Конспект НОД по развитию речи в группе раннего возраста по лексической теме «Обитатели воды- рыбы»
план-конспект занятия по развитию речи (младшая группа)
Познакомить детей с подводным миром и его обитателями, дать представление о рыбах, о внешнем виде, их особенностях Формировать знания о воде, как о среде обитания рыб.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
more_dokument_microsoft_office_word.docx | 21.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по развитию речи в группе раннего возраста по лексической теме «Обитатели воды- рыбы»
Задачи:
Обучающие:
Познакомить детей с подводным миром и его обитателями, дать представление о рыбах, о внешнем виде, их особенностях Формировать знания о воде, как о среде обитания рыб.
Развивающие:
Развивать интерес к окружающему миру. Развивать мелкую моторику
Расширять активный и пассивный словарь детей за счет слов: рыба, чешуя, плавник, мальки.
Воспитательные:
Содействовать накоплению опыта доброжелательных отношений со взрослым и другими детьми. Воспитывать доброжелательное отношение ко всему живому.
Методы и приёмы:
Моделирование игровой ситуации с целью постановки проблемы и создания мотивации, упражнения на логическое мышление, вопросы к детям, беседа, использование дидактических пособий (изготовленных своими руками, наглядного материала, рассматривание картины, проведение физкультминутки, пальчиковой гимнастики, технических средств).
Развивающая среда
Картины с изображением морских животных; аудиозапись с шумом моря; варежки-рыбки; стаканы с водой, трубочки для коктейля .
Предварительная работа:
Рассматривание иллюстраций из серии «Обитатели моря», беседа о морских обитателях.
Ход НОД:
Занятие начинается с игры " Поезд"
Дети построившись в паровозик ,заходят в группу. Воспитатель при этом сопровождает песней
Игра
"
Содержание
Взрослый предлагает нескольким детям встать друг за другом.
Дети выполняют роль вагончиков, а взрослый — паровоза.
Паровоз дает гудок, и поезд начинает движение: вначале медленно, а затем все быстрее и быстрее.
Дети двигают руками в такт словам
«чу-чу-чу».
Игра
проводиться под пение следующей песенки:
Вотпоезд наш едет,
Колеса стучат,
А в поезде этом
Ребята сидят.
Чу-чу-чу, чу-чу-чу!
Бежит паровоз
Далеко-далеко.
Ребят он повез.
Далеко-далеко.
Но вот остановка,
Кто хочет слезать?
Вставайте, ребята,
Пойдемте гулять!
Воспитатель: Ребята вот мы с вами и приехали.
Звучит аудиозапись со звуками моря — плеск волн, прибой, крик чаек.
Воспитатель: Ребята, прислушайтесь. Что вы слышите?
Дети: Шум моря, волны плещутся о берег …
Воспитатель: Правильно. Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по морю. А на чем можно путешествовать по морю?
Дети: На лодке, пароходе, корабле.
Воспитатель: Правильно. И я вам предлагаю сесть на лодочку, и отправиться в путешествие по морю. Давайте с вами сядем на лодочки и поплывём. Найдите каждый себе дружочка. Разбейтесь на пары. Возьмитесь за руки, разведите руки в стороны. У нас получились лодочки, а теперь покачаемся на лодочках по волнам.
Лодочка, лодочка, как повезло!
В руки возьму я штурвал и весло,
И прокачусь на просторе.
Ах, как волнуется море!
- теперь мы с вами пересядем на корабль. Для этого мы присядем на стульчики.
Проводится пальчиковая гимнастика "Лодочка".
Две ладошки прижму (Ладони лодочкой, волнообразные движения рук.)
И по морю поплыву.
Две ладошки – друзья
Это лодочка моя.
Паруса подниму,(Поднять выпрямленные ладони вверх.)
Синим морем поплыву.
А по бурным волнам (Имитация движений волн и рыбок.)
Плывут рыбки тут и там.
Воспитатель: Ребята, мы с вами приплыли на самую середину синего моря. Посмотрите, здесь чей-то домик. Интересно кто в нем живет? Нужно отгадать загадку, тогда и узнаем, кто здесь обитает?
В воде она живет — нет клюва, а клюет.
Блещет в море чистом спинкой серебристой.
(Рыба).
Воспитатель: Давайте внимательно посмотрим на нее. Вот у рыбки туловище вытянутое, длинное, впереди голова, а сзади хвост. У рыбки всегда спинка сверху, а брюхо снизу. На спине, на брюшке и на хвосте есть плавники, а тело рыбки покрыто чешуёй.
А для чего рыбке нужны плавники?
Ответы детей: Плавать…
Воспитатель: Чтобы двигаться. А хвостовой плавник — это основной орган движения, он выполняет роль руля, особенно при крутых поворотах.
На голове у рыбки есть глаза. А зачем нам нужны глаза?
Ответы детей: Чтобы видеть.
Воспитатель: Правильно, чтобы видеть. Рыбка видит глазами все вокруг себя, так же, как и мы с вами. А что ещё есть на голове у рыбки?
Ответы детей: Рот.
Воспитатель: А для чего нужен рыбке рот?
Ответы детей: Чтобы есть, разговаривать.
Воспитатель: Правильно, так же как и нам с вами, для того чтобы есть и разговаривать. Ведь рыбки тоже умеют разговаривать, только очень тихо, поэтому их никто не слышит. Давайте и мы с вами попробуем поговорить как рыбки.
Проводится артикуляционное упражнение "Рыбка".
Содержание
Воспитатель читает рифмовку, а дети выполняют, закрепляя произношение звука [П] изолированно.
Закрывает рыбка рот.
