Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа Социально - педагогического направления Обучение чтению и письму «Школа Букваря»
рабочая программа по обучению грамоте (подготовительная группа)
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа социально - педагогического направления Обучение чтению и письму «Школа Букваря». Предлагаемая программа рассчитана на детей 5 - 7 лет
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
146_shkola_bukvarya.docx | 78.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа
Обучение чтению и письму «Школа Букваря»
Возраст обучающихся 5 – 7 лет
срок реализации программы: 9 месяцев
Содержание
I. Комплекс основных характеристик программы | 3 |
1.1. Пояснительная записка | 3 |
1.2. Цель и задачи программы. | 7 |
1.3. Содержание образовательной программы. | 8 |
1.4. Планируемые результаты | 21 |
II. Комплекс организационно-педагогических условий | 22 |
| 22 |
| 28 |
| 29 |
| 29 |
| 31 |
III. Список литературы. | 35 |
Приложение | 36 |
I. Комплекс основных характеристик программы.
1.1. Пояснительная записка
Введение предшкольного образования направлено на создание более благоприятных условий для полноценного развития детей, качественной подготовки их к обучению в школе, благополучие семьи.
Готовность к школьному обучению рассматривается как два основных блока: общая готовность, включающая в себя физическую, личностную и интеллектуальная и специальная, состоящая из подготовки детей к усвоению курса начальной школы. Новый социальный статус предъявляет серьёзные требования к физическому и психическому здоровью ребёнка. Уровень готовности ребёнка к усвоению социальных знаний, умений и навыков, предусмотренных программой начального обучения достаточно высок, но может быть достигнут при взаимодействии трёх звеньев государственной системы общего образования: дошкольной, предшкольной и начальной школьной.
Программа разработана в соответствии с учетом особенностей образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов воспитанников, имеет социально – гуманитарную направленность. Определяет цель, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса на ступени дошкольного образования с нормативно – правовой документацией:
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Санитарными правилами «Санитарно - эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» 2.4.3648 - 20 и санитарными правилами и нормами 1.2.3685 – 21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ» от 18.11.2015 года № 09-3242;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» от 09.10.2018 года № 196;
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30.09.2020 №533 «О внесении изменений в порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
Локальные акты;
Устав муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 146».
Кроме того, учтены концептуальные положения программы по подготовке к школе детей 5-7 лет "Преемственность" Федосова Н.А., Коваленко Е.В., Дядюнова И.А. и др.: М., Просвещение, 2015.
Подготовка детей к школе занимает особое место в системе образования. Это обусловлено сложной адаптацией ребёнка к школе. Школа предъявляет к первокласснику довольно высокие требования. Ребёнок дошкольного возраста должен быть готов не только к новым формам общения. У него должна быть развита мотивационная сфера, где любознательность выступает как основа познавательной активности, сформированы эмоционально - волевые и познавательные сферы психических функций. Будущий первоклассник должен владеть элементарными навыками универсальных учебных действий (УУД) (уметь анализировать объект, выделять признаки предмета; рассматривать объект и составлять его из частей; проводить классификацию объектов; строить речевое высказывание в устной форме и др.), коммуникативными и речевыми компетенциями.
Данная программа направлена на подготовку детей к обучению в школе, осуществляя преемственность между дошкольным и начальным общим образованием. Программа предполагает работу по 2 разделам: Раздел «Речевое развитие и подготовка к обучению чтению» Раздел «Подготовка к обучению письму».
Программа предназначена для детей старшего дошкольного возраста (5 – 7 лет)
Старший дошкольный возраст играет особую роль в развитии ребенка: в этот период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения.
Возраст 5—7 лет характеризуется активизацией ростового процесса: за год ребенок может вырасти на 7—10 см, при этом показатели роста детей подготовительной группы несколько выше, чем у детей шестого года жизни. Изменяются пропорции тела. Совершенствуются движения, двигательный опыт детей расширяется, активно развиваются двигательные способности. Заметно улучшается координация и устойчивость равновесия, столь необходимые при выполнении большинства движений. При этом девочки имеют некоторое преимущество перед мальчиками.
У детей активно развиваются крупные мышцы туловища и конечностей, но все еще слабыми остаются мелкие мышцы, особенно кистей рук. Старший дошкольник технически правильно выполняет большинство физических упражнений. Он способен критически оценить движения других детей, но самоконтроль и самооценка непостоянны и проявляются эпизодически.
Происходят большие изменения высшей нервной деятельности. В течение шестого года жизни совершенствуются основные нервные процессы — возбуждение и особенно торможение. Это благотворно сказывается на возможностях саморегуляции. Эмоциональные реакции в этом возрасте становятся более стабильными, уравновешенными. Ребенок не так быстро утомляется, становится более вынослив психически (что связано и с возрастающей физической выносливостью). Дети начинают чаще по собственной инициативе воздерживаться от нежелательных действий. Но в целом способность к произвольной регуляции своей активности все еще выражена недостаточно и требует внимания взрослых.
Под влиянием воспитания постепенно происходит переход от импульсивного, ситуативного поведения к поведению, опосредованному правилами и нормами. Дети активно обращаются к правилам при регулировании своих взаимоотношений со сверстниками. Формируются социальные представления морального плана, старшие дошкольники уже отличают хорошие и плохие поступки, имеют представление о добре и зле и могут привести соответствующие конкретные примеры из личного опыта или литературы. В оценке поступков сверстников они достаточно категоричны и требовательны, в отношении собственного поведения более снисходительны и недостаточно объективны.
По своим характеристикам головной мозг шестилетнего ребенка приближается к показателям мозга взрослого человека — расширяются интеллектуальные возможности детей. Ребенок не только выделяет существенные признаки в предметах и явлениях, но и начинает устанавливать причинно-следственные связи между ними, пространственные, временные и другие отношения. Дети оперируют достаточным объемом временных представлений: утро—день—вечер—ночь; вчера- сегодня—завтра—раньше—позже; ориентируются в последовательности дней недели, времен года и месяцев, относящихся к каждому времени года. Довольно ориентацию в пространстве и на плоскости: слева—направо, вверху—внизу, впереди—сзади, близко—далеко, выше—ниже и т. д.
Расширяется общий кругозор детей. Детей привлекает широкий социальный и природный мир, необычные события и факты. Их интересуют обитатели джунглей и океанов, космоса и далеких стран и многое другое. Старший дошкольник пытается самостоятельно осмыслить и объяснить полученную информацию. С пяти лет начинается настоящий расцвет идей «маленьких философов» о происхождении луны, солнца, звезд и прочего. Для объяснения детьми привлекаются знания, почерпнутые из фильмов и телевизионных программ: о космонавтах, луноходах, космических путешествиях, звездных войнах.
Дети с живым интересом слушают истории из жизни родителей, бабушек и дедушек. Ознакомление с техникой, разнообразными видами труда, профессиями родителей обеспечивает дальнейшее вхождение ребенка в современный мир, приобщение к его ценностям. Под руководством педагога шестилетки включаются в поисковую деятельность, принимают и самостоятельно ставят познавательные задачи, выдвигают предположения о причинах и результатах наблюдаемых явлений, используют разные способы проверю!: опыты, эвристические рассуждения, длительные сравнительные наблюдения, самостоятельно делают маленькие «открытия».
