Родительское собрание на тему: « Формирование фонематического восприятия – одно из важнейших условий развития речи детей.»
консультация по логопедии (средняя группа) на тему
Фонематическое восприятие - специальное умственное действие по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова. Оно имеет важное значение в формировании произносительной стороны речи. Ребенок слышит множество вариантов звуков, которые сливаются в слоги, слова. В процессе речевого развития у ребенка вырабатывается фонематический слух
Задача по формированию фонематического восприятия ставит перед ребенком задачи: овладеть умением контролировать свое произношение и исправлять его, сравнивать речь окружающих с собственной.
Развитие фонематического восприятия осуществляется с самых первых этапов логопедической работы и проводится в игровой форме на фронтальных и индивидуальных занятиях.
Начинается работа на материале неречевых звуков и постепенно охватывает все звуки, входящие в звуковую систему языка, от звуков уже усвоенных детьми, до тех, которые ставятся и вводятся в самостоятельную речь. Педагогическое воздействие по развитию у детей дифференцировать фонемы можно разделить на несколько этапов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
roditelskoe_sobranie.docx | 25.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский – сад №50 города Ставрополя
Родительское собрание на тему:
« Формирование фонематического восприятия – одно из важнейших условий развития речи детей.»
Учитель – логопед: Боришполец О.Я.
ПЛАН
Доклад логопеда на тему: « Формирование фонематического восприятия – одно из важнейших условий развития речи детей.»
- Занятие по развитию фонематического восприятия: « Звуки С-СЬ .»
- Деловая игра с родителями:
1 « Узнай, что звучит?»
2 Игра « Узнай голос своего ребенка.»
3 Игра « Чья мама говорит.»
4 « Угадай, кто позвал.»
4 Сообщение воспитателя « Интонационная выразительность речи.»
5 Инсценировка сказки Сутеева « Кто сказал мяу?»
Форма проведения - Устный журнал.
Речь маленького ребенка формируется в общении с окружающими его взрослыми. Овладение речью перестраивает всю психику малыша.
К.Д.Ушинский говорил, что родное слово является основой всякого умственного развития и сокровищницей всех знаний. Поэтому так важно заботиться о своевременном развитии речи детей, уделять внимание ее чистоте и правильности.
Любое нарушение речи в той или иной степени отрицательно влияет на все психическое развитие ребенка, отражается на его поведении.
Исправление недостатков звукопроизношения у детей заключается в постановке и автоматизации звуков и одновременном развитии фонематического восприятия, т.к. без полноценного восприятия фонем, без четкого их различения невозможно их правильное произношение.
Фонематическое восприятие - специальное умственное действие по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова. Оно имеет важное значение в формировании произносительной стороны речи. Ребенок слышит множество вариантов звуков, которые сливаются в слоги, слова. В процессе речевого развития у ребенка вырабатывается фонематический слух.
Фонематический слух - это способность человека к анализу и синтезу речевых звуков, т.е. слух, обеспечивающий восприятие фонем данного языка. К 4 годам значительно улучшается фонематическое восприятие, сначала ребенок начинает дифференцировать гласные и согласные звуки, далее мягкие и твердые согласные и наконец , соноры, шипящие и свистящие. К 4 годам ребенок в норме должен дифференцировать все звуки, т.е. должно быть сформировано фонематическое восприятие.
К этому времени заканчивается формирование правильного звукопроизношения и ребенок говорит совсем чисто.
В начале учебного года при обследовании мы проверяем состояние фонематического слуха, т.е. выясняем, как ребенок воспринимает на слух звуки и как их различает. С этой целью логопед просит повторить различные оппозиционные слоги ( та-да-та, ка-га-ка, са-ша-са и т.д.), если ребенок не произносит эти звуки, то проверяем так: ребенок, услышав заданный слог, выполняет какое-то действие ( поднимает руку или хлопает в ладоши). Проверяем различает ли ребенок слова близкие по звучанию, но разные по смыслу( жук-сук, дом- том, коза-коса, тень-день). Мы предлагаем ребенку выбрать нужную картинку, либо рассказать о звучании и значении слова. Можно повторять за логопедом слова: маша-каша- Даша, тень-пень-день, бак-мак-рак. Этот прием позволяет выявить не только уровень фонематического восприятия, но слуховую память.
В результате такого обследования удается получить данные, позволяющие наметить пути коррекции дефекта.
Задача по формированию фонематического восприятия ставит перед ребенком задачи: овладеть умением контролировать свое произношение и исправлять его, сравнивать речь окружающих с собственной.
Развитие фонематического восприятия осуществляется с самых первых этапов логопедической работы и проводится в игровой форме на фронтальных и индивидуальных занятиях.
Начинается работа на материале неречевых звуков и постепенно охватывает все звуки, входящие в звуковую систему языка, от звуков уже усвоенных детьми, до тех, которые ставятся и вводятся в самостоятельную речь. Педагогическое воздействие по развитию у детей дифференцировать фонемы можно разделить на несколько этапов условно:
1 этап - узнавание неречевых звуков.
