"Чтение сказки К Паустовского "Теплый хлеб" (конспект по реализации образовательной области "Речевое развитие" в старшей группе)"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Лесникова Оксана Ильинична

Познакомить детей с новой сказкой К. Паустовского, научить придумывать окончание сказки в соответствии с логикой построения повествования

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Чтение сказки К. Паустовского «Тёплый хлеб»

( конспект по реализации образовательной области «Речевое развитие» в старшей группе)

Цель: познакомить детей с новой сказкой К. Паустовского, научить придумывать окончание сказки в соответствии с логикой построения повествования.

Задачи:

Образовательные: способствовать развитию коллективного, словесного творчества.

Развивающие: развивать речевые умения, внимание при построении предложения;   развивать литературное чутьё, воображение; развивать умение давать полный содержательный ответ на вопрос.

 Воспитательные: способствовать развитию социально-нравственных норм; повышать интерес к художественной литературе.

Оборудование: листы с распечатанным текстом, фонограмма вьюги.

Предварительная работа: чтение рассказов К. Паустовского, беседы по прочитанному. Словесные игры по Д. Родари «А что потом?», «Сказки без концовки».

Ход:

Воспитатель: Ребята, помните, мы с вами читали рассказ Константина Паустовского «Кот-ворюга?». Кто подскажет, о чём он?  

  Дети: коротко обозначают основную канву произведения и своё к нему отношение.

 Воспитатель: Здорово! Сегодня мне на электронную почту из библиотеки прислали письмо. Оказывается, Константин Паустовский писал не только рассказы, но и сказки. Хотите послушать? Присаживайтесь, сказка начинается! Итак «Тёплый хлеб».

Воспитатель читает сказку с листов. При словах «Конь заржал жалобно, протяжно, взмахнул хвостом, и тотчас в голых деревьях, в изгородях и печных трубах завыл, засвистел пронзительный ветер, вздул снег, запорошил Фильке горло» включается фонограмма вьюги с усилением звука. После фразы «Да ну его, Панкрата! -сказал Филька и затих» листы с текстом у воспитателя  неожиданно заканчиваются.

Воспитатель: Странно, я же все листы распечатывала. Ребята, посмотрите, нигде листочек не затерялся.

Физкультминутка. Дети ходят по группе, ищут листы, не находят, возвращаются.

Воспитатель: Не нашли? Ну вот, я так хотела новую сказку почитать! Интересно же, что дальше было!

Дети предлагают варианты путей решения проблемы: проверить письмо на  почте внимательнее, скачать текст из интернета, поискать такую сказку в других группах.

Воспитатель: Спасибо вам, вы, конечно, всё верно говорите,  но компьютер и  интернет у меня дома, в группах идут занятия, а мне так хотелось бы узнать, что дальше прямо сейчас...

Дети предлагают варианты. Если поступит предложение придумать самим, продолжаем.

Воспитатель: А сможете? Это всё-таки нелёгкая работа -придумывать сказки. Дети предлагают варианты развития событий по очереди. Воспитатель обращает внимание на детали: на улице зима, сильный мороз, Филька —ребёнок, река промёрзла, значит, мельница не работает. Особое внимание обращается на нравственную сторону: сделал злое дело—исправь; добро и дружба сильнее зла. Доброе дело и мороз прогонит. Добро всегда возвращается —ходит по кругу. Финальная фраза должна поставить логическую точку повествования.

Воспитатель: Благодарю вас, ребята! Очень мне понравилась сказка! А вам?

Дети: делятся впечатлением.

Воспитатель: Интересно, а почему Константин Паустовский назвал сказку «Тёплый хлеб»?

Дети: отвечают, воспитатель подводит к пониманию ценности хлеба, особенно в военное время.

Воспитатель: Трудно вам было сочинять сказку?

Дети: отвечают.

Воспитатель: А что нужно сделать писателю, чтобы сказка стала интересной и увлекательной? Что вы для этого придумали?

Дети: отвечают, выделяя моменты волшебства, помощи герою, победы добра над злом, торжество справедливости и исправление характера главного героя.

Воспитатель: Знаете, мне ваша сказка очень понравилась, вы настоящие сказочники! Теперь даже не знаю, стоит ли искать потерянное окончание? Дети: выражают своё мнение.

Воспитатель: Договорились! Вы сегодня поделились со мной своим творчеством, а я хочу поделиться с вами благодарностью. Помните поговорку «Добро по кругу ходит?»

Упражнение «Передай добро по кругу». Дети и воспитатель встают в круг, держась за руки. С улыбкой и словами «Передай добро дальше» передают рукопожатие. После прохождения полного круга игра останавливается.

Воспитатель: Смотрите-ка, действительно вернулось! Я благодарю вас, ребята и желаю стать если уж не добрыми сказочниками, так уж добрыми людьми —точно!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексно-тематическое планирование реализации образовательной программы в старшей группе на 2016 – 2017учебный год

Комплексно-тематическое планирование  реализации образовательной программы...

Комплексно - тематическое планирование реализации образовательной программы в старшей группе на 2014- 2015 учебный год

Комплексно - тематическое планирование реализации образовательной программы в старшей  группе  на 2014- 2015  учебный год...

Комплексно- тематическое планирование реализации образовательной программы в старшей группе на 2017-2018уч. год.

Комплексно- тематическое планирование реализации образовательной программы в старшей группе на 2017-2018уч. год....

Перспективное тематическое планирование реализации образовательной программы в старшей группе (компенсирующей направленности) № 1 на 2020 – 2021 учебный год

Перспективное тематическое планирование реализации образовательной программыв старшей группе(компенсирующей направленности) № 1на 2020 – 2021 учебный год...

Перспективное тематическое планирование реализации образовательной программы в старшей группе на 2020 – 2021 учебный год

Перспективное тематическое планирование реализации образовательной программыв старшей группе № 10 «Звездная»на 2020 – 2021 учебный год...

Перспективное тематическое планирование реализации образовательной программы в старшей группе

Перспективное тематическое планирование реализации образовательной программыв старшей  группе...

Конспект : «Чтение сказки Б. Шергина «Рифмы», стихотворения Э. Мошковской «Вежливое слово» в старшей группе

Конспект : «Чтение сказки Б. Шергина «Рифмы», стихотворения Э. Мошковской «Вежливое слово» в старшей группеИнтеграция образовательных областей: речевое развитие...