речи.
Тема занятия: Звуки [М, М']. «Семья».
Возрастная группа: воспитанники старшей группы комбинированной направленности 5-6 лет.
Речевое заключение: ОНР.
Образовательная технология: социоигровая технология.
Цель: создание условий для формирования у дошкольников с общим недоразвитием речи фонетико-фонематических представлений о звуках [М, М'].
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- закрепить навыки различения и четкого произношения звуков [М, М']в словах, фразах;
- упражнять в умении подбирать слова на заданные звуки [М], [М'], определять позицию звуков в словах;
- упражнять в умении характеризовать звуки [М], [М'] по акустическим и артикуляционным признакам;
- активизировать словарь по теме «Семья».
Коррекционно-развивающие:
- развивать фонематические процессы, зрительное, слуховое внимание, память, мышление, мелкую моторику, координацию речи с движениями.
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать уважение к членам своей семьи;
- формировать навыки доброжелательности и сотрудничества в процессе групповой работы и работы в парах.
Форма образовательной деятельности: подгрупповое занятие.
Образовательные области: «речевое развитие», «социально-коммуникативное развитие», «познавательное развитие».
Виды деятельности: коммуникативная, игровая, изобразительная.
Планируемые результаты: правильно произносят и дают характеристику звукам [М, М'], различают твёрдый и мягкий звуки [М, М'], правильно определяют позицию этих звуков в словах. Правильно согласовывают слова в предложении. Активно и доброжелательно взаимодействуют друг с другом и учителем-логопедом, отвечают на поставленные вопросы учителя-логопеда, знают названия членов семьи. Самостоятельно выбирают материал и изготавливают задуманный «подарок».
Оборудование: мультимедийное оборудование, сюжетная картинка «Семья», предметные картинки, в названии которых есть звуки [М, М'] (малина, муха, медведь, мука, машина, мыло, медаль), индивидуальные зеркала, цветовые символы звуков, альбомные листы, иллюстрации из журналов, ножницы, фломастеры, мелки, цветные карандаши, трафареты.
Предварительная работа: беседа по теме «Семья», разучивание динамической паузы «Семейная зарядка», пальчиковой гимнастики «Моя семья», разучивание стихотворений о семье, сюжетно-ролевая игра «Магазин», дидактическая игра «Помощники», повторение материала по теме «Продукты». Детская мастерская: рисование, лепка, изготовление книжек-малышек. Гимнастика для глаз, артикуляционная гимнастика (перед занятием, в группе).
Ход занятия
- Организационный момент (в группе)
Учитель-логопед: - Доброе утро, ребята! Сегодня утром, когда я шла на работу, ко мне подошла женщина и попросила помочь научить её младшего сына правильно произносить звуки. Еще она мне рассказала о своей семье, что она у них очень дружная.
- Хотите увидеть эту семью? (переходят в логопедический кабинет)
На экране – изображение семьи.
Актуализация имеющихся знаний по теме «Семья»
Учитель-логопед: - В этой семье есть … (папа, мама, и дети: два мальчика и девочка). Старшего сына зовут Миша, а младшего – Митя. Девочку зовут Маша.
- Митя для мамы и папы кто?
- Маша для мамы и папы кто?
- Митя для Маши и Миши кто?
- Маша для Миши и Мити кто?
Создание проблемной ситуации:
Учитель-логопед: - Старшие дети Маша и Миша говорят хорошо, а Митя говорит плохо. Митина мама просит нас позаниматься с Митей.
II. Основная часть.
- Акцентные вопросы:
Учитель-логопед: - Ребята, вы хотите помочь научить Митю правильно говорить? - Вы сможете ему помочь?
- Сообщение темы занятия:
Учитель-логопед: - Мама рассказала, что Митя не может правильно произносить имена своих старших брата и сестры. Как вы думаете, какие звуки Мите необходимо научиться произносить первыми?
(учитель-логопед произносит слова, выделяя голосом звук М (Маша, Миша, Митя, мама).
Дети выделяют первый звук в словах (Маша, Миша, мама, Митя).
Учитель-логопед: - Мы сможем научить Митю правильно произносить звуки [М, М']?
