Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально – педагогической направленности «Школа будущего первоклассника». Методическая разработка
методическая разработка (подготовительная группа)
данная программа предусматривает дифференцированный подход к обучению, учет индивидуальных психофизиологических особенностей воспитанников. Использование традиционных и современных приемов обучения позволяет заложить основы для формирования основных компонентов учебной деятельности: умение видеть цель и действовать согласно с ней, умение контролировать и оценивать свои действия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dop.programma_shkola_budushchego_pervoklassnika.docx | 130.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Солнышко»
Моршанского района Тамбовской области
Детский сад «Радуга» филиал
муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения
детского сада «Солнышко»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
социально – педагогической направленности
«Школа будущего первоклассника».
Методическая разработка
Возраст воспитанников: 5-7 лет (за год до поступления в школу)
Срок реализации: 9 месяцев
Уровень освоения: стартовый.
Автор- составитель:
Азарскова Ирина Александровна,
Воспитатель 1 кв. категория.
с. Алгасово, 2020 год
Азарскова И.А. [: Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально – педагогической направленности «Школа будущего первоклассника»]: методическая разработка / И.А. Азарскова. – Алгасово : детский сад «Радуга» филиал МБДОУ детского сада «Солнышко», 2020.- 42 с.
Содержание
Раздел №1 « Комплекс основных характеристик программы»
1.1.Пояснительная записка стр.3 –17
1.2.Цели и задачи программы стр.17
1.3.Содержание программы стр.18 – 25
1.4.Планируемые результаты стр.25 – 27
Раздел №2 « Комплекс организационно- педагогических условий»
2.1.Календарный учебный график стр.27
2.2. Условия реализации программы стр.27-28
2.3.Формы промежуточного и итогового контроля стр.28
2.4.Оценочные материалы стр.28 – 29
2.5. Методические материалы стр.29– 30
2.6. Список литературы стр. 30-33
Приложение 3
Календарный учебный график к курсу «Раз – ступенька, два – ступенька…
стр.34 – 38
Календарный учебный график к курсу «По дороге к Азбуке»
стр. 38 - 42
Работа с родителями стр.42
Раздел № 1 « Комплекс основных характеристик программы»
1.1 Пояснительная записка
Поступление в школу – чрезвычайно ответственный момент, как для ребенка, так и для родителей. Психологическое обследование показывает, что далеко не все дети всесторонне подготовлены к безболезненному и успешному вхождению в учебную школьную деятельность.
Подготовка детей к обучению в школе в настоящее время - одна из актуальных проблем современной педагогики. Это объясняется тем, что в последние годы в практике массовой школы наблюдается совершенно определенная тенденция - неуклонное усложнение программы первого класса, внедрение в практику общеобразовательной школы альтернативных форм обучения и новых педагогических технологий, заставляющих предъявлять будущему первокласснику более высокие требования.
Уровень развития мелкой моторики, формирования элементарных математических представлений, знаний об окружающем мире – показатели интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Учителя начальных классов говорят, что первоклассники часто испытывают серьезные трудности с детьми неподготовленными к школе. Большую сложность дети испытывают в распределении внимания. Исследователи, занимающиеся проблемами, связанными с началом обучения в школе: В.М.Лыков, Ю.Ф. Змановский, Н.Т.Терехова, А.В. Кенеман, М.Ю. Кистяковская, Т.И.Осокина, М.В.Антропова, М.М.Кольцова, С.О. Филиппова,- отмечают, что многие трудности, с которыми сталкиваются ученики, в значительной мере обусловлены недостаточностью работы на предыдущем, дошкольном этапе.
Выработать у детей внимание, мышление, память, развить мелкую моторику рук невозможно в короткий срок. Для этого потребуется ряд лет, так как навык формируется медленно. Поэтому работа по подготовке ребенка к обучению в школе должна начинаться задолго до поступления в школу. В дошкольном возрасте важно развить механизмы, необходимые для овладения необходимыми навыками, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.
Для предотвращения перечисленных трудностей, мы предлагаем дополнительную образовательную услугу по подготовке детей к обучению в школе. Программа представляет собой комплекс занятий с будущими первоклассниками и их родителями для того, чтобы помочь детям успешно адаптироваться в школе, а родителям дать возможность получить квалифицированные рекомендации о подготовке детей к школе.
Модифицированная программа «Школа будущего первоклассника» детей старшего дошкольного возраста представлена двумя направлениями:
- первое направление- «По дороге к Азбуке» (подготовка к обучению чтению и письму), составленное и разработанное на основе программы «Детский сад 2100» Р.Н Бунеева и пособия «Обучение грамоте» Л.В. Управителевой.
- второе направление-«Раз – ступенька, два-ступенька…»
( ориентировано на развитие мышления, творческих способностей детей, их познавательной активности и интереса к математике) составленное на основе учебно – методического комплекта «Игралочка – ступенька к школе» Л.Г. Петерсона и пособий «Активизация умственной деятельности детей на занятиях по математике: сборник материалов / под ред. В.Г. Паршиной.
Направленность модифицированной программы дополнительного образования «Школа будущего первоклассника»
- По тематической направленности - социально- педагогическая,
- По функциональному предназначению – образовательная,
- По форме организации – кружковая,
- По времени реализации – годичная.
Уровень освоения программы – стартовый:предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания программы.
Актуальность дополнительной образовательной программы.
Реформа образования отражает всё более возрастающие требования общества к организации воспитания и обучения подрастающего поколения. Анализ научных исследований отечственных и зарубежных учёных свидетельствует о проблеме подготовки ребёнка к школе, о разработке содержания образования в предшкольный период, предлагает поиски новых, более эффективных педагогических подходов.
Созданием данной дополнительной образовательной программы послужил социальный запрос родителей, перед которыми остро стоит проблема готовности ребёнка к школьному обучению. Основой успешной деятельности является хорошо развитые познавательные психические процессы: память, речь, мышление, воображение,восприятие. Но не всегда родители имеют достаточно сформированный педагогический подход
для того, чтобы подготовить ребёнка на нужном уровне. Поэтому данная программа, способствующая формированию у дошкольников положительной мотивации к обучению и облегчае последующую адаптацию ребёнка к школе, является для родителей актуальной.
Новизна состоит в том, что данная программа дополняет и расширяет знания при помощи игровых приемов как на занятиях по речевому развитию и обучению грамоте, так и на занятиях по математике, параллельно готовя руку к письму. Это прививает у детей интерес к обучению и позволяет использовать эти знания на практике.
Педагогическая целесообразность.
Содержание занятий направлено на выявление индивидуальных возможностей ребёнка, на развитие его интеллектуальной и эмоционально – волевой сферы.
Новое знание не дается в готовом виде, а постигается детьми путём самостоятельного анализа, сравнения, выявления существенных признаков. Воозрастные особенности детей 5-7 лет тебуют использования игровой формы деятельности, поэтому в программе предложено большое количество игровых упражнений. Поскольку все дети обладают своим уровнем развития, необходимо дифференцировать задания с учетом индивидуальных особенностей ребенка, создавая ситуацию успеха для каждого из них. Каждый ребенок должен продвигаться вперёд своим темпом и с постоянным успехом. Для решения этой задачи в программу включен материал разной степени сложности. Необходимым условием организации занятий является психологическая комфортность детей, обеспечивающая их эмоциональное благополучие.
Нормативная база.
- Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».
- Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4.09.2014 № 1726-р).
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций »
- Приказ Минобрнауки России от 29.08.2013 № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
- Методические рекомендации МИНОБРНАУКИ РОССИИ по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) от 18.11.2015 г.(№09-3242)
- - Приложение №2 к лицензии на право ведения образовательной деятельности выдана Управлением образования и науки по Тамбовской области 02.06.2017 года № 1616, серия 68П01, № 0002682
- - Устава МБДОУ детского сада «Солнышко», утверждённого постановлением администрации Моршанского района Тамбовской области от 14.10.2014 № 1307 (с изменениями и дополнениями, утвержденными постановлениями администрации Моршанского района от 18.03.2015 № 370, от 07.04.2015 № 441, от 24.09.2015 № 908)
Отличительные особенности.
Существует ряд парциальных программ дошкольного образования по подготовке детей к обучению в школе. Особенность данной программы в том, что она:
- инвариантна и готовит к любой системе школьного образования;
- готовит переход от игровой деятельности к творческой, учебной.
Большое внимание уделено решению творческих задач – самостоятельное определение способа решения, поиск и нахождение закономерностей, ранее не известных, но необходимых при решении задач, содержащих поисковые творческие элементы.
Возрастно – психологические особенности детей дошкольного возраста.
