Самообразование : «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста посредством пластилинографии»
учебно-методический материал по развитию речи (старшая группа)
- Комплекс художественно – творческой деятельности по пластилинографии способствует развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста, развитию речи и интеллектуальному развитию детей с ЗПР.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie_plastilinografiya_2018-20.docx | 24.06 КБ |
Предварительный просмотр:
План по самообразованию на 2018-2020 учебный год в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР от 5 до 7 лет.
«Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста посредством пластилинографии»
Тема: «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через пластилинографию».
Актуальность выбранной темы.
- Рисование пластилином (пластилинография) - один из наиболее редко применяемых на практике видов изобразительной деятельности, так как является не обязательным в программе дошкольного образования.
- Изучение психолого-педагогической литературы по данной теме позволило выдвинуть следующее предположение. Использование комплекса художественно – творческой деятельности по пластилинографии способствует развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста, развитию речи и интеллектуальному развитию детей с ЗПР.
- Лепка – один из самых эмоциональных видов изобразительной деятельности. Пластилин используется как изобразительный материал, а инструментом для работы с этим материалом служат ладошки и пальчики ребёнка, а именно руки подготавливают детей к овладению учебным и трудовым умениям и навыкам.
- К тому же пластилинография способствует, снятию мышечного напряжения и расслаблению, развивает мелкую моторику пальцев рук, развивает детское воображение, художественное и пространственное мышление, будит фантазию, побуждает дошкольников к самостоятельности. У детей формируется умение планировать работу, доводить начатое дело до конца.
Цель: Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через пластилинографию.
Задачи:
- 1. Развивать мелкую моторику, координацию движений рук.
- 2. Развивать сенсорные способности восприятия, чувства цвета, формы, композиции.
- 3. Формировать у детей устойчивый интерес к использованию в своей деятельности нетрадиционной техники работы с пластилином.
- 4. Воспитывать самостоятельность, аккуратность в работе.
Этапы
- • Подготовительный.
- Изучение авторских подходов к пластилиновой живописи. Проведение начальной диагностики детей. Консультации для родителей. Создание в группе предметно-развивающей среды.
- • Практический. Организация и проведения занятий. Консультации для родителей. Обогащение развивающей среды в группе. Оформление выставок детских работ.
- • Итоговый.
- Итоговая диагностика детей.
- Оформление фотовыставки работ.
- Основной формой обучения детей рисованию пластилином является занятие.
Формы работы:
- • совместная работа с детьми;
- • индивидуальная работа;
- • работа с родителями
- Перспективный план работы по пластилинографии.
Этапы. Сроки Содержание деятельности Форма предоставления результатов Взаимодействие с родителями
- 1 этап
- Подготовительный
- Сентябрь-октябрь
- Подбор и изучение литературы, проведение первичной диагностики, составление перспективного плана работы, составление списка педагогической литературы, конспектов НОД, создание в группе предметно-развивающей среды.
- Список литературы,
- Картотека НОД по
- пластилинографии. Консультация
- «Все дети любят пластилин»
- Помощь в сборе материала для работы (глина, пластилин и т. д.)
- Анкетирование «Пластилинография – как средство развития мелкой моторики рук и творческих способностей у дошкольников"
- Практический
- 2 этап
- Ноябрь «Осень по лесочку ходила»
- Учить создавать цветное изображение «Осеннего леса» на плоскости при помощи пластилина; закреплять умение и навыки- отщипывание, скатывание шариков и жгутиков. Побуждать в самостоятельном выборе цвета.
Выставка работ.
- Консультация «Игры, упражнения для развития мелкой моторики пальцев рук детей»
- Декабрь «Новогодняя елка»
- Формировать у детей обобщённое представление о ёлочных игрушках. Продолжать осваивать навык мозаичной пластилинографии – скатывать мелкие шарики нужного цвета, заполняя поверхность объекта, прижимая.