У детей развиваем способность узнавать и различать неречевые звуки, эти занятия способствуют развитию слухового внимания и слуховой памяти. На первом занятии логопед предлагает послушать звуки за окном. Что шумит? ( деревья), что гудит? ( машина).
Затем узнаем, какие звуки доносятся из коридора, из зала.
Игра. Дети передают за спиной друг другу колокольчик, водящий отгадывает, где звенел колокольчик.
2 этап. Здесь учим различать высоту, тембр, силу голоса, ориентируясь на одни и те же звуки, слова, звукосочетания.
Игра. Дети по очереди называют имя водящего, водящий на слух определяет, кто его позвал.
3 этап. На этом этапе дети учатся различать слова, близкие по звуковому составу.
Игра. Логопед показывает лист бумаги и называет: бумага- пумака- пумага- бумака, услышав неправильно сказанное слово, дети хлопают в ладоши.
4 этап. На этом этапе учим различать слоги.
Игра. Логопед вызывает ребенка и говорит на ухо слог ТА, ребенок повторяет ( па-ба, фа-ва, ка-га).
5 этап. На этом этапе дети учатся различать фонемы родного языка. Начинаем с дифференциации гласных фонем.
Игра. У логопеда картинки: поезд, девочка, птичка. Логопед поет: а-а-а
( показ картинки девочки), и-и-и ( показ птички), у-у-у ( показ поезда).
6 этап. Задача этого этапа - формирование у детей навыков элементарного звукового анализа. Учим дошкольников определять количество слогов в слове, отхлопывать 2-х,3-х сложные слова.
Игра. Логопед произносит 1,2,3 гласных звука: а ,ао ,иэу - дети откладывают столько кружков, сколько названо звуков.
В процессе логопедических занятий ребенок приобретает умение контролировать и исправлять свое произношение. Помочь в этом должен логопед, родители и воспитатели. Благодаря этим занятиям ребенок узнает названия вещей, явлений и действий людей. Речь окружающих расширяет не только кругозор, но и развивает слуховое внимание, фонематический слух, звукопроизношение.
ЗАНЯТИЕ ПО РАЗВИТИЮ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ.
Тема: Звуки С, СЬ
Цель: Учить различать на слух твердые и мягкие согласные, произносить слова с интонационным выделением звуков С,СЬ. Воспитывать речевое внимание, фонематический слух.
Оборудование: предметные картинки, игрушки, разноцветные круги, листы бумаги.
Ход: 1 Организационный момент
Сядет тот, услышит свое имя.
2 Игра « Насос» - дети стоят в кругу, надуваем большим насосом: С-С-С-С, надуваем маленьким - СЬ-СЬ-СЬ-СЬ.
3 Игра « Магазин игрушек» - дети достают из коробки игрушки, в названиях которых есть звуки С-СЬ и произносят названия игрушек, голосом выделяя звуки
4 Игра « Подскажи словечко»
Предложить детям не только подсказать слово в конце каждого стихотворения, но и сказать, чья песенка слышится в каждом из них ( С-СЬ).
1 Я в любую непогоду уважаю очень воду,
Я от грязи берегусь, чистоплотный серый…( гусь).
2 Угадайте, что за птица: света яркого боится,
Клюв крючком, глаза пятачком, ушастая голова. Это..( сова).
3 Верещунья, белобока, и зовут ее …( сорока).
4 Динь - дон. динь - дон в переулке ходит ..( слон).
5 Часто к озеру напиться ходит рыжая…( лисица).
5 Игра « Будь внимателен». На звук С-С-С дети поднимают руки вверх и хлопают, на звуки СЬ-СЬ-СЬ приседают.
5 Упражнение на различение звуков С-СЬ, интонационное выделение этих звуков в словах.
На верхней полоске большой синий круг , на нижней маленький зеленый круг, предметные картинки на звуки С-СЬ. Ребенок называет картинку, интонационно выделяет звуки С-СЬ и распределяет картинки по местам
.( если С- за синим кругом, СЬ- за зеленым).
6 Физминутка.
Ноги выше поднимаем. Топают ножки по прямой дорожке.( шагают на всей стопе)
И поскачут ножки прямо по дорожке ( делают поскоки).
Скакали, скакали и встали. Стоп! ( останавливаются).
По узенькой дорожке пойдут тихонько ножки ( идут на носках).
Друг за дружкой побежали и не сколько не устали ( бегут на носках).
И опять шагаем, ножки поднимаем( идут маршевым шагом).
7 Массаж шестигранным карандашом. Грани карандаша легко « укалывают ладони», активизируют нервные окончания, снимают напряжение.
Карандаш в руке катаю, между пальчиков верчу.
Неприменно каждый пальчик, быть послушным научу.
8 У каждого ребенка лист бумаги с нарисованными предметами, предложить назвать предметы и закрасить только те, где есть звук С.
9 Гимнастика для глаз.
Логопед. Прилетела сова на лесную полянку. ( дети садятся на ковер).
Ночью сова сжимается, замерзает ( показывает как сова мерзнет).
Утро пришло, солнышко припекло - сова согрелась, расслабилась
( потягиваются 2 раза).