В старшем дошкольном возрасте возрастают возможности памяти, возникает намеренное запоминание в целях последующего воспроизведения материала, более устойчивым становится внимание. Происходит развитие всех познавательных психических процессов. У детей снижаются пороги ощущений. Повышаются острота зрения и точность цветоразличения, развивается фонематический и звуковысотный слух, значительно возрастает точность оценок веса и пропорций предметов, систематизируются представления детей.
Продолжает совершенствоваться речь. За год словарь увеличивается на 1000—1200 слов (по сравнению с предшествующим возрастом), хотя практически установить точное количество усвоенных слов за данный период очень трудно из-за больших индивидуальных различий. Совершенствуется связная, монологическая речь. Ребенок может без помощи взрослого передать содержание небольшой сказки, рассказа, мультфильма, описать те или иные события, свидетелем которых он был. Правильно пользуется многими грамматическими формами и категориями.
Развивается продуктивное воображение, способность воспринимать и воображать себе на основе словесного описания различные миры, например космос, космические путешествия, пришельцев, замок принцессы, события, волшебников и т. п. Эти достижения находят воплощение в детских играх, театральной деятельности, в рисунках, детских рассказах.
Возрастающая потребность старших дошкольников в общении со сверстниками, в совместных играх и деятельности приводит к возникновению детского сообщества. Сверстник становится интересен как партнер по играм и практической деятельности. Развивается система межличностных отношений, взаимных симпатий и привязанностей. Формирование социального статуса каждого ребенка во многом определяется оценкой его взрослого.
В совместной игре появляется потребность регулировать взаимоотношения со сверстниками, складываются нормы нравственного поведения, проявляются нравственные чувства. Формируется поведение, опосредованное образом другого человека. В результате взаимодействия и сравнения своего поведения с поведением сверстника у ребенка появляется возможность лучшего осознания самого себя, своего Я.
Интерес старших дошкольников к общению со взрослым не ослабевает. Дети активно стремятся привлечь к себе внимание взрослых, вовлечь в разговор. Детям хочется поделиться своими знаниями, впечатлениями, суждениями. Равноправное общение с взрослым поднимает ребенка в своих глазах, помогает почувствовать свое взросление и компетентность. Содержательное, разнообразное общение взрослых с детьми (познавательное, деловое, личностное) является важнейшим условием их полноценного развития.
Программа рассчитана на 9 мес
Режим обучения: 2 занятия в неделю, в месяц - 8 занятия, год – 72 занятий. Занятия начинаются с сентября и заканчиваются в мае.
Академический час составляет 25 минут
Форма обучения – очная
Занятия проводятся с детьми по подгруппам (8 - 10 человек).
возраст | продолжительность 1 занятия | количество занятий в неделю | количество занятий в год |
5-7 лет | 25 мин | 2 | 72 |
Особенности организации образовательного процесса
Формы занятий: игровое занятие, занятие – экспериментирование, проблемное занятие, занятия «открытия» нового знания, рефлексия (занятия повторения, закрепления знаний и выработки умений) комбинированное занятие и др.
Особенностью данной программы является то, что дети не работают по учебникам и тетрадям. На каждом занятии их ждет что-то новое, чего они не ожидают и не могут предугадать. Для работы используются индивидуальные “рабочие листы”, которые состоят из различных заданий и упражнений, направленных не только на изучение буквы или цифры, но и на развитие высших психических функций. Данные “рабочие листы” накапливаются у детей в папках и в дальнейшем образуют “альбом подготовки к школе”.
1.2. Цели и задачи программы
Цель программы:
формирование навыка чтения, слитного чтения, умение проводить звуковой анализ слова, членить предложения на слова (определять количество слов, читать предложения и тексты с пониманием).
Задачи:
- знакомить с буквами русского языка (понятие гласных-согласных, звонких - глухих, парных - непарных, твердых - мягких согласных);
- введение основной смысловой единицы речи – фонемы;
- знакомить с понятиями звук, слог, слово, предложение, текст;
- обучать слоговому чтению, письму по слогам, пересказу, составлению слова из заданных слогов, предложения из заданных слов;
- подготовить руки к письму.
- Развивать коммуникативные способности детей.
Развитие речи и подготовка к обучению чтению.
- Создать условия для участия в коллективном разговоре: задавать вопросы, отвечать на них; последовательно и логично, понятно для собеседников рассказать о факте, событии, явлении;
- формировать навыки доброжелательного общения с собеседником, говорить спокойно, не повышая голоса;
- Формировать умения различать понятия “звук” и “буква”; определять место звука в слове; составлять по образцу небольшие рассказы из опыта, о предмете, по сюжетной картинке, набору картин с фабульным развитием действия.
- Формировать знания о последовательности слов в предложении;
- Формировать знания о выразительных средств языка;
- Формировать знания о буквах русского алфавита.
Подготовка к обучению письму.
- Формировать навыки ориентировки на странице тетради;
- Создать условия для осознания способов выполнения действий;
- Создать условия для овладения знаниями направления и последовательности движений.
Программа направлена на: создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности, формирование художественной культуры как части духовной; приобщение воспитанников к миру искусства; на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей. Программа строится с учетом основных принципов дошкольного образования:
1) полноценное проживание ребенком всех этапов детства, обогащение (амплификация) детского развития;
2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования);
3) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
4) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
5) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
6) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
7) возрастная адекватность образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
1.3. Содержание программы
Раздел «Речевое развитие подготовка к обучению чтению»
Данный раздел решает вопросы практической подготовки детей к обучению чтению, к обучению письму и ведет работу по совершенствованию устной речи. Содержание раздела направлено на общее развитие ребенка, посредством которого создается прочная основа для успешного изучения русского языка.
Среди важнейших задач развития детей дошкольного возраста обучение родному языку — одна их главных. Эта общая задача включает частные такие, как обогащение и активизация словаря, воспитание звуковой культуры речи, развитие связной речи. Все достижения ребенка в овладении родным языком отражаются в связной речи. Связная монологическая речь, способность к словесному формированию и формированию мысли рождаются в диалоге — наиболее свойственной форме речевого общения нескольких людей. В результате бытовой ситуативный разговор постепенно перерастает в произвольную контекстную речь, богатую и разнообразную.
Главное место в обучении отводится работе со звуком, буквой, словом, предложением. Необходимо достаточно времени уделять звуковому восприятию слова, формируя фонетический речевой слух ребенка. Для совершенствования речевого аппарата, целесообразно включать артикуляционные упражнения, проговаривание скороговорок, четверостиший, рифмованных строчек и прочее.
Очень важно серьезно и творчески подходить к каждому занятию, заранее подбирая наглядный, дидактический и прочий необходимый материал, без которого невозможно активизировать мышление детей и поддерживать их интерес и внимание на протяжении всего занятия.
