Проект по речевому развитию «Карты Проппа - как средство развития связной речи дошкольников».
проект по развитию речи (старшая группа)

«Пусть герои сказок дарят нам тепло,

Пусть добро навеки побеждает зло».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_propp.docx35.72 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей «Детский сад №16 «Родничок»

Проект по речевому развитию

«Карты Проппа - как средство развития связной речи дошкольников»

                               

Воспитатель Маркова О.В.  

Паспорт проекта

«Пусть герои сказок дарят нам тепло,

Пусть добро навеки побеждает зло».

Тип проекта:   Практико - ориентированный,  внутригрупповой.

Возраст детей:  5-6 лет

Участники:  дети, воспитатели, родители

Проект долгосрочный:  01.10. – 30.04.2021-2022.

Актуальность:   Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных преобразований ребёнка в дошкольном возрасте и рассматривается в современном дошкольном образовании как общая основа воспитания и обучения детей. В соответствии с принятием  Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования раздел «Речевое развитие»  выделен  в отдельную  образовательную область, которая включает в себя развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества.

Проблема: Дети дошкольного возраста отличаются недостаточно сформированным навыком  построения связной речи. По результатам диагностики уровня развития связной речи у детей, можно отметить следующие недостатки:

-  высказывания короткие;

-отличаются непоследовательностью, даже если ребёнок передаёт содержание знакомого текста;

-состоит из отдельных фрагментов, логически не связанных между собой;

-уровень информативности очень низкий.

К сожалению, родители в наше время из-за сложных социальных условий, в силу занятости или некомпетентности процесс развития речи своего ребёнка пускают на самотёк. По итогам проведённого опроса среди родителей воспитанников 68% родителей считают, что к  моменту поступления ребёнка  в школу всё будет хорошо и обращаться к кому - нибудь за помощью они  не намерены.

На сегодняшний день существует множество методик, с помощью которых можно регулировать процесс развития речи у детей, одной из них является наглядное моделирование.                                                 

Научные исследования и практика подтверждают, что именно наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая доступна детям дошкольного возраста.                        

Введение наглядных моделей в образовательный процесс позволяет более целенаправленно развивать импрессивную речь детей, обогащать их активный лексикон, закреплять навыки словообразования, формировать и совершенствовать умение использовать в речи различные конструкции предложений, описывать предметы, составлять рассказы. При этом используемые наглядные модели могут включать стилизованные изображения реальных предметов, символы для обозначения некоторых частей речи, схемы для обозначения основных признаков отдельных видов описываемых предметов, а также выполняемых действий по отношению к ним с целью обследования, стилизованные обозначения «ключевых слов» основных частей описательного рассказа и т.п.                                                       Изучая методическую литературу по  развитию у детей связной речи, я заинтересовалась книгой  Дж. Родари «Грамматика фантазии». В ней автор отметил методику фольклориста Владимира Яковлевича Проппа, которая заключается в пересказе сказок с использованием карт Проппа. Джанни Родари отмечал: «…что преимущество карт Проппа очевидно, каждая из них целый срез сказочного мира. Каждая из функций изобилует перекличками с собственным миром ребёнка. Каждая из представленных в сказке функций помогает малышу разобраться в самом себе, и в окружающем его мире людей.                                                                                Целесообразность карт Проппа состоит в том, что: ребёнок выступает не просто в роли пассивного наблюдателя, слушателя, а является энергетическим центром творческой деятельности, создателем оригинальных литературных произведений. Например, карту «Запрет» ребенок ассоциирует с запретами в своей жизни, но есть в запрете и положительная сторона: он знакомит малыша с целым сводом правил поведения – что можно делать, что нельзя. То же самое можно сказать и обо всех остальных функциях (картах). Все это натолкнуло меня на мысль, что спомощью карт Проппа можно учить детей пересказывать не только короткие, но и большие по объему русские народные сказки.

Цель проекта:  Развитие связной речи у дошкольников через моделирование с использованием  карт Проппа.

