Технология «Мнемотехника - как средство развития связной речи дошкольников» Большова Т. В.
презентация
Цель использования образовательной технологии
Развивать формирование элементарных математических представления у детей дошкольного возраста через дидактическую игру.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1._pers_plan_mladshaya_2019-2020.docx | 23.65 КБ |
2._pers_plan_srednyaya_2020-2021.docx | 22.9 КБ |
3._pers_plan_starshaya_2021-2022.docx | 22.59 КБ |
kruzhok_mnemonika_no9.docx | 158 КБ |
ispolzovanie_mnemotehnike_2022g.docx | 278.17 КБ |
konsultatsiya_dlya_roditeley_1.docx | 2.66 МБ |
konsultatsiya_dlya_roditeley_2.docx | 660.88 КБ |
mnemonika-algoritm.docx | 189.75 КБ |
mnemotehnika_-_prezentatsiya_tehnologii.pptx | 2.93 МБ |
analiticheskaya_spravka.docx | 43.33 КБ |
diagnostika.docx | 35.03 КБ |
Предварительный просмотр:
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ Г.ДОЛГОПРУДНОГО
АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Г. ДОЛГОПРУДНОГО
ДЕТСКИЙ САД № 10 «ЛУЧИК»
(АОУ детский сад № 10 «Лучик»)
План реализации технологии во второй младшей группе №4 «Ягодки»
«Мнемотехника –как средство развития связной речи дошкольников»
Сроки реализации: 2019-2020 уч.г.
Подготовила воспитатель
Соваренко Светлана Сергеевна
г. Долгопрудный
2019г.
Месяц | Название мероприятия(с детьми,родителями, воспитателями) | Цели и задачи,решение |
Сентябрь | Разучивание стихотворения «Мой веселый звонкий мяч» С.М.Маршак | Цели:
|
Октябрь | 3.Стихотворение «Листья» Н.Нищев | Цели:
|
Ноябрь | Доклад для педагогов «Разучивание стихотворений о победе в ВОВ с детьми дошкольного возраста» |
|
Декабрь | «Рассказ о зиме…» | Цели и задачи:
|
Январь | «Расскажи об игрушке…» Составление описательного рассказа | Цели и задачи:
|
Консультация для педагогов «Использование мнемотехники в речевом развитии детей»,16.01.2019г. | Цели:
| |
Февраль | Рассказывание сказки «Репа» | Цели:
|
Март | Дидактическая сказка «Вспомни сказку по коллажу» | Цели:
|
Работа со схемой-мнетаблицей «Сравни зверей» | Цели:
| |
Апрель | ||
Составление мнемодорожки «Воробей» | Цели:
| |
Май | Дидактическая игра «Хорошо-Плохо» Мастер-класс для родителей «Использование мнемотехники в развитии речи детей» (дистанционно) | Цели:
Цели:
|
Работа с упражнением «Вспомни сказку по коллажу» | Цели:
|
Предварительный просмотр:
Управление образования администрации городского округа Долгопрудный
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение городского округа Долгопрудный детский сад № 10 «Лучик»
(МАДОУ детский сад № 10 «Лучик»)
141707 Московская область город Долгопрудный, улица Спортивная, дом 7 б тел./факс: 8 (498) 686-39-15
Принято решением
педагогического совета
Протокол №1
от «28» августа 2020г.
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ТЕХНОЛОГИИ
в средней группе №4 «Ягодки»
Мнемотехника - как средство развития связной речи дошкольников.
Сроки реализации: 2020-2021 уч.г.
Подготовила воспитатель
Соваренко Светлана Сергеевна
г.о. Долгопрудный
2020г.
Месяц | Название мероприятия (с детьми, родителями, воспитателями) | Цели и задачи, решение |
Сентябрь | 1.Стихотворение «Огород» в средней группе 2.Стихотворение «Есть у каждого свой дом» 3.Стихотворение «Осень наступила» | Цели:
Цели и задачи:
Цели:
|
Октябрь | Разучивание стихотворения-чистоговорки «Семь котят» | Цели:
|
Разучивание стихотворения «Опустел скворечник…» | Цели:
| |
Ноябрь | Консультация для родителей «Использование мнемотехники-как средство развития интереса к художественной литературе» |
|
Разучивание стихотворения-считалочки «Повар» | Цели и задачи:
| |
Разучивание стихотворения «Подарок маме» | Цели и задачи:
| |
Декабрь | «Рассказ о зиме…» | Цели и задачи:
|
Январь | «Расскажи об игрушке…» Составление описательного рассказа | Цели и задачи:
|
Разучивание стихотворения П.Воронько «Пирог» | Цели:
| |
Февраль | Игровое упражнение «На что похожа цифра…» | Цели:
|
Рассказывание сказки «Колобок» | Цели:
| |
Март | Разучивание стихотворения «Что растет на нашей грядке?..» | Цели:
|
Рассказывание сказки «Теремок» Консультация для воспитателей «Читаем сказки вместе с детьми средней группы по мнетаблицам» | Цели:
Цели:
| |
Апрель | Пересказ сказки «Лисичка сестричка и серый волк» | Цели:
|
Игра «Объяснялки» | Цели:
| |
Май | Дидактическая игра «Загадка-описание» | Цели:
|
Итоговое открытое занятие-викторина «Моя мнемоника» | Цели:
|
Предварительный просмотр:
Управление образования администрации городского округа Долгопрудный
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение городского округа Долгопрудный детский сад № 10 «Лучик»
(МАДОУ детский сад № 10 «Лучик»)
141707 Московская область город Долгопрудный, улица Спортивная, дом 7 б тел./факс: 8 (498) 686-39-15
Принято решением
педагогического совета
Протокол №1
от «23» августа 2021г.
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ТЕХНОЛОГИИ
в старшей группе №9 «Звездочки»
Мнемотехника - как средство развития связной речи дошкольников.
Сроки реализации: 2021--2022 уч.г.
Подготовила воспитатель
Соваренко Светлана Сергеевна
г.о. Долгопрудный
2021г.
План реализации технологии.
«Мнемотехника –как средство развития связной речи дошкольников»
Сроки реализации: 2021-2022 уч.г.
Месяц | Название мероприятия (с детьми, родителями, воспитателями) | Цели и задачи, решение |
Сентябрь | Упражнение «Преврати букву…» | Цели:
|
Словесная игра «Отгадай загадку по мнемодорожке» |
| |
Октябрь | 3.Стихотворение «Ходит осень в нашем парке» И.Винокуров | Цели:
|
Ноябрь | Работа со схемой-мнемодорожкой «Опиши погоду» |
|
Декабрь | «Рассказ о зиме…» | Цели и задачи:
|
Игра «Снежная куча» | Цели:
|
Январь | «Расскажи о животном…» Составление описательного рассказа | Цели и задачи:
|
Консультация для педагогов на тему «Использование мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста» 04.04.2022г. | Цели:
| |
Разучивание стихотворения «Веселый снеговик» И.Гурина | Цели:
Закреплять знания о признаках зимы. | |
Февраль | Рассказывание сказки «Петух и собака» | Цели:
|
Март | Дидактическая игра «Вспомни сказку по коллажу» | Цели:
|
Работа со схемой-мнетаблицей «Сравни зверей» | Цели:
| |
Апрель | ||
Составление мнемодорожки «Пришла весна» | Цели:
| |
Разучивание стихотворения «Сельская песенка»А.Плещеев | Цели:
| |
Май | Дидактическая игра «Хорошо-Плохо» Мастер-класс для родителей «Использование мнемотехники в развитии речи детей» | Цели:
Цели:
|
Итоговое занятие- упражнение «Отгадай и расскажи по мнемотаблице». | Цели:
|
Предварительный просмотр:
Управление образования администрации г. о. Долгопрудный
Муниципальное автономное дошкольное образовательное
учреждение городского округа Долгопрудный
детский сад № 10 «Лучик»
(МАДОУ детский сад № 10 «Лучик»)
141707 Московская область, город Долгопрудный, улица Спортивная, дом 7 б тел./факс: 8 (498) 686-39-15
Дополнительная образовательная программа
социально-педагогической направленности
«Мнемоника» для детей 5-6 лет
на 2021-2022 учебный год.
(Срок реализации программы 1 год)
Руководитель кружка:
Соваренко Светлана Сергеевна
г.о. Долгопрудный
2021г.
СОДЕРЖАНИЕ
1.Целевой раздел………………………………………………………………….
1. 1.Пояснительная записка .....................................................................................
1.2.Цель и задачи рабочей программы…………………………………………..
1.3.Новизна……………………………………………………………………….
1.4. Планируемые результаты………………………………………………..
2. Содержательный раздел……………………………………………………..
2.1. Формы, методы, способы реализации Программы ………………………
2.2. Учебно-тематический план …….…………………………………………….
2.3. Диагностическое сопровождение Программы ……………………………
2.4. Методическое сопровождение программы …………………………..…….
3. Организационный раздел………………………………………………………
3.1.Структура занятий……………………………………………………………..