- Оформление памятки для педагогов. Выставка детских работ
- Январь Индивидуальная работа с детьми, имеющими затруднения: раскатывать кусочки пластилина в «жгутики», «маленькие шарики», сплющивать шарики на плоскости изображения. Практическая деятельность
- Февраль
- «Кораблик для папы» Побуждать детей к изготовлению подарков для близких. Учить создавать на плоскости объект «кораблик» сочетая разные приёмы техники. Закреплять знания о российской армии, развивать творческие способности, внимание, общую и мелкую моторику, воспитывать самостоятельность.
- Конспект НОД Выставка детских работ. Статья в родительский уголок «Важные секреты по работе с пластилином»
- Март «Цветы для мамы» Формирование композиционных навыков. Учить создавать выразительный образ посредством передачи объёма и цвета; использовать в работе стеку.
- Апрель «Пластилиновая сказка»
- Учить создавать выразительный героев сказки, посредством передачи формы цвета, развивать фантазию, сенсорную сферу, воспитывать любознательность.
- 3 этап
- Итоговый Май
- Итоговая диагностика.
- Отчет по теме самообразования Презентация «Пластилиновая сказка»
- Галерея лучших детских работ.
Перспективы на следующий год:
- 1. Продолжить работу по теме: «Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста через пластилинографию»;
- 2. Продолжить работу по разработке новых конспектов НОД, игровых упражнений по данной теме;
- 3. Изучить новинки методической литературы по пластилинографии;
- 4. В работу с родителями включить беседы, анкетирование, консультации.
- 5. Создать развивающую среду : пополнить запас различными видами пластилиновых масс, пластилином, песочной массой, полимерной глиной, бусинками, крупным бисером, крупами различных видов, различными видами печаток, трафаретов, альбомами с образцами, алгоритмами, моделями и схемами.
- Список литературы
- • Давыдова Г. Н Пластилинография. - М. : Издательство «Скрипторий 2003», 2013.
- • Давыдова Г. Н. Пластилинография. Анималистическая живопись. – М. :Издательство «Скрипторий», 2007.
- • Лыкова И. А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки». – М. : «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2006. – 144 с., 8 л. вкл.
- • Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду: Планирование, конспекты занятий, методические рекомендации/ И. А. Лыкова- М. : Карапуз, 2007.
- • Рейд Б. «Обыкновенный пластилин». - М., 1998г.
- • Ткаченко Т. А. Мелкая моторика. Гимнастика для пальчиков. М. : Эксмо, 2006г.
- • Гаврина С. Е., Кутявина Н. П. Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать - Ярославль: Академия развития, 1997г.
- • Морозова О. А. «Волшебный пластилин». - М. : Мозаика-Синтез, 2008г.
- • Интернет ресурсы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста средствами - пластилинографии
Проект направлен на развитие творческих способностей детей по изобразительной деятельности, конструированию. Может реализовываться в любой группе, начиная с двух лет. Пластилинография – это один ...
Индивидуальный план профессионального развития воспитателя по развитию мелкой моторики рук детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных видов изодеятельности
Индивидуальная тема: «Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных видов изодеятельности».Когда начата работа над темой: сентябрь 2017 г.Когда п...
Семинар-практикум для воспитателей дошкольных отделений «Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста посредством нетрадиционной деятельности»
Развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста посредствам разных видов деятельности в процесе работы с детьми....
Индивидуальный план работы по самообразованию. Тема: «Развитие мелкой моторики у детей среднего возраста посредством пластилинографии»
Одним из несомненных достоинств занятий по пластилинографии с детьми дошкольного возраста является интеграция предметных областей знаний. Деятельность пластилинографией позволяет интегрировать различн...
ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ "Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста посредством пластилинографии"
Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графия» - создавать, изображать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи котор...
Отчет по самообразованию «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста посредством различных видов деятельности»
В. А. Сухомлинский говорил: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев.» «Рука – это своего рода внешний мозг» - писал Кант. Известный ...
План по самообразованию «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста посредством пальчиковых игр»
Тема: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста посредством пальчиковых игр».Актуальность.На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, сви...