Конспект подгруппового занятия по формированию фонетико-фонематических представлений в старшей группе для детей с амблиопией и косоглазием «Звуки (з), (зь); буква З»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx123.28 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД №2 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА

ПЕТРОДВОРЦОВОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Конспект  

подгруппового занятия по формированию

фонетико-фонематических представлений

 в старшей группе для детей с

 амблиопией и косоглазием

«Звуки (з), (зь); буква З»

Троицкая Людмила Владимировна

учитель – логопед ГБДОУ д/с 2

комбинированного вида

Петродворцового района

Санкт-Петербурга

Цель: формирование у детей общей ориентировки в звукобуквенной системе родного языка.

Задачи:

Коррекционно – образовательные:

  • учить характеризовать звуки (з), (з*); выделять их в словах;
  • закреплять знания о согласных звуках;
  •  уметь использовать условное обозначение звонких / твёрдого и мягкого звуков (з), (з*);
  • уметь определять место звука в слове;
  • познакомить с буквой З.

Коррекционно – развивающие:

  • развитие слухового восприятия;
  • развитие зрительного восприятия (прослеживающей функции глаза; пространственного восприятия);
  • развитие психических процессов: внимания, памяти, логического мышления.
  • развитие мелкой моторики;

Коррекционно – воспитательные:

  • воспитание коммуникативных навыков;
  • воспитание навыков речевого общения, умения слушать;
  • воспитание навыков сотрудничества, инициативности, самостоятельности.

 Методы: словесный, наглядный, практический.

Оборудование для педагога: конспект (по программе обучения грамоте Н. В. Нищевой)

Оборудование для воспитанников: иллюстративный материал (изображение звездолётов); пазл (буква З); предметные картинки; карточки для пространственного ориентирования; наглядный материал для развития прослеживающей функции глаза.

Ход занятия

  1. Оргмомент.

Психогимнастика.

Л. Ребята, посмотрите на эти лица. Какие они разные!  Что они показывают?

Д. Дети называют эмоциональное состояние человека: радость, грусть, злость, удивление, любопытство..

Л. Возьмите зеркало и попробуйте это изобразить.

Дети выбирают по одной пиктограмме и выполняют мимическое упражнение.

Л. Чтобы вы оставили для нашего занятия?

Д. Ответы детей…

  1. Основная часть.

Л. На какой планете мы живём?

Д. На Земле.

Л. Кто мы?

Д. Земляне.

Красивая наша планета Земля!
Моря, океаны, леса и поля,
Ветра и туманы, дожди и снега:
Землянину каждому ты дорога!

Л. Мы дети Земли. А как вы думаете, кто живёт на звёздах?

Д. Дети звёзд.

Л. Ребята, они посылают нам свои любимые звуки. Как вы думаете, какие?

Д. Ответы детей…

Л. Дети звёзд прислали нам звёздные сигналы. С больших звёзд нам прислали звуки з-з-з.

Л. Давай   произнесем звук (з) все вместе.

Почувствуйте, когда мы произносим этот звук, язык стоит «мостиком» за нижними зубами.  Значит, во рту есть преграда из зубов. Как вы думаете, звук (з) — гласный или согласный?

Д. Согласный.

Л. Верно. Его нельзя пропеть.

Л. Приложите руку к горлышку, произнесите этот звук и определите, он звонкий или глухой?

Д. Он звонкий.

Л. Твердый или мягкий?

Д. Твердый.

Л. Каким цветом мы будем обозначать этот звук?

Д. Синим.

Л. Верно, это согласный звонкий твердый звук.

Л. А с маленьких звёзд нам прилетели звуки з*-з*-з*. Дайте характеристику звуку (з*)

Д. Согласный, звонкий, мягкий. Будем обозначать зелёным цветом.

На доске схема

                                https://avatars.mds.yandex.net/i?id=123d5a22bee473d38e21aa8b7dfc8ee08aa06b84-6018989-images-thumbs&n=13

Л. Иногда тёмной ночью мы может увидеть звёздный дождь. И люди очень часто загадывают желания, увидев, как падает звезда.

Вам необходимо поймать звезду, если вы услышите звук (з) или (зь)

(г, п, з, д, с, т, з*, м, з, ш,з*,в*,з, м*,з*);

(ша, за, ве, зи, ку, зо, зё, жи, зи, си, зу).

Л. Дети звёзд очень хотят с нами дружить.

Л. Выходим на связь с обитателями звёзд. Они просят нас отправить им земные предметы, в названии которых есть звуки (з-з*).

На чём мы их отправим?

Д. Ответы детей.

Л. На звездолёте. Почему его так называют?

Д. Потому что он летит к звёздам.

Если очень захотеть,
можно к звёздам полететь.
Чтоб отправиться в полет,
Нужен всем нам звездолёт.

Картинки с изображением звездолётов.