3.2.Учет работы по Программе……………………………………………………
- Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
Мы живѐм в информационный век, поэтому интерес к мнемотехнике возрастает. Ею интересуются политики, которым необходимо часто выступать с длинными речами, артисты театра и кино, профессиональные музыканты, представители самых разных профессий, чья деятельность связана с запоминанием большого объѐма информации. Мнемотехника (в переводе с греческого – «искусство запоминания»), - это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации и развитие речи, это совокупность правил и приемов, облегчающих процесс запоминания информации. Современные исследования доказали, что целесообразно использовать эту технологию с дошкольного возраста.
Данная Программа рассчитана на развитие мышления и речи дошкольников с помощью использования мнемотехнических приемов детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста 2-7 лет.
В процессе реализации Программы решаются несколько взаимосвязанных проблем: у дошкольников формируются процессы запечатления, сохранения и воспроизведения, того, что видят, слышат (памяти), интеллектуальные возможности, расширяется круг знаний об окружающем, активизируется словарный запас. Ребенок с опорой на образы памяти устанавливает причинно-следственные связи, делает выводы. В его сознании образы связывают настоящее и прошлое, образуя единое целое. Дошкольники учатся самостоятельно кодировать информацию, занося ее в мнемодорожки и мнемотаблицы. Память обеспечивает единство психики, начинает обслуживать не только практическую, но и умственную деятельность и в результате этого сама интеллектуализируется. Развивать память — значит, обеспечить развитие всей умственной деятельности дошкольника.
Исследования показывают, что дети, занимающиеся по данной методике, опережают своих сверстников по уровню развития речи, памяти, мышления, воображения. Они готовы к учебной деятельности, у них выработан навык грамотной обработки информации. Использование игровых моментов позволяет усвоить сложный материал без умственного и нервного напряжения.
При создании Программы использовались нормативные документы:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155);
- «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам дошкольного образования» (приказ Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 № 1014);
- «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.10.2013 № 26 «Об утверждении СанПиН» 2.4.3049-13);
- Устав МАДОУ д/с №10 «Лучик»
Возраст детей, участвующих в реализации программы – 2-7 лет.
Сроки реализации программы –5 лет.
1.2. Цель Программы: развитие памяти, мышления и речи дошкольников при обучении навыкам и приемам работы с мнемотехникой.
Задачи Программы:
• развитие основных психических процессов — памяти, внимания, образного мышления, речи и др.;
• кодирование и перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы и наоборот;
• развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении;
• развитие навыков письменной речи.
- Новизна
Авторским вкладом является разработка перспективного планирования по использованию метода мнемотехника с детьми 2-3 лет, 3-4 лет и 4-5 лет жизни. Также авторским вкладом является дополнение содержания Программы темами актуальными для изучения дошкольниками на основе русских народных сказок и других фольклорных произведений с включением практической части по созданию мнемотаблиц, мнемодорожек и коллажей.
Особенностью программы также является использование особых форм работы с дошкольниками:
самостоятельное кодирование литературных произведений;
создание картотек в мнемодорожках и мнемотаблицах стихов, пословиц, скороговорок, загадок;
создание коллажей к буквам, сказкам и временам года;
использование психогимнастик и дидактических развивающих игр и упражнений;
кодирование слов и составление ребусов.
1.4. Планируемые результаты
По окончании реализации программы воспитанник :
Имеет представление:
о способах кодирования информации литературных и авторских произведений;
о необходимости использования мнемотехнических приемов в повседневной жизни, для облегчения запоминания информации.
Знает:
10-12 скороговорок и проговаривать их при ускоренном темпе речи;
8-10 пословиц, объясняя их смысл и составляя по ним творческие рассказы;
достаточное количество русских народных сказок;
8-10 стихотворений разных авторов о временах года, социальных явлениях (детском саде, школе и др).
Умеет:
самостоятельно кодировать информацию, используя графические аналогии;
составлять мнемодорожки и мнемотаблицы, объединяя полученные пособия в картотеки;
прочитывать смысл зашифрованной загадки, предлагая правильный ответ;
расшифровывать ребусы без помощи взрослого, самостоятельно составлять ребусы;
пользоваться мнемотехническими приемами в повседневной жизни.
2.1. Формы, методы реализации Программы
2- 4 лет
Формы | методы |
Групповая Подгрупповая Индивидуальная | Мнемоквадрат Мнемодорожка Мнемоцепочка Пальчиковые игры беседа Подвижные игры. Логоритмика, дыхательная гимнастика. Творческая деятельность: рисование, лепка. Дидактические игры. Чтение художественных произведений |
5-7 лет
Формы | методы |
Групповая Подгрупповая Индивидуальная | Метод крокирования Эйдейтизм (образное запоминание) Метод Цицерона Метод трансформации Коллаж Мнемотаблица Метод ключевых слов Разучивание и декламация стихов Конкурсы стихов. Подвижные игры. Логоритмика, дыхательная гимнастика. Творческая деятельность: рисование, лепка. Дидактические игры. Диалог с игрушкой. Драматизация Чтение художественных произведений Проведение литературных бесед и викторин по знакомым произведениям Разгадывание и составление ребусов Пересказы Рассматривание и анализ коллажей Анализ прочитанных произведений Творческие задания (создание мнемодорожек, коллажей, мнемотаблиц) |
Основные методы мнемотехники:
Метод крокирования: кроки – схемы предметов, животных, людей, явлений. Когда дети рисуют кроки, то легко восстанавливают мысленно всё, что зарисовали. При решении разнообразных умственных задач используются заместители реальных предметов и явлений, т.е. знаки и символы.
Эйдейтизм (образное запоминание): его развитие происходит в играх. Например: «Дети, крепко зажмурьте глаза и представьте, что вы превратились в кошек. Какая у кого в воображении кошка появилась? Где у вас ушки? Сколько у вас лапок? Поймайте себя за хвостик!, т.е. происходит оживление образа. Таким образом, при восстановлении в памяти какого-либо образа мысль успевает пройти несколько ступеней развития:
-обозначение (кошка);
-расцвечивание (вспомнили какую-то конкретную кошку, её цвет);
-оживление (уже увидели, чем она занимается);
-обогащение деталями (где кошка находится);
-вхождение в образ (теперь кошка – это ты, что ты чувствуешь?);
-управление образом (уселась кошка на окошко и стала лапой уши мыть).
Метод Цицерона (мест или комнаты): он основан на зрительных ассоциациях. Нужно ясно представить себе предмет, который следует запомнить, и объединить его образ с образом места, которое легко вспоминается. Этот метод базируется на ассоциациях, диктуемых последовательностью предметов и мест.
Метод трансформации: его можно объяснить на примерах. Вспомним любой «пластилиновый» мультфильм: как ворона превращается на глазах в корову, страуса, а избушка – в старичка. Детям предлагается представить и почувствовать, как происходит превращение одного образа в другой: взять в руки пластилин и лепить из него слова в своём воображении, например, из колбаски вылепить мостик, из мостика – баранку и т.д. 5. Метод ассоциативных цепочек (мультиков, чепухи): ассоциация связь двух представлений, когда одно, появившись, вызывает в сознании другое, - то, что поражает воображение. Чем многообразнее и многочисленнее ассоциации, тем прочнее они закрепляются в памяти. В качестве пособий по мнемотехнике используются коллажи и мнемотаблицы.
Коллаж - плотный картон или фланелеграф, на которых рисуются или наклеиваются различные картинки, цифры, буквы, а кажущийся беспорядок составляет суть коллажа. Таким образом идёт отработка сюжетного метода запоминании.
Мнемотаблица – схема, структура, в которую можно вложить различную информацию. Она позволяет решать дидактические общеобразовательные задачи, развивать память, логику, образное мышление, уметь связно мыслить, перекодировать информацию, анализировать, вычленять части, объединять в пары, группы, целое, систематизировать.
Метод ключевых слов помогает запомнить цепочку информации (текст). При этом ключевые слова должны отражать смысл отрывка и быть логически связаны между собой. Таким образом, формируется некий костяк текста, содержание и форму которого можно воспроизвести, восстанавливая в памяти цепочку ключевых слов.
2.2. Учебно-тематический план.