Детский сад «Радуга» филиал муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад «Солнышко»: (далее – детский сад) обеспечивает воспитание, образование и развитие детей по дополнительному образованию возрасте от 5 до 7 лет.
Группа детей старшего дошкольного возраста
(подгруппы 5-6 лет; 6-7 лет)
Ребёнок 5-6 лет стремится познать себя и другого человека как представителя общества, постепенно начинает осознавать связи и зависимости в социальном поведении и взаимоотношениях людей. В 5-6 лет дошкольники совершают положительный нравственный выбор (преимущественно в воображаемом плане). Чаще начинают употреблять и более точный словарь для обозначения моральных понятий - вежливый, честный, заботливый и др.
В этом возрасте в поведении дошкольников формируется возможность саморегуляции, т. е. дети начинают предъявлять к себе те требования, которые раньше предъявлялись им взрослыми. Так они могут, не отвлекаясь на более интересные дела, доводить до конца малопривлекательную работу (убирать игрушки, наводить порядок в комнате и т. п.). Это становится возможным благодаря осознанию детьми общепринятых норм и правил поведения и обязательности их выполнения. Ребенок эмоционально переживает не только оценку его поведения другими, но и соблюдение им самим норм и правил, соответствие его поведения своим морально-нравственным представлениям. Однако соблюдение норм (дружно играть, делиться игрушками, контролировать агрессию и т. д.), как правило, в этом возрасте возможно лишь во взаимодействии с теми, кто наиболее симпатичен, с друзьями.
В возрасте от 5 до 6 лет происходят изменения в представлениях ребёнка о себе; оценки и мнение товарищей становятся для них существенными. Повышается избирательность и устойчивость взаимоотношений с ровесниками. Свои предпочтения дети объясняют успешностью того или иного ребёнка в игре («С ним интересно играть» и т. п.) или его положительными качествами («Она хорошая», «Он не дерётся» и т. п.). Общение детейстановится менее ситуативным. Они охотно рассказывают о том, что с ними произошло: где были, что видели и т. д. Дети внимательно слушают друг друга, эмоционально сопереживают рассказам друзей.
В 5-6 лет у ребёнка формируется система первичной половой идентичности по существенным признакам (женские и мужские качества, особенности проявления чувств, эмоций, специфика поведения, внешности, профессии). При обосновании выбора сверстников противоположного пола мальчики опираются на такие качества девочек, как красота, нежность, ласковость, а девочки - на такие, как сила, способность заступиться за другого.
Повышаются возможности безопасности жизнедеятельности ребенка 5-6 лет. Это связано с ростом осознанности и произвольности поведения, преодолением эгоцентрической позиции (ребёнок становится способным встать на позицию другого).
В игровом взаимодействии существенное место начинает занимать совместное обсуждение правил игры. Дети часто пытаются контролировать действия друг друга - указывают, как должен себя вести тот или иной персонаж. В случаях возникновения конфликтов во время игры дети объясняют партнёрам свои действия или критикуют их действия, ссылаясь на правила. При распределении детьми этого возраста ролей для игры можно иногда наблюдать и попытки совместного решения проблем («Кто будет…?»). Вместе с тем согласование действий, распределение обязанностей у детей чаще всего возникает ещё по ходу самой игры.
Более совершенной становится крупная моторика: ребенок хорошо бегает на носках, прыгает через веревочку, попеременно на одной и другой ноге, катается на двухколесном велосипеде, на коньках. Появляются сложные движения: может пройти по неширокой скамейке и при этом даже перешагнуть через небольшое препятствие; умеет отбивать мяч о землю одной рукой несколько раз подряд. Активно формируется осанка детей, правильная манера держаться. Развиваются выносливость (способность достаточно длительное время заниматься физическими упражнениями) и силовые качества (способность применения ребёнком небольших усилий на протяжении достаточно длительного времени).
Ловкость и развитие мелкой моторики проявляются в более высокой степени самостоятельности ребёнка при самообслуживании: дети практически не нуждаются в помощи взрослого, когда одеваются и обуваются. Некоторые из них могут обращаться со шнурками — продевать их в ботинок и завязывать бантиком.
К 5 годам они обладают довольно большим запасом представлений об окружающем, которые получают благодаря своей активности, стремлению задавать вопросы и экспериментировать.
Представления об основных свойствах предметов углубляются: ребёнок хорошо знает основные цвета и имеет представления об оттенках (например, может показать два оттенка одного цвета: светло-красный и тёмно-красный); может рассказать, чем отличаются геометрические фигуры друг от друга; сопоставить между собой по величине большое количество предметов.
Ребенок 5-6 лет умеет из неравенства делать равенство; раскладывает 10 предметов от самого большого к самому маленькому и наоборот; рисует в тетради в клетку геометрические фигуры; выделяет в предметах детали, похожие на эти фигуры; ориентируется на листе бумаги.
Освоение времени все ещё не совершенно: не точная ориентация во временах года, днях недели (хорошо усваиваются названия тех дней недели и месяцев года, с которыми связаны яркие события).
Внимание детей становится более устойчивым и произвольным. Они могут заниматься не очень привлекательным, но нужным делом в течение 20-25 мин вместе со взрослым. Ребёнок этого возраста уже способен действовать по правилу, которое задаётся взрослым (отобрать несколько фигур определённой формы и цвета, найти на картинке изображения предметов и заштриховать их определённым образом).
Объём памяти изменяется не существенно. Улучшается её устойчивость. При этом для запоминания дети уже могут использовать несложные приёмы и средства (в качестве подсказки могут выступать схемы, карточки или рисунки).
В 5-6 лет ведущее значение приобретает наглядно-образное мышление, которое позволяет ребёнку решать более сложные задачи с использованием обобщённых наглядных средств (схем, чертежей и пр.) . К наглядно-действенному мышлению дети прибегают в тех случаях, когда сложно без практических проб выявить необходимые связи. При этом пробы становятся планомерными и целенаправленными. Задания, которые можно решить без практических проб, ребёнок нередко может решать в уме.
Развивается прогностическая функция мышления, что позволяет ребёнку видеть перспективу событий, предвидеть близкие и отдалённыепоследствия собственных действий и поступков.
Для детей этого возраста становится нормой правильное произношение звуков. Сравнивая свою речь с речью взрослых, дошкольник может обнаружить собственные речевые недостатки.
Ребёнок шестого года жизни свободно использует средства интонационной выразительности: может читать стихи грустно, весело или торжественно, способен регулировать громкость голоса и темп речи в зависимости от ситуации (громко читать стихи на празднике или тихо делиться своими секретами и т. п.).
Дети начинают употреблять обобщающие слова, синонимы, антонимы, оттенки значений слов, многозначные слова. Словарь детей активно пополняется существительными, обозначающими названия профессий, социальных учреждений (библиотека, почта, универсам, спортивный клуб и т. д.); глаголами, обозначающими трудовые действия людей разных профессий, прилагательными и наречиями, отражающими качество действий, отношение людей к профессиональной деятельности. Использует в речи синонимы, антонимы; слова, обозначающие материалы, из которых сделаны предметы (бумажный, деревянный и т. д.).
Дошкольники могут использовать в речи сложные случаи грамматики: несклоняемые существительные, существительные множественного числа в родительном падеже, следовать орфоэпическим нормам языка; способны к звуковому анализу простых трёхзвуковых слов.
Дети учатся самостоятельно строить игровые и деловые диалоги, осваивая правила речевого этикета, пользоваться прямой и косвенной речью; в описательном и повествовательном монологах способны передать состояние героя, его настроение, отношение к событию, используя эпитеты и сравнения.
Круг чтения ребёнка 5-6 лет пополняется произведениями разнообразной тематики, в том числе связанной с проблемами семьи, взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, с историей страны. Малыш способен удерживать в памяти большой объём информации, ему доступно чтение с продолжением. Практика анализа текстов, работа с иллюстрациями способствуют углублению читательского опыта, формированию читательских симпатий.
Ребенок к 6 годам свободно называет свое имя, фамилию, адрес, имена родителей и их профессии.
В процессе восприятия художественных произведений дети эмоционально откликаются на те произведения искусства, в которых переданы понятные им чувства и отношения, различные эмоциональные состояния людей, животных, борьба добра со злом.
При слушании музыки дети обнаруживают большую сосредоточенность и внимательность. Творческие проявления музыкальной деятельности становятся более осознанными и направленными (образ, средства выразительности продумываются и сознательно подбираются детьми).
В изобразительной деятельности дети также могут изобразить задуманное (замысел ведёт за собой изображение). Развитие мелкой моторики влияет на совершенствование техники изображения: дошкольники могут проводить узкие и широкие линии краской (концом кисти и плашмя), рисовать кольца, дуги, делать тройной мазок из одной точки, смешивать краску на палитре для получения светлых, тёмных и новых оттенков, разбеливать основной тон для получения более светлого оттенка, накладывать одну краску на другую. Дети с удовольствием обводят рисунки по контуру, заштриховывают фигуры.
