Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально – педагогической направленности для детей подготовительной к школе группы «РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ПОСРЕДСТВОМ МНЕМОТЕХНИКИ»
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа)
Главный инструмент нашего разума - это память. Память - это связь прошлого с настоящим и будущим, процесс сохранения прошлого опыта, дающий возможность его повторного использования. Для развития и эффективного использования памяти существует множество методов. Самый интересный из них - мнемотехника (мнемоника). Слова «мнемотехника» и «мнемоника» обозначают одно и тоже - техника запоминания. Они происходят от греческого «mnemonikon»- искусство запоминания. Считается, что это слово придумал Пифагор Самосский (6 век до н.э.). Искусство запоминания названо по имени древнегреческой богини памяти Мнемозины - матери девяти муз. Первоначально мнемотехника возникла как неотъемлемая часть риторики (ораторского искусства) и предназначалась для запоминания длинных речей. Современная мнемотехника значительно продвинулась как в теоретическом, так и в техническом плане и делает возможным не только фиксацию в памяти последовательности текстового материала, но и позволяет безошибочно запоминать любую точную информацию, которая считается трудно запоминаемой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dop_prog_memo.docx | 68.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально – педагогической направленности
для детей подготовительной к школе группы
«РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ПОСРЕДСТВОМ
МНЕМОТЕХНИКИ»
Разработчик:
воспитатель
Белюсева О.В.
Санкт – Петербург
2022
Содержание
Содержание | страница |
I Целевой раздел | 3 |
1.1 Пояснительная записка | 3 |
1.2 Цели и задачи Программы | 5 |
1.3 Характеристика возрастных особенностей развития детей 6-7 лет | 5 |
1.4 Принципы реализации Программы | 6 |
1.5 Срок реализации Программы | 6 |
1.6 Планируемые результаты освоения Программы | 6 |
II Содержательный раздел | 7 |
2.1 Учебно – тематический план | 8 |
2.2 Содержание программы обучения детей 6 -7 лет | 9 |
2.3 Вариативные формы, способы, методы и средства реализации Программы. | 16 |
2.4 Сотрудничество с семьями воспитанников | 17 |
2.5 Система педагогического наблюдения (мониторинга) достижения детьми планируемых результатов освоения Программы. Оценочные материалы. | 17 |
III Организационный раздел | 18 |
3.1 Учебный план работы по программе. | 18 |
3.2 Организация занятий по программе | 18 |
3.3 Виды и формы работы | 18 |
3.4 Структура занятий | 19 |
3.5 Материально – техническое обеспечение | 19 |
3.6 Особенности организации развивающей предметно – пространственной среды | 19 |
3.7 Програмно – методическое обеспечение | 20 |
3.8 Литература в помощь родителям | 21 |
1 ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1 Пояснительная записка.
«Учите ребёнка каким - нибудь неизвестным ему словам-
он будет долго и напрасно мучиться,
но свяжите двадцать таких слов с картинками,
- и он их усвоит налету».
К.Д. Ушинский.
Актуальность. Главный инструмент нашего разума - это память. Память - это связь прошлого с настоящим и будущим, процесс сохранения прошлого опыта, дающий возможность его повторного использования. Для развития и эффективного использования памяти существует множество методов. Самый интересный из них - мнемотехника (мнемоника). Слова «мнемотехника» и «мнемоника» обозначают одно и тоже - техника запоминания. Они происходят от греческого «mnemonikon»- искусство запоминания. Считается, что это слово придумал Пифагор Самосский (6 век до н.э.). Искусство запоминания названо по имени древнегреческой богини памяти Мнемозины - матери девяти муз. Первоначально мнемотехника возникла как неотъемлемая часть риторики (ораторского искусства) и предназначалась для запоминания длинных речей. Современная мнемотехника значительно продвинулась как в теоретическом, так и в техническом плане и делает возможным не только фиксацию в памяти последовательности текстового материала, но и позволяет безошибочно запоминать любую точную информацию, которая считается трудно запоминаемой.
Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает зрительно - образная память. Чаще всего запоминание происходит непроизвольно, просто потому, что какой- то предмет или явление попали в поле зрения ребѐнка. Если же он будет пытаться выучить и запомнить то, что не подкреплено наглядной картинкой, нечто абстрактное, то на успех рассчитывать не стоит. Мнемотехника для дошкольников как раз помогает упростить процесс запоминания, развить ассоциативное мышление и воображение, повысить внимательность.
В настоящее время мы часто сталкиваемся с такими проблемами в развитии детей, как:
∙ неразвитая связная речь
∙ бедный словарный запас
∙ несовершенство различных форм мышления.
∙ возникновение трудности при составлении связного текста и при пересказывании
∙ неумение согласовывать слова в предложении.
Т.Б. Полянская считает, что «дошкольный возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, чёткой, красивой речи, что является важным условием умственного воспитания ребѐнка».
По мнению Воробьѐвой В.К., умения и навыки связной речи при спонтанном их развитии не достигают того уровня, который необходим для полноценного обучения ребѐнка в школе. Этим умениям и навыкам нужно обучать специально - и на помощь приходит мнемотехника, которая помогает сделать образовательный процесс интересным, т.к. предполагает игровую форму, без умственных и эмоциональных перегрузок.