Месяц | Темы | Количество занятий |
1 год реализации программы – 2 группа раннего возраста Блок «Подготовительный» | ||
сентябрь | Мониторинг | 2 |
октябрь | Знакомство с мнемодорожкой «Про осень» Пальчиковая игра «Осень, осень к нам пришла» Логоритмическое упражнение «Яркими красками листья сверкают» Дидактическая игра «Чего не стало» | 1 1 1 1 |
ноябрь | Потешка «Водичка, водичка» Пальчиковая игра «Мы капусту рубим, рубим» Заучивание стихотворения А.Барто «Мишка» Сказка «Курочка Ряба» | 1 1 1 1 |
декабрь | Знакомство с мнемодорожкой «Зимушка-зима» Логоритмическое упражнение «Снежок» Заучивание стихотворения А.Барто «Грузовик» Пальчиковая игра «Мы во двор пошли гулять» | 1 1 1 1 |
январь | Пальчиковая игра «Сел на ветку снегирек» Сказка «Репка» Заучивание стихотворения А.Барто «Лошадка» | 1 1 1 |
февраль | Заучивание стихотворения А.Барто «Мячик» Пальчиковая игра «Замок» Потешка «Наша Маша маленька» Дидактическая игра «Чего не стало?» | 1 1 1 1 |
март | Знакомство с мнемодорожкой «Весна - красна» Стихотворение Л. Герасимовой «Весна» Заучивание стихотворения А.Барто «Бычок» Сказка «Теремок» | 1 1 1 1 |
апрель | Потешка «Как у нашего кота» Пальчиковая игра «Капель» Дидактическая игра «Что в коробочке лежит?» Заучивание стихотворения А.Барто «Зайка» | 1 1 1 1 |
май | Потешка «Божья коровка» Пальчиковая игра «Улитка» Дидактическая игра «Чего не стало?» Сказка «Колобок» Мониторинг | 1 1 1 1 1 |
ИТОГО | 34 | |
2 год реализации программы – младшая группа Блок «От сказки к сказке» | ||
сентябрь | Мониторинг Сказка «Аленушка и лиса» | 2 2 |
октябрь | Сказка «Петушок и бобовое зернышко». | 4 |
ноябрь | Сказка «У страха глаза велики» | 4 |
декабрь | Сказка «Маша и медведь» | 4 |
январь | Сказка «Рукавичка» | 3 |
февраль | Сказка «У солнышка в гостях» | 4 |
март | Сказка «Заюшкина избушка» | 4 |
апрель | Сказка «Коза - дереза» | 4 |
май | Сказка «Волк и козлята» Мониторинг | 3 2 |
ИТОГО | 36 | |
3 год реализации программы – средняя группа Блок «От сказки к сказке» | ||
сентябрь | Мониторинг Сказка «Лиса и кувшин» | 2 2 |
октябрь | Сказка «Мужик и медведь». | 4 |
ноябрь | Сказка «Гуси - лебеди» | 4 |
декабрь | Сказка «По щучьему велению» | 4 |
январь | Сказка «Заяц - хваста» | 3 |
февраль | Сказка «Лисичка сестричка и серый волк» | 4 |
март | Сказка «Снегурочка» | 4 |
апрель | Сказка «Смоляной бычок» | 4 |
май | Сказка «Пузырь, соломинка и лапоть» Мониторинг | 3 2 |
ИТОГО | 36 | |
4 год реализации программы – старшая группа Блок «Мнемотехник» | ||
сентябрь | Мониторинг Заучивание стихов. Тема: «Детский сад. Детство» | 2 2 |
октябрь | Заучивание стихов. Тема: «Детский сад. Детство» Осень – золотое время года. Составление рассказов о времени года | 2 2 |
ноябрь | Творческое рассказывание на заданную тему | 4 |
декабрь | Отгадывание загадок | 4 |
январь | Зима. Составление рассказов о времени года | 3 |
февраль | Творческое рассказывание на заданную тему | 4 |
март | Весна. Составление рассказов о времени года | 4 |
апрель | По дорогам сказок | 4 |
май | Составление загадок Мониторинг | 3 2 |
ИТОГО | 36 | |
5 год реализации программы – старшая группа Блок «Мнемотехник» | ||
сентябрь | Мониторинг Осень – золотое время года. Составление рассказов о времени года. Заучивание стихов об осени. | 2 2 |
октябрь | «Пословицы и поговорки русского языка» | 4 |
ноябрь | Творческое рассказывание на тему скороговорок | 4 |
декабрь | «Спряталась загадка» | 4 |
январь | «Ребусы, ребусы, ах уж эти ребусы» | 3 |
февраль | «Пословицы и поговорки русского языка» | 4 |
март | «Скоро в школу» - заучивание стихов о школе. | 4 |
апрель | По закодированным дорогам | 4 |
май | Скоро лето Мониторинг | 3 2 |
ИТОГО | 36 |
2.3. Диагностическое сопровождение Программы
Для диагностирования по Программе определили сроки 1-2 недели сентября и 3-4 неделя мая. Организация этой части Программы проходит в форме игр, бесед.
Мониторинг позволяет педагогу: выявить и проанализировать проблемы, возникающие у воспитанников в процессе изучения материала; определить общую тенденцию усвоения программного материала. Для оценки качества образования по данной Программе, модифицирована диагностика Л.В. Любимовой и Л.В. Коломейченко.
Методика диагностирования детей младшего дошкольного возраста.
Цель: Выявить знаний детей 2-3 лет
Условия: Использование стимульного материала, в процессе диагностирования дошкольников.
Методика: Модифицированная диагностика Коломейченко Л.В.; Любимовой Л.В.
характеристика показателей | Содержание | Метод | Критерии | Материал для проведения диагностики | ||
ПЗРП | ПЗРЧ | ПЗНР | ||||
Умение использовать мнемотаблицу | Рассказывать о характерных особенностях времен года; | Обследование мнемодорожки «Времена года» | Узнает и называет все особенности времени года закодированные в таблице | Узнает и называет 50% особенностей времени года закодированных в таблице | Не называет особенности времени года закодированные в таблице | Мнемодорожка «Времена года» |
Рассказывать знакомые стихи с использованием мнемодорожки | Обследование мнемодорожек по стихам А.Барто | Узнает и самостоятельно расказывает стихотворение | Узнает и с помощью взрослого расказывает стихотворение | Не узнает и не рассказывает стихотворение | Мнемодорожки | |
Составлять последовательны й пересказ знакомых сказок; | Обследование мнемодорожка к сказке «Курочка ряба» | Составляет последовательный пересказ сказки | Составляет пересказ сказки, пропуская события, происходящие в сюжете. | Затрудняется рассказать сказку опираясь на мнемотаблицу. | Мнемодорожка «Курочка ряба» | |
Определять название спрятанной в таблице сказки; | Обследование мнемодорожки к сказке «Курочка ряба» | Узнает и называет название сказки закодированной в таблице | Узнает, но затрудняется назвать сказку, закодированную в таблице | Не узнает сказку | Мнемодорожка «Курочка ряба» | |
Умение выражать словами свои ощущения от прикосновения к разным поверхностям. | Обследование «Тактильных дощечек» | Прикасаясь к тактильным дощечкам комментирует «колючая – похожа на ежика, пушистая – как зайчик и т.д.» | Затрудняется комментировать все предложенные ощущения | Не выражает свои ощущения словами | «Тактильные дощечки» | |
Узнавание и рассказывание знакомых потешек по мнемодорожке | Обследование мнемодорожки к потешкам | Узнает и самостоятельно расказывает потешку | Узнает и с помощью взрослого расказывает потешку | Не узнает и не рассказывает потешку | Мнемодорожки | |
Проявление интереса к народным сказкам. | Рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам | Внимательно рассматривает иллюстрации, узнает сказки, помогает воспитателю составить рассказ по иллюстрации | Рассматривает иллюстрации, узнает сказки, не проявляет желания рассказать сказку | Не проявляет интереса к беседе воспитателя о русских народных сказках | Альбом «Из какой я сказки» | |
Умение соотносить символы с образом | Дидактическая игра «Спрячь сказку» | Умеет замещать образы геометрическими фигурами (медведь – коричневый круг, лиса – оранжевый треугольник и т.д.) | Затрудняется замещать образы геометрическими фигурами | Не понимает, что живой образ можно заменить геометрической фигурой. | Набор геометрических фигур, сказка «Теремок» |
Методика диагностирования детей младшего дошкольного возраста.
Цель: Выявить знаний детей 3-4 лет
Условия: Использование стимульного материала, в процессе диагностирования дошкольников.
Методика: Модифицированная диагностика Коломейченко Л.В.; Любимовой Л.В.
