«Возрастные ступени в работе по развитию фонематического слуха и формированию фонематическому восприятия у детей с ОВЗ в образовательной организации компенсирующего вида»
методическая разработка
Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи – одна из важных задач в общей системе обучения ребенка родному языку. Теоретики логопедической науки доказали, что одной из причин появления речевых проблем у детей является недоразвитие фонематического слуха и несформированность фонематического восприятия. Распространенная проблема - дефекты звукопроизношения. С помощью выработки артикуляторных навыков можно добиться лишь минимального успеха, и притом временного. Стойкое исправление звукопроизношения может быть гарантировано только при опережающем развитии фонематического слуха и фонематического восприятия. Бесспорна взаимосвязь развития фонематического восприятия не только с фонетической, но и с лексико - грамматической стороной речи. При планомерной работе по формированию фонематического восприятия дошкольники намного лучше воспринимают и различают приставки, суффиксы, окончания слов, выделяют предлоги в предложении и т.п. Необходимо также отметить, что без достаточной сформированности основ фонематического восприятия невозможно становление его высшей ступени – звукового анализа. А так же несформированность фонематического восприятия является одной из причин, приводящих к фонематической дислексии и акустической дисграфии у школьников начальных классов. (Л.С. Цветкова, А.В. Семенович, Т.В. Ахутина, О.Б. Иншакова и др.).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
petruhina_2022_-_oktyabr.pptx | 2.81 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
АКТУАЛЬНОСТЬ Недоразвитие фонематического слуха и несформированность фонематического восприятия является одной из причин: дефектов звукопроизношения. Стойкое исправление звукопроизношения может быть гарантировано только при опережающем развитии фонематического слуха и фонематического восприятия. проблем в лексико-грамматических категориях речи. При планомерной работе по формированию фонематического восприятия дошкольники намного лучше воспринимают и различают приставки, суффиксы, окончания слов, выделяют предлоги в предложении и т.п. трудностей в овладении звуковым анализом. Все вышеперечисленное приводит к фонематической дислексии и акустической дисграфии у школьников начальных классов. ( Л.С.Цветкова , А.В.Семенович , Т.В.Ахутина , О.Б.Иншакова и др.).
Фонематический слух и фонематическое восприятие Разделил эти два понятия Даниил Борисович Эльконин . Первое понятие он назвал естественным звуковым анализом и определил его как фонематический слух. Фонематический слух – способность определять звук в потоке речи в различном линейном порядке. Ученые сходятся во мнении, что уже к двум годам «первичный» фонематический слух становится основой речевого развития дошкольников. Второе понятие он назвал искусственным звуковым анализом и определил его как фонематическое восприятие. Фонематическое восприятие – искусственный звуковой анализ, который самостоятельно не формируется, но лежит в основе успешного освоения навыков письма и чтения и является основой всей сложной речевой системы.
Цели работы по развитию фонематического слуха и формированию фонематического восприятия в ДОУ Преодоление проблем, связанным с недоразвитием фонематического слуха и развитие фонематического слуха в объеме, необходимом для начала формирования фонематического восприятия. Формирование фонематического восприятия в объеме, необходимом для успешного обучения в школе. Предупреждение дисграфии и дислексии у детей с ОВЗ в ДОУ компенсирующего вида.
Задачи работы по развитию фонематического слуха и формированию фонематического восприятия: Вести работу по развитию фонематических процессов планомерно в соответствии с программой коррекционного воспитания и обучения и индивидуальными особенностями детей данной группы. Создать систему логопедических игр и упражнений для развития фонематического восприятия у детей с ОВЗ дошкольного возраста. Объединить усилия учителя-логопеда, воспитателей и родителей по преодолению фонематического недоразвития у детей.
Принципы логопедической работы Принцип развития предполагает выделение в процессе логопедической работы тех этапов, которые находятся в зоне ближайшего развития ребенка. Патогенетический принцип предполагает учет механизма нарушения. Онтогенетический принцип предполагает разработку методики коррекционно-логопедического воздействия с учетом последовательности появления форм и функций речи, а также видов деятельности ребенка в онтогенезе. Принцип опоры на сохранные функции или принцип обходного пути предполагает формирование новой функциональной системы в обход пострадавшего звена и использование всех доступных анализаторов. Принцип поэтапного формирования умственных действий (по П.Я.Гальперину ) предполагает постепенное преобразование внешних материальных действий во внутренние, умственные действия. Принцип комплексного лечебно-педагогического подхода к преодолению речевых нарушений отражает необходимость всестороннего и общего воздействия на психофизическое состояние ребенка разными специалистами (логопедами, врачами, психологами, педагогами, воспитателями) и семьи, разными средствами и в разных условиях.