Раздел «Подготовка к обучению письму»
Раздел предназначен для подготовки детей дошкольного возраста к письму и к восприятию форм букв. Дети приобретают навыки работы в открытом и ограниченном пространстве, учатся штриховать, обводить предложенный образец по намеченному контуру. Знакомство ребенка с конфигурацией печатных букв русского алфавита, развивают мелкую моторику, координацию движений, аналитические способности, формируют графические навыки детей.
Почерк зависит от индивидуальных особенностей человека и его психического состояния. К ряду факторов, влияющих на его формирование, относятся следующие: физиологическая развитость и подготовленность мускулатуры руки (особенно мелкой мускулатуры кисти), органов зрения к моменту обучения письму; время начала обучения, отношения к почерку самого учителя и методы, которые он применяет при обучении; отношение ученика к качеству своего письма и его успешность в овладении навыками чтения и орфографии; развитие у ребенка чувств ритма; качество орудий письма и др.
Обучение первоначальному письму — один из сложных процессов в начальной школе. На первом этапе формирования графического навыка задача учителя состоит в том, чтобы научить учащегося правильно сидеть, держать ручку, тетрадь; на втором—писать важнейшие элементы букв, точнее усвоить алгоритм письма ; на третьем—писать буквы; на четвертом—целые слова.
Учебно - тематический план
Дополнительная общеобразовательная программа «Школа букваря» это система занятий направленных на подготовку детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению. Программа включает в себя з основных раздела:
- Развитие речи и подготовка к обучению чтению
- Подготовка к обучению письму
№ | Название раздела | Количество занятий | Количество часов |
1 | Развитие речи и подготовка к обучению чтению. - Развитие устной речи. - Звуки и буквы. - Звуки и буквы. Гласные звуки и буквы. - Звуки и буквы. Согласные звуки и буквы. | 6 6 14 24 50 | 3 ч. 3 ч 7 ч. 12 ч. 25 ч. |
2 | Подготовка руки к письму. | 22 | 11 ч. |
итого | 72 | 36 часов |
Учебный план
№ | Название раздела, темы занятия | Кол-во Часов | всего | Форма прохождения аттестации | |||
Теория | Практика | ||||||
Развитие речи и подготовка к обучению чтению. (50 часов) | |||||||
1 | Развитие устной речи. 6 ч Выяснение возможностей детей, диагностика умения читать, знает ли буквы и т.д. Для чего мы говорим? Игра “Полслова за вами” | 1 | 1 | 2 | |||
2 | Развитие слухового внимания и фонематического восприятия. | 1 | 1 | 2 | |||
3 | Устная речь. Предложение. Слово. | 1 | 1 | 2 | Открытое занятие | ||
4 | Звуки и буквы.6 ч. Звук. Знакомство с миром звуков. | 1 | 1 | 2 | |||
5 | Гласные и согласные звуки. Обучение рассказыванию. | 1 | 1 | 2 | |||
6 | Гласные и согласные звуки. Драматизация сказки «Репка». | 1 | 1 | ||||
7 | Выделение первого звука в словах. Рассказы М.Пришвина и В.Бианки | 1 | 1 | Открытое занятие | |||
8 | Гласные звуки и буквы. 14ч Звуки [а], [ о ]. Схема предложения. | 1 | 1 | ||||
9 | Звуки [ ы ], [ у ] Составление рассказа по сюжетной картинке. Схема предложения. | 1 | 1 | ||||
10 | Звук [ и ]. Рассказ В.Ю. Драгунского «Учительница». | 1 | 1 | ||||
11 | Звук [э ]. Выборочный пересказ с опорой на сюжетную картинку. Деление слов на слоги. | 1 | 1 | ||||
12 | Звук [я ]. Пересказ текста с опорой на сюжетную картинку. Деление слов на слоги. | 1 | 1 | 2 | |||
13 | Звук [ю]. Пересказ прочитанного текста по наводящим вопросам. | 1 | 1 | 2 | |||
14 | Звуки [е], [ ё ]. Рассказы о животных. | 1 | 1 | 2 | |||
15 | Закрепление изученного материала | 3 | 3 | Буквенный диктант | |||
15 | Согласные звуки и буквы. 23 ч. Звук [л – л’]. Составление сказки «Лиса и заяц» по плану. | 1 | 1 | ||||
16 | Звук [м – м’]. Беседа по теме: «Моя любимая сказка». | 1 | 1 | ||||
17 | Звук [ н –н']. Драматизация сказки «Теремок». | 1 | 1 | ||||
18 | Звук [ р –р’]. Рассказ «Моя семья». | 1 | 1 | ||||
19-20 | Звуки [ в-в’], [ ф-ф’ ]. Рассказы Ушинского. Гласные и согласные звуки. | 1 | 1 | 2 | |||
21 | Звуки [ з-з’], [ с-c’ ]. Гласные и согласные звуки. | 1 | 1 | 2 | |||
22 | Звуки [ ш ], [ ж ]. Стихи о весне. | 1 | 1 | 2 | |||
23 | Звуки [ б-б’], [ п-п’ ]. Буквы Б б, Пп. Составление рассказа-описания. | 1 | 1 | 2 | |||
24 | Звуки [ д- д’ ], [ т-т’ ]. Буквы Дд,Т,т. Составление рассказа на заданную тему. | 1 | 1 | 2 | |||
25 | Звуки [г-г’], [к-к’ ]. Буквы Гг,Кк. Составление рассказа-описания. | 1 | 1 | 2 | |||
26 | Звуки [х-х’],[ц ]. Буквы Хх,Цц. | 1 | 1 | 2 | |||
27 | Звуки [щ’], [ч’], [й]. Буквы Щщ,Чч, Йй. Рассказы о весне. | 1 | 1 | ||||
28 | Ь и Ъ знаки. Драматизация сказки «Колобок». | 1 | 1 | ||||
29 | Повторение по теме: «Алфавит» | 3 | 3 | Открытое занятие | |||
Подготовка руки к письму. (22 часа) | |||||||
1 | Выявление уровня готовности руки к письму. | 1 | 1 | 2 | |||
2 | Знакомство с листом для письма. | 1 | 1 | 2 | |||
3 | Обводка и штриховка контуров | 1 | 1 | 2 | |||
4 | Знакомство с основным алгоритмом письма | 1 | 1 | 2 | |||
5 | Знакомство с основным алгоритмом письма | 1 | 1 | 2 | |||
6 | Знакомство с основным алгоритмом письма | 1 | 1 | 2 | |||
7 | Письмо буквы «а». Письмо буквы «А». | 1 | 1 | 2 | |||
8 | Строчная буква «и». Заглавная буква «И». | 1 | 1 | 2 | |||
9 | Строчная буква «у». Заглавная буква «У». | 1 | 1 | 2 | |||
10 | «Волшебные узоры» | 4 | 4 | Открытое занятие | |||
36 | 36 | 72 |
Календарно-тематическое планирование
Занятия по подготовке детей к обучению в школе предусматривают формирование и развитие умений и навыков, необходимых для успешного обучения в перовом классе, а также они должны способствовать возникновению положительного отношения к учебной деятельности.