3. Характеристика звука по артикуляционным и акустическим признакам (актуализация знаний).
Учитель-логопед задает вопросы, опираясь на имеющийся опыт детей:
Учитель-логопед: - Давайте вспомним, как мы произносим звуки [М, М'].
- Посмотрите, с помощью чего мы произносим звуки [М, М']?
Дети дают характеристику звукам [М, М']– каждому в отдельности.
- Струя воздуха свободно выходит изо рта или встречает преграду?
- При произнесении звуков [М, М'] губы сомкнуты, на пути воздушной струи стоит преграда, воздушная струя как бы разрывает губы.
- Звуки, при произнесении которых встречается преграда, называются согласными.
- Как вы думаете, чем похожи эти звуки? (оба согласные и звонкие). А чем отличаются?
(М – твёрдый, обозначается фишкой синего цвета, а М' – мягкий, обозначается фишкой зелёного цвета).
4. Дидактическое упражнение на развитие фонематического слуха «Кто внимательный?» (с использованием мультимедийного оборудования).
Учитель-логопед: - Мама Мити рассказала, что когда он говорит, то часто пропускает первый звук в словах. Мама часто не понимает, что Митя хочет сказать.
- Послушайте эти слова и помогите маме понять Митю:
…алина (малина) …уха (муха) …едведь (медведь) …ука (мука) | …ашина (машина) …ыло (мыло) …едаль (медаль) |
Появляется изображение предмета.
Учитель-логопед: - Как правильно? Какой звук пропустил Митя.
5. Упражнение «Мамины помощники».
Учитель-логопед: - Маша и Миша любят помогать маме и ходят в магазин за продуктами. В этот раз мама дала такое задание, что Маша покупает продукты, в названии которых звук М – твёрдый, а Миша будет выбирать продукты, в названии которых звук М' – мягкий.
Учитель-логопед: - Ребята, хотите помочь Маше и Мише? (смена мизансцены)
Учитель-логопед: - А вот и продуктовый магазин. Посмотрите, какие продукты есть на полках. Дети повторяют названия продуктов за учителем-логопедом.
Учитель-логопед: - Давайте поможем Маше и Мише. Кто будет помогать Маше, возьмите синий кружок. А кто помогает Мише, возьмите зеленый кружок.
Майонез, мёд, мидии, малина,
Молоко, изюм, мясо и маслины,
Масло, джем, мука и мандарины.
Дети выбирают карточки с изображением нужного продукта.
Учитель-логопед: - Чтобы купить продукт, нужно правильно определить, где находится звук М, М' (в начале или в конце слова).
Учитель-логопед играет роль продавца.
Учитель-логопед: - В этой семье любят вместе заниматься спортом. Давайте, ребята, им покажем нашу зарядку.
6. Динамическая пауза «Семейная зарядка».
Осенью, весною,
Летом и зимой.
Мы во двор выходим
Дружною семьёй.
Встанем в круг и по порядку
Каждый делает зарядку.
Мама руки поднимает (руки вверх и вниз).
Папа бодро приседает (приседания).
Повороты вправо-влево
Делает мой братик Миша (руки на поясе, повороты всем корпусом).
Ну и я бегу трусцой (бег на месте).
И качаю головой (наклоны головой в стороны).
7. Восстановление деформированного текста.
Учитель-логопед: - Маленький Митя заговорил предложениями. Послушайте, что у него получилось: «Мама мыть Митя. Возле дом цвести мак. Митя мыть лицо мыло. Мы очень любить малина». (дети произносят предложения правильно)
Учитель-логопед предлагает детям пройти к столам для выполнения практической части
Учитель-логопед: - Теперь давайте расскажем и покажем, какая у Вас дружная семья.
8. Пальчиковая гимнастика «Моя семья».
Знаю я, что у меня Дома дружная семья: Это – мама, Это – я, Это – бабушка моя, Это – папа, Это – дед. | Поднимают руку ладонью к себе и в соответствии с текстом в определенной последовательности загибают пальцы: сначала безымянный, затем мизинец, указательный палец, средний и большой. |
III. Практическая часть.
Учитель-логопед: - Вам понравилось сегодня играть с Машей и Мишей? Давайте им подарим на память о нас картинку-подарок, в названии которых есть звук М или М'.