Задачи, которые решаются при помощи данной методики полностью соответствуют положениям и требованиям ФГОС ДО:

1.        Расширять и активизировать словарный запас детей, совершенствовать диалогическую и монологическую речь.

2.        Развивать наглядно - образное и формировать словесно-логическое мышление, умение делать выводы, обосновывать своё суждение.  

3.        Развивать интерес к художественной литературе, как образцу речи.

4.         Способствовать повышению поисковой активности.              

5.        Воспитывать человечность: способность переживать судьбу сказочных героев как свою.

                Предполагаемый результат:

1.        Повышение активности в речевом общении.

2.         Последовательность при пересказе сказок,  самостоятельность  в сочинении своих.

                            Этапы реализации проекта

1 этап – подготовительный.

Полгода назад передо мной встала проблема: Как организовать деятельность детей нетрадиционно, а значит оригинально и непривычно? Как сделать каждое занятие с ребенком интересным и увлекательным? Просто и ненавязчиво, легко и играючи развивать дошкольника?

Исходя из этого, мною были рассмотрены множество форм и видов деятельности, направленных на развитие связной речи и речевого творчества дошкольников. Предпочтение я отдала картам Проппа, которые являются, на мой взгляд, интересными и актуальными формами деятельности дошкольников в условиях внедрения ФГОС ДО.

Целесообразность карт Проппа:

•        Наглядность и красочность их исполнения позволяют ребенку удерживать в памяти гораздо большее количество информации, а значит, и продуктивнее использовать ее при сочинении сказок.    

•        Представленные в картах функции являются обобщенными действиями, понятиями, что позволяет ребенку абстрагироваться от конкретного поступка, героя, ситуации, а, следовательно, у него интенсивнее развивается абстрактное, логическое мышление.    

•        Карты стимулируют развитие внимания, восприятия, фантазии, творческого воображения, волевых качеств, обогащают эмоциональную сферу, активизируют связную речь, обогащают словарь, способствуют повышению поисковой активности, позволяют наладить полноценные взаимоотношения со сверстниками.    

•        Карты Проппа оказывают неоценимую помощь в сенсорном развитии детей, так как их воздействие распространяется на все органы чувств, включая тактильные анализаторы. Ребенок выступает не просто в роли пассивного наблюдателя, слушателя, а является энергетическим центром творческой деятельности, создателем оригинальных литературных произведений.

    На первом этапе я познакомила детей с жанром литературного произведения – сказкой, где мы выявили ее отличие от других жанров и определили структуру сказки - ее композицию:

•        Присказка. Зачин (приглашение в сказку) настраивает детей на особый лад,  переносит в сказочный мир. Ее цель - подготовить детей к слушанию сказки, заинтересовать.(За далекими полями, за глубокими морями; В некотором царстве, в небесном государстве жили-были…)

•        Повествование–насыщена событиями и так называемыми сказочными формулами: речевыми клише, ритмическими присловьями, которые характеризуют разные действия и описания персонажей( Сделался такой молодец - ни вздумать, ни взгадать, ни пером описать; Избушка, избушка встань к лесу задом, а ко мне - передом и т.д)

•        Концовка как и присказка ограничивает сказку от реальной жизни и возвращает к реальной действительности.(Устроили пир на весь мир, я там был мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало; Вот вам сказка, а мне бубликов связка …).

Затем я  провожу  «подготовительные игры»:

•        «Чудеса в решете» - выявление  различных чудес: как и с помощью чего осуществляется превращение, волшебство.

•        «Волшебные слова» или сказочные приговоры, несущие основную смысловую нагрузку.

•        « Что в дороге пригодится» - основные волшебные средства сказки (скатерть-самобранка, аленький цветочек)

•        «Узнай героя» - выявление позитивных и негативных черт характера героев.