Принципы и правила мнемотехники:
- легче и лучше запоминается то, что хорошо представлено;
- легче и лучше запоминается то, с чем приходится действовать;
- запоминание лучше происходит в перекодированном (преобразованном) виде, а не в том, в котором представлено;
-лучше запоминается то, что хорошо осознанно.
Особое место в работе с детьми занимает использование в качестве дидактического материала – мнемотаблица.
Содержание мнемотаблиц – это графическое изображение персонажей художественного произведения, явлений природы, некоторых действий путем выделения главных смысловых звеньев сюжета.
Как любая работа строится от простого к сложному.
Этапы использования мнемотаблиц:
Этап №1- Рассматривание таблицы.
Этап №2 - Перекодирование информации.
Этап №3- Пересказ информации с опорой на символы.
Этап №4 - Графическая зарисовка мнемотаблицы.
Этап №5 - Воспроизведение мнемотаблицы.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально - педагогической направленности «Развитие связной речи посредством мнемотехники» составлена на основании:
∙ Закона Российской Федерации «Об образовании в РФ №273-ФЗ»
∙ Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от « 17 » октября 2013 г. № 1155;
∙ СанПиН 2.4. 3648-20;
∙ Распоряжения Комитета по образованию от 01.03.2017№617-р "Об утверждении Методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ в государственных образовательных организациях г.Санкт-Петербурга. находящихся в ведении Комитета по образованию";
∙ Приказа Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. N 196 “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам”.
Адресат программы.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально – педагогической направленности «Развитие связной речи посредством мнемотехники» составлена для детей в возрасте от 6 до 7 лет.
Новизна.
Занятия носят интегрированный характер, каждое включает в себя несколько программных задач, на занятии детям предлагается как новый материал, так и материал повторения и закрепления усвоенных знаний. Во время занятий широко применяются игровые методы, направленные на повторение, уточнение и расширение знаний, упражнения на релаксацию под музыку, (помогающие детям снять напряжение, нервную нагрузку), чистоговорки, речевые или музыкальные игры, упражнения на развитие чувства ритма) или внимания в том числе в коммуникативной и познавательной деятельностях.
1.2 Цель и задачи Программы
Программа «Развитие связной речи посредством мнемотехники», обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих задач. В процессе их реализации формируются такие знания, умения и навыки, которые способствуют развитию и формированию личности старших дошкольников.
Цель: развитие связной речи дошкольников посредством приёмов мнемотехники.
Задачи:
ОБУЧАЮЩИЕ:
- создание исходной базы для развития памяти;
- решение речевых проблем с помощью развития и расширения активного
словарного запаса;
- расширение с помощью мнемотехники представлений ребенка об окружающем мире.
РАЗВИВАЮЩИЕ:
- развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления и речи;
- перекодирование информации, т.е. преобразования из абстрактных символов в образы;
- развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:
- воспитание у детей устойчивого интереса к изучению стихов, пересказу сказок и рассказов;
- воспитание и развитие навыка у детей к ораторскому искусству и умению слушать.
1.3 Характеристика возрастных особенностей развития детей 5 - 6 лет.
Ребенок 6 - 7 лет стремится познать себя и другого человека как представителя общества, постепенно начинает осознавать связи и зависимости в социальном поведении и взаимоотношениях людей. В этом возрасте в поведении дошкольников происходят качественные изменения — формируется возможность саморегуляции, дети начинают предъявлять к себе те требования, которые раньше предъявлялись им взрослыми. Так, они могут, не отвлекаясь на более интересные дела, доводить до конца малопривлекательную работу (убирать игрушки, наводить порядок в комнате и т. п.). Это становится возможным благодаря осознанию детьми общепринятых норм и правил поведения и обязательности их выполнения. Ребенок этого возраста способен к освоению сложных движений: может пройти по неширокой скамейке и при этом даже перешагнуть через небольшое препятствие; умеет отбивать мяч о землю одной рукой несколько раз подряд. Уже наблюдаются различия в движениях мальчиков и девочек (у мальчиков — более порывистые, у девочек — мягкие, плавные, уравновешенные), в общей конфигурации тела в зависимости от пола ребенка. Возрастает способность ребенка ориентироваться в пространстве. Внимание детей становится более устойчивым и произвольным. Ведущее значение приобретает наглядно-образное мышление, которое позволяет ребенку решать более сложные задачи с использованием обобщенных наглядных средств (схем, чертежей и пр.) и представлений о свойствах различных предметов и явлений. Ребенок четко начинает различать действительное и вымышленное. Действия воображения — создание и воплощение замысла — начинают складываться первоначально в игре. Это проявляется в том, что прежде игры рождаются ее замысел и сюжет. Постепенно дети приобретают способность действовать по предварительному замыслу в конструировании и рисовании. Для детей этого возраста становится нормой правильное произношение звуков. Дети начинают употреблять обобщающие слова, синонимы, антонимы, оттенки значений слов, многозначные слова. Словарь детей также активно пополняется. Повышаются возможности безопасности жизнедеятельности. Это связано с ростом осознанности и произвольности поведения, преодолением эгоцентрической позиции (ребенок становится способным встать на позицию другого). Развивается прогностическая функция мышления, что позволяет ребенку видеть перспективу событий, предвидеть (предвосхищать) близкие и отдаленные последствия собственных действий и поступков и действий и поступков других людей. Творческие проявления становятся более осознанными и направленными (образ, средства выразительности продумываются и сознательно подбираются детьми). В продуктивной деятельности дети также могут изобразить задуманное (замысел ведет за собой изображение).