характеристика показателей | Содержание | Метод | Критерии | Материал для проведения диагностики | ||
ПЗРП | ПЗРЧ | ПЗНР | ||||
Умение использовать мнемотаблицу | Рассказывать о характерных особенностях времен года; | Обследование мнемотаблицы «Времена года» | Узнает и называет все особенности времени года закодированные в таблице | Узнает и называет 50% особенностей времени года закодированных в таблице | Не называет особенности времени года закодированные в таблице | Мнемотаблица «Времена года» |
Рассказывать о характерных признаках домашних и диких животных; | Обследование мнемотаблицы «Животные» | Узнает и называет все характерные признаки диких и домашних животных закодированные в таблице | Узнает и называет 50% характерных признаков диких и домашних животных закодированных в таблице | Не называет ни одного признака диких и домашних животных закодированных в таблице | Мнемотаблица | |
Составлять последовательны й пересказ знакомых сказок; | Обследование мнемотаблицы к сказке «Курочка ряба» | Составляет последовательный пересказ сказки | Составляет пересказ сказки, пропуская события, происходящие в сюжете. | Затрудняется рассказать сказку опираясь на мнемотаблицу. | Мнемотаблица «Курочка ряба» | |
Определять название спрятанной в таблице сказки; | Обследование мнемотаблицы к сказке «Курочка ряба» | Узнает и называет название сказки закодированной в таблице | Узнает, но затрудняется назвать сказку, закодированную в таблице | Не узнает сказку | Мнемотаблица «Курочка ряба» | |
Умение перекодировать информацию (преобразовывать из абстрактных символов в образы). | Обследование мнемотаблицы к сказке «Курочка ряба» | Преобразовывает символы в таблице в образы (люди изображены геометрическими фигурами, курица – ноги куринные и т.д.) | Не все символы в таблице преобразовывает в образы | Затрудняется провести аналогию между символом и образом | Мнемотаблица «Курочка ряба» | |
Умение выражать словами свои ощущения от прикосновения к разным поверхностям. | Обследование «Тактильных дощечек» | Прикасаясь к тактильным дощечкам комментирует «колючая – похожа на ежика, пушистая – как зайчик и т.д.» | Затрудняется комментировать все предложенные ощущения | Не выражает свои ощущения словами | «Тактильные дощечки» | |
Проявление интереса к народным сказкам. | Рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам | Внимательно рассматривает иллюстрации, узнает сказки, помогает воспитателю составить рассказ по иллюстрации | Рассматривает иллюстрации, узнает сказки, не проявляет желания рассказать сказку | Не проявляет интереса к беседе воспитателя о русских народных сказках | Альбом «Из какой я сказки» | |
Способность обозначать одним символом реальный образ | Дидактическая игра «Спрячь сказку» | Умеет замещать образы геометрическими фигурами (медведь – коричневый круг, лиса – оранжевый треугольник и т.д.) | Затрудняется замещать образы геометрическими фигурами | Не понимает, что живой образ можно заменить геометрической фигурой. | Набор геометрических фигур, сказка «Теремок» |
Методика диагностирования детей среднего дошкольного возраста.
Цель: Выявить знаний детей среднего дошкольного возраста
Условия: Использование стимульного материала, в процессе диагностирования дошкольников.
Методика: Модифицированная диагностика Коломейченко Л.В.; Любимовой Л.В.
характеристика показателей | Содержание | Метод | Критерии | Материал для проведения диагностики | ||
ПЗРП | ПЗРЧ | ПЗНР | ||||
Умение использовать мнемотаблицу | Рассказывать о характерных особенностях времен года; | Обследование мнемотаблицы «Времена года» | Узнает и называет все особенности времени года закодированные в таблице | Узнает и называет 50% особенностей времени года закодированных в таблице | Не называет особенности времени года закодированные в таблице | Мнемотаблица «Времена года» |
Составлять последовател ьный пересказ знакомых сказок; | Обследование мнемотаблицы к сказке «Заюшкина избушка» | Составляет последовательный пересказ сказки | Составляет пересказ сказки, пропуская события, происходящие в сюжете. | Затрудняется рассказать сказку опираясь на мнемотаблицу. | Мнемотаблица «Заюшкина избушка» | |
Определять название спрятанной в таблице сказки; | Обследование мнемотаблицы к сказке «Заюшкина избушка» | Узнает и называет название сказки закодированной в таблице | Узнает, но затрудняется назвать сказку, закодированную в таблице | Не узнает сказку Мнемотаблица «Заюшкина избушка» | Мнемотаблица «Заюшкина избушка» | |
Умение перекодировать информацию (преобразовывать из абстрактных символов в образы). | Обследование мнемотаблицы к сказке «Рукавичка» | Преобразовывает символы в таблице в образы (люди изображены геометрическими фигурами, волк – зубы и т.д.) | Не все символы в таблице преобразовывает в образы | Затрудняется провести аналогию между символом и образом | Мнемотаблица «Рукавичка» | |
Способность обозначать одним символом реальный образ | Дидактическая игра «Спрячь сказку» по сказке «Петушок и бобовое зернышко» | Умеет замещать образы геометрическими фигурами (корова – коричневый круг, петушок – оранжевый треугольник и т.д.) | Затрудняется замещать образы геометрическими фигурами | Не понимает, что живой образ можно заменить геометрической фигурой. | Набор геометрически х фигур | |
Умения рассказывать знакомые сказки по коллажу. | Обследование коллажа к сказке «Маша и медведь» | Узнает и рассказывает знакомую сказку по коллажу | Узнает, но затрудняется рассказать сказку | Не узнает сказку по коллажу | Коллаж к сказке «Маша и медведь» | |
Проявление интереса к народным сказкам. | Рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам | Внимательно рассматривает иллюстрации, узнает сказки, помогает воспитателю составить рассказ по иллюстрации | Рассматривает иллюстрации, узнает сказки, не проявляет желания рассказать сказку | Не проявляет интереса к беседе воспитателя о русских народных сказках | Альбом «Из какой я сказки» | |
Определение количества слогов в слове.
| Д.и. «Волшебный барабанчик» | Правильно определяет количество слогов в трех слоговых словах, ударяя столько раз в барабан, сколько слогов и определяет количество слогов цифрой. | Правильно определяет количество слогов только в двух слоговых и однослоговых словах, ударяя столько раз в барабан, сколько слогов и определяет количество слогов цифрой. | Ошибается при определении количества слогов в словах. | Барабан. | |
Умение образовывать слова с уменьшительно – ласкательным суффиксом. | Рассматривание персонажей сказок | Образовывает существительные с уменьшительно-ласкательным суффиксом к любому предложенному существительному (одушевленным и неодушевленным) по 2-3 варианта | Образовывает существительные с уменьшительноласкательным суффиксом к любому предложенному существительному (одушевленным и неодушевленным) по 1 варианту | Не образовывает существительные с уменьшительноласкательным суффиксом | Иллюстрации персонажей сказок | |
Умение выделять определенный звук в отдельных словах. | Д.и. «Поймай звук» | При произношении воспитателем трехбуквенных слов при интонационном выделении нужного звука хлопает в ладоши (ловит звук) после первого произношения слова | При произношении воспитателем трехбуквенных слов при интонационном выделении нужного звука хлопает в ладоши (ловит звук) после 34 раза произношения слова | При произношении воспитателем трехбуквенных слов при интонационном выделении нужного звука беспорядочно хлопает в ладоши (ловит звук) | ||
Проявление творческой индивидуальности. | Инсценировка знакомой сказки. | Проявляет инициативу при выборе роли при инсценировке сказки. | Не проявляет инициативу при выборе роли при инсценировке сказки, но от предложенных ролей не отказывается. | Категорически отказывается от участия в инсценировки знакомой сказки. | Атрибуты для инсценировки сказки. | |
Участие в коллективном пересказе.
| Ребенок участвует в коллективном пересказе, говоря 2 - .3 предложения, соблюдая хронологический порядок событий сказки. Продолжает пересказ сказки с момента, на котором закончил предыдущий ребенок. | Ребенок участвует в коллективном пересказе, говоря 2 - .3 предложения, не соблюдая хронологический порядок событий сказки, или начиная сказку рассказывать сначала. | Не участвует в коллективном пересказе сказки | |||
Умение ориентироваться па плоскости листа. | Графический диктант | Безошибочно определяет центр листа, правую и левую стороны, верх и низ листа. | Ошибается в определении 2х направлений | Не определяет направления на листе бумаги. | Листы в крупную клетку | |
Умение соотносить фигуры из счетных палочек и их изображения на листе бумаги.
| Д.у. «Назови, кто изображен на карточке и найди пару» | Безошибочно называет персонажей сказки на графическом рисунке и подбирает пару из изображенных на листе героев сказок | При помощи воспитателя называет персонажей сказки на графическом рисунке, после того как подбирает пару из изображенных на листе героев сказок | Не называет персонажей сказки на графическом рисунке. | Карточки с графическим изображением персонажей сказок и их сказочная аналогия | |
Умение отвечать на вопросы | Д.у. «Подумай и ответь» | Правильно отвечает на вопросы по содержанию прочитанного произведения | Ошибается при ответах на вопросы по содержанию произведения | Не отвечает на поставленные вопросы | ||
Умение слушать ответы других детей. | Совместный пересказ знакомых сказок | Не перебивает сверстников во время ответов на вопросы. | Выкрикивает, перебивает сверстников, но отвечает правильно. | Не слушает ответы сверстников. |
Методика диагностирования детей старшей возрастной группы.
Цель: Выявить знаний детей старшего дошкольного возраста
Условия: Использование стимульного материала, в процессе диагностирования дошкольников.
Методика: Модифицированная диагностика Коломейченко Л.В.; Любимовой Л.В.