Развитие фонематического слуха и формирование фонематического восприятия происходит на занятиях:
Вторая младшая и средняя группы – подготовительный этап в формировании фонематического восприятия Цель: Развитие фонематического слуха в объеме, необходимом для начала формирования фонематического восприятия. В этот этап входит работа по развитию слухового и зрительного восприятия, речевого дыхания, силы голоса, высоты голоса, внимания, памяти, артикуляционной и мелкой моторики, знакомство со звуками, работа по развитию фонематического слуха.
На занятиях во второй младшей группе я учу детей слышать первый гласный звук в ударной позиции, а затем и первый согласный в слове. В средней группе - ударные и безударные гласные, согласные в начале и конце слова. Опорой для моей работы служат картинки – символы звуков, предложенные М.Ф.Фомичевой в ее книге «Воспитание у детей правильного произношения».
Игры, которые используются на занятиях по формированию фонетико - фонематической стороны речи во второй младшей и средней группах. Игры на развитие речевого дыхания: «Листопад», «Снежинка», «Вьюга», «Ныряльщики», «Погреем руки». Цель: учить детей на одном выдохе менять силу голоса от тихого к громкому и наоборот. Игры на развитие силы голоса: «Эхо», «Кто как кричит», «Гудок». «Гудок». Цель: учить детей менять силу голоса от громкого до тихого. Игры на развитие высоты голоса: «Скажи, как мама; скажи, как малыш», «Три медведя». «Три медведя». Цель: развивать у детей умение менять высоту голоса. Игры на развитие речевого слуха: «Угадай, кто позвал», «Угадай, близко или далеко поезд», «Угадай, как надо делать». «Угадай, как надо делать». Цель: Учить детей на слух определять темп речи и выполнять движение в соответствующем темпе. Игры на развитие фонематического слуха: «Магазин», «Волшебный сундучок», «Назови картинку », «Какая картинка лишняя?». «Волшебный сундучок» Цель: Упражнять детей в правильном произношении звука в словах и выделении его голосом.
В старшей группе на занятиях по формированию фонетико - фонематической стороны речи работа по совершенствованию произносительной стороны речи, развитию речевого слуха, речевого дыхания и развития фонематического слуха продолжается. На данном этапе вводятся понятия: гласные - согласные, звонкие – глухие, твердые – мягкие звуки, отрабатываются сложные в произнесении согласные и йотированные гласные, развивается умение дифференцировать сходные звуки, наиболее часто смешиваемые детьми . В течение года продолжаю работу по выделению начальных и конечных гласных и согласных звуков, учу делать полный анализ слов, состоящих из 3х звуков (типа МАК, ДОМ), закрепляю умение делить слова на слоги. Одновременно изучается звук и его графическое изображение – буква. В своей работе я использую графические обозначения звуков, разработанные Ткаченко Т.А. Это подготавливает дошкольников к последующему этапу – обучению грамоте .
Начало формирования фонематического восприятия в своей группе я провожу с помощью игры «Ежик» Цель: начало формирования у детей фонематического восприятия. Задача: Формировать у детей умение определять, где находится звук в данном слове. Краткое описание: Дети голосом выделяют, где в данном слове находится заданный звук и определяют его позицию в начале, середине или конце слова. Вначале работа происходит с помощью логопеда, затем дети действуют самостоятельно.
В нашем саду проходят занятия по обучению грамоте с помощью пособия Н. С. Жуковой. В основе занятий лежат особенности обучения чтению, выделенные Д.Б.Элькониным . Это: а) звук и буква изучаются параллельно, что ускоряет процесс запоминания графического образа звука (буквы) и значительно ускоряет процесс формирования навыка послогового чтения; б) при знакомстве с буквой необходимо называть не ее "официальное" алфавитное название ( эм , бэ ), а тот звук, который эта буква обозначает (м, б); в) графические начертания букв сначала изучаются только в их печатном варианте; г) при изучении новой буквы обязательно включаются упражнения по профилактике дисграфии и дислексии .
Касса букв Одним из основных средств обучения звуковому анализу является касса букв. Систематическая работа с кассой букв (выкладывание слогов, слов, предложений) помогает подготовить дошкольников к овладению письмом, так как способствует формированию устойчивых звукобуквенных связей, овладению звуковым анализом и синтезом во внутреннем плане, что является залогом грамотного письма. Касса букв позволяет использовать в обучении различные анализаторы: зрительный, слуховой, двигательный; развиваются межанализаторные связи, зрительное, слуховое внимание, пространственное восприятие, тонкая моторика пальцев и кистей рук.
Структура занятия по обучению грамоте в подготовительной группе 1. Организационный момент. 2. Повторение: Чтение букв по ленте букв с характеристикой букв: гласные – согласные, глухие – звонкие, твердые – мягкие; Чтение слогов, написанных на доске с изученными буквами; Игры: «Выложи все буквы, которые знаешь из 2, 3, 4 палочек»; «Среди букв, написанных на доске, найди правильно написанные». «Назови все звуки в словах: КОТ, МАК, ДОМ, САД».
