Конспект занятия по познавательному развитию № 25 в средней группе Тема: «Обитатели воды - рыбы»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)
Конспект занятия по познанию
в средней группе «Обитатели воды - рыбы»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
25_obitateli_vody_-_ryby.docx | 23.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по познавательному развитию № 25
в средней группе
Тема: «Обитатели воды - рыбы»
Доминирующая образовательная область: познавательное развитие.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Деятельность детей: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы и фольклора, двигательная.
Цель: уточнить и расширить представление детей о рыбах.
Программное содержание: уточнить и расширить представление детей о рыбах; развивать умение наблюдать, анализировать, делать выводы, выражать их в речи; закрепить умение соблюдать правила безопасности.
Предварительная работа: накануне положить в прозрачный сосуд с водой кусочек пластилина, прочитать детям сказку «По-щучьему веленью».
Материалы и оборудование: демонстрационный – прозрачный сосуд с водой, кусочек пластилина; иллбюстрации с изображением рыб, большой сосуд с водой (надувной бассейн), лодочки, кубики; лента для игры; раздаточный – пособие по ознакомлению с окружающим миром для детей 4-5 лет, цветные карандаши.
Планируемые результаты: дети имеют представления о рыбах.
Структура занятия
I | Вводная часть |
| 1 мин |
II | Основная часть | 17 мин | |
1 | Игра | «Ловись рыбка» | 2 мин |
2 | Опыт | 2 мин | |
3 | Физкультминутка | 1 мин | |
4 | Беседа | О рыбах | 2 мин |
5 | Опыт | 1 мин | |
6 | Работа с пособием | «Что не правильно нарисовали дети?» | 2 мин |
7 | Работа с пособием | «Кто идет ловить рыбу?» | 2 мин |
8 | Физкультминутка | «Рыбаки» | 2 мин |
9 | Работа с пособием | «Кто какую рыбу поймал?» | 1 мин |
10 | Работа с пособием | «Помоги ребятам заполнить…» | 2 мин |
III | Заключительная часть | Итог | 2 мин |
Длительность 20 минут
Ход занятия
I. Вводная часть
- Ребята, а какое сейчас время года? (Зима.)
- Что происходит зимой с озёрами, реками? (Они замерзают.)
- Кто из вас видел замёрзшее озеро?
- Вы обращали внимание на людей, сидящих на льду?
- Что они делают?
- В какой сказке волк занимался подлёдным ловом?
II. Основная часть
1. Игра «Ловись рыбка»
Дети изображают рыб, а воспитатель волка. В определённый момент волк просыпается и ловит рыбу лентой.
- Давайте поиграем в игру. Я буду волком, а вы – рыбками. Я пришёл вас ловить. Мой хвост – это лента. Ловись, рыбка, большая и маленькая, ловись рыбка… Так какую же я рыбку поймал? И совсем это не рыба – две руки, две ноги. Ты кто?
Ребёнок называет какую-нибудь рыбу, а воспитатель не уступает.
- Ты на рыбу не похож. Посмотрите на разных рыб (воспитатель показывает картинки: щука, пескарь, лещ и любые другие наиболее непохожие). Чем они отличаются?
Дети с легкостью находят отличия.
- А чем они похожи?
- Как нам их обозначить всех одной картинкой?
Дети затрудняются найти общее решение. И ищут его вместе с воспитателем.
2. Опыт
- Давайте рассмотрим форму рыб. Что у них общего?
- Их тело напоминает капельку. Попробуем узнать, почему же природа создала их такими.
Наливаем в таз воду и по очереди проводим рукой, поставленной на ребро с сомкнутыми пальцами, в воде. Зачем то же самое открытой ладошкой.
- В каком случае рука идёт легче через воду? (В первом.)
- Теперь сами объясните, почему рыбы имеют такую форму.
- Мы уже говорили о том, что человек учится у природы. А чему он научился у рыб?
- Водный транспорт создан по их подобию.
Дети пускают воду маленькие лодочки, и для сравнения, деревянный кубик.
3. Физкультминутка
- Плаваем стилем брасс.
Руки идут вперёд, сложенные вместе с ладошками. Потом их разводят в стороны, ладонями назад.
- Ребята, объясните, зачем мы делаем руками, такие движения во время плавания.
4. Беседа о рыбах
- Давайте рассмотрим разных рыб.
Перед детьми картинки с изображением щуки, сома, карася и других рыб.
- Все рыбы такие разные! Что же их объединяет?
- Они живут в воде, покрыты чешуёй. Не зря люди придумали такие загадки.
В воде жива,
На суше мертва,
У родителей и деток
Вся одежда из монеток.
- Чем рыбы отличаются от зверей?
- Рыба, живое существо? (Да.)
- Почему вы так думаете?
- Как всякое живое существо, она дышит, ест, растёт, у неё появляются детки. Чем же дышит рыба?