характеристика показателей | Содержание | Метод | Критерии | Материал для проведения диагностики | ||
ПЗРП | ПЗРЧ | ПЗНР | ||||
Умение использовать мнемотаблицу | Рассказывать о характерных особенностях времен года; | Обследование мнемотаблицы «Времена года» | Узнает и называет все особенности времени года закодированные в таблице | Узнает и называет 50% особенностей времени года закодированных в таблице | Не называет особенности времени года закодированные в таблице | Мнемотаблица «Времена года» |
Составлять последовател ьный пересказ знакомых сказок; | Обследование мнемотаблицы к сказке «Пузырь, соломинка и лапоть» - начало года; «Каша из топора» - конец года | Составляет последовательный пересказ сказки | Составляет пересказ сказки, пропуская события, происходящие в сюжете. | Затрудняется рассказать сказку опираясь на мнемотаблицу. | Мнемотаблица «Пузырь, соломинка и лапоть» - начало года; «Каша из топора» - конец года | |
Умение отгадывать загадки
| Обследование мнемотаблиц с закодированными загадками | Прочитывая смысл зашифрованной загадки, предлагает правильный ответ | Прочитывает загадку, но затрудняется дать ответ | Затрудняется работать с мнемотаблицами к загадкам | Мнемотаблицы с закодированным и загадками; | |
Умение перекодировать информацию (преобразовывать из абстрактных символов в образы). | Обследование мнемотаблицы к сказке «Рукавичка» | Преобразовывает символы в таблице в образы (люди изображены геометрическими фигурами, волк – зубы и т.д.) | Не все символы в таблице преобразовывает в образы | Затрудняется провести аналогию между символом и образом | Мнемотаблица «Рукавичка» | |
Составление пересказа произведения после однократного знакомства с мнемотаблицей и текстом произведения. | Беседа по тексту рассказа «Осень» - начало года; «Весна красна» - конец года | Пересказывает текст рассказа после однократного знакомства с мнемотаблицей и текстом произведения | Затрудняется пересказать после однократного знакомства с мнемотаблицей и текстом произведения | Испытывает затруднения при пересказе произведения даже при помощи наводящих вопросов. | Умение кодировать информацию. | |
Умение кодировать информацию | Самостоятельно составляет мнемотаблицы к коротким рассказам | Составляет мнемотаблицы при незначительной помощи взрослого | Не способен закодировать информацию без помощи взрослого | |||
Умение расшифровывать ребусы | Расшифровка ребусов | Расшифровывает ребусы без помощи взрослого | Отгадывает элименты но не составляет целое слово | Не отгадывает ни одного элемента ребуса | Д.и. «Ребусы» | |
Составление распространенного предложения
| Чтение информации по мнемодорожке. | Составляет распространенное согласованное предложение по мнемодорожке без помощи взрослого | Составляет распространенное согласованное предложение по мнемодорожке при помощи взрослого | Составляет простое предложение распростороняя его только при наводящих вопросах | ||
Умение образовывать однокоренные слова. | Д.и. «Снежный ком» | С удовольствием образовывает достаточное количество однокоренных слов | Образовывает недостаточное количество однокоренных слов | Затрудняется образовывать однокоренные слова | ||
Умение подбирать рифму к словам.
| Подбирает рифму к любому предложенному слову, все срифмованные слова имеют смысл | Подбирает рифму к любому предложенному слову. но срифмованные слова не имеют смыслового значения | Затрудняется подбирать рифмы к словам |
Методика диагностирования детей подготовительной к школе группы.
Цель: Выявить знаний детей подготовительной к школе группы.
Условия: Использование стимульного материала, в процессе диагностирования дошкольников.
Методика: Модифицированная диагностика Коломейченко Л.В.; Любимовой Л.В.
характеристика показателей | Содержание | Метод | Критерии | Материал для проведения диагностики | ||
ПЗРП | ПЗРЧ | ПЗНР | ||||
Умение использовать мнемотаблицу | Рассказывать скороговорки | Обследование мнемотаблиц с закодированными скороговорками | Проговаривают 5-6 скороговорок при ускоренном темпе речи. | Проговаривают 3-4 скороговорок при ускоренном темпе речи. | Не узнают и не проговаривают скороговорки по мнемотаблице | Картотека скороговорок в мнемотаблицах |
Рассказывать пословицы и поговорки | Обследование мнемотаблиц с закодированными пословицами | Называют и понимают смысл 5-6 пословиц | Называют и понимают смысл 3-4 пословиц | Не называют пословицы при работе с картотекой | Картотека пословиц в мнемотаблицах | |
Умение отгадывать загадки
| Обследование мнемотаблиц с закодированными загадками | Прочитывая смысл зашифрованной загадки, предлагает правильный ответ | Прочитывает загадку, но затрудняется дать ответ | Затрудняется работать с мнемотаблицами к загадкам | Мнемотаблицы с закодированным и загадками | |
Умение составлять мнемозагадки | Самостоятельно составляет мнемотаблицы к загадкам и проявляет желание самостоятельно придумывать загадки. | Составляет мнемотаблицы и придумывает загадкипри незначительной помощи взрослого | Не способен закодировать информацию заложенную в загадке без помощи взрослого | |||
Умение кодировать информацию.
| Самостоятельно составляет мнемотаблицы к стихам. | Составляет мнемотаблицы при незначительной помощи взрослого | Не способен закодировать информацию заложенную в стихотворение без помощи взрослого | |||
Умение расшифровывать ребусы
| Расшифровка ребусов | Расшифровывает ребусы без помощи взрослого | Отгадывает элементы, но не составляет целое слово | Не отгадывает ни одного элемента ребуса | Д.и. «Ребусы» | |
Умение самостоятельно составлять ребусы
| Проявляет попытки самостоятельно составлять ребусы | Проявляет интерес к составлению ребусов, но самостоятельно не предпринимает попытки составить ребус | Не проявляет интереса к составлению ребусов. |
2.4. Методическое сопровождение Программы:
1. Большева Т. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. — СПб.: «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2001
2. Полянская Т. Б.Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие. - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2009.
3. Хрестоматия «Русские народные сказки»
4. А.Барто «Стихи малышам»
5.Детские кроссворды, ребусы, загадки, скороговорки, потешки.
6. Картотеки дыхательной и артикуляционной гимнастики, пальчиковых игр, чистоговорок.
3. Организационный раздел
Программа «Использование нетрадиционных технологий в речевом развитии детей. Мнемотехника.» рассчитана на 5 учебных лет – всего 178 учебных часов. В неделю – 1 занятие, время занятия соответствует возрастной группе согласно нормам СанПина. Занятие организуется педагогом в вечернее время в соответствии с циклограммой планирования за рамками образовательной деятельности.
Циклограмма
Группа | ВТ | СР | ЧТ |
2 ранняя | Мнемотехника | ||
Младшая | Мнемотехника | ||
Средняя | Мнемотехника | ||
Старшая | Мнемотехника | ||
Подготовительная | Мнемотехника |
3.1.Структура занятий
Каждое занятие состоит из двух частей – теоретической и практической. Первая часть занятия отведена на изучение нового материала, знакомство со сказкой, литературным произведением, а вторая часть занятия практическая (составление коллажей, мнемотаблиц, мнемодорожек, выполнение творческих заданий, игры на развитие речи и мышления, подготовка к конкурсам и др.).
3.2.Учет работы по Программе.
Педагог в конце учебного года представляет творческий отчет о результатах реализации Программы в виде презентации.
Предварительный просмотр:
Управление образования администрации г. о. Долгопрудный
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение городского округа Долгопрудный
детский сад № 10 «Лучик»
(МАДОУ детский сад № 10 «Лучик»)
141707 Московская области город Долгопрудный, улица Спортивная, дом 7 б тел./факс: 8 (498) 686-39-15
Консультация для воспитателей на тему:
«Использование мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста»
Подготовила и провела
воспитатель:
Соваренко Светлана Сергеевна
от 04.04.2022г.
г.о. Долгопрудный
2022г.
Консультация для воспитателей на тему: «Использование мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста»
Что такое мнемотехника?
Слова «мнемотехника» и «мнемоника» обозначают одно и тоже – техника запоминания. Они происходят от греческого «mnemonikon» по имени древнегреческой богини памяти Мнемозины – матери девяти муз и обозначают «искусство запоминания». Считается, что это слово придумал Пифагор Самосский (6 век до н.э.).
Современный энциклопедический словарь дает следующие определения мнемотехники.
МНЕМОНИКА – искусство запоминания, совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций.
МНЕМОТЕХНИКА – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.
Мнемотехника использует естественные механизмы памяти мозга и позволяет полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации.
Почему нужно использовать мнемотехнику в детском саду?
В настоящее время воспитатели всё чаще сталкиваются с такими проблемами в развитии детей, как:
• маленький словарный запас
• неумение согласовывать слова в предложении
• нарушение звукопроизношения
• плохое развитие связной речи
• несформированность психических процессов
• несовершенство различных видов мышления.
Поэтому перед воспитателями встаёт задача, как помочь детям, но так, чтобы им было легко и интересно.
Мнемотехника помогает упростить для детей процесс непосредственно-образовательной деятельности. Дети обучаются в интересной игровой форме, без умственных и эмоциональных перегрузок.
Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту.
Приёмы мнемотехники облегчают процесс запоминания у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.
Мнемотехника помогает развивать:
• зрительную и слуховую память
• зрительное и слуховое внимание
• воображение
• восприятие
• развивает кругозор
• развивает все стороны речи
Начиная работу по технологии мнемотехника, воспитатель ставит перед собой следующиезадачи:
1. Способствовать развитию основных психических процессов: памяти, внимания, восприятия, мышления.
2. Способствовать умению детей преобразовывать абстрактные символы в образы и наоборот образы в абстрактные символы (перекодирование и кодирование информации).