Старшие дошкольники в состоянии лепить из целого куска глины (пластелина), моделируя форму кончиками пальцев, сглаживать места соединения, оттягивать детали пальцами от основной формы, украшать свои работы с помощью стеки и налепов, расписывать их.
Совершенствуются практические навыки работы с ножницами: дети могут вырезать круги из квадратов, овалы из прямоугольников, преобразовывать одни геометрические фигуры в другие: квадрат - в несколько треугольников, прямоугольник - в полоски, квадраты и маленькие прямоугольники; создавать из нарезанных фигур изображения разных предметов или декоративные композиции.
Дети конструируют по условиям, заданным взрослым, но уже готовы к самостоятельному творческому конструированию из разных материалов. Постепенно дети приобретают способность действовать по предварительному замыслу в конструировании и рисовании.
В старшем дошкольном возрасте (5-7 лет) активно развиваются планирование и самооценивание трудовой деятельности. Освоенные ранее виды детского труда выполняются качественно, быстро, осознанно. Становится возможным освоение детьми разных видов ручного труда.
Возраст 5-6 лет можно охарактеризовать как возраст овладения ребёнком активным воображением, которое начинает приобретать самостоятельность, отделяясь от практической деятельности и предваряя её. Образы воображения значительно полнее и точнее воспроизводят действительность. Ребёнок чётко начинает различать действительное и вымышленное. Действия воображения - создание и воплощение замысла - начинают складываться первоначально в игре. Это проявляется в том, что прежде игры рождается её замысел и сюжет.
В возрасте 6-7 лет у детей складываются предпосылки для начала систематического школьного обучения. У них возрастает познавательная активность, интерес к миру, желание узнавать новое. Дети начинают проявлять интерес к творчеству, у них развивается воображение, дети стремятся к самостоятельности. Складываются предпосылки вхождения ребенка в более широкий социум. Развивается произвольность и воля. Детям 6-7 лет свойственно преобладание общественно-значимых мотивов над личностными. Развивается эмпатия, сочувствие. Самооценка ребенка 6-7 лет достаточно адекватна, более характерно ее завышение, чем занижение. Ребенок более объективно оценивает результат деятельности, чем свое поведение. Происходит постепенный переход от игры как ведущей деятельности к учению.
Вот некоторые умения и особенности развития детей 6-7 летнего возраста.
Социальное развитие:
- дети 6 лет уже умеют общаться со сверстниками и взрослыми, знают основные правила общения;
- хорошо ориентируются не только в знакомой, но и в незнакомой обстановке;
- способны управлять своим поведением (знают границы дозволенного, но нередко экспериментируют, проверяя, нельзя ли расширить эти границы);
- стремятся быть хорошими, первыми, очень огорчаются при неудаче:
- тонко реагируют на изменение отношения, настроения взрослых.
Организация деятельности:
- дети шестилетнего возраста способны воспринимать инструкцию и по ней выполнять задание, но даже если поставлены цель и четкая задача действий, то они все еще нуждаются в организующей помощи,
- они могут планировать свою деятельность, а не действовать хаотично, методом проб и ошибок, однако алгоритм сложного последовательного действия самостоятельно выработать еще не могут,
- ребята способны сосредоточенно, без отвлечения работать по инструкции 10-15 минут, затем им требуется небольшой отдых или изменение вида деятельности,
- они способны оценить в общем качество своей работы, при этом ориентированы на положительную оценку и нуждаются в ней,
- способны самостоятельно исправить ошибки и вносить коррекцию по ходу деятельности.
Речевое развитие:
- дети способны правильно произносить все звуки родного языка,
- способны к простейшему звуковому анализу слов,
- обладают хорошим словарным запасом (3,5 – 7 тысяч слов).
- грамматически правильно строят предложения,
- умеют самостоятельно пересказать знакомую сказку или составить рассказ по картинкам и любят это делать,
- свободно общаются со взрослыми и сверстниками (отвечают на вопросы, задают вопросы, умеют выражать свою мысль,
- способны передавать интонацией различные чувства, речь богата интонационно,
- способны использовать все союзы и приставки, обобщающие слова, придаточные предложения
Интеллектуальное развитие:
- дети шестилетнего возраста способны к систематизации, классификации и группировке процессов, явлений, предметов, к анализу простых причинно-следственных связей,
- они проявляют самостоятельный интерес к животным, к природным объектам и явлениям, наблюдательны, задают много вопросов,
- с удовольствием воспринимают любую новую информацию,
- имеют элементарный запас сведений и знаний об окружающем мире, быте, жизни.
Развитие внимания:
- шестилетки способны к произвольному вниманию, однако устойчивость его еще не велика (10—15 минут) и зависит от условий и индивидуальных особенностей ребенка.
Развитие памяти и объема внимания:
- количество одновременно воспринимаемых объектов не велико (1 – 2),
- преобладает непроизвольная память, продуктивность непроизвольной памяти резко повышается при активном восприятии,
- дети способны к произвольному запоминанию (умеют принять и самостоятельно поставить задачу и проконтролировать ее выполнение при запоминании как наглядного, так и словесного материала; значительно легче запоминают наглядные образы, чем словесные рассуждения),
- способны овладеть приемами логического запоминания (смысловое соотнесение и смысловая группировка),
не способны быстро и четко переключать внимание с одного объекта, вида деятельности и т. п. на другой.
.
Развитие мышления:
- наиболее характерно наглядно-образное и действенно- образное мышление,
- доступна логическая форма мышления.
Зрительно-пространственное восприятие:
- способны различать расположение фигур, деталей в пространстве и на плоскости (над — под, на — за, перед — возле, сверху — внизу, справа — слева и т. п.);
- способны определять и различать простые геометрические фигуры (круг, овал, квадрат, ромб и т. п.),
- способны различать и выделять буквы и цифры, написанные разным шрифтом;
- способны мысленно находить часть от целой фигуры, достраивать фигуры по схеме, конструировать фигуры (конструкции) из деталей.
Зрительно-моторные координации:
- способны срисовывать простые геометрические фигуры, пересекающиеся линии, буквы, цифры с соблюдением размеров, пропорций, соотношения штрихов. Однако, здесь еще много индивидуального: то, что удается одному ребенку, может вызвать трудности у другого.
Слухо-моторные координации:
- способны различать и воспроизводить несложный ритмический рисунок;
- способны выполнять под музыку ритмичные (танцевальные) движения.
Развитие движений:
- дети уверенно владеют элементами техники всех бытовых движений;
- способны к самостоятельным, точным, ловким движениям, производимым под музыку в группе детей;
- способны освоить и правильно реализовать сложнокоординированные действия при ходьбе на лыжах, катании на коньках, велосипеде и т. п.;
- способны выполнять сложнокоординированные гимнастические упражнения,
способны к координированным движениям пальцев, кисти руки при выполнении бытовых действий, при работе с конструктором, мозаикой, при вязании и т. п., - способны к выполнению простых графических движений (вертикальных, горизонтальных линий, овалов, кругов и т. п.);
- способны овладеть игрой на различных музыкальных инструментах.
Личностное развитие, самосознание, самооценка:
- способны осознавать свое положение в системе отношений со взрослыми и сверстниками,
стремятся соответствовать требованиям взрослых, стре мятся к достижениям в тех видах деятельности, которые они выполняют; - самооценка в разных видах деятельности может существенно отличаться,
- не способны к адекватной самооценке. Она в значительной степени зависит от оценки взрослых (педагога, воспитателей, родителей).
Мотивы поведения:
- интерес к новым видам деятельности;
- интерес к миру взрослых, стремление быть похожим на них;
- проявляют познавательные интересы;
- устанавливают и сохраняют положительные взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.
Произвольность:
- способны к волевой регуляции поведения (на основе внутренних побуждений и установленных правил),
- способны проявить настойчивость, преодолевать трудности.
Адресат программы - данная программа предусматривает дифференцированный подход к обучению, учет индивидуальных психофизиологических особенностей воспитанников. Использование традиционных и современных приемов обучения позволяет заложить основы для формирования основных компонентов учебной деятельности: умение видеть цель и действовать согласно с ней, умение контролировать и оценивать свои действия.
В процессе обучения используются следующие диагностические методы:
- творческие задания,
- наблюдение,
- тестирование,
- беседы,
- анкетирование,
- мониторинг достижений.
Объём и срок освоения программы:
общее количество учебных часов – 72ч;
количество часов и занятий в неделю- два раза в неделю по 1 часу продолжительность занятий - 30 мин.
