Формирование фонематического восприятия у детей - обязательное условие для профилактики дисграфии
статья по развитию речи (старшая, подготовительная группа)

В статье рассматривается вопрос о формировании фонематического восприятия у дошкольников старшей и подготовительной групп, как одно из условий профилаетики дисграфии у будущих шкльников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_disgrafiya.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

Статья "Формирование фонематического восприятия у детей - обязательное условие для профилактики дисграфии". 

Способность различать фонемы и определять их количество и местоположение  в слове  называется фонематическим восприятием. Правильное развитие фонематического восприятия лежит в основе безошибочного усвоения письма и чтения.

Психофизиологическая структура процесса письма

 Письмо представляет собой сложную форму речевой деятельности, многоуровневый процесс. В нем принимают участие различные анализаторы: речеслуховой, речедвигательный, зрительный, общедвигательный. Между ними в процессе письма устанавливается тесная связь и взаимообусловленность.

Письмо тесно связано с процессом устной речи и осуществляется только на основе достаточно высокого уровня ее развития.

Одной из сложнейших  операций процесса письма является анализ звуковой структуры слова. Чтобы правильно написать слово, надо определить его звуковую структуру, последовательность и место каждого звука. Звуковой анализ слова осуществляется совместной деятельностью речеслухового и речедвигательного анализаторов. Большую роль при определении характера звуков и их последовательности в слове играет проговаривание: громкое, шепотное или внутреннее. После проговаривания текста  в процессе письма дети допускают  значительно меньше ошибок.
Особенно это важно на начальных этапах  овладения навыком письма. Проговаривание помогает уточнить  характер звука, отличить его от сходных звуков, определить последовательность звуков в слове.
Далее  происходит соотнесение выделенной из слова фонемы с определенным зрительным образом буквы, которая должна быть отдифференцирована от всех других, особенно от сходных графически. Для различения графически сходных букв необходим достаточный уровень сформированности зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений.
Затем следует моторная операция процесса письма — воспроизведение с помощью движений руки зрительного образа буквы. Одновременно с движением руки осуществляется кинестетический контроль. По мере написания букв, слов кинестетический контроль подкрепляется зрительным контролем, чтением написанного.
Несформированность какой-либо из указанных функций может вызвать нарушение процесса овладения письмом, дисграфию.

Дисграфия на основе нарушений фонемного распознавания проявляется в заменах букв, соответствующих фонетически близким звукам. При этом в устной речи звуки произносятся правильно. Чаще всего заменяются буквы, обозначающие следующие звуки: свистящие и шипящие, звонкие и глухие, аффрикаты и компоненты, входящие в их состав (ч — т, ч — щ, ц — т, ц — с). Этот вид дисграфии проявляется и в неправильном обозначении мягкости согласных на письме вследствие нарушения дифференциации твердых и мягких согласных («писмо», «лубит», «лижа»). Частыми ошибками являются замены гласных даже в ударном положении, например, о — у (тума — «точа»), е — и (лес — «лис»). 