Повернула туловище влево, повернула вправо- ничего не увидала, крыльями замахала
. Голову повернула влево, вправо, влево, вправо- ничего не увидала- крыльями замахала. ( выполняют движения 2-3 раза).
Смотрит влево, вправо, влево. Вправо - ничего не увидала, нахмурилась, ухнула: « Ух-ух-ух!».
Вверх, вниз посмотрела, опять ухнула: « Ух-ух-ух» - и в гнездо полетела. ( выполняют движения и звуки).
10 Игра « Придумай слова» - назвать слова на звуки С ,СЬ.( за правильный ответ – фишка).
11 Итог. С какими звуками придумывали слова?
Деловая игра с родителями
1 Игра « Что звучит?»
У воспитателя коробочка с сыпучими веществами ( рис, горох, соль, сахар, гречка, кнопки, скрепки и т.д.). Предлагают отгадать, что звучит.
2 Игра « Узнай голос своего ребенка».
( запись на диктофоне или магнитофоне запись голосов детей ( любое одинаковое стихотворение из 2-х или 4-х строк), родителям предлагается узнать голос своего ребенка.
3 Игра « Узнай голос своей мамы» ( в записи – прослушав стих, дети должны узнать голос мамы).
4 Игра « Кто позвал?»
Дети стоят в кругу и кто-то произносит слово « мама» - родители должны узнать голос своего ребенка.
Сообщение воспитателя на тему: « Интонационная выразительность речи».
Речь наших детей бедна, невыразительна, поэтому на логоритмических и на фронтальных занятиях для развития интонационно - слухового опыта ребенку предлагаем определить общее настроение музыкального произведения ( веселое или грустное ), жанр ( песня, марш, танец). Предлагаем показать мимикой веселого и грустного человека, человека, пробующего лимон, сладкое яблоко.
Включаем упражнения, звукоподражания, выражающие : АХ! ОХ! , сожаления, огорчения АЙ! АЙ! , удивления О! У! , боль ОЙ!.
Логоритмика способствует развитию фонематического восприятия у лиц с разнообразными речевыми нарушениями.
Восприятие музыки различной тональности, громкости, темпа, ритма создает основу для совершенствования фонематических процессов. А воспитание соответствующих ассоциаций между звуком и мелодией непосредственно улучшает различение на слух.
Произношение под музыку текстов, насыщенных оппозиционными звуками, способствует развитию слухо - произносительной дифференциации фонем.
Красивый, звучный голос, ясная точная и правильная речь, разнообразная и глубокая интонация- безусловно необходимые средства выразительного живого слова.
Роль интонации в речи огромна. Она организует смысловую сторону речи при помощи логического ударения, повествования, перечисления, побуждения, вопроса, пауз, изменения темпа речи.
Для детей с нарушением речи характерно нарушение интонационной стороны речи, выражающееся в монотонности. Работа по формированию интонационной стороны речи осуществляется в разных направлениях.
Работа над логическим ударением: слова, на которые падает ударение дети отхлопывают, притопывают ногой. Дети выполняют эти движения , одновременно проговаривая словосочетания, выделяя необходимые слова голосом, движением.
Много внимания на занятиях уделяем формированию умения пользоваться повествовательной, вопросительной и восклицательной интонацией.
Кроме того ведется работа по формированию у детей естественной интонации , выражающей различные эмоциональные состояния: радость, удивление, испуг, побуждение. Одним из средств выражения эмоций является междометия в виде отдельных гласных или слогов.
Работа над интонацией проводится на материале слов, предложений, небольших текстов, стихов.
2 Инсценирование сказки Сутеева « Кто сказал « Мяу».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание: «Пальчиковые игры, их роль и значение в развитии речи детей» Младшая группа
Цельдать родителям знания о значении пальчиковых игр в развитии ребенка;заинтересовать проблемой;приобщить к пальчиковым играм ребенка в условиях семьи;выслушать суждения родителей по проб...
Родительское собрание на тему: «Роль устного народного творчества в развитии речи детей» для родителей детей дошкольного возраста
Устное народное творчество, включающее в себя большое количество жанров: пословицы, сказки, поговорки, пот...
Конспект родительского собрания по теме: «Влияние мелкой моторики рук на развитие речи»
Все мы с вами знаем, что речь – одна из самых важных линий развития ребёнка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает ...
Родительское собрание на тему:«Роль устного народного творчества в развитии речи детей»
Родительское собрание...
Родительское собрание на тему: «Роль устного народного творчества в развитии речи детей»
Родительское собрание на тему: «Роль устного народного творчества в развитии речи детей»...
Родительское собрание на тему «Пересказ как одна из форм развития связной речи».
Конспект родительского собрания на тему «Пересказ как одна из форм развития связной речи». Также представлена анкета для родителей «Речь вашего ребенка»...
Родительское собрание на тему "Современные методы и технологии по развитию речи у старших дошкольников"
Цель: повышение уровня педагогической компетентности родителей по вопросам развития связной речи детей старшего дошкольного возраста.Форма: семинар-практикум.План:1. Вступительное слово педагога.2. Пр...