3. Способствовать развитию умения работать по образцу, по правилам, слушать взрослого и выполнять его инструкции.
4. Способствовать развитию связной речи, расширению и обогащению словарного запаса детей.
5. Способствовать формированию целостного восприятия окружающего мира; Содействовать развитию интереса, мотивации к изучению нового, неизвестного в окружающем мире, принимать активное участие в образовательном процессе.
6. Способствовать развитию творческих способностей детей, умению самим составлять схемы и воспроизводить их.
7. Способствовать развитию мелкой моторики рук.
8. Способствовать формированию навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
9. Способствовать развитию умения решать интеллектуальные и личностные задачи адекватно возрасту, применять знания и способы деятельности в решении задач.
12. Создать условия способствующие взаимодействию и сотрудничеству с родителями детей.
Как любая работа, мнемотехника строится по принципу от простого к сложному. Её можно разделить на три этапа.
I этап: Начинать работу с детьми любого возраста необходимо со знакомства с символами. На начальном этапе воспитатель предлагает и объясняет детям значение символов.
Малышам лучше предлагать картинки понятные для их восприятия, постепенно заменяя их схематичными, контурными изображениями предметов.
В старшем возрасте, когда дети научатся хорошо мыслить образно, можно будет подключать их к работе над символами.
Например: как нарисовать слово «сильный»? Дети предлагают разные варианты символических изображений, и потом мы вместе выбираем наиболее удачный вариант, подходящий к данному слову, например, «муравей».
Этот этап работы ещё называют – работа с мнемоквадратами.
На этом этапе работы можно проводить с детьми игры типа
• «Подскажи словечко»,
• «Найди пару»
• «Скажи по-другому» (синонимы) – старший дошкольный возраст
• «Скажи наоборот» (антонимы) – старший дошкольный возраст
II этап: На этом этапе нужно научить детей «читать» простые схемы из 2 – 4 символов.
Например: при описании предметов детям предлагаются символы для обозначения цвета, формы, величины, действия с предметом. Этот приём хорошо использовать для работы с загадкой.
На этом же этапе учим детей «читать» простые предложения из 2-3 слов без предлогов и союзов.
Этот этап работы называют – работа с мнемодорожками.
III этап: На этом этапе начинается работа с мнемотаблицами.
Что такое мнемотаблица?
Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определённая информация. Использование мнемотаблиц помогает детям эффективно воспринимать и воспроизводить полученную информацию, значительно сокращает время обучения и значительно облегчает детям поиск и запоминание слов, предложений и текстов. Мнемотаблицы: являются дидактическим материалом. Они могут иметь самый широкий круг использования, практически в любой образовательной области, в любом виде деятельности.
Мнемотаблицы-схемы можно использовать:
• для ознакомления детей с окружающим миром
• при заучивании стихов
• при пересказах художественной литературы
• при обучении составлению рассказов
• при отгадывании и загадывании загадок
• для обогащения словарного запаса
• при обучении составу числа
• при воспитании культурно-гигиенических навыков
• при воспитании навыков самообслуживания
• при ознакомлении с основами безопасности жизнедеятельности
Чтобы мнемотаблица, как наглядно-практическое средство познания, выполняла свою функцию, она должна соответствовать ряду требований:
• чётко отражать основные свойства и отношения, которые должны быть освоены с её помощью.
• быть простой для восприятия и доступной для воспроизведения и действий с ней.
• соответствовать уровню развития детей.
На начальных этапах работы с мнемотаблицами, если дети затрудняются её воспроизвести, а так же для детей младшего дошкольного возраста можно использовать вариант разрезной мнемотаблицы.
Мнемотаблицы бывают двух видов:
1. обучающие - содержат познавательный материал.
2. развивающие - содержат информацию, позволяющую развивать определённые навыки и умения.
Как работать с мнемотаблицей.
Работа с мнемотаблицей происходит в несколько этапов.
Этап 1: Воспитатель показывает детям мнемотаблицу и разбирает, что на ней изображено: буквы, цифры, геометрические фигуры, абстрактные символы, т.е. информация группируется (рациотехника).
Этап 2: Перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы (мнемо эйдотехника).
Этап 3: Составление сюжета, т.е. отработка одного из методов запоминания.
Этап 4: Определение логических связок. Мнемотаблицу надо составить таким образом, чтобы можно было установить как можно больше логических связок.
Разбор таблицы происходит 1-2 минуты
Этап 5: Детям даётся 10-15 секунд для запоминания (фактор внимания). Затем мнемотаблица убирается и дети воспроизводят её графически по памяти.
Использование мнемотехники открывает для воспитателей огромные возможности для творчества и в образовательной деятельности и в совместной деятельности взрослого и ребёнка. Даёт возможность детям усваивать сложный материал легко и быстро.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ г. ДОЛГОПРУДНОГО
АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ г. ДОЛГОПРУДНОГО
ДЕТСКИЙ САД № 10 «ЛУЧИК»
(АОУ детский сад № 10 «Лучик»)
Консультация для родителей
«Использование мнемотехники в развитии речи детей»
Подготовила:
Соваренко Светлана Сергеевна
г. Долгопрудный
20.12.2019г.
Консультация для родителей
«Использование мнемотехники в развитии речи детей»
Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам он
будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету».
К. Д. Ушинский
Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает зрительно-образная память. Чаще всего запоминание происходит непроизвольно, просто потому, что какой-то предмет или явление попали в поле зрения ребенка. Если же он будет пытаться выучить и запомнить то, что не подкреплено наглядной картинкой, нечто абстрактное, то на успех рассчитывать не стоит. Мнемотехника для дошкольников как раз помогает упростить процесс запоминания, развить ассоциативное мышление и воображение, повысить внимательность.
Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих
эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.
Главной задачей развития связной речи ребенка является совершенствование
монологической речи. Эта задача решается через различные виды речевой
деятельности: пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов о предметах, объектах, явлениях природы, создание разных видов творческих рассказов, заучивание стихотворений, а также составление рассказов по картине. Все названные виды речевой деятельности актуальны при работе над развитием связной речи детей.
Связная речь - главный показатель умственного развития и общего кругозора дошкольников, средство общения со сверстниками, а также необходимое условие успешного обучения в дальнейшем. Нам очень важно научить ребенка выражать свои мысли точно, грамотно и последовательно, выделять главное в своем высказывании. Связная речь — это развернутое, связное, самостоятельное высказывание ребенка на определенную тему. Этому необходимо учить дома, на занятиях в детском саду, в свободное время. Чтобы дошкольник имел широкий кругозор, полезно много рассказывать ему, читать познавательные книги, энциклопедии, стихи. Богатый словарный запас является основной базой для формирования связной речи у наших детей. Чтобы ребенок научился последовательно высказываться, надо упражнять его в составлении разных рассказов. Ему предлагаются полезные и интересные виды работ. Один из них —
мнемотаблица (схема). Именно наглядные модели служат дошкольникам
своеобразным планом для создания монологов.
Слово «мнемотехника» греческого происхождения и означает «искусство запоминания». Мнемотехника – это совокупность правил и приёмов, облегчающих процесс запоминания информации и увеличивающих объём памяти. Примером может служить всем знакомая фраза «Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан», которая помогает запомнить цвета радуги.
Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. На каждое слово придумывается картинка (изображение); таким образом, все
стихотворение зарисовывается схематически. Родители на начальном этапе могут предложить готовую план – схему, а ребенок должен эту схему раскодировать. Для детей младшего возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, так как у детей остаются в памяти отдельные образы: елочка – зеленая, ягодка – красная. Позже изображать персонажей в графическом виде. Например: лиса – из оранжевых фигур (треугольник и круг), медведь - большой круг.
Детям старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете. Чтобы
заучить любое стихотворение и нарисовав графически почти каждое слово, нужно спросить у детей «на что это похоже, что напоминает…».
Прочитав стихотворение детям, положить перед детьми карточки -
мнемотаблицы и дети, глядя на них рассказывают стихотворение, им легче
запомнить текст и передать его.
В таблице схематически возможно изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий, то есть можно изобразить все то, что вы посчитаете нужным отразить в данной таблице. Но изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям. Дети сами любят рисовать и придумывать таблицы. Для этого раздаются листы, разделенные на 6 или 9 ячеек. Важно проконтролировать, чтобы последовательность событий не была упущена. Наглядная схема выступает в качестве плана речевого высказывания. Ребенок знает, с чего он может начать, чем продолжить и уточнить
свой рассказ, а также как его завершить. Детям очень нравится работать с
мнемотаблицами. Красочные персонажи, хорошо знакомые символы дают
возможность составить полный описательный рассказ, пересказ, легко заучить небольшие рассказы и сказки. Параллельно с этой работой необходимо использование настольно-печатных игр, которые помогают детям научиться классифицировать предметы, развивать речь, зрительное восприятие, образное и логическое мышление, внимание, наблюдательность, интерес к окружающему миру, навыки самопроверки. При систематической работе дети учатся самостоятельно думать, четко говорить, принимать решения, быстро и правильно подбирать нужные слова, наблюдать за речью и действиями своих друзей, активно использовать полученные знания в жизни, что поможет им успешно учиться в школе, устанавливать хорошие взаимоотношения со сверстниками. Полезны пересказы интересных эпизодов, рассказов, всей сказки, мультфильмов. Необходимо включать материалы на этические темы с оценкой событий и поведения самих детей. Нужно наблюдать за изменениями в природе, находить хорошее и плохое в окружающем мире.