Учитель-логопед: - Вы можете самостоятельно или с друзьями изготовить свой подарок. Для этого я вам предлагаю выбрать картинки из журналов, нарисовать рисунок самостоятельно, или используя трафарет.
Дети договариваются и распределяются по подгруппам, изготавливают подарок.
Дети рассказывают, для кого они сделали свой подарок. Аргументируют свой выбор.
IV. Заключительная часть.
Итог занятия.
Учитель-логопед: - Ребята, кому мы сегодня помогали? - Что вам понравилось? - Что показалось трудным?
Рефлексия.
Учитель-логопед: - Как вы думаете, научился Митя правильно произносить звуки [М, М']? - Вы сможете ещё кого-то научить? – Вам понравились игры, в которые мы сегодня играли? - Вы сможете поиграть в эти игры со своими друзьями?
Предварительный просмотр:
Занятие по формированию фонетико-фонематической системы языка и звукового анализа
в старшей группе комбинированной направленности
для детей с тяжёлыми нарушениями речи.
Тема занятия: Звуки [М, М']. «Семья».
Возрастная группа: воспитанники старшей группы комбинированной направленности 5-6 лет.
Речевое заключение: ОНР.
Образовательная технология: социоигровая технология.
Цель: создание условий для формирования у дошкольников с общим недоразвитием речи фонетико-фонематических представлений о звуках [М, М'].
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- закрепить навыки различения и четкого произношения звуков [М, М']в словах, фразах;
- упражнять в умении подбирать слова на заданные звуки [М], [М'], определять позицию звуков в словах;
- упражнять в умении характеризовать звуки [М], [М'] по акустическим и артикуляционным признакам;
- активизировать словарь по теме «Семья».
Коррекционно-развивающие:
- развивать фонематические процессы, зрительное, слуховое внимание, память, мышление, мелкую моторику, координацию речи с движениями.
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать уважение к членам своей семьи;
- формировать навыки доброжелательности и сотрудничества в процессе групповой работы и работы в парах.
Форма образовательной деятельности: подгрупповое занятие.
Образовательные области: «речевое развитие», «социально-коммуникативное развитие», «познавательное развитие».
Виды деятельности: коммуникативная, игровая, изобразительная.
Планируемые результаты: правильно произносят и дают характеристику звукам [М, М'], различают твёрдый и мягкий звуки [М, М'], правильно определяют позицию этих звуков в словах. Правильно согласовывают слова в предложении. Активно и доброжелательно взаимодействуют друг с другом и учителем-логопедом, отвечают на поставленные вопросы учителя-логопеда, знают названия членов семьи. Самостоятельно выбирают материал и изготавливают задуманный «подарок».
Оборудование: мультимедийное оборудование, сюжетная картинка «Семья», предметные картинки, в названии которых есть звуки [М, М'] (малина, муха, медведь, мука, машина, мыло, медаль), индивидуальные зеркала, цветовые символы звуков, альбомные листы, иллюстрации из журналов, ножницы, фломастеры, мелки, цветные карандаши, трафареты.
Предварительная работа: беседа по теме «Семья», разучивание динамической паузы «Семейная зарядка», пальчиковой гимнастики «Моя семья», разучивание стихотворений о семье, сюжетно-ролевая игра «Магазин», дидактическая игра «Помощники», повторение материала по теме «Продукты». Детская мастерская: рисование, лепка, изготовление книжек-малышек. Гимнастика для глаз, артикуляционная гимнастика (перед занятием, в группе).
Ход занятия
- Организационный момент (в группе)
Учитель-логопед: - Доброе утро, ребята! Сегодня утром, когда я шла на работу, ко мне подошла женщина и попросила помочь научить её младшего сына правильно произносить звуки. Еще она мне рассказала о своей семье, что она у них очень дружная.
- Хотите увидеть эту семью? (переходят в логопедический кабинет)
На экране – изображение семьи.