Логопедическая работа по развитию фонематического анализа 

Термином «фонематический анализ» определяют как элементарные, так и сложные формы звукового анализа. К элементарной форме относится выделение звука на фоне слова. По данным В. К. Орфинской, эта форма появляется спонтанно у детей дошкольного возраста. Более сложной формой является вычленение первого и последнего звука из слова и определение его места (начало, середина, конец слова). Самым сложным является определение последовательности звуков в слове, их количества, места по отношению к другим звукам (после какого звука, перед каким звуком). Эта форма звукового анализа появляется лишь в процессе специального обучения.
    Логопедическая работа по развитию фонематического анализа должна учитывать последовательность формирования указанных форм звукового анализа в онтогенезе.
В процессе развития элементарных форм необходимо учитывать, что трудности выделения звука зависят от его характера, положения в слове, а также от произносительных особенностей звукового ряда.
     Лучше всего выделяются ударные гласные из начала слова (африка, аист, ослик). Щелевые звуки, как более длительные, выделяются легче, чем взрывные. Как и гласные они легче выделяются из начала слова. Выделение же взрывных звуков осуществляется успешнее, когда они находятся в конце слова.
Звуковой ряд из 2—3 гласных анализируется лучше, чем ряд, включающий согласные и гласные звуки. Это объясняется тем, что каждый звук в ряду гласных произносится почти тождественно изолированному произношению. Кроме того, каждый звук в таком ряду представляет собой единицу речевого произносительного потока, т. е. слог, а также произносится более длительно.
      В связи с этими особенностями рекомендуется формировать функцию фонематического анализа и синтеза первоначально на материале ряда из гласных (ау, уа), затем ряда-слога, сначала обратного (ум, он, ик), затем прямого (ма, пу, на), потом на материале слова из 3-х звуков далее постепенное усложнение до 2-х  и более слогов.
    При формировании сложных форм фонематического анализа необходимо учитывать, что всякое умственное действие проходит определенные этапы формирования, основными из которых являются следующие: освоение действия с опорой на материализацию, в плане громкой речи, перенос его в умственный план (по П. Я. Гальперину).


I этап — формирование фонематического анализа и синтеза с опорой на вспомогательные средства и действия.
На данном этапе работа проводится с опорой на вспомогательные средства: графическую схему слова и фишки. По мере выделения звуков ребенок заполняет схему фишками, тем самым выполняет  практическое действие по моделированию последовательности звуков в слове.
II этап — формирование действия звукового анализа в речевом плане. Здесь формирование фонематического анализа переводится в речевой план. Слово называется, определяются первый, второй, третий и т. д. звуки, уточняется их количество.
III этап — формирование действия фонематического анализа в умственном плане. Ребёнок определяет количество и последовательность звуков на основе представлений, не называя слова и непосредственно на слух не воспринимая его.

     Примерные задания:
1. Придумать слова с 3, 4, 5 звуками.
2. Отобрать картинки, в названии которых 4 или 5 звуков.
3. Поднять цифру, соответствующую количеству звуков в названии картинки (картинки не называются).
4. Разложить картинки в два ряда в зависимости от количества звуков в слове.
     Принцип усложнения реализуется через усложнение форм фонематического анализа и речевого материала. В процессе формирования звукового анализа необходимо учитывать фонетическую трудность слова.
Примерными заданиями по закреплению фонематического анализа слов могут быть следующие:
1. Вставить пропущенные буквы в слова:  ко*ка, бу*ка, ут*а, лу*а, б*лкон.
2. Подобрать слова, в которых заданный звук был бы на первом, втором, третьем месте (крот, окно, ослик).
3. Составить слова различной звукослоговой структуры из букв разрезной азбуки, например: сок, нос, маша, шуба, кошка, банан, стол, волк и др.
4. Выбрать из предложений слова с определенным количеством звуков, устно назвать их.
5. Добавить различное количество звуков к одному и тому же слогу, чтобы получилось слово:
Ша – Шар – Шарф – Шапка - Шампиньон
6. Подобрать слово с определенным количеством звуков.
7. Подобрать слова на каждый звук. Слово записывается на доске. К каждой букве подобрать слова, начинающиеся с соответствующего звука. Слова записываются в определенной последовательности: сначала слова из 3 букв, затем из 4, 5, 6 букв.

Мак, Аня, Яша, Кот

Маша, Аист, Явка, Крот Маяк

Масло, Арбуз, Яхонт, Кошка

8. Преобразовать слова:
а) добавляя звук: рот — крот, мех — смех, осы — косы; луг — плуг;
б) изменяя один звук слова (цепочки слов): сом — сок — сук — суп — сух — сох — сор — сыр — сын — сон;
в) Переставляя звуки: пила — липа, палка — лапка, кукла — кулак, волос — слово.
9. Составить новые слова из букв одного слова, например: ствол (стол, вол), крапива (парк, ива, карп, пар, рак, Ира)!
10. От предложенного слова (картинки) образовать цепочку слов таким образом, чтобы каждое последующее слово начиналось с последнего звука предыдущего слова: Каша – Аист – Тапки – Искра – Алфавит – Топор – Редис – Сироп…
11. Игра с кубиком. Дети бросают кубик и придумывают слово, состоящее из определенного количества звуков в соответствии с количеством точек на верхней грани кубика.
12. Слово-загадка («Поле чудес»). На доске пишется первая буква слова, вместо остальных букв ставятся точки. Если слово не отгадано, записывается вторая буква слова и т. д. Например: С…… (Самолёт)
13. Составить графическую схему предложения.