Структура занятия по обучению грамоте в подготовительной группе 3. Знакомство с новым звуком На этом этапе дети должны выделить звук, повторяющийся в каждом слове. Слова могут быть даны в виде картинок, вывешиваемых на доску, дети могут отгадывать загадку и находить первый звук в слове, может проводиться игра «4-й лишний» как с показом картинок, так и на слух. Дети определяют звук, который будет изучаться на занятии. И этому звуку дается характеристика: гласный – согласный, если согласный звонкий – глухой, твердый – мягкий, уточняется произношение звука. Затем идут игры с данным звуком.
Структура занятия по обучению грамоте в подготовительной группе : Игры : Для формирования фонематического восприятия на каждом занятии использую в работе игру «Гусеница». Цель: формирование фонематического восприятия. Задача: Учить детей определять, где в слове находится звук. Гусеницы бывают 2-х видов – из 3-х и 4-х клеточек. Первая клеточка – голова, последняя – хвост. На первых порах дети определяют нахождение звука в слове из 3-х звуков, когда это упражнение усвоено, дети определяют нахождение звука в слове из 4-х звуков. Кроме игры «Гусеница» на данном этапе используются игры: «Придумай слово, скажи, где звук – в начале, середине, конце», «Найди все слова со звуком в стихотворении», «Большой – маленький», «Скажи наоборот», «Договори слово, добавив заданный звук», «Подбери слово к заданной схеме».
Структура занятия по обучению грамоте в подготовительной группе: 5. Знакомство с буквой . На занятии показываю картинку, где буква с коротким стихотворением, дети описывают букву вместе со мной, отмечая, из каких элементов она состоит, затем выкладывают ее из счетных палочек, находят в ленте букв, уточняя, где именно должна находиться там буква.
Структура занятия по обучению грамоте в подготовительной группе: Работа с кассой Для того, чтобы выложить слово, дети отхлопывают его, определяя сколько слогов. З атем определяют, какие будут брать буквы для каждого слога. Мною применяются и другие приемы. Большое внимание уделяется всевозможным преобразованиям слов. Игры: «Составь слог». «Добавь букву. Какое слово получилось». «Измени букву, прочитай новое слово». «Путаница»: изображение букв, наложенных друг на друга. «Переставь буквы»: Дано слово, над ним цифры. Надо поставить буквы в соответствии с цифрами. «Переставь слоги» - такая же игра со слогами. «Буквы рассыпались, собери из них слово» .
«Путаница»: изображение букв, наложенных друг на друга. Дети должны выложит все буквы, которые увидели в путанице. «Переставь буквы» Дано слово, над ним цифры. Надо поставить буквы в соответствии с цифрами. «Переставь слоги» - такая же игра со слогами. «Выложи все звуки в слове, подбери к ним буквы». «Составь слово из первых звуков данных слов». «Составь предложение. Выложи его из букв». Пазлы , ребусы, шарады, кроссворды 5. Затем идет работа с букварем: дети читают тексты и отвечают на вопросы. В конце занятия мы подводим итог.
Значение логопедической деятельности Системная работа по развитию фонематического слуха и формированию фонематического восприятия способствует успешному усвоению материала, планомерной реализации коррекционной работы, готовности детей с ОВЗ к школьному обучению.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Взаимосвязь развития речи детей c формированием фонематического слуха
Уважаемые педагоги дошкольники! Хочу Вашему вниманию предложить материал, который направлен на развитие речи детей, в основе своей формирующейся на развитии фонематического слуха. Мною сделана подборк...
Развитие слухового внимания и формирование фонематического слуха у детей раннего возраста
для воспитателей и родителей упражнения в игровой форме на развитие лухового внимания и формирование фонематического слуха....
Статья "Развитие фонематического слуха и формирование фонематического восприятия".
Статья посвящена вопросу по развитию фонематического слуха и формирования фонематического восприятия. Важность этой темы сегодня не подвергается сомнению, поскольку и для овладения грамотной реч...
Статья "О развитии слухового внимания и формирование фонематического слуха"
В статье рассказывается о необходимости развития фонематического слуха в раннем и младшем дошкольном возрасте, описаны игры по данной проблеме, предложена литература для более глубого освещения рассма...
Развитие слухового внимания и формирование фонематического слуха у детей раннего возраста
Для того чтобы ускорить процесс развития слухового внимания и формирования фонематического слуха работу необходимо начинать с раннего возраста. Используя специальные упражнения, игры (которые проводят...
Консультация "Специфика работы по развитию правильной речи и формированию фонематического восприятия у старшего дошкольного возраста"
Специфика работы по развитию правильной речи и формированию фонематического восприятия у старшего дошкольного возраста....
Статья. " Фонематический слух. Этапы формирования фонематического слуха"
Аннотация. Предлагаемая логопедическая статья рассказывает о фонематическом слухе и этапах его формирования. Даёт представление о правильной организации коррекционной раб...