Сокращения, принятые в данном планировании:
ОНЗ – занятие «открытия» нового знания
Р – рефлексия (занятие повторения, закрепления знаний и выработки умений)
Ф –фронтальный опрос
КЗ – комбинированное занятие,
К – занятие контроля, оценки и коррекции знании
ПР – практическая
И – индивидуальный опрос
ПС! – проверь себя.
Календарно-тематическое планирование
№ | Тип занятия | Вид контроля | Название раздела, темы занятия | содержание | Основные виды учебной деятельности (УУД) | Кол-во занятий |
Развитие речи и подготовка к обучению чтению. (33 часа) | ||||||
1 | КЗ | И | Развитие устной речи. 6 ч Выяснение возможностей детей, диагностика умения читать, знает ли буквы и т.д. Для чего мы говорим? Игра “Полслова за вами” | Познавательные:овладение приемами понимания прослушанного произведения, составление несложных монологических высказываний о героях, событиях произведения, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме. Регулятивные: соотносить то, что уже известно и усвоено, и то, что еще не известно, составлять план и выстраивать последовательность действий; Коммуникативные: слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми, выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Личностные: осознают значимость чтения; высказывают свою точку зрения и уважают мнение собеседника | 2 | |
2 | КЗ | Ф | Развитие слухового внимания и фонематического восприятия. | упражнения на определения звуков в части слова, Игры «Повтори словечко», «где спрятался» | 2 | |
3 | ОНЗ | Ф | Устная речь. Предложение. Слово. | Беседа о том, что наша речь состоит из предложений, предложения состоят из слов, слова из слогов, слоги из звуков. Тренинг на определение предложений, слов, слогов, звуков. Схемы предложений и слов | 2 | |
4 | ОНЗ | И | Звуки и буквы. 6 ч. Звук. Знакомство с миром звуков. | упражнения на формирование представлений о звуках. Упражнения на выделение звуков в односложных и двусложных словах. | 2 | |
5 | ОНЗ | Ф | Гласные и согласные звуки. Обучение рассказыванию. | упражнения на формирование представлений о гласных и согласных звуках, их отличии. Упражнения на выделение звуков в односложных и двусложных словах. | 2 | |
6 | КЗ | Ф | Гласные и согласные звуки. Драматизация сказки «Репка». | упражнения на формирование представлений о гласных и согласных звуках, их отличии. Упражнения на выделение звуков в односложных и двусложных словах. | 1 | |
7 | Р | Ф | Выделение первого звука в словах. Рассказы М.Пришвина и В.Бианки | упражнения на закрепление представлений о гласных и согласных звуках, их отличии. Упражнения на выделение звуков в односложных и двусложных словах. | 1 | |
8 | ОНЗ | Ф | Гласные звуки и буквы. 14 ч. Звуки [а], [ о ]. Схема предложения. | Знакомство с гласным звуком [а], [ о ], его характеристика, тренинг на определение места звука в словах. Составление схем. Знакомство с буквами А и а, О и о, их печатание, узнавание в словах. | Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; структурирование знаний; логические – построение рассуждений в форме связи простых суждений; установление причинно-следственных связей. Регулятивные:принимать и сохранять учебную задачу; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; учитывать правило в планировании и контроле способа решения; адекватно воспринимать оценку учителя; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. Коммуникативные: понимать возможность различных позиций других людей; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; строить монологическое высказывание. Личностные: высказывают свою точку зрения и уважают мнение собеседника мнение собеседника | 1 |
9 | ОНЗ | Ф | Звуки [ ы ], [ у ] Составление рассказа по сюжетной картинке. Схема предложения. | Знакомство с гласным звуком [ ы ], [у], его характеристика, тренинг на определение места звука в словах. Составление схем. Знакомство с буквами У и у, ы, их печатание, узнавание в словах. | 1 | |
10 | ОНЗ | И | Звук [ и ]. Рассказ В.Ю. Драгунского «Учительница». | Знакомство с гласным звуком [и], его характеристика, тренинг на определение места звука в словах. Составление схем. Знакомство с буквами Иии, их печатание, узнавание в словах. | 1 | |
11 | КЗ | И | Звук [ э ]. Выборочный пересказ с опорой на сюжетную картинку. Деление слов на слоги. | Знакомство с гласным звуком [э], его характеристика, тренинг на определение места звука в словах. Составление схем. Знакомство с буквами Э и э, печатание, узнавание в словах. | 1 | |
12 | ОНЗ | Ф | Звук [ я ]. Пересказ текста с опорой на сюжетную картинку. Деление слов на слоги. | Знакомство с буквой я, ее печатание. Звук [йа], составление схем. | 2 | |
13 | КЗ | Ф | Звук [ ю]. Пересказ прочитанного текста по наводящим вопросам. | Знакомство с буквой ю, ее печатание. Звук [йу], составление схем. | 2 | |
14 | К3 | Ф | Звуки [ е], [ ё ]. Рассказы о животных. | Знакомство с буквой ё, е ее печатание. Звук [йо], [йэ], составление схем. Знакомство с буквой е,ё, ее печатание. | 2 | |
15 | К3 | Ф | Закрепление изученного материала | Закрепление глазных звуков, тренинг на определение места звуков в словах. Составление схем. Закрепление гласных букв. | 3 | |
16 | ОНЗ | И | Согласные звуки и буквы. 24 ч. Звук [л – л’]. Составление сказки «Лиса и заяц» по плану. | Знакомство со звуками [л] и [л'], их характеристика, тренинг на определение места звуков в словах. Называние слов с изучаемыми звуками | 1 | |
17 | КЗ | Ф | Звук [ м – м’]. Беседа по теме: «Моя любимая сказка». | Знакомство со звуками [м] и [м'], их характеристика, тренинг на определение места звуков в словах. Называние слов с изучаемыми звуками. Составление схем. Знакомство с буквами М и м. Их печатание, узнавание в словах. Составление и чтение прямых и обратных слогов со звуками. | 1 | |
18 | ОНЗ | Ф | Звук [ н –н']. Драматизация сказки «Теремок». | Знакомство со звуками [н] и [н'], их характеристика, тренинг на определение места звуков в словах. Называние слов с изучаемыми звуками. Составление схем. Знакомство с буквами Н и н. Их печатание, узнавание в словах. Составление и чтение прямых и обратных слогов со звуками. | 1 | |
19 | КЗ | Ф | Звук [ р –р’]. Рассказ «Моя семья». | Знакомство со звуками [р] и [р'], их характеристика, тренинг на определение места звуков в словах. Называние слов с изучаемыми звуками. Составление схем. Знакомство с буквами Р и р. Их печатание, узнавание в словах. Составление и чтение прямых и обратных слогов со звуками. | 1 | |
