Консультация для родителей "Использование дидактических игр для формирования фонематического восприятия у детей с ОНР."
статья по логопедии (старшая группа) по теме
Фонематический слух - способность к слуховому восприятию звуковой речи, фонем, умению различать звуки речи в их последовательности в словах и умение различать близкие по звучанию фонемы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_fonematicheskogo_sluha_u_detey_s.docx | 24.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие фонематического слуха у детей с
фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
Фонематический слух- способность к слуховому восприятию звуковой речи, фонем, умение различать звуки речи в их последовательности в словах и умение различать близкие по звучанию фонемы.
С развитием логопедической науки и практики, физиологии и психологии речи (Р.Е.Левина, Р.М. Боскис, Н.Х. Швачкин, Л.Ф. Чистович, А.Р. Лурия и др.) стало ясно, что в случаях нарушения артикуляторной интерпретации слышимого звука может в разной степени ухудшаться и его восприятие. Р.Е. Левина на основе психологического изучения речи детей пришла к выводу о важнейшем значении фонематического слуха для полноценного усвоения звуковой стороны речи. Было установлено, что у детей с сочетанием нарушения произношения и восприятия фонем отмечается незаконченность процессов формирования артикулирования и восприятия звуков, отличающихся тонкими акустико-артикуляционными признаками.
Состояние фонематического слуха детей влияет на овладение звуковым анализом.
Уровень сформированности действия по выделению последовательности звуков в слове и умение сознательно ориентироваться в звуковых элементах слова и от того, является ли это недоразвитие первичным или вторичным.
Вторичное недоразвитие фонематического слуха наблюдается при нарушениях речевых кинестезий, имеющих место при анатомических и двигательных дефектах органов речи. В этих случаях нарушается нормальное слухопроизносительное взаимодействие, которое является одним из важнейших механизмов развития произношения. Имеет значение и низкая познавательная активность ребёнкак в период формирования речи, и ослабленное произвольное внимание.
При первичном нарушении фонематического слуха предпосылки к овладению звуковым анализом и уровень сформированности действия звукового анализа ниже, чем при вторичном.
Несформированность произношения звуков выражается вариативно. Так, звонкие заменяются глухими, [р] и[л] звуками [л’]и йот (j), [С] и [ш] звуком [ф]и т.п. Некоторые дети всю группу свистящих и шипящих звуков, то есть звуков фрикативных, заменяют более простыми по артикуляции взрывными звуками [т] , [т’], [д], [д’].
В других случаях процесс дифференциации звуков еще не произошел и вместо артикуляционно-близких звуков ребенок произносит средний, неотчетливый звук, например: мягкий звук [Ш.] вместо [Ш.’], вместо [с-с’], вместо [ч-т’] и т.п.
При обследовании речи ребенка необходимо самым тщательным образом установить, какие звуки нарушены в произношении и как именно.
Наиболее распространенной формой нарушения является искаженное произношение звуков, при котором сохраняется некоторая сходность звучания с нормативным звуком. Обычно при этом восприятие на слух и дифференциация близкими звуками не страдает.
Такая форма нарушения, как отсутствие звука или замена близким по артикуляции, создает условия для смешения соответствующих фонем и осложнений при овладении грамотой.
При смешении близких звуков у ребенка формируется артикуляция, но процесс фонемообразования еще не закончен. В таких случаях затрудняется различение близких звуков из нескольких фонетических групп, происходит смешение соответствующих букв.
В фонетико-фонематическом развитии детей выявляется несколько состояний:
-недостаточное различение и затруднение в анализе только нарушенных в произношении звуков. Весь остальной звуковой состав слова и слоговая структура анализируются правильно. Это наиболее легкая степень фонетико-фонематического недоразвития;
- недостаточное различение большого количества звуков из нескольких фонетических групп при достаточно сформированной их артикуляции в устной речи. В этих случаях звуковой анализ нарушается более грубо;
- при глубоком фонематическом недоразвитии ребенок «не слышит» звуков в слове, не различает отношения между звуковыми элементами, неспособен выделить их из состава слова и определить последовательность.
Таким образом, недостатки звукопроизношения могут быть сведены к следующим характерным проявлениям:
а) замена звуков более простыми по артикуляции, например: звуки с и ш заменяются звуком ф;
б) наличие диффузной артикуляции звуков, заменяющей целую группу звуков;
в) нестабильное использование звуков в различных формах речи;
г) искаженное произношение одного или нескольких звуков.
Произносительные ошибки необходимо оценивать с точки зрения их значимости для речевой коммуникации.
Одни из них затрагивают лишь образование оттенков фонем и не нарушают смысла высказывания, другие ведут к решению фонем, их не различению. Последние являются более грубыми, так как нарушают смысл высказывания.
При наличии большого количества дефектных звуков, как правило, нарушается произношение многосложных слов со стечением согласных («качиха» вместо ткачиха). Подобные отклонения в собственной речи детей также указывают на недостаточную сформированность фонематического восприятия.
