Индивидуальный план работы по самообразованию. Тема: «Развитие мелкой моторики у детей среднего возраста посредством пластилинографии»
рабочая программа (средняя группа)
Одним из несомненных достоинств занятий по пластилинографии с детьми дошкольного возраста является интеграция предметных областей знаний. Деятельность пластилинографией позволяет интегрировать различные образовательные сферы. Темы занятий тесно переплетаются с жизнью детей, с той деятельностью, которую они осуществляют на других занятиях (по ознакомлению с окружающим миром и природой, развитию речи, и т.д.).
В результате дети:
-Реализуют познавательную активность. Весь подбираемый материал для занятий с детьми, имеет практическую направленность, максимально опирается на имеющийся у них жизненный опыт, помогает выделить сущность признаков изучаемых объектов и явлений, активизирует образы и представления, хранящиеся в долговременной памяти. Они позволяют уточнить уже усвоенные им знания, расширить их, применять первые варианты обобщения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie_18_-_19.docx | 24.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Индивидуальный план работы по самообразованию.
Ф.И.О. педагога: Чегаровская Екатерина Евгеньевна
Образование: средне - специальное
Специальность: воспитатель
Стаж педагогической работы: 7 лет
Квалификационная категория: 1
Курсы повышения квалификации: «Актуальные проблемы дошкольного образования в условиях
введения ФГОС ДО»
Тема: «Развитие мелкой моторики у детей среднего возраста посредством пластилинографии»
Дата начала работы над темой: октябрь 2018г
Предполагаемая дата окончания работы: май 2019г
Цель: развитие мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста средствами пластилинографии.
Задачи:
- повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы, самообразования;
- создание условий для художественно- творческой деятельности детей;
- организация индивидуальной деятельности по осмыслению и проработке заданного материала;
- изучение методик, технологий развитию мелкой моторики рук.
Пояснительная записка
«Руки учат голову затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга».
И. П. Павлов.
Исследованиями различных стран установлено, что уровень мыслительной деятельности, развитие речи детей находятся в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Занятия по развитию осязания и мелкой моторики помогают оказывать положительное воздействие на кору головного мозга и тем самым ослаблять зависимость становления зрительных функций от зрительного дефекта.
Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графил» — создавать, рисовать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла.
Этот жанр представляет собой создания лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности, с применением нетрадиционных техник и материалов.
С раннего возраста детей знакомят с пластилином: ребёнок учится раскатывать его в руках, размазывать, сплющивать, вытягивать и скатывать, формируя примитивные фигуры и соединяя их между собой. Такой податливый материал, как пластилин, является идеальным инструментом для маленького творца.
У ребенка, занимающегося пластилинографией, развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются, ребенок подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо. Этому всему способствует хорошая мышечная нагрузка пальчиков.
Одним из несомненных достоинств занятий по пластилинографии с детьми дошкольного возраста является интеграция предметных областей знаний. Деятельность пластилинографией позволяет интегрировать различные образовательные сферы. Темы занятий тесно переплетаются с жизнью детей, с той деятельностью, которую они осуществляют на других занятиях (по ознакомлению с окружающим миром и природой, развитию речи, и т.д.).
В результате дети:
-Реализуют познавательную активность. Весь подбираемый материал для занятий с детьми, имеет практическую направленность, максимально опирается на имеющийся у них жизненный опыт, помогает выделить сущность признаков изучаемых объектов и явлений, активизирует образы и представления, хранящиеся в долговременной памяти. Они позволяют уточнить уже усвоенные им знания, расширить их, применять первые варианты обобщения.
-В интересной игровой форме обогащают свой словарь. В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с пластилином ведётся непрерывный разговор с детьми. Такая игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, формирование и активизации словаря, пониманию ребенком речи окружающих.
У детей воспитывается тактильные и термические чувства пальцев. Необходимость тактильного и термического чувства кончиками и подушечками пальцев обусловлена практикой жизни, должна стать необходимой фазой обучения, накопления социокультурного опыта ребенка.
Дети дошкольного возраста наилучшим образом знакомятся с материалами через тактильные ощущения. На занятиях происходит реализация впечатлений, знаний, эмоционального состояния детей в изобразительном творчестве.
Но главное значение занятий по пластилинографии состоит в том, что в конце обучения, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются. Этому способствует хорошая мышечная нагрузка на пальчики. У детей развивается пинцетное хватание, т. е. захват мелкого предмета двумя пальцами или щепотью они так – же умеют самостоятельно осуществлять движения во всех его качествах: силе, длительности, направленности и др.
Детское творчество успешно развивается в тех условиях, когда процесс воспитания и обучения планомерный и систематический. Главное заинтересовать ребенка и поддержать его. Приобщая ребенка к миру прекрасного, развивается трудолюбие, усидчивость, художественный вкус, воображение, мышление, эмоциональное положительное отношение к миропониманию.
