Конспект логопедического занятия по формированию фонетико – фонематических средств языка и обучению грамоте с детьми общего недоразвития речи в подготовительной группе. Тема: Звуки [М] – [М’]. Буква М
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)
Конспект логопедического занятия по формированию фонетико – фонематических средств языка и обучению грамоте с детьми общего недоразвития речи в подготовительной группе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
m.docx | 18.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект логопедического занятия по формированию фонетико – фонематических средств языка и обучению грамоте с детьми общего недоразвития речи в подготовительной группе.
Тема: Звуки [М] – [М’]. Буква М
Цель:
учить детей делать акустико – артикуляционную характеристику звуков [М] – [М’];
дать понятие о согласном и звонком звуке;
учить звуковому анализу слов;
учить дифференцировать звуки по твёрдости и мягкости;
учить детей выделять звук из состава слова;
познакомит детей с графическим образом буквы М;
закреплять умение определять позицию звука в слове;
познакомить с анализом и синтезом прямых и обратных слогов.
Коррекционно - развивающие задачи:
развивать фонематический слух и восприятие;
развивать артикуляционный аппарат.
Коррекционно – воспитательные задачи:
воспитывать у детей самоконтроль за речью;
воспитывать у детей наблюдательность и доброжелательность.
Оборудование: зеркала, рабочие тетради, карандаши, звуковые пеналы, карточки для звукового анализа слова МАК, предметные картинки,
1. Организационный момент
(Дети стоят в кругу и повторяют вместе с логопедом.)
Наши глазки внимательно смотрят.
Наши ушки внимательно слушают.
Наши ручки нам не мешают,
а когда надо, то помогают.
(Ребята садятся за столы, перед ними зеркала.)
2. Артикуляционная гимнастика.
Раз – мы ротик открываем,
Будто кошечки зеваем.
Два подуем в дудочки,
Губки, словно трубочки.
Три – на губки посмотри,
Улыбаемся на «три».
На четыре - ротик шире.
Барабаним на «четыре».
Пять – откроем рот опять.
Нужно губку облизать.
Шесть – почистим наше нёбо,
Нёбо чистым стало чтобы.
Семь – мы звонко будем цокать.
Так стучит копытцем лошадь.
Восемь – к нам приходит осень.
Вырос гриб на счёте «восемь».
Девять – сделай-ка гармошку,
Поиграй на ней немножко.
Десять – можно поболтать
Поболтать и не устать.
3. Сообщение темы. Знакомство со звуками [М] – [М’]
Анализ артикуляции звуков.
- О каком из домашних животных эта загадка?
Сама пёстрая, ест зелёное, дает белое.
(Корова)
-Ты куда идёшь корова- длинные рога?
-М-м-м!- мычит корова, -
Иду я на луга.
- Послушайте, как мычит корова.
(Логопед произносит звук [М]. Указывает, что губы надо сомкнуть, но не выдвигать и не поджимать)
- Произнесите звук [М]
(дети хором и индивидуально произносят звук, наблюдая за артикуляцией звука в зеркала)
- Губы сомкнуты, воздух не сможет пройти через рот. Губы построили преграду. Воздух нашёл другой путь: выходит через нос.
Логопед делает вывод:
- если при произнесении звука воздух встречает преграду, то такие звуки называются согласные.
- Вывод: звук [М] согласный, твердый.
- Приложите тыльную сторону ладони к горлышку. Там живёт голос.
Если горлышко дрожит,
Значит звонкий звук бежит.
Вывод: звук [М] – согласный, твёрдый, звонкий и обозначается синей фишкой.
Знакомство со звуком [М’]
- М-м-м- корова замычала,
Она телёночка искала.
А телёнок ей в ответ: - Мь-мь-мь..
Корова мычит строго: м-м-м (Звук согласный, твёрдый)
А телёночек ей отвечает нежно, ласково: мь-мь-мь. Звук [М’] - согласный, мягкий, звонкий и обозначается зелёной фишкой.
4. Выделение звука [М] из состава слова. Игра «Сигнальщики»
- Каждая хозяйка знает голос своей коровы и узнает его среди других коровьих голосов. И вы постарайтесь услышать звук [М]
- Среди других звуков: в, м, ш, н, мь, ф, п, м.
- Среди слогов: ам, ну, ми, во, му
- Среди слов: трава, молоко, копыта, сметана, Маша, Миша
5.Звуковой анализ слова МАК
Логопед:
- Коровка с телёнком очень любят пастись на лугу, а на лугу много луговых цветов и один из них самый красивый и вкусный - мак. Необходимо сделать звуковой анализ слова МАК.
(Дети выделяют каждый звук и дают ему характеристику)
Первый звук – звук [М] – согласный, твёрдый, звонкий, обозначается синей фишкой
Второй звук – звук [А] – гласный и обозначается красной фишкой.
