Занятие по формированию лексико-грамматических средств языка и связной речи в старшей группе компенсирующей направленности Тема: «Продукты питания»
материал

Заздравных Олеся Александровна

Цель: закрепление знаний и словаря по теме.

Коррекционно - образовательные задачи: закрепить и активизировать знания детей по теме «Продукты питания». Закрепить знания о классификации продуктов питания. Упражнять в правильном употреблении в речи существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, существительных множественного числа. Формировать навыки образования относительных прилагательных.

Коррекционно – развивающие задачи: развивать тонкую и общую моторику, тактильные ощущения, мышление, зрительное внимание, умение составлять рассказ о приготовленном  блюде при помощи мнемотаблицы.

Коррекционно – воспитательные задачи: воспитывать чувство доброжелательности, ответственности, сотрудничества. Формировать навык совместной работы в паре.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2.docx55.82 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие по формированию лексико-грамматических средств языка и связной речи в старшей группе компенсирующей направленности Тема: «Продукты питания»

Цель: закрепление знаний и словаря по теме.

Коррекционно - образовательные задачи: закрепить и активизировать знания детей по теме «Продукты питания». Закрепить знания о классификации продуктов питания. Упражнять в правильном употреблении в речи существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, существительных множественного числа. Формировать навыки образования относительных прилагательных.

Коррекционно – развивающие задачи: развивать тонкую и общую моторику, тактильные ощущения, мышление, зрительное внимание, умение составлять рассказ о приготовленном  блюде при помощи мнемотаблицы.

Коррекционно – воспитательные задачи: воспитывать чувство доброжелательности, ответственности, сотрудничества. Формировать навык совместной работы в паре.

Оборудование: поварские шапочки по количеству детей, мультимедиа-проектор, ПК, презентация с анимационными изображениями, мольберты, картинки с изображением продуктов питания,  картинка с изображением полочек холодильника, «пирожки» из поролона для массажа кистей и пальцев рук, мнемотаблицы; "Варим борщ", "Варим компот", "Готовим овощной салат", заготовки основы из фетра на липучках:  2 кастрюли, салатница, фрукты, овощи, продукты питания.

Предварительная работа: беседа о продуктах питания, разучивание пальчиковой гимнастики «Пирожки», «Продукты».

 

Логопед: Доброе утро, ребята! Настал новый день. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь мне, друг другу и подарите свои улыбки нашим гостям. Как хорошо, что мы сегодня снова все вместе. Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя свежесть, доброту, красоту, а выдохните через рот все обиды и огорчения.

(дети выполняют вдох и выдох три раза)

Скажите, кто так вкусно

Готовит щи капустные,

Пахучие котлеты,

Салаты, винегреты,

Все завтраки, обеды?

Дети: Это повар

Раздаётся звук ( на мультимедийном экране  появляется  Поварёнок)

– Ребята, кого вы видите? Это Поварёнок. Он любит готовить разные блюда. Скажите, из чего он их готовит? А какие бывают продукты? (молочные, мясные, хлебобулочные, овощные, фруктовые)

Логопед: Ребята, Поварёнок предлагает сегодня побыть его помощниками. Он приготовил для нас задания. Справимся?

Чтобы быть на него похожими, мы наденем поварские шапочки.

Первое задание:

Чтобы продукты не испортились, их нужно положить в холодильник. На верхней полке должны лежать хлебобулочные изделия, на средней молочные, на нижней - мясные.

Возьмите по картинке,  прикрепите ее на нужную полку холодильника и скажите, что именно вы кладёте на полку холодильника, называя этот продукт ласково.

Колбаса-колбаска

Сыр – сырок

Булка-булочка

Ветчина-ветчинка

Молоко - молочко и т. д.

Дети прикрепляют картинки к полке холодильника, сортируя их по группам.

Второе задание:

Логопед: Продуктов всегда много.  Поварёнок приготовил следующее задание: «Скажи со словом «много»

Правила: кому брошу мяч, тот повторит за мной название продукта вместе со словом «много».Следите за тем, чтобы ваши слова были согласованы между собой, т. е. «дружили».

Кому понятны правила игры – хлопните в ладоши.

- Колбаса – много колбасы;

- сосиска - много сосисок;

- пельмень - много пельменей;

- котлета - много котлет;

- сарделька - много сарделек;

- тефтеля - много тефтелей;

- ветчина - много ветчины.

Третье задание:

Логопед: Скажите, кто-нибудь из вас видел, как делаются пирожки? Хотите их испечь? Какие продукты для теста нам понадобятся? Что понадобится для начинки?

Тогда приступаем к работе! Сначала нужно вымыть руки (имитация мытья рук), затем вытереть (имитация вытирания рук).

Теперь замесим тесто.

Упражнение на развитие мелкой моторики

(Дети повторяют  за логопедом  движения и слова)

 

Тесто мнём, мнём

Тесто жмём, жмём

Тесто мы месили.

Пирожки слепили.