Освоение отдельных технических приемов пластилинографии вполне доступно детям дошкольного возраста и может внести определенную новизну в творчество детей, сделать его более интересным и увлекательным.
Пластилинография имеет ярко выраженные характерные черты: традиционность, коммуникативность, коллективный характер творчества, высокое совершенство языка, связь с окружающей жизнью.
План самообразования по теме: «Развитие мелкой моторики у детей посредством пластилинографии»
Виды деятельности | Октябрь | Ноябрь | Декабрь | Январь | Февраль | Март | Апрель | Май |
Изучение методической литературы | Программа «От рождения до школы» | Интернет ресурсы по развитию мелкой моторики с помощью пластилиногра — фии | Давыдова Г.Н. «Детский дизайн» Пластилинография | Рейд Б. «Обыкновенный пластилин» | Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду». Авторская программа «Цветные ладошки» | Горичева В.С. , Нагибина М.И. «Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина» | Ткаченко Т.А. Мелкая моторика. Гимнастика для пальчиков | Галкина Г.Г., Дубинина Т.И. Пальцы помогают говорить |
Методическое обеспечение (ПРС, карточек и т.д.) | Подбор методического материала по теме | Подбор и изучение материала с использованием интернет ресурсов. ФГОС | Перспективный план | Оформление картотеки «Пальчиковая гимнастика» | Подбор схем для работы с пластилином | Составление памяток для родителей по данной теме | Изготовление папки – передвижки «Игры, упражнения для развития мелкой моторики пальцев рук детей» | Консультация для педагогов «Разновидность пластилина и инструменты для лепки» |
Работа педагога с родителями | Анкетиро-вание для родителей по пластилино-графии | Рекомендации для родителей на тему «Как выбрать пластилин, его разновидность» | Оформление статьи в родительский уголок « Важные секреты по работе с пластилином» | Консультация для родителей « Занятия с пластилином в домашних условиях» | Семинар - практикум для родителей: «Пластилино-графия и ее значение для развития ребенка» | Памятки для родителей «Зачем нужно развивать мелкую моторику рук», «Значение пальчиковой гимнастики для умственного и психического развития ребенка»
| Консуль-тация родителям «Развитие мелкой моторики у детей» | Консультация родителям «Роль пластилино-графии для развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста» |
Работа педагога с детьми | 1.«Ветка рябины» 2. «Созрели яблочки в саду» 3. «Варим варенье» 4. «Чудо-грибочки» | 1. «Осеннее дерево» 2. «Гусеница» 3. «Ёжик» 4. «Клубочки для котёнка» | 1.«Снежинка» 2.«Снеговик» 3.«Снеговик» (продолжение) 4. «Ёлочка, ёлка колкая иголка» | 1.«Чашка для куклы Кати» 2.«Рыбки в аквариуме» 3.«Рыбки в аквариуме» (продолжение) | 1.«Праздничный торт» 2.«Мы делили апельсин» 3.«Самолёт летит» 4. «Медвежонок» | 1.«Праздничное платье куклы Кати» (украсим платье) 2.«Веточка мимозы в подарок маме» 3.«Волшебная туфелька» (украсим туфельку) 4.«Мышка и золотое яичко» | 1.«Утка с утятами» 2.«Разноцветный светофорчик». 3.«Улитка, улитка выпусти рога». 4.«Черепаха» | 1.«Бабочка» 2.«Листочки» 3.«Цветик-семицветик» 4. «Радуга-дуга» |
Практические выходы:
1. Оформление сборника консультаций для родителей.
Тема: «Развитие мелкой моторики рук с помощью пластилина»
2.Консультация для педагогов.
Тема: «Пластилинография как средство развития мелкой моторики рук»
3. Итоговая выставка работ «Мы лепим!»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
план работы по самообразованию ТемаТ: «Развитие мелкой моторики рук детей 5-6 лет с ЗПРР через занятия пластилинографией»
план работы по самообразованию ТемаТ: «Развитие мелкой моторики рук детей 5-6 лет с ЗПРР через занятия пластилинографией»...
План работы по самообразованию тема: «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста»
laquo;Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста в играх, упражнениях и разных видах продуктивной деятельности»....
План работы по самообразованию Тема: «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста"
Актуальность темыФедеральный государственный образовательный стандарт дошкольного задача детских садов – создавать условия, при которых дети развиваются, им интересно, а в итоге ребенок полноцен...
План по самообразованию воспитателя на тему "Развитие мелкой моторики рук детей раннего возраста посредством дидактических игр"
План по самообразованию на 2021 - 2022 учебный год....
Самообразование : «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста посредством пластилинографии»
Комплекс художественно – творческой деятельности по пластилинографии способствует развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста, развитию речи и интеллектуальному развитию...
План работы по самообразованию. Тема: «Развитие мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста»
Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по данной теме....
Программа по самообразованию Тема: «Развитие мелкой моторики у детей среднего возраста через различные виды деятельности». 2023-2024 г.
Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка, так как развитие руки...