Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности по сенсорному развитию «Бусинки» для детей группы раннего возраста
рабочая программа

Насибуллина Надежда Алексеевна

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

социально-педагогической направленности

по сенсорному развитию 

«Бусинки»

для детей группы раннего возраста

№ 2

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2_gruppa_novyy_variant_kruzhka.docx51.76 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида №26 «Буратино» г. Белебея

муниципального района Белебеевский район Республика Башкортостан

ПРИНЯТО на                                                                                 УТВЕРЖДАЮ

педагогическом совете №1                                                           Заведующий МАДОУ д/с№26 «Буратино» протокол № ___   от _______________г.                                     ___________________ Е.М. Калиниченко

                                                                                                Приказ № ____ от ______________ г.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

социально-педагогической направленности

по сенсорному развитию  

«Бусинки»

для детей группы раннего возраста

№ 2

                              Срок реализации: 1 год

                              Автор-составитель: 

                              Воспитатель Федорова А.А.

                              Насибуллина Н.А.

                                                                

г. Белебей, 2023г.

 

Содержание

 

Страница

I.

Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы 

3 – 8

1.1

 Пояснительная записка 

3

1.2

 Цели и задачи

5

1.3

 Содержание программы

6

1.4

 Планируемые результаты

7

II.

Комплекс организационно-педагогических условий 

9 – 14

2.1

 Календарный учебный график

9

2.2

 Условия реализации Программы

9

2.3

 Формы аттестации и контроля

10

2.4

 Методическое обеспечение дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы (Учебно-методический комплекс)

10

2.5

 Список литературы

14

III.

 Приложение

15 – 23

I. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ

1.1. Пояснительная записка

Направленность программы: социально-педагогическая

Уровень программы: ознакомительный

Программа по сенсорному развитию для детей раннего  дошкольного возраста разработана в соответствии с ФОП ДОУ, в соответствии с ФГОС ДО.

Программа составлена в соответствии с требованиями, предъявляемыми к данному виду учебно-методических и программно-методических документов, и регламентируется следующими нормативно-правовыми документами:

  • Федеральный Закон РФ от 29.12.2012 г. № 273- ФЗ (ред.от 17.02.2023) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп. вступ. в силу с 28.02.2023);
  • Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (далее - Приказ № 629);
  • Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. №678-Р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 г.»;
  • Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года № 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;
  • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи» (далее – СП 2.4.3648-20);
  • Приказ министерства просвещения России от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»;
  • Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».

Реализуемая программа строится на принципе личностно–развивающего и гуманистического характера взаимодействия взрослого с детьми, на важнейшем научно - дидактическом положении JI.C. Выготского: «Правильно организованное обучение ведет за собой развитие». При этом «воспитание служит необходимой и всеобщей формой развития ребенка» (В.В. Давыдов).

Актуальность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы социально-гуманитарной направленности «Бусинки»

           Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирования представлений о важнейших свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положение в пространстве. Период первых трех лет – период наиболее интенсивного психического и физического развития малышей. Успешность умственного, физического, здорового развития ребенка в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития. Огромную роль в развитие сенсорных способностей детей раннего возраста отводиться дидактической игре, так как ребенок практически все в этом мире познает через игру. Дидактические игры выполняют функцию – контроль за состоянием сенсорного развития детей. Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно: - является основой для интеллектуального развития; - упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром; - развивает наблюдательность; - готовит к реальной жизни; - позитивно влияет на эстетическое чувство; - является основой для развития воображения; - развивает внимание; -дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности; - обеспечивает усвоение сенсорных эталонов; 4 - обеспечивает освоение навыков учебной деятельности; - влияет на расширение словарного запаса ребенка; - влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти. Таким образом, актуальность заключается в том, что познание человеком окружающего мира начинается с «живого созерцания», с ощущения и восприятия. Известно, что развитие ощущений и восприятий создает необходимые предпосылки для возникновения всех других, более сложных познавательных процессов (памяти, воображения, мышления).                                                                                                                

Развитая сенсорика – основа для совершенствования практической деятельности современного человека. Как справедливо отмечает Б.Г. Ананьев, «Самые далеко идущие успехи науки и техники рассчитаны не только на мыслящего, но и на ощущающего человека». Отличительными особенностями данной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы является то, что в программу включены не только занятия на коррекцию психофизического и эмоционального состояния, но и на развитие зрительно-моторной координации, тактильных ощущений, общей и мелкой моторики.

