Консультация для воспитателей: "Моделирование как средство развития связной речи дошкольников"
статья по развитию речи (подготовительная группа) по теме

консультация

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon modelirovanie.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

Моделирование  как средство развития связной речи дошкольников.

Овладение родным языком, развитие речи –  это не только самые важные приобретения ребёнка в дошкольном детстве, но и сложнейшая задача дошкольного воспитания.

Психологи подчеркивают, что в связной речи отчетливо выступает тесная связь речевого и умственного развития. «Ребёнок учится мыслить, учится говорить, но он также совершенствует речь, учась мыслить». Развитие связной речи происходит постепенно, вместе с развитием мышления.

Эффективный способ решения проблемы развития интеллекта и речи ребёнка – моделирование, благодаря которому дети учатся обобщенно представлять существенные признаки предметов, связи и отношения реальной действительности. Широкую известность приобрели работы А.Л. Венгера и его учеников по проблемам моделирования в различных видах деятельности.  Для обучения детей связной речи они использовали схематические изображения персонажей и выполняемых ими действий. Сначала у ребенка создаётся картинно – схематический план смысловой последовательности частей прослушанных текстов художественных произведений. Постепенно у ребёнка формируются обобщенные представления о логической последовательности текста, на которые он ориентируется в самостоятельной речевой деятельности.

При работе с детьми старшего дошкольного возраста, мы заметили, что необходимо искать более эффективные методы обучения связному рассказыванию, пересказу  близко к тексту, не пропуская основных деталей предметов. Прежде всего, это приёмы, помогающие ребёнку осознать процесс построения текста и осмыслить его содержание.

Прежде чем начать работу, мы поставили перед собой рад задач:

  1. Учить детей пересказывать текст последовательно, соблюдая структуру;
  2. Развивать мышление, воображение, эмоциональную отзывчивость, память, при использовании схем, заместителей;
  3. Уметь создавать воображаемые образы и отбирать заместителей для обозначения персонажа;
  4. Уметь использовать схемы при пересказе не только всего текста, но и отдельных эпизодов;

В старшей логопедической группе мы учим детей овладевать следующими умениями:

  1. Последовательно пересказывать литературные произведения без помощи взрослого;
  2. Выразительно передавать диалоги действующих лиц, характеристики персонажей;
  3. При рассказывании по серии сюжетных картин, по игрушкам -  указывать время и место действия, развивать сюжет, указывать последовательность происходящего, придумывать последующие и предыдущие события.

Прежде чем начать эту работу, мы провели диагностику детей по следующим критериям:

  1. Умение пересказывать и рассказывать знакомые произведения;
  2. Умение составлять описательные рассказы на наглядной основе;
  3. Умение составлять рассказы из личного опыта;
  4. Участие в играх, инсценировках литературных произведений.

К высокому уровню отнесли 20% от всех детей.  У них рассказ и описание происходили последовательно, они старались развить сюжет, используя прямую речь, однако, пропускали какую-нибудь  часть рассказа (начало или конец).

К среднему и низкому уровню можно было отнести всех остальных детей. В их рассказах или описании не было логической последовательности, не развивался сюжет, они пропускали какую-нибудь часть рассказа.

В результате проведённых исследований выяснилось, что у детей вызывает особое затруднение соблюдение структуры рассказа, его логической последовательности и языковое оформление высказываний.

Нас заинтересовала статья  А.Л. Венгера «О чём рассказывает сказка». В ней выдвигается идея о том, что читаемый ребёнку стишок, сказка или рассказ может быть нарисован. Это эффективный способ, позволяющий выявить содержание и последовательность действий.

Это и есть моделирование.

При работе по данному вопросу очень полезны следующие дидактические игры:

  1. «Что за предметы?»
  2. «Скажи какой?»
  3. «Кто больше узнает и назовёт?»
  4. «Узнай по описанию»
  5. «Узнай, у кого?»

Эти игры помогают научить детей называть характерные признаки, качество, действия, побуждают к активному участию каждого ребенка высказывать своё мнение, обогащают словарный запас и представления детей о том или ином предмете.

Есть ряд игр, которые оказывают своё влияние на формирование последовательности действий персонажей путём раскладывания соответствующих картинок:

  1. «Кто знает, тот дальше продолжает»
  2. «Где что можно делать?»
  3. «Скажи, что сначала, а что потом?»
  4. «Что было бы, если…»

(Привести пример о том, как однажды девочка сидела дома одна. В дверь кто-то постучал.  Девочка не посмотрела в глазок и быстро открыла дверь…)

Есть ряд игр на формирование понятия о том, что всякое высказывание имеет начало, середину и конец:

  1. «Свари компот» (С чего начнём и чем закончим);
  2. «Будем дежурить» (С чего начнём и чем закончим);
  3. «Одеваемся гулять» (С чего начнём и чем закончим);

Следующий важный раздел, которым мы занимаемся – это игры – драматизации, которые чаще всего мы проводим в вечерние часы. К одежде детей прикрепляем бейджики с изображением того или иного героя. Берём для драматизации, в основном, русские народные сказки.  Для удобства запоминания сказку расписываем по ролям, то есть переделываем в пьесу, убирая весь лишний текст. В основном, остаются лишь диалоги и речь автора.  Не прилагаем специальных усилий для того, что бы дети запоминали. Всем героям шёпотом подсказываю, то есть суфлирую.  С большим желанием дети показывают сказки: «Звери в яме», «Журавль и цапля». В первой сказке много героев:  курочка, петушок, заяц, волк, медведь, лиса, синичка.   И иногда бывает так, что смотреть некому, все дети превращаются в артистов. Сидит один ребёнок в зале и обиженно смотрит на тех, кто выступает.

С помощью моделирования дети нашей группы уже приобрели некоторые навыки в пересказе литературных произведений, соблюдении  логической последовательности, составлении описательных рассказов о предметах, объектах и явлениях природы, учатся подбирать слова, характеризующие предметы и явления, сочинять сюжетные рассказы из личного опыта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Моделирование как средство развития связной речи дошкольников"

   Развитие связной речи, овладение родным языком - сложнейшая задача дошкольного образования. Эффективный способ решения проблемы - моделирование, благодаря которому дети учатся обоб...

Консультация для педагогов "Лэпбук, как средство развития связной речи дошкольников"

ЛЭПБУК, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ Развитие связной речи играет большую роль в жизни человека. Каждый человек должен в совершенстве владеть словом. С человеком, владеющим нав...

консультация для педагогов "Сказка как средство развития связной речи дошкольника"

Данный материал может использован при разработке занятий по развитию речи ,для подготовки консультаций в уголок родителя....

Консультация для педагогов «Моделирование как средство развития связной речи дошкольников»

Консультация для педагогов:  «Моделирование как средство развития связной речи дошкольников»...

Консультация для родителей «Мнемотехника как средство развития связной речи дошкольников»

Овладение приемами работы с мнемотаблицами помогает в развитии основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления, а так же сокращает время обучения связной речи детей дошколь...

Консультация для родителей «Мнемотехника как средство развития связной речи дошкольников»

На сегодняшний день богатая речь у детей дошкольного возраста -явление очень редкое. Современный мир насыщен новейшими технологиями, дети живут в мощном потоке информации, где живое общение заменяется...