•         «Что общего» - сравнительный анализ сказок с точки зрения сходства и различий между ними

 .  «Кто на свете злее всех?» - выявление злых и коварных героев (добрых), описание их облика, характера, образа жизни, привычек, жилища. Затем анализируют, может ли существовать сказка без таких героев, какова их роль в развитии сюжете. Для кого эти персонажи являются добрыми, для кого злыми и почему (наверное, для Кощея Баба-Яга очень даже добрая женщина и верный друг).

. «Чепуха»- дети придумывают  не связанные друг с другом предложения, содержащие прямо противоположные функции. Основная цель игры - осмысление той или иной функции(« запрет» –«нарушение запрета»).

•        « Четвертый лишний» - определение лишнего предмета.

•        «Решение сказочных задач»

•        «Бюро находок» - найден золотой инкубатор для золотых яиц; утеряна трехворотниковая кольчуга и т.д.

•         «Сказочный словарь» - придумайте новое небывалое слово и по возможности объясните его или нарисуйте: сапоги-скороходы, ковер-самолет, шапка-невидимка.

2 этап – практико - ориентированный:

  1. Изготовление карт:

Знакомство с картами должно происходить постепенно, в определенной логической, смысловой последовательности и подчиняться ряду требований.

 Карты, используемые в начале работы с ними, должны быть выполнены в сюжетной манере и красочно. В дальнейшем пользуются картами со схематичным изображением функции.

  1. Непосредственное ознакомление с функциями волшебной сказки.

 Читаем сказку и «выкладываем» ее по функциям или сопровождаем картами Проппа (схематическими изображениями). По мере накопления опыта можно предложить задания или игры:

- выставить карты по ходу сюжета

-найти «знакомые» карты в только что прочитанной сказке

-найти ошибку в расположении карт по сюжету сказки

-определить отсутствие знакомой карты        

-отделить лишнюю карту

3 этап – заключительный:

  1. На этом этапе предлагается пересказать сказку, опираясь на карты Проппа. Для этого нужно выделить узловые моменты сказки, выстраиваются схемы по сюжету сказки,  и пробуем рассказать по картам Проппа.
  2. И вот происходит сочинение собственных сказок - предлагается набор из 5-6 карт, заранее оговаривается кто будет главным героем, кто или что будет мешать герою, какие волшебные средства будут у героя, какой будет зачин и концовка, какие сказочные слова  будут в сказке и.т.д. Можно также использовать такие игры, как: « Салат из сказок», « Опорные слова», «Добавление», « Сказочный треугольник (разделение на три группы, где у каждой свое задание), «Сказочная путаница». Затем вводится новые характеристики антигероев и рассмотрение их с другой стороны (Баба Яга как даритель) и.т.д.

Для того, чтобы получить максимальный эффект от составления сказки рекомендуется соблюдать ряд простых правил:

1. Желательно чтобы у главного героя и у ребенка были какие-то общие черты. Может они оба любят варенье или смотрят один и тот же мультфильм.

2. Необходимо при построении сказки для главного героя создать безопасное волшебное пространство. Поэтому используются формулы вроде: «Давным-давно, в некотором царстве-государстве»…

3. Хорошо, когда в пространстве сказки у главного героя оказывается друг- помощник. Друг в сказке помогает ослабить психическое напряжение и разрядить эмоции.

4. В ходе сказки необходимо решить какую-то задачу. Главный герой решает задачку, приобретает определенный навык и преображается.

5. В сказку вводится антигерой – персонаж, которого надо победить (или может быть изменить его).

6 .Финал сказки должен быть позитивный. Проблема решена, после чего герой возвращается домой, получает полкоролевства и красавицу жену.

 В итоге дети приходят к сочинению своей неповторимой  волшебной сказки.

Таким образом, можно прийти к тому, что ребенок полюбит язык, поймёт глубинный смысл звуков, слов и фраз, научится играть со словами, станет сочинять.

После этого деятельность детей приобретает полную самостоятельность.

В дальнейшем варианты работы с картами Проппа могут быть самыми различными – именно здесь и открывается творческий потенциал каждого ребенка.

Результаты исследования.