Актуализация имеющихся знаний по теме «Семья»
Учитель-логопед: - В этой семье есть … (папа, мама, и дети: два мальчика и девочка). Старшего сына зовут Миша, а младшего – Митя. Девочку зовут Маша.
- Митя для мамы и папы кто?
- Маша для мамы и папы кто?
- Митя для Маши и Миши кто?
- Маша для Миши и Мити кто?
Создание проблемной ситуации:
Учитель-логопед: - Старшие дети Маша и Миша говорят хорошо, а Митя говорит плохо. Митина мама просит нас позаниматься с Митей.
II. Основная часть.
- Акцентные вопросы:
Учитель-логопед: - Ребята, вы хотите помочь научить Митю правильно говорить? - Вы сможете ему помочь?
- Сообщение темы занятия:
Учитель-логопед: - Мама рассказала, что Митя не может правильно произносить имена своих старших брата и сестры. Как вы думаете, какие звуки Мите необходимо научиться произносить первыми?
(учитель-логопед произносит слова, выделяя голосом звук М (Маша, Миша, Митя, мама).
Дети выделяют первый звук в словах (Маша, Миша, мама, Митя).
Учитель-логопед: - Мы сможем научить Митю правильно произносить звуки [М, М']?
3. Характеристика звука по артикуляционным и акустическим признакам (актуализация знаний).
Учитель-логопед задает вопросы, опираясь на имеющийся опыт детей:
Учитель-логопед: - Давайте вспомним, как мы произносим звуки [М, М'].
- Посмотрите, с помощью чего мы произносим звуки [М, М']?
Дети дают характеристику звукам [М, М']– каждому в отдельности.
- Струя воздуха свободно выходит изо рта или встречает преграду?
- При произнесении звуков [М, М'] губы сомкнуты, на пути воздушной струи стоит преграда, воздушная струя как бы разрывает губы.
- Звуки, при произнесении которых встречается преграда, называются согласными.
- Как вы думаете, чем похожи эти звуки? (оба согласные и звонкие). А чем отличаются?
(М – твёрдый, обозначается фишкой синего цвета, а М' – мягкий, обозначается фишкой зелёного цвета).
4. Дидактическое упражнение на развитие фонематического слуха «Кто внимательный?» (с использованием мультимедийного оборудования).
Учитель-логопед: - Мама Мити рассказала, что когда он говорит, то часто пропускает первый звук в словах. Мама часто не понимает, что Митя хочет сказать.
- Послушайте эти слова и помогите маме понять Митю:
…алина (малина) …уха (муха) …едведь (медведь) …ука (мука) | …ашина (машина) …ыло (мыло) …едаль (медаль) |
Появляется изображение предмета.
Учитель-логопед: - Как правильно? Какой звук пропустил Митя.
5. Упражнение «Мамины помощники».
Учитель-логопед: - Маша и Миша любят помогать маме и ходят в магазин за продуктами. В этот раз мама дала такое задание, что Маша покупает продукты, в названии которых звук М – твёрдый, а Миша будет выбирать продукты, в названии которых звук М' – мягкий.
Учитель-логопед: - Ребята, хотите помочь Маше и Мише? (смена мизансцены)
Учитель-логопед: - А вот и продуктовый магазин. Посмотрите, какие продукты есть на полках. Дети повторяют названия продуктов за учителем-логопедом.
Учитель-логопед: - Давайте поможем Маше и Мише. Кто будет помогать Маше, возьмите синий кружок. А кто помогает Мише, возьмите зеленый кружок.
Майонез, мёд, мидии, малина,
Молоко, изюм, мясо и маслины,
Масло, джем, мука и мандарины.
Дети выбирают карточки с изображением нужного продукта.
Учитель-логопед: - Чтобы купить продукт, нужно правильно определить, где находится звук М, М' (в начале или в конце слова).
Учитель-логопед играет роль продавца.
Учитель-логопед: - В этой семье любят вместе заниматься спортом. Давайте, ребята, им покажем нашу зарядку.
6. Динамическая пауза «Семейная зарядка».
Осенью, весною,
Летом и зимой.