Форма обучения – очная (Закон № 273-ФЗ, гл.2, ст.17, п.2)
Особенности организации образовательного процесса. Предусматривает набор обучающихся по желанию и запросу родителей.
Формы организации деятельности детей на занятии:
- индивидуальная,
- работа по подгруппам,
- групповая.
Формы проведения занятий:
- практическое занятие,
- беседа,
- игра-путешествие,
- открытое занятие,
Ориентация на самостоятельную деятельность ребёнка органично сочетается с групповыми методами работы.
1.2.Цель и задачи программы:
Цель:
развитие личности каждого ребенка, формирование его готовности к систематическому обучению, преодоление факторов дезадаптации за счет выравнивания стартовых возможностей каждого ребенка, позволяющих им в дальнейшем успешно усвоить программу начальной школы; создание условий для максимального раскрытия индивидуального возрастного потенциала ребёнка.
Задачи программы:
- создание условий для адекватного развития будущих первоклассников, их успешной адаптации в школе;
- обеспечение одинаковых стартовых возможностей для поступающих в школу;
- укрепление и развитие эмоционально-положительного отношения ребенка к школе, желания учиться;
- повышение педагогической культуры родителей, дети которых поступают в первый класс;
- повышение информированности родителей о проблемах адаптации детей в школе и особенностях кризиса 7 лет;
- оказание психологической помощи и поддержки детям и их родителям.
1.3 Содержание программы.
Программа представлена двумя направлениями:
«Раз – ступенька, два – ступенька…»включает задания, знакомящие детей с миром чисел и величин в интересной и доступной форме на разной степени трудности, с пространственными и временными ориентировками, дает возможность формирования целостного взгляда на окружающий мир.
Задания подбираются с учетом индивидуальных особенностей личности ребенка, с опорой на его жизненный опыт, создавая ситуацию успеха для каждого из них. Каждый ребенок должен продвигаться вперед своим темпом и с постоянным успехом. Для решения этой задачи включается материал различной степени сложности – от необходимого минимума до возможного максимума.
Работа по данной программе позволяет проводить занятия интегрированного типа, развивать мелкую моторику рук, использовать игровые формы деятельности. Дидактические игры не только являются формой усвоения знаний, но и способствуют общему развитию ребенка, его познавательных интересов и коммуникативных способностей. Программа курса отражает современные научные взгляды на способы организации развивающего обучения, обеспечивает решение задач интеллектуального и личностного развития детей, формирование у них познавательных интересов и творческого мышления, способствует сохранению и поддержке их здоровья.В курсе реализуется основная методическая идея – развитие познавательных процессов у детей будет более активным и эффективным, если оно осуществляется в процессе деятельности ребенка, насыщенной математическим содержанием, направляется специальным подбором и структурированием заданий, формой их представления, доступной, интересной и увлекательной для детей этого возраста. Большое внимание уделяется формированию общаться с педагогом и другими детьми, работать в одном ритме со всеми, когда это необходимо, работать со счетным и геометрическим раздаточным материалом. Использование специально отобранного математического содержания и методов работы с ним позволит вывести общее развитие детей на уровень, необходимый для успешного изучения математики в школе.Программа курса отражает современные научные взгляды на способы организации развивающего обучения, обеспечивает решение задач интеллектуального и личностного развития детей, формирование у них познавательных интересов и творческого мышления, способствует сохранению и поддержке их здоровья
Основные задачи при реализации данной программы:
По первому разделу:
-Формировать мотивацию учения, ориентацию на удовлетворение познавательных интересов, радость творчества.
- Увеличить объем внимания и памяти.
-Формировать мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия).
-Развивать образное и вариативное мышление, фантазию, воображение, творческие способности.
-Развивать речь, умение аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.
- Формировать умения планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами и алгоритмами, проверять результат своих действий.
-подготовка руки к письму («печатание» цифр, рисование геометрических форм, выполнение различных видов штриховки и т.д.)
Учебный план к курсу «Раз – ступенька, два – ступенька…»
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | |||
Всего | Теория | Практика | Формы аттестации/ контроля | ||
1 | Вводное занятие | 1 | 1 | - | беседа |
2 | Общие вопросы | 7 | 2 | 5 | диагностика |
3 | Числа и арифметические действия с ними | 22 | 5 | 17 | практическая работа |
4 | Пространственно – временные представления | 5 | 2 | 3 | устный опрос, работа с карточками |
5 | Итоговое занятие | 1 | - | 1 | открытое занятие |
Всего | 36 | 10 | 26 |
Содержание учебного плана
Раздел 1. Вводное занятие | 1 час | ||||
Теория | Знакомство собучающимися,ознакомление их с кабинетом, в котором они будут заниматься и с видом работ. Диагностика по уровню сформированности первичных математических знаний у дошкольников. | ||||
Раздел 2. Общие вопросы | 7 часов | ||||
Теория | Знакомство со свойствами предметов, переместительным свойством сложения совокупностей предметов; получают начальные представления о величинах (длине, площади, объёме и т.д.).знакомство с некоторыми общепринятыми единицами измерения некоторых величин. Учить выражать словами местонахождение предмета. | ||||
Практика | Учатся ориентироваться в тетради в клетку; устанавливать единую мерку при сравнении величин. Решение простых (в одно действие) задач на сложение и вычитание с использованием наглядного материала. Сравнивают предметы способом наложения, выделяют предметы из группы предметов по 2-3 признакам, сравнивают предметы «на глаз» (развивают глазомер). С помощью дидактических игр используют полученные знания на практике. Учатся использовать для записи знаки. | ||||
Раздел 3. Числа и арифметические действия с ними. | 22 часа | ||||
Теория | Закрепляют количественный и порядковый счёт в пределах 20; сравнивают предыдущее и последующее число на числовом ряду. Учатся называть четные и нечетные числа; узнавать однозначные и двузначные числа. | ||||
Практика | Обучение письму цифр в клетке; преобразуют неравенства в равенства. | ||||
Раздел 4. Пространственно – временные представления. | 5 часов | ||||
Теория | Знакомство с начальным представлением о точке, прямой и кривой линии, луче, отрезке, ломаной линии; углах. Уточнить пространственно – временные представления: слева, справа, внутри, снаружи, перед, за и т.д. Закрепить умение устанавливать последовательность событий. | ||||
Практика | Учатся выделять в окружающей обстановке предметы одинаковой формы и соотносить их с геометрическими фигурами (шар, куб и т.п.); учатся составлять фигуры из частей и делить фыигуры на части. Конструирование фигур из палочек, рисование их в тетради. | ||||
Раздел 5. Итоговое занятие. | 1 час | ||||
Практика | Проведение открытого итогового занятия. |
- «По дороге к Азбуке» помогает практически подготовить детей к обучению чтению, письму и совершенствовать их устную речь. Содержание курса направлено на общее развитие ребенка, посредством которого создается прочная основа для успешного изучения русского языка. При подготовке к обучению чтению формируется готовность связно говорить на определенные темы, осознавать на элементарном уровне, что такое речь, каково её назначение и особенности. Ведется работа по коррекции и развитию фонематического слуха, по выработке отчетливого и ясного произношения звуков, слогов, слов: осуществляется работа над звуковым анализом слов. Особое внимание обращается на технику речи, в связи с чем в занятие включаются элементы дыхательной гимнастики, артикуляционные упражнения, речевые разминки, помогающие развитию устной речи, усвоению норм литературного языка.
Основные задачи при реализации данной программы:
По второму разделу:
-развивать грамматический строй речи и умение конструировать связное высказывание;
-развивать умение оперировать единицами языка: звуком, слогом, словом, предложением;
-развивать виды речевой деятельности: умения слушать, говорить, свободно пользоваться языком в различных ситуациях общения.
-обогащать речь детей, за счет расширения и уточнения представлений детей об окружающем мире в ходе чтения, рассмотрения иллюстраций, бесед и др.
-развивать фонематический слуха (умение выделять звук из ряда других) и фонематический анализ (умение делать звуко-буквенный анализ слов, правильно определять и давать характеристику звука);
-развивать мелкую моторику пальчиков, подготовка руки к письму («печатание» букв, слов, предложений)
-воспитание старательности, усидчивости.
-воспитывать у каждого ребёнка чувство собственного достоинства, самоуважения, стремление к активной деятельности.
