«Современные образовательные технологии как средство развития связной речи дошкольников»
учебно-методический материал (старшая группа)
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Современные образовательные технологии как средство развития связной речи дошкольников»
Подготовила: Романенко Л. В.
К.Д.Ушинский писал:
“Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету.
Актуальность:
- Дошкольный возраст – это возраст образных форм сознания, и основными средствами, которыми ребёнок овладевает в этом возрасте, являются образные средства: сенсорные эталоны, различные символы и знаки (прежде всего это разного рода наглядные модели, схемы, таблицы и другое).
- Использование обобщений позволяет ребёнку обобщить свой непосредственный опыт. Как установлено исследованиями психологов Л.Венгера, А.В.Запорожца, Ж.Пиаже и других, главное направление развития образного мышления, воображения, памяти состоит в овладении ребёнком способности к замещению и пространственному моделированию.
В речи детей существуют множество проблем.
-Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.
-Бедность речи. Недостаточный словарный запас.
-Употребление нелитературных слов и выражений.
-Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.
-Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.
-Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.
-Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.
-Плохая дикция.
Главный инструмент нашего разума — это память.
Память — это связь прошлого с настоящим и будущим, процесс сохранения прошлого опыта, дающий возможность его повторного использования. Для того, чтобы память не подводила нас в самые важные мгновения жизни, нужно постоянно тренировать ее. Методов для эффективного использования и развития памяти существует множество.
Взяв в основу мнение великих педагогов, пользуясь готовыми схемами, но совершенствуя их по-своему, я начала использовать в работе по обучению детей связной речи приёмы мнемотехники.
Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и развитие речи.
Особенность методики в том, что для опосредованного запоминания предлагаются не изображения предметов, а символы. Такие задания значительно облегчают детям поиск и запоминание слов. Символы максимально приближены к речевому материалу, например, для обозначения словосочетаний «дождь идет» используется зонт, «ветер дует» - наклонившееся дерево.
Данная технология имеет:
- Теоретическую основу – базируется на представлении о сложной и активной природе процессов запоминания, опирающихся у человека на целый ряд совместно работающих аппаратов мозговой коры, она открывает широкие возможности для более эффективного заучивания детьми стихотворного текста, даже, что особенно важно, детьми с проблемами в развитии.
- Формирует воображение, понимание того, что слышишь; способность сохранять в памяти поступившую информацию.
- Развивает образное мышление, творческие способности детей, зрительную память.
Отличительные особенности технологии:
-имеет чёткое теоретическое и экспериментальное обоснование;
-приемы запоминания индивидуализированы;
-широко используются образные коды, обеспечивающие быстрое запоминание;
-введено понятие ”навык запоминания” и разработана точная система контроля навыка запоминания.
Мнемотехника помогает развивать:
- ассоциативное мышление
- зрительную и слуховую память
- зрительное и слуховое внимание
- воображение
Цель обучения:
- развитие связной речи;
- преобразование абстрактных символов в образы (перекодирование информации);
- развитие мелкой моторики рук;
- развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления;
- помогает овладение приёмами работы с мнемотаблицами и сокращает время обучения.
Предварительная работа:
- наработка словаря (существительные, прилагательные, глаголы);
- раздаточный материал;
- обсуждение с детьми проведенных наблюдений за явлениями природы, окружающим миром;
- выбор приемов, с помощью которых можно заинтересовать детей.
Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам.
Содержание мнемотаблицы - это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа.
Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.
Мнемотаблицы могут быть предметные, предметно - схематические и схематические. Если дети, справились с предметной моделью, то задание усложняется: даётся предметно – схематическая модель. Этот вид мнемотаблиц включает меньшее количество изображений. Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, т.к. у детей остаются в памяти отдельные образы: цыпленок – желтого цвета, мышка серая, елочка зеленая. Нужно отметить, если вы сделали, например волка – изображением зубов, тогда это должно быть на протяжении всего возрастного периода. С переходом в другую группу можно усложнить или заменить другой графической заставкой.
Размер мнемотаблиц может быть различным - в зависимости от возраста детей, от уровня их развития. Рекомендуются следующие размеры таблицы:
- для дошкольников среднего возраста - таблицы на 6 клетках;
- для дошкольников старшего возраста - таблицы на 9-12 клетках;
- для подготовительного к школе возрасту-таблицы на 12-15 клетках.
Работа на занятиях по мнемотаблицам состоит из трех этапов.