20 | ОНЗ | И | Звуки [ в-в’], [ ф-ф’ ]. Рассказы Ушинского. Гласные и согласные звуки. | Знакомство со звуками [в], [в'], [ф], [ф'], их характеристика, тренинг на определение места звуков в словах. Знакомство с буквами В и в, Ф и ф их печатание. Составление и чтение слогов с изучаемыми звуками. | 2 | |
21 | КЗ | Ф | Звуки [ з-з’], [ с-c’ ]. Гласные и согласные звуки. | Знакомство со звуками [с], [с'], [з], [з'], их характеристика, тренинг на определение места звуков в словах. Знакомство с буквами С и с, З и з их печатание. Составление и чтение слогов с изучаемыми звуками. | 2 | |
22 | КЗ | Ф | Звуки [ ш ], [ ж ]. Стихи о весне. | Знакомство со звуком [ж], [ш], его характеристика, тренинг на определение места звуков в словах. Знакомство с буквами Ж и ж, Ш и ш их печатание. Составление и чтение слогов с изучаемым звуком. | 2 | |
23 | ОНЗ | Ф | Звуки [ б-б’], [ п-п’ ]. Буквы Б б, Пп. Составление рассказа-описания. | Знакомство со звуками [б], [б'], [п], [п'], их характеристика, тренинг на определение места звуков в словах. Знакомство с буквами Б и б, П и п их печатание. Составление и чтение слогов с изучаемыми звуками. | 2 | |
24 | КЗ | И | Звуки [ д- д’ ], [ т-т’ ]. Буквы Дд,Т,т. Составление рассказа на заданную тему. | Знакомство со звуками [д] и [д'], [т] и [т'], их характеристика, тренинг на определение места звуков в словах. Знакомство с буквами Д и д, Т и т, их печатание. Называние слов с изучаемыми звуками. Составление схем. | 2 | |
25 | КЗ | И | Звуки [ г-г’], [ к-к’ ]. Буквы Гг,Кк. Составление рассказа-описания. | Знакомство со звуками [к], [к'], [г], [г'], их характеристика, тренинг на определение места звуков в словах. Знакомство с буквами К и к, Г и г их печатание. Составление и чтение слогов с изучаемыми звуками. | 2 | |
26 | ОНЗ | Ф | Звуки [х-х’],[ц ]. Буквы Хх,Цц. | Знакомство со звуками [х], [х'], [ц ], их характеристика, тренинг на определение места звуков в словах. Знакомство с буквами Х и х, Ц и ц их печатание. Составление и чтение слогов с изучаемыми звуками. | 2 | |
27 | Звуки [щ’], [ч’], [ й]. Буквы Щщ,Чч, Йй. Рассказы о весне. | Знакомство со звуком [ч], [щ], [ й], его характеристика, тренинг на определение места звуков в словах. Знакомство с буквами Ч и ч, Щ и щ, Й и й их печатание. Составление и чтение слогов с изучаемым звуком. | 2 | |||
28 | ОНЗ | И | Ь и Ъ знаки. Драматизация сказки «Колобок». | Знакомство с ъ и ь знаками, их значениями, их печатание. | 1 | |
29 | КЗ | Повторение по теме: «Алфавит» | Упражнения на закрепление изученного материала, чтение слов, предложений, небольших текстов | 3 | ||
Подготовка к обучению письму. (22 часов) | ||||||
1 | ОНЗ | Ф | Выявление уровня готовности руки к письму. | Гигиенические правила письма: посадка, положение тетради, ручки. Подготовительные упражнения для развития глазомера. | Регулятивные: контролировать свои действия по точному и оперативному ориентированию в прописи; принимать учебную задачу. Познавательные:осуществление поиска существенной информации (из материала прописи, по воспроизведению в памяти примеров из личного практического опыта, из рассказов), дополняющей и расширяющей имеющиеся представления о культуре общения, целях общения, и ее осмысление. Коммуникативные: уметь обмениваться мнениями в паре, слушать друг друга, понимать позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывать действия с партнером, вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его правила и условия, строить понятные речевые высказывания. Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; положительно отзываются о школе, идентифицируют себя с образом школьника | 2 |
2 | КЗ | Ф | Знакомство с листом для письма. | Ориентация на странице тетради. Выполнение рисунков. | 2 | |
3 | ОНЗ | И | Обводка и штриховка контуров | Работа с образцами. Письмо горизонтальных и наклонных линий. Письмо наклонных прямых с закруглением вверху и внизу. | 2 | |
4 | КЗ | И | Знакомство с основным алгоритмом письма | Написание и соединение крючка и наклонной линии. Письмо удлиненной петли вверху и внизу. | 2 | |
5 | ОНЗ | Ф | Знакомство с основным алгоритмом письма | Нахождение основных мест соединения основных элементов букв. Письмо правых и левых полуовалов | 2 | |
6 | КЗ | И | Знакомство с основным алгоритмом письма | Упражнение в написании элементов основного алгоритма письма. Письмо овалов. | 2 | |
7 | КЗ | Ф | Письмо буквы «а». Письмо буквы «А». | Знакомство с рабочим пространством. Написание крючков. | 2 | |
8 | ОНЗ | Строчная буква «и». Заглавная буква «И». | Упражнение в написании элементов основного алгоритма письма Написание элементов букв. | 2 | ||
9 | Р | И | Строчная буква «у». Заглавная буква «У». | Упражнение в написании элементов основного алгоритма письма. | 2 | |
10 | КЗ | Ф | «Волшебные узоры» | Упражнение в написании элементов основного алгоритма письма | 4 | |
1.4. Планируемые результаты
В результате освоения Дополнительной общеобразовательной программы
дети должны знать и уметь:
- Знать буквы русского языка (понятие гласных-согласных, звонких - глухих, парных - непарных, твердых - мягких согласных).
- Знать основную смысловую единицу речи – фонемы.
- Знать понятия звук, слог, слово, предложение, текст.
- Владеть навыком слогового чтения, письма по слогам, пересказа, составления слова из заданных слогов, предложения из заданных слов.
Развитие речи и подготовка к обучению чтению.
В результате обучения по программе ребенок должен уметь:
- участвовать в коллективном разговоре: задавать вопросы, отвечать на них; последовательно и логично, понятно для собеседников рассказать о факте, событии, явлении;
- быть доброжелательным собеседником, говорить спокойно, не повышая голоса;
- различать понятия “звук” и “буква”;
- определять место звука в слове;
- составлять по образцу небольшие рассказы из опыта, о предмете, по сюжетной картинке, набору картин с фабульным развитием действия.
В результате обучения по программе подготовительного курса ребенок должен знать:
- последовательность слова в предложении;
- выразительные средства языка;
- буквы русского алфавита.
Подготовка к обучению письму.
В результате обучения по программе подготовительного курса ребенок должен уметь:
- ориентироваться на странице тетради;
- осознавать способы выполнения действий;
- распределять усилия при начертании линий.
В результате обучения по программе подготовительного курса ребенок должен знать:
- знать направление и последовательность движений.
II. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
содержание | старший дошкольный возраст |
Начало предоставления образовательной услуги | 01.09 |
Окончание предоставления образовательной услуги | 31.05 |
Продолжительность одного занятия образовательной услуги | 30 мин |
Объём недельной нагрузки образовательной услуги | 60 мин |
Продолжительность образовательной услуги за год | 72 часа 1 полугодие: (сентябрь – декабрь) – 17 недель, 2 полугодие: (январь – май) – 19 недель |
Нерабочие дни | Суббота, воскресенье, праздничные дни (в соответствии с календарём на учебный год) |
Каникулы | зимний период – с 28 декабря по 9 января, летний период с 1 июня по 31 августа. |
аттестация | промежуточная- 3 неделя декабря, итоговая - 4 неделя мая. |
№ | Тема занятия / неделя | сентябрь | октябрь | ноябрь | декабрь | январь | февраль | март | апрель | май | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | Каникулы с 01 по 10.01. | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 | Развитие устной речи. 6 ч Выяснение возможностей детей, диагностика умения читать, знает ли буквы и т.д. Для чего мы говорим? Игра “Полслова за вами” | 2 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2 | Развитие слухового внимания и фонематического восприятия. | 2 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3 | Устная речь. Предложение. Слово. | 2 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4 | Звуки и буквы.6 ч. Звук. Знакомство с миром звуков. | 2 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5 | Гласные и согласные звуки. Обучение рассказыванию. | 2 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6 | Гласные и согласные звуки. Драматизация сказки «Репка». | 1 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
7 | Выделение первого звука в словах. Рассказы М.Пришвина и В.Бианки | 1 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
8 | Гласные звуки и буквы. 14 ч. Звуки [а], [ о ]. Схема предложения. | 1 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
9 | Звуки [ ы ], [ у ] Составление рассказа по сюжетной картинке. Схема предложения. | 1 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
10 | Звук [ и ]. Рассказ В.Ю. Драгунского «Учительница». | 1 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
11 | Звук [ э ]. Выборочный пересказ с опорой на сюжетную картинку. Деление слов на слоги. | 1 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
12 | Звук [ я ]. Пересказ текста с опорой на сюжетную картинку. Деление слов на слоги. | 2 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
13 | Звук [ ю]. Пересказ прочитанного текста по наводящим вопросам. | 2 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
14 | Звуки [ е], [ ё ]. Рассказы о животных. | 2 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
15 | Закрепление изученного материала | 2 | 1 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
15 | Согласные звуки и буквы. 24 ч. Звук [л – л’]. Составление сказки «Лиса и заяц» по плану. | 1 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
16 | Звук [ м – м’]. Беседа по теме: «Моя любимая сказка». | 1 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
17 | Звук [ н –н']. Драматизация сказки «Теремок». | 1 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
18 | Звук [ р –р’]. Рассказ «Моя семья». | 1 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
19-20 | Звуки [ в-в’], [ ф-ф’ ]. Рассказы Ушинского. Гласные и согласные звуки. | 1 | 1 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
21 | Звуки [ з-з’], [ с-c’ ]. Гласные и согласные звуки. | 2 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
22 | Звуки [ ш ], [ ж ]. Стихи о весне. | 2 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
23 | Звуки [ б-б’], [ п-п’ ]. Буквы Б б, Пп. Составление рассказа-описания. | 2 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
24 | Звуки [ д- д’ ], [ т-т’ ]. Буквы Дд,Т,т. Составление рассказа на заданную тему. | 2 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
25 | Звуки [ г-г’], [ к-к’ ]. Буквы Гг,Кк. Составление рассказа-описания. | 2 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
26 | Звуки [х-х’],[ц ]. Буквы Хх,Цц. | 2 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
27 | Звуки [щ’], [ч’], [ й]. Буквы Щщ,Чч, Йй. Рассказы о весне. | 2 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
28 | Ь и Ъ знаки. Драматизация сказки «Колобок». | 1 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
29 | Повторение по теме: «Алфавит» | 1 | 2 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Подготовка руки к письму. (22 часа) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 | Выявление уровня готовности руки к письму. | 2 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2 | Знакомство с листом для письма. | 2 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3 | Обводка и штриховка контуров | 2 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4 | Знакомство с основным алгоритмом письма | 2 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5 | Знакомство с основным алгоритмом письма | 2 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6 | Знакомство с основным алгоритмом письма | 2 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
7 | Письмо буквы «а». Письмо буквы «А». | 2 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
8 | Строчная буква «и». Заглавная буква «И». | 2 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
9 | Строчная буква «у». Заглавная буква «У». | 2 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
10 | «Волшебные узоры» | 2 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ИТОГО: 72 |
2.2. Условия реализации программы
Материально – техническое обеспечение программы
Материально-техническая база соответствует требованиям:
- санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам
Санитарными правилами «Санитарно - эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» 2.4.3648 - 20 и санитарными правилами и нормами 1.2.3685 – 21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;
- правилам пожарной безопасности;
- охране здоровья воспитанников и охране труда работников ДОУ;
- средства обучения и воспитания соответствуют возрасту и индивидуальным особенностям развития детей.
Занятия проводятся в специально оборудованном помещении в студии аппликации и конструирования, который находится на втором этаже.
Развивающая предметно-пространственная среда студии соответствует требованиям ФГОС ДО и санитарно-эпидемиологическим требованиям.
В помещении созданы материально-технические условия, обеспечивающие:
1) возможность достижения воспитанниками планируемых результатов освоения
Программы;
2) выполнение Организацией требований:
– санитарно-эпидемиологических правил и нормативов:
- пожарной безопасности и электробезопасности;
- охране здоровья воспитанников и охране труда работников Организации;
Перечень оборудования:
Учебные столы для детей
Стулья
Сенсорная доска
Мультимедийный проектор
Ноутбук
Обеспечение программы
- Федосова Н.А. Дошкольное обучение: Подготовка к школе. - М.: Просвещение, 2016.
- Федосова Н.А. От слова к букве: Учебное пособие для подготовки детей к школе: в 2 ч. - М.: Просвещение, 2015.
- Н. А. Федосова. Программа «Преемственность. Подготовка детей к школе». - М.: Просвещение, 2015
Дидактическое обеспечение для педагога:
Цикл презентаций:
- Развитие речи и подготовка к обучению чтению
- Подготовка к обучению письму
- Начальный курс математики и логики
Иллюстрации цикла «Цифры», «Буквы»
Набор картин для составления пересказа, составления описательного рассказа
Набор геометрических фигур
Дидактическое обеспечение для воспитанника
Портфель будущего первоклассника:
Рабочие листы (индивидуальные)
Цветные карандаши
Ручка, простой карандаш
Тетрадь в клетку.
Кассы букв и слогов
Буквенный веер.
Индивидуальные наборные полотна
Информационное обеспечение не требуется
Кадровое обеспечение – занятия проводит Старший воспитатель Новикова Наталья Викторовна, высшее педагогическое образование, высшая квалификационная категория, стаж педагогической работы 20 лет
2.3. Формы Аттестации
Для выявления результативности в освоении воспитанниками дополнительной общеобразовательной программы используется итоговый мониторинг, содержащий в себе индивидуальные задания по основным разделам
Аттестация проводится в ходе наблюдений, дидактической игры, и выполнении специальных заданий.
Сроки проведения итоговой аттестации май (конец учебного года)
2.4. Оценочные материалы
Диагностический инструментарий:
- Развитие речи и подготовка к обучению чтению
Метод педагогической диагностики: практические и тестовые задания
Цель: определить уровень освоения раздела дополнительной образовательной программы: «Развитие речи и подготовка к обучению грамоте»
Процедура организации и проведения
Ребенку предлагаются ответить на вопросы педагога или выполнить задания.