Учебный план к курсу «По дороге к Азбуке»
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | |||
Всего | Теория | Практика | Формы аттестации/ контроля | ||
1 | Вводное занятие | 1 | 1 | - | беседа |
2 | Привлечение внимания и интереса детей к собственной речи и речи окружающих. | 4 | 2 | 2 | практическая работа |
3 | Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха и аналитико – синтетических способностей. | 11 | 4 | 6 | практическая работа |
4 | Обогащение и уточнение словаря. | 6 | 2 | 4 | практическая работа |
5 | Развитие связной диалогической и монологической речи. | 5 | 2 | 3 | практическая работа |
6 | Коммуникативная деятельность. | 3 | 1 | 2 | практическая работа |
7 | Итоговое занятие | 1 | - | 1 | открытое занятие |
Всего | 36 | 15 | 21 |
Содержание учебного плана
Раздел 1. Вводное занятие | 1 час | |||||
Теория | Знакомство собучающимися,ознакомление их с кабинетом, в котором они будут заниматься и с видом работ. | |||||
Раздел 2. Привлечение внимания и интереса детей к собственной речи и речи окружающих. | 4 часа | |||||
Теория | Развитие внимательного отношения к сообщениям воспитателя и детей; создание условий для высказываний и общения детей; содействие развитию интереса к речевым заданиям путем использования большого количества занимательного речевого и наглядного материала. | |||||
Практика | Учатсявыявлять и исправлятьнепроизвольные ошибки в речи сверстников;воспитание самоконтроля за собственной речью; развитие тонких дифференцированных движений и выносливости пальцев рук в ходе проведения прямых и извилистых линий, обведение контуров. | |||||
Раздел 3. Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха и аналитико – синтетических способностей. | 11 часов | |||||
Теория | Совершенствование умения определять артикуляторные и акустические характеристики звуков; определение акустических характеристик звука; классифицирование звуков по артикуляторным и акустическим признакам; знакомство с буквами; различение понятий звук и буква; учатся различать предложения по интонации. | |||||
Практика | Выделяют звук в различных частях слова ( в начале, середине, конце), определяют положение звука в слове, выделяют повторяющиеся в слове звуки); умет составлять схемы слова; определяют количество слогов в слове; умеют соотнести букву со звуком. Выполняют работу с трафаретами, работают с магнитами на доске (при изучении звуко – буквенного анализа слов), печатают буквы, пишут элементы букв в тетради, используются игры на внимание. Умеют ставить ударения в словах. | |||||
Раздел 4. Обогащение и уточнение словаря. | 6 часов | |||||
Теория | Обогащение словарного запаса детей посредством знакомства с новыми многосложными словами; Совершенствование умений образовывать слова приставочным и суффиксальным способами; расширение словарного запаса (слова – омонимы, антонимы, многозначные слова, фразеологизмы). | |||||
Практика | Умеют делить слова на тематические группы; умеют различать части речи ( слова – названия предметов, слова признаки, слова – действия). Умеют составлять словосочетания и предложения по опорным словам и картинкам, распространение предложений. Развивают точность движений, внимание и контроль за собственными действиями. Выполняют упражнения по подготовке руки к письму. | |||||
Раздел 5. Развитие связной диалогической и монологической речи. | 5 часов | |||||
Теория | Учатся давать развернутые ответы на вопросы взрослого; рассказывают о себе, каком – либо предмете, животном по сюжетной картине; о сюжете из жизни по опорным картинкам и по схеме; | |||||
Практика | Умеют пересказывать сказки и истории, составляют с помощью взрослого рассказы по серии картинок. Выполняют упражнения по подготовке руки к письму. | |||||
Раздел 6. Коммуникативная деятельность. | 3 часа | |||||
Теория | Учатся выслушивать собеседника, не перебивая его; участие в организованном взрослым диалоге ,коллективном рассказе, обсуждении событий и произведений, анализе ситуаций; | |||||
Практика | Развитие умения грамотно формулировать свои вопросы; развитие умения отвечать на вопросы взрослого или сверстника полным, развернутым ответом, излагать собственное мнение. Реализация попыток справляться со своими эмоциями.Выполняют упражнения по подготовке руки к письму. | |||||
Раздел 5. Итоговое занятие. | 1 час | |||||
Практика | Проведение открытогот итогового занятия. |
А также работа по укреплению мускульной силы кисти руки и пальцев: готовить пишущую руку к письму с помощью обведения по контуру узоров, букв и цифр различной конфигурации; составление узоров по аналогии и самостоятельно, дополнения и штриховки предметов, гимнастики для пальцев; знакомить с правилами письма – с правильной посадкой при письме, с положением листа, карандаша, ручки при работе в тетради; учить работать в ограниченном пространстве (в клетке, рабочей строке), перемещать пишущую руку снизу вдоль строки, слева направо.
1.4. Планируемые результаты.
Ожидаемые результаты соотнесены с задачами и содержанием программы делятся на 2 группы:
- Теоретическая подготовка по основным разделам программы;
- Практические умения и навыки.
В результате обучения
по разделу «Раз – ступенька, два – ступенька…» дети
будут знать:
- Состав чисел в числовом ряду;
- Место числа в числовом ряду;
- Как получить число второго десятка;
- Геометрические фигуры, их элементы и свойства;
- Обратный счет в пределах 20;
- Предшествующее число, последующее число.
- Четные и нечетные числа;
- Однозначные и двузначные числа.
будут уметь:
- Самостоятельно объединять различные группы предметов, имеющие общий признак в единое множество и удалять из множества отдельные её части;
- Считать до 20 и дальше;
- Называть числа в прямом и обратном порядке, начиная с любого числа натурального ряда в пределах 20;
- Составлять и решать арифметические задачи на сложение и вычитание в пределах 20, пользоваться цифрами и арифметическими знаками при их написании;
- Самостоятельно составлять ряд, содержащий некоторую закономерность;
- Использовать числовой отрезок для присчитывания и отсчитывания одной или нескольких единиц;
- Сравнивать предметы по массе, площади, объему, измерять эти величины различными мерками;
- Узнавать, называть и изображать точку, прямую, кривую, ломаную линию, замкнутые и незамкнутые линии, отрезок, луч, угол; показывать на моделях и чертежах углы многоугольника;
- Ориентироваться в окружающем пространстве и на плоскости (лист, страница, поверхность стола и т.д.), выражать словами местонахождение предмета;
- Определять количество десятков и единиц;
- Сравнивать двузначные числа с опорой на количественную модель;
- Уметь считать парами, тройками, пятёрками;
- Выполнять работы по образцу в тетради;
- Писать графические диктанты на слух.
В результате обучения
по разделу «По дороге к Азбуке» у ребенка
- преимущественно чистое произношение всех звуков родного языка;
-хорошо развита мелкая моторика пальцев рук;
-речь обогащена выразительными средствами.
будут знать:
- Все буквы алфавита;
- Все звуки русского языка, их классификации
- Соблюдать речевой этикет в общении;
будут уметь:
- Использовать в активной речи тематическую лексику, названия признаков предметов, действий.
- Употреблять одно-, двух-, трехсложные слова;
- Воспроизводить и изменять фонетический, слоговой и морфологический рисунок слова, согласовывать слова в словосочетаниях и предложениях;
- Активно и свободно общаться со взрослыми и сверстниками, проявлять инициативу в общении, вступать в беседу;
- Составлять подробные рассказы с опорой на схему и без опоры на наглядность;
- Придавать рассказу индивидуальное своеобразие;
- Производить звуковой и слоговой анализ слов;
- Различать гласные и согласные звуки;
- Составлять простые предложения и интонационно правильно проговаривать их в соответствии со знаком на конце;
- Правильно ставить ударение в знакомых словах;
- Свободно и осознанно читать простые слова;
- Спечатывать текст с учебника и печатать буквы под диктовку;
- Писать элементы строчных и прописных букв.
Раздел № 2 « Комплекс организационно- педагогических условий».
2.1Календарный учебный график
- количество учебных недель – 36,
-количество учебных дней – 72,
- продолжительность каникул – нет
- дата и окончание учебного периода - 01.09. 2020 – 31.05.2021 г.
2.2 Условия реализации программы
Материально – техническое обеспечение:
- оборудование:столы,стулья, доска для записей, мел и маркеры,ноутбук,мультимедийный проектор,экран переносной,стулья и столы детские, магнитная доска, магнитофон;
- дидактический материал: сюжетные картинки,дидактические карточки,иллюстративные наглядные материалы, методическая литература.
- раздаточные материалы: шариковыеручки четырех цветов (синяя, зеленая, черная, красная), простой карандаш, цветные карандаши (6 цветов), тетрадь в клетку (24 л), тетрадь в крупную клетку (12 л), тетрадь в косую линейку (12 л), тетрадь в частую косую линейку (12 л), альбом, раздаточный материал для счета, линейка, трафареты, ластик.
Информационное обеспечение:
- видеозаписи, аудиозаписи, мультимедийные материалы, компьютерные программные средства;
2.3Формы промежуточного и итогового контроля.
