Самообразование : «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста посредством пластилинографии»
учебно-методический материал по развитию речи (старшая группа)

Чипышева Ирина Викторовна
  • Комплекс художественно – творческой деятельности по пластилинографии способствует развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста, развитию речи и интеллектуальному  развитию детей с ЗПР.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_plastilinografiya_2018-20.docx24.06 КБ

Предварительный просмотр:

План по самообразованию  на 2018-2020 учебный год в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР от 5 до 7 лет.

«Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста посредством пластилинографии»

Тема: «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через пластилинографию».

Актуальность выбранной темы.

  • Рисование пластилином (пластилинография) - один из наиболее редко применяемых на практике видов изобразительной деятельности, так как является не обязательным в программе дошкольного образования.
  • Изучение психолого-педагогической литературы по данной теме позволило выдвинуть следующее предположение. Использование комплекса художественно – творческой деятельности по пластилинографии способствует развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста, развитию речи и интеллектуальному  развитию детей с ЗПР.
  • Лепка – один из самых эмоциональных видов изобразительной деятельности. Пластилин используется как изобразительный материал, а инструментом для работы с этим материалом служат ладошки и пальчики ребёнка, а именно руки подготавливают детей к овладению учебным и трудовым умениям и навыкам.
  • К тому же пластилинография способствует, снятию мышечного напряжения и расслаблению, развивает мелкую моторику пальцев рукразвивает детское воображение, художественное и пространственное мышление, будит фантазию, побуждает дошкольников к самостоятельности. У детей формируется умение планировать работу, доводить начатое дело до конца.

ЦельРазвитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через пластилинографию.

Задачи:

  • 1. Развивать мелкую моторику, координацию движений рук.
  • 2. Развивать сенсорные способности восприятия, чувства цвета, формы, композиции.
  • 3. Формировать у детей устойчивый интерес к использованию в своей деятельности нетрадиционной техники работы с пластилином.
  • 4. Воспитывать самостоятельность, аккуратность в работе.

     Этапы

  • • Подготовительный.
  • Изучение авторских подходов к пластилиновой живописи. Проведение начальной диагностики детей. Консультации для родителей. Создание в группе предметно-развивающей среды.
  • • Практический. Организация и проведения занятий. Консультации для родителей. Обогащение развивающей среды в группе. Оформление выставок детских работ.
  • • Итоговый.
  • Итоговая диагностика детей.
  • Оформление фотовыставки работ.
  • Основной формой обучения детей рисованию пластилином является занятие.

Формы работы:

  • • совместная работа с детьми;
  • • индивидуальная работа;
  • • работа с родителями
  • Перспективный план работы по пластилинографии.

Этапы. Сроки Содержание деятельности Форма предоставления результатов Взаимодействие с родителями

  • 1 этап
  • Подготовительный
  • Сентябрь-октябрь
  • Подбор и изучение литературы, проведение первичной диагностики, составление перспективного плана работы, составление списка педагогической литературы, конспектов НОД, создание в группе предметно-развивающей среды.
  • Список литературы,
  • Картотека НОД по
  • пластилинографии. Консультация
  • «Все дети любят пластилин»
  • Помощь в сборе материала для работы (глина, пластилин и т. д.)
  • Анкетирование «Пластилинография – как средство развития мелкой моторики рук и творческих способностей у дошкольников"
  • Практический
  • 2 этап
  • Ноябрь «Осень по лесочку ходила»
  • Учить создавать цветное изображение «Осеннего леса» на плоскости при помощи пластилина; закреплять умение и навыки- отщипывание, скатывание шариков и жгутиков. Побуждать в самостоятельном выборе цвета.

 Выставка работ.