Адресат программы: данная программа предназначена для работы с детьми раннего дошкольного возраста. Программа обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 2 до 3 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям.

Требования к приему детей: желание заниматься по программе. Приём детей осуществляется на основании письменного заявления родителей (или законных представителей).

Объем и срок освоения программы

Данная программа рассчитана на 1 год обучения (32 часа в год).

        Кружковая деятельность проводится 1 раз в неделю.

Длительность проведения одного занятия 10 минут.

Форма обучения: очная. 

Форма проведения занятий: аудиторная. 

Форма организации деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.

1.2.   Цели и задачи.

Цель: формирование у детей раннего дошкольного возраста восприятия отдельных свойств и предметов: формы, цвета, величины.    

Задачи:

  1. Продолжать развивать устойчивый интерес к сенсорному развитию.
  2.  Развивать цветоразличение, форм восприятие, умение воспринимать величину, группировать, сравнивать и обобщать предметы по этим признакам.
  3. Формировать у детей зрительные способы обследования предметов.
  4. Учить соотносить форму предметов с формой плоскостных изображений и объемных геометрических тел (шар, куб).
  5.  Развивать зрительную реакцию на предметы окружающего мира, замечать их форму, цвет.
  6. Обогащать активный и пассивный словарь детей: учить понимать и использовать в речи слова: «цвет», «такой же», «разный».
  7. Развивать познавательные процессы; развивать мелкую моторику.
  8.  Воспитывать умение играть рядом, не мешая друг другу; формировать умение слушать и понимать инструкции педагога.

1.3. Содержание программы

Содержание рабочей программы включает пять основных блоков:

Блок 1. Цвет

Блок 2. Форма

Блок 3. Величина

Блок 4. Развивающие игры

Блок 5. Логические блоки Дьенеша  

Следует отметить, что

блоки 1, 2, 3 реализуются на каждом занятии,

блок 4 – на тематическом занятии 2 раза в год (по три занятия в октябре и в марте);

блок 5 – одном – двух занятиях в месяц.

 

Учебный план

№ п/п

Виды деятельности

Количество

Время

1.

Педагогический анализ сенсорного развития

4

 40мин

2.

Цвет

11

1 час 50 мин (110мин)

3.

Форма

3

30 мин

4.

Величина

6

1 час (60 мин)

5.

Развивающие игры

5

50 мин

6.

Логические блоки Дьенеша  

7

1 час 10 мин (70 мин)

Итого

36

5.5 часов (330мин)

Во время сенсорного развития детей происходит интеграция таких образовательных областей как «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие» и «Речевое развитие».

Речевое развитие:

• формировать у детей умение согласовать существительные и местоимения с глаголами, составлять фразы из 3-4 слов;

• обогащение словаря: развивать понимание речи и активизировать словарь;

• формировать у детей умение по словесному указанию педагога находить предметы, различать их местоположение, имитировать действия людей и движения животных.

Художественно-эстетическое развитие:

• приобщение к художественной литературы;

• развитие воображения;

• побуждать договаривать и произносить четверостишия уже известных ребенку стихов и песенок;

• воспроизводить игровые действия, движения персонажей.

• побуждать рассматривать книги и иллюстрации вместе с педагогом и самостоятельно;

• реализация самостоятельной творческой деятельности детей.

Познавательное развитие:

  • развитие разносторонних представлений о действительности, наблюдение за явлениями природы, поведением животных;
  • развивать наглядно-действенное мышление в процессе решения познавательных задач;
  • формировать у детей простейшие представления о геометрических фигурах, величине и количестве предметов на основе чувственного познания;

Социально-коммуникативное  развитие:

  • формирование положительных взаимоотношений между детьми в процессе совместной деятельности;
  • развивать игровой опыт ребенка, помогая детям отражать в игре представления об окружающей действительности;

Физическое развитие:

  • поддерживать у детей желание играть в подвижные игры вместе с педагогом в небольших подгруппах;
  •  укреплять здоровье детей средствами физического воспитания, формировать культурно-гигиенические навыки  и навыки самообслуживания, приобщая к здоровому образу жизни.

Таким образом, в процессе создания сенсорного развития дети учатся развитию восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и пр. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание - сенсорные способности составляют фундамент умственного развития. С развитием сенсорики у малыша растет возможность овладения эстетическими ценностями. Уже в дошкольном возрасте дети сталкиваются с многообразием форм, цвета и других свойств предметов, в частности, игрушек и предметов домашнего обихода. Знакомятся они и с произведениями искусства - живописью, музыкой, скульптурой. Каждый ребенок, так или иначе, воспринимает все это, но когда усвоение происходит стихийно, оно часто оказывается поверхностным и неполноценным. Процесс развития сенсорных способностей стоит направлять. В развитии сенсорных способностей важное место занимает усвоение сенсорных эталонов - общепринятых образцов внешних свойств предметов. В качестве сенсорных эталонов цвета выступают семь цветов спектра и их оттенки, в качестве эталонов формы - геометрические фигуры, в качестве эталонов величины - метрическая система мер.

1.4. Планируемые результаты освоения содержания Программы.

Результативность, эффективность программы можно выявить путем наблюдений, мониторинга.

В результате кружковой  работы дети повысят свои знания о сенсорике:

  • Освоение и изучение форм предметов;
  • Ориентироваться в 6 цветах, называть их, подбирать по образцу;
  • Сравнивать, соотносить, группировать однородные предметы по цвету;
  • Составлять целое из 4-х частей разрезных картинок;
  • Ориентироваться в соотношении плоскостных фигур (круг, овал, квадрат, прямоугольник)

Дети будут иметь ПРЕДСТАВЛЕНИЯ:

  • о геометрических фигурах;
  • о разнообразие цветовой гамме;
  • о форме и величине предметов

Дети будут владеть НАВЫКАМИ:

  • сопоставлять предметы;
  • различать цвета, форму, величину:
  • накопления и систематизация представлений об окружающем мире;
  • совершенствование деятельности органов чувств ребенка

II. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ

                                         2.1. Календарный учебный график

Дата начала и окончания учебного года: с 1 сентября по 31 мая.

Количество учебных недель: 36 недель

Количество учебных дней: 36

Сроки контрольных процедур: Входной контроль – сентябрь, промежуточный – декабрь, итоговый – май. Формы контроля основных компетенций обучающихся занимают не более 5 минут основного времени занятия, проводятся в ходе занятия по темам и разделам программы в течение учебного года.

Календарный учебный график представлен в программе в Приложении.

 2.2. Условия реализации программы

2.2.1.  Материально-технические условия: 

Для реализации воспитательно-образовательной деятельности в рамках реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Бусинки» нужны условия, позволяющие педагогически целесообразно и качественно выполнить намеченные разделы программы.

  • Групповая комната вместимостью до 15 человек для проведения занятий с площадью по нормам СанПиН; 
  • рабочий стол педагога 1 комплект; 
  • учебная мебель для обучающихся 5 комплектов; 
  • доска маркерная 1 шт.; 
  • ноутбук с выходом в Интернет 1 шт.; 
  • шкафы для хранения дидактических пособий и учебных материалов;
  • программное обеспечение;
  • звуковая колонка.
  • Дидактические игры на закрепление цвета, формы, велечины
  • Дидактические игры на развитие мелкой моторики
  • Бизиборд
  • Дидактические игры на развитие тактильных ощущений
  • Пальчиковый театр

Пирамидки, кубики, конструктор

  • демонстрационный материал.

Групповая комната соответствует всем требованиям техники безопасности, пожарной безопасности, санитарным нормам: хорошее освещение, периодическое проветривание, допустимая температура воздуха.

2.2.2. Информационное обеспечение: ресурсы информационных сетей по методике проведения занятий.

2.2.3. Кадровое обеспечение: Педагог, работающий по данной программе, должен знать основы сенсорного развития, иметь развитую и грамотную речь.

2.3. Формы аттестации и контроля

В ходе реализации программы ведется систематический учет знаний и умений воспитанников. Для оценки результативности применяются игры и игровые упражнения.

В начале года проводится входящий контроль в форме беседы, игровых упражнений с целью выявления у ребят склонностей, интересов, ожиданий от программы, имеющихся у них знаний, умений и опыта деятельности по данному направлению деятельности. 

Текущий контроль в виде промежуточной аттестации проводится после изучения основных тем для оценки степени и качества усвоения учащимися материала данной программы. Для текущего контроля качества образовательного процесса используются развивающие игры и упражнения.

В конце изучения всей программы проводится итоговый контроль в виде                                        с целью определения качества полученных знаний и умений. 

Формы контроля разнообразны:

  • игры и игровые упражнения на развитие сенсорике, мелкой и крупной моторики.
  • Дидактические игры.
  • беседы.

Критерием оценки программы может также считаться годовой мониторинг участия в конкурсах, фестивалях на различных уровнях (Международном, Федеральном, региональном, муниципальном, учреждения, внутри творческого объединения).

Формы отслеживания результатов: видеозапись, фото, отзыв и др.

Формы предъявления и демонстрации результатов: аналитический материал (справка) по итогам проведения контроля, открытое занятие.

Формы подведения итогов.

Итоги освоения программы подводятся в форме:

Основная форма проверки –посещение занятий, дидактические игры, беседы с детьми.

Результативность и целесообразность работы по программе «Бусинки» выполняется с помощью комплекса диагностических методик: проводятся опрос детей, осуществляется наблюдение и анализ занятий. Формами подведения итогов и результатов реализации программы выступают открытые показы.

2.4. Методическое обеспечение дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы (Учебно-методический комплекс)

2.4.1. Описание методов и приемов обучения

        В ходе реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Бусинки» применяются различные формы, способы методы и приёмы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов, включая способы и направления поддержки детской инициативы.

Основные приемы:

•        игра;

•        метод игровой импровизации;

•        упражнения на расслабление и напряжение мышц;

•        инсценировки;        

•        рассказ;

•        чтение воспитателя;

•        рассказ детей;

•        беседы;

•        разучивание произведений устного народного творчества.

Все методы и приёмы используются в комплексе, чередуются и дополняют друг друга, позволяя помочь детям освоить умения и навыки, развить внимание, память, воображение, творческое воображение.

Формы работы:

  • Дидактическая игра

Дидактическая игра - это активная и (или) интерактивная учебная деятельность по имитационному моделированию изучаемых систем, явлений, процессов.

В процессе работы с детьми предполагается их активное участие в выступлениях,

Правильно подобранные по цвету, форме, величине дидактические пособия имеют большой эмоциональный заряд, определяемый фактурой, пропорциями, гармонией цвета.

игры–экспериментирования:

Дети очень любят экспериментировать. Самым оптимальным вариантом детских экспериментов в детском саду и дома такие материалы как песок и вода.
Игры с водой одно из любимых детских занятий, ознакомление со свойствами воды проходит во время специально организованных игр – занятий под наблюдением воспитателя. Вода возбуждает ребенка, поэтому, вначале необходимо научить его правильному, аккуратному обращению с ней: не плескать через край, не делать резких движений.

Игры с песком очень актуальны в настоящее время и в работе с детьми раннего возраста, так как развивается тактильно – кинестетическая чувствительность и мелкая моторика рук, а также происходит развитие мыслительных операций.

Наблюдения и подвижные игры.

Во время наблюдений в природе дети получают множество впечатлений. Знакомя детей с разнообразными деревьями, необходимо обратить их внимание на то, что стволы некоторых – гладкие (берёза, а у других (ель) – всегда шероховатые. Для того чтобы понять смысл этих слов детям нужно всего лишь дотронуться рукой, погладить ствол.

Большое значение при работе с детьми имеют подвижные игры. Например, при изучении понятий «высокий», «низкий», дети определяли при наблюдениях (дерево высокое и низкое, после объяснений правил игры, затем говорила: «Раз, два, три к высокой берёзе беги!», или «Раз, два, три, к низкой берёзе беги!» - такая игра очень нравится детям, она развивает их мышление, сенсорные способности, даёт возможность поупражнять их в беге и создаёт положительный эмоциональный настрой.

          Методы обучения: словесный, наглядный практический; объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый; игровой, дискуссионный.

Методы воспитания: убеждение, поощрение, упражнение, мотивация.

Ведущие методы деятельности: игровая, исследовательская деятельности, командные игры, беседа, рассказ, иллюстрация, соревнования, поощрения, рефлексивные методы.

Организационные формы обучения:

  1. Фронтальные;
  2. Групповые;
  3. Индивидуальные.

Формы проведения занятий. В ходе реализации программы исследующие формы организации занятий: игра, проблемная ситуация, групповая и парная работа, тренировочные упражнения, чтение и обсуждение текстов, встречи с работниками театра, дистанционная работа (используется электронная почта и система Сферум)

2.4.2. Образовательные технологии.

  •  Информационно-коммуникативные;
  •  Технология развивающего образования;
  •  Личностно-ориентированного обучения;
  •  Здоровьесберегающие технологии.

Здоровьесберегающие технологии:

  • дыхательная гимнастика
  • артикуляционная гимнастика
  • пальчиковые игры со словами
  • гимнастика для глаз
  • физкультминутка, динамические паузы.

2.4.3. Общая структура работы сенсорного кружка

  1. Речевая разминка. 

 Цель: развитие речевого дыхания; формирование умения управлять своим голосом, развитие дикции.

 Упражнения на развитие речевого дыхания.

Дикционные упражнения (скороговорки, чистоговорки, считалки т. д.). Дидактические игры.

2. Новая информация.

Беседы – диалоги.

3. Физкультминутка

5. Подведение итогов. Анализ деятельности детей.

Занятия сопровождаются познавательными моментами, побуждающими у детей интерес к работе (загадки, стихи, сказки, пословицы, поговорки). Программа предполагает использование различных видов деятельности: игровой и продуктивной. Каждый ребёнок занимается в соответствии со своими возможностями.

2.5 Список используемой литературы.

  1. Методическое пособие Сенсорное развитие детей аннего дошкольного возраста. Методическое пособие. Творческий центр Сфера. -М., 2012
  2. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. Книга для воспитателя детского сада /Л.А.Венгер, Э.Г.Пилюгина, Н.Б.Венгер/ Под ред. Л.А. Венгера. – М.: Просвещение, 1988.
  3. Интернет ресурсы.
  4. Борисенко, М. Г., Наши пальчики играют (Развитие мелкой моторики). [Текст] /М.Г.Борисенко, Н.А.Лукина – СПб.: «Паритет», 2002.
  5. Высокова, Т. В. Сенсомоторное развитие детей раннего возраста: программа, конспекты занятий. [Текст] / Т.В.Высокова. – Волгоград:
  6. Колосс, Г. Г. Сенсорная комната в дошкольном учреждении:
  7. Кочетова, Н.П. Играем с малышами: игры и упражнения для детей раннего возраста: пособие для воспитателей и родителей. / Н.П.Кочетова, Г.Г.Григорьева, Г.В. Груба. – М.: Просвещение, 2007.
  8. Лыкова, И. А. Дидактика в природе: Игры с цветом, сенсорное развитие. [Текст] / И.А.Лыкова. – М.: Издательство «Карапуз», 2006. – 19 с.
  9. Маханева, М.Д. Игровые занятия с детками от 1 до 3 лет. Методическое пособие для преподавателей и родителей. [Текст] / М.Д.Маханева, С.В.Рещикова. – М.: Издательство: ТЦ Сфера,  2008. – 96 с.
  10. Монтессори, М. Помоги мне сделать это самому / Сост., вступ. статья М
  11. В. Богуславский, Г. Б. Корнетов. [Текст] / М.Монтессори. – М.:

III. Приложение

Календарный учебный график

Тема

Дата

Проведено по

факту

Время

Кол-во часов

Цель

Форма занятия

Место проведе-

ния

Сентябрь

1

Оценка результатов

Сенсорного

Развития

05.09.2023

16.00 – 16.10

1

Выявить знания детей в области сенсорных эталонов цвета, формы посредством дидактического материала на начало года.

Игры и игрушки в сенсорном уголке

Группа №2

2

«Игры с пирамидками»

12.10.2023

16.00 – 16.10

1

Учить детей чередовать предмет по величине.

Пирамидка из 3-4 колец

Группа №2

3

«Нарядим солнышко»

19.09.2023

16.00 – 16.10

1

Развитие сенсорного восприятия, формирование зрительно моторной координации на основе действий с предметами.

Изображение солнца с «открытыми глазами», лучики по цвету и бантики

Группа №2

4

«Красный, желтый, зеленый»

26.09.2023

16.00-16.10

1

Учить различать, называть и показывать картинки по цвету предметов, развивать сенсорные способности детей.

Изображение предметов (игрушки, цветы, одежда разных цветов

Группа №2

Октябрь

5

«Спрячемся от дождика»

03.10.2023

05.10.2023

16.00-

16.10

1

Воспитывать умение у детей группировать предметы по цвету и по форме.

Изготавливаются геометрические фигуры и рисунки разноцветных зонтиков, геометрические фигуры разных цветов.

Группа №2

6

«Волшебное поле»

10.10.2023

12.10.2023

16.00 – 16.10

1

Развитие умения узнавать и называть цвета.

Фланелеграф, три квадрата убывающей величины. Круг с изображением 4 основных цветов, и стрелкой в верху, карточки основных цветов

Группа №2

7

«Большой,

поменьше и маленький» 

17.10.2023

19.10.2023

16.00 – 16.10

1

Определить величину предмета

Набор геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник)

Группа №2

8

«Мамы  и их детеныши»

24.10.2023

26.10.2023

16.00 – 16.10

1

Определять размер предмета в сравнении с образцом и по представлению, упорядочивать предметы по размеру

Резиновые игрушки разных размеров (мамы и детеныши)

Группа №2

Ноябрь

9

«Загадочные пуговк»

07.11.2023

09.11.2023

16.00 – 16.10

1

Развитие умения узнавать и называть цвета. Развитие мелкой моторики пальцев рук

Полотно разделенное на 4 сектора разного цвета, 4 пуговки, соответствующие определенному цвету сектора

Группа №2

10

«Чудесный мешочек»

14.11.2023

16.11.2023

16.00 – 16.10

1

Формировать умение узнавать и называть предметы; развитие речи

Мешочек с предметами разной формы

Группа №2

11

«Составь фигуру»

21.11.2023

23.11.2023

16.00 – 16.10

1

Уточнять представления о форме, цвете, размере, развивать воображение, мелкую моторику

Разрезные картинки

Группа №2

12

«Ленточки для кукол»

28.11.2023

30.11.2023

16.00 – 16.10

1

Учить фиксировать внимание на величине предметов и формировать простейшие приемы установления тождества и различия цвета

Коробка с лентами различной длины и цвета, большие и маленькие куклы

Группа №2

Декабрь

13

«Разложи по коробочкам»

05.12.2023

07.12.2023

16.00 – 16.10

1

Фиксировать внимание детей на цветовые свойства предметов.

Разноцветные коробочки, фигурки желтого и зеленого цветов.

Группа №2

14

«Нанизывание на стержень колец, убывающих по величине».

12.12.2023

14.12.2023

16.00 – 16.10

1

Учить простым действиям с предметами (снимать и нанизывать кольца), обогащать зрительно – осязательный опыт

5 круглых и 5 квадратных бусин на каждого ребенка.

Группа №2

15

«Укрась елочку»

19.12.2023

21.12.2023

16.00 – 16.10

1

Способствовать освоению геометрических фигур как эталонов формы

Геометрические фигуры разной формы

Группа №2

17

«Забавные прищепки»

26.12.2023

28.12.2023

16.00 – 16.10

1

Учить детей правильно брать и открывать прищепку, находить ее местоположение по цвету

Прозрачная емкость, по краю которой наклеены цветные полосы, набор цветных прищепок

Группа №2

Январь

18

«В гостях у куклы Кати»

16.01.2024

18.01.2024

16.00 – 16.10

1

Продолжать учить детей различать геометрическую фигуру (круг), предметы круглой формы

Круглые предметы (колесо, мяч).Разрезные картинки с круглыми предметами

Группа №2

19

«Выбери пуговки»

23.01.2024

25.01.2024

16.00 – 16.10

1

Воспитывать умение группировать предметы по величине

2 коробочки, большая и маленькая, пуговицы разные по величине (большие и маленькие)

Группа №2

20

«Нанизывание бус разной формы»

30.01.2024

01.02.2024

16.00 – 16.10

1

Продолжать учить чередовать предметы по форме, воспитывать желание делать приятное для других (кукол, собачек)

5 круглых и 5 квадратных бусин на каждого ребенка.

Группа №2

Февраль

21

«Веселый грузовик»

06.02.2024

08.02.2024

16.00 – 16.10

1

Формировать представление о форме, величине предметов.

Различные геометрические цветные фигуры (круги, квадраты, большие и маленькие прямоугольники)

Группа №2

22

«Башня»

13.02.2024

15.02.2024

16.00 – 16.10

1

Продолжать ознакомление способом соотнесения предметов по величине (наложение приложение).

Фланелеграф, три квадрата убывающей величины

Группа №2

23

«Палочки цветные»

20.02.2024

22.02.2024

16.00 – 16.10

1

Фиксировать внимание детей на цветовых свойствах игрушек, формировать простейшие приемы установления тождества и различия цвета однородных предметов

Палочки красного, желтого, зеленого, синего

Группа №2

24

«Закрой окошки»

27.02.2024

29.02.2024

16.00 – 16.10

1

Учить детей соотносить предметы по форме и цвету одновременно.

4 домика разных цветов, с вырезанными в них геометрическими фигурами (окошечки).

Группа №2

Март

25

Цветы для мамочки

05.03.2024

07.03.2024

16.00 – 16.10

1

формировать у детей сенсорные эталоны (цвет, форма, размер); развивать умение различать количество предметов: один-много; развивать мелкую моторику рук;

вырезанные из бумаги фигурки цветов и бабочек больших и маленьких размеров

Группа №2

26

«Привяжем к шарику ниточку»

 

12.03.2024

14.03.2024

16.00 – 16.10

1

Группирование предметов по цвету

Разноцветные кружочки (овалы) , палочки таких же цветов.

Группа №2

27

«Матреш

ка»

19.03.2024

21.03.2024

16.00 – 16.10

1

Продолжать учить детей сопоставлять предметы по величине, учить совмещать узор, ориентироваться на слова большая, маленькая, меньше, еще меньше, большая, еще больше, открой, закрой, поставь в ряд

4-х местная матрешка (3 – раскрываются, 1 – нет).

Группа №2

29

«Светофор»  

26.03.2024

28.03.2024

16.00 – 16.10

1

формировать цветовое представление, выработать навык завинчивания крышек. Развивать мелкую моторику рук, сенсорику, связную речь.

Можно использовать упражнения с пробками закручивают пробки от пластиковых бутылок к их горлышкам.

Группа№2

Апрель

30

«Найди подходящую заплатку»

02.04.2024

04.04.2024

16.00 – 16.10

1

Продолжать учить находить идентичные геометрические фигуры(плоскостные и объемные).

Геометрические фигуры

Группа№2

31

«Подбери чашки к блюдцам»

09.04.2024

11.04.2024

16.00 – 16.10

1

Продолжать учить детей различать цвета и использовать названия цветов в речи. Развивать мелкую моторику, внимание

 Наборное полотно, блюдца и чашка разных цветов

Группа №2

32

«Забавные прищепки»

16.04.2024

18.04.2024

16.00 – 16.10

1

Продолжать учить детей правильно брать и открывать прищепку, находить ее местоположение по цвету

Прозрачная емкость, по краю которой наклеены цветные полосы, набор цветных прищепок

Группа №2

33

«Разрезные картинки»

23.04.2024

25.04.2024

16.00 – 16.10

1

Продолжать учить детей собирать целое из частей.

Разрезные картинки из 4-х частей

Группа №2

Май

34

«Цвета и формы»

14.05.2024

16.05.2024

16.00 – 16.10

1

Формировать представление о форме предметов. Учить находить одинаковые предметы

по цвету и форме.

1. Беседа на тему «какого цвета бывает кубик»

Группа №2

35

Оценка результатов

Сенсорного развития

21.05.2024

23.05.2024

16.00 – 16.10

1

Оценить

 Диагностика

Группа №2

36

28.05.2024

30.05.2024

16.00 – 16.10

1

Диагностика

Группа №2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально- педагогической направленности по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста «Я и мой поселок»

Программа составлена по возрастным группам. Она охватывает четыре возрастных периода развития детей: младший возраст 3 – 4года (младшая группа), средний возраст 4 – 5лет(средняя группа), с...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности по ранней профилизации и трудовому воспитанию детей дошкольного возраста

Данная программа апробирована и практикоориентированна. Она направлена на развитие у дошкольников позитивных установок и уважительного отношения к разным видам профессий. Формирование допрофессиональн...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально – педагогической направленности для детей подготовительной к школе группы «РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ПОСРЕДСТВОМ МНЕМОТЕХНИКИ»

Главный инструмент нашего разума - это память. Память - это связь прошлого с настоящим и будущим, процесс сохранения прошлого опыта, дающий возможность его повторного использования. Для развития и эфф...

Программа "Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности по ранней профориентации дошкольников «ПРОФигра в детском саду» Возраст обучающихся: 5-7 лет"

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение  «Центр развития ребенка – детский сад №10 «Аленушка» с.Варны. Принято: на заседании педсовета...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности по развитию мелкой моторики для детей «Веселые пальчики» Возраст обучающихся 3-4 года

Программа описывает курс по развитию мелкой моторики для детей дошкольного возраста 3-4 лет. Продолжительность одного занятия или игры  не должна превышать 15- 20 мин, во вторую половину дня...