- скрытое тестирование,
- наблюдение в ходе занятий,
- беседы с родителями.
2.4 Оценочные материалы
Проверка ожидаемых результатов проводится на основе педагогической диагностики.
Методики текущей и итоговой диагностики уровня сформированности психологических характеристик готовности к школе:
- Тест «Мотивационная готовность», диагностирующий внутреннюю позицию школьника (по Т.Д. Марцинковской).
- Экспериментальная беседа по опредлению «Внутренней позиции школьника» автор Н.И. Гуткина.
- Методика «Графический диктант» Д. Б. Эльконина, предназначена для исследования ориентации в пространстве. С её помощью также определяется умение внимательно слушать и точно выполнять указания взрослого, правильно воспроизводить заданное направление линии, самостоятельно действовать по указанию взрослого.
- Тест Керна – Йирасека, данная методика позволяет определить уровень развития мелкой моторики, предрасположенность к овадению навыками письма, уровень развития координации движений руки и протранственной ориентации. Выявляет общий уровень психического развития, уровень развития мышления, умение слушать, выполнять задания по образцу, произвольность психической деятельности.
- Тест «Способность к обучению в школе» Г. Вицлака, диагностика психологической готовности детей 5,5 -7 лет к школьному обучению, уровня умственного развития ребенка.
(1 задание «История в картинках», 2 – «Знание цвета», 3 – «Заучивание четверостиший», 4 – «Знание названий предметов», 5 – «Процесс счета», 6 – «Порядок счета», 7 – «Классификация предметов», 8 –«Восприятие количества», 9 – «Размещение фигур», 10 –«Сравнение картинок», 11 – «Дифференциация цвета и формы», 12 – «Воспроизведение четверостиший», 13 – «Нахождение аналогий», 14 – «Срисовывание», 15 – «Описание картинки»).
- Опросник ориентировочного теста школьной зрелости Я. Йирасека.
Форма подведения итогов по реализации дополнительной образовательной программы «Школа будущего первоклассника» – открытое занятие для родителей.
2.5 Методические материалы.
При реализации данной программы применяются словесные, наглядные, игровые и практические приемы и методы взаимодействия взрослого и ребенка (введение игрового персонажа, подвижные игры, экспериментирование,моделирование, занимательные упражнения, графические, фонематические, грамматические игры,игры на развитие внимания, памяти.
Используется разнообразный дидактический материал:магнитная азбука, карточки с буквами, с цифрами, картинки с цветным изображением звуков, предметные картинки для составления предложений и задач; сюжетные картинки для составления рассказов, мнемотаблицы.
Форма организации образовательного процесса: групповая.
Формы организации учебного занятия: совместная игровая – познавательная
деятельность взрослого и детей (игры и продуктивная деятельность): индивидуальные, групповые.
Педагогические технологии:технология индивидуализации обучения,
- технология группового обучения,
- технология коллективного взаимообучения,
- технология дифференцированного обучения,
- технология разноуровневого обучения,
- технология развивающего обучения,
- технология проблемного обучения,
- технология исследовательской деятельности, технология проектной деятельности,
- технология игровой деятельности,
- коммуникативная технология обучения,
- технология коллективной творческой деятельности,
- технология образа и мысли,
- здоровьесберегающая технология.
Обязательными условиями проведения занятий являются:
- использование игровых методов преподавания,
- смена видов деятельности,
- положительная оценка личных достижений каждого ребенка.
Связь с родителями осуществляется на протяжении всего учебного года в форме индивидуальных бесед. В ходе такого общения родители имеют возможность составить представление об успехах ребенка и получить рекомендации, позволяющие скорректировать как учебную, так и другие виды деятельности, влияющие на успешность обучения.
2.6. Список литературы.
- Бортникова Е. Готовимся к школе. Обучаем грамоте. – Екатеринбург: ООО «Издательский дом Литур», 2017.
- Бортникова Е. Знакомимся с геометрией (для детей 6-7 лет) : тетрадь. – Екатеринбург: ООО «Литур-К», 2016
- Бортникова Е. Мои первые прописи (для детей 5-7 лет) – Екатеринбург : ООО «Издательский дом «Литур»», 2018 (Рабочая тетрадь)
- Бортникова Е. Тетрадь Развиваем внимание и логическое мышление для детей 4-5 лет. Издательский дом «Литур», 2014
- Бортникова Е. Учимся писать цифры. Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет. Екатеринбург: ООО «Издательский дом «Литур»», 2018
- Буре «Нарисуй, подумай, угадай! Тетрадь для занятий с детьми 5 -6 лет Издательство ЮВЕНТА Москва, 2001
- Гаврина С, Кутявина Н, Топоркова И, Щербинина С «Готов ли ваш ребенок к школе? 6-7 лет. Книга тестов. – М.: ООО «Издательство «Росмэн – Пресс», 2004 (Книга для дошколят)
- Гаврина С, Кутявина Н, Топоркова И, Щербинина «Готовим руку к письму» 5-7 лет Академия развития, 2005
- Гаврина С, Кутявина Н, Топоркова И, Щербинина «Развиваем мышление» (6-7 лет) Рабочая тетрадь. ЗАО «РОСМЭН –ПРЕСС», 2009
- Гаврина С, Кутявина Н, Топоркова И, Щербинина С «Учимся считать» серия «Программа развития и обучения дошкольника» ЗАО «ОЛМА Медиа Групп», 2015
- Гейдман Б.П., Зверева Е.А., Ивакина Т.В., Мишарина И.Э. «Математика в начальной школе» Рабочая тетрадь №1 по математике считаем до 10 Москва Книжный дом «ЧеРо» МЦНМО, 2005
- Дмитриева В. Г. «Волшебные клеточки и точки» - М.:«Астрель»: Полиграфиздат 2010
- Ефимова С.П. «Как готовить ребенка к школе». Советы врача. Книга для родителей. Москва «Просвещение» 2016г.
- Жукова О.С. Первый шаг. Популярная методика игровых уроков» Москва. ОНИКС, 2004
- Земцова О.Н. «Развивающие тесты для детей 4-5 лет. Учебное пособие ООО Издательская Группа «Азбука –Аттикус», 2012
- Игнатьева Л.В., Колесникова Е.В. Азбука. Мой первый учебник. Соответствует ФГОС ДО Издательство ЮВЕНТА Москва, 2015
- Колесникова Е.В. Я решаю логические задачи. Математика для детей 5-7 лет 2-е издание, исправленное -М.: ТЦ сфера, 2016 г.
- Кислова Т.Р. По дороге к азбуке. Методические рекомендации к образовательной программе речевого развития детей дошкольного возраста. ФГОС ДО Москва БАЛАСС, 2017
- Кислова Т.Р., Иванова А.А. «По дороге к азбуке» Учебное пособие ч. 5, - М.: Баласс,2017
- Кузнецова В. Г. «Учимся играя» серия «Программа развития и обучения дошкольника», ОАО «ОЛМА Медиа Групп»,2015
- Куцина Е, Созонова Н, Хрушкова Н. Готовимся к школе «Учимся пересказывать (для детей 5-7 лет). – Екатеринбург: ООО «Литур – К», 2016.
- Лугарёв А. Игры со словами. – М.:РИПОЛ классик, 2013 (Подготовка к школе)
- Маврина Л. Математика. Состав числа. Рабочая тетрадь дошкольника ООО «Стрекоза» , 2013
- Маврина Л. Рабочая тетрадь дошкольника «Развиваем творческое мышление» ООО «Стрекоза» 2013
- Маврина Л., Семакина Е. «Развитие речи. Говори правильно» ООО «Стрекоза» 2011
- Макарова О.А. «Активизация умственной деятельности детей на занятиях по математике: Сборник материалов/ Под ред. В.Г.Паршиной. – Тамбов:ТОИПКРО, 2005
- Минкевич Л.В. Математика в детском саду. Подготовительная к школе группа. Москва Издательство «Скрипторий 2003» 2016
- Павленко Э. «Игры, стихи и загадки для развитияречи. М.: «Стрекоза»,2010
- Петерсон Л. Г., Кочемасова Е.Е. Игралочка – ступенька к школе. Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации часть 4 (1-2) Соответствует ФГОС ДО Издательство ЮВЕНТА Москва, 2014
- Петерсон Л.Г., Холина Н.П. «Раз – ступенька, два – ступенька… математика для детей 5-6 лет часть 1. Соответствует ФГОС ДО Издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний», 2017
- Петерсон Л.Г., Холина Н.П. «Раз – ступенька, два – ступенька… математика для детей 6-7 лет часть 2. Соответствует ФГОС ДО Издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний», 2017
- Семакина Е. Рабочая тетрадь дошкольника «Логика. Сравниваем предметы» ООО «Стрекоза» 2011
- Столяренко А.В. Прописи. Пишу цифры правильно Разработано с учетом ФГОС ДОсерия «Полная программа подготовки руки к письму» РОСМЭН, 2016
- Трифонова Н. М. Первые прописи. Издательство «Цитадель – трейд», 2010
- Узорова О.В., Нефёдова Е.А. «Быстрая подготовка к шоле» Издательство АСТ Москва,2018
- Узорова О.В., Нефёдова Е.А. 500 узоров. ООО « Издательство Астрель», 2004
- Управителева Л.В. Обучение грамоте в детском саду. Ярославль Академия развития, 2008
- Азбука – пропись. Строчные буквы. Для детей старшего дошкольного возраста. ООО Издательство «Фламинго», 2012 г.
