формирование фонематического восприятия у детей дошкольного возраста
методическая разработка по развитию речи (средняя группа) по теме

Малькова Ирина Степановна

в данном материале раскрываются принципы формирования фонетического восприятия у детей дошкольного возраста.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формирование фонетического восприятия у детей дошкольного возраста Семинар для воспитателей.

Слайд 2

Цель: «Повышение компетенции в области формирования фонетического восприятия у детей дошкольного возраста» Задачи: Дать определение фонетическому восприятию. Определить значение фонематического восприятия. 3. Познакомить с принципами формирования фонематического восприятия.

Слайд 3

Определение фонетики. Фонетика (греч. phonetikos – звуковой, от phone – звук), раздел языкознания, изучающий звуковую сторону языка. В отличие от других лингвистических дисциплин, фонетика исследует не только языковую функцию, но и материальную сторону своего объекта: работу произносительного аппарата, а также акустическую характеристику звуковых явлений. Поэтому фонетика связана также с нелингвистическими дисциплинами: с анатомией и физиологией речеобразования и восприятия речи, с одной стороны, и с акустикой речи – с другой. Произношение каждого звука – это сложный акт, требующий нормального строения речевого аппарата, тонкой координации мелких движений звукопроизносительных органов, работы мозга.

Слайд 4

Принципы формирования правильного произношения

Слайд 5

Принцип научности. В работе с детьми по формированию фонетического восприятия необходимо руководствоваться научными разработками, проверенными источниками. Данный принцип базируется на основе материалов, представленных в методических разработках.

Слайд 6

Принцип систематичности

Слайд 7

Принцип последовательности. В основу работы по формированию звукопроизношения должна быть положена последовательная, поэтапная отработка всех звуков родного языка. Начинать следует не с наиболее часто нарушаемых у детей звуков: с, ш , р , л и др., а с простых: и, ф , т, ы и др., артикуляция которых содержит в себе элементы артикуляции сложных звуков. Последовательно отрабатывая четкое произношение всех гласных и согласных звуков, добиваются постепенного усвоения ребенком фонематической системы языка.

Слайд 8

Принцип комплексности. комплексность воздействия на все компоненты речевой системы – это Развитие артикуляционного аппарата. Выполнение артикуляционной гимнастики Развитие мелкой моторики. Выполнение пальчиковой гимнастики. Дыхательная гимнастика.

Слайд 9

Из этого следует, что работа над звуками должна проходить в тесном сотрудничестве педагогов и специалистов, родителей и детей.

Слайд 10

Формы работы с детьми Для решения многих задач звуковой культуры речи ведущими являются фронтальные формы работы, к ним относятся занятия. Это еженедельная (1-2 раза в неделю) работа на речевых занятиях, занимающая от 2 до 10 минут. Один раз в месяц – комплексное занятие, целиком, посвященное звуковой культуры речи. Большое значение имеют другие формы фронтальной работы, которые осуществляются вне занятий: игры - драматизации, хороводы. Эффективна речевая гимнастика (1-2 минуты артикулирующих упражнений в конце утренней гимнастики, 2-3 раза в неделю). Широко практикуется работа с педагогом подгруппами детей в удобное для них время (дидактические игры, шутки – чистоговорки , загадки и д.р.)

Слайд 11

Использованная литература. Введение в общую фонетику: Матусевич М. И., 3 изд., М., 1959 Основы логопедической работы с детьми: Учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ / Под общ. ред. д.п.н., проф. Г.В. Чиркиной –– 2-е изд., испр . – М.: АРКТИ, 2003. – 240стр.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы на тему: «Формирование фонематического восприятия у детей дошкольного возраста с ФФН»

Я работаю в логопедическом кабинете детского сада. Так как в логопедическом кабинете зачислено большинство детей с фонетико – фонематичеким недоразвитием речи, я решила более подробно исследовать фоне...

Консультация "Формирование фонематического восприятия у детей дошкольного возраста с нарушением речи "

Задержка в формировании фонематического уровня у дошкольников к моменту школьного обучения затрудняет овладение программой по русскому языку, может приводить к нарушениям формирования языковых процесс...

"Коррекционная работа по формированию фонематического восприятия у детей дошкольного возраста с нарушением речи".

Известно, что самым распространенным дефектом у детей среднего и старшего дошкольного возраста является нарушение звукопроизношения. К данной группе относятся дети, у которых наблюдается неправильное ...

формирование фонематического восприятия у детей дошкольного возраста

направление работы по формированию фонематического восприятия у детей дошкольного возраста...

Формирование фонематического восприятия у детей дошкольного возраста с нарушением речи.

Задержка в формировании фонематического уровня у дошкольников к моменту школьного обучения затрудняет овладение программой по русскому языку, может приводить к нарушениям формирования языковых процесс...

Формирование фонематического восприятия у детей дошкольного возраста через дидактические игры и упражнения

Цель¨     создание системы работы по формированию фонематических представлений у детей с общим недоразвитием речи через дидактические игры и игровые упражнения Задачи¨...

Формирование фонематического восприятия у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями

Формирование фонематического восприятия у детей дошкольного                         в...