Задания для детей:
- Знаешь ли ты буквы? Умеешь ли читать? (текст для чтения)
- Приемы чтения: побуквенное, слоговое, слог + слово, целыми словами.
- Ответы на вопросы: односложные, полные.
- Соотнести слово и количество звуков. Диктант.
Пример: кот ООО мама ОООО
Слова: ум, ухо, сок, лапа, сосна, звезда, капитан. (кто сможет – пишет буквами)
- Составление рассказа (установление последовательности картинок и составление рассказа по ним).
Инструкция: «У меня есть картинки. Но они все перепутаны. Разложи картинки по порядку, чтобы было понятно, как все происходило. И расскажи по ним какую-нибудь историю». (установление причинно-следственных отношений уровня развития речи – правильность, выразительность рассказа).
- Умение классифицировать предметы:
- посуда
- мебель
- животные
- транспорт
- насекомые
Инструкция: «Разложи картинки по группам и дай каждой группе название».
- Подготовка к обучению письму
Метод педагогической диагностики: практические и тестовые задания
Цель: Определение уровня освоения раздела дополнительной общеобразовательной программы «Подготовка руки к письму»
Задания для детей
- «Обведи фигуру по контуру»
Ребенку предлагается несколько шаблонов и трафаретов, и на листе бумаги педагог просит обвести предложенные ему шаблоны
- «Заштрихуй фигуру»
Ребенку предлагается тестовый лист с фигурами, предполагающий выполнение штриховки нескольких видов. (вертикальная, горизонтальная, по диагонали)
- «Нарисуй узор»
Ребенку предлагают нарисовать узор состоящий из основных элементов письма (наклонные прямые с закругление вверху и внизу, элементы букв, полуовалы, крючки и т.п.)
Инструкция: Педагог называет элемент – ребенок его прописывает, далее называется следующий элемент, ребенок выполняет задание. После 5 – 6 элементов письма педагог предлагает ребенку продолжить узор самостоятельно до конца строки
- «Напиши букву»
Ребенку предлагают написать знакомые ему прописные строчные либо заглавные буквы.
По результатам суммы баллов по всем предусмотренным заданиям, педагогом делается вывод об уровне освоения каждым ребенком дополнительной общеобразовательной программы
Диагностический инструментарий и карты разработаны на основе Программы «Преемственность. Подготовка детей к школе» Н. А. Федосова.
2.6. Методические материалы
Программа направлена на: создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности, формирование художественной культуры как части духовной; приобщение воспитанников к миру искусства; на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей. Программа строится с учетом основных принципов дошкольного образования:
1) полноценное проживание ребенком всех этапов детства, обогащение (амплификация) детского развития;
2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования);
3) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
4) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
5) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
6) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
7) возрастная адекватность образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
Формы занятий: игровое занятие, занятие – экспериментирование, проблемное занятие, занятия «открытия» нового знания, рефлексия (занятия повторения, закрепления знаний и выработки умений) комбинированное занятие и др.
Особенностью данной программы является то, что дети не работают по учебникам и тетрадям. На каждом занятии их ждет что-то новое, чего они не ожидают и не могут предугадать. Для работы используются индивидуальные “рабочие листы”, которые состоят из различных заданий и упражнений, направленных не только на изучение буквы или цифры, но и на развитие высших психических функций. Данные “рабочие листы” накапливаются у детей в папках и в дальнейшем образуют “альбом подготовки к школе”.
В работе используются современные образовательные технологии и широкий спектр форм, способов, методов и средств реализации Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов
совместная деятельность с педагогом | |||
подгрупповая и индивидуальная | |||
5 – 7 лет | Организованная образовательная деятельность беседа Рассматривание Дидактические игры игровые ситуации с персонажами театра Чтение (рассказывание) Обсуждение рассказ рассматривание иллюстраций досуги проектная деятельность | ||
методы и приемы | |||
наглядные | словесные | практические | |
наблюдение рассматривание | чтение, рассказывание, художественное слово | дидактические игры, игровые упражнения, индивидуальные задания. Решение проблемных ситуаций |
А также предполагается активное использование современных педагогических технологий: здоровьесберегающие, технология группового обучения, технология проблемного обучения, игровые технологии
Примерная структура занятия: структурные компоненты занятия достаточно гибкие, взаимозаменяемые:
I. Организационный момент.
1. приветствие.
2. Упражнение – разминка: (пальчиковая игра).
3. игры и упражнения на повторение ранее изученного материала
II. Основная часть.
1.Игры и упражнения (развитие внимания, памяти и т.д)
2.Ознакомление с новым материалом в занимательной форме (презентации, игровые задачи, дидактические игры, решение проблемных ситуаций, и т.п.)
3.Самостоятельная деятельность детей (раздаточный материал, индивидуальные печатные листы и.т.п)
4.Индивидуальная и дифференцированная работа
5.Игры на закрепление материала
III. Заключительная часть.
1.Рефлексия
Подготовка к школьному обучению предполагает, прежде всего, повышение уровня общего развития детей: стимулирование работоспособности, совершенствование мышления, познавательных интересов, воспитание определенных качеств личности, формирование элементов учебной деятельности.
При отборе методов и приемов обучения учитываются не только возрастные возможности, но и особенности и индивидуальные способности каждого ребенка. Реализация такого подхода влияет на повышение эффективности обучения.
При разработке занятия педагог внимательно изучает учебно-тематический план реализуемой программы, согласовывает определенный раздел и тему раздела с содержанием программы, определяет взаимосвязь содержания предстоящего занятия с предыдущими и последующими занятиями. Определяются структура занятия, его тема, цель, задачи. Целевые установки занятия направлены на определенные конкретные цели данного занятия (воспитательные, развивающие и обучающие), выходящие на реальный, достижимый результат. На первоначальном этапе занятия педагог создает благоприятный морально-психологический климат, настраивая детей на сотворчество и содружество в процессе познавательной деятельности, на завершающем этапе – анализируются все выполненные детьми работы и отмечаются даже самые большие достижения детей.
Немаловажным моментом в подготовке занятия является разумное распределение материала на всех этапах занятия в соответствии с выбранными формами организации учебной деятельности.
К занятию подготавливается учебно-методический комплекс: Букварь, демонстрационный материал, раздаточный материал, определяются индивидуальные задания для детей с опережением в развитии, определяется объем и форма самостоятельной работы с детьми. Разрабатывается краткий конспект предстоящего занятия, при этом учитываются все государственные санитарно-гигиенические нормы, временной режим занятия для возрастной категории детей.
Детальное соблюдение условий эффективности занятия, основных требований к его подготовке и построению обеспечит высокий результат занятия.
В ходе реализации программы для создания интереса к учебной деятельности используются следующие формы организации занятий:
- Фронтальная работа с демонстрационным материалом
- Практическая работа
- Дидактическая игра
- Самостоятельная работа детей с раздаточным материалом
- Моделирование и разрешение проблемных ситуаций
- Совместная деятельность детей
- Совместная деятельность взрослого и детей
- Самостоятельная деятельность.