- Графические диктанты. ООО «Стрекоза», 2010
- Звуки, буквы, слоги , слова (для детей 5-7 лет ). Уроки Тины Конделаки для умников и умниц. Академия развития, 2007
- Знакомимся с геометрией (ч.1), (ч.2) для детей 5-6 лет. ООО «ВК ДАКОТА» Серия «Рабочие тетради дошкольника.
- Математика. –М.: РОСМЭН, 2015 (Вся дошкольная программа)
- Письмо. –М.: РОСМЭН, 2015 (Вся дошкольная программа)
- Первые прописи. Тетрадь для дошкольников по развитию мелкой моторики руки. Школа будущих отличников. Издательство «Академия развития» 2010г.
- Прописи для дошколят (для детей 5-7 лет ). Уроки Тины Конделаки для умников и умниц. Академия развития, 2007
- Занимательная математика. Развивающие задания для детей //Смекалочка №17, 2011
- Прописи. Учимся писать буквы. ООО Издательство «Фламинго», 2012
- Рабочая тетрадь дошкольника. Математика. Подготовка к школе. ООО «Стрекоза» 2011г.
- Двузначные числа: методика знакомства. Старший дошкольный возраст. Белошистая А. // Дошкольное воспитание 4, 2003г. стр. 9.
Список полезных интернет – ресурсов:
http://tambovodb.ru/joomla/index.php/tambovskoe-kraevedenie
http://www.graycell.ru/works/2x2sud/1.html
http://www.igraemsa.ru/igry-dlja-detej/igry-na-vnimanie-i-pamjat
http://www.teremoc.ru/index.php
http://allforchildren.ru/index_rus.php
http://345-games.ru/category/raskraski-2
http://www.hobobo.ru/media/video/cat/sovetskie
http://www.1umka.ru/index/podvizhnye_igry/0-227
http://www.e-skazki.narod.ru — электронные сказки онлайн
http://www.agakids.ru — детский поисковик, всё для детей
http://www.deti.ru – детский сайт, обучение, воспитание, онлайн игры.
Приложение 3
Календарный учебный график к курсу «Раз – ступенька, два – ступенька…»
№ п/п | Месяц | Число | Время проведения занятия | Форма занятия | Кол –во часов | Тема занятия | Место проведения | Форма контроля |
1 | сентябрь | 01 | 16. 30 –17.00 по1часу) | групповая | 1 | Вводное занятие | групповая комната | диагностика |
2 | сентябрь | 08 | 16. 30 –17.00 | групповая | 1 | Свойства предметов. Знакомство с клеткой. Ориентировка на листе бумаги. Один – много. Ориентировка | групповая комната | текущий |
3 | сентябрь | 15 | 16. 30 –17.00 | групповая | 1 | Сравнение групп предметов. Знаки > и <; = и ≠. | групповая комната | текущий |
4 | сентябрь | 22 | 16. 30 –17.00 | групповая | 1 | Сложение. Вычитание. Представление о сложении и вычитании. | групповая комната | текущий |
5 | сентябрь | 29 | 16. 30 –17.00 | групповая | 1 | Пространственные представления: на, над, под; слева, справа; между, посередине, соседи, внутри, снаружи; впереди, сзади; перед, за; первый, предыдущий, последующий, последний. | групповая комната | текущий |
6 | октябрь | 06 | 16. 30 –17.00 | групповая | 1 | Число 1. Цифра 1. Графические диктанты. | групповая комната | текущий |
7 | октябрь | 13 | 16. 30 –17.00 | групповая | 1 | Число 2. Цифра 2. Понятие «пара». | групповая комната | текущий |
8 | октябрь | 20 | 16. 30 –17.00 | групповая | 1 | Число 3. Цифра 3. Понятие «тройка». | групповая комната | текущий |
9 | октябрь | 27 | 16. 30 –17.00 | групповая | 1 | Точка. Линии: прямая, ломаная, кривая, волнистая. Замкнутые и незамкнутые линии. Отрезок. Измерение длины. луч. Измерение длины. Понятие «длиннее», «короче». Единицы измерения. | групповая комната | текущий |
10 | ноябрь | 03 | 16. 30 –17.00 | групповая | 1 | Число 4. Цифра 4. Состав числа. | групповая комната | текущий |
11 | ноябрь | 10 | 16. 30 –17.00 | групповая | 1 | Число 5. Цифра 5. Четные и нечетные числа. | групповая комната | текущий |
12 | ноябрь | 17 | 16. 30 –17.00 | групповая | 1 | Углы. Виды углов. | групповая комната | текущий |
13 | ноябрь | 24 | 16. 30 –17.00 | групповая | 1 | Числа 1 -5. Математические игры. | групповая комната | текущий |
14 | декабрь | 01 | 16. 30 –17.00 | групповая | 1 | Число 6. Цифра 6. | групповая комната | текущий |
15 | декабрь | 08 | 16. 30 –17.00 | групповая | 1 | Число 7. Цифра 7. Логические задачи. Установление закономерностей. | групповая комната | текущий |
16 | декабрь | 15 | 16. 30 –17.00 | групповая | 1 | Число 8. Цифра 8. Дидактические игры. | групповая комната | текущий |
17 | декабрь | 22 | 16. 30 –17.00 | групповая | 1 | Понятие «легче», «тяжелее». Сравнение по массе. Измерение массы. | групповая комната | текущий |
18 | январь | 12 | 16. 30 –17.00 | групповая | 1 | Число 9. Цифра 9. Математические загадки. | групповая комната | текущий |
19 | январь | 19 | 16. 30 –17.00 | групповая | 1 | Объем. Сравнение по объему. Измерение объема. | групповая комната | текущий |
20 | январь | 26 | 16. 30 –17.00 | групповая | 1 | Числовой отрезок. | групповая комната | текущий |
21 | февраль | 02 | 16. 30 –17.00 | групповая | 1 | Число 0. Цифра 0. Свойства числа 0. | групповая комната | текущий |
22 | февраль | 09 | 16. 30 –17.00 | групповая | 1 | Число 10. Десяток как счетная единица. | групповая комната | текущий |
23 | февраль | 16 | 16. 30 –17.00 | групповая | 1 | Геометрические фигуры и геометрические тела: шар, куб, параллелепипед, пирамида, конус, цилиндр. | групповая комната | текущий |
24 | март | 02 | 16. 30 –17.00 | групповая | 1 | Площадь. Измерение площади. | групповая комната | текущий |
25 | март | 09 | 16. 30 –17.00 | групповая | 1 | Число 11. Цифра 11. | групповая комната | текущий |
26 | март | 16 | 16. 30 –17.00 | групповая | 1 | Число 12. Цифра 12. | групповая комната | текущий |
27 | март | 23 | 16. 30 –17.00 | групповая | 1 | Число 13. Цифра 13. | групповая комната | текущий |
28 | март | 30 | 16. 30 –17.00 | групповая | 1 | Число 14. Цифра 14. | групповая комната | текущий |
29 | апрель | 06 | 16. 30 –17.00 | групповая | 1 | Число 15. Цифра 15. | групповая комната | текущий |
30 | апрель | 13 | 16. 30 –17.00 | групповая | 1 | Арифметическая задача. Понятие об обратной задаче. | групповая комната | текущий |
31 | апрель | 20 | 16. 30 –17.00 | групповая | 1 | Число 16. Цифра 16. | групповая комната | текущий |
32 | апрель | 27 | 16. 30 –17.00 | групповая | 1 | Число 17. Цифра 17. | групповая комната | текущий |
33 | май | 04 | 16. 30 –17.00 | групповая | 1 | Число 18. Цифра 18. | групповая комната | текущий |
34 | май | 11 | 16. 30 –17.00 | групповая | 1 | Число 19. Цифра 19. | групповая комната | текущий |
35 | май | 18 | 16. 30 –17.00 | групповая | 1 | Число 20. Цифра 20. Повторение. | групповая комната | текущий |
36 | май | 25 | 16. 30 –17.00 | групповая | 1 | Итоговое занятие. | групповая комната | Итоговый контроль |
Календарный учебный график к курсу «По дороге к Азбуке»
№ п/п | Месяц | Число | Время проведения занятия | Форма занятия | Кол –во часов | Тема занятия | Место проведения | Форма контроля |
1 | сентябрь | 03 | 16. 30 –17.00 по1часу) | групповая | 1 | Вводное занятие. | групповая комната | тестирование, диагностика. |
2 | сентябрь | 10 | 16. 30 –17.00 | групповая | 1 | В мире звуков. Звуки гласные и согласные. Ориентировка в тетради по письму. Ориентировка | групповая комната | текущий |
3 | сентябрь | 17 | 16. 30 –17.00 | групповая | 1 | Слово и его лексическое значение. Схема слова. Слова – предметы. | групповая комната | текущий |