1.4 Принципы реализации программы
Программа разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом, в ее основу заложены основные принципы и подходы:
- принцип развивающего образования, в соответствии с которым главной целью дошкольного образования является развитие ребенка;
- принцип научной обоснованности и практической применимости (содержание программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной коррекционной педагогики);
- принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников;
- строится на основе индивидуальных особенностей и потребностей детей, связанных с их состоянием здоровья;
- обеспечивает приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
1.5 Срок реализации программы.
Срок реализации программы 1 учебный год из расчета на одно занятие в неделю (4 занятия в месяц). За единицу измерения времени занятия взят 1 академический час. Академический час проведения занятия равен 30 минутам (в соответствии с СанПиН 2.4. 3648-20). Программа рассчитана на 34 часа занятий в течение учебного года (с сентября по май).
Кадровые условия реализации программы.
Реализацию дополнительной программы обеспечивает воспитатель 1 квалификационной категории ГБДОУ детского сада № 126 Невского района Санкт-Петербурга Белюсева Олеся Валерьевна.
1.6 Планируемые результаты освоения программы.
К концу года обучающиеся должны иметь представление:
1. О способах кодирования информации литературных и авторских произведений;
2. О необходимости использования мнемотехнических приемов в повседневной жизни, для облегчения запоминания информации.
Знать:
1. 10-12 скороговорок и проговаривать их при ускоренном темпе речи;
2. 8-10 пословиц, объясняя их смысл и составляя по ним творческие рассказы;
3. достаточное количество русских народных сказок;
4. 8-10 стихотворений разных авторов о временах года, социальных явлениях.
Уметь:
1. самостоятельно кодировать информацию, используя графические аналогии;
2. составлять мнемодорожки и мнемотаблицы, объединяя полученные пособия в картотеки;
3. прочитывать смысл зашифрованной загадки, предлагая правильный ответ;
4. расшифровывать ребусы без помощи взрослого, самостоятельно составлять ребусы;
5. пользоваться мнемотехническими приемами в повседневной жизни: концентрировать внимание и его удерживать; принимать участие в коллективной работе, оказывать помощь товарищу. Соблюдать правила поведения в коллективе.
6.различать плоские геометрические фигуры (квадрат, треугольник, прямоугольник, ромб, трапеция), различные виды многоугольников, различные виды призм и пирамид, различные виды многогранников.
По окончании дети должны уметь:
1. Сравнивать и классифицировать многоугольники по 2-3 свойствам.
2. Ориентироваться в понятиях “вверх”, “вниз”, “вправо”, “влево”, “по диагонали”.
3. Конструировать фигуры по образцу, по контурной схеме, по словесной инструкции и псобственному замыслу.
4. Конструировать и исследовать многогранники.
5. Владеть основами моделирующей деятельности.
6. Сравнивать и анализировать объёмы различных геометрических тел.
7. Конструировать объёмные фигуры по технологическим картам.
2.Содержательный раздел
Технология мнемотехники предусматривает принцип развивающего обучения от простого к сложному: мнемоквадраты - мнемодорожкки - мнемотаблицы.
Начинать образовательную деятельность с детьми в данном направлении с простых мнемоквадратов. Этот приём позволит детям понять, что каждый предмет имеет свое название (рассматривали и называли предметы). Далее, познакомить детей с приёмом – мнемодорожка (несколько схематичных изображений или картинок, которые расположены линейно). Вместе с детьми составлять короткие рассказы (из двух - трех предложений)
Мнемозагадки - это загадки, но не простые. При отгадывании загадок дети учатся по признакам, описанным при помощи знаков, определить объект.
Обучение составлению рассказов по мнемотаблицам. Схемы служат своеобразным дополнительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать:
- строение рассказа;
- последовательность рассказа;
- лексико - грамматическую наполняемость рассказа.
Ребенку предлагается чистый, девяти клеточный лист - основа мнемотаблицы. В ходе выполнения задания он выбирает определенный предмет, рассказ о котором он собирается придумывать совместно со взрослым. Взрослый заполняет пустые клетки мнемотаблицы, а ребенок рисует картинки на собственном листе.
Для составления детьми коротких описательных рассказов составлены цветные мнемотаблицы. Мнемотаблицы – это зрительный план, который позволяет ребенку последовательно рассказать о предмете.
Составление предложений. Автоматизация звука. Перед тем как начать работать с мнемотаблицами, необходимо закрепить навыки правильного и четкого произношения звука в слогах, словах. Учим повторять фразы за взрослым по картинкам. Работаем над предложением - составляем графическую схему. Обращаем внимание на предлоги.
При заучивании стихотворений можно рассмотреть с детьми уже готовые мнемотаблицы. Дети смотрят на картинку, вспоминают слова и произносят их. Этот приём способствует быстрому запоминанию и воспроизведению содержания стихотворений.
В старшем дошкольном возрасте приемы мнемотехники служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать: строение рассказа, последовательность рассказа.
Творческие рассказы. Предложение придумать рассказ или сказку дети встречают радостно. Но чтобы рассказы детей были не однообразные, логично построенные, существенную помощь оказывают мнемотаблицы.