Воздух в носик набирается,
[П], сквозь губы прорывается!
П - п - п -п -п. ( Повторить 5 раз).
А сейчас рыбка приглашает нас к себе в гости на морское дно посмотреть, кто еще живет в этом загадочном подводном мире. А для того чтобы отправиться за нашей рыбкой мы должны стать тоже рыбками.
Воспитатель одевает детям на руки варежки-рыбки. Выполняются волнообразные движения влево - вправо, вверх-вниз.
Воспитатель: Поплывем за нашей рыбкой, она хочет нам что-то показать. Вот мы и на морском дне. Море огромное, море синее, море теплое. На морском дне растут целые заросли водорослей, есть красивые, разноцветные камни и волшебные раковины. Наша рыбка хочет познакомить нас со своими друзьями водными обитателями, только нужно отгадать загадки. Посмотрите внимательно на картинки и подумайте о ком эта загадка.
А теперь отгадайте загадки о морских обитателях (по мере разгадывания загадок, выставляю картинки с изображением животных на мольберт):
И на суше и в воде
Носит дом свой на спине
Путешествует без страха
В этом доме (черепаха)
Через море – океан плывет чудо великан
На спине его есть кран
Из него бежит фонтан (кит)
Кит самое большое животное в мире. Он кормит своих детенышей молоком. Когда он плывет, в море виден фонтанчик воды.
Понеслась о нем молва:
Восемь ног да и голова
Чтобы всем страшнее было
Выпускает он чернила (осьминог)
Осьминоги живут у самого дна, скрываясь между камнями или в подводных пещерах. Осьминог получил свое название за количество ног. Их ровно восемь.
Над водой взметнулась глыба
Это очень злая рыба
Показала свой плавник
И опять исчезла вмиг (акула).
Это большие, быстрые и зубастые рыбы. Зубы у них - в шесть рядов, и острые, как пила. Кожа этих рыб покрыта чешуей и острыми шипами. Встречаться с этой рыбой очень опасно.
Ты уже дружок конечно
Что-то слышал обо мне.
Я всегда пятиконечна
И живу на самом дне (морская звезда)
Эти животные - хищники. Питаются звезды моллюсками. Они постоянно ползут по морскому дну, только очень медленно. Движутся они с помощью ножек с присосками. У звезды 5 лучиков.
Только мимо нас проплыли
Поиграли и уплыли
Среди волн мелькают спины
Дети, кто это? (Дельфины)
Дельфин – очень умное млекопитающее, он добрый и обаятельный и очень любит детей. Как мы можем назвать их всех вместе?
Если дети затрудняются, то воспитатель, с помощью наводящих вопросов, выясняет, где они живут-обитают. Они обитают в море. Значит, они морские обитатели.
Рыбка приготовила нам ещё одну игру называется она " Весёлые пузырьки".
Возьмите трубочки. Подуйте через трубочку на ладошку, почувствуйте выходящий из трубочки воздух. а теперь давайте сделаем весёлые пузырьки! Трубочки, опустите в стакан с водой и подуйте. Буль-буль! Получаются весёлые пузырьки! Если дуть слабо - получаются маленькие пузырьки. А если подуть сильно, то получается целая буря! Давайте устроим бурю!
Воспитатель: Рыбки устали плавать и играть , давайте соберем их в коробочку, они будут спать. Потом мы еще поиграем с рыбками. Наша чудо-рыба тоже устала. Куда поставим ее отдыхать?
Ответы детей: На полочку.
Воспитатель: Понравилось вам играть с рыбкой?
Ответы детей: Да.
Воспитатель: Ребята давайте скажем спасибо нашей рыбке, что она показала свой подводный мир, в котором она живет и посадим ее обратно в аквариум, а мы с вами вспомним, о чем сегодня говорили.
Рефлексия:
Где мы с вами были сегодня?
Кого мы там встретили?
Что больше всего вам понравилось?
Ребята, нарисуйте дома с родителями рисунки подводных жителей и принесите в сад на выставку рисунков.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект занятия по развитию речи по теме "Обитатели воды- рыбы"
Конспект содержит обучающий материал для детей старшей группы....
Конспект НОД по познавательному развитию . Тема: «Обитатели воды – рыбы»
Образовательная область: познавательное развитие.Тема: «Обитатели воды – рыбы»Тема в соответствии с комплексно-тематическим планированием: РыбыЦель: создать условия для п...
Конспект ООД по познавательному развитию в средней группе. Тема: "Обитатели воды - рыбы"
Цель занятия - на примере аквариумных рыб познакомить детей с обитателях воды, а также.в оспитывать бережное отношение к рыбам....
Формирование элементарных математических представлений Тема: «Обитатели воды – рыбы»
Ребята, по дороге в детский сад я встретила почтальона, он нам передал письмо от кота Лаврентия. (а в нем считалка)Считалочка "Дед хотел уху сварить".Дед хотел уху сварить,Дед пошел ерш...
Педагогический проект по развитию речи детей раннего возраста посредством фольклора. Тема: «Потешкина книжка»
Актуальность. Фольклор одно из действенных и ярких средств, таящий огромные дидактические возможности. Знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь малышей, формирует отношение к окр...
Сборник дидактических игр для развития речи детей дошкольного возраста по лексической теме «Домашние животные и птицы»
В данном сборнике представлены дидактические игры для развития детей младшего дошкольного возраста. Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности, она активизирует псих...
Конспект занятия по познавательному развитию № 25 в средней группе Тема: «Обитатели воды - рыбы»
Конспект занятия по познаниюв средней группе «Обитатели воды - рыбы»...