Занятие по формированию лексико-грамматических средств языка и связной речи в старшей группе компенсирующей направленности Тема: «Продукты питания»
материал
Цель: закрепление знаний и словаря по теме.
Коррекционно - образовательные задачи: закрепить и активизировать знания детей по теме «Продукты питания». Закрепить знания о классификации продуктов питания. Упражнять в правильном употреблении в речи существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, существительных множественного числа. Формировать навыки образования относительных прилагательных.
Коррекционно – развивающие задачи: развивать тонкую и общую моторику, тактильные ощущения, мышление, зрительное внимание, умение составлять рассказ о приготовленном блюде при помощи мнемотаблицы.
Коррекционно – воспитательные задачи: воспитывать чувство доброжелательности, ответственности, сотрудничества. Формировать навык совместной работы в паре.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2.docx | 55.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие по формированию лексико-грамматических средств языка и связной речи в старшей группе компенсирующей направленности Тема: «Продукты питания»
Цель: закрепление знаний и словаря по теме.
Коррекционно - образовательные задачи: закрепить и активизировать знания детей по теме «Продукты питания». Закрепить знания о классификации продуктов питания. Упражнять в правильном употреблении в речи существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, существительных множественного числа. Формировать навыки образования относительных прилагательных.
Коррекционно – развивающие задачи: развивать тонкую и общую моторику, тактильные ощущения, мышление, зрительное внимание, умение составлять рассказ о приготовленном блюде при помощи мнемотаблицы.
Коррекционно – воспитательные задачи: воспитывать чувство доброжелательности, ответственности, сотрудничества. Формировать навык совместной работы в паре.
Оборудование: поварские шапочки по количеству детей, мультимедиа-проектор, ПК, презентация с анимационными изображениями, мольберты, картинки с изображением продуктов питания, картинка с изображением полочек холодильника, «пирожки» из поролона для массажа кистей и пальцев рук, мнемотаблицы; "Варим борщ", "Варим компот", "Готовим овощной салат", заготовки основы из фетра на липучках: 2 кастрюли, салатница, фрукты, овощи, продукты питания.
Предварительная работа: беседа о продуктах питания, разучивание пальчиковой гимнастики «Пирожки», «Продукты».
Логопед: Доброе утро, ребята! Настал новый день. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь мне, друг другу и подарите свои улыбки нашим гостям. Как хорошо, что мы сегодня снова все вместе. Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя свежесть, доброту, красоту, а выдохните через рот все обиды и огорчения.
(дети выполняют вдох и выдох три раза)
Скажите, кто так вкусно
Готовит щи капустные,
Пахучие котлеты,
Салаты, винегреты,
Все завтраки, обеды?
Дети: Это повар
Раздаётся звук ( на мультимедийном экране появляется Поварёнок)
– Ребята, кого вы видите? Это Поварёнок. Он любит готовить разные блюда. Скажите, из чего он их готовит? А какие бывают продукты? (молочные, мясные, хлебобулочные, овощные, фруктовые)
Логопед: Ребята, Поварёнок предлагает сегодня побыть его помощниками. Он приготовил для нас задания. Справимся?
Чтобы быть на него похожими, мы наденем поварские шапочки.
Первое задание:
Чтобы продукты не испортились, их нужно положить в холодильник. На верхней полке должны лежать хлебобулочные изделия, на средней молочные, на нижней - мясные.
Возьмите по картинке, прикрепите ее на нужную полку холодильника и скажите, что именно вы кладёте на полку холодильника, называя этот продукт ласково.
Колбаса-колбаска
Сыр – сырок
Булка-булочка
Ветчина-ветчинка
Молоко - молочко и т. д.
Дети прикрепляют картинки к полке холодильника, сортируя их по группам.
Второе задание:
Логопед: Продуктов всегда много. Поварёнок приготовил следующее задание: «Скажи со словом «много»
Правила: кому брошу мяч, тот повторит за мной название продукта вместе со словом «много».Следите за тем, чтобы ваши слова были согласованы между собой, т. е. «дружили».
Кому понятны правила игры – хлопните в ладоши.
- Колбаса – много колбасы;
- сосиска - много сосисок;
- пельмень - много пельменей;
- котлета - много котлет;
- сарделька - много сарделек;
- тефтеля - много тефтелей;
- ветчина - много ветчины.
Третье задание:
Логопед: Скажите, кто-нибудь из вас видел, как делаются пирожки? Хотите их испечь? Какие продукты для теста нам понадобятся? Что понадобится для начинки?
Тогда приступаем к работе! Сначала нужно вымыть руки (имитация мытья рук), затем вытереть (имитация вытирания рук).
Теперь замесим тесто.
Упражнение на развитие мелкой моторики
(Дети повторяют за логопедом движения и слова)
Тесто мнём, мнём
Тесто жмём, жмём
Тесто мы месили.
Пирожки слепили.