Третий звук – звук [К] – согласный, твёрдый, глухой, обозначается синей фишкой.
Логопед демонстрирует на доске.
6. Упражнение «Определи, где находится звук»
(На мольберте выставлены картинки с предметами, в названии которых есть звук [М] и [М’])
Логопед:
- Ребята нужно назвать предмет и определить позицию звука используя фишку (в начале, в середине, в конце).
Слова: молоко, сметана, эскимо, дом, масло, мать - и - мачеха
7.Физкультминутка
На носочки поднимайся, приседай и выпрямляйся!
Руки в стороны, вперёд, в кулачок и на бочок.
На одной ноге постой-ка, будто ты солдатик стойкий.
Ногу левую к груди! Да смотри не упади!
А теперь постой на правой, если ты солдатик бравый.
8. Фонетическая разминка. Игра «Эхо»
Проговаривание чистоговорок
Ма-ма-ма- найду ягодки сама.
Ми-ми-ми- машет птица крыльями.
Ам – ам- ам- молоко котёнку дам.
Ом-ом-ом – под корягой лежит сом.
Эм-эм-эм – на трубе играет Сэм.
Ма- ма- ма – моет Маща сама.
Ом-ом-ом – мы построим снежный дом.
Ам-ам-ам- огород вскопаю сам.
Мо-мо-мо – мыло мылится само.
Ом-ом-ом- я любуюсь кораблём.
Мо-мо-мо-все мы любим эскимо.
Му-му-му – молоко налить кому?
9. Дифференциация звуков [М]-[М’]. Игра «Два грузовика»
(Логопед раздаёт детям предметные картинки.)
- Перед вами два грузовика: один синего цвета, другой зелёного.
Необходимо правильно распределить груз, в зелёный грузовик складываем предметы, в названии которых слышится мягкий звук [М’], а в синий грузовик складываем предметы, в названии которых расположился твёрдый звук [М].
10. Работа в тетрадях. Буква М
(дети садятся за столы)
Ребята, мы с вами помним, что звуки мы слышим и произносим, а буквы видим, читаем и пишем. Вот и у звука «м» есть своя буква «М».
Логопед:
- Палочка и палочка,
Между ними галочка.
И теперь понятно всем
Получилась буква «М».
Дети выкладывают букву из счётных палочек.
Дети обводят карандашом букву в тетради.
11. Анализ и синтез прямых и обратных слогов.
(Логопед выставляет таблицы прямых и обратных слогов)
- Подружи звук [М] с гласными звуками. Чтение слогов.
АМ – ОМ –УМ – ИМ
МА – МО – МУ – МИ
- В слоге АМ какой первый звук ?
- [А] – гласный, обозначается красной фишкой.
- Какой второй звук?
- [М] – согласный, твёрдый, звонкий, обозначается синей фишкой.
- В слоге МУ какой последний звук?
- [У] – гласный, обозначается красной фишкой.
- Какой первый звук ?
- [М] – согласный, твёрдый, звонкий, обозначается синей фишкой.
12. Итог
- Что Вам понравилось больше всего? С какими звуками мы с вами сегодня познакомились?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект совместной образовательной деятельности учителя-логопеда и детей с тяжёлыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) в подготовительной группе. Тема: «Дикие животные. Звук [й]. Буква Й».
Тема занятия: «Дикие животные. Звук (й) и Буква Й».Коррекционно-образовательные цели. Обобщение и систематизация знаний о диких животных наших лесов, из внешнем виде. Уточнение, активизация и ак...
Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи у детей подготовительной группы
Актуализация словарного запаса детей подготовительной к школе группы по теме: «Родной край»....
Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня речевого развития.
Актуализация словарного запаса детей подготовительной к школе группы по теме: «Откуда хлеб пришел?»....
Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня речевого развития.
Актуализация словарного запаса детей подготовительной к школе группы по теме: «Космос»....
Методическая разработка. Конспект комплексного коррекционного занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и обучению грамоте в группе для детей с ТНР подготовительного возраста «Удивительное рядом».
Конспект составлен в соответствии с образовательной программой дошкольного образования, адаптированной для обучающихся с ОВЗ (с тяжелым нарушением речи), ГБДОУ детского сада № 25 компенсирующего вида ...
Занятие по формированию фонетико-фонематической системы языка и звукового анализа в старшей группе комбинированной направленности для детей с ТНР. Звуки [М, М\']. Семья.
Занятие по формированию фонетико-фонематической системы языка и звукового анализав старшей группе комбинированной направленности для детей с ТНР ....
Конспект логопедического занятия по формированию фонетико - фонематической стороны речи .Тема: « В стране шумов и звуков».
Развивать слуховое внимание и фонематическое восприятие детей на материале неречевых звуков и слов, близких по звуковому составу....