14. Назвать слово, в котором звуки расположены в обратном порядке: нос — сон, кот — ток, сор — рос, топ — пот.
15. Дописать слово, зная первый слог и количество слогов в слове.
16. Прочитать акрофоническую схему. На доске зашифровано слово в картинках. Ребёнку необходимо назвать первый звук каждого слова, представленного в предметном изображении, затем сказать слово. Слова для расшифровки сначала даются короткие, затем предлагаются более длинные.
17. Отобрать картинки с определенным количеством звуков в их названии.
18. Расставить картинки под цифрами 3, 4, 5 в зависимости от количества звуков в их названии. Предварительно картинки называются.
19. Какой звук убежал? (Крот — кот, лампа — лапа, рамка — рама).
20. Найти общий звук в словах: луна — стол, кино — игла, окна — дом.
21. Раскладывание картинок под графическими схемами. Например:
Для зрительного восприятия предложены прямоугольники, разделенные на части, обозначают слово и слоги. Кружочками внутри каждой части прямоугольника обозначаются звуки: темные кружочки — согласные, светлые кружочки — гласные звуки.
22. Выбрать слова из предложения, которые соответствуют данной графической схеме.

На начальных этапах работы по развитию фонематического анализа дается опора на проговаривание. Однако не рекомендуется долго задерживаться на этом способе выполнения. Конечной целью логопедической работы является формирование действий фонематического анализа в умственном плане, по представлению.

Процесс письма в норме осуществляется на основе достаточного уровня сформированности определенных речевых и неречевых функций: слуховой дифференциации звуков, правильного их произношения, языкового анализа и синтеза, сформированности лексико-грамматической стороны речи, зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений.

Чтобы этот процесс был успешным, необходимо начинать работу по формированию фонематического анализа в дошкольном возрасте и проводить её в системе.  Тогда и ошибок, встречающихся на письме у учащихся младших классов будет значительно меньше.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Использование дидактических игр для формирования фонематического восприятия у детей с ОНР."

Фонематический слух - способность к слуховому восприятию звуковой речи, фонем, умению различать звуки речи в их последовательности в словах и умение различать близкие по звучанию фонемы....

формирование фонематического восприятия у детей дошкольного возраста

в данном материале раскрываются принципы формирования фонетического восприятия у детей дошкольного возраста....

Родительское собрание на тему: « Формирование фонематического восприятия – одно из важнейших условий развития речи детей.»

Фонематическое восприятие - специальное умственное действие по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова. Оно  имеет важное значение в формировании произносительной стороны реч...

Формирование словообразовательных навыков у детей с ОНР для профилактики дисграфии

Основная цель данной методической разработки состоит в определении путей повышения эффективности коррекционного воздействия на развитие детей с ОНР посредством использования наглядных опор. Формирован...

Мастер-класс для родителей "Формирование фонематического восприятия как одного из условий подготовки детей к школе"

Рассказать и показаьть родителям интересные и полезные игры на развитие фонематического восприятия...

Родительское собрание на тему: «Формирование фонематического восприятия – одно из важнейших условий развития речи детей»

Современные исследования показали, что лучше всего проходят, и самое главное, дают больше знания родителям, родительские собрания с использованием интерактивных методов. Цель, которых з...

«Возрастные ступени в работе по развитию фонематического слуха и формированию фонематическому восприятия у детей с ОВЗ в образовательной организации компенсирующего вида»

Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи – одна из важных задач в общей системе обучения ребенка родному языку. Теоретики логопедической науки ...