В результате проведенной работы дети научились:

-определять жанр произведения;

-запоминать последовательность событий;

-выделять основное содержание сказки, рассказа;

-выстраивать схему содержания, опираясь на карты Проппа;

-уверенно манипулировать картами; пересказывать сказку близко к тексту, соблюдая ее структуру;

-сочинять сказку ( начало, середину, конец), рассказывать ее;

-чувствовать красоту и образность родного языка.

Выводы по исследовательской работе:

Изучение научной и методической литературы по проблеме позволило сделать вывод о том, что систематическое использование карт Проппа является эффективным средством в развитие связной речи и  речевого творчества старших дошкольников.

Карты Проппа обеспечивают хорошую эффективность в работе по развитию связной речи, речевому творчеству, мышлению, воображению.

Работая по данной теме, я пришла к выводу, что использование карт Проппа помогают решать следующие задачи:

-Развивает речевое творчество.

-Расширяет и активизирует словарный запас детей, помогает совершенствовать диалогическую и монологическую речь.

-Развивает наглядно — образное и формирует словесно-логическое мышление, умение делать выводы, обосновывать своё суждение.

-Развивает интерес к художественной литературе, как образцу речи.

-Способствует повышению поисковой активности.

- Карты позволяют детям научиться соотносить речевую и графическую системы изложения информации (координация правого и левого полушарий).

-Воспитывает человечность: способность переживать судьбу сказочных героев как свою.

-Помогают соблюдать последовательность при пересказе сказок, и проявлять самостоятельность в сочинении своих.

Список используемой литературы:

1.Основная образовательная программа  дошкольного образования  «От рождения до школы» под ред. Н.Е.  Вераксы

2.Дорохова И. А., Трифонова Н. Р., Ломакина С. Ю. Метод моделирования как способ обучения дошкольников сочинению сказок.

3. Джанни Родари. Грамматика фантазии. - М.: "Прогресс", 1978

4.Большёва Т. В. « Учимся по сказке», библиотека программы « Детство», 2005г.    

5. Журнал « Воспитатель» 2007 г. № 5

6. Михайлова А. Попробуем сочинять сказки. // Дошкольное воспитание, 1993 №6

7.Полянская Т.Б Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста, Детство-Пресс, 2010г.

8.Пропп В.Я. Морфология «волшебной» сказки. Исторические корни волшебной сказки, Изд. «Лабиринт», М., 1988 (www.opentextnn.ru)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

карты Проппа как средство развития речевого творчества старших дошкольников

В данном материале указано описание технологии карт Проппа, описание функций карт, целесообразность их использования, методика работы с картами; актуальность использования карт Проппа; исследовательск...

Презентация проекта «Карты Проппа - как средство развития связной речи дошкольников».

Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных преобразований ребёнка в дошкольном возрасте и рассматривается в современном дошкольном образовании как общая основа воспитания и ...

Карты Проппа, как средство развития связной речи детей дошкольного возраста при моделировании собственных сказок

В статье кратко рассмотрены особенности развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста. Описаны особенности карт Проппа как средства развития связной речи, а так же применение карт при мо...

«Карты Проппа как средство развития связной речи дошкольников»

laquo;Карты Проппа как средство развития связной речи дошкольников»Воспитатель, учитель дефектолог : Поздеева Ю.А.    Развитие связной речи детей является одним из напр...

Карты Проппа, как средство развития связной речи детей дошкольного возраста при моделировании собственных сказок

Тщательно изучив и проанализировав сказки народов мира, Владимир Пропп обнаружил, что волшебная сказка строится из набора сказочных ситуаций, теперь их называют «карты Проппа». Это...

Практикум для педагогов "Дидактические игры с картами ПРоппа как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста"

1 СЛАЙД  Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня,мы хотим познакомить вас с технологическим приемом развития речевого творчества детей дошкольного возраста, которую можно гармонично включать...

" Карты Проппа - как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста" 2023г.

Консультация для родителей детей подготовительной  группы....