Педагогические технологии:
Дополнительная общеразвивающая программа разработана в соответствии с современными образовательными технологиями:
1.Личностно-ориентированная технология, которая реализуется через психологическую поддержку, организацию учебного процесса на основе глубокого уважения к личности ребенка, учете особенностей его индивидуального развития, отношения к нему как к сознательному, полноправному участнику образовательного процесса;.
2.Здоровьесберегающая технология, реализующуюся через организацию динамических пауз, релаксацию, различные виды гимнастик: пальчиковую, для глаз, дыхательную, бодрящую.
3.Игровая технология реализуется через дидактические игры, создание проблемных ситуаций с элементами самооценки.
4. Информационно-коммуникационная технология, которая применяется:
- при подготовке и проведении занятий;
- оформления консультаций для родителей;
- подбор дополнительного познавательного материала;
- обмен опытом, знакомство с наработками других педагогов;
- оформление документации, отчётов;
- создание презентаций в программе Рower Рoint для повышения эффективности образовательного процесса с детьми и педагогической компетенции родителей в процессе проведения родительских собраний.
Этапы изучения буквы
Для того чтобы ребенок прочно усвоил буквы, он должен пройти следующие этапы их изучения.
Основное направление:
От звука к букве (устанавливается ассоциация между слухопроизносительным образом звука и зрительным образом буквы). Следуя онтогенетическому принципу обучения, «идут» от целостного образа буквы к расчлененному (от синтеза к анализу), от крупных единиц к мелким (сначала изучают заглавные потом строчные).
1. Выделение изучаемого звука из слов.
Изучаемый звук должен находиться в сильной позиции, то есть в начале слова в ударном слоге (желательно без стечения согласных).
2. Называние буквы.
Дети знакомятся с тем, что звук можно обозначить графически, то есть буквой. При этом буквы обязательно называются твердыми звуками, например звук [с] обозначается буквой С, а не ЭС или СЭ.
3. Знакомство с печатной буквой. Демонстрация буквы.
Предлагается буква, написанная простым шрифтом среднего размера в черно-белом варианте. На начальных этапах изучения буквы желательно использовать именно черно-белый вариант, чтобы ребенок не отвлекался на цвет. Позднее, когда буква усвоена, для чтения можно использовать буквы любых цветов.
4. Подбор зрительного образа к букве (вариант ребенка).
Дети сравнивают букву с реальными предметами, фигурками, цифрами, животными, людьми и т.п.
Важно, чтобы ребенок самостоятельно представил образ буквы.
5. Сопоставление печатной буквы с графическим образом (вариант педагога).
Благодаря графическому образу дети легче запоминают характерные особенности буквы. Важно, чтобы педагог предлагал вариант графического образа уже после того, как ребенок представил свой.
6. Предлагается стихотворное описание графического образа буквы.
Данные стихи дают целостное описание зрительного образа. Можно предложить детям эти строчки для заучивания наизусть.
7. Анализ буквы.
Дети определяют следующее:
- из каких элементов состоит буква;
- из скольких элементов состоит буква;
- как расположены эти элементы в пространстве.
Знакомство с траекторией движений при написании буквы.
- Обведение буквы пальцем по гладкой поверхности;
- Обведение буквы по трафарету;
- Обведение буквы по контуру;
- Запись буквы в воздухе;
- Запись буквы мокрым пальцем на доске, на стекле и др.
- Письмо буквы на ладони, на спине (дермолексия).
Автоматизация звукобуквенных связей. Дидактические игры.
Самостоятельное написание печатной буквы.
III. Список литературы.
Литература.
- Федосова Н.А. Дошкольное обучение: Подготовка к школе. - М.: Просвещение, 2016.
- Федосова Н.А. От слова к букве: Учебное пособие для подготовки детей к школе: в 2 ч. - М.: Просвещение, 2015.
- Н. А. Федосова. Программа «Преемственность. Подготовка детей к школе». - М.: Просвещение, 2015
- Калмыкова А.А. Система занятий со старшими дошкольниками по программе «Преемственность». Подготовка к освоению программ «Школа России» и «Перспектива». Учитель, 2015
- Волкова С. И. Математические ступеньки. Учебное пособие для подготовки детей к школе. Просвещение, 2015.
Интернет ресурсы:
- http:www.Nachalka.com
- http:www.viku.rdf.ru
- http:www.rusedu.ru
- http://school-collection.edu.ru/
- http://bcetyt.ru/
- http://www.lychik.ru/
Приложение № 1
Табель посещаемости
Месяц ____________________ 20__ г.
№ п/п | Ф.И. воспитанника | Дата | |||||||
1 | |||||||||
2 | |||||||||
3 | |||||||||
4 | |||||||||
5 | |||||||||
6 | |||||||||
7 | |||||||||
8 | |||||||||
9 | |||||||||
10 |
Условные обозначения:
+ - воспитанник присутствовал на занятии
Н – воспитанник не посещал занятие
Приложение № 2
Диагностическая карта
дата | Ф.И. ребенка возраст. | задание | кол – во баллов | |
| ||||
Знаешь ли ты буквы? Умеешь ли читать? (текст для чтения) | ||||
Соотнести слово и количество звуков. Диктант. | ||||
Составление рассказа (установление последовательности картинок и составление рассказа по ним) | ||||
Умение классифицировать предметы | ||||
| ||||
обведи | ||||
заштрихуй | ||||
нарисуй элемент | ||||
напиши букву | ||||
Баллы:
3 балла - полностью справился с заданием
2 балла – с заданием справился с небольшими затруднениями
1 балл – с заданием справился с помощью взрослого
0 балл – с заданием не справился
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по раннему обучению чтению детей дошкольного возраста (проект) «Как хорошо уметь читать…»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад№23» Согласовано:...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА художественной направленности «БИМ-БАМ-БОМ» по обучению игре на музыкальных инструментах (стартовый уровень). Возраст обучающихся 6-7 лет. Срок реализации программы на 1 год (2021-2022 гг.)
Музыкальное воспитание –это не воспитание музыканта,а прежде всего воспитание человека. В.А.Сухомлинский Программа «Бим-Бам-Бом&r...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ЛЮБОЗНАЙКИ» Направленность: социально-педагогическая
Материал будет полезен для педагогов дополнительного образования и воспитателей, работающих с детьми 3-4-х лет....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа для начального обучения чтению старших дошкольников «Цветной букварик»
Речевая направленностьДополнительная общеобразовательная общеразвивающая программадля начального обучения чтению старших дошкольников«Цветной букварик»Возраст обучающихся: 5 - 7 лет....
Общеразвивающая программа дополнительного образования социально-педагогической направленности "Обучение чтению" для старшего дошкольного возраста
Обучение чтению - это общеразвивающая программа социально педагогической направленности для детей старшего дошкольного возраста. Цель программы: построение системы обучения чтению дошкольников....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Обучение хореографии»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Обучение вокальному пению»
Раздел 1. «Комплекс основных характеристик дополнительной общеразвивающей программы «Обучение вокальному пению» 1.1 Пояснительная записка «Обучение вокальному пению...