Пересказ. Ему принадлежит особая роль в формировании связной речи. Здесь совершенствуется структура речи, ее выразительность умение строить предложения. При пересказе с помощью мнемотаблиц, дети видят всех действующих лиц, и свое внимание концентрируют на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений.
- Рассматривание мнемотаблицы.
- Чтение текста.
- Ответы на вопросы по содержанию.
- Повторное чтение рассказа с установкой на пересказ.
- Пересказ ребенком текста своими словами по мнемотаблице.
Пересказ с помощью мнемотаблиц, позволяет концентрировать внимание дошкольника на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений.
2.1 Учебно-тематический план
тема | теория | практика | всего | |
11 | Знакомство | 1 | - | 1 |
22 | Мнемоквадраты, мнемодорожки, мнемотаблицы. | - | 1 | 1 |
33 | Моя любимая игрушка | - | 1 | 1 |
44 | Дикие животные | - | 1 | 1 |
55 | Наступила осень золотая | - | 1 | 1 |
66 | «Вот он, хлебушек душистый …» | - | 1 | 1 |
77 | Киска | - | 1 | 1 |
88 | Любите ли вы сказки? Л.Н. Толстой. «Лиса и собаки». | - | 1 | 1 |
99 | Опустел скворечник | - | 1 | 1 |
110 | Профессии | - | 1 | 1 |
111 | Любимая мамочка | - | 1 | 1 |
112 | Здравствуй, Зимушка-зима! | - | 1 | 1 |
113 | Зимняя прогулка | - | 1 | 1 |
114 | Птичья ёлка | - | 1 | 1 |
115 | Новогодняя ёлка | - | 1 | 1 |
116 | Зимующие птицы | - | 1 | 1 |
117 | Покормит е птиц зимой! | - | 1 | 1 |
118 | Заяц зимой | - | 1 | 1 |
119 | Расскажи мне о животных | - | 1 | 1 |
220 | Медвежий сон | - | 1 | 1 |
221 | Февраль. | - | 1 | 1 |
222 | Весна идёт! | - | 1 | 1 |
223 | Фиалка | - | 1 | 1 |
224 | Женский праздник | - | 1 | 1 |
225 | Составление рассказа о весне с опорой на мнемотаблицу. | - | 1 | 1 |
226 | Машенька и медведь | - | 1 | 1 |
227 | «Машенька и медведь» | - | 1 | 1 |
228 | День космонавтики | - | 1 | 1 |
229 | Апрель! Апрель! | - | 1 | 1 |
320 | Раки. | - | 1 | 1 |
331 | «Кокон» | - | 1 | 1 |
332 | День Победы. | - | 1 | 1 |
333 | «Ярко солнце светит» | - | 1 | 1 |
334 | Занятие-обобщение. | - | 1 | 1 |
2.2 Содержание программы обучения детей 6 - 7 лет
месяц | тема | содержание | задачи |
Сентябрь | Знакомство | 1.Знакомство с детьми. 2.Игра «Запомни имя». 3.Рассматривание книг и иллюстраций к сказкам, беседа по картинкам. | - познакомиться с детьми - объяснить понятие «символ» - формировать умение соотносить символ со словами - способствовать развитию мышления и памяти посредством игр и упражнений - обогащать словарный запас детей - формировать навык составления связного рассказа - способствовать преодолению смущения при рассказывании (выступлении) перед аудиторией - формировать уважительное отношение к мнению других людей - формировать навык внимательного слушания и умения следовать инструкциям - способствовать появлению интереса детей к учебной деятельности |
Мнемоквадраты, мнемодорожки, мнемотаблицы. | 1.Игра «Что изменилось?» 2.Рассматривание мнемоквадратов, обсуждение символов. 3.Составление предложений (мнемодорожек). 4.Составление мнемотаблицы из мнемодорожек. | ||
«Моя любимая игрушка» | 1. Упражнение «Дополни строку». 2.Демонстрация и обсуждение различных игрушек. 3.Показ мнемотаблицы. 4.Коллективное составление детьми рассказа о любимой игрушке с опорой на мнемотаблицу. | ||
Октябрь | «Дикие животные» | 1.Пальчиковая гимнастика «Пальчики-зверушки». 2.Игра «Кто так говорит?» 3.Демонстрация мнемотаблицы «Описание животных», обсуждение её с детьми. 4.Составление рассказа о животном с опорой на мнемотаблицу (сначала вместе, потом самостоятельно каждым ребѐнком). | - развивать мелкую моторику Демонстрация мнемотаблицы «Описание животных», обсуждение еѐ с детьми. Составление рассказа о животном с опорой на мнемотаблицу (сначала вместе, потом самостоятельно каждым ребѐнком). формированию связной, грамотной речи -продолжить развивать воображение, память и мышление - активизировать и обогащать словарный запас дошкольников по данным темам - способствовать развитию наблюдательности, внимательного отношения к окружающему миру - продолжать способствовать преодолению смущения при выступлении перед аудиторией - формировать интерес и любовь к художественному слову - способствовать формированию умения срисовывать по образцу - формировать способность выразительно рассказывать стихотворение, используя мнемодорожки |
«Наступила осень золотая» | 1.Разгадывание загадок про осень. 2.Демонстрация мнемотаблицы на стихотворение А.Плещеева «Осень», обсуждение с детьми. 3.Чтение стихотворения, пояснение непонятных слов и выражений. 4.Каждый ребѐнок в полученную мнемотаблицу дорисовывает недостающие элементы при повторном чтении стихотворения. 5.Дети рассказывают стихотворение, опираясь на мнемотаблицу. | ||