                 

                                                                                       

Л. Этот звездолёт полетит к большим звёздам (в него мы загрузим предметы в названии которых есть звук (з), а этот к маленьким звёздам (в него мы загрузим предметы в названии которых есть звук (з*).

У звездолёта три иллюминатора. Вам нужно определить, где находится звук (начало, середина, конец слова).

На столе предметные картинки: ваза, машина, корзина, замок, зеркало, книга, зонт,

чайник, телевизор, зефир, мозаика, яблоко, газета, зёрна.

Д. Работа со звездолётами.

Физминутка.

Над Землёю ночью поздней, (Руки вверх, в стороны, вниз)
Только руку протяни, (потянулись руки вверх)
Ты ухватишься за звёзды: (руки в кулачки сжимать)
Рядом кажутся они. (Руки перед глазами)
Можно взять перо Павлина, (ноги вместе, руки вверх, покачаться)
Тронуть стрелки на Часах, (наклон вниз, руки машут тик-так)
Покататься на Дельфине, (присесть, руки вперед)
Покачаться на Весах. (Ноги на ширине плеч, руки в стороны покачаться)
Над Землёю ночью поздней, (руки вниз, поднять голову вверх)
Если бросить в небо взгляд, (потянулись вверх, руки вверх)
Ты увидишь, словно гроздья,
Там созвездия висят. (Руками берем созвездия)

Л. Ребята, я предлагаю отправить нашим друзьям букву, которая обозначает эти звуки.

Скажите, чем отличаются звуки от букв?

Д. Звуки - мы слышим, произносим, а буквы – видим и пишем.

Л. Правильно.

На эту букву посмотри:
Она совсем как цифра "три".
(Демонстрация буквы З)

Л. А на что ещё похожа эта буква?

Д. Ответы детей.

Л. Буква З рассыпалась. Нам нужно собрать её. (ПАЗЛЫ). Коллективная работа.

https://fs.znanio.ru/d5af0e/8f/51/125cae5edf6a1de72fee5920873f281998.jpg

 

https://catherineasquithgallery.com/uploads/posts/2021-03/1614561981_79-p-ochki-na-belom-fone-90.png  Зрительная гимнастики. (Звёзды / лазерная указка). Чёрные силуэты над рабочей зоной (полёты звездолётов).

 Л. Работа с карточками. Вам нужно зачеркнуть все буквы З.

М

З

И

З

З

В

Э

Ф

А

З

Т

З

З

Э

З

С

                 

 Сколько букв вы зачеркнули?

 Д. Семь.

КАРТОЧКА. Показ педагога/ самостоятельная работа.

Л. Обведите букву палочкой.

     https://www.mustafa-turan.com/dosyalar/5-2467/Sayilar-Ponpon-Baskisi-5710/Sayilar-Ponpon-Baskisi-03.jpg

А теперь приготовим нашу букву для отправки к звёздам. Вам нужно наложить пластилиновые заплатки.

Д. Выполнение.

Л. Буквы готовы, загрузите их в звездолёт.

Л. Ребята, чтобы закрыть входные люки, нам нужен ключ. Найдите его и обозначьте. (КАРТОЧКА у каждого ребёнка)

ключи для Замка

Л. Между какими ключами он находился?

Д.  Между ключом с буквой Э и ключом с буквой В.

Л. Люки закрыты, звездолёты отправляются в путь.

Рефлексия.

Л. Какая буква отправится к далёким звёздам?

Какие звуки она обозначает?

Что вы хотите на прощание пожелать детям звёзд?

Д. Ответы …


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по формированию фонематических представлений в старшей группе для детей с ОНР

Фронтальное занятие в старшей группе для детей с ОНР.Его цели: дифференциация свистящих звуков по звонкости и глухости в в словах и предложениях детей. Создание сказочной истории, применение компьютер...

Конспект занятия по формированию фонематических представлений в старшей группе для детей с ОНР “Гласные звуки А, О, У, И, Ы”.

Задачи:коррекционно-образовательные: учить детей давать сравнительную характеристику звукам А, О, У, И, Ы;коррекционно-развивающие: закреплять понятия “гласный звук”, “звук”;за...

Конспект открытого занятия по формированию математических представлений в старшей группе «Математическое царство»

Обучающие задачи: • Упражнять в счёте в пределах 10 в прямом и обратном порядке.• Закрепить знания детей о геометрических фигурах. • Закрепить знания о последовательности дней...

Конспект подгруппового занятия по развитию связной речи в старшей группе для детей с ЗПР

Подгрупповое занятие направлено на уточнение представлений детей о жизни в лесу, о диких животных, их внешнем виде, повадках, образе жизни, закрепление обобщающих понятий и развитие связной речи....

Конспект подгруппового занятия по развитию связной речи в старшей группе для детей с ЗПР

Подгрупповое занятие направлено на уточнение представлений детей о жизни в лесу, о диких животных, их внешнем виде, повадках, образе жизни, закрепление обобщающих понятий и развитие связной речи....