Низкий уровень собственного фонематического восприятия наибольшей отчетливостью выражается в следующем:
а) нечеткое различение на слух фонем в собственной и чужой речи (в первую очередь глухих-звонких, свистящих-шипящих, твердых-мягких, шипящих-свистящих-аффрикат и т.п.);
б) неподготовленность к элементарным формам звукового анализа и синтеза;
в) затруднения при анализе звукового состава речи.
У детей с фонетико-фонематическим недоразвитием имеется определенная зависимость между уровнем фонематического слуха и количеством дефектных звуков, то есть чем большее количество звуков не сформировано, тем ниже фонематическое восприятие. Однако не всегда имеется точное соответствие между произношением и восприятием звуков.
Так, например, ребенок может искаженно произносить 2-4 звука, а на слух не различать большее число, причем из разных групп. Относительное благополучие звукопроизношение может маскировать глубокое недоразвитие фонематического слуха. В таких случаях только применение специализированных заданий вскрывает сложную патологию.
У детей с фонетико-фонматическим недоразвитием наблюдается общая смазанность речи, «сжатая» артикуляция, недостаточная выразительность и четкость речи. Это в основном дети с дислалией-акустико-фонематической и артикуляторно-фонематической формы.
После обследования детей с фонетико-фонематическим недоразвитием необходимо:
-сгруппировать дефектные звуки по степени участия органов артикуляции и вычленить нарушения: звуков раннего онтогенеза (м, п, б, т’, г, х, с’) и среднего онтогенеза ( Ы., твердые, мягкие, л, озвончение всех согласных);
-выделить смешиваемые звуки и звуки-субституты, встречающиеся и при нормальном речевом развитии (на определенном возрастном этапе);
- вычленить искаженные звуки за счет неправильного уклада органов артикуляции (р горловое и пр.);
- вычленить звуки, имеющие постоянные субституты, из числа более простых по артикуляции.
При анализе результатов обследования фонематического слуха логопед обращает внимание на следующее:
Соответствует ли нечеткое восприятие звуков их неправильной артикуляции (или отсутствию правильной артикуляции)?
Выявляется ли большое количество нечетко воспринимаемых звуков при незначительном количестве неправильно произносимых?
В каких условиях проявляется фонематическое недоразвитие (нерегулярно; в сложных фонетических позициях, при восприятии слов- паронимов)?
На материале речевых высказываний проводится оценка сформированности звуко-слоговой структуры речи и лексико-грамматического развития детей.
Исследованиями Л.Е. Журовой, Н.В.Жучковой, Г.а.Тумаковой доказано, что четырех летние дети легко выделяют любой интонирующий звук. Эти наблюдения свидетельствуют, что для осознания звуковой стороны речи период с четырех до пяти лет чрезвычайно ответственен и должен полноценно использоваться в этом отношении, что весьма облегчает детям переход на новый этап овладения звуковой стороны речи - этап, связанный с обучением грамоте и чтению.
Недочеты звукопроизношения у некоторых детей могут выражаться в неправильном, чаще неустойчивом произношении отдельных групп звуков. Это связанно либо со слабым закреплением отдельных звуков, либо с недостаточно четкой дифференциацией их на слух. Обычно под влиянием обучения эти ошибки исчезают. Но если они наблюдаются в старшем дошкольном возрасте, то в таких случаях дети нуждаются в специальной (логопедической ) помощи.
На пятом году жизни дошкольники способны узнавать на слух наличие того или иного звука в слове, подбирать слова на заданный звук. Но это возможно только в том случае, если в предшествующих возрастных группах велась соответствующая работа.
Возросший интерес к звуковой стороне слова в этом возрасте выражается в том, что дети вслушиваются в слова, пытаются установить сходство звучания некоторых слов (способны и сами подбирать близкие по звучанию слова), при интонационном выделении звука могут установить его наличие в слове.
Достаточно развитый фонематический слух даёт возможность детям различать в речи взрослых повышение и понижение громкости голоса, замечать ускорение и замедление темпа речи, улавливать различные интонационные средства выразительности.
Многие дошкольники неплохо подражают взрослым, точно передают их интонацию, улавливают на слух различные оттенки речи. Хорошо развитый фонематический слух дает возможность детям и самим шире использовать разные средства выразительности: повышать и понижать тон голоса, выделять во фразах отдельные слова или группы слов, правильно выдерживать паузы, выражать эмоционально-волевое отношение к произносимому и т.д.
Дети шестого года жизни имеют достаточно развитый артикуляционный аппарат, хорошо сформированный фонематический слух. Все это создает благоприятные условия для правильного произношения звуков. Однако есть дети, у которых по каким-либо причинам отмечаются недостатки звукопроизношения, недоразвитие фонематического слуха.
Иногда дошкольники недостаточно чётко различают некоторые звуки на слух, неправильно вычленяют из группы слов, фраз слова с данными звуками. Смешение звуков наблюдается и при подборе слов со звуком.
Восприятие звуков речи тесно связано с их произношением. Недостатки произношения могут быть одной из причин нечёткой дифференциации звуков на слух, и наоборот, нечеткая дифференциация определенных групп звуков на слух может быть причиной нечеткого их произношения. Поэтому работа по различению звуков на слух должна вестись одновременно с укреплением артикуляционного аппарата, с закреплением правильного произношения отдельных звуков.