«Вот он, хлебушек душистый…» | 1.Обсуждение значение хлеба в жизни людей. 2.Обсуждение пословиц про хлеб. 3.Чтение и обсуждение стихотворения С.Погореловского «Вот он, хлебушек душистый…». 4.Рассматривание мнемотаблицы к стихотворению, обсуждение символов. 5.Рассказывание детьми стихотворения с опорой на мнемотаблицу | ||
«Киска» | 1.Игра «Наоборот». 2.Демонстрация мнемотаблицы, обсуждение всех символов. 3.Чтение стихотворения И. Токмаковой «Киска». 4.Рассказывание стихотворения каждым ребѐнком по своей мнемотаблице. | ||
ноябрь | Любите ли вы сказки? Л.Н. Толстой. «Лиса и собаки». | 1.Беседа о любимых сказках о животных. 2.Чтение сказки Л.Н.Толстого «Лиса и собаки», обсуждение. 3.При повторном чтении из предложенных мнемоквадратов дети составляют мнемотаблицу по содержанию сказки. 4.Обсуждение составленных мнемотаблиц, пересказ сказки по ним. | - расширять и обогащать активный словарь детей - совершенствовать способность детей согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе и падеже - продолжать способствовать развитию связной речи - формирование умения самостоятельно перекодировать слова - продолжать развивать воображение, память и внимание детей - рассказать детям о многообразии профессий, прививать уважение к труду людей - продолжать формировать интерес и любовь детей к художественному слову. |
Опустел скворечник | 1.Игра «Дорисуй по образцу». 2.Рассматривание мнемотаблицы, обсуждение всех символов. 3.Чтение стихотворения И.Токмаковой «Опустел скворечник». 4.Соотнесение слов стихотворения и мнемоквадратов в таблице. 5.Воспроизведение стихотворения детьми по мнемотаблицам. | ||
Профессии | 1.Обсуждение важности разных профессий в жизни людей. 2.Чтение и обсуждение стихотворения о профессиях. 3.Составление вместе с детьми мнемотаблицы к стихотворению «Ходит повар в колпаке...». 4. Воспроизведение стихотворения детьми по своим мнемотаблицам. | ||
Любимая мамочка | 1.Беседа «Какая моя мама?» 2.Чтение стихотворения Т.Волгиной «Подарок маме». 3.Совместное составление мнемотаблицы к стихотворению. 4.Дети рассказывают стихотворение с опорой на мнемотаблицу | ||
декабрь | Здравствуй, Зимушка-зима! | 1.Игра «Доскажи словечко». 2.Чтение небольшого рассказа о зиме, беседа по содержанию. 3.Повторное чтение, пересказ по готовой мнемосхеме. 4.Самостоятельное составление детьми мнемосхем из предложенных мнемоквадратов. Обсуждение. | - продолжать развивать основные формы мышления, внимание и память - развивать мелкую моторику - продолжать формировать грамотную, связную речь; логичные по своему строению высказывания - активизировать в речи детей прилагательные - продолжать формировать внимательное отношение к окружающему миру, к природе - продолжать формировать способность запоминать текст с помощью мнемотаблицы. |
«Зимняя прогулка» | 1.Игра «Запомни фигуры». 2.Чтение детям стихотворения «Зимняя прогулка». 3.Обсуждение текста и совместное составление мнемотаблицы. 4.Пальчиковая гимнастика по стихотворению. 5.Рассказывание стихотворения с опорой на мнемотаблицу. | ||
Птичья ѐлка | 1.Игра «Дорисуй фигуры». 2.Чтение рассказа Н.Петровой « Птичья ѐлка», беседа по содержанию. 3.Повторное прочтение рассказа детям , пересказ с опорой на картинки. | ||
Новогодняя ѐлка | 1.Беседа «Почему мы любим Новый год?» 2.Игра « Снежки, сосульки, сугробы». 3.Демонстрация мнемотаблицы, обсуждение значения символов. 4.Чтение детям стихотворения А.Барто « Встали девочки в кружок». 5.Соотнесение содержания стихотворения и мнемоквадратов. 6.Рассказывание стихотворения по мнемотаблице. | ||
январь | Зимующие птицы. | 1.Загадки о зимующих птицах, демонстрация и рассматривание картинок. 2.Беседа о сложности птиц зимой. 3.Чтение и обсуждение стихотворения А.Я.Яшина «Покормите птиц зимой!» | - формировать у детей интерес к загадкам - развивать логическое мышление, способность рассуждать - формировать умение составлять небольшие сказки, чѐтко и логично излагать сюжетную линию, подбирать ключевые слова и выражения - продолжать формировать грамотную, красивую, образную речь - продолжать развивать основные формы мышления - формировать умение выделять основные признаки предметов |
«Покормите птиц зимой!» | 1.Чтение стихотворения. 2. Рассматривание и обсуждение мнемоквадратов к стихотворению, коллективное составление мнемотаблицы. 3.Рассказывание стихотворения с опорой на мнемотаблицу. | ||
Заяц зимой | 1.Игра «Назови лишнее слово». 2.Игра «Зайки». 3.Чтение детям рассказа Е.И.Чарушина «Заяц», обсуждение содержания по вопросам. 4. Повторное чтение, а затем - пересказ детьми с опорой на картинки. | ||
февраль | Расскажи мне о животных | 1.Игра «Запомни движение». 2.Демонстрация карточек с изображением животных. 3.Разгадывание загадок о животных. 4.Обсуждение мнемотаблицы «Описание животных». 5.Составление рассказа о животном с опорой на мнемотаблицу. | - формировать умение внимательно слушать взрослого, удерживать своѐ внимание - продолжать развивать различные формы мышления - продолжать способствовать формированию грамотной, связной речи, богатой эпитетами и образными выражениями - продолжить формировать умение составлять небольшие рассказы на заданную тему - продолжать развивать мелкую моторику |