Полезно помнить, что для формирования связной речи надо много беседовать с детьми, разнообразить их жизнь, насыщать новыми впечатлениями, сведениями о мире и уделять время для занятий.
Предварительный просмотр:
«Использование мнемотехники работе с детьми»
Суть мнемосхем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение).
- Для малышей:
1. Рассматривание таблиц и разбор, изображённых на ней символов.
2. Преобразование символов в образы.
3. Пересказ при помощи символов.
- Старшим дошкольникам даётся усложнение:
1. Делается графическая зарисовка мнемотаблицы.
2. Таблица воспроизводится ребенком при ее показе ему.
Методические требования к мнемотаблицам
(при описании предмета):
- Лист бумаги (чаще используем формат А4), который разделён на квадраты (по количеству характерных признаков);
- Цвет: нарисованы цветовые пятна;
- Форма: изображены геометрические фигуры. Их не раскрашивают, чтобы внимание детей концентрировалось на форме.
- Величина: нарисованы два предмета контрастной величины.
-Материалы: наклеены прямоугольники одинакового размера из металлической фольги, пластмассы, плёнки «под дерево» или наклеиваются кусочки ткани (шерсть, шёлк,ситец…).
- Части предмета: (игрушек, одежды, посуды и др.) части предмета находятся на небольшом расстоянии друг от друга.
Алгоритм при разучивании стихотворений:
1. Выразительное чтение стихотворения взрослым.
2. Повторное чтение стихотворения с опорой на мнемотаблицу с установкой, что это стихотворение будет разучиваться наизусть.
3. Вопросы по содержанию стихотворения:
4. Объяснение значения непонятных слов в доступной для ребенка форме;
5. Чтение взрослым отдельно каждой строчки стихотворения и повторение её ребенком с опорой на мнемотаблицу;
6.Рассказывание ребенком стихотворения с опорой на мнемотаблицу.
Алгоритм при пересказе:
1. Чтение взрослым текста;
2. Рассматривание мнемотаблицы;
3. Ответы на вопросы по содержанию:
4. Повторное чтение рассказа с установкой на пересказ;
5. Пересказ текста ребёнком своими словами по мнемотаблице.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Содержание: Введение Актуальность выбранной темы Цели и задачи использования технологии. 3. ПРАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ Планы занятий Перспективное планирование Картотека игр 4.ПРАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ 5.ПРАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ МОНИТОРИНГ Список литературы
Управление образования администрации г. о. Долгопрудный Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение городского округа Долгопрудный детский сад № 10 «Лучик» (МАДОУ детский сад № 10 «Лучик») 141707 Московская область город Долгопрудный, улица Спортивная, дом 7 б тел./факс: 8 (498) 686-39-15 Глава1. Актуальность выбранной темы
Актуальность темы Дошкольный возраст –это возраст образных форм сознания, и основными средствами, которыми ребёнок овладевает в этом возрасте, являются образные средства: сенсорные эталоны, различные символы и знаки, носящие образный характер (прежде всего, это разного рода наглядные модели, схемы).Одно из обязательных условий эффективности системы коррекционного обучения и воспитания детей дошкольного возраста с нарушениями речи –высокий уровень их речевой и познавательной активности. Недостаточное развитие речевых средств и познавательной активности у детей ограничивает круг их общения, способствует возникновению замкнутости, безынициативности, нерешительности, стеснительности; порождает специфические черты речевого поведения –неумение устанавливать контакт с собеседником, поддерживать беседу. В свою очередь низкий уровень общения замедляет темп развития речи и других психических процессов. В структуре дефекта познавательной деятельности детей с общим недоразвитием речи большое место занимает нарушение внимания и памяти. У детей с общим недоразвитием речи страдает как механическая, так и логическая память. Так же у детей с общим недоразвитием речи замедляется темп развития наглядно-образного мышления .На сегодняшний день -образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста –явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем. Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников –очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. Мнемотехника -искусство запоминания, совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций. Мнемотаблица -это схема, в которую заложена определенная информация. Их эффективно использовать для обогащения словаря, при обучении составлению рассказов, при пересказах, отгадывании и составлении загадок, при заучивании стихотворений. Наглядное моделирование-эффективное средство развития интеллектуальных, творческих, мыслительных способностей у детей дошкольного возраста.
Актуальность выбранной темы: -мнемотехника облегчает детям овладение связной речи; -применение мнемотехники, использование обобщений позволяет ребенку систематизировать свой непосредственный опыт; -приемы мнемотехники используют естественные механизмы памяти мозга и позволяют полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации; -ребенок с опорой на образы памяти устанавливает причинно-следственные связи, делает выводы; -дети, владеющие средствами наглядного моделирования, в дальнейшем способны самостоятельно развивать речь в процессе общения и обучения
Цели и задачи использования технологии: Цель: Создать условия для повышения речевой активности детей дошкольного возраста. Задачи: - вызвать желание у детей обогащать словарный запас, развивать связную речь; -развивать умение детей работать с опорой на мнемотаблицу при составлении описательных рассказов, заучивании стихотворений и т. п. -развивать мышление, внимание, воображение, речеслуховую и зрительную память; -снимать речевой негативизм, воспитать у детей потребность в речевом общении для лучшей адаптации в современном обществе; -развивать мелкую моторику рук детей.
Работу с мнемотаблицами рекомендуется начинать уже с детьми младшего и среднего возраста – на этом этапе лучше рисовать цветные мнемотаблицы , так как в памяти у детей остаются отдельные образы: лиса — рыжая, мышка — серая, елочка — зеленая, а для старших дошкольников — чёрно-белые. В старшем дошкольном возрасте полезно составлять модели прямо во время занятий, а также дошкольники могут сами участвовать в рисовании и раскрашивании мнемотаблиц , самостоятельно подбирая образы или символы. Использование схем, таблиц, моделей помогают детям преодолеть различные затруднения: самостоятельно определить при рассматривании предмета его главные свойства и признаки. установить последовательность изложения выявленных признаков, удержать в памяти эту последовательность, которая является планом — рассказом описания. В помощь детям использую мнемоквадраты . Данные схемы помогают детям самостоятельно определять главные свойства и признаки рассматриваемого объекта, обогащать словарный запас. Учитываю, насколько ребёнок освоил принцип замещения. Дети легче запоминают образы, если цвет соответствовал герою: лиса рыжая, ягода красная.Позже усложняем или заменяем другой заставкой: изображали персонажа в графическом виде: лиса состояла из оранжевых геометрических фигур (треугольника и круга, медведь – большой коричневый круг и т. д. Для того чтобы понять основную последовательность и связность текста, удержать его в памяти, знакомлю детей с мнемодорожкой . Это дидактический материал, схема, в которую занесена определённая информация. Поскольку она вначале незнакома детям, взрослый берет на себя обучающую роль, т. е. доводит до детей содержание, которое вложено в мнемодорожку . Поняв алгоритм работы с мнемодорожкой , дети легко осваивают обучающие мнемотаблицы - это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.
Описание порядка использования (алгоритм применения) технологии в практической профессиональной деятельности: Начальный этап. Изучение литературы, подбор материала для развития связной речи у дошкольников, воспитание звуковой культуры речи, расширение словаря, формирование грамматического строя речи, ее взаимосвязь. Основной этап. Дидактические игры и упражнения со словами. Беседы по сказкам. Составление рассказа по картинам. Заключительный этап. Консультации для педагогов и родителей на родительских собраниях и в индивидуальном порядке, организация развлечений для детей. Мониторинг уровня развития связной речи у детей с применением мнемотаблиц .
Глава 2. Практический материал для использования в работе с детьми. Управление образования администрации г. о. Долгопрудный Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение городского округа Долгопрудный детский сад № 10 «Лучик» (МАДОУ детский сад № 10 «Лучик») 141707 Московская область город Долгопрудный, улица Спортивная, дом 7 б тел./факс: 8 (498) 686-39-15
Перспективный план
Разучивание стихотворений с использованием мнемотехники
https://www.instagram.com/p/CGaW4UUJ5Tq/?igshid=1ghna0fxwj0k2 Практический материал для работы с детьми. https://www.instagram.com/p/CFulfjNpmeR/?igshid=1s3piv6bz3n8o
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ Г.ДОЛГОПРУДНОГО АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Г. ДОЛГОПРУДНОГО ДЕТСКИЙ САД № 10 «ЛУЧИК» (АОУ детский сад № 10 «Лучик») Глава 3. Практический материал для педагогов.
Практический материал для педагогов.
Управление образования администрации г. о. Долгопрудный Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение городского округа Долгопрудный детский сад № 10 «Лучик» (МАДОУ детский сад № 10 «Лучик») 141707 Московская область город Долгопрудный, улица Спортивная, дом 7 б тел./факс: 8 (498) 686-39-15 Глава 4. Практический материал для родителей.