1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов слов в образы.
3 этап: После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказ по заданной теме.
В младших группах с помощью воспитателя, в старших – дети должны уметь самостоятельно.
Мнемотаблицы-схемы служат дидактическим материалом в моей работе по развитию связной речи детей.
Мнемотаблицы использую для :
- обогащения словарного запаса,
- при обучении составлению рассказов,
- при пересказах художественной литературы,
- при заучивании стихов, при отгадывании и загадывании загадок.
Описательный рассказ. Это наиболее трудный вид в монологической речи. Описание задействует все психические функции (восприятие, внимание, память, мышление). Дети не располагают теми знаниями, которые приобретают в течение жизни. Чтобы описать предмет, его надо осознать, а осознание - это анализ. Что ребенку очень трудно. Здесь важно научить ребенка сначала выделять признаки предмета.
Стихотворения. Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовую план - схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.
Эмоциональная сфера
- Использование мнемотаблиц на основные эмоции (радость, горе, страх, злость, удивление) позволит актуализировать ситуации возникновения различных эмоций при взаимодействии этих трех источников:
- личного опыта ребенка,
- опыта других людей;
- опыта персонажей различных историй.
Особенно актуально это в работе с детьми, имеющими речевые и неврологические патологии, так как у них существуют проблемы, как в эмоциональной, так и познавательной сфере.
Использование мнемотаблиц расширит возможности развития детей, так как даст возможность развивать не только познавательную, но и эмоциональную сферу детей.
Мнемотаблицу можно разрезать и играть в следующие игры:
#1074;осстанавливать последовательность картинок по памяти;
#1089;мешать их с другими и отбирать среди нескольких картинок те, которые относятся к данной теме;
#1086;пределять, где должна находиться “выпавшая” картинка среди других;
#1085;айти лишнюю картинку;
#1085;айти ошибку в последовательности картинок после прочтения текста;
;распутать” два события (предъявляются вперемешку две разрезанные мнемотаблицы);
#1080;гра “Не зевай, нужную картинку поднимай”. Взрослый читает отрывок текста, а ребенок находит картинку.
Применять модельные схемы можно и на других занятиях.
Мнемотехника многофункциональна. На основе их можно создать разнообразные дидактические игры.
Таким образом, с помощью мнемотаблиц, схем-моделей удаётся достичь следующих результатов:
- у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире;
- появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;
- появляется интерес к заучиванию стихов и потешек;
- словарный запас выходит на более высокий уровень;
- дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.
В настоящее время проблема развития речи становится особенно значимой.
Главной и отличительной чертой современного общества является подмена живого человеческого общения зависимостью от компьютера. Недостаток общения родителей со своими детьми, игнорирование речевых трудностей лишь увеличивает число дошкольников с недостатками речи.
Вывод: Считаю, чем раньше будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Отчет по самообразованию "Современные образовательные технологии как средство развития познавательных способностей старших дошкольников на примере использования лэпбука". Презентация
Лэпбук - отличный способ получения, расширения и закрепления знаний по определенной теме....
Отчет по самообразованию "Современные образовательные технологии как средство развития познавательных способностей старших дошкольников на примере использования лэпбука". Презентация
Лэпбук - это отличный способ получения, расширения и закрепления знания по определенной теме....
"Триз-технология как средство развития связной речи у старших дошкольников"
Выступление из опыта работы с элементами мастер-класса "Триз-технология как средство развития связной речи у старших дошкольников"...
Педсовет "Применение игровых технологий в образовательном процессе МДОУ для развития связной речи дошкольников"
Проблема речевого развития дошкольников очень актуальна, так как дети испытывают трудности в звукопроизношении, в овладении лексико-грамматическими формами, имеют скудную речь. С помощью игровых техно...
Сценарий педагогического совета в ДОУ "Современные педагогические технологии, направленные на развитие связной речи дошкольников"
Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросе развития навыков связной речи у детей дошкольного возраста.В работе подробно описан ход педагогического совета, пр...
Технология «Мнемотехника - как средство развития связной речи дошкольников» Большова Т. В.
Цель использования образовательной технологии Развивать формирование элементарных математических представления у детей дошкольного возраста через дидактическую игру....
Технология Синквейн как средство развития связной речи дошкольников с ОВЗ.
Нетрадиционная технология Синквейн позволяет интересно и увлекательно для детей развивать связную речь дошкольников....