Технология «Мнемотехника - как средство развития связной речи дошкольни-ков»
материал
Создать условия для повышения речевой активности детей дошкольного возраста, вызвать желание у детей обогащать словарный запас, развивать связную речь.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
szhatoe_teh_razvitie_rechi_s_isp_mnemotehniki_hamhoeva_e.a._wecompress.com_.pptx | 1.35 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Содержание: Введение Актуальность выбранной темы Цели и задачи использования технологии. 3. ПРАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ Планы занятий Перспективное планирование Картотека игр 4.ПРАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ 5.ПРАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Диагностика Список литературы
Управление образования администрации г. о. Долгопрудный Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение городского округа Долгопрудный детский сад № 10 «Лучик» (МАДОУ детский сад № 10 «Лучик») 141707 Московская область город Долгопрудный, улица Спортивная, дом 7 б тел./факс: 8 (498) 686-39-15 Глава1. Актуальность выбранной темы
Актуальность темы Дошкольный возраст –это возраст образных форм сознания, и основными средствами, которыми ребёнок овладевает в этом возрасте, являются образные средства: сенсорные эталоны, различные символы и знаки, носящие образный характер (прежде всего, это разного рода наглядные модели, схемы).Одно из обязательных условий эффективности системы коррекционного обучения и воспитания детей дошкольного возраста с нарушениями речи –высокий уровень их речевой и познавательной активности. Недостаточное развитие речевых средств и познавательной активности у детей ограничивает круг их общения, способствует возникновению замкнутости, безынициативности, нерешительности, стеснительности; порождает специфические черты речевого поведения –неумение устанавливать контакт с собеседником, поддерживать беседу. В свою очередь низкий уровень общения замедляет темп развития речи и других психических процессов. В структуре дефекта познавательной деятельности детей с общим недоразвитием речи большое место занимает нарушение внимания и памяти. У детей с общим недоразвитием речи страдает как механическая, так и логическая память. Так же у детей с общим недоразвитием речи замедляется темп развития наглядно-образного мышления .На сегодняшний день -образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста –явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем. Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников –очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. Мнемотехника -искусство запоминания, совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций. Мнемотаблица -это схема, в которую заложена определенная информация. Их эффективно использовать для обогащения словаря, при обучении составлению рассказов, при пересказах, отгадывании и составлении загадок, при заучивании стихотворений. Наглядное моделирование-эффективное средство развития интеллектуальных, творческих, мыслительных способностей у детей дошкольного возраста.
Актуальность выбранной темы: -мнемотехника облегчает детям овладение связной речи; -применение мнемотехники, использование обобщений позволяет ребенку систематизировать свой непосредственный опыт; -приемы мнемотехники используют естественные механизмы памяти мозга и позволяют полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации; -ребенок с опорой на образы памяти устанавливает причинно-следственные связи, делает выводы; -дети, владеющие средствами наглядного моделирования, в дальнейшем способны самостоятельно развивать речь в процессе общения и обучения
Цели и задачи использования технологии: Цель: Создать условия для повышения речевой активности детей дошкольного возраста. Задачи: - вызвать желание у детей обогащать словарный запас, развивать связную речь; -развивать умение детей работать с опорой на мнемотаблицу при составлении описательных рассказов, заучивании стихотворений и т. п. -развивать мышление, внимание, воображение, речеслуховую и зрительную память; -снимать речевой негативизм, воспитать у детей потребность в речевом общении для лучшей адаптации в современном обществе; -развивать мелкую моторику рук детей.