«Медвежий сон» | 1.Игра «Скажи наоборот». 2.Чтение детям стихотворения А.Костакова «Медвежий сон», обсуждение. 3.Совместное с детьми составление мнемотаблицы к стихотворению. 4.Рассказывание детьми стихотворения с опорой на мнемотаблицу. | ||
Февраль. | 1.Игра «Доскажи словечко». 2.Беседа «Какими должны быть настоящие солдаты?» 3.Чтение и обсуждение стихотворения С.Маршака «Февраль». 4.Рассматривание мнемотаблицы к стихотворению. 5.Рассказывание стихотворения с опорой на мнемотаблицу. | ||
Весна идѐт! | 1.Разговор о весне, первых признаках. 2.Чтение и обсуждение стихотворения И.Токмаковой «Весна», обсуждение. 3.Составление мнемотаблицы к стихотворению из предложенных мнемоквадратов. 4. Рассказывание детьми стихотворения с опорой на получившуюся мнемосхему | ||
март | «Фиалка» | 1.Разгадывание загадок о весне. 2.Демонстрация мнемотаблицы и обсуждение каждого мнемоквадрата с детьми. 3.Чтение детям стихотворения Е.Серовой «Фиалка». 4.Соотнесение слов стихотворения и мнемоквадратов. 5. Рассказывание стихотворения с опорой на мнемотаблицу. | - активизировать словарь детей на заданные темы - продолжать развивать у детей основные формы мышления -способствовать укреплению интереса детей к устному народному творчеству (в частности, к пословицам и загадкам) - обогащать и развивать речь детей - продолжать формировать интерес и внимательное отношение детей к художественному слову - продолжать формировать навык связного и логичного построения текста - отрабатывать правильное использование в речи местоимений и прилагательных |
Женский праздник | 1.Игра «Дорисуй картинку». 2.Чтение детям стихотворения С.Ивановой «О маме», обсуждение. 3.Коллективное составление мнемосхемы. 4.Рассказывание стихотворения с использованием мнемосхемы. | ||
Составление рассказа о весне с опорой на мнемотаблицу. | 1.Беседа «Весна - какая она?» 2.Рассматривание мнемосхемы «Весна». 3.Составление рассказа о весне с использованием мнемотаблицы. | ||
«Машенька и медведь» | 1.Чтение и обсуждение русской народной сказки «Машенька и медведь», выделение главных героев и основных событий. 2.Демонстрация детям мнемотаблицы по сказке, обсуждение. | ||
апрель | «Машенька и медведь» | 1.Чтение сказки. 2.Коллективное составление мнемотаблицы из мнемоквадратов. 3.Пересказ сказки с использованием мнемотаблицы. | - упражнять детей в подборе синонимов к словам - продолжать развивать основные формы мышления, воображение и внимание - продолжить формировать грамотную и связную речь - активизировать словарь детей на тему весны - продолжать формировать навык пересказа по опорным картинкам - продолжать формировать навык выступления перед аудиторией - формировать умение работать в парах, с уважением относиться к чужому мнению, уметь отстаивать свою позицию - продолжать развивать мелкую моторику |
День космонавтики | 1. Беседа на тему Дня космонавтики. 2.Пальчиковая гимнастика. 3.Демонстрация мнемотаблицы, обсуждение символов. 4. Чтение детям стихотворения В.Степанова «Космонавт», сопоставление текста с мнемотаблицей. 5.Повторное чтение. 6.Рассказывание детьми стихотворения с опорой на мнемотаблицу. | ||
Апрель! Апрель! | 1.Беседа об апреле. 2.Чтение детям стихотворения С.Я.Маршака «Апрель, апрель!», обсуждение. 3.Рассматривание мнемотаблицы к стихотворению. 4.Рассказывание детьми стихотворения с опорой на мнемотаблицу. | ||
Раки | 1.Пальчиковая гимнастика. 2.Чтение и обсуждение рассказа Е.Пермяка «Раки». 3.Повторное чтение. 4.Пересказ рассказа по опорным картинкам. | ||
май | «Кокон» | 1.Беседа о красоте окружающего мира. 2.Чтение детям стихотворения Э.Успенского «Кокон», обсуждение. 3.Коллективное составление мнемосхемы к стихотворению. 4.Рассказывание стихотворения по мнемосхеме. | - продолжать развивать различные формы мышления, воображение и память детей - способствовать формированию патриотизма, гордости за нашу страну - продолжать формировать навык работы в паре - продолжать формировать навык следования инструкциям - закреплять навык логически точно выстраивать свои высказывания |
День Победы. | 1.Беседа с детьми о Дне Победы. 2.Чтение и обсуждение стихотворения Н.Майданика «День Победы». 3.Составление мнемотаблицы к стихотворению. 4.Рассказывание стихотворения по мнемотаблице. | ||
«Ярко солнце светит» | 1. Игра «Кто что нарисовал». 2.Чтение детям стихотворения И.Сурикова «Ярко солнце светит», обсуждение текста. 3.Коллективное составление мнемосхемы к стихотворению. 4.Рассказывание стихотворения с опорой на мнемосхему. | ||
Занятие-обобщение | 1.Игра «Кто что нарисовал». 2.Коллективное составление мнемосхемы «Скоро лето!» 3.Перерисовывание детьми мнемосхемы в тетради. |
2.3 Вариативные формы, способы, методы и средства реализации программы.
