Конспект НОД по познавательному развитию . Тема: «Обитатели воды – рыбы»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Образовательная область: познавательное развитие.
Тема: «Обитатели воды – рыбы»
Тема в соответствии с комплексно-тематическим планированием: Рыбы
Цель: создать условия для первоначального представления и обогатить кругозор детей об обитателях воды.
Задачи:
- Формировать представления детей о внешних особенностях рыб.
- Развивать наблюдательно-познавательный интерес в процессе экспериментирования.
- Развивать умения анализировать и делать вывод, выражать в речи.
- Развивать словарный запас.
- Воспитывать любознательность, желание познавать окружающий мир.
- Способствовать гуманному отношению ко всему живому.
- Воспитывать культуру поведению в природной среде.
- Закладывать основы экологической культуры личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_nod_po_poznavatelnomu_razvitiyu_obitateli_vody_-_ryby.doc | 61.5 КБ |
obitateli_vody_-.ppt | 2.84 МБ |
Предварительный просмотр:
Образовательная область: познавательное развитие.
Тема: «Обитатели воды – рыбы»
Тема в соответствии с комплексно-тематическим планированием: Рыбы
Цель: создать условия для первоначального представления и обогатить кругозор детей об обитателях воды.
Задачи:
- Формировать представления детей о внешних особенностях рыб.
- Развивать наблюдательно-познавательный интерес в процессе экспериментирования.
- Развивать умения анализировать и делать вывод, выражать в речи.
- Развивать словарный запас.
- Воспитывать любознательность, желание познавать окружающий мир.
- Способствовать гуманному отношению ко всему живому.
- Воспитывать культуру поведению в природной среде.
- Закладывать основы экологической культуры личности.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, познавательно-исследовательская.
Активизация словаря: Гидрофон, плавательный пузырь.
Формы организации: фронтальная, индивидуальная.
Формы реализации детских видов деятельности: отгадывание загадок, беседа, экспериментирование, объяснение, физминутка, практические задания.
Методы и приёмы: игровой, наглядный, вопросы к детям, словесная, дидактическая игра.
Предварительная работа: не запланирована.
Оборудование: мультимедийный проектор, презентация по теме, 2 емкость с водой, салфетки на каждого ребенка, картинки порядок появления рыб, мяч плотный, мяч надувной, игрушки заводные, макет рыбы.
Ход НОД
Деятельность воспитателя | Деятельность детей |
I. Вводная часть | |
Здравствуй, Солнце! | Дети руки поднимают вверх Руками над головой описать большой круг Плавно опустить руки на ковер Описать большой круг над головой, все ребята берутся за руки и поднимают их вверх |
- Ребята, прислушайтесь! Что это за шум? - Правильно это шум воды. Слайд№2 -Большая часть нашей планеты покрыта морями, океанами, озерами и реками. Именно поэтому если посмотреть на нее из космоса она выглядит голубой. - Ребята на чем мы можем путешествовать по воде? Слайд№3 - Сегодня мы отправимся в необыкновенное путешествие на корабле. Вы будете в роли исследователей и исследовать водных обитателей. Узнаете много нового и интересного. О ком пойдет сегодня речь, вы узнаете, отгадав загадку. У родителей и деток Вся одежда из монеток Кто это? В воде жива, На суше мертва. Слайд№4 - Ребята как вы уже догадались, мы с вами будем говорить о….. | Дети садятся на стульчики. Дети слушают шум морского прибоя. Ответы детей. Ответы детей(Корабле, лодке, катере, подводной лодке и т.д.) Дети отгадывают (рыба) Дети отгадывают (рыба) Ответы детей (о рыбах) |
II.Основная часть | |
Слайд№5 -Давайте рассмотрим строение рыб. - Тело рыб покрыто чешуей и передвигаются в воде с помощью плавников. А хвост, как руль, помогает рыбе поворачивать влево – вправо. - Ребята, мы сейчас с вами проведем опыт и посмотрим, как плавники и хвост помогают рыбам жить и двигаться в воде. Опыт 1 Две емкости с водой для игрушек. В первой игрушка лежит неподвижно, а во второй завести игрушку. - Посмотрите, что у нас происходит? - Что помогает рыбке двигаться? Для чего нужен хвост, плавники? Вывод: хвост и плавники рыба использует как мотор и руль, ими она отталкивается от воды. | Детьми рассматривают картинки с изображением рыб. В первом случае рыбка неподвижна, а во втором она двигается. Хвост служит рулем, а плавники помогают плавать. |
Слайд№6 - А есть ли у рыб шея? - Верно, нет шеи. Голова сразу переходит в туловище. Поэтому рыба поворачивается всем корпусом и не всегда видит корм. Рыба имеет обтекаемую форму, напоминает капельку. Такая форма тела помогает быстро двигаться в воде. Попробуем узнать почему природа создала их такими. Опыт 2 - Предлагаю вам поэкспериментировать, подходите к столу. - Ребята давайте представим, что это у нас водоем, а наши руки рыбки. Сейчас мы с вами по очереди опустим руки в воду ребром с сомкнутыми пальцами и поводим, а теперь тоже самое – открытой ладошкой. - В каком случае рука легче идет сквозь воду? - Теперь сами объясните, почему рыбы имеют такую форму? Вывод: обтекаемая форма тела помогает рыбе быстро двигаться, преодолевая сопротивление водной среды. -Человек учится у природы многому. А чему он научился у рыб? Слайд№7 - Водный транспорт создан по их подобию. | Ответы детей. Дети подходят к столу. В емкости вода дети по очереди проводят рукой поставленной на ребро с сомкнутыми пальцами, в воде. Затем, тоже самое - открытой ладошкой. Ответы детей (в первом.) Дети высказывают свои предположения. Ответы детей. |