Работу с мнемотаблицами рекомендуется начинать уже с детьми младшего и среднего возраста – на этом этапе лучше рисовать цветные мнемотаблицы , так как в памяти у детей остаются отдельные образы: лиса — рыжая, мышка — серая, елочка — зеленая, а для старших дошкольников — чёрно-белые. В старшем дошкольном возрасте полезно составлять модели прямо во время занятий, а также дошкольники могут сами участвовать в рисовании и раскрашивании мнемотаблиц , самостоятельно подбирая образы или символы. Использование схем, таблиц, моделей помогают детям преодолеть различные затруднения: самостоятельно определить при рассматривании предмета его главные свойства и признаки. установить последовательность изложения выявленных признаков, удержать в памяти эту последовательность, которая является планом — рассказом описания. В помощь детям использую мнемоквадраты . Данные схемы помогают детям самостоятельно определять главные свойства и признаки рассматриваемого объекта, обогащать словарный запас. Учитываю, насколько ребёнок освоил принцип замещения. Дети легче запоминают образы, если цвет соответствовал герою: лиса рыжая, ягода красная.Позже усложняем или заменяем другой заставкой: изображали персонажа в графическом виде: лиса состояла из оранжевых геометрических фигур (треугольника и круга, медведь – большой коричневый круг и т. д. Для того чтобы понять основную последовательность и связность текста, удержать его в памяти, знакомлю детей с мнемодорожкой . Это дидактический материал, схема, в которую занесена определённая информация. Поскольку она вначале незнакома детям, взрослый берет на себя обучающую роль, т. е. доводит до детей содержание, которое вложено в мнемодорожку . Поняв алгоритм работы с мнемодорожкой , дети легко осваивают обучающие мнемотаблицы - это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.
Описание порядка использования (алгоритм применения) технологии в практической профессиональной деятельности: Начальный этап. Изучение литературы, подбор материала для развития связной речи у дошкольников, воспитание звуковой культуры речи, расширение словаря, формирование грамматического строя речи, ее взаимосвязь. Основной этап. Дидактические игры и упражнения со словами. Беседы по сказкам. Составление рассказа по картинам. Заключительный этап. Консультации для педагогов и родителей на родительских собраниях и в индивидуальном порядке, организация развлечений для детей. Мониторинг уровня развития связной речи у детей с применением мнемотаблиц .
Глава 2. Практический материал для использования в работе с детьми. Управление образования администрации г. о. Долгопрудный Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение городского округа Долгопрудный детский сад № 10 «Лучик» (МАДОУ детский сад № 10 «Лучик») 141707 Московская область город Долгопрудный, улица Спортивная, дом 7 б тел./факс: 8 (498) 686-39-15
Перспективный план
Разучивание стихотворений с использованием мнемотехники
https://www.instagram.com/p/CGaW4UUJ5Tq/?igshid=1ghna0fxwj0k2 Практический материал для работы с детьми. https://www.instagram.com/p/CFulfjNpmeR/?igshid=1s3piv6bz3n8o
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ Г.ДОЛГОПРУДНОГО АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Г. ДОЛГОПРУДНОГО ДЕТСКИЙ САД № 10 «ЛУЧИК» (АОУ детский сад № 10 «Лучик») Глава 3. Практический материал для педагогов.
Практический материал для педагогов.
Управление образования администрации г. о. Долгопрудный Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение городского округа Долгопрудный детский сад № 10 «Лучик» (МАДОУ детский сад № 10 «Лучик») 141707 Московская область город Долгопрудный, улица Спортивная, дом 7 б тел./факс: 8 (498) 686-39-15 Глава 4. Практический материал для родителей.
Практический материал для родителей.
Мониторинг качества образования Результат использования образовательной технологии и выводы мониторинга: Дети проявляют интерес к работе с мнемотаблицами . Стали легче воспринимать зрительную информацию, сохранять её в памяти и воспроизводить, правильно связывать сюжет, выстраивать между собой части сюжета и передавать последовательно готовый текст без помощи воспитателя. Научились самостоятельно составлять мнемотаблицы и уровень составил с 3 по 48 % Повысился уровень обогащение словарного запаса детей с 7 по 52%; дети научились составлять пересказ стихотворений, загадок, рассказов по картинкам с 3 по 52 %; вырос уровень правильного звукопроизношения с 3 по 52%
Мониторинг качества образования Результат использования образовательной технологии и выводы мониторинга: Дети проявляют интерес к работе с мнемотаблицами . Стали легче воспринимать зрительную информацию, сохранять её в памяти и воспроизводить, правильно связывать сюжет, выстраивать между собой части сюжета и передавать последовательно готовый текст без помощи воспитателя. Научились самостоятельно составлять мнемотаблицы и уровень составил с 3 по 57% Повысился уровень обогащение словарного запаса детей с 13 по 57%; дети научились составлять пересказ стихотворений, загадок, рассказов по картинкам с 7 по 60%; вырос уровень правильного звукопроизношения с 7 по 50%
Список используемой литературы: 1. Большова Т. В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники [Текст] Т. В. Большова / Спб . ,2005 — 71с. 2. Венгер Л. Развитие способности к наглядному пространственному моделированию //Дошкольное воспитание. – 1982. – № 3. 3. Дошкольное воспитание. Обучение творческому рассказыванию 2-4/1991 4. Вахрушев А. А., Кочемасова Е. Е., Акимова, Ю. А. Здравствуй, мир! [Текст]/ Москва “ Баласс ”, 2000 — 21с. 5. Громова О. Е., Соломатина Г. Н., Савинова Н. П. Стихи о временах года и игры. Дидактические материалы по развитию речи детей 5 – 6 лет [Текст] /Громова О. Е., Соломатина Г. Н., Савинова Н. П. Москва, 2005. - с. 59 6. Давьщова Т. Г. Ввозная В. М. Использование опорных схем в работе с детьми [Текст] // Давьщова Т. Г. Ввозная В. М. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения № 1, 2008, с. 16 7. Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников [Текст] / Ефименкова Л. Н. – М., 1985 — с. 92 8. Короткова Э. П. Обучение детейдошкольного возраста рассказыванию: Пособие для воспитателей детского сада. - М.: Просвещение, 1982. - 128 с. 9. Особенности психического развития детей 6-7-летнего возраста. Под ред. Д. Б. Эльконина , А. Л. Венгера . - М., 1988., стр. 73. 10. Омельченко Л. В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи [Текст] / Омельченко Л. В. Логопед. 2008. №4. - с. 102 -115. 11. Ушакова О. С., Струнина Е. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. - М.: Гуманитарное издательство центр ВЛАДОС, 2004. – 288
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей «Мнемотехника, как средство развития связной речи детей дошкольного возраста"
Если ребенок молчит,покажите ему картинку,и он заговорит. К.Д. Ушинский...
Консультация для родителей "Мнемотехника, как средство развития связной речи детей дошкольного возраста"
Работа с родителями...
Мнемотехника как средство развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста
Аннотация: Речевое развитие детей выступает одной из важнейших задач дошкольного образования. Речь является основой для освоения ребенком культурно-исторического опыта, выступает как средство коммуник...
Опыт работы по теме: "Мнемотехника как средство развития связной речи детей дошкольного возраста"
Обобщенный опыт работы с детьми второй младшей группы,используя в педагогической деятельности мнемотехнику как средство развития связной речи....
Из опыта работы "Итоги реализации проекта «Чудо–мнемотехника» или мнемотехника, как средство развития связной речи у дошкольников"
На сегодняшний день мнемотехника относится к числу простых в использовании, легких, удобных и высокоэффективных приемов для развития связной детской речи и ускоренного запоминания материала детьми....
Мнемотехника- как средство развития связной речи у детей дошкольного возраста.
В статье рассматривается проблема развития связной речи детей дошкольного возраста. Раскрывается мнемотехника, как метод запоминания, сохранения и воспроизведения информации, знаний об особенностях об...
Технология «Мнемотехника - как средство развития связной речи дошкольников» Большова Т. В.
Цель использования образовательной технологии Развивать формирование элементарных математических представления у детей дошкольного возраста через дидактическую игру....