Шлеп, шлеп,
Шлеп, шлеп,
Есть с капустой пирожок,
С мясом и картошкой.
Я повидло положу
В тесто, в серединку.
Всех друзей я угощу
Сладкою начинкой.
Логопед: Пирожки слепили, вот сколько их получилось!
А теперь выбирайте себе начинку и расскажите, какие у вас пирожки.
(Дети берут картинки продуктов и кладут в пирожок –
разрезанную пополам губку)
- У моего пирожка начинка из рыбы – это рыбный пирожок;
- у моего пирожка начинка из яблок – это яблочный пирожок;
- у моего пирожка начинка из гороха – это гороховый пирожок;
- у моего пирожка начинка из мяса – это мясной пирожок;
- у моего пирожка начинка из картофеля – это картофельный пирожок;
- у моего пирожка начинка из грибов – это грибной пирожок;
- у моего пирожка начинка из капусты – это капустный пирожок;
Логопед: Хорошо, с заданием справились. Какие вкусные пирожки получились!
Четвёртое задание:
«Я начну, а ты продолжи»
Логопед: Следующее задание от Поварёнка. Слушайте правило: я бросаю мяч и начинаю предложение, а вы его заканчиваете.
Кефир кислый, а йогурт … (сладкий)
Сыр твердый, а масло (мягкое)
Молоко жидкое, а сметана (густая)
Сыр отрезают, а ряженку (наливают)
Молоко пьют, а творог (кушают)
Мороженное в тепле тает, а молоко (прокисает)
Логопед: Вы были очень внимательны и сообразительны! Я горжусь вами!
Логопед: Ребята, сейчас будет сюрприз для Поварёнка, приготовим обед со своим другом. Но для этого нужно разделиться на команды по 2 человека. Каждая команда будет готовить своё блюдо. Давайте выберем, кто, что будет готовить. (Борщ или суп, компот, салат)
(Перед детьми лежат силуэты кастрюль и салатницы из фетра, а также различные продукты, вырезанные из этого материала, с обратной стороны к ним приклеена липучка. Для компота дети собирают ягоды, фрукты, для борща овощи и т.д, для салата - овощи или фрукты)
Логопед: А теперь расскажите, из чего состоит ваше блюдо, как вы его готовили и какое оно на вкус, запах.
(Рассказы детей с опорой на мнемотаблицы)
Логопед: Ребята, вы сегодня очень хорошо поработали, доказали Поварёнку, что мы много знаем о продуктах и приготовили вкусный обед для него. Он нами очень доволен.
"Жили-были сыр, котлеты, Загибают пальчики на обеих руках
Мармелад, зефир, конфеты,
Соки, овощи и фрукты,
Называем их – продукты,
Называем их – еда,
Очень любим их всегда!" Хлопают в ладоши
Дети, а что вам больше всего сегодня понравилось, или может быть кому-то что-то не понравилось? Какое у вас настроение от нашего занятия? (проводится рефлексия «Солнышко») Возьмите картинку, на что больше всего похоже ваше настроение (солнышко, солнышко с тучкой, тучка).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование метода дидактического синквейна в работе по формированию лексико - грамматических категорий средств языка и связной речи для детей с ОНР
В статье рассказываю о том, как использую метод дидактического синквейна на занятиях. Сложные виды работы по расширению словарного запаса, развитию лексико - грамматических категорий и связной речи пр...
Непосредственно образовательная деятельность по формированию лексико-грамматических средств языка и связной речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи «В гости к бабушке Матрёне»
Задачи.Образовательные:1. Учить образовывать и употреблять существительные родительного падежа в единственном и множественном числе. 2. Закреплять навык образования множественного числа существит...
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи. Тема: «Перелетные птицы»
Цель: познакомить детей с перелетными птицами.Задачи: уяснить строение птиц, внешние признаки; уточнить понятия «перелетные», «водоплавающие»; образовывать существительные с уменьшительно - ласк...
Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий "Цирк. Цирк. Цирк"в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ОНР ( 6 - 7 года жизни) с использованием презентации
Конспект и презентация логопедического занятия по теме "Цирк" в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) 7 года жизни...
Конспект занятия по автоматизации звука Ш с элементами формирования связной речи в старшей группе компенсирующей направленности Тема «Заколдованные домашние животные»
Занятие по автоматизации звука Ш, по развитию связной речи в старшей группе компенсирующей направленности по теме "Заколдованные домашние животные"...
Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи в старшей группе компенсирующей направленности Тема. «Дикие животные. Составление синквейна».
Конспектподгруппового логопедического занятияпо формированию лексико-грамматических категорийи развитию связной речи в старшей группе компенсирующей направленностиТема. «Дикие животные. Сос...
Организованная образовательная деятельность по формированию лексико-грамматических средств языка и связной речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи «В гости к бабушке Матрёне»
Организованная образовательная деятельность по формированию лексико-грамматических средств языка и связной речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями р...