Мы во двор выходим
Дружною семьёй.
Встанем в круг и по порядку
Каждый делает зарядку.
Мама руки поднимает (руки вверх и вниз).
Папа бодро приседает (приседания).
Повороты вправо-влево
Делает мой братик Миша (руки на поясе, повороты всем корпусом).
Ну и я бегу трусцой (бег на месте).
И качаю головой (наклоны головой в стороны).
7. Восстановление деформированного текста.
Учитель-логопед: - Маленький Митя заговорил предложениями. Послушайте, что у него получилось: «Мама мыть Митя. Возле дом цвести мак. Митя мыть лицо мыло. Мы очень любить малина». (дети произносят предложения правильно)
Учитель-логопед предлагает детям пройти к столам для выполнения практической части
Учитель-логопед: - Теперь давайте расскажем и покажем, какая у Вас дружная семья.
8. Пальчиковая гимнастика «Моя семья».
Знаю я, что у меня Дома дружная семья: Это – мама, Это – я, Это – бабушка моя, Это – папа, Это – дед. | Поднимают руку ладонью к себе и в соответствии с текстом в определенной последовательности загибают пальцы: сначала безымянный, затем мизинец, указательный палец, средний и большой. |
III. Практическая часть.
Учитель-логопед: - Вам понравилось сегодня играть с Машей и Мишей? Давайте им подарим на память о нас картинку-подарок, в названии которых есть звук М или М'.
Учитель-логопед: - Вы можете самостоятельно или с друзьями изготовить свой подарок. Для этого я вам предлагаю выбрать картинки из журналов, нарисовать рисунок самостоятельно, или используя трафарет.
Дети договариваются и распределяются по подгруппам, изготавливают подарок.
Дети рассказывают, для кого они сделали свой подарок. Аргументируют свой выбор.
IV. Заключительная часть.
Итог занятия.
Учитель-логопед: - Ребята, кому мы сегодня помогали? - Что вам понравилось? - Что показалось трудным?
Рефлексия.
Учитель-логопед: - Как вы думаете, научился Митя правильно произносить звуки [М, М']? - Вы сможете ещё кого-то научить? – Вам понравились игры, в которые мы сегодня играли? - Вы сможете поиграть в эти игры со своими друзьями?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по формированию звукового анализа в старшей группе у детей с ТНР "Дифференциация звуков М-Н"
Занятие по формированию фонематического восприятия и звукового анализа у детей с ТНР...
Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в группе комбинированной направленности для воспитанников в возрасте от 5 до 6 лет на тему: «Весна».
Целью данного занятия является систематизация знаний и представлений детей о весне, как о времени года, и совершенствование связной речи детей. Занятие построено в виде путешествия, в ходе которого, д...
Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в группе комбинированной направленности для воспитанников в возрасте от 5 до 6 лет на тему: «Путешествие капельки!»
Вашему вниманию представлен конспект интегрированного логопедического занятия совместно с воспитателем, целью которого явялется систематизация знаний и представлений детей о круговороте воды в природе...
Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и связной речи в старшей группе для детей с ОНР. Тема: «Одежда»
Задачи: Активизировать, уточнить и расширить словарный запас по лексической теме «Одежда».Закрепить навык словообразования и словоизменения.Формировать умения различать по назначению, мате...
Конспект логопедического занятия по формированию фонетико – фонематических средств языка и обучению грамоте с детьми общего недоразвития речи в подготовительной группе. Тема: Звуки [М] – [М’]. Буква М
Конспект логопедического занятия по формированию фонетико – фонематических средств языка и обучению грамоте с детьми общего недоразвития речи в подготовительной группе....
Занятие по формированию лексико-грамматических средств языка и связной речи в старшей группе компенсирующей направленности Тема: «Продукты питания»
Цель: закрепление знаний и словаря по теме.Коррекционно - образовательные задачи: закрепить и активизировать знания детей по теме «Продукты питания». Закрепить знания о классифик...
Конспект подгруппового занятия по формированию фонетико-фонематических представлений в старшей группе для детей с амблиопией и косоглазием «Звуки (з), (зь); буква З»
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте....