Конспект для детей подготовительной группы по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе Социально педагогической направленности «Умницы и умники» Занятие: «Знакомство со звуком [А]»
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Конспект НОД для детей подготовительной группы по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе cоциально педагогической направленности «Умницы и умники».

Занятие: «Знакомство со звуком [А]»

Образовательная область: социально-коммуникативное развитие

Цели: Систематизировать знания воспитанников о гласном звуке и букве А. По средствам кинезиологических упражнений стабилизировать межполушарные взаимодействия (левого и правого полушария). Улучшить мыслительную деятельность, способствовать улучшению памяти и внимания.

 

Задачи:

Образовательные:
- Учить выделять гласный звук [А] и обозначать его буквой.
Развивающие:
- Формирование фонематического слуха и восприятия, звукослогового анализа и синтеза слогов.
- Закрепление понятия «гласный звук».
- Автоматизация звука [А] в слогах, словах, предложениях.
- Развитие мышления на основе отработки операций анализа и синтеза, внимания на основе формирования способности к распределению.
- Развитие кинестетических ощущений, общей, мелкой и артикуляционной моторики.
Воспитательные:
- Формировать положительные установки на участие в занятии, усидчивость.
- Воспитывать доброжелательные отношения в детском коллективе.

 

Оборудование и материалы: Фланелеграф, конверт, письмо от господина Знайки, воздушный шар, картинка с маршрутом, картинка волшебного леса, картинки: лиса, рак, аист, карточки с кинезиологическими упражнениями, музыкальное сопровождение звуки леса, облака из картона 4 штуки, солнышко из картона, схемы слов, квадраты красного цвета, коробка, записка, ключ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД для детей подготовительной группы

по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе

Социально педагогической направленности

«Умницы и умники»

Занятие: «Знакомство со звуком [А]»

Составила: воспитатель

МБДОУ МО «Янтарного городского округа»

«Д/с № 2 «Ветерок»

Злобина Анастасия Олеговна

пгт.Янтарный

2020г.

Конспект НОД для детей подготовительной группы по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе cоциально педагогической направленности «Умницы и умники».

Занятие: «Знакомство со звуком [А]»

Образовательная область: социально-коммуникативное развитие

Цели: Систематизировать знания воспитанников о гласном звуке и букве А. По средствам кинезиологических упражнений стабилизировать межполушарные взаимодействия (левого и правого полушария). Улучшить мыслительную деятельность, способствовать улучшению памяти и внимания.

Задачи:

Образовательные:
- Учить выделять гласный звук [А] и обозначать его буквой.
Развивающие:
- Формирование фонематического слуха и восприятия, звукослогового анализа и синтеза слогов.
- Закрепление понятия «гласный звук».
- Автоматизация звука [А] в слогах, словах, предложениях.
- Развитие мышления на основе отработки операций анализа и синтеза, внимания на основе формирования способности к распределению.
- Развитие кинестетических ощущений, общей, мелкой и артикуляционной моторики.
Воспитательные:
- Формировать положительные установки на участие в занятии, усидчивость.
- Воспитывать доброжелательные отношения в детском коллективе.

Оборудование и материалы: Фланелеграф, конверт, письмо от господина Знайки, воздушный шар, картинка с маршрутом, картинка волшебного леса, картинки: лиса, рак, аист, карточки с кинезиологическими упражнениями, музыкальное сопровождение звуки леса, облака из картона 4 штуки, солнышко из картона, схемы слов, квадраты красного цвета, коробка, записка, ключ.

Ход занятия:

Воспитатель: Здравствуйте ребята! Я очень рада видеть Вас на нашем занятии! Дети на почту нашего детского сада пришло письмо и оно адресовано вашей подготовительной группе «Радуга». Я зачитаю вам письмо вслух.

«Здравствуйте ребята! Пишет вам директор школы господин Знайка. Моя школа находится в чудесном городе, который носит название Знайгород. Здесь живут самые умные и ученые коротышки. Мы очень любим, учиться и читать. Я знаю, что вы тоже скоро пойдете в школу. Я хочу пригласить вас в удивительное путешествие по волшебным дорожкам знаний, которые приведут вас в мою «Знай школу». Но попасть в наш город не просто, я прислал вам маршрут, по пути вам надо будет выполнять задания. Если вам удастся выполнить все задания, то вы получите ключ от, «Знай школы».»

Воспитатель: Ребята вы хотите отправиться в путешествие?

Дети: да.

Воспитатель: В добрый путь! Ребята давайте закроем глазки и представим, что мы идем по дорожкам волшебного леса (звуковое сопровождение «шум леса», шум дождя). Ребята вы слышите? Пошел дождь, давайте создадим ветерок и прогоним тучки (на фланелеграфе висят тучки из картона и солнышко, по мере того как дети будут выполнять дыхательное упражнение, воспитатель будет убирать тучки с фланелеграфа).

Дети выполняют дыхательное упражнение. Исходное положение – сидя за столом. Дети делают вдох через нос, а длинный выдох через рот (губы трубочкой), как бы пытаясь сдуть тучки. Далее дети делают глубокий вдох через нос и короткий выдох через рот 5 раз.

Воспитатель: молодцы ребята тучки прогнали!

Перед ребятами открывается солнышко, на котором написана буква А.

Воспитатель: Ребята посмотрите это буква А, звук [А]. Ребята давайте вспомним: звуки мы слышим и говорим, а буквы пишем и видим. Дети давайте все вместе произнесем звук [А]. Ребята когда мы произносим звук А то губы находятся в свободном состоянии, рот широко открыт, язычок спокойно лежит во рту, горлышко «гудит» (прикладываем ладошку к горлышку и проверяем), воздух спокойно выходит изо рта ему ничего не мешает, его можно пропеть, протянуть. Поем, тянем.

На фланелеграф вывешивается картинка волшебного леса на которой изображен аист, лиса, рак. (Приложение № 1 )

Воспитатель: дети назовите предметы. Назовите звук, который слышится в каждом из этих слов. Назовите слова еще раз, произнося звук [А] более протяжно.

На фланелеграф вывешиваются схемы слов.

Воспитатель: Дети слова, которые вы называли, обозначены прямоугольниками. Звук [А] в них изображен красным квадратом, так в дальнейшем будут обозначаться все гласные звуки. Звук [А] гласный звук, так как его можно пропеть. Назовите предметы, в которых звук [А] находится в начале. Назовите предмет, в названии которого звук [А] находится в середине.

Назовите предмет, в названии которого звук [А]  находится в конце. Составьте схемы слов самостоятельно.

Дети составляют схемы слов.

Воспитатель: Молодцы ребята! Давайте еще раз повторим звук [А] гласный, в схеме слова он обозначается красным квадратом. Ребята посмотрите, фея волшебного леса подарила нам воздушный шар. Скажите дети, звук [А] в слове шар находится в начале, посередине или в конце?

Ответы детей: в середине.

Воспитатель показывает детям воздушный шар, на котором есть отметка, черный круг. Дети смотрят на точку, голова не двигается.

Воспитатель: Дождик, дождик, пуще лей.

(Воспитатель, поднимает воздушный шар вверх. Дети следят за отметкой на воздушном шар, не поворачивая головы).

Капай, капель не жалей.

(Воспитатель поднимает воздушный шар вниз. Дети следят за отметкой на воздушном шар, не поворачивая головы).

Только нас не замочи.

(Дети делают круговые движения глазами следя за отметкой).

Зря в окошко не стучи.

Воспитатель: А теперь ребята давайте посмотрим на букву А.

Детям раздаются листки с изображение печатной большой буквы А.  Дети указательным пальцем обводят букву. (Приложение № 2).

Дети вытягивают правую руку перед, собой указательным пальцем в воздухе стараются написать букву А. Дети опускают правую руку. Далее дети вытягивают левую руку перед собой указательным пальцем пишут букву А. Дети опускают левую руку. Дети поднимают две руки, произнося звук [А], одновременно двумя руками пишут в воздухе букву А.

Воспитатель: Молодцы ребята! Вы очень хорошо справляетесь со всеми заданиями. А теперь давайте поиграем с вами в игру «хлопни в ладоши, если услышишь звук [А]: сом, кот, рак, азбука, ананас, индюк, рыба, овощ, туфли, тапки, бант, бинт.  

Игра «Где звук?» (в начале, в середине или в конце слова)

Аист, туча, автобус, глина, река, камень, танк, труба, тайна, мышка, зима, рак, клад, луна, парк?

Дети выполняют телесное упражнение «Перекрестное марширование». Дети шагают, высоко поднимая колени попеременно касаясь правой и левой рукой по противоположной ноге. Делают 6 пар движений. Затем шагают касаясь рукой одноименного колена. Делают 6 пар движений. Заканчивают касаниями по противоположной ноге.

Воспитатель: ребята давайте послушаем стих про букву А И.Блюмкина

«А» шагает по дорожке,

Широко расставив ножки,

Буква может убежать-

Нужно ноги ей связать.

Дети выполняют упражнения на межполушарное взаимодействие. Каждому ребенку раздается лист с заданием. Задачей является сначала правой рукой, указательным пальцем провести линию до буквы А, затем левой рукой указательным пальцем, провести извилистую линию до буквы А. В завершении двумя руками одновременно провести линии до буквы А. (Приложение № 3).

Дети выполняют пальчиковую гимнастику:

Девочки и мальчики,

Тренируем пальчики!

Раз,два,три,четыре,пять –

Дружно будем мы играть

Две палочки, как ножки,

Шагают по дорожке.

Третью палочку несут.

Буква А уж тут как тут.

(Приложение № 4)

Воспитатель: Ребята скажите, с каким звуком вы сегодня познакомились?

Ответы детей: звук А.

Воспитатель: Каким цветом в схеме слова будет обозначаться звук [А]?

Ответы детей: красным цветом.

Воспитатель: правильно ребята, потому что звук [А] гласный. Ребята вы справились со всеми заданиями! Скажите, вам понравилось путешествие?

Ответы детей: да.

Воспитатель: Слышите ребята? Кто - то стучит в дверь нашей группы.

Воспитатель открывает дверь, младший воспитатель приносит посылку от директора школы господина Знайки. Дети вместе с воспитателем открывают ее и достают ключ от школы.

Воспитатель читает записку: «Ребята вы с достоинством прошли все задания, ваше желание учиться и трудолюбие меня очень порадовало. Я дарю вам этот волшебный ключ и жду вас теперь у себя в школе, на следующем занятии! До встречи!» Ребята наше путешествие подошло к концу.


Приложение 1.

АИСТ.jpgЛИСА.jfif

РАК.png

ЛЕС.jpg


Приложение № 2

буква а.jpg


Приложение № 3.

А.png


Приложение № 4

A пальчиковая гимнастика.png


Список используемой литературы:

1. Е.В Колесникова. Развитие звуко - буквенного анализа у детей 5-6 лет. Учебно - методическое пособие.

2. А.В Семинович. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте.

3. О.А Новиковская. Пальчиковая азбука.

Интернет ресурсы:

https://docviewer.yandex.ru Сборник кинезиологических упражнений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Выразительное чтение» для детей 5-7 лет

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности  «Выразительное чтение»  для детей 5-7 лет ....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально–педагогической направленности «Умники и умницы»

Программа «Умники и умницы»  представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для воспитанников 5-7 лет и позволяет систематизировать у них знания, сформировать обобщенные спо...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «Умники и умницы»

Пояснительная записка         Дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая программа«Умники и умницы» имеет социально-педагогическую нап...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа. Социально педагогической направленности «Умницы и умники»

СОДЕРЖАНИЕ   1.Пояснительная записка  …………………………………........................3  2. Содержан...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Успешный старт» по психолого-педагогической подготовке детей-инвалидов 5-7 лет к школе

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Успешный старт» по психолого-педагогической подготовке детей-инвалидов 5-7 л...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Социально-педагогической направленности «От звука к букве»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа«От звука к букве» имеет социально-педагогическую направленность направленность и реализуется в рамках модели «…&ra...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально – педагогической направленности для детей подготовительной к школе группы «РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ПОСРЕДСТВОМ МНЕМОТЕХНИКИ»

Главный инструмент нашего разума - это память. Память - это связь прошлого с настоящим и будущим, процесс сохранения прошлого опыта, дающий возможность его повторного использования. Для развития и эфф...