Шлеп, шлеп,

Шлеп, шлеп,

Есть с капустой пирожок,

С мясом и картошкой.

Я повидло положу

В тесто, в серединку.

Всех друзей я угощу

Сладкою начинкой.

Логопед: Пирожки слепили, вот сколько их получилось!

А теперь выбирайте себе начинку и расскажите, какие у вас пирожки.

(Дети берут картинки продуктов и кладут в пирожок –

разрезанную пополам губку)

  • У моего пирожка начинка из рыбы – это рыбный пирожок;
  • у моего пирожка начинка  из яблок  – это яблочный пирожок;
  • у моего пирожка начинка  из гороха – это гороховый пирожок;
  • у моего пирожка начинка из мяса – это мясной пирожок;
  • у моего пирожка начинка  из картофеля – это картофельный пирожок;
  • у моего пирожка начинка из грибов – это грибной пирожок;
  • у моего пирожка начинка  из капусты – это капустный пирожок;

Логопед: Хорошо, с заданием справились. Какие вкусные пирожки получились!

Четвёртое задание:

«Я начну, а ты продолжи»

Логопед: Следующее задание от Поварёнка. Слушайте правило: я бросаю мяч и начинаю предложение, а вы его заканчиваете.

Кефир кислый, а йогурт … (сладкий)

Сыр твердый, а масло (мягкое)

Молоко жидкое, а сметана (густая)

Сыр отрезают, а ряженку (наливают)

Молоко пьют, а творог (кушают)

Мороженное в тепле тает, а молоко (прокисает)

Логопед: Вы были очень внимательны и сообразительны! Я горжусь вами!

Логопед: Ребята, сейчас будет сюрприз для Поварёнка, приготовим обед со своим другом. Но для этого нужно разделиться на команды по 2 человека.  Каждая команда будет готовить своё блюдо. Давайте выберем, кто, что будет готовить. (Борщ или суп, компот, салат)

(Перед детьми лежат силуэты кастрюль и салатницы из фетра, а также различные продукты, вырезанные из этого материала, с обратной стороны к ним приклеена липучка. Для компота дети собирают ягоды, фрукты, для борща овощи и т.д, для салата - овощи или фрукты)

Логопед: А теперь расскажите, из чего состоит ваше блюдо, как вы его готовили  и какое оно на вкус, запах.

(Рассказы детей с опорой на мнемотаблицы)

Логопед: Ребята, вы сегодня очень хорошо поработали, доказали Поварёнку, что мы много знаем о продуктах и приготовили вкусный обед для него. Он нами очень доволен.

"Жили-были сыр, котлеты,              Загибают пальчики на обеих руках

Мармелад, зефир, конфеты,

Соки, овощи и фрукты,

Называем их – продукты,

Называем их – еда,

Очень любим их всегда!"               Хлопают в ладоши

 

Дети, а что вам больше всего сегодня понравилось, или может быть кому-то что-то не понравилось? Какое у вас настроение от нашего занятия? (проводится рефлексия «Солнышко») Возьмите картинку, на что больше всего похоже ваше настроение  (солнышко, солнышко с тучкой, тучка).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование метода дидактического синквейна в работе по формированию лексико - грамматических категорий средств языка и связной речи для детей с ОНР

В статье рассказываю о том, как использую метод дидактического синквейна на занятиях. Сложные виды работы по расширению словарного запаса, развитию лексико - грамматических категорий и связной речи пр...

Непосредственно образовательная деятельность по формированию лексико-грамматических средств языка и связной речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи «В гости к бабушке Матрёне»

Задачи.Образовательные:1. Учить образовывать и употреблять существительные родительного падежа в единственном и множественном числе. 2. Закреплять навык образования множественного числа существит...

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи. Тема: «Перелетные птицы»

Цель: познакомить детей с перелетными птицами.Задачи: уяснить строение птиц, внешние признаки; уточнить понятия «перелетные», «водоплавающие»; образовывать существительные с  уменьшительно - ласк...

Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий "Цирк. Цирк. Цирк"в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ОНР ( 6 - 7 года жизни) с использованием презентации

Конспект и презентация логопедического занятия по теме "Цирк" в подготовительной к школе  группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) 7 года жизни...

Конспект занятия по автоматизации звука Ш с элементами формирования связной речи в старшей группе компенсирующей направленности Тема «Заколдованные домашние животные»

Занятие  по автоматизации звука Ш, по развитию связной речи  в старшей группе компенсирующей направленности по теме "Заколдованные домашние животные"...

Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи в старшей группе компенсирующей направленности Тема. «Дикие животные. Составление синквейна».

Конспектподгруппового логопедического занятияпо формированию лексико-грамматических категорийи развитию связной речи в старшей группе компенсирующей направленностиТема. «Дикие животные. Сос...

Организованная образовательная деятельность по формированию лексико-грамматических средств языка и связной речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи «В гости к бабушке Матрёне»

Организованная образовательная деятельность по формированию лексико-грамматических средств языка и связной речи  в старшей группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями р...