Если во второй младшей, средней и старших группах проводилась систематическая работа по звукопроизношению, то у детей все звуки должны быть правильно сформированы уже к 5-6 годам, т.е. к подготовительной в школе группе, где особое внимание должно уделяться подготовке детей к обучению грамоте.
В подготовительной к школе группе продолжается работа по дифференциации звуков. Для дифференциации берутся те группы звуков, которые наиболее часто смешиваются в устной речи детей, Такими являются: свистящие – шипящие [с-ж, ц-ч, с-щ]; звонкие и глухие [в-ф, з-с, ж-ш, д-т, г-к], сонорные [л-р] и твердые-мягкие [т-т’] и др.
Итак, к двум годам фонематический слух ребенка уже сформирован. Однако вопросы развития фонематического слуха вновь возникают при обучении детей грамоте, когда перед ребенком шести лет ставится задача звукового анализа нашей речи. И вот неумение старших дошкольников разложить слово на составляющие его звуки очень часто и принимают за недостатки в развитии фонематического слуха. Это совершенно не верно. Ребенок хорошо слышит звуки, из которых состоит наша речь, но он слышит их в словах, не выделяя и не называя их изолированно. Эту мысль раскрыл А.Н.Гвоздев в своей работе «Вопросы изучения детской речи».
Таким образом, у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи выявляется недостаточность восприятия фонем родного языка, что как следствие, отражается и на произношении. Эти трудности преодолеваются в процессе целенаправленной коррекционной работы.
В дошкольной педагогике и психологии придается большое значение формированию у детей осознанной ориентировке в звуковом строении речи (Ф.А.Сохин, Э.И.Труве, Г.А.Тумакова и др.).
Серьезные требования к дошкольникам в плане осознания ими звукового строения речи предъявляет и «Программа воспитания и обучения в детском саду»: к шести годам дети должны хорошо научиться различать на слух и в произношении звуки речи-фонемы, дифференцировать их, выделять из слова отдельные звуки, определять их место в слове.
Однако, как показывают специальные исследования, данное звено речевой системы у многих аномальных детей страдает (Р.Е.Левина, Д.И.Орлова, Н.В.Симонова и др.).
При нормальном речевом развитии дети к 5 годам свободно пользуются развернутой фразовой речью, разными конструкциями сложных предложений. Они имеют достаточный словарный запас, владеют навыками словообразования и словоизменения. К этому времени окончательно формируется правильное звукопроизношение , готовность к звуковому анализу и синтезу. Однако, не во всех случаях эти процессы пртекают благополучно: у некоторых детей даже при нормальном слухе и интеллекте редко задерживается формирование каждого из компонентов языка: фонетики, лексики, грамматики.
Доктор наук профессор Левина Р.Е. в книге «Основы теории и практики логопедии» писала: «При выборе путей и средств преодоления и предупреждения речевых нарушений у детей необходимо ориентироваться на узловые образования, от которых зависит нормальное протекание не одного, а целого ряда речевых процессов ». Таким узловым образованием, ключевым моментом в системе коррекции нарушения речи являются фонематический слух и звуковой анализ. «Формирование узловых образований, - отмечает далее Р.Е.Левина,- позволяет с наибольшей экономией и целесообразностью достигать педагогического эффекта» (т.е. коррекции речевого недоразвития). Начинается эта работа на материале неречевых звуков и постепенно охватывает звуки речи, правильно произносимые детьми, а затем – те, которые вновь ставятся (или исправляются)и вводятся в самостоятельную речь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация "Формирование фонематического восприятия у детей дошкольного возраста с нарушением речи "
Задержка в формировании фонематического уровня у дошкольников к моменту школьного обучения затрудняет овладение программой по русскому языку, может приводить к нарушениям формирования языковых процесс...
Формирование фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста через дидактические игры и упражнения
Игра является самой доступной формой деятельности дошкольников. Именно в игре у них формируются навыки познания, стимулируется развитие мышления, раскрываются природные спосо...
Формирование фонематического восприятия у детей дошкольного возраста через дидактические игры и упражнения
Цель¨ создание системы работы по формированию фонематических представлений у детей с общим недоразвитием речи через дидактические игры и игровые упражнения Задачи¨...
Методическая разработка "Использование словесно - дидактической игры в формировании фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня"
Данная методическая разработка может быть использована учителями-логопедами для коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста с речевым дианозом "Общее недоразвитие речи 3 уровня"....
Консультация для родителей "Правила формирования фонематического восприятия у детей с ТНР"
Стойкое исправление произношения может быть гарантировано только при опережающем формировании фонематического восприятия. Впоследствии это оказывает положительное влияние и на освоение грамотного пись...
Практика инклюзивного образования «Формирование фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР через дидактические игры»
Практика реализуется на уровне дошкольного образования и направлена на воспитанников старшего дошкольного возраста с ФФНР....
Публикация "ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «КАК МУРАВЬИШКА ДОМОЙ СПЕШИЛ»"
Дидактическая игра по фомированию фонематческого восприятия детей старшего дошкольного возраста "Как муравьишка домой спешил"...