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
• словесный (беседа, рассказ, сказка, объяснение, описание, поощрение, убеждение, использование скороговорок, пословиц и поговорок).
• наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.).
• практический (самостоятельное и совместное выполнение поделки).
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:
• фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися.
• индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы.
• групповой – организация работы в группах.
• индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
Условия реализации программы:
Систематическое проведение занятий в групповой форме.
Обеспечение индивидуального и дифференцированного подхода.
Создание условий для самостоятельной деятельности детей.
Сотрудничество педагога с семьей.
Формы реализации программы:
Реализация программы предполагает осуществление специально организованных занятий, в процессе которых дети получают знания, умения, навыки по изучаемым темам.
Форма занятий:
тематическая совместная деятельность.
Структура занятия:
• Организационный этап:
*Создание эмоционального настроя в группе
*Упражнения и игры с целью привлечения внимания детей
*Сообщение темы.
• Практический этап:
*Анализ изображаемого (натуры, образца, напоминание об увиденном ранее, чтение текста. Беседа с детьми.)
*Показ этапов работы *Использование полученных навыков на практике
•Рефлексивный этап:
*Обобщение полученных знаний
*Подведение итогов
*Прощание.
2.4 Сотрудничество с семьями воспитанников.
Для достижения положительных результатов в речевом развитии ребёнка невозможно ограничиться только работой, проводимой в стенах дошкольной организации. Родители – самые заинтересованные и активные участники воспитательно – образовательного процесса. Для информации родителей оформляются информационно – наглядный материал, проводятся семинары - практикумы, консультации, совместные с детьми занятия. Эти формы работы повышают интереса родителей к проблеме развития связной речи посредством приемов мнемотехники. Родители принимают участие в изготовлении дидактических игр и демонстрационного материала
2.5 Система педагогического наблюдения (мониторинга) достижения детьми планируемых результатов освоения программы.
Реализация Программы предполагает оценку индивидуального развития детей. Такая оценка производится в рамках педагогического наблюдения и мониторинга.
Педагогическая диагностика проводится два раза в год в сентябре на вводном занятии и в мае. Уровень развития мелкой моторики, сформированности восприятия.
Игра «Проведи линии».
Игровое задание: «Проведи линию внутри дорожки, не отрывая карандаш от бумаги»
- Диагностика сформированности сенсорного восприятия. Игра «Нарисуй по точкам».
Игровое задание: «Нарисуй рядом с изображенной фигурой точно такую же по точкам. Будь внимателен»
- Уровень сформированности внимания. Игра «Зашей коврик».
Игровое задание: «Обведи из шести квадратиков тот, который закроет дыру на ковре»
- Диагностика умения сосредотачиваться, уровня развития кратковременной памяти.
Игровое задание: «До тех пор, пока я не скажу стоп, заполни каждую фигурку по образцу сверху»
- Характер логических связей и отношений между понятиями.
Игра «Зрительные аналогии».
Игровое задание: «Посмотри внимательно, какая фигура должна стоять вместо знака вопроса, обведи ее».
Ф.И. ребенка | Уровень развития мелкой моторики, сформированности восприятия | Уровень сформированности сенсорного восприятия | Уровень сформированности внимания | Умение сосредотачиваться, Уровень развития кратковременной памяти | Хорактер логических связей и отношений между понятиями | Результат | ||||||
с | м | с | м | с | м | с | м | с | м | с | м | |
Условные обозначения: с- сентябрь, м- май
Критерии оценки:
1 балл – ребенок отвечает или воспроизводит те или иные действия вместе со взрослым или по его показу;
2 балл – у ребенка имеется определенный объем знаний, но он нуждается в помощи взрослого;
3 балла – ребенок применяет то, что он знает и умеет самостоятельно это использовать.
Подсчет результатов по горизонтали:
1 – 5- низкий уровень, 6 – 10 - средний уровень, 11- 15- высокий уровень
Подсчет общего результата* по вертикали:
1 – 1,5 – низкий уровень 1,6 – 2,4 - средний уровень, 2,5 – 3 – высокий уровень
*- среднее арифметическое число (сложить сумму по вертикали и разделить на количество детей).
3. Организационный раздел.
3.1 Учебный план работы по программе.