  • Консультация «Игры, упражнения для развития мелкой моторики пальцев рук детей»
  • Декабрь «Новогодняя елка»
  • Формировать у детей обобщённое представление о ёлочных игрушках. Продолжать осваивать навык мозаичной пластилинографии – скатывать мелкие шарики нужного цвета, заполняя поверхность объекта, прижимая.
  • Оформление памятки для педагогов. Выставка детских работ
  • Январь Индивидуальная работа с детьми, имеющими затруднения: раскатывать кусочки пластилина в «жгутики»«маленькие шарики», сплющивать шарики на плоскости изображения. Практическая деятельность
  • Февраль
  • «Кораблик для папы» Побуждать детей к изготовлению подарков для близких. Учить создавать на плоскости объект «кораблик» сочетая разные приёмы техники. Закреплять знания о российской армии, развивать творческие способности, внимание, общую и мелкую моторику, воспитывать самостоятельность.
  • Конспект НОД Выставка детских работ. Статья в родительский уголок «Важные секреты по работе с пластилином»
  • Март «Цветы для мамы» Формирование композиционных навыков. Учить создавать выразительный образ посредством передачи объёма и цвета; использовать в работе стеку.
  • Апрель «Пластилиновая сказка»
  • Учить создавать выразительный героев сказки, посредством передачи формы цвета, развивать фантазию, сенсорную сферу, воспитывать любознательность.
  • 3 этап
  • Итоговый Май
  • Итоговая диагностика.
  • Отчет по теме самообразования Презентация «Пластилиновая сказка»
  • Галерея лучших детских работ.

Перспективы на следующий год:

  • 1. Продолжить работу по теме: «Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста через пластилинографию»;
  • 2. Продолжить работу по разработке новых конспектов НОД, игровых упражнений по данной теме;
  • 3. Изучить новинки методической литературы по пластилинографии;
  • 4. В работу с родителями включить беседы, анкетирование, консультации.
  • 5. Создать развивающую среду : пополнить запас различными видами пластилиновых масспластилином, песочной массой, полимерной глиной, бусинками, крупным бисером, крупами различных видов, различными видами печаток, трафаретов, альбомами с образцами, алгоритмами, моделями и схемами.
  • Список литературы
  • • Давыдова Г. Н Пластилинография. - М. : Издательство «Скрипторий 2003», 2013.
  • • Давыдова Г. Н. Пластилинография. Анималистическая живопись. – М. :Издательство «Скрипторий», 2007.
  • • Лыкова И. А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки». – М. : «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2006. – 144 с., 8 л. вкл.
  • • Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском садуПланирование, конспекты занятий, методические рекомендации/ И. А. Лыкова- М. : Карапуз, 2007.
  • • Рейд Б. «Обыкновенный пластилин». - М., 1998г.
  • • Ткаченко Т. А. Мелкая моторика. Гимнастика для пальчиков. М. : Эксмо, 2006г.
  • • Гаврина С. Е., Кутявина Н. П. Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать - Ярославль: Академия развития, 1997г.
  • • Морозова О. А. «Волшебный пластилин». - М. : Мозаика-Синтез, 2008г.
  • • Интернет ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста средствами - пластилинографии

Проект направлен на развитие творческих способностей детей по изобразительной деятельности, конструированию. Может реализовываться в любой группе, начиная с двух лет. Пластилинография – это один ...

Индивидуальный план профессионального развития воспитателя по развитию мелкой моторики рук детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных видов изодеятельности

Индивидуальная тема: «Развитие мелкой моторики рук  детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных видов изодеятельности».Когда начата работа над темой: сентябрь 2017 г.Когда п...

Семинар-практикум для воспитателей дошкольных отделений «Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста посредством нетрадиционной деятельности»

Развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста посредствам разных видов деятельности в процесе работы с детьми....

Индивидуальный план работы по самообразованию. Тема: «Развитие мелкой моторики у детей среднего возраста посредством пластилинографии»

Одним из несомненных достоинств занятий по пластилинографии с детьми дошкольного возраста является интеграция предметных областей знаний. Деятельность пластилинографией позволяет интегрировать различн...

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ "Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста посредством пластилинографии"

Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графия» - создавать, изображать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи котор...

Отчет по самообразованию «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста посредством различных видов деятельности»

     В. А. Сухомлинский говорил: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев.» «Рука – это своего рода внешний мозг» - писал Кант. Известный ...

План по самообразованию «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста посредством пальчиковых игр»

Тема: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста посредством пальчиковых игр».Актуальность.На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, сви...