Технология Синквейн как средство развития связной речи дошкольников с ОВЗ.
материал по развитию речи (подготовительная группа)

Кудинова Елена Александровна

Нетрадиционная технология Синквейн позволяет интересно и увлекательно для детей развивать связную речь дошкольников. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Технология Синквейн336.16 КБ

Предварительный просмотр:

Нетрадиционные технологии как средство развития речи старших дошкольников с ОВЗ

Существует множество технологий развития связной речи дошкольников. Представляем самую полюбившуюся детьми технологию «Синквейн» как средство развития речи старших дошкольников с ОВЗ.

Новизна данной технологии.

     Принятие ФГОС требует от педагога более глубокого продумывания методов и приёмов к организации образовательной деятельности. Поиск подходов к повышению эффективности образовательного процесса вызывает необходимость уделять большое внимание применению инновационных педагогических технологий и методов, одной из которой и является синквейн.

Актуальность.

     Развитие речи дошкольников с ОВЗ является актуальной темой в дошкольном возрасте. Хорошее владение словом – это необходимость, которой нужно учиться с детства. Этому и обучает синквейн, являясь формой свободного творчества, требующий умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы, кратко и эмоционально их формулировать.

Что же такое синквейн?

Синквейн - очень эффективная технология  развития речи дошкольников с ОВЗ.

  Само слово «синквейн» происходит от французского слова «пять» и означает «стихотворение, состоящее из пяти строк». Это французское пятистишие, похожее на японские стихотворение.

    Синквейн – это необычное стихотворение, написанное в соответствии с определёнными правилами.

Задачи синквейна.

  • пополнять знания детей по лексическим темам;
  •  обогащать пассивный и активный словарный запас;  
  • совершенствовать навык использования в речи синонимов, антонимов;
  •  развивать ассоциативное мышление и образную память;
  • совершенствовать умение высказывать собственное отношение к чему-либо.

Достоинства синквейна.

- интересная, игровая технология развития речи детей с ОВЗ и не только,
- не требует специальных условий,
- способствует развитию лексико-грамматических категорий,
- активно обогащает словарь,
- определяет уровень усвоения материала дошкольником.

Форма синквейна напоминает елочку и состоит из 5 строк.

  • 1 строка – это слово – заголовок, тема, название.
  • 2 строка – это слова – признаки предмета, прилагательные.
  • 3 строка – это слова – действия предмета, глаголы.
  • 4 строка – это – словосочетание или предложение. Выражает личное отношение к предмету.
  • 5 строка -это слово – вывод, итог, повторение сути.

     О чём же можно придумать синквейн? Тема его может быть любой:
о природе, животном, насекомом, о цветке, о любом предмете, о картине или литературном герое, о маме или папе, о настроении, об изученном на занятии, о прочитанной педагогом сказке, истории.

Примеры синквейнов.

1 строка - Кто? – бабочка.

2 строка  - Какая? - красивая, разноцветная.

3 строка - Что делает? - летает, порхает, радует.

4 строка -  Предложение – бабочка собирает ароматный нектар.

5 строка – Итог - бабочка - это насекомое.

 

     Синквейн - один из эффективных методов развития речи дошкольников с ОВЗ.

В чём же его эффективность и значимость?

- Во-первых, его простота. Синквейн могут составить все.
- Во-вторых, в составлении синквейна каждый ребенок может реализовать свои творческие, интеллектуальные возможности.

- В-третьих, синквейн является игровым приемом, что всегда интересно детям.

- В-четвертых, составление синквейна используется как заключительное задание по пройденному материалу.

- В-пятых, составление синквейна используется для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации.

Вывод.

     Выстраивание работы с детьми по формированию речемыслительной деятельности с использованием технологии Синквейн, способствует освоению коммуникативных умений, обеспечивает полноценное включение в общение, как процесс установления и развития контактов с людьми, возникающих на основе потребности совместной деятельности, а также подготовки дошкольника к успешному обучению в школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие "Картина как средство развития связной речи дошкольника"

В данном учебно-методическом пособии представлены методика работы с картиной в разныех возрастных группах, решаемые задачи, формы приемы работы, предложен примерный перечень картин для рассматривания ...

"Синквейн, как средство развития связной речи"

Синквейн способствует речевому развитию: уточнение, активизация словаря детей, закрепление знаний о частях речи. Учит краткому пересказу....

Технология «Мнемотехника - как средство развития связной речи дошкольни-ков»

Создать  условия  для  повышения  речевой  активности  детей дошкольного               возраста, выз...

Технология «Мнемотехника - как средство развития связной речи дошкольников» Большова Т. В.

Цель использования образовательной технологии Развивать формирование элементарных математических представления у детей дошкольного возраста через дидактическую игру....

«Современные образовательные технологии как средство развития связной речи дошкольников»

Главный инструмент нашего разума — это память. Память — это связь прошлого с настоящим и будущим, процесс сохранения прошлого опыта, дающий возможность его повторного использования. Для то...

ПРОЕКТ по речевому развитию «Карты Проппа - как средство развития связной речи дошкольников».

laquo;Пусть герои сказок дарят нам тепло,Пусть добро навеки побеждает зло»....