4 | сентябрь | 24 | 16. 30 –17.00 | групповая | 1 | Звук [У] и буква «У». Предложение. Схема предложения. | групповая комната | текущий |
5 | октябрь | 01 | 16. 30 –17.00 | групповая | 1 | Звук [А] и буква «А». Слова – действия. | групповая комната | текущий |
6 | октябрь | 08 | 16. 30 –17.00 | групповая | 1 | Звук [И] и буква «И». Слова – признаки. | групповая комната | текущий |
7 | октябрь | 15 | 16. 30 –17.00 | групповая | 1 | Звуки [П], [П'] и буква «П». Слог. | групповая комната | текущий |
8 | октябрь | 22 | 16. 30 –17.00 | групповая | 1 | Звуки [Т], [Т'] и буква «Т». Словосочетания. | групповая комната | текущий |
9 | октябрь | 29 | 16. 30 –17.00 | групповая | 1 | Звуки [К], [К'] и буква «К». | групповая комната | текущий |
10 | ноябрь | 05 | 16. 30 –17.00 | групповая | 1 | Звуки [М] , [М'] и буква «М». Количество слогов в слове. | групповая комната | текущий |
11 | ноябрь | 12 | 16. 30 –17.00 | групповая | 1 | Звук [О] и буква «О». Звуковой анализ слов. | групповая комната | текущий |
12 | ноябрь | 19 | 16. 30 –17.00 | групповая | 1 | Зкук [Ы] и буква «ы». Формы ед. и мн. числа. | групповая комната | текущий |
13 | ноябрь | 26 | 16. 30 –17.00 | групповая | 1 | Звуки [С], [С'] и буква «С». Распространенные предложения. | групповая комната | текущий |
14 | декабрь | 03 | 16. 30 –17.00 | групповая | 1 | Звуки [Н], [Н'] и буква «Н». Интонация. | групповая комната | текущий |
15 | декабрь | 10 | 16. 30 –17.00 | групповая | 1 | Звук [Э] и буква «Э». Словотворчесто. | групповая комната | текущий |
16 | декабрь | 17 | 16. 30 –17.00 | групповая | 1 | Звуки [Х] , [Х'] и буква «Х». Игры с буквами. | групповая комната | текущий |
17 | декабрь | 24 | 16. 30 –17.00 | групповая | 1 | Звук[ Й] и буква «Й». Сравнение звуков «й» и «и». | групповая комната | текущий |
18 | январь | 14 | 16. 30 –17.00 | групповая | 1 | Двойные звуки[ЙА] и буква «Я». | групповая комната | текущий |
19 | январь | 21 | 16. 30 –17.00 | групповая | 1 | Звуки [3] , [3'] и буква «З». Ударение. Слова с двойным ударением (омографы). | групповая комната | текущий |
20 | январь | 28 | 16. 30 –17.00 | групповая | 1 | Звуки [Б], [Б'] и буква «Б». Слова – омонимы. | групповая комната | текущий |
21 | февраль | 04 | 16. 30 –17.00 | групповая | 1 | Звуки [В'], [В] и буква «В». Слова – антонимы. | групповая комната | текущий |
22 | февраль | 11 | 16. 30 –17.00 | групповая | 1 | Звуки [Ф], [Ф'] и буква «Ф». Многозначные слова. | групповая комната | текущий |
23 | февраль | 18 | 16. 30 –17.00 | групповая | 1 | Звуки [Д], [Д'] и буква «Д». Составление рассказа о себе. | групповая комната | текущий |
24 | февраль | 25 | 16. 30 –17.00 | групповая | 1 | Звуки [Г], [Г'] и буква «Г». Составление рассказа о своей семье. | групповая комната | текущий |
25 | март | 04 | 16. 30 –17.00 | групповая | 1 | Звук [Ш] и буква «Ш». Многосложные слова. | групповая комната | текущий |
26 | март | 11 | 16. 30 –17.00 | групповая | 1 | Звуки [Л], [Л'] и буква «Л». Составление коллективного рассказа. | групповая комната | текущий |
27 | март | 18 | 16. 30 –17.00 | групповая | 1 | Звуки [Й'] [Э] и буква «Е». | групповая комната | текущий |
28 | март | 25 | 16. 30 –17.00 | групповая | 1 | Звук [Ж] и буква «Ж». Фразеологизмы. | групповая комната | текущий |
29 | апрель | 04 | 16. 30 –17.00 | групповая | 1 | Звуки [Й'] [О] и буква «Ё». | групповая комната | текущий |
30 | апрель | 08 | 16. 30 –17.00 | групповая | 1 | Звуки [Р], [Р'] и буква «Р». | групповая комната | текущий |
31 | апрель | 15 | 16. 30 –17.00 | групповая | 1 | Звук [Ч'] и буква «Ч» | групповая комната | текущий |
32 | апрель | 22 | 16. 30 –17.00 | групповая | 1 | Звуки [Й'] [У] и буква «Ю». | групповая комната | текущий |
33 | апрель | 29 | 16. 30 –17.00 | групповая | 1 | Звук [Ц] и буква «Ц». | групповая комната | текущий |
34 | май | 06 | 16. 30 –17.00 | групповая | 1 | Звук [Щ'] и буква «Щ» | групповая комната | текущий |
35 | май | 13 | 16. 30 –17.00 | групповая | 1 | Мягкий знак. Твердый знак. | групповая комната | текущий |
36 | май | 20 | 16. 30 –17.00 | групповая | 1 | Итоговое занятие. | групповая комната | Итоговый контроль |
Работа с родителями.
Сентябрь Октябрь Ноябрь | Анкетирование родителей (изучение отношения родителей к проблеме подготовки детей к школе, их ожиданий от дополнительной услуги, выявление особенностей ребенка – будущего школьника). Беседа «Правила хорошего тона» Консультация «В игре готовимся к школе» (знакомство с играми, помогающими увидеть особенности проявления познавательной активности ребенка, его эмоциональной и социальной готовности). |
Декабрь Январь Февраль | Консультация «Готовим руку дошкольника к письму» Индивидуальная беседа «Обучение запоминанию» (распространение педагогического опыта по обучению заучивания стихов). Оформление уголка «Это нужно для школы» (донесение родителям информации об особенностях предстоящей школьной жизни). Папка – передвижка «Что необходимо знать первокласснику». |
Март Апрель Май | Консультация «Режим дня – залог здоровья и успеха в учебе» Индивидуальная беседа «Игры и упражнения для развития логического мышления». Беседа «Детский рисунок – ключ к внутреннему миру ребенка». Итоговое родительское собрание «А ваш ребенок готов к школе?» (дать информацию об уровне готовности детей к школе). |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА социально – педагогической направленности «Школа раннего развития «Росток»»
рабочая программа...
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа Социально - педагогического направления Обучение чтению и письму «Школа Букваря»
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа социально - педагогического направления Обучение чтению и письму «Школа Букваря». Предлагаемая программа расс...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Успешный старт» по психолого-педагогической подготовке детей-инвалидов 5-7 лет к школе
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Успешный старт» по психолого-педагогической подготовке детей-инвалидов 5-7 л...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности для детей 5-7 лет" Школа Гнома Эконома".
Программа разработана на основе следующих нормативных документов: − Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 31.07.2020) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально - педагогической направленности "Скоро в школу" 5-6 лет
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально - педагогической направленности "Скоро в школу" 5-6 лет...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально - педагогической направленности "скоро в школу" 6 - 7 лет
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально - педагогической направленности "скоро в школу" 6 - 7 лет...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально – педагогической направленности для детей подготовительной к школе группы «РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ПОСРЕДСТВОМ МНЕМОТЕХНИКИ»
Главный инструмент нашего разума - это память. Память - это связь прошлого с настоящим и будущим, процесс сохранения прошлого опыта, дающий возможность его повторного использования. Для развития и эфф...