Практический материал для родителей.
Мониторинг качества образования Результат использования образовательной технологии и выводы мониторинга: Дети проявляют интерес к работе с мнемотаблицами . Стали легче воспринимать зрительную информацию, сохранять её в памяти и воспроизводить, правильно связывать сюжет, выстраивать между собой части сюжета и передавать последовательно готовый текст без помощи воспитателя. Научились самостоятельно составлять мнемотаблицы и уровень составил с 3 по 48 % Повысился уровень обогащение словарного запаса детей с 7 по 52%; дети научились составлять пересказ стихотворений, загадок, рассказов по картинкам с 3 по 52 %; вырос уровень правильного звукопроизношения с 3 по 52%
Мониторинг качества образования Результат использования образовательной технологии и выводы мониторинга: Дети проявляют интерес к работе с мнемотаблицами . Стали легче воспринимать зрительную информацию, сохранять её в памяти и воспроизводить, правильно связывать сюжет, выстраивать между собой части сюжета и передавать последовательно готовый текст без помощи воспитателя. Научились самостоятельно составлять мнемотаблицы и уровень составил с 3 по 57% Повысился уровень обогащение словарного запаса детей с 13 по 57%; дети научились составлять пересказ стихотворений, загадок, рассказов по картинкам с 7 по 60%; вырос уровень правильного звукопроизношения с 7 по 50%
Мониторинг качества образования Результат использования образовательной технологии и выводы мониторинга: Дети проявляют интерес к работе с мнемотаблицами . Стали легче воспринимать зрительную информацию, сохранять её в памяти и воспроизводить, правильно связывать сюжет, выстраивать между собой части сюжета и передавать последовательно готовый текст без помощи воспитателя. Научились самостоятельно составлять мнемотаблицы и уровень составил с 40 по 75% Повысился уровень обогащение словарного запаса детей с 13 по 70%; дети научились составлять пересказ стихотворений, загадок, рассказов по картинкам с 10 по 65%; вырос уровень правильного звукопроизношения с 10 по 80%
Список используемой литературы: 1. Большова Т. В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники [Текст] Т. В. Большова / Спб . ,2005 — 71с. 2. Венгер Л. Развитие способности к наглядному пространственному моделированию //Дошкольное воспитание. – 1982. – № 3. 3. Дошкольное воспитание. Обучение творческому рассказыванию 2-4/1991 4. Вахрушев А. А., Кочемасова Е. Е., Акимова, Ю. А. Здравствуй, мир! [Текст]/ Москва “ Баласс ”, 2000 — 21с. 5. Громова О. Е., Соломатина Г. Н., Савинова Н. П. Стихи о временах года и игры. Дидактические материалы по развитию речи детей 5 – 6 лет [Текст] /Громова О. Е., Соломатина Г. Н., Савинова Н. П. Москва, 2005. - с. 59 6. Давьщова Т. Г. Ввозная В. М. Использование опорных схем в работе с детьми [Текст] // Давьщова Т. Г. Ввозная В. М. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения № 1, 2008, с. 16 7. Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников [Текст] / Ефименкова Л. Н. – М., 1985 — с. 92 8. Короткова Э. П. Обучение детейдошкольного возраста рассказыванию: Пособие для воспитателей детского сада. - М.: Просвещение, 1982. - 128 с. 9. Особенности психического развития детей 6-7-летнего возраста. Под ред. Д. Б. Эльконина , А. Л. Венгера . - М., 1988., стр. 73. 10. Омельченко Л. В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи [Текст] / Омельченко Л. В. Логопед. 2008. №4. - с. 102 -115. 11. Ушакова О. С., Струнина Е. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. - М.: Гуманитарное издательство центр ВЛАДОС, 2004. – 288 12. Диагностика уровня речевого развития детей по методике под редакцией Афонькиной Ю.А.
Предварительный просмотр:
Аналитическая справка по результатам мониторинга
использование педагогической технологии - «Мнемотехника - как средство развития связной речи дошкольников» Большова Т. В.
на основании годового плана МАДОУ д/с №10 «Лучик» были проведены мониторинги.
Сроки проведения:
- с 14 по 30 сентября каждого года;
- с 10 по 28 мая каждого года.
Мониторинг проводится с целью определения эффективности воспитательное-образовательной работы в ДОУ по использованию педагогической технологии - «Мнемотехника - как средство развития связной речи дошкольников» Большова Т. В.
Мониторинг провела воспитатель Соваренко С.С.
В мониторинге приняло участие во второй младшей группе 30 детей
в средней группе 30 детей и в старшей 31 ребенок.
Объект исследования: система воспитательно-образовательного процесса в ДОУ.
Предмет исследования: условия и факторы, стимулирующие и препятствующие развитию речи детей.
Методы исследования:
- анализ результатов диагностики уровня развития речи детей;
- анализ документации, планов работы педагогов;
- изучение системы, методов воспитательно-образовательной работы;
- анализ созданных условий по речевому развитию дошкольников;
- анализ профессионального мастерства педагогов;
- анализ наглядной информации для родителей.
Анализ результатов диагностики уровня развития речи детей. Диагностика уровня речевого развития детей проводилась по методике под редакцией Афонькиной Ю.А. Речь детей оценивалась по 4 разделам: 1. Формирование словаря 2. Звуковая культура речи. 3. Грамматический строй речи. 4. Связная речь.
Дети второй младшей группы осваивают навыки разговорной речи, выражают свои мысли простыми и сложными предложениями и подводятся к составлению связных высказываний описательного и повествовательного типа. Требует совершенствования интонационная сторона речи, необходима работа, как над развитием артикуляционного аппарата ребенка, так и над, развитием таких элементов звуковой культуры, как темп, дикция, сила голоса. Далеко не все дети умеют согласовывать слова в роде, числе и падеже. Связная речь детей проявляется в ответах на вопросы по содержанию картины, могут составить короткий рассказ совместно со взрослым; могут воспроизвести текст хорошо знакомой сказки; составить рассказ из личного опыта; пользуются словами речевого этикета (спасибо, пожалуйста, здравствуйте).
Активный словарь детей средней группы обогащается словами, обозначающими качества предметов, производимые с ними действия. Они начинают подбирать слова с противоположным значением, сравнивают предметы и явления, употребляют обобщающие слова. Вместе с тем в речи детей пятого года жизни встречаются нарушения. Не все дети правильно произносят звуки, у некоторых недостаточно развита интонационная выразительность. Имеются недостатки и в освоении грамматических правил речи (согласование имен существительных и имен прилагательных в роде, числе, падеже). Дети овладевают связной речью и начинают строить самостоятельное высказывание, состоящее на первых порах лишь из нескольких предложений, составляют рассказ по картинке или об игрушке совместно со взрослым; описывают предмет, изображенный на картинке, называя признаки, качества, действия, пользуются разнообразными вежливыми формами речи.
У детей старшего дошкольного возраста развитие речи достигает более высокого уровня. Большинство детей правильно произносят все звуки родного языка. К старшему дошкольному возрасту у ребенка накапливается значительный запас слов. Развитие словаря характеризует не только увеличение количества используемых слов, но и понимание ребенком различных значений одного и того же слова (многозначного). В старшем дошкольном возрасте в основном завершается важнейший этап речевого развития детей – усвоение грамматической системы языка. Возрастает количество простых распространенных предложений, сложносочиненных и сложноподчиненных. У детей вырабатывается критическое отношение к грамматическим ошибкам. Связная речь проявляется в пересказах литературных произведений, дети интонационно передают диалог действующих лиц, характеристику персонажей; развивают сюжетную линию в серии картин.
Проведенный анализ диагностики по развитию речи детей на начало учебного года и промежуточный, позволяет отметить, что для достижения высоких результатов в этом направлении необходимо продолжать работу в системе.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материал по самообразованию Тема: «Мнемотехника – эффективное средство развитие связной речи дошкольников»
В системе образования в последние годы происходят серьезные изменения, которые существенно влияют на содержание труда воспитателя детского сада, его профессиональный статус. Именн...
Мастер-класс для педагогов доу детский сад "снежинка" "Мнемотехника-как средство развития связной речи дошкольников"
Дошкольный возраст самый благоприятный для закладывания основ грамотной, чёткой, красивой речи, что является важным условием развития ребёнка. В настоящее время проблема развития речи одна из главных....
Консультация для родителей "Мнемотехника как средство развития связной речи дошкольников"
Папка-передвижка "Мнемотехника"...
Мнемотехника как средство развития связной речи дошкольников
В данном материале прдеставлены разработки мнемотаблиц....
Мастер- класс с педагогами ДОУ «Мнемотехника - как средство развития связной речи дошкольников»
Содержание мнемотаблицы - это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путем выделения главных смысловых звеньев сюжета расск...
«Мнемотехника – эффективное средство развития связной речи дошкольников»
тема по самообразованию...
Технология «Мнемотехника - как средство развития связной речи дошкольни-ков»
Создать условия для повышения речевой активности детей дошкольного возраста, выз...