Название программы | Количество занятий в неделю | Количество занятий в месяц | Количество занятий в полгода/год |
«Развитие связной речи посредством мнемотехники» | 1 | 4 | 17/34 |
3.2.Организация занятий по программе.
Программа рассчитана на 1 года обучения. Занятия по данной программе проводятся 4 раза в месяц во второй половине дня.
Продолжительность занятия в подготовительной группе (6 - 7 лет) - до 30 мин.
При проведении занятий педагогом используются здоровьесберегающие технологии:
1. Дыхательная гимнастика.
2. Гимнастика для глаз, кистей рук, и мышц тела.
3. Положительные эмоции (ободрение, похвала).
4. Подвижные игры.
5. Физкультминутки.
3.3. Виды и формы работы:
1. Ассоциативные цепочки, когда устанавливается сходство между запоминаемым предметом и давно знакомым;
2. Метод ключевых слов помогает запомнить цепочку информации (текст). При этом ключевые слова должны отражать смысл отрывка и быть логически связаны между собой. Таким образом, формируется некий костяк текста, содержание и форму которого можно воспроизвести, восстанавливая в памяти цепочку ключевых слов.
3. Перекодирование информации (что означает тот или иной символ);
4. Крокировка (зарисовка текста символами);
5. Использование различных приемов для запоминания.
6. Использование мнемотаблиц - как основу, а также, картины иллюстрации, игрушки для составления пересказа различной формы.
7. Разучивание и декламация стихов.
8. Подвижные игры.
9. Логоритмика, дыхательная гимнастика.
10. Пластические этюды.
11. Диалог с игрушкой
12.Драматизация, что способствует устранению психологического барьера у детей, повышение самооценки, значимости.
3.4 Структура занятий:
1. Приветствие.
При выборе тематики занятия, учитывается уровень развития детей, их мотивация, интересы, соотнесенность образовательной познавательной деятельности.
2.Работа с мнемотаблицей строится по следующему принципу:
- Рассматривание мнемотаблицы.
- Перекодирование информации.
- Воспроизведение таблицы по памяти.
3. Заключительная часть - релаксация. Снятие мышечного и интеллектуального напряжения
3.5. Материально - техническое обеспечение
Оборудование и инструменты:
Столы, стулья для занятий; картотека мнемодорожек, мнемотаблиц; коллажи к сказкам; листы; карандаши; художественные произведения; «Алгоритм» описания игрушки, времен года.
3.6 Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды.
В организации развивающей предметно-пространственной среды учитываются принципы, указанные в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. N 1155)
1) Насыщенность среды соответствует возрастным возможностям детей и содержанию Программы. Организация образовательного пространства и разнообразие материалов обеспечивает:
игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (разные виды бумаги); двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением; возможность самовыражения детей.
2) Трансформируемость пространства - возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей;
3) Полифункциональность материалов - наличие в группе полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).
4) Вариативность среды - наличие в группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
5) Доступность среды - свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности; исправность и сохранность материалов и оборудования.
6) Безопасность предметно-пространственной среды - соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.
3.7 Программно - методическое обеспечение
1.Большова, Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. СПб., 2005.
2.Омельченко Л.В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи / Логопед. 2008. №4. С.102 -115.
3.Полянская Т.Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста, Детство-Пресс, Санкт-Петербург, 2010г.
4.Розова Ю.Е., Коробченко Т.В.: Развиваем речь. Тренируем память. Использование приемов мнемотехники в работе логопеда
5.Ткаченко Т.А. Использование схем в составлении описательных рассказов / Дошкольное воспитание.1990. №10. С.16-21.
6.Чепурной Г. А. «Мнемотехника: технология эффективного усвоения информации в условиях современного образования». [учебно-методическое пособие] / Чепурной Г. А. - М.: Основа, 2013. -148с.
3.9 Литература в помощь родителям.
Большева Т.В. Учимся по сказке: Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники: Учебно – методическое пособие. СПб: Детство – Пресс, 2011
Максаков А.И. Развитие правильной речи ребёнка в семье – М.: Мозаика-Синтез, 2011
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА социально – педагогической направленности «Школа раннего развития «Росток»»
рабочая программа...
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа Социально - педагогического направления Обучение чтению и письму «Школа Букваря»
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа социально - педагогического направления Обучение чтению и письму «Школа Букваря». Предлагаемая программа расс...
Конспект для детей подготовительной группы по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе Социально педагогической направленности «Умницы и умники» Занятие: «Знакомство со звуком [А]»
Конспект НОД для детей подготовительной группы по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе cоциально педагогической направленности «Умницы и умники».Занятие: «Зна...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Успешный старт» по психолого-педагогической подготовке детей-инвалидов 5-7 лет к школе
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Успешный старт» по психолого-педагогической подготовке детей-инвалидов 5-7 л...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально – педагогической направленности «Школа будущего первоклассника». Методическая разработка
данная программа предусматривает дифференцированный подход к обучению, учет индивидуальных психофизиологических особенностей воспитанников. Использование традиционных и современных приемов обучения по...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально - педагогической направленности "Скоро в школу" 5-6 лет
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально - педагогической направленности "Скоро в школу" 5-6 лет...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально - педагогической направленности "скоро в школу" 6 - 7 лет
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально - педагогической направленности "скоро в школу" 6 - 7 лет...