5. Опыт
- В воде есть немного воздуха. Давайте рассмотрим пластилин, который находится в воде. Что вы видите? (Он покрылся пузырьками воздуха.)
- Когда зимой в водоёмы замерзают, то воздуха в воде становится мало, и рыбы могут погибнуть. Поэтому люди специально делают проруби, чтобы воздух попадал в воду. Чтобы вода в проруби быстро не замерзала, в неё кладут пучки соломы и сверху присыпают снегом. Через снег и солому воздух хорошо проходит в воду.
6. Работа с пособием (задание 2)
- Что неправильно нарисовали дети?
- Помогите им исправить рисунки. (В левом аквариуме надо «дорисовать» воду, в правом – хвост рыбке.)
- Вспомните сказку «По щучьему веленью». Емеля прорубил прорубь и поймал щуку рукой. Конечно, в сказке всякое бывает. Но здесь всё похоже на правду. Подумайте почему. Вода была скована льдом, щуке было нечем дышать, а когда Емеля сделал прорубь, щука поднялась поближе к воздуху. Тут Емеля её и схватил.
7. Работа с пособием (задание 1)
- Кто идёт ловить рыбу?
- Почему вы так думаете?
- Для чего ловят рыбу?
- Что можно из не приготовить?
- Кто из диких животных, нарисованных на картинке, любит рыбу?
- Кто из домашних животных любит есть рыбу?
- В каких сказках герои ловили рыбу и что из этого вышло?
- Дети у рыбки появляются из икры. Они называются мальки. Почему?
- Рыбу любят и звери (медведи) и некоторые птицы (чайки), и люди.
- Чем люди ловят рыбу? (Сетями, на удочку.)
- Как называется человек, ловящий рыбу? (Рыболов.)
- Из каких двух слов образовалось это слово?
- Послушайте стихотворение:
С утра сидит на озере
Любитель рыболов.
Сидит, мурлычет песенку,
А песенка без слов.
А песенка чудесная,
И радость в ней и грусть,
И знает эту песенку
Вся рыба наизусть.
Как песня начинается,
Вся рыба расплывается….
- Как вы думаете, почему расплывается рыба, услышав песенку?
8. Физкультминутка
Все дети изображают рыбаков, сосредоточено глядя на воображаемый поплавок. Периодически они вытаскивают удочку и эмоционально реагируют на улов. Это может быть большая и маленькая рыбка, которой дети распоряжаются по своему усмотрению (кладут в ведро с водой, отдают кошке, отпускают в реку).
9. Работа с пособием
- Кто какую рыбу поймал?
10. Работа с пособием
- Помогите ребятам заполнить аквариум жильцами. Проведите линии от изображений рыб в аквариум. Нарисуйте воду и водоросли.
III. Заключительная часть
- Как вы думаете все ли, кто умеет плавать, – рыбы? (Нет, есть водоплавающие птицы и звери, человек тоже умеет плавать.)
- Послушайте:
Щука проглотила щётку,
Щётка ей щекочет глотку.
– Удивительное дело!
Что же за рыбку я съела? (Г.Виеру)
- Отгадайте загадки, и объясните, по каким признакам вы догадались, о ком идёт речь.
С хвостом, а не зверь,
С перьями, а не птица. (Рыба.)
Блещет в реке чистой
Спинкой серебристой. (Рыба.)
Хвостом виляет,
Зубаста, а не лает. (Щука.)
Крылья есть,
Да не летает,
Ног нет.
Да не догонишь. (Рыба.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе тема: «Берегите и цените воду»
Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе тема: «Берегите и цените воду»...
Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе Тема: « Цените и берегите воду»
: Познакомить детей со свойствами воды. Формировать естественные научные представления у дошкольников, путем проведения опытов...
Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе Тема: «Вода и ее свойства»
Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе Тема: «Вода и ее свойс...
Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе Тема: «Волшебные превращения воды»
Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе Тема: «Волшебные превращения воды» ...
Конспект ООД по познавательному развитию в средней группе. Тема: "Обитатели воды - рыбы"
Цель занятия - на примере аквариумных рыб познакомить детей с обитателях воды, а также.в оспитывать бережное отношение к рыбам....
Конспект занятия по познавательному развитию для средней группы «Морские обитатели»
Цели: познакомить детей с обитателями глубин морей и океанов.Задачи:Образовательные:обогащать знания детей о морских животных, об их особенностях;закрепить знания детей о глобусе, как о моде...
Конспект занятия по познавательному развитию для средней группы «Морские обитатели» Составитель: Демина Ангелина Сергеевна, воспитатель ГБОУ Школа №1383
Цели: познакомить детей с водными обитателями и проблемами экологии.Задачи:Образовательные:Закреплять знания детей о водной среде обитания;Обогащать знания детей о водных обитателях, об их особе...