Динамическая пауза -Рыбки отличные пловцы. А вы умеете плавать. Давайте немного поплаваем. Рыбки весело резвятся В чистой, тепленькой воде. То сожмутся, разожмутся, То зароются в песке. | Дети выполняют действия по тексту. Произвольно машут руками, двигают ногами. Присели, подпрыгнули головки к коленям- «спрятались», поднялись, выполняют плавательные движения руками. |
Слайд№8 - Как и люди рыбы дышат кислородом, но поглощают его из воды, они заглатывают воду ртом, которое потом вытекает из специального отверстия, расположенного по бокам головы называемые жабрами с их помощью рыбы дышат. Жабры поглощают кислород содержащийся в воде. - Ребята, почему рыба не тонет, ведь она тяжелая? - Вы знаете, что тяжелые предметы в воде тонут. - Оказывается, у рыбки специальный пузырь (плавательный), который помогает ей не тонуть. Опыт 3 В емкость с водой положить плотный шарик, который легко идет на дно. И положить маленький воздушный шарик, надутый воздухом. - Что наблюдаем? - Почему тонет плотный шарик? Вывод: шарик, надутый не тонет, его поддерживает воздух. - Такой же мешочек, плавательный пузырь, который находится в брюхе, не позволяет рыбке тонуть. Она легко может опуститься на дно или подняться вверх, то надувая, то сдувая свой плавательный пузырь. Сдайд№9 Д/игра «Что сначала, что потом» - Ребята, как рыбы появляются на свет и растут? Рыбы вырастают из мальков, а мальки вылупляются из икринок, которые взрослые рыбки выбрасывают в воду. - А теперь вы сами разложите по порядку картинки с этапами развития рыбы. - Чем питаются рыбы? Слайд№10-11 - Правильно рыбы питаются насекомыми, маленькими рачками, листьями и стеблями водорослей. Хищники: планктоном, мелкими рыбешками, икрой, лягушками и даже детенышами водоплавающих птиц. | Ответы детей. Плотный шарик утонул, надутый воздухом не тонет. Он тяжелый. Ответы детей. Дети по — очереди подходят к столу с картинками, выбирают нужную и выкладывают на доске порядок появления рыб. Ответы детей(насекомыми, маленькими рачками, листьями и стеблями водорослей и т.д.) |
- Ребята как вы думаете рыбы говорят? - В народе про рыб говорят ”нем как рыба” не совсем верное, во-первых потому что рыбы все-таки издают звуки, а во-вторых человеческое ухо их просто не слышит. Если человек не слышит, это не значит, что рыбы молчат. Ученые изобрели прибор, который может под водой слышать и записывать звуки. Этот прибор называется гидрофон. Слайд №12 Они исследовали подводный мир и доказали, что рыбы умеют «говорить» друг с другом. Рыбы используют самые разные звуки, напоминают визги, скрипы, хрюканье, кудахтанье, урчание и даже пение птичек. - Давайте послушаем голос рыбы «ворчун». | Дети садятся на стульчики. Ответы детей. Прослушивание записи. |
III. Заключительная часть. | |
- Чем рыбы отличаются от зверей? - Рыба живое существо? - Почему вы так думаете? - Нужно защищать и беречь природу, не загрязнять водоемы, очищать их. И тогда люди смогут питаться экологически чистой речной и морской рыбой, а аквариумными рыбками – любоваться. | Дети отвечают (они живут под водой). Дети высказывают предположения (как всякое существо она дышит, растет, у нее появляются дети) |
Список литературы:
Интернет источник: https://yandex.ru/video/preview/?filmId=991823088018954324&text=звукозапись+голоса+рыб+%22ворчун%22
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД
С. ЛИПОВКА МАРКСОВСКОГО РАЙОНА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
413087 Саратовская обл., Марксовский р-н с. Липовка у. Рабочая, д.10
🕿 (8-4567) 6-47-93
Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию Тема: «Обитатели воды- рыбы»
подготовительная группа
Подготовила воспитатель, 1-категории:
Опилатова Инесса Владимировна
с. Липовка
2020г.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по познавательному развитию Тема: «Волшебница вода».
Конспект НОД по познавательному развитию Тема: «Волшебница вода»....
План-конспект занятия по развитию речи по теме "Обитатели воды- рыбы"
Конспект содержит обучающий материал для детей старшей группы....
Конспект НОД по познавательному развитию Тема: Как зимуют рыбы, насекомые и птицы?
Тема: Как зимуют рыбы, насекомые и птицы?Цели: Закрепить знания о многообразии животного мира; рассказать о зимовье рыб, насекомых и птиц развивать логическое мышление , внимание, воспи...
Конспект НОД по познавательному развитию Тема «Волшебница вода»
Конспект НОД по познавательному развитиюТема «Волшебница вода» Форма обучения: нетрадиционное занятие по исследовательской деятельно-сти детей. Количество детей: подгруппаЦель: С...
Конспект ООД по познавательному развитию в средней группе. Тема: "Обитатели воды - рыбы"
Цель занятия - на примере аквариумных рыб познакомить детей с обитателях воды, а также.в оспитывать бережное отношение к рыбам....
Конспект занятия по познавательному развитию № 25 в средней группе Тема: «Обитатели воды - рыбы»
Конспект занятия по познаниюв средней группе «Обитатели воды - рыбы»...